СОР СОЧ ЖБ ТЖБ БЖБ Русский Я1 (русские школы) 3 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Русский язык как первый 3 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык как первый» для обучающихся в 3 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………….4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо. Что такое плохо?»…..7
Спецификациясуммативного оценивания за 1 четверть……………………10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………15
Суммативное оценивание за раздел «Время»……………………………15
Суммативное оценивание за раздел«Архитектура»……………………….18
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть…………………..21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………………27
Суммативное оценивание по раздел«Искусство»…………………………27
Суммативное оценивание за раздел«Выдающиеся личности»………………..30
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть…………………..33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………………39
Суммативное оценивание за раздел «Вода — источник жизни»……………..39
Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники»…………42
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть…………………..45
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»
Вид речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
3.1.1.1 Отвечать на открытые и закрытые вопросы по прослушанной информации, определять основные моменты, фиксировать их
3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы
Обучающийся
• Отвечает на вопросы по прослушанной информации
• Участвует в диалоге, соблюдая речевые нормы Применение
20 минут
Задания 1
Прослушайте текст
В осенний парк пришла художница-осень. Она не жалела красок для кленов, раскрашивая их листву то в лимонно-желтый, то в золотисто-оранжевый, а то и в красный цвет. Началась пора листопада: деревья теряли свой летний убор — листья высыхали, слабее удерживались на ветках и опадали.
Один кленовый листочек очень боялся, что на него кто-нибудь наступит. В парк пришли веселые ребята. Дети увидели красивые листочки и стали собирать их. Принесли их домой и сделали поделки. Листочек обрадовался, что из него сделали цветок, и всем сказал спасибо. Теперь он будет жить долго, долго и радовать людей.
Ответьте на вопросы.
— Какое время года наступило?
— Какие изменения произошли в природе? Какая началась пора?
— Почему кленовому листочку было страшно?
— Если бы ты оказался на месте ребят, как бы ты поступил?
Задание 2
Составьте в парах диалог по иллюстрации.
4
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отвечает на вопросы по прослушанной информации. — определяет тему текста; 1
— определяет основную мысль текста; 1
— отвечает на вопрос по содержанию текста; 1
— оценивает ситуацию в окружающей среде и приводит свои примеры; 1
Участвует в диалоге, соблюдая речевые нормы. — составляет диалог в соответствии с иллюстрацией; 1
— высказывает свое мнение в соответствии с темой диалога; 1
— соблюдает связанное и логичное высказывание. 1
Всего баллов 7
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на вопросы по прослушанной информации. Затрудняется ответить на вопросы прослушанного текста. □ Допускает ошибки в ответах на вопросы прослушанного текста. □ Верно отвечает на вопросы прослушанного текста. □
Участвует в диалоге, соблюдая речевые нормы. Затрудняется составить диалог, соблюдая речевые нормы. □ Допускает ошибки в составлении диалога / допускает нарушение речевых норм. □ Верно составляет диалог, соблюдая речевые нормы. □
6
Цель обучения
Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо. Что такое плохо?»
Вид речевой деятельности Чтение и письмо
3.2.4.1 Определять типы текстов — описание, повествование — по их особенностям
3.3.1.2 Создавать тексты публицистического и делового стиля на основе их особенностей (заметка, справка, объявление)
Обучающийся
• Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям
• Составляет тексты публицистического и делового стиля Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Критерий оценивания
Задание 1
Прочитай тексты. Определи по их особенностям, какой из них относится к описанию и какой — к повествованию. Соотнеси тексты и их типы.
Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, -ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло И зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
По натуре своей Ваня хороший, умный мальчик. Он честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью. Ваня уважает окружающих его людей, проявляет заботу и
Текст — описание
Текст — повествование
Задание 2
Напиши объявление о продаже домашнего питомца, указав его хорошие стороны.
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям — определяет тип первого текста и соотносит его с текстом-повествование; 1
— определяет тип второго текста и соотносит его с текстом-описание; 1
Составляет тексты публицистического и делового стиля на основе их особенностей — составляет и записывает объявление о продаже домашнего питомца; 1
— соблюдает публицистический стиль изложения; 1
— использует слова-описания; 1
— логически и последовательно выстраивает предложения; 1
— правильно ставит знаки препинания в конце предолжений. 1
Всего баллов 7
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо?»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям. Затрудняется определить текст-описание и текст-повествование. □ Допускает ошибки в определении текста-описание / текста-повествование. □ Верно определяет текст-описание и текст-повествование. □
Составляет тексты публицистического и делового стиля на основе их особенностей. Затрудняется в составлении и записи объявления. □ Допускает ошибки в записи объявления / в стиле изложения / использовании слов-описаний/ последовательности изложений/ расставлении знаков препинаний. □ Верно составляет и записывает объявление. □
ПРОЕКТ
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 1 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16
3.2. Структура теста
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на проверку письма.
10
ПРОЕКТ
№ Вид речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Живая природа 3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/ моментов. Обучающийся выполняет задание, направленное на умение составлять рассказ по плану и ключевым словам. 1 4
2 Чтение Что такое хорошо, что такое плохо? 3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова. Задание направлено на умение определять и сравнивать типы текста по предлагаемым параметрам. 1 5
3 Письмо Живая природа 3.3.5.1 Исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающийся выполняет задание, которое направлено на умение писать и переносить слова с разделительным твердым и мягким знаками. 1 7
Что такое хорошо, что такое плохо? * 3.3.7.2 Различать значимые части слова; находить и проверять безударные гласные в корне слова, изменяя форму слова и подбирая однокоренные слова. 3.3.7.3 Обозначать на письме непроверяемые безударные гласные (проверяемые) в корне слова. 3.3.7.4 Обозначать парные глухие/ звонкие согласные твердые/ мягкие, непроизносимые, удвоенные согласные в корне слова, применяя способы их проверки. Обучающийся выполняет обязательное письменное задание. Задание направлено на проверку умения определять орфограмму и подбирать проверочные слова.
11
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание
Составь рассказ по плану и ключевым словам. [4]
Осень в лесу
1. Наступила осень.
2. Прогулка в лес.
3. Хороший денек!
Опорные слова: сентябрь, ласковое солнышко, пожелтели листья, воскресный день, тропинка в лесу, пестрый ковер, листопад, хоровод листьев, веселый денек.
Чтение [5]
Задание
Прочитай два текста.___________________
Ничего в природе не могло быть лучше, чем степь! Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.__________________________________
Егорушка, задыхаясь от зноя, побежал к осоке и оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади.
В траве Егорушка поймал скрипача, поднес к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой желтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры Текст №1 Текст №2 Похожи (+) Разные (-)
Тема (запишите тему каждого текста).
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста).
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста).
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование.
Письмо [7]
Задание
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В конце с…нтября стояла чудесная погода. В субботу друзья решили сходить на л…сное озеро. Берега озера поросли тростником. Вокруг тишина — не хрустят ве…ки, не св.стят птицы. Наступил вечер. Р.бята развели костер. Как вкусна печеная на углях карто.ка!
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная рекомендация
1 Примерный ответ обучающегося: Наступила осень. В сентябре солнышко ещё ласковое. В воскресный день мы пошли в лес на прогулку. Стоял хороший осенний денёк. Светило лучистое солнышко. Листья уже пожелтели и начали опадать. Листопад превратил дорожки в пестрый ковер! Мы с ребятами носились по дорожкам и прятались между деревьями. Веселый денек, подарила нам осень! 1 Принимаются аналогичные ответы, которые соответствуют содержанию указанной теме.
Составляет текст, соблюдая логическую последовательность. 1
Соблюдает структурные части текста в соответствии с планом. 1
Демонстрирует достаточный словарный запас, используя опорные слова. 1
2 Определяет тему текстов. 1 текст — Степь. 2 текст — Егорушка 1
Определяет основную мысль текстов. 1 текст — описание степи. 2 текст — рассказ о мальчике 1
Ключевые слова 1 текста: зелено-золотой океан, голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; колос пшеницы наливался в гуще. 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие теме текстов.
Ключевые слова 2 текста: Егорушка, побежал к осоке, оглядел местность; увидел равнину, холмы, небо, лиловую даль; поймал скрипача, поднес к уху, долго слушал; погнался за толпой желтых бабочек, очутился опять возле брички. 1
Записывает результат сравнения: 1 — схожие 2 — различные 3 — различные 4 — различные 1 При записи ключевых слов возможны другие варианты. От этого зависит результат сравнения.
3 Записывает текст. В конце сентября стояла чудесная погода. В субботу друзья решили сходить на лесное озеро. Берега озера поросли тростником. Вокруг тишина — не хрустят ветки, не свистят птицы. Наступил вечер. Ребята развели костер. Как вкусна печеная на углях картошка! 1
сентября 1
лесное 1
ветки 1
картошка 1
ребята 1
не свистят 1
Всего баллов 16
13
ПРОЕКТ
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
14
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Время»
Вид речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
3.1.2.1 Определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты
3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы
Обучающийся
• Называет тему и основную мысль прослушанного текста
• Принимает участие в диалоге
• Формулирует и высказывает свое мнение в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией
• Соблюдает нормы речевой культуры и общения Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1
Прослушай текст и выполни задания.
Почему год круглый Почему год круглый?
— Потому год круглый, — сказало Солнце, — что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.
— И совсем не потому! — проскрипел Дуб. — Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год, так новое кольцо. А кольцо — тоже круг!
— Нет, друзья, — прошептала Елка, — ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как мы были бы зелеными, если б год не был круглым?
Назови тему и основную мысль текста.
Тема___________________________________________________________________________________
Основная мысль текста
Как вы считаете, почему год круглый?
Задание 2
Составь в парах диалог между учителем и учеником на тему «Время».
15
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Называет тему и основную мысль прослушанного текста — определяет тему текста; 1
— определяет основную мысль текста; 1
— полно и точно выражает свои мысли по предложенной теме; 1
Принимает участие в диалоге Формулирует и высказывает свое мнение в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией Соблюдает нормы речевой культуры и общения — составляет диалог по предложенной теме; 1
— формулирует и задает вопросы по теме диалога; 1
— демонстрирует достаточный словарный запас; 1
— соблюдает речевые нормы. 1
Всего баллов 7
16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Время»
ФИО обучающегося
Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Низкий Средний Высокий
Называет тему и основную мысль прослушанного текста. Затрудняется определить тему и основную мысль текста. □ Допускает ошибки в определении темы / основной мысли текста. □ Верно определяет тему и основную мысль текста. □
Принимает участие в диалоге. Формулирует и высказывает свое мнение в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией. Соблюдает нормы речевой культуры и общения. Затрудняется в составлении диалога, выражении своего мнения и нарушает речевые нормы. □ Допускает ошибки в составлении диалога / высказывании своего мнения / допускает нарушение речевых норм. □ Верно составляет диалог, выражает свое мнение и соблюдает речевые нормы. □
Суммативное оценивание за раздел «Архитектура»
Вид речевой деятельности
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Чтение и письмо
3.2.4.1 Определять типы текстов — описание, повествование — по их особенностям
3.3.8.3 Определять основу и окончание слова; определять
части основы: корень, суффикс, приставка
3.3.7.5 Писать слова с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, —
ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок- и употреблять их в
речи
Обучающийся
• Определяет тип текста по его особенностям
• Выделяет основу и окончание предложенных слов
• Указывает части слова
• Составляет слова, используя суффиксы -оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок-
Навыки высокого порядка
Время выполнения Задание1
20 минут
Прочитай текст. Установи соответствие.
Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше. Смотрит Миша, впереди шатер; наверху флюгер вертится, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и постоянно надзирателя толкает. Мише захотелось узнать про пружинку. Он наклонился и прижал ее пальчиком — и что же? Тут же пружинка с силою развилась, валик завертелся, молоточки застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло.

Текст — повествование Текст — описание
ПРОЕКТ Задание 2
Разбери слова по составу
солнышко домики
Задание 3
Запиши по 1 слову, используя данные суффиксы.
-еньк-_________________________________________
— ушк- ________________________________________
— ик — ________________________________________
-енок-_________________________________________
— онок —
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тип текста по его особенностям. — определяет тип текста-описание; 1
— определяет тип текста-повествование; 1
Выделяет основу и окончание предложенных слов. Указывает части слова — выполняет разбор по составу первого слова; 1
— выполняет разбор по составу второго слова; 1
Записывает слова, используя суффиксы -оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок- — записывает слово с суффиксом -еньк-; 1
— записывает слово с суффиксом -ушк-; 1
— записывает слово с суффиксом -ик-; 1
— записывает слово с суффиксом -енок-; 1
— записывает слово с суффиксом -онок-. 1
Всего баллов 9
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Архитектура»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тип текста по его особенностям Затрудняется определить тип текста. □ Допускает ошибки в определении типа текста-описания / повествования. ^ ^ Верно определяет тип текста. □
Выделяет основу и окончание предложенных слов Указывает части слова Затрудняется определить части слова □ Допускает ошибки в определении корня /окончания/ суффикса предложенных слов. □ Верно выполняет разбор слов по составу. □
Записывает слова с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -енок-, -онок- Затрудняется составить и записать слова с помощью предложенных суффиксов. □ Допускает ошибки в составлении и записи слов с помощью суффиксов -еньк- / -ушк-, / -ик- / -ёнок- / -онок-. | | Верно составляет и записывает слова с помощью предложенных суффиксов. | 1
ПРОЕКТ
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 2 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1 -4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
21
ПРОЕКТ
№ Вид речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Архитек тура 3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых моментов. Обучающийся выполняет задание, которое направлено на проверку умения составлять и рассказывать текст на основе опорного плана и ключевых моментов. 1 5
2 Чтение Время 3.2.4.2 Определять художественный, публицистический и деловой стиль по их особенностям (рассказ, статья, объявление, реклама, биография). * 3.2.2.1 Различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов. Обучающийся выполняет 1 -е задание, которое направлено на сравнение трех текстов по их особенностям. 2-е задание проверяет умение различать синонимы, антонимы и многозначные слова. 1 6
3 Письмо Архитек тура 3.3.7.6 Писать неизменяемые приставки: об-, от-, до-, под-, над -, от-, о-, про-, под-, над-, за-, на-(практически). Обучающийся выполняет задание, которое направлено на умение определять и выделять приставки. 1 5
Время 3.3.2.1 Составлять и писать тексты на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно. Обучающийся выполняет задание, которое направлено на умение составлять текст на заданную тему по опорным словам.
22
ПРОЕКТ
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание
Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам. [5]
Мой город
1. Города Казахстана.
2. Достопримечательности города.
3. Самый красивый город!
Много городов, красивые, большие, маленькие, главные, проспекты, улицы, бульвары, переулки, фонтаны, памятники, парки, скверы, река, набережная, цветы, люди, машины, любимый, замечательный.
Чтение [2]
Задание
Прочитай два текста.
1) Какой из текстов относится к художественному, а какой — к нехудожественному тексту. Установи соответствие.
2) Соотнеси текст и жанр.
Художественный текст Нехудожественный текст

— Пав, а Пав, — спросил я, — ты знаешь, что такое солнечные часы? Павка не стал теряться в догадках. Он всегда все знал. — Солнечные? — переспросил он. — Все равно что электрические. — То есть как это? — опешил я. Павка хмыкнул и, как большой маленькому, объяснил: — Электрические от чего заводятся? От тока. Ну а солнечные — от солнца, понял? Солнечные часы — устройство для определения времени по изменению длины тени от солнца и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени.

Статья из толкового словаря Рассказ
23
ПРОЕКТ
3) Распредели предложенные слова по группам.
[4]
Пора, быстро, золотое сердце, соль, мальчик бежит, мир, эпоха, кран, коротко, время бежит, золотые монеты.
Синонимы Антонимы Омонимы Многозначные слова

Письмо
Задание
[2]
1) Найди слова с приставками и выдели их.
подснежник гнездышко
помидор отвар
избушка полянка
2) Составь и запиши текст по опорным словам. [3]
Часы с кукушкой
Жили-были, старый дом, часы с кукушкой, камин, старичок, скучали, гордился, истории, внуки, остановились, расстроились, новый дом, приносить радость.
24
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов

вопроса
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
Примерный ответ обучающегося:
У нас в Казахстане много красивых городов. Есть большие и маленькие города. Мой любимый город — Астана. Столица нашей Родины — Астана. На берегах реки Ишим расположился замечательный город. Здесь большие проспекты, улицы, много красивых цветов и фонтанов. Символ города -монумент Байтерек. Астана — самый красивый город!
Принимаются другие варианты ответа, которые соответствуют теме, отображают понимание учащимися основной мысли текста.
Соблюдает структуру плана.
Использует ключевые слова.
Демонстрирует достаточный словарный запас по теме разговора.______________
Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально.
Высказывание имеет законченную логическую мысль._______________
Художественный текст Нехэдожсст

— Пав. а Пав. — спросил я. — ты лист, что такое солнечные часы0 Павка не стал терепп в догадках Он всегда все — Солнечные? — переспросил он. — Все равно что электрические — То есть как это? — опешил а Павка хмыкнул и. как болыаой маленькому. — Электрические от чего эаводятсв0 От тока Ну а солнечные — от солила, попал’’ Солнечные часы — устройство для определенна временя по и эм ей ей то дишы теми от солнца и ее дпижешно по пиДетэблаго. Пользоваться солнечными часами можно только днем при ясном неое ИЛИ при леткой ООЛаЧНОСТМ. не мсишишсй образованию четкой тени

Статьи hi толковою словари Расскат
1 балл — ставится за верно указанный стиль текста.
1 балл за верно указанный жанр текста.
1 балл — ставится за определение синонимов; 1 балл за определение антонимов;
1 балл за определение омонимов;
1 балл за определение многозначных слов.
Остар
Примерный ответ обучающегося:
Жили-были в старом доме старичок со старухой. И у них были часы с кукушкой. Когда к ним приходили внуки, старик рассказывал им разные истории про часы с кукушкой. Они очень гордились этими
Принимаются другие варианты ответа, которые соответствуют теме, с использованием опорных слов и отображают понимание учащимися основной мысли текста.
1
1
1
1
1
2
2
4
3
4
1
1
1
5
25
ПРОЕКТ
часами. Но однажды они остановились. Старики расстроились, что Кукушка не выглядывает из домика и перестала громко говорить «ку-ку». Тогда внуки пригласили мастера, который отремонтировал часы. И вновь бьют часы, принося радость в дом!
Соблюдает логическую последовательность предложений. 1
Сохраняет структуру частей текста. 1
Всего баллов 16
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
26
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Искусство»
Вид речевой деятельности Цель обучения
Критерий оценивания
«Слушание и говорение»
3.1.3.1 Прогнозировать содержание информации на основе заголовка и рисунков/фото/диаграмм
3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов
Обучающийся
• Предполагает, о чем будет рассказ на основе заголовка и рисунка
• Составляет монологическое высказывание на основе плана и ключевых слов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1
Рассмотри иллюстрацию и прослушай заголовок текста. Расскажи, о чем может идти речь в таком тексте.
Квартет
Задание 2
Используя ключевые слова, продолжи текст.
Ключевые слова: Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
затеяли сыграть Квартет, запляшут лес и горы, уселись чинно в ряд, пошли у них разборы и
ссоры, прилетел на шум соловей.
27
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Предполагает, о чём будет рассказна основе заголовка и рисунка — предвидит по заголовку и рисунку, о чем может быть текст; 1
— использует слова в соответствии с темой; 1
— описывает действие участников событий; 1
Составляет монологическое высказывание на основе плана и ключевых слов — составляет продолжение текста на основе ключевых слов; 1
— соблюдает логическую последовательность развития сюжета; 1
— полно и точно выражает свои мысли по предложенной теме; 1
— демонстрирует достаточный словарный запас. 1
Всего баллов 7
28
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Искусство»
ФИО обучающегося________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Предполагает, о чем будет рассказна основе заголовка и рисунка Затрудняется на основе заголовка и рисунка предположить содержание текста. | 1 Допускает ошибки в определении содержания текста по заголовку / рисунку. □ Верно определяет по заголовку и рисунку содержание текста. □
Составляет монологическое высказывание на основе плана и ключевых слов Затрудняется продолжить рассказ на основе рисунка и ключевых слов. □ Допускает ошибки в составлении продолжения рассказа на основе рисунка и ключевых слов. □ Продолжает рассказ на основе рисунка и ключевых слов. □
29
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Выдающиеся личности»
Вид речевой деятельности Чтение и письмо
Цель обучения 3.2.4.1 Определять типы текстов — описание,
повествование — по их особенностям
3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова
3.3.7.11 Писать глаголы неопределенной формы, изменяя их по временам, по числам (настоящее время), по родам (прошедшее время), употреблять с частицей не
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает по особенностям типы текстов -описание, повествование
• Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемым параметрам
• Изменяет глаголы неопределенной формы по временам, числам и родам
• Выбирает слитное или раздельное написание частицы не с глаголами
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 20 минут
Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.
С жизнью и творчеством Аль-Фараби человек знакомится еще в школьные годы при изучении истории. Аль-Фараби привлекали и астрономия, и логика, и теория музыки, и математика, и социология, и этика, и медицина, и психология, а также философия и право. Ведь недаром ему был присвоен титул «Муаллимассана» — Второй учитель. В музейной витрине выставлен портрет Аль-Фараби. Именно таким его образ дошел до наших дней. Глубокий старец лет восьмидесяти. Борода его бела, как снег, одет он тоже во все белое. Его голову покрывала простая чалма. Лицо обрамляла аккуратная бородка. С портрета на нас смотрят пронизывающим взглядом умные глаза. Спокойствие и уверенность передает портрет.

Текст — описание Текст — повествование
30
ПРОЕКТ Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры Текст №1 Текст №2 Похожи (+) Разные (-)
Тема (запиши тему каждого текста).
Основная мысль (запиши основную мысль каждого текста).
Ключевые слова (запиши по 4-5 ключевых слов каждого текста).
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование.
Задание 3
Измени глаголы неопределенной формы, определи время глагола, число, род. Запиши.
Степь весело (пестрить) цветами. Скромно (глядеть) голубые колокольчики. Целыми зарослями (блестеть) пахучая ромашка. Дикая гвоздика (гореть) пунцовыми пятнами. (Не) (оторвать) взгляд от этой красоты!
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся:
Различает по особенностям типы текстов — описание, повествование — определяет тип текста — повествование; 1
— определяет тип текста — описание; 1
Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам — записывает тему текстов, сравнивает ее и заносит результат сравнения в таблицу; 1
— записывает основную мысль текстов, сравнивает ее и заносит результат сравнения в таблицу; 1
— записывает 2-3 ключевых слова для каждого текста, сравнивает их и заносит результат сравнения в таблицу; 1
— определяет тип текста и записывает его в таблицу; 1
Определяет время, число и род глаголов — изменяет и записывает время, число, род глагола -пестрить; 1
— изменяет и записывает время, число, род глагола — глядеть; 1
— изменяет и записывает время, число, род глагола -блестеть; 1
— изменяет и записывает время, число, род глагола — гореть; 1
— пишет глагол неопределенной формы, употребляя частицу не раздельно. 1
Всего баллов 11
31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выдающиеся личности»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает по особенностям типы текстов — описание, повествование. Затрудняется определить тип текста. □ Допускает ошибки в определении типа текста-описания / повествования. ^ ^ Верно определяет тип текста. □
Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам. Затрудняется определить текст-описание и текст-повествование по предлагаемым параметрам. □ Допускает ошибки при определении и сравнении темы / основной мысли / опорных слов / типа текста. □ Верно определяет текст-описание и текст-повествование по предлагаемым параметрам. □
Изменяет форму глагола, определяет время, число и род глаголов. Затрудняется определить время, число и род глаголов. □ Допускает ошибки в определении времени / числа / рода глаголов. □ Верно определяет время, число и род глаголов. □
ПРОЕКТ
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1 -4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение — 20 минут
Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 16
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — чтения и третье — на проверку письма.
33
ПРОЕКТ
№ Вид речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание/тип заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Выдающиеся личности 3.1.1.1 Отвечать на открытые и закрытые вопросы по прослушанной информации, определять основные моменты, фиксировать их. 3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы. Обучающийся выполняет задание, направленное на понимание содержания информации. Задание проверяет умение отвечать на вопросы прослушанного текста. Во 2-м задании обучающийся составляет и участвует в диалоге. Данное задание проверяет умение понимать тему и основную мысль диалога, участвовать в диалоге в разных ролях, слушать собеседника, формулировать и задавать вопросы. 1 7
2 Чтение Искусство 3.2.5.1 Находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на заданную тему, выделять главную и второстепенную информацию. Обучающийся выполняет задание, направленное на умение находить нужную информацию по двум источникам, выделяя главное. 1 4
3 Письмо 3.3.8.2 Определять род, число, падеж имен существительных и правильно употреблять их в речи. Обучающийся выполняет задание, направленное на умение определить род, число, падеж имен существительных. 1 5
34
ПРОЕКТ
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение
Задание [5]
1) Прослушай текст и ответь на вопросы.
Однажды по дороге в школу Артур так ударил маленького Ньютона головой в живот, что тот упал и потерял сознание. После уроков между мальчиками завязалась драка. Маленький, но очень упрямый Ньютон победил Артура.
— В драке я тебя победил, — сказал он, — теперь надо победить в учении.
В этот вечер маленький Ньютон так подготовился к урокам, что удивленный учитель поставил ему отличную отметку.
За месяц Ньютон так разогнался, что неожиданно стал из худшего ученика — лучшим. И оказалось, что все предметы очень интересны, просто увлекательны. А в математике и в науке о природе было столько тайн, что Ньютон теперь только о них и думал.
1. Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ?
2. Какие черты характера отличают маленького Ньютона?
3. За какой период Ньютон из худшего ученика стал лучшим?
4. Какие предметы увлекли Ньютона больше всего? Почему?
5. Оцени главного героя и его поступки.
2) Составьте в паре диалог о детстве Ньютона. [2]
Чтение
Задание [4]
Прочитай два текста.
Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!»
Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Зимой маленький Суворов в легкой куртке целый день проводил на улице. А весной — бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом.
Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.__________
Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве в семье генерала. Получил свое имя в честь князя Александра Невского. Александр был слабым, часто болеющим ребенком, но очень хотел стать военным. Суворов стал заниматься изучением военного дела, закалял свое тело и дух. Он пошел служить в Семеновский полк, затем обучался в Сухопутном кадетском корпусе, учил иностранные языки, занимался
самообразованием. На дальнейшую судьбу Суворова большое влияние оказал генерал Абрам Ганнибал — друг семьи Суворовых и прадед Александра Пушкина.________________
Ответь на вопросы, используя слова из текстов.
1. О ком ты прочитал?
2. Найди в текстах одинаковую информацию и запиши.
35
ПРОЕКТ
3. Где служил и где обучался А.В. Суворов?
4. Что помогло А.В. Суворову стать великим полководцем?
Письмо
Задание [5]
Прочитайте текст. В выделенных словах определите род, число, падеж имен существительных.
Архимед был самым известным ученым Сиракуз. Он учился в Александрии, дружил с великими мыслителями Греции. Архимед прославился множеством открытий в математике и геометрии. Он заложил основы механики, на его счету несколько выдающихся изобретений.
36
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 Примерный ответ обучающегося: радость/ гордость/ восхищение 1 Ответ засчитывается, если учащийся приводит один из указанных примеров.
Упрямство/ настойчивость/ трудолюбие/ ум 1
За месяц 1
Математика и наука о природе, потому что в них было много тайн 1
Я считаю, что маленький Ньютон был храбрым, упрямым и очень умным мальчиком. Поэтому он смог победить Артура в драке и стать отличником всего за месяц. 1
2 Составляет и участвует в диалоге. 1 Реплики учащихся должны отображать понимание учащимися основной мысли темы.
Соблюдает речевые нормы. 1
3 О Суворове/ А.В. Суворове 1 Принимаются краткие и полные ответы учащихся с высказыванием своего мнения. Ответ засчитывается, если учащийся приводит один из указанных примеров. Учащийся может предложить другую формулировку, но предложение должно отражать заданный вопрос. Ответ засчитывается, если учащийся приводит один из указанных примеров.
Он был слабым и болезненным мальчиком; был слабым, часто болеющим ребенком/ Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться; закалял свое тело и дух/ Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу; Он пошел служить в Семеновский полк 1
Он пошел служить в Семеновский полк, затем обучался в Сухопутном кадетском корпусе 1
Закалялся, учил иностранные языки/ занимался самообразованием/ на дальнейшую судьбу Суворова большое влияние оказал генерал Абрам Ганнибал -друг семьи Суворовых. 1
4 ученым — м.р., ед.ч., тв.п. 1
мыслителями — мн.ч., тв.п. 1
открытий — мн.ч., р.п. 1
геометрии — ж.р., ед.ч., п.п. 1
изобретений — мн.ч., р.п. 1
Всего баллов 16
37
ПРОЕКТ
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
38
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Вода — источник жизни»
Вид речевой деятельности «Слушание и говорение»
Цель обучения 3.1.2.1 Определять тему, основную мысль высказывания,
опираясь на ключевые моменты
3.1.5.1 Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет тему и основную мысль текста
• Составляет монологическое высказывание на заданную тему, используя план и ключевые слова
Уровень мыслительных Навыки высоко порядка
навыков
Время выполнения 15 минут
Задание 1
Прослушай текст и выполни задание.
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи. Из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. В моря текут все реки. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветер и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
Назови тему и основную мысль текста.
Тема
Основная мысль высказывания
Задание 2
Составь рассказ по опорному плану и ключевым словам.
Летом на речке
1. Отдых на солнечном берегу.
2. Сверкающая река.
3. Развлечение на реке.
Ключевые слова: пойти на реку, освежиться в воде, отдыхать на солнечном берегу, плыть на лодке, услышать звуки природы, увидеть красоту берегов, много развлечений, пикник, прыгать в воду с шумом и брызгами, сидит рыбак с удочкой.
39
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тему и основную мысль текста — определяет тему текста; 1
— определяет основную мысль текста; 1
Составляет монологическое высказывание на заданную тему, используя план и ключевые слова — составляет и рассказывает текст, соответствующий заданной теме; 1
— выдерживает логику и последовательность рассказа; 1
— соблюдает структурные части текста в соответствии с планом; 1
— использует ключевые слова; 1
— демонстрирует достаточный словарный запас; 1
— соблюдает речевые нормы. 1
Всего баллов 8
40
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вода — источник жизни»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тему и основную мысль текста Затрудняется определить тему и основную мысль текста. □ Допускает ошибки в определении темы/ основной мысли текста. □ Верно определяет тему и основную мысль текста. □
Составляет монологическое высказывание на заданную тему, используя план и ключевые слова Затрудняется составить и рассказать текст на заданную тему, используя план и ключевые слова. □ Допускает ошибки при составлении текста на заданную тему/ нарушает логику и последовательность рассказа/ нарушает последовательность структурных частей текста/ использовании ключевых слов/ допускает нарушение речевых норм. | | Верно составляет и рассказывает текст на заданную тему, используя план и ключевые слова. □
41
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники»
Вид речевой деятельности Чтение и письмо
Цель обучения 3.2.4.1 Определять типы текстов — описание, повествование
— по их особенностям
3.2.6.1 Сравнивать тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова
3.3.1.2 Создавать тексты публицистического и делового стиля на основе их особенностей (заметка, справка, объявление)
Критерий оценивания
Обучающийся
Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам Составляет тексты разных жанров
Уровень мыслительных навыков
Применение Навыки высоко порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1
Прочитай два текста. Установи соответствие.
В детстве отец взял меня с собой в степь на сенокос. На всю жизнь я запомнил этот светлый майский день. Отец водит косой широко, ровно. Я иду вслед за отцом, любуясь его работой. Весь день отец косил траву, а я ходил вслед за ним, подносил ему воду в старом закопчённом чайнике, смотрел, как он жадно пил её крупными глотками. Вечером отец растеплил костёр, и мы долго пили с ним чай. Спать мы с отцом легли под копной сена. Поверхность земли казалась зеленым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки. Желтый дрок тянулся вверх своею верхушкою. Белая кашка круглыми шапками пестрела на поверхности. Ирисы и маки покачивали своими синими и алыми головками. Но уже в середине лета цветочное пламя начинает гаснуть. От растущей повсюду полыни степь седеет. Приближается ненастная осень.

Текст — описание Текст — повествование
42
ПРОЕКТ Задание 2
Прочитай два текста. Сравни тексты. Результаты сравнения запиши в таблицу.
Параметры Текст №1 Текст №2 Похожи (+) Разные (-)
Тема (запишите тему каждого текста)
Основная мысль (запишите основную мысль каждого текста)
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов каждого текста)
Сравниваем тексты и определяем их тип: текст-описание или текст-повествование
Задание 3
Напиши заметку в газету о своей прогулке в парк.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям определяет тип текста — описание; 1
определяет тип текста — повествование; 1
Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам записывает тему текстов, сравнивает ее и заносит результат сравнения в таблицу; 1
записывает основную мысль текстов, сравнивает ее и заносит результат сравнения в таблицу; 1
записывает 2-3 ключевых слова для каждого текста, сравнивает их и заносит результат сравнения в таблицу; 1
определяет тип текста и записывает его в таблицу; 1
Составляет тексты разных жанров составляет и записывает заметку в газету; 1
соблюдает последовательность изложения; 1
использует слова-описания. 1
Всего баллов 9
43
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Культура отдыха. Праздники»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Сравнивает и определяет текст-описание и текст-повествование по их особенностям Затрудняется в определении текста-описание и текста-повествование. □ Допускает ошибки в определении текста-описание/ текста-повествование. □ Верно определяет текст-описание и текст-повествование. □
Сравнивает текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам Затрудняется определить текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым параметрам. □ Допускает ошибки при определении и сравнении темы/ основной мысли/ опорных слов/ типа текста. | | Верно определяет текст-описание и текст-повествование по предлагаемымым i 1 параметрам. 1 1
Составляет тексты разных жанров Затрудняется в составлении и записи заметки в газету. □ Допускает ошибки в записи заметки/ последовательности изложения/ использовании слов-описаний. | 1 Верно составляет и записывает заметку в газету. □
44
ПРОЕКТ
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть 1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый) в 3 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут
Чтение — 20 минут
Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — чтения и третье — на проверку письма.
45
ПРОЕКТ
№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание/тип заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Культура отдыха. Праздники 3.1.4.1 Участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы Обучающийся выполняет задание, которое направленно на проверку умения составлять устное высказывание по плану 1 5
2 Чтение 3.2.5.1 Находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на заданную тему, выделять главную и второстепенную информацию Обучающийся выполняет задание, которое направлено на понимание текста, умение выделять главную и второстепенную информацию. 1 5
3 Письмо Вода — источник жизни 3.3.8.6 Различать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации; определять главные и второстепенные члены предложения Обучающийся выполняет задание, которое направлено на развитие навыков пунктуации, на определение главных и второстепенных членов предложения. 1 6
46
ПРОЕКТ
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение [5]
Задание
Составьте диалог по опорному плану.
Мой любимый праздник
1. Праздники вокруг нас.
2. Мой любимый праздник.
3. Жизнь без радости — невозможна!
Чтение [5]
Задание
Прочитай текст и выполни задания.____________________________________________________
Знайка очень любил читать книжки о дальних странах и путешествиях. А вечером он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы и мечтали о путешествии. Тогда Знайка сказал:
— Давайте сделаем воздушный шар и полетим в путешествие на шаре. Он придумал сделать шар из резины. Знайка вместе с малышами стали накачивать насосом воздух. Пузырь постепенно раздувался и превращался в большой шар. К вечеру все было готово и Знайка сказал: — Полет состоится завтра, в восемь часов утра.
1. Определи тип текста.
Художественный Нехудожественный
2. Определи жанр текста.
A) стихотворение
B) рассказ
C) сказка
D) басня
3. Запиши ответ.
О чем мечтали малыши?
4. Выбери верное утверждение.
Малыши собрались путешествовать …
A) на самолете по воздуху
B) на воздушном шаре
C) на лодках по реке
D) на скором поезде
5. Выбери пословицу, которая соответствует произведению.
A) Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
B) Для дорогого друга — ворота настежь.
C) В гостях хорошо, а дома лучше.
D) От теплого слова и лед тает.
47
ПРОЕКТ
Письмо [6]
Задание
Дополни предложения второстепенными членами. Спиши. Поставь в конце нужный знак препинания. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
1. девочка плывёт 2. озеро рябит 3. тучи плывут
Слова для справок: по широкой реке; маленькое, на ветру; по небу, серые
1._________________________________________________________________________________________
2.
3.
48
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 Составляет диалог по плану и в соответствии с темой. 1 Реплики учащихся должны соответствовать содержанию темы, отображать понимание учащимися основной мысли. Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально
Задает вопросы собеседнику. 1
Отвечает на вопросы собеседника. 1
Сохраняет нормы речевой культуры и общения. 1
Приводит аргументы при высказывании своих мыслей. 1
2 Художественный 1
В) рассказ 1
мечтали о путешествии 1
В) на воздушном шаре 1
А) Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. 1
3 1. Девочка плывёт по широкой реке. 2 В каждом предложении 1 балл ставится за составление предложения и за проставленный знак препинания; 1 балл ставится за нахождение и подчеркивание главных членов предложения
2. Маленькое озеро рябит на ветру. 2
По небу плывут серые тдчи. 2
Всего баллов 16
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания
49
ПРОЕКТ
времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
50

One thought on “СОР СОЧ ЖБ ТЖБ БЖБ Русский Я1 (русские школы) 3 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *