СОР СОЧ ЖБ БЖБ ТЖБ Русский язык 4 класс для казахской школы Орыс тілі қазақ мектепке 4 сынып

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Русский язык для школ с нерусским языком обучения

4 класс

Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 4.1АМоя Родина – Казахстан» 3
Суммативное оценивание за раздел 4.1В«Человеческие ценности» 6
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть 10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 4.2А «Культурное наследие» 19
Суммативное оценивание за раздел 4.2В «Мир профессий» 23
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть 26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 4.3А «Природные явления» 35
Суммативное оценивание за раздел 4.3В «Охрана окружающей среды» 38
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть 41
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 4.4 А «Путешествие в космос» 50
Суммативное оценивание за раздел 4.4 В «Путешествие в будущее» 53
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть 56

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Моя Родина – Казахстан»
Вид речевой деятельности
Слушание,говорение

Цель обучения 4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале
4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста
Критерий оценивания
Обучающийся
• Отвечает на вопросы и определяет ключевые слова по прослушанному тексту
• Составляет устный рассказпо предложенному началу текста

Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение

Время выполнения
20 минут

Слушание
Прослушай текст и ответь на вопросы.

Моя Родина-Казахстан. Казахстан-удивительно красивая земля. Здесь есть и величавые горы Заилийского Алатау, и сильные реки Иртыш, Сырдарья и Амударья, и бескрайние степи.
В Казахстане проживают представители 125 национальностей.Казахи и русские, украинцы и немцы любят свою страну и трудятся на благо своей родины.
Мы живем в согласии, уважая традиции казахского народа.
Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.
В Казахстане есть такие прекрасные города, что по красоте не уступят городам мира. Это и Астана, и Алматы, и Павлодар, и Актобе.
Я очень люблю свою Родину- Казахстан!

Задание 1
1) О чём говорится в этом тексте?
А) о здоровье
В) о климате
С) о родине
D) о погоде

2) Кто обитает в Каспийском море согласно прослушанному тексту?
А) акула
В) морж
С) тюлень
D) дельфин
3)Сколько национальностей проживает на территории республики?
А) 100
В) 130
С) 120
D) 125

4)Запиши ключевые слова по прослушанному тексту (не менее 4-5 слов).

________________________________________________________________________

Говорение

Задание 2
Составь устный рассказ (5-6 предложений) по данному началу.
Астана-столица Казахстана. Этот прекрасный город расположен на берегу реки Ишим.

Критерий оценивания №
задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты в прослушанном тексте 1 определяет тему текста; 1
определяет обитателя Каспийского моря; 1
определяет количество национальностей, проживающих в республике; 1
записывает (не менее 4-5) ключевых слов по прослушанному тексту; 1
Составляет устный рассказ по предложенному началу текста

2 составляет рассказ (5-6 предложений) по началу текста; 1
соблюдает логическую последовательность; 1
соблюдает речевые нормы; 1
соблюдает орфоэпические нормы; 1
использует разнообразный словарный запас. 1
Всего баллов 9

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Моя Родина-Казахстан»
ФИО обучающегося______________________________________________________________________

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты в прослушанном тексте Затрудняетсяответить на вопросы и определить ключевые моментыв прослушанном тексте. Допускает ошибки при
определении темы текста/ответах на вопросы/определении ключевых слов прослушанного текста.
Верно отвечает на вопросы и определяет ключевые моменты в прослушанном тексте.

Составляет устный рассказ по предложенному началу текста
Затрудняетсясоставить устный рассказ попредложенному началу текста.

Допускает ошибки при составлении устного рассказа по предложенному началу текста/ соблюдении логической последовательности/ речевых норм /орфоэпических норм.

Верно составляет устный рассказ по предложенному началу текста.

Суммативное оценивание за раздел «Человеческие ценности»

Вид речевой деятельности
Чтение, письмо
Цель обучения 4.3.2.1 Понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова
4.3.4.1 Формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения
4.4.3.1 Использовать необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов
4.5.1.3 Использовать в речи падежные формы личных и вопросительных местоимений отрицательные (никто, ничто), возвратные (себя)

Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет ключевые моменты прочитанного текста
• Составляет оценочные вопросы по содержанию текстаи о поступках героев произведения
• Пишет связные предложения по данной теме, соблюдая пунктуационные нормы
• Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений

Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения
20 минут

Чтение
Прочитай рассказ и выполни задания.

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
В.ОСЕЕВА.
Задание 1
1)О ком идёт речь в рассказе?
А) о братьях
В) о друзьях
С) о сёстрах
D) о подругах

2) Найдипредложение, выражающее главную мысль текста.
А) И лицо недовольное сделала.
В) Надо так давать, чтобы можно было взять.
С) Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
D) Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

3) Установи соответствие между героями и фразами героев рассказа.

Лена Я ей давала, а она не берёт.
Не чини, не нажимай крепко, в рот не бери.
Катя Не взяла карандаш.
Ну что, позволил брат?

Задание 2
Составь1 вопрос по содержанию текста и ответь на него.
Вопросы можно начать со слов:
— Как ты считаешь……..?
— Как ты оцениваешь……?
-Почему? Объясни.
____________________________________________________________________

Письмо
Задание

Напиши текст (5-7 предложений) о своём друге/подруге, используя словау меня, он/она, мой, со мной, его/её, мне, никто.
Поставь нужные знаки препинания в конце предложений.

Критерийоценивания № задания Дескриптор
Обучающийся Балл
Определяет ключевые моменты прочитанного текста
Составляет оценочные вопросы по содержанию текста

1
определяет тему текста; 1
определяет главную мысль текста; 1
соотносит слова и фразы героев рассказа; 1
составляет оценочный вопрос; 1
отвечает на свой вопрос; 1
Пишет связные предложения по данной теме, соблюдая пунктуационные нормы
Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений

2
пишет 5-7 предложений по данной теме; 1
ставит в конце предложения нужные знаки препинания; 1

использует личные местоимения; 1
использует отрицательные местоимения; 1
соблюдает последовательность изложения; 1
соблюдает орфографические нормы
(допускается 1-2 ошибки)
1
Всего баллов 11

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Человеческие ценности»

ФИО обучающегося______________________________________________________________________

Критерийоценивания Уровеньучебныхдостижений
Низкий Средний Высокий
Определяет ключевые моменты прочитанного текста

Составляет оценочные вопросы по содержанию текста Затрудняется определить ключевые моменты текста.

Допускает ошибки при определении темы текста/главной мысли текста/соотнесении слов и фраз героев рассказа.

Верно определяет ключевые моменты в прочитанном тексте.

Затрудняется составить оценочный вопрос о поступках героев рассказа.

Допускает ошибки при составлении оценочного вопроса /ответе на вопрос. Верно составляет оценочный вопрос о поступках героев рассказа.
Пишет связные предложения по данной теме, соблюдая пунктуационные нормы
Применяет в письменной речи падежные формы личных и отрицательных местоимений

Затрудняется составить и написать предложения по данной теме. Допускает ошибки при составлении предложений/использовании личных и отрицательных местоимений/последовательности изложения/ соблюдении орфографических/пунктуационных норм.
Верно составляет и пишет предложения по данной теме.

Спецификация суммативного оценивания за1 четверть

1. Цель суммативного оценивания

Суммативное оцениваниенаправлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения)в 4классе.

2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы с нерусским языком обучения)

3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть

3.1 Продолжительность: 40 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 18

3.2. Структура суммативного оценивания

В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данныйвариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе — говорения, третье – чтения и четвертое – на проверку письма.

№ Вид речевой деятельности Сквозная тема Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание

Моя Родина-Казахстан
4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале Обучающийся слушает текст, отвечает на вопросыи определяет ключевые моменты в прослушанном материале.

1

4
2 Говорение 4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста
4.2.1.1 Использовать необходимые слова для поддержания разговора Обучающийсясоздаёт устное высказывание по данному началу текста, используя опорные слова. 1 5
3 Чтение

Человеческие ценности
4.3.2.1Понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова
4.3.4.1 Формулировать оценочные вопросы по содержанию текста и о поступках героев произведения Обучающийсяотвечает на вопросы по тексту и формулирует оценочные вопросы по содержанию текста.

1

5
4 Письмо 4.4.4.1 Совершенствовать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений
4.4.3.1 Использовать необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов Обучающийся составляет и записывает красиво и аккуратно краткий текст из 3-4 предложений на основе прочитанного текста.
1

4
Всего баллов 4 18

4. Образец заданий и схема выставления баллов.

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русский язык для школ с нерусским языком обучения»

Слушание
Прослушай сказку и ответь на вопросы. [4]

Любопытный муравей

Жил-был маленький муравьишка в своем маленьком муравейнике. Таскал траву, веточки и думал, что его страна такая же маленькая.
Однажды он увидел большого голубя и спросил у него:
— А правда, что наша страна такая маленькая?
— Нет, она очень большая и красивая. Хочешь посмотреть на неё?
— Конечно, хочу!
— Тогда садись ко мне на спину. Полетели.
Когда они летели, муравьишка увидел зелёные леса, чистые реки и озёра, высокие дома, ровные поля.
А когда муравьишка прилетел домой, он всем рассказывал, какая большая и красивая наша страна.
По Пикула Полина

Задание
Ответь на вопросы.

1) О чём эта сказка?[1]
А) о поле
В) о доме
С) о городе
D)о стране

2)Где жил муравей?[1]
А)в норе
В) в дупле
С) в берлоге
D) в муравейнике

3)Кого встретил муравей?[1]
А) голубя
В) воробья
С) глухаря
D) журавля

4) О чём рассказал муравей, когда прилетел домой?[1]

______________________________________________________________

Схема выставления баллов

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1
D
1

D 1
А 1
О большой и красивой стране. 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие теме вопроса.
Всего баллов 4

Говорение

Задание
Составьв парах диалог (5-6 предложений) на тему «Моя Родина – Казахстан» по данному началу и опорным словам.[5]

Моя Родина — Казахстан. Я здесь родился и вырос.Казахстан-независимое и свободное государство.

Опорные слова:зелёные горы, голубые озёра, символы, богата, волшебная природа, горжусь, гостеприимная страна.

Схема выставления баллов

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1
Составляет в парах диалог (5-6 предложений) на предложенную тему.
Примерный ответ обучающегося.
-А что ты знаешь о нашей стране?
-В нашей стране зелёные горы, голубые озёра.
-Чем богата наша страна?
-В Казахстане волшебная природа.
-Знаешь ли ты символы нашей страны?
-Это герб, гимн, флаг.
-Твой любимый город?
-Астана.
-Какие национальности живут в нашей стране?
-Наша страна гостеприимная, в ней живёт много национальностей. Я горжусь своей Родиной. 1
Составляет рассказ, используя опорные слова. 1
Соблюдает логическую последовательность изложения. 1
Использует разнообразный словарный запас слов. 1
Соблюдает речевые нормы. 1
Всего баллов 5

Чтение
Прочитай расскази ответь на вопросы.

Мечтатель

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
—- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
В. Осеева

Задание
1) О каких качествах человекаидёт речьв рассказе?
А) труд
В) помощь
С) доброта
D)честность

2) О чём мечтал Толя?
А) о море
В) о мире
С)о подарке
D)оподвиге

3) Кто спас малыша?__________________________________________________

4)Составь2 вопроса, оценивающих поступкиТоли и Юры. Используй слова «хорошо/плохо», «правильно/неправильно».
1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

Схема выставления баллов

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1

D 1
В 1
Юра 1
2 Обучающийся формулирует 2 оценочных вопроса.
Примерный ответ обучающегося:
1.Как вы думаете, можно ли считать Юру героем?/Хорошо ли он поступил?
2.Кто из друзей поступил правильно? 2 Принимаются вопросы учащихся, которые показывают оценку поступков героев рассказа.
Всего баллов 5

Письмо
Задание

Составь и напиши краткий текст из 3-4 предложений о героях рассказа на основе прочитанного текста.
В конце предложений расставь нужные знаки препинания.
[ 4 ]

Схема выставления баллов

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Составляет краткий текст из 3-4 предложений на основе прочитанного текста.
Примерный ответ обучающегося:
1.Мне понравился Юра. Юра бросился в воду спасать малыша. Юра совершил подвиг. Его можно считать героем.
2.Мне не понравился Толя. Толя только бегал и кричал, а Юра спас малыша. Юра поступил правильно. Подвиг совершил Юра. 1
Принимаются любые альтернативные ответы, соответствующие содержанию текста.

Использует необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов. 1
Соблюдает каллиграфические нормы: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений.
1
Соблюдает орфографические нормы (допускается 1-2 ошибки). 1
Всего баллов 4

5. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СО зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы учащихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения СО.
При завершении СО попросите учащихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.

6.Модерация и выставление баллов

Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *