СОР СОЧ Литературное чтение 3 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Литературное чтение 3 класс
1
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Литературное чтение» для обучающихся в 3 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, Критерий оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные Уровень учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»……………………4
Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо»….7
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть…………………11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………….17
Суммативное оценивание за раздел «Время»………………………….17
Суммативное оценивание за раздел «Архитектура»…………………….20
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть…………………23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………….30
Суммативное оценивание за раздел «Искусство»………………………30
Суммативное оценивание за раздел «Выдающиеся личности»……………..33
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть…………………36
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………….43
Суммативное оценивание за раздел «Вода — источник жизни»……………43
Суммативное оценивание за раздел «Культура отдыха. Праздники»……….46
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть…………………50
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»
Вид речевой деятельности Цель обучения
Критерий оценивания
Слушание и говорение
3.1.1.1 Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов
3.1.4.2 Сопровождать речь иллюстрациями/ наглядностью/ демонстрацией фотографий/ картин/ приборов
Обучающийся
• Отвечает на открытые вопросы по содержанию прослушанного текста
• Описывает эпизод прослушанного текста по иллюстрации
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения
20 мин
Задание 1
Прослушай текст К. Ушинского и выполни задания.
Под крышей было гнездо ласточки. Хозяев в нем уже не было. Почуяв приближение холодов, они улетели. А в конце апреля пара острокрылых, веселых и красивеньких птичек, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела. Ласточки носили в носиках глину и ил из ближнего ручья.
Скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышки, то стебельки моха. Прошло ещё несколько дней, и уже только одна ласточка стала вылетать из гнезда, а другая оставаться в нем постоянно. Недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Целыми днями заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали и взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим детям!
Ответь на вопросы:
— Почему гнездо под крышей было без хозяев. Дайте полный ответ.
— Когда вернулись птицы в старое гнездо?
— Почему через некоторое время стала вылетать только одна ласточка?
— Как вели себя заботливые птички?
2. Отметь ) предметы, которые носили ласточки в гнездо:
Как заботливые ласточки кормили своих птенцов? Расскажи данный эпизод по картинке.
4
ПРОЕКТ
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Отвечает на открытые отвечает на вопросы по содержанию текста:
вопросы по 1 — на первый; 1
содержанию — на второй; 1
прослушанного текста — на третий; 1
— на четвертый; 1
Описывает эпизод определяет и отмечает предметы;
прослушанного текста 2 — первый предмет; 1
по иллюстрации — второй предмет; 1
— третий предмет; 1
— передает содержание эпизода прослушанного 1
рассказа по иллюстрации.
Всего баллов 8
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»
ФИО обучающегося__________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отвечает на открытые вопросы по содержанию прослушанного текста Затрудняется ответить на открытые вопрос по содержани прослушанного текста. ю Допускает ошибки в ответ на открытые вопросы прослушанного текста. ах Верно отвечает на все открыт вопросы по содержанию прослушанного текста. ые
Описывает эпизод прослушанного текста по иллюстрации Затрудняется описать эпизод прослушанного текста по иллюстрации. Допускает неточности при передаче содержания эпиз( прослушанного текста по иллюстрации. ода Верно передает содержание эпизода прослушанного текст иллюстрации. а по
6
Суммативное оценивание за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо»
Вид речевой деятельности Чтение. Письмо
Цель обучения
3.2.1.1 Читать вслух бегло, сознательно и выразительно; читать по ролям/выборочно
3.2.8.1 Извлекать конкретную информацию по содержанию произведения из различных источников: иллюстрации/художественной литературы и представлять информацию в виде схем
Критерий оценивания
Обучающийся
• Демонстрирует сознательное чтение, подбирая к
тексту подходящую пословицу
• Определяет и устанавливает соответствие
• Составляет предложения по опорным словам
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задание
Прочитай рассказ и выполни задания.
К. Д. Ушинский
Четыре желания
Митя накатался на саночках, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою книжку, — сказал отец.
Пришла весна. Митя вволю набегался за бабочками по лугу, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять сказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил рыбу, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали яблоки и груши. Митя был в восторге:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
1. Выбери подходящую пословицу к прослушанному рассказу.
A) Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.
B) Зима лето пугает, да всё равно тает.
C) У природы нет плохой погоды.
D) Весна красна, да голодна.
Подбери и запиши желание мальчика к каждому времени года. Соедини стрелками.
7
ПРОЕКТ
2. Из слов каждой строчки составь предложение. Запиши.
воскресным, Арман, утром, лесом, любовался, прелестным
соком, налилась, алым, земляника
были, ягодки, похожи, серьги, на, красные
8
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Демонстрирует сознательное чтение,подбирая к тексту подходящую пословицу Определяет и устанавливает соответствие 1 — подбирает соответсвующую тексту пословицу; 1
— подбирает и соотносит соответствующее желание мальчика к каждому времени года; 1
Составлет предложения по опорным словам. 2 составляет предложение из предложенных слов: — первое предложение; — второе предложение; — третье предложение; 1 1 1
— ставит знаки препинания в конце предложений; 1
— пишет текст без пропусков и замены слов в предложениях; 1
— пишет текст аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма. 1
Всего баллов 8
9
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Что такое хорошо, что такое плохо»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков
Низкий Средний Высокий
Демонстрирует сознательное чтение, подбирая к тексту подходящую пословицу Затрудняется выбрать соответствующей тексту пословицу Допускает ошибку при подборе соответствующей тексту послови цы Верно подбирает соответствующую тексту пословицу
Определяет и устанавливает соответствие Затрудняется определить и устанавливить соответствие Допускает ошибки при определе устанавлении соответствия нии Верно определяет и устанавливает соответствие
Составлет предложения по опорным словам. Затрудняется составить предложения по опорным слов ам Допускает ошибки при составлен предложений/ расставлении знако препинания/ нарушает требовани каллиграфического письма. ии в я Верно составляет предложени опорным словам по
10
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» в 3 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Литературное чтение» (в рамках обновления содержания среднего образования) для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения)
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Слушание и говорение — 10 мин Чтение — 20 минут
Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов: 16 3.2. Структура теста
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на проверку письма.
11
№ Вид речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Живая природа 3.1.1.1 Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов. Обучающийся слушает текст один раз и отвечает на заданные вопросы. Во время слушания обучающийся может делать записи. Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально. 1 5
2 Чтение Что такое хорошо, что такое плохо 3.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни. 3.2.6.1 Находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять роль. Обучающийся выполняет задания на основе прочитанного текста. Задания направлены на самостоятельное чтение и на определение жанра текста. Предлагается объяснить жанровую особенность сказки, определить в пословицах и поговорках сравнения, олицетворения, эпитеты. 1 5
3 Письмо Живая природа 3.3.4.1 Совершенствовать работу, исправляя лексические и стилистические неточности, исправлять орфографические (при помощи словаря) и пунктуационные ошибки. Обучающийся составляет текст из предложений, исправляет пунктуационные ошибки. 1 6
12
4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов. Слушание и говорение
Прослушай рассказ и выполни к нему задания.
[5]
Старик, пёс и кот
Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его друзьями. А старуха не любила пса и кота. Когда старуха увидела, что мышка погрызла сыр, она подняла страшный крик: «Выгони, старик, кота!» Кот мог бы поймать мышку, но знал, что она долго искала себе тёплую норку, поэтому жалел её.
Как-то утром старик сидел во дворе. Пёс и кот были рядом, а мышка сидела в норке. Старуха готовила завтрак. Она увидела, что мышка погрызла сыр. Старуха, ругаясь, помчалась во двор. И вдруг провалилась в заброшенный колодец. Деду не хватило сил её вытащить. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Они помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка». Старуха промолчала. В доме она поставила на пол три миски и каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово.
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром, и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.
Задание 1
Поставь знак «+», если утверждение верное и знак «-» , если утверждение неверное [ 1 ]
A) Старуха любила пса и кота.
B) Старик подобрал пса и кошку на улице __
C) Старик пес и кот не помогли старухе выбраться из колодца.________________________________________________________
D) Старуха благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала еще ворчливее. __________
Задание 2
Ответь на вопросы по тексту
• Чему учит этот рассказ?
• Есть ли у тебя домашнее животное? Что он/она для тебя значит?
• Если у тебя нет домашнего животного, то какое ты хотел бы иметь? Почему?
• Почему человек в ответе за своё животное?
[4]
13
ПРОЕКТ
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося: В) Старик подобрал пса и кошку на улице. 1
2 Благодаря доброму поступку пса, кота и мышки старуха стала добрее. 1 Обучающийся может предложить другую формулировку, но предложение должно отражать основную мысль текста.
Учащийся рассказывает о своем домашнем питомце и об отношении к нему 1
Описывает какое животное он хотел бы иметь, объясняя свой выбор. 1
Человек несет ответственность за свое животное, так как является его хозяином, а животное нуждается в его поддержке и заботе. 1 Обучающийся может предложить другую формулировку, но предложение должно отражать данную мысль.
Всего баллов 5
Чтение Задание
Прочитай текст и выполни к нему задания. [5]
Давным-давно жила на свете девочка. Некому было о ней заботиться — ни покормить, ни ласкового слова сказать. Однажды добрый человек подал ей краюшку хлеба. Только вышла девочка за ворота, встретился ей нищий старец.
— Девочка, дай хлебца, сильно есть хочется! — стал просить старец.
Девочка взяла да и отдала ему всю краюшку. «Ешь,— говорит,— дедушка, на здоровье». И пошла себе дальше. Встретилась ей бедная старушка.
— Дай, — говорит, — что-нибудь голову закрыть, холодно стало.
Девочка сняла с головы платок и отдала нищенке. Только отошла немного, вдруг с неба звезды стали падать, превращаясь в серебряные монеты. Обрадовалась сирота и стала собирать их.
Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается.
14
ПРОЕКТ
Задания
1. О чём говорится в тексте?
2. К какому жанру относится данное произведение.
A) басня
B) рассказ
C) заметка
D) литературная сказка
3. Укажи «S» стиль текста.
Художественный □ Нехудожественный □
4. Выбери пословицу, которая соответствует произведению.
A) Доброе дело без награды не остается.
B) Доброму слову — добрый ответ.
C) Про доброе дело говори смело.
D) Далеко шел, а добра не нашел.
5. Подчеркни в тексте предложение, в котором содержится поучительный смысл.
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 Примерный ответ обучающегося: О добре/ доброте девочки. 1 Принимаются альтернативные ответы, соответствующие содержанию текста.
2 В) рассказ 1
3 Художественный 1
4 А) Доброе дело без награды не остается. 1
5 Недаром говорят, что доброе дело рано или поздно всегда добром оборачивается. 1 Подчеркивает в тексте предложение
Всего баллов 5
Письмо [6]
15
ПРОЕКТ
Задание
« Собери текст». Составь и запиши предложения по порядку, чтобы получился связный текст. Поставь правильные знаки препинания в конце предложений.
1. Он оделся в яркий наряд.
2. Лес был сказочным?
3. Солнце светило ярко.
4. От жёлтых листьев он казался золотым?
5. Дети долго любовались красотой природы.
6. Дети пошли на экскурсию в лес!
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 1. Дети пошли на экскурсию в лес. 2. Солнце светило ярко. 3. Лес был сказочным! 4. Он оделся в яркий наряд. 5. От жёлтых листьев он казался золотым. 6. Дети долго любовались красотой природы. 1 1 1 1 1 1 Принимаются и другие варианты, соответствующие логической последовательности предложений.
Всего баллов 6
5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
16
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Время»
Вид речевой деятельности Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Слушание и говорение
3.1.3.1 Прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям
Обучающийся
• Предполагает, о чём будет сказка по данному
началу, используя картинки и тексты с описаниями событий Навыки высокого порядка
20 мин
Задание 1
Прочитай и соотнеси картинки с текстом. Запиши цифрами соответствующие пары:_
— Так вы же сами о лете мечтали! -вскрикивала Сорока.
— Мало ли что! — Медведь говорит. -Мечтали мы о лете с мёдом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, — стало быть,
ни малины, ни мёда липового не будет Поворачивайся хвостом — я его тебе сейчас выщиплю!
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на ёлку взлетела и крикнула:
— Провалитесь вы вместе с летом!
4
5
Ахнуть не успели — лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
6
17
ПРОЕКТ Задание 2
Продолжи сказку по данному началу, используя предыдущие картинки с текстами.
Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
Постучалась Сорока к Медведю:
— Как зиму зимуешь?
— Так себе! — Миша ворчит. — С боку на бок. На правом боку лежу — малина мерещится, на левом — мёд липовый.
— Понятно! — Сорока стрекочет. — Всем зима надоела! ….
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Предполагает, о чём будет сказка по данному началу, используя картинки и тексты с описаниями событий. 1 — соотносит соответствующую картинку с текстом и записывает пару: 1-5 1
— соотносит соответствующую картинку с текстом и записывает пару: 2-6 1
— соотносит соответствующую картинку с текстом и записывает пару: 3-4 1
2 — сочиняет продолжение истории по данному началу; 1
— использует в рассказе прочитанные отрывки сказки; 1
— раскрывает тему и основную мысль создаваемого текста; 1
— логически завершает историю. 1
Всего баллов 7
18
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Время»
ФИО обучающегося:______________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Предполагает, о чём будет сказка по данному началу, используя картинки и тексты с описаниями событий. Затрудняется соотнести текст с картинками и продолжить начатую историю. □ Допускает ошибки в соотнесении текста с картинками / продолжает сказку по данному началу, допуская неточности при использовании картинок и текстов с описаниями событий. | | Соотносит текст с картинками, продолжает сказку по данному началу, используя картинки и тексты с описаниями событий. | |
19

7 thoughts on “СОР СОЧ Литературное чтение 3 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *