СОР СОЧ «Познание мира» 4 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Познание мира»
4 класс

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Познание мира» для обучающихся в 4 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающихся целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Моя Родина — Казахстан»………4
Суммативное оценивание за раздел «Ценности»…………………..7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ……………10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ………………16
Суммативное оценивание за раздел «Культурное наследие»………..16
Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий»……………..20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ…………..23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ……………..29
Суммативное оценивание за раздел «Природные явления»………….29
Суммативное оценивание за раздел «Охрана окружающей среды»…….32
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ………….35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ………………41
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в Космос»……….41
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в будущее»………44
СПЕЦИФИКАЦИЯСУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ……………47
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Моя Родина — Казахстан»
Подраздел 1.3 Моя малая Родина
2.3 Природные условия и их значение Цель обучения 4.1.3.1 Различать административно-территориальные
единицы различного ранга (округ, район, область);
4.1.3.2 Основываясь на различных источниках, давать
описание субъектов экономической деятельности своего края
4.2.3.1 Анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) Критерий оценивания Обучающийся:
• Различает административно-территориальные единицы
• Описывает субъекты экономической деятельности своего края
• Определяет влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение Время выполнения 20 минут
Задание 1
а) Посмотри внимательно на карту Казахстана. Найди область, в которой ты живешь и раскрась. Напиши название областного центра.
b) Опиши местность, в которой ты живёшь (область, город или село).
Задание 2
Запиши ответы на вопросы.
а) Какие предприятия (завод, фабрика, ферма, …) есть в области, в которой ты живёшь?
b) Что производят на этом предприятии или в хозяйстве?
4
Задание 3
Ознакомься с таблицей.
Для каких видов хозяйственной деятельности подходят природные условия местностей, указанных в таблице. Заполни таблицу.
В горной местности На равнинах В местах с водоёмами

Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Различает административно -территориальные единицы 1 определяет на карте свою область; 1
записывает название областного центра 1
описывает свое место жительства; 1
Описывает субъекты экономической деятельности своего края. 2 называет предприятия своего региона; 1
называет продукцию предприятий своего региона; 1
Определяет влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей 3 определяет вид хозяйства, характерный: — для горной местности; -для равнинной местности; -для местности с водоёмами. 1 1 1
Итого 8
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Моя Родина — Казахстан»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает административно -территориальные единицы 1 Затрудняется в обозначении наименования административнотерриториальной единицы, в которой проживает. Допускает ошибки в обозначении административно-территориальной единицы, в которой проживает/ записи названия области/ описании места проживания. Обозначает наименования административно -территориальной единицы, в которой проживает.
□ □ □
Описывает субъекты экономической деятельности своего края 2 Затрудняется в описании субъекта экономической деятельности своего края. □ Допускает ошибки в названии предприятий своего региона/ названии продукции этих предприятий □ Описывает субъект экономической деятельности своего края. □
Описывает влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей 3 Затрудняется в анализе хозяйственной деятельности людей в зависимости от природных условий. Допускает ошибки в анализе хозяйственной деятельности людей в зависимости от природных условий: горной местности/ равнинной местности/ местности с водоёмами. Анализирует хозяйственную деятельность людей в зависимости от природных условий.
□ □ □
6
Суммативное оценивание за раздел «Ценности»
Подраздел
1.1 Моя семья
1.5 Права и обязанности
Цели обучения
4.1.1.3 Анализировать доход и расход семейного бюджета
4.1.1.4 Предлагать пути оптимизации семейного бюджета
4.1.2.2 Определять личностные качества лидера
Критерий оценивания
Обучающийся:
• Определяет доходы и расходы бюджета семьи
• Предлагает способы экономии семейного бюджета
• Определяет личностные качества, присущие лидеру
Уровень
навыков
мыслительных Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1
a) Что из перечисленного относится к источникам семейного бюджета? Укажи 2 правильных ответа.
A) зарплата
B) штрафы
C) премия
D) кредит
b) На что расходуются деньги из семейного бюджета в твоей семье? Приведи 2 примера.
Задание 3
Какими качествами должен обладать лидер? Укажи (^) 3 правильных ответа.
1) Зависть_______________________[______________________J
2) Честность
3) Жадность I
4) Уважение I
5) Целеустремленность [ ]
1) 2)
7
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет доходы и расходы бюджета семьи 1 определяет источники семейного бюджета: -первое; -второе. 1 1
приводит примеры расходов семейного бюджета: — 1 пример; — 2 пример; 1 1
Предлагает способы экономии семейного бюджета 2 предлагает способы по экономии семейного бюджета: — первое; — второе; 1 1
Определяет личностные качества, присущие лидеру 3 определяет качества лидера: — первое; — второе; — третье. 1 1 1
Итого 9
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Человеческие ценности»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет доходы и расходы бюджета семьи 1 Затрудняется при определении дохода и расхода семейного бюджета. □ Допускает ошибки в анализе доходов/расходов семейного бюджета □ Анализирует доходы и расходы семейного бюджета. □
Предлагает способы экономии семейного бюджета 2 Затрудняется, приводя примеры экономии семейного бюджета. Допускает ошибки в примерах экономии семейного бюджета. Предлагает способы экономии семейного бюджета.
□ □ □
Определяет личностные качества, присущие лидеру 3 Затрудняется при определении лидерских качеств личности. Допускает ошибки при определении лидерских качеств личности. Определяет качества лидера.
□ □ □
9
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Познание мира» в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 18
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
10
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
№ Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание задания Количество заданий Общий балл
1.3 Моя малая Родина 4.1.3.1 Различать административнотерриториальные единицы различного ранга (округ, район, область) Обучающийся выполняет задание закрытого типа с кратким ответом. 1 4
1 Моя Родина -Казахстан 2.3 Природные условия и их значение 4.2.3.1 Анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким и развернутым ответом. 1 6
1.1 Моя семья 4.1.1.3 Анализировать доход и расход семейного бюджета Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым 1 4
2 Ценности 4.1.1.4 Предлагать пути оптимизации семейного бюджета ответом.
1.5 Права и обязанности 4.1.5.2 Приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 4
Итого 4 18
11
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Познание мира»
Задание 1
a) Расположи административно-территориальные единицы по возрастанию и пронумеруй
Район
Село
Область
Город
b) Напиши названия городов республиканского значения в Республике Казахстан.
1)
2)
3)
Задание 2
а) Подпиши виды хозяйственной деятельности, изображенные на картинках.
[1]
[3]
b) В каких регионах развиты эти виды хозяйственной деятельности? Объясни, с чем это связано?
1)
2)
[2]
[4]
12
Задание 3
Месячный доход семьи Жаната составляет 150 000 тенге. В диаграмме указаны расходы семьи в октябре.
кружки; дополнительные уроки
15 000
ежедневные
потребности
^^лоооо
продукты питания
50 000
развлечение 25 000
коммунальные платежи 25 ООО
a) Используя данные диаграммы, подсчитай расходы семьй Жаната за один месяц.
b) Сколько тенге сэкономила семья Жаната в октябре?________________________
c) Как можно сократить расходы семьи в этом месяце? Приведи 2 примера.
[4]
Задание 4
Прочитай права и обязанности, взятые из Конституции Республики Казахстан. Допиши по два примера, какие права, обязанности имеют граждане Республики Казахстан.
Каждый человек имеет право на жизнь
Право:
1)
2)
[2]
Статья 34
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательств о Республики К аз ах стан, ув ажать права, св о боды, честь и достоинств о других
Обязанность:
1) ______________________________________________________________________________
2)
[2]
оплата кредита 15 000
13
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 =.g 1 1 балл выставляется в случае, правильной нумерации административнотерриториальных единиц (по возрастанию).
1) г.Нур-Султан/Нур-Султан 2) г. Алматы/Алматы 3) г. Шымкент/Шымкент 3 За каждый правильный ответ выставляется 1 балл
2 Зерноводство 1 Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса.
Хлопководство 1
Пшеницу выращивают в северных регионах страны/ в Северном и Центральном Казахстане 1
Климат и природные условия (плодородные черноземные почвы) на севере благоприятны для выращивания зерновых культур/ зерновые культуры более устойчивы к погодным условиям северных регионов. 1
Хлопок выращивают в южных регионах/ в Южном Казахстане/ на юге и юго-востоке Казахстана 1
Хлопок — это теплолюбивое растение/ климатические условия благоприятно влияют на рост и созревание этой культуры 1
3 140 000 тг/сто сорок тысяч тенге 1
10 000 тг/150 000 — 140 000 = 10 000/десят тысяч тенге 1
Экономить электроэнергию/ воду, чтобы меньше платить за коммунальные услуги/ покупать только самое необходимое/ частично отказаться от покупок игрушек, сладостей, посещения развлекательных центров/ не покупать лишние вещи/… 2 За каждый правильный ответ выставляется 1 балл
6 Право на жизнь/ право на учёбу/ право на труд/ право на отдых/ право на личную свободу. 2 За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса.
Соблюдать закон/уважать права других/ уважать символы РК/ защищать Родину/оплачивать налоги /сохранять историческое и культурное наследие/ сохранять природу. 2
Итого 18
14
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Культурное наследие»
Подраздел 3.2 Исторические корни Казахстана
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры
3.1 Древние культуры и цивилизации
Цель обучения 4.3.2.1 На основе различных источников объяснять
происхождение казахского народа
4.3.4.1 Основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий излагать об их вкладе в развитие страны
4.3.1.2 Объяснять назначение исторических музеев
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет происхождение казахского народа
• Демонстрирует знания о вкладе выдающихся деятелей в развитие страны
• Определяет назначение исторических музеев
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задание 1
а) Просмотри видео или прочитай текст.

/ Термин «казах» происходит от
«свободный», «вольный», «независимый»
Откуда произошли казахи? Этот вопрос охватывает почти тысячу лет истории. Условно процесс формирования казахского народа можно разделить на три этапа:
В начале железного века Казахстан населяли саки, сарматы, уйсуни.
На следующем этапе нашу землю населяли тюркские племена. Они занимали обширную территорию и имели свою письменность. Значительный вклад в облик современных казахов внесли завоевания Чингисхана и возникновение Золотой Орды.
Завершающий этап формирования казахского народа связывают с объединением всех родов и племен тюрков, которые уже обрели единый облик. Это произошло в период с XIV по XV века, после распада Золотой Орды. В 1465 году Жанибек и Керей, основали Казахское ханство. На тот момент уже сформировался единый язык, названный впоследствии казахским.
Кто же такие казахи? Эт< \ формировался почти тысячу лет 16 b) Рассмотри схему и запиши этапы происхождения казахского народа. Задание 2 а) Прочитай отрывок из биографии К. Сатпаева. Ответь на вопрос. Академик Каныш Сатпаев был выдающимся ученым-геологом, доктором геологоминералогических наук, профессором. Первый президент Академии наук Казахстана К.И.Сатпаев был всесторонне развитым человеком, который внес свой вклад в изучение таких наук, история, педагогика и математика. Он был большим знатоком казахской литературы, культуры, этнографии, музыки и фольклора, общеизвестны его археологические изыскания на территории Центрального Казахстана. b) В каких отраслях К.Сатпаев внёс вклад в развитие страны? 1) 2) 3) Задание 3 Для чего нужны исторические музеи? Выбери 3 верных утверждении. • Для хранения ценных документов и экспонатов, необходимых для исследования • Для ознакомления с природой, историческим и культурным развитием края • Для сохранения и передачи истории будущему поколению. • Для изучения и литературного наследия нашей страны • Для знакомства с творчеством художников и музыкантов 17 Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл Объясняет происхождение определяет этапы происхождения казахского казахского народа народа: 1 - первый этап; 1 - второй этап; 1 - третий этап; 1 Демонстрирует знания о записывает заслуги выдающейся личности в вкладе выдающихся отраслях: деятелей в развитие страны 2 - 1 отрасль; 1 - 2 отрасль; 1 - 3 отрасль; 1 Определяет назначение -выбирает верные утверждения: исторических музеев 3 -первое; 1 -второе; 1 -третье. 1 Итого 9 18 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культурное наследие» ФИО обучающегося_______________________________________________________________ Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Объясняет Затрудняется в объяснении Допускает ошибки в объяснении Правильно объясняет происхождение 1 происхождения казахского происхождения казахского народа. происхождение казахского казахского народа народа. народа. Демонстрирует Затрудняется в определении Допускает ошибки в определении Правильно определяет вклад знания о вкладе вклада выдающихся деятелей в вклада выдающихся деятелей в выдающихся деятелей в развитие выдающихся деятелей 2 развитие страны. развитие страны. страны. в развитие страны Определяет Затрудняется при определении Допускает ошибки при Правильно определяет назначение назначения исторических музеев. определении назначения назначение исторических музеев. исторических музеев 3 исторических музеев. □ □ □ 19 Подраздел Цель обучения Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий» 1.6 Праздники 1.4 Здоровье и безопасность 4.1.6.1 На основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников 4.1.4.2 Предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта Критерий оценивания Обучающийся • Описывает историю профессиональных праздников • Составляет правила безопасности при занятиях спортом Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Время выполнения 20 минут Задание 1 а) Подпиши названия профессий, изображенных на картинках. b) Опиши историю одного из профессиональных праздников. Задание 2 a) Рассмотри картинки. Какие травмы могут получить дети во время занятий спортом? b) Составь правила безопасности для занятий спортом. 1) ______________________________________________________________ 2) 3) 20 Критерий оценивания № задания Дескрипторы Обучающийся Баллы Описывает историю профессиональных праздников 1 -подписывает названия профессий -первой; -второй; -третьей 1 1 1 -описывает историю профессионального праздника; 1 Составляет правила безопасности при занятиях спортом называет виды травм при занятиях спортом; 1 2 -составляет правила безопасности для занятий спортом: -первое; -второе; -третье. 1 1 1 Итого 8 21 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Мир профессий» ФИО обучающегося Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Объясняет историю профессиональных праздников 1 Затрудняется в описании истории профессионального праздника. □ Допускает ошибки в первом /втором /третьем названиях профессий/описании истории профессионального праздника. □ Описывает историю профессионального праздника. □ Составляет правила безопасности при занятиях спортом 2 Затрудняется в составлении правил/мер по профилактике и снижения травмоопасности при занятиях спортом. □ Допускает ошибки в составлении правил/мер по профилактике и снижения травмоопасности при занятиях спортом. □ Составляет правила/меры по профилактике и снижения травмоопасности при занятиях спортом. □ 22 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ 1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования. Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Познание мира» в 4 классе. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования 3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть 3.1. Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 18 3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения. В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов. Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа 23 Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть № Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание задания Количество заданий Общий балл 1 Культурное наследие 3.2 Исторические корни Казахстана 4.3.2.1 На основе различных источников объяснять происхождение казахского народа 4.3.2.2 Графически отображать связь между саками, гуннами, тюрками и казахами Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 5 3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 4.3.4.1Основываясь на биографических данных выдающихся деятелях творческих и трудовых профессий излагать об их вкладе в развитие страны Обучающийся выполняет задание закрытого типа на соответствие. 1 5 2 Мир профессий 1.6 Праздники 4.1.6.1 На основе исследований творчески представлять историю профессиональных праздников Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 2 2.3 Природные условия и их значение 4.3.3.1 Объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика) Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 4 1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.2 Предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 2 Итого 5 18 24 4. Образцы заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Познание мира» Задание 1 Прочитай текст. Используя предложенную информацию, отметь на ленте времени этапы формирования казахского народа. Подпиши названия племен, населявших территорию Казахстана в этот период. В I тысячелетии до и. э. на территории Казахстана жили саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа Уйсуни — одно из древнейших племен Казахстана. Племена уйсуней и канглы выделились из сакского союза племен в III в. до н.э. В середине I тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Первый Тюркский каганат стал важным этапом в истории Степи. Населяли территорию тюрки. В XIV веке нашей эры появились первые племена казахоЕ. [5] Задание 2 а) Найди соответствие между именем знаменитой личности и видом деятельности. Знаменитые личности Вид деятельности Каныш Сатпаев известный художник Абильхан Кастеев военачальник, писатель Тохтар Аубакиров академик,ученый ,геолог Бауыржан Момыш^лы первый космонавт казах [4] b) Опиши вклад А. Кастеева в развитие нашей страны. [1] Задание 3 Рассмотри рисунок. Ответь на вопросы. 25 a) В какой день отмечается этот праздник в нашей стране?___________ b) К какому виду праздника относиться День национальной валюты? [2] Задание 4 Приведи примеры достижений Казахстана в ХХ-ХХ1 веках в области культуры и науки. Напиши по 2 примера. Наука Культура 1) 1) 2) 2) [4] Задание 5 а) Запиши какой вид спорта изображен на картинке. [1] b) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при занятии этим видом спорта, чтобы не получить травму? [1] 26 Схема выставления баллов № Ответ Балл Дополнительная информация За каждый правильный ответ выставляется 1 балл За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Абылхан Кастеев — первый профессиональный художник Казахстана, основатель национальной школы искусства, внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана и соседних стран. Его творчество вошло в сокровищницу мировой культуры. Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса. 15 ноября/ с 15 ноября 1993 года профессиональный финансистов праздник/ профессиональный праздник Достижения в области науки: Обновленная учебная программа/учебники нового покаления/ создание организации образовании, как, Назарбаев Университет, НИШ / программа "Болашак" /развитие медицинской отрасли/ развитие цифровой и нанотехнологии/робототехника/организация выставки ЭКСПО-2017/.. Достижения в области культуры: Утверждение Национального дня домбры/ развитие киноиндустрии/ развитие театрального и балетного искусства / выход на мировую арену (Д. Кудайберген, Д. Т. Тулешова и т.д)/ представление исторических наследии казахского народа в других государствах/ достижения в области спорта/... За каждый правильный ответ выставляется 1балл. Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса. волейбол должны слушать и соблюдать инструкции тренера /носить специальную удобную одежду / необходимы упражнения для разогрева и растяжки мышц / соблюдать осторожность /быть внимательным/не носить с собой травмоопасные предметы Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса. Итого 18 1 5 4 2 I 3 I 2 2 I 5 27 5. Правила проведения суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. 6. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов. 28 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Природные явления» Подраздел 2.3 Природные условия и их значение 1.4 Здоровье и безопасность 2.1 Ориентирование на местности Цель обучения 4.2.3.1 Анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) 4.1.4.4 Планировать свою безопасность в искусственной среде 4.2.1.1 Определять местоположение объекта по отношению к другим Критерий оценивания Обучающийся • Описывает влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей • Составляет правила безопасности при чрезвычайных ситуациях • Определяет положение объектов в пространстве относительно друг друга Уровень мыслительных Знание и понимание навыков: Применение Время выполнения 20 минут Задание 1 а) Рассмотри картинки. В каком регионе развиты эти виды хозяйственной деятельности? . J—т~дм ц. 1вЯИиВми1№^~^: i hrii - • ’JOb/L э) Выбери одну картинку. Опиши, как климат влияет на развитие данного вида хозяйственной деятельности? Задание 2 Какие правила безопасности необходимо соблюдать в случае пожара? Составь 2 правила безопасности при пожаре, опираясь на предложенные картинки. 1. 2. 29 Задание 3 Рассмотри рисунок и выполни задание. Определи местоположение объектов относительно мальчика: • на севере_____________________________________________ • на востоке____________________________________________ • на западе_____________________________________________ Критерий оценивания № задания Дескрипторы Обучающийся Баллы Описывает влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей 1 определяет регион, где развит вид хозяйственной деятельности: -по первой картинке; -по второй картинке; 1 1 описывает влияние климата на развитие хозяйственной деятельности; 1 Составляет правила безопасности при чрезвычайных ситуациях 2 составляет правила безопасности при пожаре: -первое правило; -второе правило; 1 1 Определяет положение объектов в пространстве относительно друг друга 3 определяет объект, находящийся на севере ; 1 определяет объект, находящийся на западе ; 1 определяет объект, находящийся на востоке. 1 Итого 8 30 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Природные явления» ФИО обучающегося Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Описывает влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей 1 Затрудняется при описании влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей. □ Допускает ошибки при описании влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей. □ Описывает влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. □ Составляет правила безопасности при чрезвычайных ситуациях 2 Затрудняется при составлении правил безопасности при пожаре. □ Допускает ошибки при составлении правил безопасности при пожаре. □ Правильно составляет правила безопасности при пожаре. □ Определяет положение объектов в пространстве относительно друг друга 3 Затрудняется при определении местоположения объекта. Допускает ошибки при определении местоположения объекта относительно другого объекта Правильно определяет местоположение объекта 31 Суммативное оценивание за раздел «Охрана окружающей среды» Подраздел 2.2 Климат и погода 2.3 Природные условия и их значение 2.1 Ориентирование на местности Цель обучения 4.2.2.1 Анализировать влияние климата на развитие человечества 4.2.3.2 На основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе 4.2.1.3 Показывать на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор Критерий оценивания Обучающийся • Характеризует влияние климата на деятельность человека • Прогнозирует вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе • Показывает на глобусе и картах параллели, меридианы и экватор Уровень мыслительных Применение навыков: Навыки высокого порядка Время выполнения: 20 минут Задание 1 Ответь на вопросы. 1) Какой климат в местности, в которой ты живешь?_______________________________ 2) Напиши какой вид растениеводства можно развивать в вашей местности, учитывая климатические условия? Объясни, почему? Задание 2 Запиши ответы на вопросы. 1) Какое стихийное бедствие может произойти в твоей местности? 2) Как можно предсказать его возникновение? 3) Какое влияние это бедствие может оказать на повседневную жизнь? Задание 3 Напиши названия линий, выделенных на глобусе. 32 Критерий оценивания № задания Дескрипторы Обучающийся Баллы Характеризует влияние климата на деятельность человека 1 описывает климат своей местности; 1 определяет вид растениеводства, который можно развивать в его регионе; 1 описывает влияние климата на развитие видов хозяйственной деятельности; 1 Прогнозирует вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе 2 определяет вид стихийного бедствия, которое может произойти в его местности; 1 определяет причины катаклизма, который может произойти в данной местности; 1 анализирует влияние природных катаклизмов на жизнь; 1 Показывает на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор 4 называет линию, соединяющую два полюса на глобусе; 1 называет линию, проходящая вокруг земного шара на равном расстоянии от обоих полюсов 1 Итого 8 33 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Охрана окружающей среды» ФИО обучающегося_____________________________________________________________ Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Характеризует влияние климата на деятельность человека 1 Затрудняется в анализе влия климата на деятельно человека. ния сть ем Допускает ошибки в описан климата/определении влиян климата на деятельность человек ии ия а Правильно анализирует влиян климата на деятельнос человека. ие ть Прогнозирует вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе 2 Затрудняется в прогнозе вероятности возникновения природных катаклизмов в сво регионе. Допускает ошибки в прогнозе вероятности возникновения природных катаклизмов в своем регионе/анализе влияния катаклизмов на повседневную жизнь. Прогнозирует вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе. Показывает на глобусе и картах параллели, меридианы и экватор 3 Затрудняется в определении меридиана и экватора. Допускает ошибкив определении меридиана/ экватора. Правильно определяет мериди и экватор. ан 34 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ 1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования. Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Познание мира» в 4 классе. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования 3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть 3.1. Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 18 3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения. В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов. Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом. 35 Характеристика заданий суммативного оценивания за III четверть № Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание задания Количество заданий Общий балл 1 Природные явления 2.3 Природные условия и их значение 4.2.3.1 Анализировать хозяйственную деятельность людей своей местности и регионов Казахстана в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты) Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом 1 2 4.2.3.2 На основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким и развернутым ответом 1 3 1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.3 На основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде; 4.1.4.4 Планировать свою безопасность в искусственной среде Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 3 2 Охрана окружающей среды 2.1Ориентиров ание на местности 4.2.1.2 Объяснять назначение глобуса и карт, показывать на них основные объекты; Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом. 1 3 4.2.1.3 Показывать на глобусе и картах параллели, меридианы, экватор Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом. 2 7 Итого 6 18 36 4. Образцы заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за III четверть по предмету «Познание мира» Задание 1 a) Опиши климат степи. [1] b) Каким видом хозяйственной деятельности занимаются люди, проживающие в степи? Задание 2 а) Рассмотри картинки. Какие катаклизмы и стихийные бедствия могут произойти в таких местностях? [1] b) Какой вред может нанести стихийное бедствие?_ Задание 3 Расмотри рисунки и напиши правила поведение в искусственной среде. [2] [1] 1) 2) 3) [3] 37 Задание 4 Подпиши названия Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш на контурной карте и раскрась их синим цветом. [3] Задание 5 a) Прочитай утверждения. Отметь знаками «+» и «-» верные и неверные утверждения. Утверждение +/- При вращении Земли вокруг своей оси, полюса остаются неподвижными Меридиан делит Землю на Северное и Южное полушария Воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковым расстоянии от экватора называется параллелями. Условные линии, соединяющие полюса, называется экватором. b) Все неверные утверждения замени верным. Задание 6 Обведи на карте и подпиши экватор, параллели и меридианы. [4] [3] 38 Схема выставления баллов № Ответ Балл Дополнительная информация Примерные ответы учащегося: а) Климат в степей континентальный: лето жаркое и сухое, а зима суровая и малоснежная. Летом выпадает мало осадков. Степная зона богата травянистой растительностью. Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса. в) Климатические условия степи позволяют заниматься земледелием и скотоводством. Незасеянные участки земли степи используются как пастбища.______________________________ 1)сход снежных лавин/ сель/ землетресение/ оползень/ обвал 2)наводнение/ в лесных массивах могут возникнуть пожары а) При сильном землетрясении разрушаются дома/лавина сносит дома, вырывает с корнем деревья/ разрушает здания, дороги, столбы у подножия гор/ затопляет берега и близлежащие населенные пункты/ При наводнении вода затопляет норы животных, низины - страдают животные, потоками смывает почву. Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса Не разговаривай с незнакомыми людьми! Не сиди на подоконнике! Не ходи по льду водоемов! Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Утверждение При вращении Земли вокруг своей оси. полюса остаются неподвижными Меридиан делит Землю на Северное и Южное полушария. Воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковым расстоянии от экватора называется параллелями. Условные линии, соединяющие полюса, называется экватором. «+»/«-» За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария Линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным, называются меридианами. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Итого 18 1 1 1 2 1 3 1 3 4 2 5 1 1 6 3 39 5. Правила проведения суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. 6. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов. 40 Подраздел ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в Космос» 3.3 Важные события в истории Казахстана 3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры Цель обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения 4.3.3.1 Объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках(культура, наука, образование, экономика) 4.3.4.1 Основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий излагать о вкладе в развитие страны Обучающийся • Описывает достижения Казахстана в области космонавтики/ культуры/ науки/ образования • Описывает вклад выдающихся деятелей в развитие страны Применение Навыки высокого порядка 20 минут Задание 1 Рассмотри рисунки. Каковы достижения Казахстана в области космонавтики? 1) 2) 3) Задание 2 Отметь знаком «+» верные утверждения о деятельности спутника «KazSat» Утверждения «+» Помогает работе космонавтов. Обеспечивает работу радиовещание, телефония, связь, передача данных. Помогает исследованию других планет. Обеспечивает информационную безопасность страны. 41 Задание 3 а) Прочитай отрывок из биографии Т.Аубакирова. Токтар Аубакиров - первый казахский космонавт, Народный герой Республики Казахстан. 2 октября 1991 года полетел в космос на космическом корабле «Союз ТМ-13». В космосе он провел ряд экспериментов в области биологии, медицины, металлургии. В частности, были выведены новые сорта картофеля, полученные путем скрещивания в космосе. Также, благодаря наблюдениям из космоса удалось проследить, как распространяются соли и пыль со дна Аральского моря. Проведя большую работу в космосе, экипаж совершил посадку 10 октября 1991 года. b) Какой вклад в развитие страны внес Тохтар Аубакиров? Ответь на вопрос, опираясь на текст. 1) 2) 3) Критерий оценивания № задания Дескрипторы Обучающийся Баллы Описывает достижения описывает достижение в области Казахстана в области космонавтики: космонавтики 1 -первое; 1 -второе; 1 -третье; 1 отмечает верные утверждения о 2 деятельности спутника "KazSat": 1 - первое; 1 - второе. Описывает вклад описывает вклад Т. Аубакирова выдающихся деятелей в в развитие страны: развитие страны 3 -первый; 1 -второй; 1 -третий. 1 Итого 8 42 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Путешествие в Космос» ФИО обучающегося Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Описывает достижения Казахстана в области космонавтики 1-2 Затрудняется в описании/ определении достижений Казахстана в области космонавтики. □ Допускает ошибки в описании/ определении достижений Казахстана в области космонавтики. □ Описывает и определяет достижения Казахстана в области космонавтики. □ Описывает вклад выдающихся деятелей в развитие страны 3 Затрудняется в описании вклада выдающихся деятелей в развитие страны. □ Допускает ошибки в описании вклада выдающихся деятелей в развитие страны. □ Описывает вклад выдающихся деятелей в развитие страны. □ 43 Суммативное оценивание за раздел «Путешествие в будущее» 1.3 Моя малая Родина 3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 1.5 Права и обязанности 4.1.3.2 Основываясь на различных источниках, давать описание субъектов экономической деятельности своего края 4.3.5.1 На основе исследований предлагать ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд) 4.1.5.2 Приводить примеры демократических прав и свобод, обязанностей в качестве гражданина Республики Казахстан Обучающийся • Описывает предприятия своего края • Предлагает ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» • Называет права и обязанности граждан Республики Казахстан Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение Время выполнения 20 минут Задание 1 Ответь на вопросы: 1) Какое из перечисленных предприятий (завод, фабрика, ферма, мастерская) есть в местности, где ты живёшь? 2) Что производят на этом предприятии? Опиши. 3) Где используется продукция этого предприятия? Задание 2 На рисунках изображены логотипы казахстанских брендов в сфере пищевой промышленности. Выбери логотип бренда, который тебе знаком. Что ты знаешь о продуктах этого бренда? Подраздел Цель обучения Критерий оценивания 44 Задание 3 Дополни предложения о правах и обязанностях граждан РК, используя слова для справок. • Каждый человек имеет право_________________________________________________________ • Каждый гражданин Казахстана имеет право на пользование • Гражданин Казахстана обязан уважать государственные______________________________ • Каждый гражданин Казахстана обязан беречь _______________________________________. Слова для справок: родным языком и культурой, символы, на жизнь, исторические памятники и культуру страны Критерий оценивания № задания Дескрипторы Обучающийся Баллы Описывает предприятия своего края 1 называет предприятия своей местности: 1 называет виды продукции предприятий своей местности 1 называет сферу использования производимой продукции 1 Предлагает ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» 2 описывает продукты казахстанского бренда в сфере пищевой промышленности: 1 Называет права и обязанности граждан Республики Казахстан 3 определяет права граждан РК: - первое; - второе; 1 1 определяет обязанности граждан РК: - первое; - второе. 1 1 Итого 8 45 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Путешествие в будущее» ФИО обучающегося Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Описывает предприятия своего края 1 Затрудняется в описании предприятий своего края. □ Допускает ошибки, называя предприятия своей местности/ виды продукции предприятий своей местности/ сферу использования производимой продукции: □ Называет предприятия, виды продукции, сферу использования продукции предприятий своей местности. □ Предлагает ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» 2 Затрудняется в описании бренда в сфере пищевой промышленности Казахстана. Допускает ошибки в описании бренда в сфере пищевой промышленности Казахстана. Описывает бренды в сфере пищевой промышленности Казахстана Называет права и обязанности граждан Республики Казахстан 3 Затрудняется в определении прав и обязанностей граждан РК. □ Допускает ошибки в в определении прав/обязанностей граждан РК. □ Определяет демократические права и обязанности граждан. □ 46 СПЕЦИФИКАЦИЯСУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ 1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования. Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Познание мира» в 4 классе. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по предмету «Познание мира» для 1-4 классов уровня начального образования 3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть 3.1. Продолжительность - 40 минут Количество баллов - 18 3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов. Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом. 47 Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть № Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание задания Количество заданий Общий балл 1 Путешеств ие в Космос 3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели культуры 4.3.4.1 Основываясь на биографических данных выдающихся деятелей творческих и трудовых профессий излагать о вкладе в развитие страны Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом 1 3 3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 4.3.5.2 Определять роль Казахстана на мировой арене Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом 1 2 3.3 Важные события в истории Казахстана 4.3.3.1 Объяснять достижения Казахстана в ХХ-XXI веках (культура, наука, образование, экономика) Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 3 1.4 Здоровье и безопасность 4.1.4.3 На основе различных источников выявлять и оценивать риски и опасности в искусственной среде Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом 1 4 2 Путешеств ие в будущее 3. 1 Древние культуры и цивилизации 4.3.1.1 На основе различных источников определять технологический прогресс в исторические периоды Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 3 3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм 4.3.5.1 На основе исследований предлагать ряд смысловых ассоциаций, связанных с названием «Казахстан» (национальный бренд) Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом 1 3 Итого 6 18 48 4. Образцы заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Познание мира» Задание 1 a) Прочитай отрывок из биографии А. Айымбетова. Айдын Аимбетов - казахский космонавт, Народный герой Республики Казахстан. Продолжительность полёта третьего космонавта Казахстана А. Аимбетова составила 10 суток. Во время космического полёта Аимбетов провёл ряд физикокосмических экспериментов, в частности, эксперимент по изучению влияния радиации на человека в космосе, а также космический мониторинг состояния экологии Аральского и Каспийского морей. На орбиту Аимбетов взял с собой флаг Республики Казахстан, а также для проведения эксперимента «Дастархан-6» казахские национальные блюда в сублимированном виде с витаминными добавками, повышающие работоспособность и укрепляющие иммунитет — айран, иримшик, курт, сухое кобылье молоко и мясо по-казахски b) Опираясь на прочитанный текст, напиши об исследованиях космонавта А.Аимбетова в космосе. 1) 2) 3) [3] Задание 2 а) Посмотри на картинку. Как называется место, где стартуют космические корабли? b) Объясни, чем он знаменит во всем мире, чем прославил Казахстан? Задание 3 Назови достижения Казахстана за годы независимости, опираясь на картинки [2] 49 1) 2) 3) [3] Задание 4 Рассмотри картинки. Какие правила безопасности необходимо соблюдать во время купания? Составь 4 правила. 1) 2) 3) ____________________________________________________________________________________________________ 4) ____________________________________________________________________________________________________ [4] Задание 5 На рисунках представлены этапы развития воздушного транспорта. Продолжая эту цепочку, приведи пример 3-х видов воздушного транспорта. mi .... 1 воздушный дирижабль шар [3] Задание 6 Ответь на вопросы. а) Что такое бренд? b) Какие продукты питания, являющиеся национальным брендом, ты знаешь? Приведи 2 примера 1) _______________________________________________________________________________________ 2) [3] 50 Схема выставления баллов № Ответ Балл Дополнительная информация 1 1) исследование влияния радиации на человека в космосе 1 Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса 2) мониторинг состояния экологии Аральского и Каспийского морей, 1 Проведение эксперимента «Дастархан-6» 1 2 Байконур/Космодром Байконур 1 Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса Космодром Байконур — первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана. Имеет большое международное значение. С космодрома запускаются искусственные спутники , космические корабли с космонавтами стран мира. 1 3 1) международная стипендия «Болашак» 1 2) введение национальной валюты 1 3) развитие киноиндустрии 1 4 1) Нельзя нырять с дерева 2) Нельзя играть на обрывистом берегу или на краю причала. 3) Следует купаться только в разрешённых местах! 4) Нельзя заплывать за буйки, так как они ограничивают акваторию с проверенным дном - там нет водоворотов. 4 Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса За каждый правильный ответ выставляется 1 балл 5 Самолет 1 Вертолет 1 Ракета 1 6 Бренд - известная торговая марка,которая имеет отличную репутацию среди покупателей. 1 Принимаются альтернативные ответы, которые соответствуют содержанию вопроса За каждый правильный ответ выставляется 1 балл Кондитерские изделия «Рахат», «Баян Сулу» / молочные продукты «Нэтиже», «Астана-вшм»/ мука «Цесна»/ макароны «Султан»/ кобылье молоко «Саумал»/... 2 Итого 18 5. Правила проведения суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. 6. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов. 51

One thought on “СОР СОЧ «Познание мира» 4 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *