СОР Всемирная история 10 класс ЕМН

Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Всемирная история» 10 класс
(естественно-математическое направление)

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ………………….4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития»..4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ…………………8
Суммативное оценивание за раздел «Этнические и социальные процессы».8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ……………….14
Суммативное оценивание за раздел «Из истории государства, войн и революций» 14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ………………..20
Суммативное оценивание за раздел «Развитие культуры»……………20
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизация: особенности развития»
Тема Цивилизация: теории и подходы к изучению.
Классификация цивилизаций. История мировых цивилизаций. Взаимодействие цивилизаций Цели обучения 10.1.1.1 Использовать термины «цивилизация», «тип
цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений
10.1.2.1 Объяснять особенности традиционного типа цивилизации;
10.1.3.6 Характеризовать этапы и особенности развития мировых религий
10.1.4.8 Описывать взаимодействие и взаимовлияние культур, исследуя достижения различных цивилизаций Критерии оценивания Обучающийся
• Использует термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений;
• Определяет признаки традиционного типа цивилизации;
• Определяет утверждения характеризующие положение христианской церкви;
• оценивает важность и определяет способы взаимодействия и взаимовлияния культур.
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1.1. Цивилизация — это
A. Совокупность производственных отношений
B. Совокупность общественных ценностей
C. Способ производства
D. Ступень общественного развития
1.2. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, — это
A. Реформа
B. Контрреволюция
C. Эволюция
D. Революция.
1.3. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии
A. Деление общества на классы
B. Развитие производительных сил
C. Уровень развития культуры
D. Отношения собственности.
1.4. Человечество вступило в цивилизационный этап своего развития:
A. 40 тыс. лет назад.
B. Около 8 тыс. лет до н.э.
4
C. Примерно на рубеже IV-V тыс. до н.э.
D. С момента появления железных орудий труда.
1.5. Выделите одну из основных характеристик восточного типа цивилизации:
A. Динамизм, ориентация на новизну
B. Рациональность
C. Индивидуализм
D. Традиционализм
2. Продолжите ряд признаков традиционного общества:
1) Преобладание экстенсивного хозяйства.
2) Основная социальная ячейка община.
3)
4)
5)
6)
7)
З.Отметьте знаком «+» утверждения, характеризующие положение христианской церкви в средневековом обществе:
1) Утверждение христианской догматики раскололо единство церкви.
2) Уже в V веке в Западной Европе появились первые христианские монастыри.
3) Одним из самых уважаемых отцов церкви был Аврелий Августин.
4) Центром западного варианта христианства становится Константинополь.
5) Главой западной христианской церкви был римский папа.
6) Главой западной христианской церкви считался патриарх.
7) Христианская церковь в средневековой цивилизации Европы постоянно претендовала на политическое лидерство.
8) Продажа индульгенций вызывала осуждение у верующих.
9) Западная христианская церковь руководствовалась в своей деятельности идеями гуманизма.
10) Укреплению роли христианской церкви способствовала Реформация.
11) Церковь считалась посредником между богом и людьми.
12) Продвижение идеи божественного происхождения государственной власти.
4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Вне взаимодействия с другими культурами не может существовать полноценно национальная культура. Изоляция одной культуры от соседних (близких и дальних) всегда сказывается негативно на собственном национальном достоинстве и на национальном престиже. Взаимодействие ведет к умножению опыта не только своей национальной культуры, но и других культур, показывает на возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности. Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащают личность. Такие мероприятия, как конкурсы и фестивали, выставочные проекты, празднование памятных дат, связанных с жизнью и творчеством выдающихся представителей национальных культур, объединяют участников из разных государств и имеют большое значение для продвижения процессов интеграции. Атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения помогает сблизить людей, совместно работать, реализовывать проекты, сохранять культурное наследие и приумножать его».
Насколько важно взаимодействие и взаимовлияние культур? Обоснуйте свой ответ.
Какие мероприятия способствуют сближению представителей разных культур?
5
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задани я Обучающийся
Использует термины отвечает на 1-й вопрос; 1
«цивилизация», «тип отвечает на 2-й вопрос; 1
цивилизации» для 1 отвечает на 3-й вопрос; 1
объяснения отвечает на 4-й вопрос; 1
исторических событий, процессов и явлений отвечает на 5-й вопрос; 1
Определяет признаки традиционного типа определяет 1-й признак традиционной (аграрной) цивилизации; 1
цивилизации определяет 2-й признак традиционной (аграрной) цивилизации; 1
2 определяет 3-й признак традиционной (аграрной) цивилизации; 1
определяет 4-й признак традиционной (аграрной) цивилизации; 1
определяет 5-й признак традиционной (аграрной) цивилизации; 1
Определяет утверждения, характеризующие определяет 1 -е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
положение христианской церкви определяет 2-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
определяет 3-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
3 определяет 4-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
определяет 5-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
определяет 6-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
определяет 7-е утверждение, характеризующее положение христианской церкви в средневековом обществе; 1
Оценивает важность и определяет способы оценивает важность взаимодействия и взаимовлияния культур; 1
взаимодействия и взаимовлияния 4 приводит аргумент для обоснования своей позиции; 1
культур называет мероприятия, способствующие сближению представителей разных культур. 1
Всего баллов 20
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Цивилизация: особенности развития»
ФИО обучающегося__________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Использует термины «цивилизация», «тип цивилизации» для объяснения исторических событий, процессов и явлений Допускает значительное количество ошибок (3-5), при выполнении тестового задания, определяя термины «цивилизация», «тип цивилизации» □ Допускает незначительное количество ошибок (1 -2) при выполнении тестового задания, определяя термины «цивилизация», «тип цивилизации» | | Выполняет тестовые задания, определяет термины «цивилизация», «тип цивилизации» □
Определяет признаки традиционного типа цивилизации Допускает значительное количество ошибок (3-5), при определении признаков традиционной (аграрной) цивилизации □ Допускает незначительное количество ошибок (1 -2), при определении признаков традиционной (аграрной) цивилизации | | Определяет признаки традиционного типа цивилизации □
Определяет утверждения, характеризующие положение христианской церкви Допускает значительное количество ошибок (3-5), определяя утверждения, характеризующие положение христианской церкви в средневековом обществе | | Допускает незначительное количество ошибок (1 -2), определяя утверждения, характеризующие положение христианской церкви в средневековом обществе | | Определяет утверждения характеризующие положение христианской церкви □
Оценивает важность и определяет способы взаимодействия и взаимовлияния культур Затрудняется при оценке важности и определении способов взаимодействия и взаимовлияния культур, при обосновании своей позиции —7 Допускает незначительное количество ошибок при оценке важности и определении способов взаимодействия и взаимовлияния культур, при обосновании своей позиции |——| Оценивает важность и определяет способы взаимодействия и взаимовлияния культур □
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Этнические и социальные процессы»
Тема «Антропогенез и этногенез. Межэтнические отношения в мировой
истории. Исторические формы социальной организации общества»
Цели обучения 10.2.1.2 Использовать понятия «этнос», «этногенез», «нация» для
объяснения исторических событий, процессов и явлений
10.2.2.1 Использовать термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» для объяснения исторических событий, процессов и явлений
10.2.1.6 Определять причины ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном этапе
10.2.3.3 Объяснять исторические формы социальной организации общества, выявляя их характерные признаки
Критерии Обучающийся
оценивания
• Определяет понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений
• Применяет термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» для объяснения исторических событий, процессов и явлений
• Выявляет причины ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном этапе
• Называет исторические формы социальной организации общества, выявляя их характерные признаки
Уровень Знание и понимание
мыслительных
Применение
навыков
Навыки высокого порядка
Время 20 минут
выполнения
Задания
1.Выполните тестовое задание.
1.1 К разновидностям этноса относятся
A. классы
B. элиты
C. народности
D. страты
1.2 Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием
8
A. социум
B. племя
C. национальность
D. народ
1.3 Исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем
A. этнография
B. социогенез
C. этногенез
D. биогенез
1.4 Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни
A. народ
B. племя
C. община
D. нация
1.5 Одним из способов предупреждения межнациональных конфликтов является
A. наличие демократического правового государства
B. использование в конфликтах вооруженных сил
C. национальное обособление
D. абсолютизация национального суверенитета
2. Прочитайте тексты А, В, С. Выпишите в таблицу примеры «национализма», «шовинизма», «расовой дискриминации», «антисемитизма»
A. Жители Шотландии, входящей в состав Соединенного Королевства, на протяжении веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. А вот действия англичан, считавших себя доминирующей нацией и само утверждающихся за счет дискриминации прав народов Шотландии и Ирландии, можно расценивать по-другому. Другими словами, одно предполагает стремление нации защитить свой суверенитет, культурное и духовное наследие, а другое проявляется в агрессивном национальном доминировании, достигающемся за счет ущемления прав и свобод других народов.
B. В южных штатах США века рабства создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих.
C. 1 апреля 1933 года прошел первый бойкот еврейских предприятий. 25 апреля Рейхстаг принял закон о борьбе с переполненностью немецких школ и университетов, следствием которого стало введение квот для обучения евреев в учебных заведениях. В конце 1937 года начался процесс «ариизации» еврейской собственности, что было связано с тяжелым экономическим положением в стране. При этом собственность евреев не национализировалась, а переходила в частные руки.
9
«национализм» «шовинизм» «расовая дискриминация» «антисемитизм»

3. Изучите предложенный список социальных общностей и распределите в таблице их номера. 1.Итальянцы 2.Татары 3. Волжские булгары 4.Радимичи 5.Инки 6.Русские 7.Казахи 8. Тюрки 9.Англичане 10. Монголы 11. Дунгане 12. Ацтеки
Племя Народность Нация

Какие из указанных выше этносов перестали существовать? (не менее 2-х)
Назовите 2 причины их исчезновения?
4. Прочитайте отрывок из статьи «Общество как социальная реальность, его признаки и уровни организации». Выполните задания:
«Общество возникает по мере упорядочивания, упрочнения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
По мнению современного американского социолога Э. Шилза, обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:
1) Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
2) Браки заключаются между представителями данного объединения.
3) Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5) У него собственное название и собственная история.
6) Оно обладает собственной системой управления.
7) Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8) Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Назовите не менее двух исторических форм социальной организации общества.
Опираясь на предложенный список критериев, укажите не менее двух характерных для исторических форм социальной организации общества признаков.
10
Критерий оценивания № задани я Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений 1 отвечает на 1 -й тестовый вопрос; 5
отвечает на 2-й тестовый вопрос;
отвечает на 3-й тестовый вопрос;
отвечает на 4-й тестовый вопрос;
отвечает на 5-й тестовый вопрос;
Применяет термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «нацизм» для объяснения исторических событий, процессов и явлений 2 определяет и выписывает в таблицу примеры национализма; 1
определяет и выписывает в таблицу примеры шовинизма; 1
определяет и выписывает в таблицу примеры антисемитизма; 1
определяет и выписывает в таблицу примеры «расовой дискриминации»; 1
Выявляет причины ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном этапе 3 соотносит социальные общности в колонке племя; 1
соотносит социальные общности в колонке народность; 1
соотносит социальные общности в колонке нация; 1
определяет 1-й этнос, который перестал существовать; 1
определяет 2-й этнос, который перестал существовать; 1
называет первую причину исчезновения этноса; 1
называет вторую причину исчезновения этноса; 1
Называет исторические формы социальной организации общества, выявляя их характерные признаки 4 называет первую историческую форму социальной организации общества; 1
называет вторую историческую форму социальной организации общества; 1
указывает первый характерный признак исторических форм социальной организации общества; 1
указывает второй характерный признак исторических форм социальной организации общества. 1
Всего баллов 20
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Этнические и социальные процессы»
ФИО обучающегося
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений Затрудняется при определении понятий «этнос», «этногенез», «нация» □ Допускает незначительное количество ошибок (1 -2), при определении понятий «этнос», «этногенез», «нация» 1 1 Определяет понятия «этнос», «этногенез», «нация» для объяснения исторических событий, процессов и явлений ^
Соотносит термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «антисемитизм» и примеры их проявления Затрудняется при соотнесении терминов «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «антисемитизм» и примеров их проявления □ Допускает незначительное количество ошибок (не более 1 -й), при соотнесении терминов «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «антисемитизм» и примеров их проявления □ Соотносит термины «национализм», «шовинизм», «расовая дискриминация», «антисемитизм» и примеры их проявления □
Выявляет причины ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном этапе Затрудняется при распределении предложенного списка на категории племя, нация, народность и определении исчезнувших этоносов, а также причин их исчезновения |——| Допускает незначительное количество ошибок (1 -2) при распределении предложенного списка на категории племя, нация, народность и определении исчезнувших этоносов, а та е причин их исчезновения 1 1 Распределяет предложенный список на категории племя, нация, народность, определяют исчезнувшие этоносы и объясняет причины их исчезновения. | |
12
Называет исторические Затрудняется, называя
формы социальной исторические формы социальной
организации общества, организации общества, выявляя их
выявляя их характерные характерные признаки
признаки □
Допускает незначительное
количество ошибок (1-2) называя исторические формы социальной организации общества, выявляя их характерные признаки

Называет исторические формы социальной организации
общества, выявляя их характерные признаки

13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Из истории государства, войн и революций» Тема «Исторические типы и формы государства и
политические режимы. Военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории. Революция как один из факторов трансформации общества»
Цели обучения 10.3.1.2 Сравнивать теории происхождения государства
для объяснения особенностей государственного устройства
10.3.1.5 Сопоставлять типы политических режимов на основе анализа источников, выявляя их сильные и слабые стороны
10.3.2.4 Определять положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов
10.3.3.1 Обобщать закономерности перехода от аграрного общества к индустриальному
10.3.3.3 Оценивать положительные и отрицательные последствия революций
Критерии оценивания
Обучающийся
Определяет теории происхождения государства Определяет черты и типы политических режимов;
Называет положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов Выявляет закономерности перехода от аграрного общества к индустриальному Оценивает положительные и отрицательные последствия революций
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения Задания
20 минут
1.Выполните тестовые задания
1.1. Теория, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных
14
A. Теория насилия;
B. Теологическая теория;
C. Марксистская теория;
D. Договорная теория.
1.2. Представители договорной теории происхождения государства:
A. Маркс, Энгельс, Ленин;
B. Гумплович, Каутский, Дюринг;
C. Руссо, Локк, Гоббс;
D. Петражицкий, Спенсер.
1.3. Сторонники данной теории считают, что причиной возникновения государства были экономические факторы
A. Договорная теория
B. Материалистическая теория
C. Патримониальная теория
D. Теологическая теория
1.4. Теория происхождения государства, известная как теория «двух мечей», уподобляет двум мечам:
A. Духовную и светскую власть
B. Государство и право
C. Внешние и внутренние функции государства
D. Исполнительную и законодательную власть
1.5. Представители патриархальной теории считают, что государство
A. Продукт божественной воли
B. Результат исторического развития семьи
C. Продукт сознательного творчества, результат договора
D. Продукт социальной эволюции
2. Установите соответствие между чертами политических режимов и их типами. Поставьте знак V в соответствующей графе.
Черты политических режимов Демократический Авторитарн ый Тоталитарный
1.Оппозиция допускается, но находится под строгим контролем
2.Правовое государство
3.Полный контроль государства за всеми и каждым
4.Подавление любой оппозиции
5.Равенство всех перед законом
3. Прочитайте текст «Образование варварских королевств». Выполните задания.
«Во время Великого переселения варварские народы за 100— 200 лет преодолевали огромные расстояния. Например, вестготы пересекли пол-Европы с востока на запад: из
15
Подунавья они переселились в Испанию. Вандалы еще в III в. жили между Вислой и Одером в Северной Европе, а уже в V в. они обосновались на землях Карфагена в Северной Африке. Варвары смешались с народами бывшей Римской империи.
В это время разбогатели и усилили свое влияние в германском обществе знатные семьи.
Еще до гибели Римской империи на ее территории возникли государства вестготов в Испании, вандалов и аланов в Африке, бургундов в южной части Галлии. В конце V века в Северной Галлии возникло Франкское королевство. В Италии образовалось Королевство остготов. Великое переселение народов стало одним из важных факторов падения Римской империи. Были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов: обелиски, курганы и так далее.
Переселение сыграло роль в формировании многих современных языков Западной Европы, произошло распространение христианской религии. На смену рабовладельческому строю пришел феодальный. Изменилась структура общества. Среди масс непосредственных производителей важную роль стал играть слой свободных мелких земледельцев — общинников.
Что явилось основным итогом Великого переселения народов?
Назовите положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов
4. Определите основные показатели доиндустриального и индустриального общества. Заполните пустые ячейки.
Основные показатели Доиндустриальное Индустриальное
Социальные отношения Кровнородственные, личные, доверительные
Ключевые сферы экономики Промышленность
Основа развития Традиции
Ведущая роль в обществе Промышленно-финансовые корпорации
5. Прочитайте текст и выполните задания
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции… имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста…
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные
16
аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима… Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь, в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе.
В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым… В-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=254 Что автор относит к предпосылкам революции? (2 предпосылки)
Назовите отрицательные (1 пример) и положительные (2 примера) последствия революций?
17
Критерий оценивания № задани я Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет теории происхождения государства 1 определяет теорию, согласно которой государство возникает из необходимости подавления недовольства бедных; 5
определяет представителей договорной теории происхождения государства;
определяет, сторонники какой теории считают причиной возникновения государства экономические факторы;
определяет особенности теории двух мечей;
определяет особенности патриархальной теории;
Определяет черты и типы политических режимов 2 определяет черты демократического режима; 3
определяет черты авторитарного режима;
определяет черты тоталитарного режима;
Называет положительные и отр ицательные последствия Великого переселения народов 3 называет основной итог Великого переселения народов; 3
называет положительные последствия Великого переселения народов;
называет отрицательные последствия Великого переселения народов;
Выявляет закономерности перехода от аграрного общества к индустриальному 4 определяет основной показатель индустриального общества; 1
определяет основной показатель доиндустриального общества; 1
определяет основной показатель индустриального общества; 1
определяет основной показатель доиндустриального общества; 1
Оценивает положительные и отр ицательные последствия революций; 5 называет 1-ю предпосылку революции; 1
называет 2-ю предпосылку революции; 1
приводит 1 отрицательный пример последствия революций; 1
приводит 1 положительный пример последствия революций; 1
приводит 2 положительный пример последствия революций. 1
Всего баллов 20
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Из истории государства, войн и революций»
ФИО обучающегося________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания
Низкий
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Определяет теории
происхождения государства
Допускает количество ответе на
значительное ошибок (3-5) при тестовые вопросы и
Допускает незначительное
количество ошибок (1 -2), при ответе на тестовые вопросы
Определяет теории
происхождения государства
установления соответствия между чертами политических режимов и их типами

Определяет черты и политических режимов
типы
Допускает значительное
количество ошибок (2-3) при установлении соответствия между чертами политических режимов и их типами
Допускает незначительное
количество ошибок при
установлении соответствия между чертами политических режимов и их типами
Определяет черты и типы политических режимов
Называет положительные и отрицательные последствия Великого переселения народов
Затрудняется, определять основной итог Великого переселения народов и его положительные и отрицательные последствия
Допускает ошибки, при определении основного итога Великого переселения народов и его положительные и отрицательные последствия

Определяет основной итог Великого переселения народов и его положительные и отрицательные последствия
Выявляет закономерности
перехода от аграрного общества к индустриальному
Затрудняется при определении основных показателей
индустриального/ аграрного
(доиндустриального) общества

Допускает незначительное
количество ошибок (1-2) при определении основных показателей индустриального/ аграрного
доиндустриального общества | |
Выявляет закономерности
перехода от аграрного общества к индустриальному
Оценивает положительные и отрицательные последствия революций;
Допускает значительное
количество ошибок, оценивая положительные и отрицательные последствия революций
Допускает незначительное
количество ошибок (не более 1 -й) оценивая положительные и отрицательные последствия
революций | |
-19———————————
Оценивает положительные и отрицательные последствия революций
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Развитие культуры»
Тема Сохранение культурного наследия человечества.
Искусство — отражение развития общества. Духовнонравственные ценности современного общества
Цели обучения 10.4.1.1 Объяснять пути сохранения историко-
культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО
10.4.2.2 Определять влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства
10.4.2.4 Определять тенденции развития
современного искусства, выявляя изменения и преемственность
10.4.3.1 Выявлять истоки формирования духовнонравственных ценностей человечества на основе анализа источников
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет пути сохранения историкокультурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО
• Соотносит и определяет влияние
общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства
• Определяет факторы повлиявшие, на развитие современного искусства
• Объясняет на основе анализа источников истоки формирования духовно-нравственных ценностей человечества
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задания
1.Используя текст и имеющиеся у вас знания, выполните задания
164 страны, то есть свыше трех четвертей государств-членов ЮНЕСКО ратифицировали Конвенцию о Всемирном наследии. Ее основная идея гласит, что договорившиеся государства совместно отвечают за всемирное наследие, отмеченное содружеством государств как имеющее чрезвычайную универсальную ценность. Конвенция должна быть инструментом общей ответственности за это общее наследие. «Государства, подписавшие конвенцию, добровольно обязуются охранять и сохранять всемирное наследие для всего человечества в
20
рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в их усилиях по охране наследия». Но не только государства, а и отдельные граждане являются целевой группой Конвенции. Посредством общественной работы и образовательных программ с всемирным наследием и его сохранением должны знакомиться, прежде всего, молодые люди, так как наследие, о котором никто не знает, никто не будет охранять.
A. Назовите не менее трех объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
B. Определите не менее двух мероприятий по сохранению культурного наследия исходя из содержания Конвенции ЮНЕСКО.
2. Определите, какие социальные процессы повлияли на возникновение и развитие течений и направлений искусства. Занесите номера соответствующий описаний в таблицу.
1) Буржуазно-демократическая революция 1948 года во Франции не оставила равнодушными никого: даже люди искусства почувствовали новые веяния и, взбунтовавшись против романтизма, господствовавшего в живописи и литературе с конца XVIII века, объявили о начале новой эры.
2) Перманентные локальные и мировые войны, эксплуатация, насилие и нищета; раскол мира на противостоящие лагеря, движения, союзы и т. д.; расизм и национализм; региональные и этнические конфликты — все это и многое другое показали шаткость и неопределенность человеческого бытия, отсутствие точек опоры, на которые можно было бы опереться в этом социальном мире. Экономическая, политическая и духовная практика явилась основательной критикой человеческого разума и показала его неспособность рационально организовать человеческое существование.
3) В результате победы советской власти, установления тоталитарного режима возникла необходимость в инструменте для пропаганды социалистических идей и манипулирования массами. Основные принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
4) Конец XIX — начало ХХ века — время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни, разрушения монолитных систем в науке и культуре, возникновения различных направлений, течений в политике, экономике, социологии и р.д. «Настоящей революцией» назвал известный немецкий философ Г. Гадамер то, что произошло с искусством на рубеже XIX-ХХ веков; искусство стало вызовом классической традиции и побуждало к поискам новых путей в творчестве.
Социалистический реализм Постмодернизм Реализм Авангардизм

3. Рассмотрите источники A, B, C и ответьте на вопросы.
21
A В
С. «Конец XX и начало XXI веков были наполнены социальными, экономическими и политическими потрясениями. А кто, как не творческие личности, острее всего реагирует на такие изменения? Именно поэтому в этот период появилось и до сих пор появляется огромное количество течений в изобразительном искусстве. На искусство оказывают влияние научно-технический прогресс, информатизация, появление и обострение глобальных проблем, религия и др.»
1) Какие стили изобразительного искусства представляют картины А и В?
2) В какой период возникли эти стили художественного творчества?
3) Какие факторы повлияли на развитие современного искусства?

4. Прочитайте источники фрагменты из источников и ответьте на вопросы.
A. «Величайшие памятники мировой культуры — Библия, Коран, Тора, Драхма, несущие в себе огромный запас нравственной энергии, были закрыты для нескольких поколений советских людей диктатом советской власти. В основе всех традиционных религий лежат вечные ценности от Бога: не убий, не укради, не навреди и другие. «Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью», — говорил Пророк Мухаммад».
Ч. Исмаил. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения
современной молодежи:- Душанбе, 2015.
B. «Искусство способно сформировать некий общий опыт, которым можно поделиться, способно утверждать чувство единства и сплоченности всего человечества на общем фундаменте, дает возможность поверить в существование истинности, которая сохраняется и передается в непрерывном процессе преемственности. Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости».
Памятники мировой эстетической и критической мысли.
— Москва: Гослитиздат, 1957.
22
1) Каковы истоки формирования духовно-нравственных ценностей, по мнению авторов источников А и В?
2) Какие нравственные ценности (назови не менее двух ценностей) пропагандируют традиционные религии?
3) Какое влияние оказывает искусство на духовное совершенствование человека?
4) Назовите авторов произведений С и D эпохи Возрождения.
5) Какие нравственные ценности воспитывают картина (С) «Возвращение блудного сына» и скульптура (D) «Пьета»?
23
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задани я Обучающийся
Определяет пути сохранения историко- 1 называет первый объект Всемирного наследия ЮНЕСКО;
культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО называет второй объект Всемирного наследия ЮНЕСКО;
называет третий объект Всемирного наследия ЮНЕСКО; 5
определяет первое мероприятие по сохранению культурного наследия;
определяет второе мероприятие по сохранению культурного наследия;
Соотносит и определяет влияние общественных 2 определяет социальные процессы, повлиявшие на возникновение и развитие авангардизма;
процессов на развитие направлений и стилей искусства определяет социальные процессы, повлиявшие на возникновение и развитие реализма; 4
определяет социальные процессы, повлиявшие на возникновение и развитие социалистического реализма;
определяет социальные процессы, повлиявшие на возникновение и развитие постмодернизма;
Определяет факторы повлиявшие, на 3 называет, в каком стиле написано первое произведение искусства;
развитие современного называет, в каком стиле написано второе произведение искусства; 4
искусства называет период их возникновения;
определяет факторы, повлиявшие на развитие современного искусства;
Объясняет на основе анализа источников 4 определяет истоки формирования духовнонравственных ценностей;
истоки формирования духовно- называет первую нравственную ценность, пропагандируемую религией;
нравственных ценностей называет вторую нравственную ценность, пропагандируемую религией;
человечества определяет влияние искусства на духовное совершенствование человека; 7
называет автора произведения «Возвращение блудного сына»;
называет автора произведения «Пьета»;
определяет нравственные ценности, которые воспитывают произведения «Возвращение блудного сына» и «Пьета».
Всего баллов 20
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Развитие культуры»
ФИО обучающегося __________________________________________________________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет пути сохранения историко-культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО Затрудняется при определении путей сохранения историкокультурного наследия ЮНЕСКО. □ Допускает незначительное количество ошибок (1 -2) при определении путей сохранения историко-культурного наследия ЮНЕСКО. Г»1 Определяет пути сохранения историко-культурного наследия на примере деятельности ЮНЕСКО □
Соотносит и определяет влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства Допускает значительное количество ошибок (2 и более), определяя влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства. | | Допускает незначительное количество ошибок (не более 1 -й), определяя влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства. | | Соотносит и определяет влияние общественных процессов на развитие направлений и стилей искусства. | |
Определяет факторы повлиявшие, на развитие современного искусства Затрудняется при определений стилей и периода создания произведений изобразительного искусства/факторов, повлиявших на развитие современного искусства. ^ ^ Допускает незначительные ошибки при определений стилей и периода создания произведений изобразительного искусства/факторов, повлиявших на развитие современного искусства 1 Определяет период возникновения представленных произведений искусства, эпоху кардинально изменившую «картину мира» и общественные процессы повлияшие на изменения. 1 1
Объясняет на основе анализа источников истоки формирования духовнонравственных ценностей человечества Затрудняется при определении истоков формирования духовнонравственных ценностей человечества. □ Допускает незначительное количество ошибок при определении духовно-нравственных ценностей, пропагандируемых традиционными религиями, при определении влияния искусства на духовное совершенствование человека, при определении истоков формирования духовно-нравственных ценностей человечества. 1 1 Составляет предложения о структуре общего образования в РК и раскрывающие функцию образования как социального института. □
25
Источники
1) Аграрные цивилизации:
https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/agrarnaa
2) Памятники мировой эстетической и критической мысли — Москва: Гослитиздат, 1957.
3) Ч. Исмаил. Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи:- Душанбе, 2015.
26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *