СОР СОЧ Литературное чтение 2 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Литературное чтение 2 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания и рубрики носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация с образцами заданий и схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………….4
Суммативное оценивание за раздел «Все обо мне»……………………….4
Суммативное оценивание за раздел «Моя семья и друзья»…………………6
Спецификация суммативного оценивания за1четверть……………………..9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………………15
Суммативное оценивание за раздел «Моя школа»………………………..15
Суммативное оценивание за раздел «Мой родной край»…………………..17
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть…………………..19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………………25
Суммативное оценивание за раздел «В здоровом теле — здоровый дух!»…….25
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и фольклор»……………….29
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть…………………..32
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………………39
Суммативное оценивание за раздел «Окружающая среда»………………….39
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие»………………………42
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть…………………..45
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Все обо мне»
Вид речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения 2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию
Критерий оценивания Обучающийся
• Выражает свое отношение к прослушанному тексту
• Аргументирует ответ, используя в речи простые предложения
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прослушай текст и ответь на вопросы.
День рождения Аяжан
Сегодня Аяжан отмечает свой день рождения. У неё чудесное настроение.
В этот день девочку пришли поздравить её лучшие друзья. Ребята принесли Аяжан подарки. Тимур подарил ей цветы. А Наргиз сама сшила для неё плюшевого медвежонка. Он получился забавным. Маша сделала из бумаги красивую открытку. Аяжан поблагодарила ребят за подарки. Ей было приятно, что друзья сделали их своими руками. К праздничному обеду был испечён вкусный торт и зажжены свечи. После сладкого угощения дети весело играли, пели и танцевали.
Праздник получился прекрасным и незабываемым.
Вопросы
1. Какой праздник отмечала Аяжан?
2. Кто пришёл поздравить девочку?
3. Что подарил Аяжан Тимур?
4. Какой подарок приготовила Наргиз?
5. Что подарила подруге Маша?
6. Каким получился праздник?
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выражает свое отношение к прослушанному тексту Аргументирует ответ, используя в речи простые предложения называет праздник; 1
называет участников праздника; 1
называет подарок Тимура; 1
называет подарок Наргиз; 1
называет подарок Маши; 1
характеризует праздник. 1
Всего баллов 6
4
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Все обо мне»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выражает свое отношение к прослушанному тексту Аргументирует ответ, используя в речи простые предложения Затрудняется в определении содержания прослушанного текста □ Допускает ошибки при ответах на вопросы по содержанию тексту □ Верно отвечает на все вопросы прослушанного текста □
5
Суммативное оценивание за раздел «Моя семья и друзья»
Вид речевой деятельности Чтение и Письмо
Цель обучения
2.2.1.2 Читать про себя, используя поисковое/ ознакомительное чтение
2.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров по образцу — загадки / сказки — или по готовым рифмовкам -считалочки/стихи
Критерий оценивания
Обучающийся
• Находит основную информацию
• Составляет и записывает загадку в стихотворной форме
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения
20 минут
Задания
Прочитай текст и выполни задания.
Мой дедушка очень любил трудиться в саду. Решил дедушка посадить яблоню, а я ему помогал. Яблоня выросла на славу. Но тут яблоню стали поедать ненасытные гусеницы, они стали грызть яблоки. Мы с дедушкой стали бороться с вредителями. Я позвал на помощь птичек, а дедушка сделал пугало. В конце лета мы собрали богатый урожай яблок.
1. Дополни предложение.
Яблоню стали грызть … .
A)вороны
B) гусеницы
C) воробьи
D)личинки
2) Ответь на вопрос.
Кого мальчик позвал на помощь?
A) гусениц
B) птичек
C) пугало
D)ребят
6
2. Определи последовательность событий и расставь цифры под картинками.
3. Составь загадку про бабушку в стихотворной форме, вставляя подходящие слова в рифму:
Кто носки внучатам………………
Сказку старую……………………,
С мёдом……………….оладушки? —
Это наша……………………….
Опорные слова: сошьёт, свяжет, споёт, расскажет, даст, спечёт, бабушка.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Находит основную информацию находит информацию к 1 вопросу; 1
находит информацию ко 2 вопросу; 1
определяет последовательность событий; 1
Составляет и записывает загадку в стихотворной форме записывает загадку; 1
использует в загадке опорные слова; 1
соблюдает рифму в словах. 1
Всего баллов 6
7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Моя семья и друзья»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Находит основную информацию Затрудняется при нахождении нужной информации и определении последовательности событий прочитанного текста □ Допускает ошибки при нахождении нужной информации / определении последовательности событий прочитанного текста □ Верно находит нужную информацию и определяет последовательность событий прочитанного текста П
Составляет и записывает загадку в стихотворной форме Затрудняется при составлении и записи загадки в стихотворной форме П Допускает ошибки при составлении и записи загадки / соблюдении рифмы □ Верно составляет и записывает загадку в стихотворной форме, соблюдая рифму □
Спецификация суммативного оценивания за1четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» (с русским языком обучения) во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов — 15 баллов 3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся представляет полный ответ, используя несколько предложений. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе и третье -чтения и четвертое — письма.
9
№ Виды речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Все обо мне Моя семья и друзья 2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию Обучающийся слушает один раз текст и отвечает на вопросы. Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально 1 4
2 Чтение 2.2.1.2. Читать про себя, используя поисковое /ознакомительное чтение 2.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения Обучающийся выполняет задания на основе прочитанного текста. Задание направлено на самостоятельное чтение и на осмысление содержания текста. Предлагается подобрать к тексту заголовок, ответить на вопросы Обучающийся определяет жанры устного народного творчества через соотнесение 2 7
3 Письмо 2.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров по образцу -загадки/ сказки- или по готовым рифмовкам — считал очки/стихи Предлагается прочитать текст стихотворений и дописать слова в рифму, опираясь на смысл прочитанного по принципу от простого к сложному 1 4
10
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 1 четверть
Слушание и говорение
1. Прослушай текст и ответь на вопросы.
В цирке
Мальчики были в цирке. Кругом флажки, афиши и яркие фонарики. На арене клоун. Он рыжий. Он смешит людей. У него на шляпе кактус. В куртке петух. Клоун играет с медведем в футбол. Фокусник превратил свою трость в букет цветов. А жонглёр ловит на лету фарфоровые тарелки.
Мальчики сделали фотографии. Как интересно в цирке!
Вопросы
1) Где были мальчики?
2) Как был одет клоун? С кем он играет в футбол?
3) Кто ещё выступал в цирке?
4) Что ещё ты можешь рассказать о цирке?
[4]
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
1 1) Мальчики были в цирке. 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию текста.
2) У него на шляпе кактус. В куртке петух. Клоун играл с медведем в футбол. 1
3) Фокусник и жонглёр. 1
4) В цирке выступают звери/медведи, слоны, обезьяны/тигры./Я видел собак, кошек/лошадей. / Звери и животные в цирке поют и танцуют. 1
Всего баллов 4
11
Чтение
2. Прочитай текст и выполни задания.
У Нурлана ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Кайрат и Айжан. Они рассказали товарищу новости школьной жизни. Кайрат научил друга решать новую задачу. Нурлан был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика друзья!
1) Подбери заголовок к тексту.____________________________________________
[1]
2) Выбери и подчеркни опорное слово для определения того, о чём хотел сказать автор:
ангина, новости, друзья
[1]
3) Выбери верные утверждения и отметь их (У).
1. Ребята рассказали Нурлану новости школьной жизни.
2. Ребята рассказали Нурлану о новых заданиях.
3. Нурлан научился решать новую задачу.
4. Нурлан огорчился приходу друзей.
[2]
3. Соотнеси произведение с жанром устного народного творчества.
1. Ехал Г река через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, сказка
Рак за руку Грека — цап!
2. Жили-были старик со старухой.
Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали
ребятишки на улицу поиграть, а закличка
старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, -давай мы себе из снега дочку сделаем
3. Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки, скороговорка
Всё равно гулять пойдём.
Мама, дай галошки!
[3]
12
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
2 1) Настоящие друзья. / Друзья / Друг в беде не бросит / Хорошие товарищи. 1 Принимаются другие варианты ответа, соответствующие содержанию текста.
2) друзья 1 Определяет опорное слово в тексте.
3) Ребята рассказали Нурлану новости школьной жизни (У). Нурлан научился решать новую задачу (У). 2
3 1.скороговорка 1
2. сказка 1
3.закличка 1
Всего баллов 7
Письмо
4. Допиши слова в стихотворения, подходящие по смыслу и в рифму.
1) Живёт в нашем доме……………………..,
У него есть синий………………………
2) Капризуля наша …………………………,
У неё в тарелке…………………………
[4]
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
4 Возможный ответ обучающегося: 1) Живёт в нашем доме Павлик, У него есть синий шарик. 2 Принимаются и другие варианты вставленных в рифму слов.
2) Капризуля наша Маша, У неё в тарелке каша. 2 Принимаются и другие варианты вставленных в рифму слов.
Всего баллов 4
13
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно вовремясуммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Моя школа» Вид речевой деятельности Слушание и говорение Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задание
2.1.2.1 Пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование
Обучающийся
• Определяет тему текста
• Определяет основную мысль текста
• Последовательно передает содержание произведения
Применение 20 мин
1. Прослушай рассказ В. Голявкина «Как я под партой сидел».
Только к доске отвернулся учитель, а я раз — и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.
Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, — вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, — думаю, — он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Кашлянул я -никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:
— Извините, Пётр Петрович.
Учитель спрашивает:
— В чём дело? К доске хочешь?
— Нет, извините меня, я под партой сидел.
— Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.
Перескажи подробно рассказ по плану:
1. Спрятался под парту.
2. Что подумает учитель?
3. Под партой не очень удобно.
4. Наконец-то выбрался из-под парты.
5. Совет учителя.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тему текста пересказывает по первому пункту плана; 1
Определяет основную пересказывает по второму пункту плана; 1
мысль текста пересказывает по третьему пункту плана; 1
Последовательно передает пересказывает по четвертому пункту плана; 1
содержание произведения пересказывает по пятому пункту плана; 1
Всего баллов 5
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Моя школа»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тему текста. Определяет основную мысль текста. Последовательно передает содержание произведения Затрудняется при пересказе прослушанного рассказа по плану □ Допускает ошибки в пересказе прослушанного рассказа по плану □ Пересказывает прослушанный рассказ по плану, соблюдая логическую последовательность □
16
Суммативное оценивание за раздел «Мой родной край»
Вид речевой деятельности Чтение. Письмо.
Цель обучения 2.2.7.1 Определять изменения в поступках героя/ в пейзаже в
процессе развития сюжета с помощью учителя
2.3.3.1 Писать творческие работы с использованием каллиграмм/рисунков/аппликаций/фотографий (с помощью учителя)
Обучающийся
• Определяет изменения в поступках героев в процессе развития сюжета
• Изображает рисунок к прочитанному тексту
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 20 мин
Задания
Прочитай текст и выполни задания.
Чудесная ёлка
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
1. Ответь на вопросы.
1) С каким чувством ты прочитал рассказ?
2) Чему ты обрадовался?
3) Как ты оцениваешь поступок ребят?
2. Перескажи текст своими словами.
3. Творческая работа. Выполни рисунок к прочитанному тексту.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет изменения в поступках героев в процессе развития сюжета рассказывает о своих чувствах по прочитанному рассказу; 1
высказывает своё отношение к прочитанному тексту; 1
оценивает поступок ребят; 1
пересказывает текст своими словами; 1
Изображает рисунок к прочитанному тексту выполняет рисунок к прочитанному тексту. 1
Всего баллов 5
Критерий оценивания навыков
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мой родной край»
ФИО обучающегося_____________________________________________________
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Определяет изменения в поступках героев в процессе развития сюжета Затрудняется ответить на вопросы и пересказать текст своими словами |—| Допускает ошибки при ответах на вопросы / пересказе текста своими словами |—| Отвечает на вопросы и подробно пересказывает текст своими словами ^ ^
Изображает рисунок к прочитанному тексту Затрудняется изобразить рисунок к тексту □ Допускает ошибки в изображении рисунка к тексту □ Верно изображает рисунок к тексту □
18
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» (с русским языком обучения) во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов — 15 баллов 3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развёрнутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся представляет полный ответ, используя несколько предложений. Задание может содержать несколько структурных частей /вопросов.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — чтения, третье -письма.
19
№ Виды речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Моя школа Мой край родной 2.1.2.1 Пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование Обучающийся слушать текст и пересказывать прослушанный текст по плану. Во время слушания учащийся может делать записи. Проверка навыков слушания и говорения проходит индивидуально 1 5
2 Чтение 2.2.5.1 Описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами 2.2.1.2 Читать про себя, используя поисковое /ознакомительное чтение Обучающийся выполняет задание на основе прочитанного текста. Предлагается подобрать к тексту заголовок и ответить на вопросы 1 6
3 Письмо 2.3.1.1 Составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя Обучающийся читает текст и составляет план при помощи вопросов 1 4
20
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 2 четверть
Задания
Слушание и говорение
1. Прослушай рассказ и перескажи его по плану.
Не везёт
Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый?»
Отец говорит:
— Что это он так поёт?
А мама говорит:
— У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.
Отец говорит:
— Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.
Я как это услышал, ещё громче запел.
Тогда отец говорит:
— Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.
Тут я сразу петь перестал.
— Зачем? — спрашиваю.
— Я вижу, — говорит отец, — тебе очень хочется дневник показать.
Берёт у меня дневник, видит там двойку и говорит:
— Удивительно, получил двойку и поёт! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?
— Нет у меня, — говорю, — никакой температуры.
Отец развёл руками и говорит:
— Тогда нужно тебя наказать за это пение.
Вот как мне не везёт!
(В. Голявкин)
План
1. Получил двойку.
2. Стал петь песни.
3. Удивление родителей
4. Разоблачение.
5. Решение папы.
[5]
21
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
1 Однажды Вова получил двойку. Он ходит по комнате и поёт, чтобы никто не подумал, что он двойку получил. Отец говорит: — Что это он так поёт? А мама отвечает: — У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт. Отец подумал, что Вова получил пятёрку, и поэтому ему весело. Ведь когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь, всегда весело. Тогда отец сказал Вове показать дневник. Вова сразу перестал петь. Берёт отец его дневник, видит там двойку. Тогда папа решил наказать Вову. Вот как Вове не повезло. 5 Принимаются варианты ответа, соответствующие содержанию текста. При пересказе учитывается соблюдение логической последовательности согласно плану.
Всего баллов 5
Чтение
2. Прочитай выразительно текст и выполни к нему задания.
Двор у нас был большой. В нашем дворе гуляло много детей. Но больше всех я любила Люську.
У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза у неё были…. Один глаз зелёный, как трава. А другой — совсем жёлтый, с коричневыми пятнышками!
А у меня глаза были какие-то серые. Совсем неинтересные глаза! И волосы у меня были дурацкие — кудрявые и короткие. И огромные веснушки на носу. И вообще всё у Люськи было лучше, чем у меня. Вот только ростом я была выше.
Я ужасно этим гордилась. Мне очень нравилось, когда нас во дворе звали «Люська большая» и «Люська маленькая».
И вдруг Люська выросла. И стало непонятно, кто из нас большая, а кто маленькая. Я на неё обиделась, и мы перестали гулять вместе во дворе.
1) Озаглавь рассказ.
[1]
2) Найди в тексте и подчеркни описание внешнего вида главной героини рассказа.
[3]
3) Что произошло между девочками?
A) Они не поделили игрушку
B) Они поругались
C) Они завидовали друг другу
D) Они продолжали дружить
[1]
22
4) Можно ли дружбу девочек назвать настоящей? Отметь (^).
Да Нет

[1]
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
2 1) Две подружки / Подруги /Люська большая и Люська маленькая / Ненастоящая дружба 1 Обучающиеся могут предложить другие названия, соответсвующие теме текста.
2) А у меня глаза были какие-то серые! И волосы у меня были дурацкие -кудрявые и короткие. И огромные 3 Обучающимся необходимо подчеркнуть не менее 3 предложений.
веснушки на носу. Вот только ростом я была выше.
3) С 1
4) Нет 1
Всего баллов 6
Письмо
3. Прочитай текст. Раздели его на части и составь план по вопросам.
Золотой луг
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.
(По М. Пришвину)
Вопросы
1) Каким был луг?
2) Что автор увидел однажды?
3) Каким цветком стал одуванчик для нас?
[4]
23
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
3 I Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг. весь золотой от множества цветуших одуванчиков. Все говорили: «Одень красиво! Луг — золотой»». II Однажды я рано встал удить рыбу н заметал, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, н от этого луг III С тех пор одуванчик стал для нас одним кз самых шгтересиых цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами н вместе с нами вставали. 1 Делит текст на части

Луг / Золотой луг 1 Возможны другие варианты плана, соответствующие содержанию вопроса.
Луг меняется / Переменчивый луг 1
Одуванчик — один из самых интересных цветов 1
Итого баллов 4
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно вовремясуммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «В здоровом теле — здоровый дух!»
Вид речевой деятельности Слушание и говорение
Цель обучения 2.1.3.1 Прогнозировать конец произведения по заголовку и
началу
2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию
Критерий оценивания Обучающийся
• Предполагает, о чём будет рассказ по заголовку и
началу
• Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения 20 мин
Задания
1. По данному заголовку и началу продолжи рассказ.
Берегите зубы с детства!
Однажды Гриша пришёл в гости к Саше. Саша угостил друга орехами, но они не знали, как их расколоть.
Щёлк — и орех раскололся.
— Во, какие у меня зубы, — похвастался Гриша и вынул из скорлупы вкусное ядрышко.
И я так могу, — не выдержал Саша. Положил орех между зубами, зажмурился, стиснул зубы изо всех сил и …
2. Прослушай отрывок из сказки К.Чуковского«Айболит» и ответь на вопросы:
… Сидит и плачет В Африке
Печальный Г иппопо.
Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике Доктор Айболит?
И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито:
У них, у бегемотиков, Животики болят.
И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят!
.А рядом прикорнула Зубастая акула,
Зубастая акула На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
25
«Что ж нету Айболита?» А рядом бегемотики Схватились за животики:
Уже двенадцать суток Зубки болят!
Вопросы 1) Почему звери ждали доктора Айболита?
2) Что делали животные, пока ждали Айболита?
Соотнеси соответствующие картинки с текстом. Запиши цифрами соответствующие пары:
А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула На солнышке лежит. Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток Зубки болят!
А
И тут же страусята Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них,
И горлышко болит.
Не едет ли в кораблике Доктор Айболит?
И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
В
С
26
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Предполагает, о чём будет рассказ по заголовку и началу продолжает рассказ сюжета истории соответственно заголовку и началу рассказа; 1
выдерживает логику и последовательность рассказа; 1
Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста выбирает верный ответ на вопрос; 1
соотносит первую картинку с соответствующим текстом; 1
соотносит вторую картинку с соответствующим текстом; 1
соотносит третью картинку с соответствующим текстом. 1
Всего баллов 6
27
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «В здоровом теле — здоровый дух!»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Предполагает, о чём будет рассказ по заголовку и началу Затрудняется составить продолжение рассказа по заголовку и началу □ Допускает ошибки при составлении продолжения рассказа по заголовку и началу □ Составляет продолжение рассказа по заголовку и началу, выдерживая логическую последовательность □
Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста Затрудняется ответить на вопросы по прослушанному тексту □ Допускает ошибки при ответе на вопросы по прослушанному тексту □ Верно отвечает на вопросы по прослушанному тексту □
28
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и фольклор»
Вид речевой деятельности Чтение. Письмо
Цель обучения 2.2.5.1 Описывать внешний вид героя, оценивать его
поступки простыми фразами
2.3.4.1 Исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает внешний вид и черты характера героя прочитанного текста
• Исправляет лексические ошибки в пословицах
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задание
Прочитай отрывок из сказки и выполни задания.
Легкий хлеб (Белорусская сказка)
Косил однажды косарь траву на лугу. Устал он и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Волк подошёл к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да ещё какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет ещё. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано ещё. Сперва надо спелую рожь сжать,
29
потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И всё?
— Нет, не всё. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— И спечётся хлеб?
— Да, спечётся хлеб.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжёлая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать…
1. Подчеркни 2-3 слова, которыми можно охарактеризовать волка.
Умный, хитрый, глупый, нетерпеливый, ленивый, трудолюбивый, доверчивый, серый, зубастый, злой.
2. Объясни, почему ты так считаешь.
3. Исправь лексические ошибки в пословице и запиши верно. Труд человека портит, а лень кормит.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает внешний вид и черты характера героя прочитанного текста определяет слова, характеризующие главного персонажа сказки; 1
объясняет простыми фразами свой выбор; 1
Исправляет лексические ошибки в пословицах находит лексическую ошибку и верно записывает пословицу. 1
Всего баллов 3
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Традиции и фольклор»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает внешний вид и черты характера героя прочитанного текста Затрудняется описать главного персонажа сказки и оценить его поступки, используя простые фразы □ Допускает ошибки в описании главного персонажа сказки и оценке его поступков, используя простые фразы □ Верно описывает главного персонажа сказки и оценивает его поступки, используя простые фразы □
Исправляет лексические ошибки в пословицах Затрудняется находить лексические ошибки в тексте пословицы □ Допускает ошибки в исправлении лексических ошибок в тексте пословицы □ Верно исправляет лексические ошибки в тексте пословицы □
31
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 3 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» (с русским языком обучения) во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за 3 четверть
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов — 15 баллов 3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развёрнутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся представляет полный ответ, используя несколько предложений. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — чтения, третье — письма.
№ Виды речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение В здоровом теле -здоровый дух! Традиции и фольклор 2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию Обучающийся прослушивает небольшой текст и отвечает на вопросы по содержанию 1 4
2 Чтение 2.2.1.2 Читать про себя, используя поисковое / ознакомительное чтение 2.2.3.1 Определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей Обучающийся отвечает на вопросы по прочитанному тексту 1 5
3 Письмо 2.3.4.1 Исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя Обучающийся записывает текст из предложений, использует синонимы для составления лексически связного текста 1 6
33
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 3 четверть Задания
Слушание и говорение
1. Прослушай рассказ и выполни задания.
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(В. Бианки)
Ответь на вопросы
1) Почему охотник влез на дерево?
2) Почему медвежата остались очень довольные купанием?
3) Какая погода описывается в рассказе?
4) Какую картинку из жизни животных охотнику удалось увидеть в лесу? Отметь (‘4).
[4]
34
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
1 Потому что услышал громкий треск сучьев. 1 Принимаются варианты ответа, соответствующие вопросу.
Потому что вода хорошо освежила их. 1
Жаркая / очень жаркая 1
1
Всего баллов 4
Чтение
2. Прочитай выразительно и выполни задания.
«Петух и собака» (Русская народная сказка)
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животных у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили.
Вот собака и говорит петуху:
— Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.
— Уйдём, — говорит петух, — хуже не будет.
Вот и пошли они, куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло — и заснули.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.
— А за каким делом? — спрашивает петух.
— Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мною товарищ.
— Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два.
— Где же твой товарищ? — спрашивает она. — Я и его в гости позову.
— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.
Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду — цап!.. И погнала лису.
35
1) Отметь (^), какие животные жили у старика и старухи.
2) Почему животные решили уйти от хозяев?
A) потому что они состарились
B) потому что их плохо кормили
C) потому что они хотели жить на воле
D) потому что они не любили хозяев
3) Что надумала лиса?
A) полюбоваться петухом
B) поговорить с петухом
C) полакомиться петухом
D) поиграть с петухом
4) Какая пословица подходит к сказке?
A) Знай больше, а говори меньше.
B) Не учись разрушать, а учись строить.
C) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
D) Не рой другому яму — сам в неё попадёшь.
5) Определи тему произведения.
A) О хитрости и лести
B) О жестокости и хитрости
C) О дружбе и взаимовыручке
D) О безответственности и жадности
[5]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
2 1)В, D 1
2) В 1
3) С 1
4) С 1
5) С 1
Всего баллов 5
36
Письмо
3. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Замени повторяющиеся слова в тексте другими словами. Запиши получившийся текст.
А капкан цап лису за лапу!
Шла лиса по лесу.
Побежала лиса на запах.
Полакомилась!
Вдруг лиса почуяла запах мяса.
Лиса была голодна.
Слова-помощники: лиса, плутовка, рыжая, она, бедняга.
[6]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
3 1.Шла лиса по лесу. 3.Вдруг она почуяла запах мяса. 4.Побежала плутовка на запах. 5. А капкан цап беднягу за лапу! 6.Полакомилась! 2.Рыжая была голодна. 6 Обучающийся может использовать в предложениях свои варианты синонимов.
Всего баллов 6
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам: словарям, справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с
37
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
38
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Окружающая среда»
Вид речевой деятельности Цель обучения Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
Слушание и говорение
2.1.5.1 Строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации
Обучающийся
• Определяет опорные слова из текста
• Строит высказывание по прослушанному тексту, используя опорные слова
Знание и понимание Применение
20 мин
1. Прослушай рассказ и выполни задания.
Барсуки
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. Здесь жила семья барсуков. У норы сидел барсук. Вот мама издала слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные.
Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый весёлый.
А вот ночью спешат барсуки на охоту, ходят-бродят вокруг своей норы, уплетают за обе щёки всё, что им покажется вкусненьким. Накапливают свой ценный жирок. Ведь, как известно, барсучий жир — отличный лечебный продукт, просто кладезь биологически активных веществ.
1) Отметь (У) картинку, где была нора.
39
2) Подчеркни опорные слова и словосочетания, которые ты услышал в тексте.
Опорные слова: под сосной, ягодки, нора, бурундук, барсуки, стали спать, кусались, грустный, охота, барсучий жир, лечебный продукт, болезнь.
2. Расскажи, что ты узнал о барсуках. Используй опорные слова.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет опорные слова из текста верно определяет картинку; 1
подчеркивает первую пару опорных слов; 1
подчеркивает вторую пару опорных слов; 1
подчеркивает третью пару опорных слов из текста; 1
Строит высказывание по прослушанному тексту, используя опорные слова рассказывает о том, что узнал из текста о барсуках; 1
использует опорные слова. 1
Всего баллов 6
40
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Окружающая среда»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет опорные слова из текста Затрудняется в определении опорных слов из прослушанного текста Допускает ошибки при определении картинки / опорных слов □ Верно определяет опорные слова из текста, выбирает соответствующую картинку
Строит высказывание по прослушанному тексту, используя опорные слова Затрудняется составить рассказ, используя опорные слова |—| Допускает ошибки при составлении рассказа / использовании опорных слов |—| Верно строит высказывание по тексту, используя опорные слова |—|
41
Суммативное оценивание за раздел «Путешествие»
Вид речевой деятельности Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Чтение. Письмо.
2.2.3.1 Определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей
2.3.3.1 Писать творческие работы с использованием каллиграмм / рисунков/ аппликаций / фотографий (с помощью учителя)
Обучающийся
• Определяет основную мысль и тему текста
• Записывает стихотворения в творческой форме
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин
Задание
1. Прочти сказку и выполни задания.
Может ли дерево путешествовать?
(Сказка)
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось попутешествовать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает, не ходит. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево всё мечтало о полёте.
И вот что случилось. Пришёл лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них лёгкие авиамодели. И дерево взлетело и отправилось путешествовать по миру. Вот так сбываются даже необычные желания, нужно только мечтать!
1) Определи тему сказки.
A) Жизнь дерева в лесу.
B) Ребята смастерили авиамодели.
C) Мечта дерева о полёте.
D) Лесоруб срубил дерево.
2) Найди и подчеркни предложение, в котором в сказке говорится о самом важном, то, в чём автор хотел убедить читателей.
2. Прочти стихотворение. Найди на карте океаны и напиши строки стихотворения в нужном месте (можно также написать на стикерах и прикрепить в нужном месте).
42
Океаны
На нашей Земле океанов -Четыре:
ИНДИЙСКИЙ-Самый солёный в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ Всё время спит подо льдами,
ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий -А буйный, глубокий и самый великий!
(А. Усачёв)
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет основную мысль и тему текста определяет тему текста; 1
находит предложение, выражающее основную мысль текста; 1
Записывает стихотворения в творческой форме записывает на карте соответствующие строки из стихотворения о первом океане; 1
записывает на карте соответствующие строки из стихотворения о втором океане; 1
записывает на карте соответствующие строки из стихотворения о третьем океане; 1
записывает на карте соответствующие строки из стихотворения о четвёртом океане. 1
Всего баллов 6
43
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Путешествие»
ФИО обучающегося___________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет основную мысль и тему текста Затрудняется определить тему и основную мысль текста □ Допускает ошибки при определении темы / основной мысли текста □ Верно определяет тему и основную мысль текста □
Записывает стихотворения в творческой форме Затрудняется записать стихотворения с использованием карты □ Допускает ошибки при записи стихотворения с использованием карты Верно записывает стихотворения с использованием карты □
44
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 4 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Литературное чтение» (с русским языком обучения) во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за 4 четверть.
Типовая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут Слушание и говорение проверяется отдельно.
Количество баллов — 15 баллов 3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развёрнутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся представляет полный ответ, используя несколько предложений. Задание может содержать несколько структурных частей /вопросов.
Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — чтения, третье и четвертое — письма.
45
№ Виды речевой деятельности Раздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Слушание и говорение Окружающая среда Путешествие 2.1.1.1 Отвечать на простые вопросы по содержанию Обучающийся прослушивает небольшой текст и отвечает на вопросы по содержанию 1 5
2 Чтение 2.2.7.1 Определять изменения в поступках героя / в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа по прочитанному тексту 1 4
3 Письмо 2.3.3.1 Писать творческие работы с использованием каллиграмм / рисунков / аппликаций / фотографий (с помощью учителя) Обучающийся записывает небольшой рассказ о путешествии, соблюдая логическую последовательность и демонстрируя достаточный словарный запас по теме 2 6
46
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть Задания
Слушание и говорение
1. Прослушай рассказ и ответь на вопросы. Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
(Е. Чарушин)
Ответь на вопросы
1) О чём прослушанный рассказ?
2) С кем по двору ходила курочка?
3) Почему курочка прятала цыплят под крылышки?
4) Почему дождь не страшен цыплятам? Объясни.
5) С каким чувством ты прочитал рассказ?
[5]
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
1 1) О курочке / О курочке и цыплятах. 1 Принимаются другие варианты ответа, соответствующие вопросу.
2) С цыплятами / Курочка по двору ходила со своими цыплятами. 1
3) Чтобы цыплята не промокли под дождём. 1
4) Потому что они под крылышком своей мамы / Потому что они укрыты. 1
5) Было приятно / Мне стало спокойно от того, что курочка спрятала цыплят под крылышки. / Мне понравился рассказ. 1
Всего баллов 5
47
Чтение
2. Прочитай выразительно текст и выполни задания.
Золотой орех
Перед большим праздником, чтобы обрадовать своих детей, отец принёс домой орехи. Самая младшая дочка Леночка, увидев среди принесённых орехов позолоченные, стала настойчиво просить, чтобы ей дали именно эти орехи.
— Орехи эти сделаны лишь для красоты, возьми другие, — сказала мать.
Леночка начала плакать:
-Я не возьму чёрные орехи. Дай мне орехи с золотой скорлупой. Зёрна в них должны быть вкуснее, чем в других.
Мать дала ей орехи с позолоченной скорлупой, а остальным раздала оставшиеся. Леночка обрадовалась и тут же принялась разбивать свои орехи. Но ни в одном из них она не нашла ядра, остались ей лишь пустые скорлупки. Сидящие рядом дети стали смеяться над ней. Тогда отец сказал:
— Это орехи не для еды, сделаны они для украшения. Я взял пустые скорлупки орехов и покрасил их золотой краской. В другой раз о вещах не суди по их наружному виду: ценность вещи заключается в её содержании.
(Ы. Алтынсарин)
Вопросы
1) Что ты можешь сказать о поведении младшей дочки, она была…
A) послушной
B) рассудительной
C) капризной
D) понимающей
2) Для чего были сделаны золотые орехи?
A) для еды
B) для продажи
C) для выставки
D) для красоты
3) Как ты понимаешь выражение «ценность вещи заключается в её содержании»? Подбери подходящую пословицу.
A) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
B) Слезами делу не поможешь.
C) Снаружи — красота, внутри — пустота.
D) Ложь человека не красит.
48
4) Чему научила эта история девочку?
A) выбирать вещи по их внешности
B) всегда поступать по- своему
C) прислушиваться к советам старших
D) выбирать самое лучшее
[4]
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
2 1)С 1
2) D 1
3) С 1
4) С 1
Всего баллов 4
Письмо
3. Отметь (^) вид транспорта, на котором ты можешь отправиться в путешествие.
□ □ □
[1]
4. Напиши небольшой рассказ о путешествии на летних каникулах. Используй вопросы. Запиши свой рассказ.
1) Куда ты поехал?
2) С кем ты поехал?
3) Какая была погода?
4) Чем ты занимался в путешествии?
5) Что тебе понравилось?
49
Схема выставления баллов
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
3 Отмечает соответствующий вид транспорта. 1
4 Возможный ответ обучающегося: На летние каникулы я ездил в Тамгалы. Это место недалеко от Алматы. Мы поехали на поезде. Было жарко. Мы посетили ущелье и увидели много наскальных рисунков. Мне понравились знаки на камнях. Они называются петроглифы. 1 Соблюдает структуру рассказа: вступительная часть;
1 Соблюдает структуру рассказа: основная часть;
1 Соблюдает структуру рассказа: заключительная часть;
1 Соблюдает заданную последовательность;
1 Демонстрирует достаточный словарный запас по теме «Путешествие».
Итого баллов 6
50
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам: словарям, справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *