СОР ЖБ Русский язык и литература (каз школа) 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………….4
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие и достопримечательности»…….5
Суммативное оценивание за раздел «Жара и холод: страна и образ жизни»……..7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………10
Суммативное оценивание за раздел «Культура: характер и личность»…………11
Суммативное оценивание за раздел «Здоровый образ жизни: спорт и еда»……..14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………18
Суммативное оценивание за раздел «Традиции празднования Нового года, Наурыза и
Рождества»…………………………………………………………19
Суммативное оценивание за раздел «Хобби и свободное время»………………22
Суммативное оценивание за раздел «Музыка в нашей жизни»…………………25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………28
Суммативное оценивание за тему «День Победы: почему мы должны помнить»……29
Суммативное оценивание за раздел Молодежная культура: Интернет и социальные сети 33
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие и достопримечательности»
Цель обучения 7.С4. Определять основную мысль текста, опираясь
на содержание текста
Г5. Участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет основную мысль текста
• Участвует в диалоге
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Применение
Время выполнения 20 минут
1. Прослушайте текст.
Людей, которые почти не путешествовали, так мало, что каждого хочется назвать чудаком. Одним из таких был Стив Джобс. Его жизнь кипела нешуточными страстями, но редко выходила за пределы Кремниевой долины в США. Кремниевая долина — это место, не обозначенное на картах, но известное во всем мире. Полоска калифорнийского побережья с климатом средиземноморья, ведущими университетами и центрами высоких технологий: и все рядом друг с другом. Именно здесь начинался Стив Джобс. География жизни компьютерного гения — в книге Брента Шлендера «Становление Стива Джобса»
Первое и, пожалуй, самое большое свое путешествие Стив Джобс совершил в юности, и это была паломническая поездка в Индию. Ему, молодому хиппи, стали очень близки идеи буддизма и индуизма. Но сделаться садхи — монахом-отшельником — у Стива не получилось: слишком велики были амбиции.
В 1985 году, когда Стива в результате неурядиц изгнали из совета директоров Apple, он посетил Европу и даже планировал пожить там какое-то время. В Америке он уже прослыл гением-хулиганом, несдержанным и грубым, а в Европе еще считался образцом быстрого и успешного стартапа. Поэтому помимо музеев и экскурсий, Джобс был завсегдатаем приемов у ведущих бизнесменов и даже глав государств.
Запишите ключевые слова/словосочетания.
2. Сформулируйте основную мысль, используя ключевые слова.
3. Составьте диалог журналиста и Стива Джобса, обсудите в парах проблему, поднятую автором.
(Время на подготовку — 3 минут, время на диалог — 1,5 минут)
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет основную мысль текста. 1 записывает ключевые слова (не менее 10); 1
2 формулирует основную мысль, используя ключевые слова; 1
Участвует в диалоге 3 демонстрирует понимание проблемы текста; 1
приводит аргументы; 1
формулирует выводы. 1
Всего баллов 5
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Путешествие и достопримечательности»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет основную мысль текста. Демонстрирует недостаточные знания и понимание прослушанного текста; формулирует основную мысль, затрудняется аргументировать свой ответ примерами из текста. □ Демонстрирует достаточное понимание прослушанного текста; достаточно ясно формулирует основную мысль; частично аргументирует свой ответ примерами из текста. □ Демонстрирует глубокое понимание прослушанного текста; точно и ясно формулирует основную мысль; аргументирует свой ответ примерами из текста. | |
Участвует в диалоге. Выдвигает простые идеи и понятия; приводит слабые аргументы; предпринимает попытку формулировать выводы. □ Выдвигает достаточно сложные идеи и понятия; приводит аргументы; частично формулирует выводы. □ Выдвигает сложные идеи и понятия, приводит четкие, логически последовательные аргументы; формулирует выводы.
6
Суммативное оценивание за раздел «Жара и холод: страна и образ жизни»
Цель обучения 7.Ч1. Понимать главную и второстепенную
информацию сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвестными, повседневными знаниями
П3. Представлять информацию в виде таблицы, схемы диаграммы, графика
7.ИЯЕ 2.1.Использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет главную и второстепенную
информацию текстов
• Соотносит информацию с общеизвестными,
повседневными знаниями
• Представляет информацию в виде таблицы,
схемы диаграммы, графика
• Использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами
Знание и понимание Навыки высокого порядка Применение знаний
Время выполнения 20 минут
1. Прочитайте текст.
Из рассказа «Четыре художника» по Г. Скребицкому
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит -а неподалёку, с края поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоковысоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди, летят,
Уровень мыслительных навыков
7
машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам. Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся. Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
Сформулируйте главную и второстепенную информацию, используя вводные слова и вводные конструкциями, однородные члены предложения.
Задание 2
Ответьте на вопрос «Как Художник-Осень повлияла на природу?» и представьте информацию в ввиде таблицы/ментальной карты.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет главную и второстепенную информацию текстов. 1 выбирает главную и второстепенную информацию. 1
Использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами. 1 использует простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. 1
Соотносит информацию с общеизвестными, повседневными знаниями; представляет информацию в виде таблицы, схемы диаграммы, графика. 2 выделяет основные изменения природы осенью (не менее 4-х). 1
представляет информацию в виде таблицы/ментальной карты. 1

Всего баллов 4
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Жара и холод: страна и образ жизни»
ФИО обучающегося_____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет главную и второстепенную информацию текстов Демонстрирует недостаточные знания и понимание прочитанного текста; частично определяет главную и второстепенную информацию 1 Демонстрирует достаточное понимание прочитанного текста; достаточно ясно определяет главную и второстепенную информацию^ ^ Демонстрирует глубокое понимание прочитанного текста; точно и ясно определяет главную и второстепенную информацию ^ ^
Соотносит информацию с общеизвестными, повседневными знаниями; представляет информацию в виде таблицы, схемы диаграммы, графика Показывает низкий уровень умений синтезировать информацию □ Показывает достаточный уровень умений синтезировать информацию □ Показывает высокий уровень умений синтезировать информацию □
Использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения Использует узкий спектр синтаксических конструкций □ Использует достаточно широкий спектр синтаксических конструкций □ Использует широкий спектр синтаксических конструкций □
9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
10
Суммативное оценивание за раздел «Культура: характер и личность»
Цель обучения 7.Ч2 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв), официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков 7.Ч4Использовать разные виды чтения, включая поисковое
7.П1. Создавать тексты публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв) и официальноделового стиля (доверенность, заявление, официальное поздравление, деловое письмо)
7.П7. Применять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет стилистические особенности публицистического и официально-делового стилей
• Определяет тип текста на основе характерных признаков
• Использует разные виды чтения
• Создает текст публицистического стиля
• Использует знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
1. Прочитайте текст.
Люди часто думают и говорят о том, что такое личность. Это всегда интересно и всегда волнует, ведь все мы люди и живем среди людей. Да, у всех разные профессии, занятия и должности, все выполняют неодинаковые задачи. Но кем бы кто из нас ни был, он, прежде всего, личность, а уже потом носитель какой-либо общественной функции. Что такое личность? В чем проявляются ее качества?
Быть личностью — значит сохранять способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять свое неповторимое «я». Чем богаче мир и чем сложнее жизненные ситуации, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может, только оставаясь личностью.
Свободно и непринужденно чувствует себя в современной жизни тот, кто постоянно учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, не противоречащие правилам человеческого общения. Человек обладает огромными возможностями для восприятия культурных и духовных ценностей и для собственного самосовершенствования. Чтобы стать личностью, каждый человек должен постоянно развиваться, заниматься самовоспитанием.
11
Главным в духовной культуре личности можно считать активное, творческое отношение к жизни: природе, обществу, другим людям, себе самому. Забота о людях и стремление помочь им должны стать не только добрыми словами, но и добрыми делами. На протяжении всей жизни нужно формировать и развивать в себе лучшие качества и преодолевать те, что мешают раскрытию личности, ее самоутверждению в коллективе. Чтобы стать личностью, необходимо воспитать в себе единство слова и дела, не забывать, что любая ситуация — это своеобразная школа поведения в жизни.
Определите стиль текста, выделите стилевые черты
2. Определите тип речи, аргументируйте свой ответ.
3. Подчеркните в каждом абзаце ключевое предложение.
Найдите абзац, который содержит основную мысль текста.
4. На основе прочитанного напишите заметку в газету на тему «Влияет ли характер на развитие личности?»
Используйте вводные слова и конструкции.
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет стилистические особенности публицистического и официально-делового стилей 1 определяет стиль текст; 1
приводит аргументы (2-3); 1
Определяет тип текста на основе характерных признаков 2 определяет тип текста; 1
приводит аргументы (2-3); 1
Использует разные виды чтения 3 находит ключевое предложение в каждом абзаце; 1
выбирает абзац, содержащий основную мысль текста; 1
Создает текст публицистического стиля 4 текст соответствует жанру заметке; 1
строго выдержанная и подходящая структура; 1
Использует знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями использует в тексте вводные слова и конструкции 1
соблюдает пунктуационные нормы языка (допускает не более 3 ошибок) 1
Всего баллов 10
12
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Культура: характер и личность»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет стилистические особенности публицистического и официально-делового стилей Показывает удовлетворительное понимание типа и стиля текста □ Показывает хорошее понимание типа и стиля текста □ Показывает отличное понимание типа и стиля текста □
Определяет тип текста на основе характерных признаков Комментирует стилевые признаки текста и признаки типа речи □ Достаточно ясно комментирует стилевые признаки текста и признаки типа речи □ Ясно и обоснованно комментирует стилевые признаки текста и признаки типа речи
Использует разные виды чтения Демонстрирует ограниченное понимание прочитанного текста □ Демонстрирует удовлетворительное понимание прочитанного текста Демонстрирует хорошее понимание прочитанного текста п
Создаёт текст публицистического стиля Предпринимает попытку создать текст публицистического стиля в соответствии со стилевыми признаками □ Создает текст публицистического стиля в достаточно полном соответствии со стилевыми признаками □ Создает текст публицистического стиля в полном соответствии со стилевыми признаками
Использует знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями Демонстрирует удовлетворительный уровень грамотности |—| Демонстрирует хороший уровень грамотности □ Демонстрирует высокий уровень пунктуационной грамотности
13
Суммативное оценивание за раздел «Здоровый образ жизни: спорт и еда»
Цель обучения 7.С5. Прогнозировать содержание по заголовку или
началу текста
7.Г4. Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений
7.П7. Применять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует заголовок или начало текста
• Прогнозирует содержание по заголовку или началу текста
• Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений
• Использует структуру текста-рассуждения
• Использует знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
1. Прочитайте заглавие и скажите, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте?
Здоровье — бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Разве может без него жизнь быть интересной и счастливой?
Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот восстановить его … очень трудно. Сколько людей, утратив здоровье и приобретя «комплект» всевозможных болезней, набрасываются на модные лекарства и ждут мгновенного исцеления. А облегчение не приходит. Они продолжают глотать порошки, таблетки, микстуры и не хотят задуматься, в чем же причина болезни, почему утрачена бодрость, ловкость, сила. Ответ на эти вопросы зачастую очень прост. Всему виной неправильный образ жизни, который они вели раньше и продолжают вести до сих пор. Вспомните, в какое время вы ложитесь спать, сколько вы двигаетесь и бываете на воздухе, как питаетесь, как отдыхаете и, наконец, какие средства употребляете для борьбы с простудами, легкими недомоганиями, переутомлением, бессонницей, которые подстерегают любого практически здорового человека. И вы сразу поймете, что многое делаете не так, как следовало бы, что вы пренебрегаете простыми истинами — всем хорошо известными правилами здорового образа жизни.
ДВИЖЕНИЕ — ЭТО ЖИЗНЬ Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения.
Человек, занимающийся бегом, энергичен, бодр, трудоспособен. Но бег, как и лекарство, нуждается в точной, научно обоснованной дозировке. В результате регулярных занятий бегом укрепляется сердечная мышца, уменьшается количество холестерина в крови, изменяется структура стенок кровеносных сосудов, повышается кислородная
Уровень мыслительных навыков
14
емкость крови, улучшается общий обмен веществ. Бег помогает избавиться от многих болезней сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем… http://nsportal.ru/blog/nachalnava-shkola/all/2011/10/09/zdorove-bestsennvv-dar
2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
3. Дайте развернутый ответ, используя ПОПС-формулу.
Верно ли утверждение « Здоровье — это самое ценное, что есть у человека»?
Используйте вводные слова и конструкции.
Попс-формула
П — позиция («Я считаю, что .)
О- объяснение ( «… потому что. »)
П — пример ( «Например.)
С — следствие/суждение («Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что.»)
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует заголовок или начало текста. 1 исследует заголовок или начало текста; 1
Прогнозирует содержание по заголовку или началу текста. 2 предсказывает содержание по заглавию; 1
формулирует вопросы, которые, предположительно, будут рассматриваться в тексте; 1
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений, используя структуру текста-рассуждения. 3 формулирует высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений; 1
аргументирует свой ответ; 1
использует структуру, соответствующую типу текста; 1
демонстрирует высокий уровень грамотности; 1
Использует знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями использует в тексте вводные слова и конструкции; 1
соблюдает пунктуационные нормы языка (допускает не более 3 ошибок). 1
Всего баллов 9
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Здоровый образ жизни: спорт и еда»
ФИО обучающегося _____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует заголовок или начало текста Демонстрирует элементарный уровень умений исследования заголовка или начала текста □ Демонстрирует достаточный уровень умений исследования заголовка или начала текста □ Демонстрирует высокий уровень умений исследования заголовка или начала текста. □
Прогнозирует содержание по заголовку или началу текста Демонстрирует элементарный уровень умений прогнозировать заключительную часть по данному началу. Использует ограниченный спектр языковых структур и лексики. □ Демонстрирует достаточный уровень умений прогнозировать заключительную часть по данному началу. Использует достаточно большой спектр языковых структур и достаточно большое разнообразие лексики [^] Демонстрирует высокий уровень умений прогнозировать заключительную часть по данному началу. Использует широкий спектр языковых структур и разнообразие словарного запаса на заданную тему
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений, используя структуру текста-рассуждения Показывает элементарный уровень умений создавать аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений; демонстрирует удовлетворительный уровень грамотности Показывает достаточный уровень умений создавать аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений; демонстрирует хороший уровень грамотности Показывает высокий уровень умений создавать аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений; демонстрирует высокий уровень грамотности □
16
Использует знаки препинания в Демонстрирует Демонстрирует хороший уровень Демонстрирует высокий
предложениях с вводными удовлетворительный уровень грамотности. уровень пунктуационной
словами и конструкциями. грамотности. |—| □ грамотности.
17
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
18
Суммативное оценивание за раздел «Традиции празднования Нового года, Наурыза
и Рождества»
Цель обучения 7.С3. Понимать содержание рассказов, поэтических
произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль; характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя 7.Г5.Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий», учитывая возрастные особенности оппонента
7.Г3. Соблюдать лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов, избегая повторов
Критерии оценивания Обучающийся
• Понимает содержание фрагмента, содержащего знакомые лексические и грамматические единицы.
• Определяет тему и основную мысль
• Характеризует и оценивает поступки персонажей.
• Участвует в диалоге-расспросе,меняя позицию «говорящий» на «слушающий»
• Поддерживает оппонента
• Соблюдает лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов, избегая повторов
Уровень мыслительных Знание и понимание.
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
1. Прослушайте текст
https://www.youtube.com/watch?v=MMamq-a6ksE — отрывок. Н.В.Г оголь. «Ночь перед Рождеством»
Транскрипт
— Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кшьце ковбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел
19
вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега.
Сформулируйте тему и основную мысль.
2. Составьте диалог автора и “молодого казака” из обрядовой толпы на тему: «Праздники — душа народа».
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает содержание фрагмента, содержащего знакомые лексические и грамматические единицы; определяет тему и основную мысль текста; характеризует и оценивает поступки персонажей. 1 Определяет основную информацию сообщения; 1
определяет тему и основную мысль текста; 1
характеризует и оценивает поступки персонажей; 1
Участвует в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий». 2 ведет беседу: начинает при необходимости, поддерживает ее с соблюдением очередности; 1
Поддерживает оппонента. использует различные техники одобрения оппонента; 1
Соблюдает лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов; избегает повторов. соблюдает лексические нормы языка. 1
Итого 6
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Традиции празднования Нового года, Наурыза и Рождества»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Понимает содержание фрагмента, содержащего знакомые лексические и грамматические единицы; определяет тему и основную мысль текста ; характеризует и оценивает поступки персонажей Демонстрирует глубокое понимание прослушанного текста; точно и ясно формулирует основную мысль; очень хорошо характеризует и оценивает поступки персонажей |—| Демонстрирует достаточное понимание прослушанного текста; достаточно ясно формулирует основную мысль; достаточно хорошо характеризует и оценивает поступки персонажей |—| Демонстрирует элементарные знания и понимание прослушанного текста; затрудняется формулирует основную мысль; характеризует и оценивает поступки персонажей на элементарном уровне |—|
Участвует в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий». Поддерживает оппонента Выдвигает сложные идеи и понятия, логично и связно ведет беседу: начинает при необходимости, поддерживает ее с соблюдением очередности □ Выдвигает достаточно сложные идеи и понятия; поддерживает беседу, но иногда нуждается в поощрении П Выдвигает очень простые идеи и понятия; ведет беседу, пользуясь поддержкой П
Соблюдает лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов; избегает повторов Демонстрирует глубокое знание лексических норм языка |—| Демонстрирует достаточное знание лексических норм языка |—| Демонстрирует элементарный уровень знаний лексических норм языка |—|
21
Суммативное оценивание за раздел «Хобби и свободное время»
Цель обучения 7.Ч6 Анализировать содержание художественных
произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя
7.П4 Писать творческие работы (в т.ч. на литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов
7.П7 Применять знаки препинания в предложениях с
прямой и косвенной речью
7.ИЯЕ 2.1 использовать активные и пассивные
конструкции
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует содержание художественных произведений небольшого объема
• Определяет особенности изображения главных и второстепенных персонажей
• Пишет творческую работу (в т.ч. На литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов
• Использует знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью
• Использует активные и пассивные конструкции
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте отрывки из сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».
Текст №1
Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили — ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.
Как быть? Что делать?
Текст №2
Большинство людей не находит время для хобби, говорят, что нет времени. Но, если прислушиваться к мнению ученых-психологов, то увлечение найти все-таки нужно. Хобби могут быть самыми разнообразными. Кому-то нравится рисовать, кто-то не мыслит себя без вязания, а для других на первый план выходит коллекционирование каких-либо вещей. В жизни должно быть место не только тому, что считается нужным и полезным, но и тому, что приносит удовольствие и приятные эмоции. В конце концов, любимое дело не только радует, но и способствует гармоничному развитию личности. Ведь считается, что увлечения делают нашу жизнь ярче, отдых интересней, вас, как личность, креативней.
22
Какая проблема поднимается в тексте №1? (тезис).
Во втором тексте найдите ответы на вопросы, заданные в первом тексте.
2. Заполните таблицу литературных образов (текст №1)
Главный герой Персонажи

3. Напишите письмо волшебникам от лица Пети Зубова о том, как он научился ценить время, описывая его ощущения и эмоции. В работе используйте информацию двух текстов.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует содержание художественных произведений небольшого объема. 1 Определяет проблему/идею текста; 1
Определяет особенности изображения главных и второстепенных персонажей. 2 определяет особенности изображения главных и второстепенных персонажей; 1
Пишет творческую работу (в т.ч. На литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов. 3 пишет письмо от лица главного героя; 1
использует (не менее 2-х)эпитетов, сравнений и фразеологизмов; 1
Применяет знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. использует знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; 1
Использует активные и пассивные конструкции. использует активные и пассивные конструкции. 1
Итого 6
23
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Хобби и свободное время»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровни учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Анализирует содержание художественных произведений небольшого объема; Определяет особенности изображения главных и второстепенных персонажей Демонстрирует высокий уровень анализа содержания художественных произведений небольшого объема □ Демонстрирует достаточный уровень анализа содержания художественных произведений небольшого объема □ Демонстрирует элементарный уровень анализа содержания художественных произведений небольшого объема □
Пишет творческую работу (в т.ч. На литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов Показывает высокий уровень умения создавать текст соответствующего стиля, используя художественные слова □ Показывает достаточный уровень умения создавать текст соответствующего стиля, используя художественные слова □ Показывает элементарный уровень умения создавать текст соответствующего стиля, используя художественные слова |—|
Применяет знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Использует активные и пассивные конструкции Использует широкий спектр синтаксических конструкций. Эффективно использует знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью □ Использует достаточно широкий спектр синтаксических конструкций. Частично использует знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | | Использует узкий спектр синтаксических конструкций . Пытается использовать знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью □
24
оценивание за раздел «Музыка в нашей жизни»
Ч2 Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв), официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор, официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность текста к типу рассуждение на основе характерных признаков П1 создавать тексты публицистического стиля (репортаж о событии, заметка, отзыв) и официально-делового стиля (доверенность, заявление, официальное поздравление, деловое письмо)
ИЯЕ 2.3.использовать прямую и косвенную речь
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет стилистические особенности текстов разных стилей и типов
• Создает текст публицистического стиля
• Использует прямую и косвенную речь
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 минут
1. Прочитайте текст
Роль музыки в нашей жизни
Различные звуки, песни, мелодии играют в нашей жизни большую роль.
Во-первых, без музыки трудно себе представить сегодняшний мир.
Во-вторых ,музыка помогает нам приобщаться к искусству, развивает наш духовный мир. Конечно же, я имею в виду не музыку в целом, а лишь маленькую часть, к примеру, классическую. В наше время существует музыка различных стилей. Каждый выбирает свое направление,свой стиль.
Музыка помогает после трудной и нервной работы расслабиться ,успокоиться. Благодаря прекрасным звукам, человек забывает свои проблемы. Она как бы становится составляющей частью нашей жизни. Музыка помогает человеку выразить себя. Судя по тому, что человек слушает, можно определить его характер, душу и его направление в жизни. Музыка раскрывает человека, показывая его истинное лицо. Музыка сближает людей.
И пока существует музыка, можем понимать друг друга и передавать свои чувства,эмоции другим.
Определите стиль и тип текста. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
2. Напишите текст-рассуждение на тему «Музыка в моей жизни».
Используйте прямую и косвенную речь.
Суммативное Цель обучения
25
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет стилистические особенности текстов разных стилей и типов. 1 Определяет тип и стиль текста; 1
Выявляет особенности стиля и типа текста (не менее2-х); 1
Создает текст публицистического стиля. 2 создает текст соответствующего стиля; 1
соблюдает структуру текста-рассуждения; 1
Использует прямую и косвенную речь. использует прямую и косвенную речь. 1
Всего баллов: 5
26
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Музыка в нашей жизни»
ФИО обучающегося__________________________________________
Критерий оценивания Уровни учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Определяет стилистические особенности текстов разных стилей и типов Демонстрирует глубокое понимание стиля и типа текста □ Демонстрирует достаточное понимание стиля и типа текста □ Демонстрирует элементарные знания и понимание стиля и типа текста □
Создает текст публицистического стиля Показывает высокий уровень умения создавать текст соответствующего стиля □ Показывает достаточный уровень умения создавать текст соответствующего стиля □ Показывает элементарный уровень умения создавать текст соответствующего стиля □
Использует прямую и косвенную речь Эффективно использует прямую и косвенную речь □ Достаточно эффективно использует прямую и косвенную речь |—| Использует прямую и косвенную речь на элементарном уровне
27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
28
Суммативное оценивание за тему «День Победы: почему мы должны помнить»
Цель обучения 7.С2. Понимать значение слов учебно-образовательной
тематики
Г4. Создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений 7.Г3. Соблюдать морфологические нормы использования форм разных частей речи
7.П4. Писать творческие работы (в том числе на литературные темы) представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений 7.ИЯЕ 1.2. Выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном
наклонении
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет лексическое значение слов учебнообразовательной тематики
• Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений.
• Соблюдает морфологические нормы использования форм разных частей речи
• Создает творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации, описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений
• Использует соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
1. Послушайте отрывок из книги Б. Момышулы «За нами Москва» и выполните задания, следующие за текстом.
На следующее утро полк бомбардировщиков противника делает пять заходов на эти пункты, и после короткой, двадцатиминутной артиллерийской подготовки противник атакует шестьюдесятью танками. Они сначала идут в лоб, но артиллеристы встречают их огнем, подпустив на расстояние прямого выстрела. Снова обрушивается на наши боевые порядки артиллерия противника, снова идут танки с пехотой с флангов, беря в клещи наши позиции. И пехотинцам, и артиллеристам приходится очень жарко — противник неумолим, атака следует за атакой. «Товарищ генерал, полку больше не удержаться», — докладывает
Уровень мыслительных навыков
29
Капров. «Товарищ генерал, пятьдесят процентов орудий вышло из строя, и боеприпасы на исходе», — докладывает Курганов. Генерал сам видит неравенство сил. Он приказывает прикрыться частью сил и отойти на следующий рубеж…
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «неумолим»?
A) непреклонный
B) жестокий
C) беспощадный
2.Объясните выражение «.. .беря в клещи наши позиции».
З.Объясните выражение «.идут в лоб.»
2. Дайте развернутый ответ на вопрос, используя ПОПС-формулу. Аргументируйте свой ответ на основе личных впечатлений и наблюдений.
— Какими качествами должен обладать командир, чтобы выполнить боевое задание?
3. Напишите интервью с генералом Панфиловым, описывая собственные ощущения и используя эмоционально-окрашенную лексику, эпитеты, сравнения, фразеологизмы и олицетворения
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет лексическое значение слов учебно-образовательной тематики. 1 определяет лексическое значение слова по тексту; 1
объясняет значение данных выражений; 1
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений. 2 включает в высказывание личные впечатления и наблюдения; 1
Использует структуру текста-рассуждения. использует структуру текста-рассуждение; 1
Соблюдает морфологические нормы использования форм разных частей речи. соблюдает морфологические нормы языка. 1
Создает творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации, описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений. 3 создает творческую работу; 1
текст соответствует жанру интервью; 1
представляет себя в предлагаемой ситуации; 1
соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка; 1
Использует соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении выбирает и использует соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении 1
Всего баллов 9
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «День Победы: почему мы должны помнить»
ФИО обучающегося
Критерии оценивания Уровни учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Определяет лексическое значение слов учебнообразовательной тематики Демонстрирует отличное понимание значений слов учебнообразовательной тематики □ Демонстрирует хорошее понимание значений слов учебнообразовательной тематики. □ Демонстрирует удовлетворительное понимание значений слов учебнообразовательной тематики _|
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений. Использует структуру текста-рассуждения Создает аргументированное высказывание в полном соответствии со структурой типа-рассуждение показывает высокий уровень грамотности |——| Создает аргументированное высказывание в достаточно полном соответствии со структурой типа-рассуждение показывает хороший уровень грамотности |—| Предпринимает попытку создать аргументированное высказывание в соответствии со структурой типа-рассуждение показывает удовлетворительный уровень грамотности 1 1
Соблюдает морфологические нормы использования форм разных частей речи Демонстрирует высокий уровень грамотности при использовании форм разных частей речи □ Демонстрирует хороший уровень грамотности при использовании форм разных частей речи □ Демонстрирует удовлетворительный уровень грамотности при использовании форм разных частей речи |——|
Создает творческую работу, представляя себя в предлагаемой ситуации, описывая собственные ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений Создает творческую работу, демонстрируя полное понимание и раскрытие темы, эффективно используя широкий спектр эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений □ Создает творческую работу, демонстрируя понимание и раскрытие темы, достаточно большой спектр эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений □ Пытается создать творческую работу, пытаясь раскрыть тему, используя ограниченный спектр эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, сравнений, фразеологизмов и олицетворений. □
31
использует соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении
Демонстрирует высокий уровень грамотности при выборе и использовании категории наклонения и вида глагола в соответствующей ситуации общения

Демонстрирует хороший уровень грамотности при выборе и использовании категории наклонения и вида глагола в соответствующей ситуации общения г
Демонстрирует удовлетворительный уровень грамотности при выборе и использовании категории наклонения и вида глагола в соответствующей ситуации общения
32
Суммативное оценивание за раздел Молодежная культура: Интернет и социальные
сети
Цель обучения
Ч8. Сравнивать содержание текстов, цель и целевую аудиторию
Ч6. Анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства
П5. Писать эссе (объем 100-120 слов) на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания ИЯЕ 2.1.Использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения
Критерий оценивания
Обучающийся
• Сравнивает содержание текстов, цель и целевую аудиторию
• Анализирует содержание художественного произведения, определяет жанровые особенности и изобразительно-выразительные средства языка.
• Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений
• Использует структуру текста-рассуждения
• Использует простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами
предложения
Уровень мыслительных навыков
Применение.
Навыки высокого порядка
Время выполнения Задание
1. Прочитайте тексты.
20 минут
Текст №1
Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с 3-х лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками. И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.
33
Текст №2
Почему же столь популярны Интернет ресурсы?
Во-первых, у каждого зарегистрированного пользователя появляется возможность найти своих знакомых, друзей, одноклассников, коллег.
Во-вторых, каждый человек может заводить новые знакомства, находить единомышленников, создавать целые сообщества людей по интересам.
В-третьих, социальные сети позволяют загружать и просматривать файлы, видео, оставлять комментарии, обмениваться сообщениями, узнавать последние новости.
Но не все так красиво, как может показаться на первый взгляд. Виртуальное общение вытесняет реальное, подменяя жизнь вымышленной действительностью. Особенно данная проблема касается детей и подростков, которые активно переписываются, устанавливают контакты, приобретают новых друзей.
Сравните 2 текста. Что объединяет эти тексты? Чем отличаются эти тексты? Сравните содержание текстов, цель и целевую аудиторию.
2. Проанализируйте один из текстов: определите жанровые особенности и изобразительно-выразительные средства. Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
3.
1. На основе прочитанных текстов напишите эссе на тему «Интернет и социальные сети: благо или зло?»
2. Используйте в своем тексте простые предложения, осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает содержание текстов, цель и целевую аудиторию. 1 определяет и сравнивает целевую аудиторию; 1
определяет и сравнивает цели текстов; 1
сравнивает содержание текстов; 1
Анализирует содержание художественного произведения, определяет жанровые особенности и художественноизобразительные средства. 2 анализирует содержание художественного произведения; 1
определяет жанр и жанровые особенности; 1
Определяет и объясняет использование изобразительно-выразительные средства 1
Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений; использует структуру текста-рассуждения. 3 создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений; 1
использует структуру эссе 1
Использует простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. использует простые предложения, осложнённые вводными конструкциями; 1
использует простые предложения, осложнённые однородными членами предложения. 1
Итого баллов 10
34
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «День Победы: почему мы должны помнить»
ФИО обучающегося___________________________________________
Уровни учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Сравнивает содержание текстов, цель и целевую аудиторию. Анализирует содержание художественного произведения, определяет жанровые особенности и художественноизобразительные средства. демонстрирует высокий уровень умений сравнивать содержание текстов, цель и целевую аудиторию показывает высокий уровень умений анализировать содержание, жанр, изобразительновыразительные средства художественных произведений (поэтических, прозаических) □ демонстрирует достаточный уровень умений сравнивать содержание текстов, цель и целевую аудиторию показывает достаточно высокий уровень умений анализировать содержание, жанр, изобразительновыразительные средства художественных произведений (поэтических, прозаических) □ демонстрирует элементарный уровень умений сравнивать содержание текстов, цель и целевую аудиторию показывает низкий уровень умений анализировать содержание, жанр, изобразительно-выразительные средства художественных произведений (поэтических, i—1 прозаических) ‘—’
Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений. Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений в полном соответствии с особенностями текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования /описания. |—| Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений в достаточно полном соответствии с особенностями текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования /описания j—| Создает эссе на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений в соответствии с особенностями текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования /описания 1—1
Использует простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения. демонстрирует высокий уровень грамотности в использовании простых предложений, осложнённых вводными конструкциями, однородными членами предложения □ демонстрирует хороший уровень грамотности в использовании простых предложений, осложнённых вводными конструкциями, однородными членами предложения □ демонстрирует удовлетворительный уровень грамотности в использовании простых предложений, осложнённых вводными конструкциями, однородными членами предложения |—|
35
36

One thought on “СОР ЖБ Русский язык и литература (каз школа) 7 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *