СОР Всемирная история 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Всемирная История 7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Всемирная История» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Всемирная История» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………4
Суммативное оценивание за раздел «Феодализм»……………………..9
Суммативное оценивание за раздел «История ислама»………………..13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………..17
Суммативное оценивание за раздел «Крестовые походы»………………18
Суммативное оценивание за раздел «Монголы»………………………22
Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV- в
первой половине XVI вв»……………………………………….26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………..30
Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»….31
Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира».34
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………..38
Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения»……………..39
Суммативное оценивание за раздел «Реформация»……………………43
Суммативное оценивание за раздел «Научная революция»……………..46
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Падение Римской империи»
Тема Введение. Почему Римская империя пала на Западе
Почему 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми
Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь
Цель обучения 6.3.1.1 Знать хронологические рамки раннего, среднего,
позднего средневековья и отмечать их на ленте времени
6.3.2.1 Выявлять и классифицировать причины распада Римской империи
6.3.2.4 Описывать политику дипломатии Византии на примере её взаимоотношений с соседними государствами
Критерии оценивания Обучающийся
• Отмечает на Ленте времени хронологические рамки
раннего, среднего, позднего средневековья;
• Классифицирует причины распада Римской империи;
• Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами.
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья на ленте времени
■ >
2. Распределите в таблицу причины падения Римской империи по категориям (запишите цифрами)
1. Армия римской империи потеряла свою боеспособность
2. Рабы не были заинтересованы в развитии производства
3. Римскую империю теснили войска варварских племен
4. Рабовладельческий строй тормозил развитие страны
5. Денежная система была подорвана неумеренными тратами императоров.
6. Простые горожане и крестьяне Римской империи были недовольны растущими размерами налогов для обеспечения власти и армии
7. Повышение цен на продовольственные товары
8. Ослабление власти императора
Политические причины Социально-экономические причины

5
3. Прочитайте информацию и дайте ответы на вопросы:
a) В 568 году согдийский купец Маниах возглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор.
b) Правительство княгини Ольги в X веке предприняло ряд дипломатических шагов, которые описаны в “Повести временных лет”: визиты Ольги к византийскому императору и патриарху, ее крещение в Константинополе, а также ответный визит византийского посольства в Киев.
1. Какую роль сыграло искусство дипломатии во взаимоотношениях Византийской империи с соседними государствами?
2. Каковы были цели посольств Тюркского каганата и Киевской Руси в отношениях с Византией?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья 1 Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего средневековья; 1
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки среднего периода средневековья; 1
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки позднего средневековья; 1
Классифицирует причины распада Римской империи 2 Распределяет в таблицу политическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу политическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу политическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу политическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу социальноэкономическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу социальноэкономическую причину распада Римской империи; 1
Распределяет в таблицу социальноэкономическую причину распада Римской империи; 1
6
Определяет причины визита Византийского посла к тюркскому кагану Истеми в 568 г; 1
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами 3 Раскрывает роль искусства дипломатии Византии в отношениях с Тюркским каганатом и Киевской Русью; 1
Описывает цель посольства Киевской Руси в Византийскую империю; 1
Делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь; 1
Делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь; 1
Делает вывод о том, как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь. 1
Всего 15
7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Падение Римской империи»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отмечает на Ленте времени хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья Затрудняется в распределении хронологических рамок средневековья на ленте времени □ Отмечает хронологические рамки средневековья, но допускает ошибки в распределении □ Правильно отмечает хронологические рамки средневековья □
Классифицирует причины распада Римской империи по категориям Затрудняется в классификации причин распада Римской империи □ Допускает две-три ошибки в распределении причин падения западно-римской империи на соответствующие категории □ Правильно распределяет причины падения ЗападноРимской империи на соответствующие категории □
Определяет политику дипломатии Византии с соседними государствами Затрудняется в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними государствами □ Допускает ошибку в ответах определени политики дипломатии Византии с соседними государствами □ Дает полный и обоснованный ответ политику дипломатии Византии с соседними государствами [^]
8
Суммативное оценивание за раздел «Феодализм»
Тема Что представляла собой феодальная экономика
Как было построено феодальное общество
Как архитектура и искусство городов отображают
средневековое общество
Цель обучения 6.4.2.1 Характеризовать особенности феодального типа
хозяйства, объясняя формы экономических отношений
6.1.2.1 Характеризовать взаимоотношения господствующего и зависимого сословий (феодалы и крестьяне)
6.2.2.2 Определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись)
Критерии оценивания Обучающийся
• Называет признаки феодализма
• Приводит примеры повинностей крестьян
• Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы)
• Определяет особенности романского и готического стилей
• Определяет влияние изменений в обществе на развитие искусства
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задания 1. Назовите признаки феодального строя.
1.
2. _______________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________
4. _______________________________________________________________________
5. _______________________________________________________________________
2. Прочитайте текст и выпишите в таблицу примеры повинностей крестьян.
Крестьянин Конрад хорошо обрабатывал свой небольшой надел земли, чтобы собрать хороший урожай и прокормить свою семью. За эту землю он должен заплатить своему господину одну овцу, три корзины фруктов и пару гусей. Также он должен со своими орудиями труда вспахать господскую землю, засеять, а когда созреет урожай, собрать его. Жена Конрада и две дочери ткали на ткацких станках ткань и шили одежду, которую они должны были отнести господину .
Барщина оброк

Уровень мыслительных навыков
9
3. Определите обязанности вассала и сеньора.
1. Наделить землей, населенной крестьянами, за верную службу
2. Помочь своему господину материально, когда тот посвящает в рыцари старшего сына.
Обязанность вассала Обязанность сеньора

4. Определите особенности романского и готического стилей.
1. Суровая простота зданий
2. Огромные окна, многоцветные витражи и световые эффекты.
3. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента
4. Стрельчатые арки
Романский стиль Г отический стиль

5. Внимательно прочитайте текст и рассмотрите рисунок.
Ответьте на вопрос: Какие изменения в обществе повлияли на развитие архитектуры?
Схема готического собора:
1 центральный неф; 2 — боковой неф; 3 -контрфорс; 4 — свод; 5 — аркбутан.
В X в.в Западной Европе начинает формироваться романский (римский) архитектурный стиль. Это был первый общеевропейский стиль, распространившийся в XI-XII вв. Христиане хотели увековечить свою любовь к Господу в роскошных храмах. Здания в романском стиле были мрачными. Зодчие стремились наполнить их светом, но это стало возможным только с появлением нового стиля — готического (от названия племени готов). Он развился в XIII-XIV вв. и, в отличие от романского, считался варварским.
Расцвет готики приходится на период побед городских коммун. В городах, получивших право на самоуправление, артели ремесленников возводили ратуши. Здесь размещались органы городского самоуправления. Но самое величественное сооружение готической архитектуры — это собор. Готические соборы — символы богатства и могущества города, были величественными, устремлёнными к небесам.
10
Критерий оценивания № задания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Называет признаки феодализма 1 называет 1 -ый признак феодального строя; 1
называет 2-ой признак феодального строя; 1
называет 3-ий признак феодального строя; 1
называет 4-ый признак феодального строя; 1
называет 5-ый признак феодального строя; 1
Приводит примеры повинностей крестьян 2 приводит 1-ый пример барщины 1
приводит 2-ой пример барщины 1
приводит 1-ый пример оброка; 1
приводит 2-ой пример оброка 1
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы) 3 приводит примеры обязанностей сеньора; 1
приводит примеры обязанностей вассала 1
Определяет особенности романского и готического стилей 4 приводит примеры романского стиля; 1
приводит примеры готического стиля 1
Определяет влияние изменений в обществе на развитие искусства 5 Определяет один пример влияния изменений в обществе на развитие средневековой архитектуры. 1
Определяет второй пример влияния изменений в обществе на развитие средневековой архитектуры. 1
Всего баллов 15
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Феодализм»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет признаки феодализма Затрудняется в знании признаков феодализма □ Допускает 2-3 ошибки в перечислении признаков феодализма □ Демонстрирует знание всех признаков феодального строя □
Приводит примеры повинностей крестьян Затрудняется в примерах повинностей крестьян □ Допускает 1 -3 ошибки в примерах повинностей крестьян □ Правильно расставляет в таблицу примеры повинностей крестьян О
Характеризует взаимоотношения между феодалами (сеньоры и вассалы) Затрудняется в определении обязанностей □ Допускает ошибку в распределении обязанностей сеньора и вассала □ Точно определяет обязанности вассала и сеньора □
Определяет особенности романского и готического стилей Затрудняется в определении стилей архитектуры □ Допускает ошибку в определении стилей архитектуры □ Правильно определяет особенности романского и готического стилей □
Определяет влияние изменений в обществе на развитие искусства Затрудняется в ответе на вопрос задания □ Допускает ошибку в определении влияния изменений в обществе на развитие архитектуры □ Демонстрирует понимание темы, правильно отвечает на вопрос, приводит аргументы □
12
Суммативное оценивание за раздел «История ислама»
Тема
Какие ключевые события в истории ислама произошли между 610 и 1258 годами
Почему VIII-XII вв. называют «золотым веком» исламской культуры
Цель обучения
6.3.2.5 Выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний
6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями
Критерии оценивания
Обучающийся
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний.
Выявляет особенности арабских завоеваний. Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями.
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Покажите стрелками направления завоевательных походов арабов (не менее трех государств).
Подпишите названия завоеванных государств (не менее трех).
2. Перечислите ключевые события, которые произошли в истории ислама между 610 и 1258 годами (не менее трех событий).
Назовите два основных последствия арабских завоеваний.
13
З.Приведите в соответствие.
№ Арабские деятели науки и культуры Правильный ответ Достижения
1. Омар Хайям А) Обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей в работе «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
2. Аль-Бируни В) написал «Алгебру» — выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени.
3. Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) С) В своей книге «Вычисления при по мощи индийских цифр» описал систем у цифровых обозначений, принятую в то время. После перевода его книги(сд еланного в XIII столетии) индийская ц ифровая система была принята в Евро пе.
4. Аль-Хорезми Д) Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой.
14
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний 1 Показывает стрелкой 1 -ое направление завоевательных походов арабов 1
Показывает стрелкой 2-ое направление завоевательных походов арабов 1
Показывает стрелкой 3 -ье направление завоевательных походов арабов 1
Подписывает одно название завоеванного государства 1
Подписывает второе название завоеванного государства 1
Подписывает третье название завоеванного государства 1
Выявляет особенности арабских завоеваний 2 Перечисляет 1 -ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами 1
Перечисляет 2-ое ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами 1
Перечисляет 3-е ключевое событие, которое произошло в истории ислама между 610 и 1258 годами 1
Называет одно основное последствие арабских завоеваний 1
Называет второе основное последствие арабских завоеваний 1
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями. 3 Приводит первое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения 1
Приводит второе соответствие деятеля культуры Востока и его достижения 1
Приводит третье соответствие деятеля культуры Востока и его достижения 1
Приводит четвертое соответствие деятеля культуры Востока и его достижения 1
Итого 15
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«История ислама»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Низкий Низкий
Отмечает на контурной карте маршруты арабских завоеваний Затрудняется в правильном определении маршрутов арабских завоеваний на контурной карте EZI Допускает ошибки в правильном определении маршрутов арабских завоеваний на контурной карте □ Правильно отмечает маршруты арабских завоеваний на контурной карте
Выявляет особенности арабских завоеваний затрудняется в определении особенностей арабских завоеваний. |^| допускает ошибки в ответе на вопросы об особенностях арабских завоеваний Q правильно отвечает на вопросы об особенностях арабских завоеваний Q
Устанавливает влияние ислама на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между историческими событиями затрудняется в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру □ допускает ошибки в выполнении задания о влиянии ислама на мировую культуру □ правильно выполняет задание о влиянии ислама на мировую культуру □
16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
17
Суммативное оценивание за раздел «Крестовые походы»
Тема Почему европейские христиане-католики организовывали
крестовые походы против исламских стран
Как крестовые походы изменили христианскую Европу и
мусульманский мир
Цель обучения 6.2.2.1 Определять влияние религий на мировую культуру,
устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями
6.3.2.6 Определять причины и последствия крестовых походов на примере 1 -4 походов, обозначая на карте события в их динамике
Критерии оценивания Обучающийся
• Определять причины крестовых походов
• Показать на карте события крестовых походов в их динамике
• Установить взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре
Знание ипонимание Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте ответ на тестовые вопросы
1. Определите цель крестовых походов
A. стремление освободить Гроб Г осподня на Святой земле
B. познакомиться с традициями востока
C. стремление открыть торговые пути
2. Главным организатором и вдохновителем крестовых походов был(а)
A. европейские правители
B. купцы и рыцари
C. католическая церковь во главе с папой римским
3.Призыв к Крестовым походам прозвучал в городе…
A. Клермоне
B. Риме
C. Иерусалиме
4. Объединение рыцарей-монахов называлось:
A. орден
B. интердикт
C. аббатство
Уровень мыслительных навыков
18
5. Феодалы приняли участие в крестовых походах, так как они рассчитывали
A. получить личную свободу
B. распространить христианскую веру
C. получить земельные владения и подданных
6. В каком году состоялся последний крестовый поход?
A. 1207
B. 1270
C. 1217
2. Покажите направления Первого, Третьего и Четвертого крестовых походов на контурной карте.
З.Напишите эссе на тему «Как крестовые походы повлияли на европейские страны?» В эссе отразите следующие аспекты:
a) Причины крестовых походов
b) Цели крестовых походов
c) Изменения в сельском хозяйстве европейцев после крестовых походов
d) Изменения в ремесле европейцев после крестовых походов
e) Влияние крестовых походов на повседневную жизнь европейцев
f) Общий вывод о влиянии крестовых походов на европейские страны
19
Критерий оценивания № задания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определять причины крестовых походов правильно отвечает на первый вопрос теста 1
правильно отвечает на второй вопрос теста 1
1 правильно отвечает на третий вопрос теста 1
правильно отвечает на четвертый вопрос теста 1
правильно отвечает на пятый вопрос теста 1
правильно отвечает на шестой вопрос теста 1
Показать на карте события крестовых походов в их показывает на карте первый крестовый поход; 1
динамике 2 показывает на карте третий крестовый поход; 1
показывает на карте четвертый крестовый поход; 1
Установить взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре Описывает причины крестовых походов 1
Описывает цели крестовых походов 1
3 показывает изменения в сельском хозяйстве европейцев; 1
показывает изменения в ремесле европейцев. 1
показывает изменения в повседневной жизни европейцев; 1
Делает общий вывод о влиянии крестовых походов на европейские страны 1
Всего баллов 15
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Крестовые походы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определять причины крестовых походов Затрудняется в установлении событий периода крестовых походов □ Допускает ошибки основных событий периода крестовых походов |—| Демонстрирует правильное знание и понимание событий периода крестовых походов □
Показать на карте события крестовых походов в их динамике Затрудняется в умении отмечать исторические события на контурной карте □ Допускает ошибки в умении отмечать исторические события на контурной карте □ Демонстрирует умение отмечать исторические события на контурной карте □
Установить взаимосвязь между крестовыми походами и изменениями в европейской культуре Затрудняется в написании эссе по заданному алгоритму □ Допускает ошибки в написании эссе □ Демонстрирует умение анализировать материал при написании эссе по заданному алгоритму □
21
Суммативное оценивание за раздел «Монголы»
Тема Почему монголам удавалось одерживать быстрые победы
над своими врагами
Насколько монголы и завоеванные народы изменили друг друга
Цель обучения 6.3.2.5 выявлять особенности международных отношений
в период средневековых завоеваний
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет внутреннее социально-экономическое и политическое устройство Монгольского государства
• Показывает на карте направления монгольских завоеваний
• Анализирует причины быстрых побед монголов над своими врагами
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте ответ на тестовые вопросы.
1. Укажите годы жизни Чингисхана
А) 1155-1227 В) 1185-1206 С) 1190-1227
2. Основной закон монгольского государства
А) Салическая правда В) Яса С) Сокровенное сказание
3. Укажите систему деления монгольского войска
A) десятки-сотни-тысячи-тумены (десять тысяч)
B) сотни-тысячи-десятки
C) тумены-сотни-десятки
4. Курултай — это.
А) народное собрание В) собрание знати С) семейный совет
5. Барунгар, Жонгар, Кул — это
A) военно-административное деление монгольского государства
B) имена монгольских полководцев
C) города в Средней Азии, захваченные монголами
6. какое событие произошло в 1221 году?
А) завоевание Северного Китая В) поход на Киевскую Русь С) завоевание Средней Азии
22
7. годы правления династии Юань в Китае
А) 1271-1368 гг. В) 1217-1386 С) 1712-1738
2. Расставьте цифры в правильной хронологической последовательности на карте от 1 до 5 на завоеванных монголами территориях. Подпишите завоеванные монголами территории.
1.
2.
3. ___________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________________
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Одной из причин побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы в свое время сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло преодолевать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Монголы заимствовали у Китая осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Накануне военных действий шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника. Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй»,
23
они стремились раздробить силы противника в захваченных государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в покоренных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка. Политическая раздробленность русских княжеств также помогла монголам быстро захватить земли.
1. Определите политические причины успешных монгольских завоеваний
2. Определите военные причины успешных монгольских завоеваний
3. Какие причины, на ваш взгляд, играли решающую роль в победе монгольской армии?
Критерий оценивания № задания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Объясняет внутреннее социальноэкономическое и политическое устройство Монгольского государства 1 правильно отвечает на первый тестовый вопрос 1
правильно отвечает на второй тестовый вопрос 1
правильно отвечает на третий тестовый вопрос 1
правильно отвечает на четвертый тестовый вопрос 1
правильно отвечает на пятый тестовый вопрос 1
правильно отвечает на шестой тестовый вопрос 1
правильно отвечает на седьмой тестовый вопрос 1
Показывает на карте направления монгольских завоеваний 2 Указывает первую территорию, завоеванную монголами 1
Указывает вторую территорию, завоеванную монголами 1
Указывает третью территорию, завоеванную монголами 1
Указывает четвертую территорию, завоеванную монголами 1
Указывает пятую территорию, завоеванную монголами 1
Анализирует причины быстрых побед монголов над своими врагами 3 Определяет политические причины победы монголов; 1
Определяет военные причины победы монголов 1
Делает вывод по причинам успешных и стремительных монгольских завоеваний 1
Всего баллов 15
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Монголы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет внутреннее социально-экономическое и политическое устройство Монгольского государства Затрудняется в знании событий периода монгольских завоеваний □ Допускает ошибки в знании основных событий периода монгольских завоеваний □ Демонстрирует знание ключевых понятий и событий периода монгольских завоеваний Q
Показывает на карте направления монгольских завоеваний Затрудняется в умении отмечать исторические события на контурной карте □ Допускает ошибки в умении отмечать основные исторические события на контурной карте □ Демонстрирует умение отмечать исторические события на контурной карте
Анализирует причины быстрых побед монголов над своими врагами Затрудняется в умении анализировать материал, определяя политические и военные причины победы монгольских войск □ Допускает ошибки в умении анализировать материал, определяя политические и военные причины победы монгольских войск □ Демонстрирует умение анализировать материал, определяя решающие причины победы монгольских войск □
25
Суммативное оценивание за раздел «Средневековое европейское общество в XIV- в
первой половине XVI вв»
Тема Каковы причины стремительного распространения Черного
Мора
Как Черный Мор изменил Европу
Почему французкий народ до сих пор помнит Жанну д Арк
Цель обучения 6.3.2.2 Определять причины и значение антифеодальных
восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
6.3.1.4 Устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера
• Выявляет признаки феодально-раздробленного и централизованного государств
• Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств
Знание ипонимание Применение
Навык высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задание
1. Выполните тестовые задания.
1. Что из перечисленного относится к причине крестьянского восстания во Франции?
A) деятельность еретиков
B) усиление феодального гнета
C) поражение Франции в столетней войне
2. Причина крестьянского восстания в Англии в 1381 году
A) насильственное распространение христианства
B) разорение страны в результате столетней войны
C) отказ английского короля встретиться с повстанцами
З.Общее в судьбе руководителей крестьянских восстаний во Франции и Англии
A) встречались с королем
B) были убиты в ходе восстания
C) участвовали в осаде Парижа
4. Общая черта восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера…
A) стихийность выступления
B) борьба против папы римского
C) использование новой передовой тактики боя
Уровень мыслительных навыков
26
5. Последствием крестьянских восстаний в XIV в. в Англии и во Франции было:
A) усиление феодального гнета
B) начало крестовых походов
C) ускорение процесса освобождения крестьян
2. Распределите черты феодально-раздробленного и централизованного государств в таблицу.
A. Король — главный правитель всей страны
B. Контроль короля над всеми землями в государстве
C. Единые законы для всего государства
D. Отсутствие единой оборонительной системы
E. Внутри государства часто происходят войны между феодалами
F. Каждый феодал в своих владениях чеканил собственную монету
G. Единые деньги и казна в государстве
Раздробленное государство Централизованное государство

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
a) Какую цель преследовали короли в своей борьбе с феодалами?
b) Какие пути и средства использовали короли в борьбе с феодалами?
c) Каковы были результаты этой борьбы?
После Столетней войны усилившаяся королевская власть во Франции стремилась подчинить крупных феодалов и завершить объединение страны. Людовику XI пришлось вести войны со знатью, особенно с герцогом Бургундским Карлом Смелым. Дальновидный политик, Людовик стремился объединить страну и усилить свою власть, используя все средства для достижения своих целей. В результате Людовик добился своего, натравливая на Карла его врагов. В конце концов Бургундия была присоединена к королевскому домену. Следующим этапом была централизация — реальное подчинение объединенной территории под единой властью короля. Феодалы, как правило, сохраняли свои владения, но лишались прежней независимости. Были резко увеличены налоги на содержание постоянной армии и чиновников. Король уже не нуждался в постоянной поддержке сословий и за время своего правления собрал Генеральные штаты лишь один раз.
27
Критерий оценивания № задания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера 1 Правильно отвечает на первый тестовый вопрос 1
Правильно отвечает на второй тестовый вопрос 1
Правильно отвечает на третий тестовый вопрос 1
Правильно отвечает на четвертый тестовый вопрос 1
Правильно отвечает на пятый тестовый вопрос 1
Показывает признаки феодально-раздробленного и централизованного государства 2 Показывает признак феодальнораздробленного государства 1
Показывает признак феодальнораздробленного государства 1
Показывает признак феодальнораздробленного государства 1
Показывает признак централизованного государства 1
Показывает признак централизованного государства 1
Показывает признак централизованного государства 1
Показывает признак централизованного государства 1
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств 3 Правильно отвечает на первый вопрос 1
Правильно отвечает на второй вопрос 1
Правильно отвечает на третий вопрос 1
Всего баллов 15
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Средневековое европейское общество в XIV- в первой половине XVI вв»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет причины и значение крестьянских восстаний под предводительством Г. Каля, У.Тайлера Затрудняется в понимании ключевых понятий события □ Допускает 1 -2 ошибки в задании □ Правильно отвечает на все тестовые вопросы □
Показывает признаки феодальнораздробленного и централизованного государства Затрудняется в распределении признаков феодальнораздробленного и централизованного государств □ допускает 1 -2 ошибки в установлении признаков феодально-раздробленного и централизованного государств □ правильно распределяет признаки феодальнораздробленного и централизованного государств □
Устанавливает связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств. затрудняется в ответах на вопросы аналитического значения □ допускает ошибку в ответах на вопросы аналитического значения □ правильно отвечает на все вопросы аналитического ха„ п
29
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
30
Суммативное оценивание за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»
Тема Была ли власть правителей Востока такой же абсолютной, как
у Людовика XIV и Петра Великого
Цель обучения 6.3.1.6 объяснять понятия «Парламент», «Генеральные
штаты», «Сейм», «Кортесы», «Боярская Дума» для характеристики формы правления)
6.3.1.5 сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти
Критерий оценивания Обучающийся
• Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно-представительной и абсолютной)
• Находит различия в формах правления в странах Запада и Востока
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите вид монархии по иллюстрации.
а)________________________________________________________________________________________ Ь)
2. Правильно соотнесите термины и определения.
Исторические термины Правильный ответ Определения
1. Земский собор А) Орган сословно-представительной монархии во Франции
2. Парламент Б) Орган сословно-представительной монархии в России
3. Генеральные штаты В) Орган представительной монархии в Польше и Чехии
4. Кортес Г) Орган представительной монархии в Англии
5. Сейм Д) Орган представительной монархии в Испании
31
3. Используя структуру диаграммы Вена, определите черты сходства и различия в деятельности двух монархов: императора Юнли в Китае и Людовика XIV во Франции.
Критерий оценивания № зада ния Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословнопредставительной и абсолютной) 1 Определяет вид монархии по иллюстрации a) 1
Определяет вид монархии по иллюстрации b) 1
2 Определяет органы сословно-представительной монархии во Франции 1
Определяет органы сословно-представительной монархии в России 1
Определяет органы представительной монархии в Польше и Чехии 1
Определяет органы представительной монархии в Англии 1
Определяет органы представительной монархии в Испании 1
Находит сходства и различия в деятельности правителей различных стран. 3 Указывает черты сходства в деятельности правителей 1
различных стран. Указывает черты сходства в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Указывает черты различия в деятельности правителей различных стран. 1
Всего баллов 15
З2
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Абсолютизм на Западе и Востоке»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует понятия для характеристики формы монархии (сословно-представительной и абсолютной) Затрудняется в определении форм монархии и ее органов □ Допускает ошибки в определении форм монархии и ее органов □ Правильно определяет формы монархии и ее органы □
Находит сходства и различия в деятельности правителей различных стран. Затрудняется в определении сходства и различия в деятельности правителей различных стран. □ определяет сходства и различия в деятельности правителей различных стран, допуская 2-3 ошибки □ правильно выполняет задание, определяя сходства и различия в деятельности правителей различных стран. □
33
Суммативное оценивание за раздел «Торговля, ремесло и освоение мира»
Тема
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Покажите на контурной карте маршруты следующих путешественников:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернандо Магеллан.
Как китайские и европейские правители относились к морским путешествиям
6.2.4.3 определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI вв.
6.3.2.7 объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
Обучающийся
• Показывает направления маршрутов
путешественников на карте.
• Перечисляет положительные и отрицательные изменения в мире в результате ВГО
• Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии)
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
34
2. Перечислите три положительных и три отрицательных изменения в мире в результате ВГО.
Положительные изменения Отрицательные изменения
1 1
2 2
3 3
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Открытые Колумбом новые земли начали завоевывать испанцы. Они строили там свои поселения, превращая местное население в рабов, зачастую истребляя коренных жителей. Испанцев и португальцев манили далекие земли за океаном. В 1497 году испанский король дал официальное разрешение желающим обживать эти земли. Переселенцами в основном были купцы, обедневшие дворяне, люди, недовольные властью, преступники. Их всех объединяла жажда наживы. Испанские и португальские короли отправляли за океан морские флотилии для захвата и грабежа открытых стран.
После открытия Америки, завоевывая и грабя чужие земли, европейские захватчики истребляли местное население. Некоторые древние американские народности были полностью уничтожены. Завоевав Мексику, Перу и другие земли Америки, испанцы грабили, порабощали местное население, варварски уничтожали веками создаваемые культуры, обычаи и традиции.
Таким образом открытые Колумбом, Васко де Гамой и другими мореплавателями неизвестные земли стали для человечества Великими географическими открытиями. Но после них последовала колонизация европейцами стран Америки, Азии и Африки.
1. Дайте собственное определение понятиям «колония», «метрополия», «колониальная политика»
2. Объясните, почему сравнительно небольшим отрядам европейцев удалось завоевать огромные территории в Центральной Америке?
35
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Показывает направления маршрутов путешественников на контурной карте 1 Показывает на карте маршрут Х.Колумба 1
Показывает на карте маршрут А.Веспуччи 1
Показывает на карте маршрут Б.Диаша 1
Показывает на карте маршрут В.де Гама 1
Показывает на карте маршрут Ф.Магеллана 1
Перечисляет положительные и отр ицательные изменения в мире в результате ВГО 2 Перечисляет одно положительное изменение 1
Перечисляет второе положительное изменение 1
Перечисляет третье положительное изменение 1
Перечисляет первое отрицательное изменение 1
Перечисляет второе отрицательное изменение 1
Перечисляет третье отрицательное изменение 1
Объясняет понятия «колония», «метрополия», «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) 3 Объясняет понятие «колония» 1
Объясняет понятие «метрополия» 1
Объясняет понятие «колониальная политика» 1
Отвечает на вопрос задания 1
Всего баллов 15
36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 3В — «Торговля, ремесло и освоение мира»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Показывает направления Затрудняется в показе Допускает 1 -2 ошибки в показе Правильно отмечает маршруты
маршрутов направлений маршрутов направлений маршрутов следования всех
путешественников на контурной карте путешественников путешественников путешественников на контурной карте
Перечисляет затрудняется в перечислении допускает 1 -2 ошибки в Правильно перечисляет
положительные и положительных и перечислении положительных положительные и
отрицательные изменения отрицательных изменений в и отрицательных изменений в отрицательные изменения в
в мире в результате ВГО мире в результате ВГО мире в результате ВГО мире в результате ВГО
Объясняет понятия затрудняется в объяснении Допускает ошибки в правильно объясняет понятия и
«колония», «метрополия», понятий и ответе на вопрос объяснении понятий и ответе отвечает на вопрос задания
«колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) задания на вопрос задания
37
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
38
Суммативное оценивание за раздел «Эпоха Возрождения»
Тема
Как и почему в период с 1300 по 1500 годы изменилось искусство в Европе
Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс (Улугбек, Алишер Навои, Бабур)
Цель обучения
6.2.2.3 характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразительное искусство, скульптура)
6.2.2.4 характеризовать особенности средневековой культуры Востока
Критерии оценивания
Обучающийся
• Выявить изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы
• Определить взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности.
• Характеризовать особенности средневековой культуры Востока
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Сравните два изображения богоматери и ответьте на вопросы.
39
А) Что пытались художники заставить почувствовать зрителя?
B) Какие изменения произошли в изобразительном искусстве за 200 лет, с 1300 по 1500 годы? (перечислите не менее пяти изменений)
2. Перед Вами фрагменты росписи Сикстинской капеллы Микеланджело. Внимательно рассмотрев их, дайте ответ на следующие вопросы.
a. Соотнесите названия фрагментов фрески с номерами изображений
S Сотворение Адама S Изгнание Адама и Евы из рая •S Страшный суд
b. Кто такие Адам и Ева, и о каком страшном суде идет речь?
c. Как Вы считаете, какие детали фрески указывают, что она была написана в эпоху Возрождения?
40
3. Опишите, какой вклад внесли изображённые восточные деятели культуры в мировую цивилизацию?
Улугбек Алишер Навои Бабур

Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выявить изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы 1а Правильно отвечает на первый вопрос задания 1
1b Называет первое изменение 1
Называет второе изменение 1
Называет третье изменение 1
Называет четвертое изменение 1
Называет пятое изменение 1
Определить взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности 2 a соотносят 1 номер фрагмента фрески с описанием сюжетов; 1
соотносят 2 номер фрагмента фрески с описанием сюжетов; 1
соотносят 3 номер фрагмента фрески с описанием сюжетов 1
2b приводят сведения об Адаме и Еве; 1
Отвечают на вторую часть вопроса 1
2с указывает характерные черты подтверждающие, что фреска-произведение ИЗО периода возрождения. 1
Характеризовать особенности средневековой культуры Востока 3 Описывает вклад Улугбека восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию 1
Описывает вклад Алишера Навои восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию 1
Описывает вклад Бабура восточного деятеля культуры в мировую цивилизацию 1
Всего баллов 15
41
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Эпоха Возрождения»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выявить изменения в искусстве, прошедшие в период с 1300 по 1500 годы затрудняется в определении изменений культуры Возрождения за 200 лет □ Определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет, допуская 1-2 ошибки □ Правильно определяет изменения культуры Возрождения за 200 лет □
Определить взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности. Затрудняется в определении взаимосвязи культуры Возрождения с культурой античности | | Определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности, допуская 1 -2 ошибки □ Правильно определяет взаимосвязь культуры Возрождения с культурой античности. | |
Характеризовать особенности средневековой культуры Востока Затрудняется в характеристике особенностей средневековой культуры Востока □ Характеризует особенности средневековой культуры Востока, допуская 1-2 ошибки □ Правильно характеризует особенности средневековой культуры Востока □
42
Суммативное оценивание за раздел «Реформация»
Тема
Как протест Мартина Лютера в Виттенберге изменил Европу
Цель обучения
6.2.1.2 Объяснять понятия «гуманизм», «протестантизм», «лютеранство»,
«контрреформация», «иезуитский орден» исторических процессов.
«реформация», «кальвинизм», в контексте
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Критерии оценивания
Обучающийся
Объяснение понятий в контексте исторических процессов.
Время выполнения
20 минут
Задания
1. По номерам изображений определите историческое событие:
43
2. Выполните тест на утверждение
Верно ли, что…
1. Среди источников богатств католической церкви было продажа индульгенций — грамот о свободе крестьян?
2. «Прощение дается богом, а не за деньги»,- слова принадлежат Мартину Лютеру?
3. Движение за переустройство и реформу церкви называется Реформация?
4. Событие, которое изображено на картине ниже, принято считать началом Реформации?
5. Римский папа для борьбы с Реформацией создал орден Иезуитов?
6. «Женевский папа»- так называли Мартина Лютера?
7. Члены ордена иезуитов считали, что в интересах церкви можно было совершить любое преступление?
8. Вождем крестьянской войны 1524-1525 гг. в Германии был Жан Кальвин?
9. Отличие реформации в Англии состоит в том, что она прошла «сверху», то есть ее проводил сам король?
10. Те, книги, труды ученых, которые противоречили с взглядами с католической церковью, входили в так называемый «Индекс запрещенных книг»?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Объяснение понятий в контексте исторических процессов 1 определяет исторический факт по иллюстрации; 1
определяет исторический факт по иллюстрации; 1
определяет исторический факт по иллюстрации; 1
определяет исторический факт по иллюстрации; 1
определяет исторический факт по иллюстрации; 1
2 определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения. 1
определяет верные и неверные утверждения 1
определяет верные и неверные утверждения 1
определяет верные и неверные утверждения 1
Всего баллов 15
44
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Реформация»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объяснение понятий в контексте исторических процессов Затрудняется в понимании понятий «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» □ Использует понятия «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден для объяснения исторических событий, допуская 2-3 ошибки □ Демонстрирует знание основной терминологии по разделу «Реформация», глубоко анализирует причины и последствия реформации □
45
Суммативное оценивание за раздел «Научная революция»
Подраздел
Цель обучения
Насколько оригинальной была теория Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца
6.2.4.1 объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека
6.2.4.2 определять значение научных открытий о строении вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков Время выполнения
Обучающийся
• Развивает исследовательские навыки о роли знаний об окружающей среде в жизни человека
• Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук
Знание и понимание Навык высокого уровня
20 минут
Задания
1. Объясните историю научных знаний о строении Вселенной в таких обществах, как:
A. Китай до династии Мин;
B. Индия;
C. Древняя Греция.
1.1 Дайте краткий комментарий к тому, что произошло с идеями Коперника после его смерти:
1. Польско — американская позиция A.
2. Немецко — американская позиция: B.
3. Итальяно — американская позиция C.
4. Греко — американская позиция D.
5. Арабо — американская позиция E.
6. Индийско — американская позиция F.
7. Китайско — американская позиция G.
2. Напишите историческое эссе на тему «Повлияло ли учение Николая Коперника на последующее развитие науки и техники?», используя структуру ПОПС-формулы.
S 1 предложение (позиция) я считаю….
S 2 предложение (обоснование) Потому что…
S 3-4 предложения (приводит примеры) Я могу привести примеры….
S 5 предложение (вывод) Таким образом….
46
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Развивает исследовательские навыки о роли знаний об окружающей среде в жизни человека 1 Объясняет историю научных знаний о Вселенной с точки зрения Китая до династии Мин 1
Объясняет историю научных знаний о Вселенной с точки зрения Индии 1
Объясняет историю научных знаний о Вселенной с точки зрения Древней Греции 1
1.1 Комментирует 1-ю позицию 1
Комментирует 2-ю позицию 1
Комментирует 3-ю позицию 1
Комментирует 4-ю позицию 1
Комментирует 5-ю позицию 1
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук 2 Формулирует 1 предложение (позиция) Я считаю…. 1
Формулирует 2 предложение (обоснование) Потому что.. 1
Формулирует 3 предложение Я могу привести примеры 1
Формулирует 4 предложение Я могу привести примеры 1
Формулирует 5 предложение (вывод) Таким образом.. 1
Всего баллов 15
47
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 4 В Научная революция
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Развивает исследовательские навыки о роли знаний об окружающей среде в жизни человека Затрудняется в демонстрации исследовательских навыков □ Показывает неглубокие исследовательские навыки □ Показывает умение исследовательских навыков □
Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук Затрудняется в установлении связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук □ Устанавливает связь научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук, допуская 2-3 ошибки □ Правильно выполняет задание на установление связи научных открытий о строении Вселенной с последующим развитием естественных наук □
48
49

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *