Условия существования жизни. КСП Естествознание 5 класс

Краткосрочный план урока № 11

Школа:
Дата: ФИО учителя:
Класс: 5 Количество присутствующих: Отсутствующих:
Тема урока: Условия существования жизни

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
5.2.4.1 – описывать возникновение жизни на Земле

Цели обучения Все учащиеся смогут:
Учиться выделять главное и приводить свои знания в систему
Большинство учащихся будут уметь:
познакомиться с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Некоторые учащиеся смогут:
Объяснить от чего зависит распределение тепла и света на Земле
Цели урока: систематизировать знания учащихся о живой и неживой природе; определить факторы, обеспечивающие существование жизни на Земле
Критерии оценивания: Учащиеся достигли цели обучения, если
умение наблюдать, сравнивать и описывать образцы приспособления растений и животных к окружающей среде
Языковые цели: Предметная лексика и терминология:
• движение
• дыхание
• рост и развитие
• чувствительность
• размножение
• выделение
• питание
Языковая цель обучения: — Учащиеся могут:
• описать и сравнить устно основные свойства живых организмов
• письменно заполнить таблицу подобрав описание к свойствам живых организмов

Привитие ценностей: Академическая честность, взаимопомощь, сотрудничество
Межпредметные связи: Биология и математика и
Навыки использования ИКТ: Работа с интерактивной доской, презентация
Предварительные знания: Умеет различать природные объекты
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
10 мин Организационный момент
Проверка домашней работы.
Повторение прошлой темы.
Каковы условия существования жизни на нашей планете?
♦ На какие группы можно разделить всех живых существ на Земле?
♦ В каких средах могут проживать живые существа?

12 мин

Изучение нового материала через практическую работу.
Все живые существа на планете очень разные, но всегда интересные, а иногда просто фантастические. (См. приложение 1 и приложение 2. Выборочное чтение) Трудно точно сказать, сколько существует видов живых существ. По подсчетам ученых: растений — около 350 тыс. видов, животных — 1,5 млн. видов, микроорганизмов — 75 тыс. видов. Главная цель нашего урока — выяснить, благодаря чему на Земле существует жизнь.
Интересный и сложный мир, что нас окружает, охватывает множество объектов природы: это люди, и цветы, и горы, и птицы, и машины, и реки, и книги и др. (Перечень продолжают ученики, а учитель записывает его на доске.)
Попробуйте разделить перечисленные объекты на две группы. Почему вы объединили именно эти объекты вместе? Что в них общего? Что отличного?
Чем же объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы? Ученые до этого времени так и не пришли к общему мнению. Поэтому только попробуем определить основные признаки живого (составление «ассоциативного куста»).

Почему именно на нашей планете существует жизнь? Ответить на этот вопрос можно, только обобщив много информации про разнообразные природные факторы.
Положение Земли в Солнечной системе оптимально. Земля не так сильно раскаляется, как ближайший к Солнцу Меркурий, но и не так сильно охлаждается, как далекий Сатурн. Планеты-гиганты притягивают крупные космические тела, и они не падают на нашу планету.
Солнце дает нашей планете свет и тепло. «Магнитный щит» и озоновый экран защищают планету. Наличие водяного пара будет способствовать регулированию температурного режима воздуха.
Воздушная оболочка Земли имеет оптимальный газовый состав (азот, кислород, водород, вода и тому подобное). Живым организмам кислород необходим для дыхания, азот — для образования живых клеток. Такая воздушная оболочка защищает поверхность Земли от опасного прямого солнечного излучения, падение космических тел (астероидов, метеоритов и др.).
Вода — удивительный и самый распространенный минерал на Земле. Воды на Земле очень много (если взглянуть на карту, она покрывает 71 % площади земного шара). Вода есть везде: в воздухе в виде пара, облаков, кристаллов льда; под землей; на полюсах — Северном и Южном. Вода незаменима, поскольку все живые организмы содержат в себе ее большое количество.
Так, тело человека на 65 % состоит из воды, рыбы — на 75 %, яблоко — на 80 %, морковь и огурец — на 95 %, медуза — на 99 %.
Растения получают воду из почвы, животные едят растения или утоляют жажду из рек и других водоемов. Все многообразие жизни на Земле, все продукты питания, которые потребляет человек, наконец, создаются растениями из углекислого газа и воды.
Обсуждение способов приспособления растений и животных своей местности к условиям существования (птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка ежей, змей, медведей и др.).
Все живые организмы, стремясь выжить, приспосабливаются к условиям окружающей среды. Приспособление (адаптация) — результат длительного взаимодействия живых организмов с окружающей средой, что помогло им выжить. Адаптируясь к определенным условиям, организм меняет не только свои привычки, внешний вид, а и даже строение.
Демонстрация и обсуждение рисунков, где изображены варианты приспособления живой природы к условиям среды: растения и животные пустыни; арктические животные и растения.
Вывод. На протяжении всей беседы учащиеся определяют, что наличие воздуха, воды, солнечного тепла и света — условия существования жизни на планете.
Наша планета — уникальна: воздух, вода, солнечное тепло и свет идеально подходят для жизни всего живого. Таким образом, без солнечного тепла и света жизнь на Земле было бы невозможным. Зеленые растения используют солнечный свет, преобразуют его, получая питательные вещества (далее этот процесс мы рассмотрим более подробно). Животные не наделены такой способностью, поэтому питаются растениями или другими животными.
1 группа
Объяснить:
а) яркая окраска в осы или шмеля;
б) обтекаемую форму тела в рыб и птиц;
в) почему скунс выделяет очень резкий запах;
2 группа
Объяснить:
а) наличие перепонки между пальцами у водоплавающих животных;
б) почему цветки львиного зева похожи на шмелей;
в) почему гремучие змеи имеют яркую окраску и издают характерный звук;
3 группа
Объяснить:
а) густой покров у северных млекопитающих;
б) образование волками отдельных пар в брачный период, а зимой объединения в стаи;
в) подушкоподібну форму растений в высокогорных районах.
4 группа
Объяснить:
а) почему яйца птиц, гнездящихся открыто, практически не видны на фоне леса;
б) сохранение воды в кактусов;
в) почему некоторые ящерицы в случае опасности демонстрируют замирание или имитацию ранения (смерти).
5 группа
Объяснить:
а) сланку форму у растений в северных широтах;
б) почему белка запасает на зиму корм;
в) почему тигр полосатый.

Презентация
Слайд №1-6

Приложение 1

Приложение 2
Конец урока
5 мин Работа в тетрадях
Ученики, используя приложения 1, 2, объясняют приспособления растений и животных к окружающей среде.
♦ Как вы считаете, почему кит за 2 с вдихує так много кислорода?
♦ Почему водяная лилия с Амазонки имеет такое большое листья?
♦ Почему у дикого фикуса такие длинные корни?
♦ Почему в теле гусениц так много мышц?
♦ Почему пингвин не летает?

Подведение итогов уроков.
Домашняя работа.
В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
— что узнал, чему научился?
— что осталось непонятным?
— над чем необходимо работать?
Приложение 3

Дифференцирование – каким образов Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учениками? Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Более способным учащимся в ходе практической работы можно предложить дополнительные вопросы высокого порядка.
При затруднении менее способным учащимся учитель может оказывать помощь с помощью наводящих вопросов Во время урока применяется взаимооценивание, а также оценивание учителем в ходе наблюдения Проводится физминутка
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичным?
Что учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?
Правильно ли была проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышления об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что могло бы поспособствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:
Что я выявил (а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

One thought on “Условия существования жизни. КСП Естествознание 5 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *