СОР Всемирная История 5 класс

ПРОЕКТ
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Всемирная история
5 класс
1
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах.
Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………4
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»…………………………………5
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин»……..9
Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта»……..12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..15
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи»…………16
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма»…………………………………………21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..25
Суммативное оценивание за раздел «Объединение Древнего Китая»…..26
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция»……………..30
Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции»……..35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..37
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи»……..38
Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох»………….43
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до
земледельцев и скотоводов»
Тема Как появился первый человек?
Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством?
Цели обучения
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
5.1.1.2 Объяснять первичные формы
объединения: человеческое стадо, род, община, племя и их сходства и различия;
5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм,фетишизм, магия;
5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота,
рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля).
Знание и Понимание Применение
Навыки высокого порядка
Обучающийся
• Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей;
• Определяет древние религиозные верования;
• Характеризует виды занятий и хозяйственной деятельности.
Время выполнения Задания
20 минут
1. По диаграмме Венна, объясните сходства и различия первичных форм объединения людей:
5
ПРОЕКТ
2. По предложенным рисункам, определите древние религиозные верования:
2
1
3
4
1 2 3 4

3. Заполните таблицу: охарактеризуйте виды хозяйственной деятельности.
Виды хозяйственной Характеристика
деятельности
Собирательство и охота
Рыболовство
Земледелие
Скотоводство
Освоение металлов
6
ПРОЕКТ
Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей 1 называет одно сходство стадо от рода 1
называет одно различие стадо от рода 1
называет второе различие стадо от рода 1
называет одно сходство общины от племени 1
называет одно различие общины от племени 1
называет второе различие общины от племени 1
Определяет древние религиозные верования 2 называет древнее религиозное верование: тотемизм 1
называет древнее религиозное верование: анимизм 1
называет древнее религиозное верование: фетишизм 1
называет древнее религиозное верование: магия 1
Характеризует виды занятий и хозяйственной деятельности 3 описывает вид занятия: собирательство и охота 1
описывает вид занятия: рыболовство 1
описывает вид занятия: освоение металлов 1
описывает вид хозяйственной деятельности: земледелие 1
описывает вид хозяйственной деятельности: скотоводство 1
Всего баллов 15
7
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за
раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»
ФИО обучающегося _______________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей Затрудняется в определении сходства и различия первичных форм объединения людей. □ Допускает ошибки в определении сходства и различия первичных форм объединения людей. □ Верно определяет сходства и различия первичных форм объединения людей. □
Определяет древние религиозные верования Затрудняется в определении древних религиозных верований. Допускает ошибки в определении древних религиозных верований. ^ Верно в определяет древние религиозные верования.
Характеризует виды занятий и хозяйственной деятельности Затрудняется в характеристике видов занятий и хозяйственной i—1 деятельности. 1—1 Допускает ошибки в характеристике видов занятий и хозяйственной деятельности. Верно характеризует виды занятий и хозяйственной деятельности.
8
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин»
Тема
Цели обучения
Уровень мыслительных навыков
Критерий оценивания
Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?
Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин?
5.4.1.3 описывать систему хозяйства древних цивилизаций;
5.2.2.3 описывать искусство Древнего мира.
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Обучающийся
• Определяет систему хозяйства древних цивилизаций;
• Анализирует искусство древнего мира.
Время выполнения Задания
20 минут
1. Рассмотрите карту, прочтите легенду карты и ответьте на вопрос. Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?
2. По мнению историков, первым народом, который достиг уровня цивилизации, можно считать шумеров. Докажите или опровергните это утверждение, используйте предложенные рисунки. Сделайте вывод.
9
ПРОЕКТ
■ ДЗГм. 3“vl ■e; «ИГ»
г. re 7?
& ft stfsf MTet
ff< —• & а йУ —a&g' ч 'РГ -P7 ткт» $ £±- s* *-5,тйч н - - » - 1» a* 4* ’5®’ да Письменность шумер Памятники шумерского письма Клинопись. Табличка из Киша Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Обучающийся Определяет систему хозяйства древних цивилизаций 1 описывает занятие охотой 1 описывает занятие рыбной ловлей 1 описывает систему хозяйства древних цивилизаций -земледелие 1 описывает занятие - садоводство 1 описывает занятие - виноградарство 1 Анализирует искусство древнего мира 2 доказывает развитие клинописьи 2 сравнивает древние шумерские письмена 2 описывает памятники живописи 2 описывает памятники архитектуры и скульптуры 2 делает вывод, доказывая или опровергая данное утверждение 2 Всего баллов 15 10 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Цивилизации речных долин» ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Определяет систему хозяйства древних цивилизаций Затрудняется в определении системы хозяйства древних цивилизаций □ Допускает ошибки в определении системы хозяйства древних цивилизаций Верно определяет систему хозяйства древних цивилизаций □ Анализирует искусство древнего мира Затрудняется в анализе искусство древнего мира □ Допускает ошибки в анализе искусства древнего мира □ Верно анализирует искусство древнего мира □ 11 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта» Тема Почему Египет называли «Черная земля»? Откуда мы знаем, как были построены пирамиды Древнего Египта? Какие тайны хранит гробница Тутанхамона о жизни древних египтян? Цели обучения 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина); 5.2.2.2 Описывать храмы и пирамиды Древнего Египта; 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего общества. Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Критерий оценивания Обучающийся • Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук; • Объясняет, как были построены пирамиды Древнего Египта. • Выделяет положение тружеников в Древнем Египте. Время выполнения 20 минут Задания 1. Используя рисунки и свои знания по теме, составьте рассказ о хозяйстве Древнего Египта. 12 ПРОЕКТ Докажите, влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Заполните таблицу: Название науки Что повлияло? Математика Геометрия Астрономия Медицина Письменность 2. Используя рисунок, составьте 2 вопроса о строительстве храмов и пирамид Древнего Египта. 1_ 2. 3. Заполните таблицу. Положение тружеников в Древнем Египте: № Вопросы Раб Земледелец Ремесленник Каменщик, каменотес 1 Чем владел? 2 Какие работы выполнял? 3 Какие права имел? 13 ПРОЕКТ Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Обучающийся Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. 1 приводит доказательства развития математики; 1 приводит доказательства развития геометрии; 1 приводит доказательства появления и развития письменности, иероглифов; 1 приводит доказательства развития астрономии; 1 приводит доказательства развития медицины. 1 Объясняет, как были построены пирамиды Древнего Египта. 2 составляет 1 вопрос о материалах для строительства храмов и пирамид; 1 составляет 1 вопрос о технологии строительства храмов и пирамид; 1 Примечание: учащийся может привести другие факты и характеристики по строительству пирамид Выделяет положение тружеников в Древнем Египте 3 определяет положение раба; 2 определяет положение земледельца; 2 определяет положение ремесленника; 2 определяет положение каменщика. 2 Итого 15 14 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «История Древнего Египта» ФИО обучающегося____________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Затрудняется в определении влияния хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Допускает ошибки в определении влияния хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. ^ Верно определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Объясняет, как были построены пирамиды Древнего Египта. Затрудняется в объяснении строительства пирамиды Древнего Египта. Допускает ошибки в объяснении строительства пирамиды Древнего Египта^ ^ Верно объясняет строительство пирамиды Древнего Египта. Выделяет положение тружеников в Древнем Египте Затрудняется в определении положения тружеников в Древнем Египте Допускает ошибки в определении положения ТРУ_ . Д„ ^ Верно определяет положения тружеников в Древнем Египте. 15 ПРОЕКТ ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 16 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи» Тема Как появление колесницы изменило мир? Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю? Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными? Были ли империи Средней Азии такими же могущественными, как империи Ближнего и Среднего Востока? Цели обучения 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств. 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций. Уровень мыслительных навыков Знание и Понимание Применение Навыки высокого порядка Критерий оценивания Обучающийся • Определяет последствия захватнических войн; • Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке; • Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке. Время выполнения 20 минут Задания 1. Используя схему раскройте последствия захватнических войн. Политика I Хозяйство ^^^улЬгура 17 ПРОЕКТ 2. Заполнив таблицу, докажите или опровергните, что законы царя Хаммурапи необходимы для жителей Вавилона, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Какое значение имели законы для усиления царской власти и укрепления могущества страны Законы царя Хаммурапи. Справедливые Несправедливые 1. 1. 2. 2. Вывод: 3. По диаграмме Венна, объясните сходства и различия в системе хозяйства древней империи на Ближнем и Среднем Востоке. Вопрос Ассирия Персидская империя Вавилон Земледелие Скотоводство Торговля 4. Используя рисунки и свои знания, подтвердите примерами превосходство древних империй на Ближнем и Среднем Востоке? 18 ПРОЕКТ Критерии Дескриптор Балл оценивания Обучающийся Определяет последствия называет завоевательные войны Вавилонского царя Хаммурапи 1 захватнических войн; называет подчинение Ассирией Египта, Вавилона, войны персидских царей Кира и Дария I. 1 доказывает грабительский, захватнический характер войн упадок хозяйства, культуры 1 делает вывод, что следствие войн -образование древних империи - Вавилон, Ассирия, Персия 1 Приводит 2 примера справедливости законов Хаммурапи указывая что в соответствии с законами Хаммурапи сооружались каналы и дамбы; что законы требовали ответственности к труду, охраняли дисциплину и спокойствие. 2 Приводит 2 примера несправедливости законов Хаммурапи указывая что законы что законы защищали интересы имущих и были жестокими 2 делает вывод, что Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю 1 Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке Характеризует систему хозяйства Ассирии объясняя, что более интенсивно развивалось скотоводство, чем земледелие, указывает торговые отношения. 1 Характеризует систему хозяйства Персидской империи объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения. 1 Характеризует систему хозяйства Вавилона объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения. 1 Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке. Опираясь на рисунок колесницы, описывает достижения военного искусства в Восточных государствах, перечисляет завоеванные территории 1 Опираясь на рисунок монеты, описывает развитие международной торговли. 1 Опираясь на рисунок, приводит примеры достижения в архитектуре и искусстве. 1 Всего баллов 15 19 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Колесницы и империи» ФИО обучающегося_____________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Определяет последствия захватнических войн; Затрудняется в определении последствий захватнических войн. п Допускает ошибки в определении последствий захватнических войн. □ Верно определяет последствия захватнических войн. п Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке Затрудняется в характеристике системы хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке. Допускает ошибки в характеристике системы хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке. п Верно характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке. □ Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке. Затрудняется в доказательстве превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке. □ Допускает в доказательстве превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке □ Верно доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке 20 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» |ема Почему индуизм продолжал доминировать, хотя император Ашока принял буддизм; Насколько были развиты научные знания в Древней Индии. Цели обучения 5.1.2.3 использовать понятие «кастовая система» в Индии для объяснения социальной структуры общества; 5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества; 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина). Уровень мыслительных Знание и Понимание навыков Применение Навыки высокого порядка Критерий оценивания Обучающийся • Объясняет понятие «кастовая система»; • Определяет влияние религии на развитие древнего общества; • Определяет векторы развития наук в древней Индии. Время выполнения 20 минут Задания 1. По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны - социальные группы людей: а. Напишите название социальной системы в Индии: б. Перечислите права и обязанности групп входящих в нее: 21 ПРОЕКТ Обязанности Права 2. Каким образом религия влияла на развитие древнего общества. Заполните таблицу: Законы Ману Кастовое деление Нирвана 3. Используя свои знания и рисунки определите, направления развития наук в Древней Индии. 22 ПРОЕКТ Критерии оценивания Дескриптор Балл Обучающийся Объясняет понятие «кастовая система» определяет «кастовую систему» в древней Индии; 1 перечисляет их права и обязанности брахман; 1 перечисляет их права и обязанности Кшатрии; 1 перечисляет их права и обязанности Вайшьи; 1 перечисляет их права и обязанности Шудры; 1 Определяет влияние религии на развитие древнего общества; знает краткое содержание эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна; 2 знает законы Ману; 1 знает понятие Нирвана; 1 Определяет векторы развития наук в древней Индии приводит доказательства развития математики; 2 приводит доказательства развития медицины; 2 приводит доказательства развития астрономии. 2 Всего баллов 15 23 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» ФИО обучающегося____________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Объясняет понятие «кастовая система». Затрудняется объяснять права и обязанности групп входящих в кастовую систему. ^ Допускает ошибки в объяснении прав и обязанностей групп входящих в кастовую систему . ЦЦ Верно объясняет права и обязанности групп входящих в кастовую систему . |—| Определяет влияние религии на развитие древнего общества. Затрудняется определении влияния религии на развитие древнего общества. □ Допускает ошибки в определении влияния религии на развитие древнего общества. □ Верно определяет влияние религии на развитие древнего общества. □ Определяет векторы развития наук в древней Индии. Затрудняется определять векторы развития наук в древней Индии. Допускает ошибки в определении векторов развития наук в древней Индии. 1 1 Верно определяет векторы развития наук в древней Индии. 24 ПРОЕКТ ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 25 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай» Чему учили мыслители Древнего Китая; Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия; Как древние китайцы применяли научные знания. Цели обучения 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение Навыки высокого порядка Критерий оценивания Обучающийся • Называет особенности политического устройства Древнего Китая; • Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Время выполнения 20 минут Задания 1. Используя рисунки, ответьте на вопросы: 1 .Что связывает эти рисунки? 2.Кто изображен на рисунке ? 3.В чем заслуга этой личности, приведите не менее 2-х примеров. 2.Как повлияли данные открытия на развитие Китая? 26 ПРОЕКТ 1 2 3 4 Вывод: 27 ПРОЕКТ Критерии оценивания № задание Дескриптор Баллы Обучающийся Называет особенности политического устройства Древнего Китая 1 Перечисляет особенности политического развития Древнего Китая 2 Называет, кто изображен на рисунке 1 Приводит не менее 2х примеров заслуги Цинь Шихуан-ди для Китая 2 Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук 2 Выделяет изменения, связанные с появлением пороха 2 Выделяет изменения, связанные с появлением бумаги в Древнем Китае 2 Указывает изменения, связанные с изобретением компаса 2 Описывает изменения, связанные с появлением первого сейсмографа 2 Делает вывод по теме 2 Итого: 15 28 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Объединение Древнего Китая» ФИО обучающегося__________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Называет особенности политического устройства Древнего Китая Затрудняется в перечислении особенностей политического устройства Древнего Китая. □ Допускает ошибки в перечислении особенностей политического устройства государства Цинь Шихуан-ди. □ Верно перечисляет особенности политического устройства Древнего Китая. □ Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Затрудняется в выделении изменений хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. □ Допускает ошибки в выделении изменений хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. □ Верно характеризует изменения,оказавшие влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. □ 29 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция» Тема Цели обучения Что говорят «Маска Агамемнона» и мифы о крито-микенской культуре; Насколько свободными были люди в Афинах; Чем Древняя Спарта отличалась от Афин; Почему Александр Македонский не смог покорить скифов. 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.1.2 объяснять возникновение демократии в Афинском государстве; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств. Уровень мыслительных навыков Критерий оценивания Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Обучающийся • Определяет особенности политического устройства; • Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве; • Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств. Время выполнения 20 минут Задания. 1. Заполните таблицу, сравнивая особенности политического устройства древних государств: Афины Спарта 1 .Территория расселения 2. Жители 3.Занятия 4.Система управления 5.Вывод 2. Напишите ответ на вопрос: почему в Афинах появилась демократия? Используйте свои знания и предложенные рисунки. 30 ПРОЕКТ 3. Перечислите не менее 3х причин возникновения войны между городами-государствами Почему часто возникали войны между городами-государствами? 1.______________________________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________________________ 3. 31 ПРОЕКТ Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Определяет особенности политического устройства 1 называет территорию расселения Афин 1 называет территорию расселения Спарты 1 перечисляет состав населения Афин 1 перечисляет населения Спарты 1 описывает основные занятия граждан Афины 1 описывает основные занятия населения Спарты 1 называет систему управления в Афинах 1 называет систему управления в Спарте 1 делает выводы по теме 1 Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве 2 объясняет значение реформ Солона для Афинской демократии 1 объясняет деятельность Народных собраний 1 обосновывает демократические преобразования Клисфена 1 Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств 3 называет причину: стремление к расширению сферы экономического влияния, а также указывает борьбу за морские торговые пути 1 выделяет причину: борьба между олигархией и демократией 1 выделяет причину: стремление Афин и Спарты к господству в Греции 1 Итого: 15 32 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Древняя Г реция» ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Определяет особенности политического устройства Затрудняется в определений особенностей политического устройства Афин и Спарты. □ Допускает ошибки в определений особенностей политического устройства Афин и Спарты. □ Верно определяет особенности политического устройства Афин и Спарты. □ Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве Затрудняется в доказательстве возникновений демократии в Афинском государстве. Допускает ошибки в доказательстве возникновения демократии в Афинском государстве. Верно доказывает возникновение демократии в Афинском государстве. | Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств. Затрудняется в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами. Допускает ошибки в в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами. |—| Верно раскрывает причины возникновения войн между городами-государствами. |—| 33 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции» Как философы Древней Греции представляли Тема идеальное общество; Как в искусстве Древней Греции отражены мифы; Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции. Цели обучения 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности; 5.2.2.3 описывать искусство Древнего мира; 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества; Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Критерий оценивания Обучающийся • Объясняет взгляды философов древности; • Сравнивает роль письменности в развитии древнего и современного общества; • Анализирует искусство Древней Греции и современного общества. Время выполнения 20 минут 1. Опишите вклад греческих историков и философов в развитие науки. Г еродот Аристотель Демокрит 2. Сравните школы Древней Греции и современные школы. Греческие школы Современные школы Ступени школы Обучение в школе Особенности обучения 3. Сравните древнегреческие театры с современными театрами, приведите не менее 3х сравнительных характеристик. Древнегреческие театры Современные театры 1 2 3 Уровень мыслительных навыков 34 ПРОЕКТ Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Объясняет взгляды философов древности 1 раскрывает роль Геродота 2 раскрывает роль Аристотеля 2 раскрывает роль Демокрита 2 Сравнивает роль письменности в развитии древнего и современного общества; 2 характеризует ступени школы Древней Греции и современной школы 2 характеризует обучение в школе Древней Греции и современной школе 2 характеризует особенности обучения в школе Древней Греции и современной 2 Анализирует искусство Древней Греции и современного общества. 3 приводит 1 сравнительную характеристику Древнегреческого и современного театра 1 приводит 2 сравнительную характеристику Древнегреческого и современного театра 1 приводит 3 сравнительную характеристику Древнегреческого и современного театра 1 Итого 15 35 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культура Древней Греции» ФИО обучающегося____________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Объясняет взгляды философов древности Затрудняется в раскрытий взглядов философов древности (Геродота, Аристотеля, Демокрита) □ Допускает ошибки в раскрытий взглядов философов древности (Геродота, Аристотеля, Демокрита) |—| Верно раскрывает взгляды философов древности (Геродота, Аристотеля, Демокрита) □ Сравнивает роль письменности в развитии древнего и современного общества Затрудняется в описании и сравнении школы Древней Греции и современной школы □ Допускает ошибки в описании и сравнении школы Древней Греции и современной школы □ Верно описывает и сравнивает школы Древней Греции и современные школы |—| Анализирует искусство Древней Греции и современного общества Затрудняется в характеристике и сравнении Древнегреческих и современных театров Допускает ошибки в характеристике и сравнении Древнегреческих и современных театров | | Верно характеризует и сравнивает Древнегреческие и современные театры 36 ПРОЕКТ ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 37 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи» Тема Цели обучения Как Рим стал самой могущественной империей древности; Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме. 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств; 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств; 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества; 5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире. Уровень мыслительных навыков Критерий оценивания Знание и понимание Применение Оценка Обучающийся • Доказывает особенности республиканского строя в Древнем Риме; • Указывает причины побед римской армии; •—Сравнивает сходства и различия социальных слоев в древнем обществе; • Интерпретирует особенности рабства в древнем мире. Время выполнения Задания 20 минут 1. Используя рисунки и схему, докажите, что государственное устройство Рима можно считать республикой. 1 2 38 ПРОЕКТ 1 2. Объясните, какие внутренние изменения позволяли римлянам одерживать внешние победы? Используя рисунки и карту, подтвердите данное утверждение аргументами. Римляне одерживали внешние победы: Аргумент 1 ; Аргумент 2; | Аргумент 3 . 3. Напишите не менее 2-х сходств и различий богатых римских граждан и простолюдинов: Сходство богатых граждан и простолюдинов 1. 2. Отличие богатых римских граждан Отличие простолюдинов 1. 1. 2. 2. 4. Поставив себя на место римского раба, попробуй, обратиться к своим товарищам, объяснив им, что, зачем и как необходимо изменить в своем положении. Свой ответ запиши: Я бы на месте римского раба предложил изменить:____________________________ Для того чтобы 39 ПРОЕКТ Этого можно добиться с помощью 40 ПРОЕКТ Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Обучающийся Доказывает особенности республиканского строя в Древнем Риме 1 характеризует форму правления в Риме; 1 характеризует структуру власти: народное собрание. 1 Указывает причины побед римской армии 2 объясняет и аргументирует 1 причину внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы; 1 объясняет и аргументирует 2-ю причину внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы; 1 объясняет и аргументирует 3-ю причину внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы; 1 Сравнивает сходства и различия социальных слоев в древнем обществе 3 определяет 1 сходство богатых граждан и простолюдинов 1 определяет 2-е сходство богатых граждан и простолюдинов; 1 определяет 1-е отличие богатых римских граждан; 1 определяет 2-е отличие богатых римских граждан; 1 определяет 1 -е отличие простолюдинов; 1 определяет 2-е отличие простолюдинов. 1 Интерпретирует особенности рабства в древнем мире 4 определяет исходя из особенностей рабства 1-е изменение; 1 определяет исходя из особенностей рабства 2-е изменение; 1 обосновывает, для чего необходимы изменения; 1 предлагает пути решения. 1 Итого 15 41 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Расцвет Римской империи» ФИО обучающегося ____________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Доказывает особенности республиканского строя в Древнем Риме Затрудняется в характеристике доказательств республиканского строя в Древнем Риме. |—| Допускает ошибки в характеристике доказательств республиканского строя в Древнем Риме. □ Верно характеризует доказательства республиканского строя в Древнем Риме. Указывает причины побед римской армии Затрудняется в объяснений и аргументации причин внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы □ Допускает ошибки в объяснений и аргументации причин внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы □ Верно объясняет и аргументирует причины внутренних перемен позволивших римлянам одерживать внешние победы Q Сравнивает сходства и различия социальных слоев в древнем обществе Затрудняется в определении сходства и различия социальных слоев в древнем обществе О Допускает ошибки в определении сходства и различия социальных слоев в древнем обществе Верно определяет сходства и различия социальных слоев в древнем обществе Интерпретирует особенности рабства в древнем мире Затрудняется в интерпретации особенностей рабства в Древнем мире. Допускает ошибки в интерпретации особенностей рабства в Древнем мире. Верно интерпретирует особенности рабства в Древнем мире. 42 ПРОЕКТ Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох» Тема Цели обучения Уровень мыслительных навыков Критерий оценивания Время выполнения 1. Почему христианство 1_______________________ 2_______________________ 3______________________ 4______________________ 5 2. Какие особенности римских законов, образования, научной и религиозной жизни близки и понятны современным людям? Впишите в таблицу: Римские законы Образование Наука Религия 1 2 3 4 43 Почему первые христиане представляли угрозу для Римской империи; Как изменилась Римская империя во времена Константина Великого; Каково культурное наследие Древнего мира. 5.2.1.3 описывать влияние религии на развитие древнего общества; 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества; 5.2.2.3 описывать искусство Древнего мира. Знание и Понимание Применение Навыки высокого порядка Обучающийся • Показывает влияние христианства на римское общество; • Выделяет роль письменности в развитии древнего общества; • Доказывает достижения римского искусства. 20 минут получило огромную популярность среди римлян? ПРОЕКТ 3. Определите, какие достижения римского искусства унаследовала современная культура. Сделайте вывод о вкладе римской культуры в современное общество. Колизей амфитеатр 1______________________________________________ 2______________________________________________ 3_____________________________________________ 4_____________________________________________ 5 Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл Показывает влияние христианства на римское общество 1 описывает 1-ю причину популярности христианства; 1 описывает 2-ю причину популярности христианства; 1 описывает 3-ю причину популярности христианства; 1 описывает 4-ю причину популярности христианства; 1 описывает 5-ю причину популярности христианства. 1 Выделяет роль письменности в развитии древнего общества 2 описывает особенности римских законов; 1 описывает особенности образования; 1 описывает особенности науки; 1 описывает особенности религиозной жизни. 1 Доказывает достижения римского искусства. 3 описывает римское искусство -амфитеатры; 1 описывает римские термы; 1 описывает мозаики и фрески; 1 описывает Римские скульптуры; 1 описывает скульптурные портреты; 1 делает вывод о вкладе римской культуры в современное общество. 1 Всего 15 44 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Рим на рубеже эпох» ФИО обучающегося: Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Показывает влияние христианства на римское общество Затрудняется в описании влияния религии на развитие древнего общества. □ Допускает ошибки в описании влияния религии на развитие древнего общества. □ Верно описывает влияние религии на развитие древнего общества. □ Выделяет роль письменности в развитии древнего общества Затрудняется в описании роли письменности в развитии древнего общества. |—| Допускает ошибки в описании роли письменности в развитии древнего общества. □ Верно описывает роль письменности в развитии древнего общества. □ Доказывает достижения римского искусства. Затрудняется в описании искусства Древнего мира. □ Допускает ошибки в описании искусства Древнего мира . □ Верно описывает искусст во Древнего мира. □ 45 ПРОЕКТ 46

One thought on “СОР Всемирная История 5 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *