СОР СОЧ Естествознание 2 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Естествознание 2 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся 2 класса. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания и рубрики носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация с образцами заданий и схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………………4
Суммативное оценивание за раздел «Я — исследователь»…………………………4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»…………………………….7
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть………………………….10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………………..15
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа» …………………………..15
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»……………………18
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть………………………….22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………………………..28
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»……………………28
Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос»…………………………..31
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»…………………………..34
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть………………………….38
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………………………..43
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы», подраздел «Свет»…………..43
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть………………………….47
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Я — исследователь»
(в контексте сквозной темы «Всё обо мне»)
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
1.1 Роль науки и исследователей
1.2 Методы познания природы
2.1.1.1 Определять условия и личностные качества, необходимые для изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира
2.1.2.6 Определять ведущие признаки эксперимента (цель, гипотеза, ресурсы, план, сроки, результат)
Обучающийся
• Устанавливает соответствия в определении условий и личностных качеств, необходимых для изучения окружающего мира
• Определяет признаки эксперимента
Знание и понимание Применение
15 минут
Время выполнения Задания
1. Найди качества исследователя и источники информации. Соедини.
Книги
Наблюдательность
Приборы
Трудолюбие
КАЧЕСТВА
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИИ
4
2. Заполни пропущенные шаги проведения эксперимента.
СРОКИ
Р п
ГИПОТЕЗА
ЦЕЛЬ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
У станавливает соответствия в определении условий и личностных качеств, необходимых для изучения окружающего мира 1 определяет качества исследователя; 1
определяет источники информации; 1
Определяет признаки эксперимента 2 записывает шаг эксперимента (Ресурсы); 1
записывает шаг эксперимента (План); 1
записывает шаг эксперимента (Результат). 1
Всего баллов 5
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Я — исследователь»
ФИО обучающегося___________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
У станавливает соответствия в определении условий и личностных качеств, необходимых для изучения окружающего мира Затрудняется определить качества исследователя и источники информации для изучения окружающего мира □ Допускает ошибки в определении качества исследователя и источников информации для изучения окружающего мира □ Верно определяет качества исследователя и источники информации для изучения окружающего мира □
Определяет признаки эксперимента Затрудняется определить шаги в проведении эксперимента □ Допускает ошибки в определении шагов в проведении эксперимента (ресурсы / план / результат) Верно определяет шаги в проведении эксперимента □
6
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»
(в контексте сквозных тем «Всё обо мне», «Моя семья и друзья»)
Подраздел 2.1 Растения
2.2 Животные
Цель обучения 2.2.1.7 Объяснять важность бережного отношения к
растениям
2.2.2.1 Различать представителей классов животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет и объясняет отношения к растениям
• Определяет классы животных
причины бережного
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Отметь (У) картинку, на которой наносится вред растениям.
{ ^ ^ { Л
Почему нужно ухаживать за растениями? Напиши.
7
2. Соотнеси классы животных с их названиями.
Земноводные
Птицы
Млекопитающие
Рыбы
Насекомые
Пресмыкающиеся
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет и объясняет причины бережного отношения к растениям 1 определяет картинку, изображающую нанесение вреда растениям; 1
записывает причину (-ы) необходимости ухаживания за растениями; 1
Определяет классы животных 2 определяет класс млекопитающих; 1
определяет класс птиц; 1
определяет класс рыб; 1
определяет класс земноводных; 1
определяет класс пресмыкающихся; 1
определяет класс насекомых. 1
Всего баллов 8
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»
ФИО обучающегося_______________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет и объясняет причины бережного отношения к растениям Затрудняется определить и объяснить причины бережного отношения к растениям □ Допускает ошибки в определении / объяснении причины бережного отношения к растениям □ Верно определяет и объясняет причины бережного отношения к растениям □
Определяет группы животных Затрудняется определять животных по классам □ Допускает ошибки в определении класса животных □ Верно определяет класс животных □
9
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1. Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
10
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Раздел 1 Я- исследователь (в контексте сквозной темы «Всё обо мне») 1.1 Роль науки и исследователей 2.1.1.1 Определять условия и личностные качества, необходимые для изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа 1 1
2 Раздел 2 Живая природа (в контексте 2.1 Растения 2.2.1.3 Описывать функции основных частей растений Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 4
3 сквозных тем «Всё обо мне», «Моя семья и друзья») 2.2.1.4 Сравнивать группы растений в зависимости от среды обитания и способов приспособления к различным условиям среды обитания (влага) Обучающийся выполняет задание открытого типа, с кратким ответом 1 4
4 2.2 Животные 2.2.2.1. Различать представителей классов животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 6 15
11
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть
1. Отметь (У) каким качеством не должен обладать исследователь.
A) любознательный
B) внимательный
C) ленивый
D)терпеливый




[1]
2. Прочитай и допиши предложения.
1) «Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями». Это________________________________.
2) «Мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению».
Это____________________________________.
3) «Я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Я могу кормить, лечить животных и людей». Это___________________________________.
4) «Я посылаю в воздух «ароматные» запахи, привлекая насекомых, и те, опыляют меня».
Это .
3. Определи, к какой группе относятся эти растения?
Засухоустойчивые
[4]
Влаголюбивые
12
В чём их различия? Запиши.
1) Засухоустойчивые растения___________________________________________________________
2) Влаголюбивые растения_______________________________________________________________
[4]
4. Какие животные относятся к этим группам? Напиши примеры.
Пресмыкающиеся Земноводные Млекопитающие
1) 1) 1)
2) 2) 2)
Схема выставления баллов
№ Ответы Балл Дополнительная информация
1 C 1
2 1)корень 1
2)стебель 1
3) листья 1
4) цветок 1
3 щ ^\^^^^асухоустойч Влаголюбивые 2
1) растут в сухом климате/ имеют узкие листья и длинный корень 1 Принимаются другие варианты ответов, соответствующие заданию.
2) имеют широкие листья / обитают на влажной почве 1
4 Пресмыкающиеся: черепахи / крокодилы / ящерицы / змеи и др. 2 Принимаются другие варианты ответов, соответствующие заданию. Выставляется 1 балл за один верно указанный пример.
Земноводные: лягушки / жабы / саламандры и др. 2
Млекопитающие: волки / зайцы / лисы/ слоны и др. 2
Всего баллов 15
13
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Подраздел Цель обучения
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа»
(в контексте сквозной темы «Моя школа»)
2.3 Человек
2.2.3.1 Определять функции опорно-двигательной системы человека
2.2.3.4 Определять роль личной гигиены в сохранении здоровья
Критерий оценивания
функции опорно-двигательного
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Опиши две основные функции скелета человека. 1) Опорная функция______________________________
Обучающийся
• Описывает аппарата
• Составляет правила личной гигиены
Знание и понимание Применение
15 минут
2) Защитная функция_
2. Соедини карточки, чтобы составить верные правила личной гигиены.
\ \
Утром умойся и стричь ногти.
\ \

\ \
Мой руки и лицо после прогулки.
\ \

\ \
Не забывай вовремя почисти зубы.
\ \
3. Запиши два правила личной гигиены, которые ты соблюдаешь каждый день.
1) .
2) .
15
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает функции опорно-двигательного аппарата 1 описывает опорную функцию скелета; 1
описывает защитную функцию; 1
Составляет правила личной гигиены 2 устанавливает первое соответствие; 1
устанавливает второе соответствие; 1
устанавливает третье соответствие; 1
записывает первое правило; 1
записывает второе правило. 1
Всего баллов 7
16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Живая природа»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает функции опорно-двигательного аппарата Затрудняется описать основные функции скелета человека □ Допускает ошибки в описании основных функций скелета человека: опорной/ защитной □ Верно описывает основные функции скелета человека □
Составляет правила личной гигиены Затрудняется установить соответствия и составить примеры правил личной гигиены □ Допускает ошибки в установлении соответствий и составлении примеров правил личной гигиены □ Верно устанавливает соответствия и составляет примеры правил личной гигиены □
17
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства» (в контексте сквозной темы «Мой родной край»)
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Дополни предложения. Используй нужные слова.
3.2 Воздух
3.3 Вода
2.3.2.2. Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное состояние, наличие цвета, запаха)
2.3.3.1, Определять физические свойства воды (без вкуса, без запаха, без определенной формы, текучесть)
Обучающийся
• Определяет и описывает свойства воздуха
• Определяет физические свойства воды
Знание и понимание
15 минут
1) Воздух невозможно
и
2) Мы не видим воздух, потому что он
и
3) Воздух не имеет вкуса, он —
18
2. Какие свойства воды изображены на картинках? Соотнеси.
газообразное
твердое
жидкое
3. Заполни таблицу о свойствах воды.
ВОДА
без
без
без
не имеет
19
Критерий оценивания Задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет и описывает свойства воздуха 1 записывает свойства воздуха (увидеть, потрогать); 1
записывает свойства воздуха (бецветный, прозрачный); 1
записывает свойства воздуха (безвкусный); 1
Определяет физические свойства воды 2 соотносит физические свойства воды; 1
3 определяет свойство воды (без запаха); 1
определяет свойство воды (без вкуса); 1
определяет свойство воды (без цвета); 1
определяет свойство воды (без формы/ не имеет формы). 1
Всего баллов 8
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вещества и их свойства»
ФИО обучающегося____________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет и описывает свойства воздуха Затрудняется определить свойства воздуха □ Допускает ошибки в определении свойств воздуха □ Верно определяет свойства воздуха □
Определяет физические свойства воды Затрудняется определить физические свойства воды ^ Допускает ошибки в определении физических свойств воды ^ Верно определяет физические свойства воды □
21
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1 Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 15 баллов 3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
22
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Раздел 2 Живая природа 2.3 Человек 2.2.3.5 Определять важность ухода за зубами в сохранении здоровья Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 1
2 (в контексте сквозной темы «Моя школа») 2.2.3.2 Объяснять важность сохранения правильной осанки Обучающийся задание с множественным выбором ответа и записывает ответ на задание открытого типа с кратким ответом 1 3
3 2.2.3.1 Определять функции опорно-двигательной системы человека Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа 1 2
4 2.2.3.4 Определять роль личной гигиены в сохранении здоровья Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа 1 1
5 Раздел 3 Вещества и 3.2 Воздух 2.3.2.2 Описывать некоторые свойства воздуха (агрегатное Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа 1 1
6 их свойства (в контексте сквозной состояние, наличие цвета, запаха) Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом 1 3
7 темы «Мой родной край») 3.3 Вода 2.3.3.1 Определять физические свойства воды (без вкуса, без запаха, без определенной формы, текучесть) Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответа 1 4
23
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть
1. Рассмотри рисунки. Запиши, почему надо ухаживать за зубами?
[1]
2. Рассмотри рисунки.
1) Какая осанка правильная? Отметь (S’).
2) Напиши два правила для сохранения правильной осанки.
1. ____________________________________________________________
2.
3. Определи функции скелета человека. Отметь (S) верные ответы.
1) Определяет вкус и запах.
2) Приводит тело в движение.
3) Защищает внутренние органы. | |
[3]
[2]
24
4. Прочитай и отметь (^), что такое личная гигиена.
5. Какое свойство воздуха можно наблюдать на картинке? Отметь (^) верные ответы.
A) воздух не имеет вкуса
B) воздух прозрачный
C) воздух упругий
D) воздух не имеет запаха
[1]
[1]
6. Посмотри внимательно на условные знаки. Какими свойствами обладает воздух? Запиши
1)
_2)_
. 3)_
25
7. Отметь (^) свойства воды.
[3]
[4]
Схема выставления баллов
№ Ответы Балл Дополнительная информация
1 Уход зубам нужен, чтобы они были здоровыми/ Уход зубам необходим, чтобы они не болели. 1 Принимаются другие варианты ответов, соответствующие содержанию задания.
2 □ 1
1. Нужно правильно сидеть за партой, на стуле, не горбиться / Сидеть прямо, не наклоняя вперёд голову. 1 Принимаются другие варианты ответов, соответствующие содержанию задания.
2. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки / При ходьбе нужно держать спину прямо / Нельзя сутулиться. 1
3 2) Приводит тело в движение. 1
3) Защищает внутренние органы. 1
4 Это уход за свои телом и содержание его в чистоте. 1
5 В 1
6 У воздуха нет вкуса/нет вкуса. 1
У воздуха нет цвета/нет цвета. 1
У воздуха нет запаха/нет запаха. 1
7 Без вкуса 1
Не имеет формы 1
Текучий 1
Без запаха 1
Итого 15
26
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»
(в контексте сквозной темы «В здоровом теле — здоровый дух!»)
Подраздел 3.4 Природные ресурсы
1.2 Методы познания природы
Цель обучения 2.3.4.1 Определять назначение природных ресурсов
2.3.4.2 Классифицировать ресурсы по происхождению
2.1.2.2 Определять ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
• Определяет значение природных ресурсов для человека
• Группирует природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком
• Описывает метод наблюдения
Знание и понимание Применение
15 минут
Время выполнения Задания
1. Дополни таблицу. Определи, для чего предназначены природные ресурсы.
Природный ресурс Значение ресурса для человека
Уголь
Пищевая соль
Вода
2.Раздели ресурсы на две группы. Укажи их номер.
ш
5
6
28
Природные ресурсы:____________
Ресурсы, сделанные человеком:
3. Дополни предложения о проведении наблюдения.
1) Перед началом любого наблюдения нужно определить
2) В конце наблюдения надо сделать
Критерий оценивания Задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет значение природного ресурса для человека 1 определяет значение первого ресурса; 1
определяет значение второго ресурса; 1
определяет значение третьего ресурса; 1
Г руппирует природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком 2 определяет природные ресурсы; 1
определяет ресурсы, созданные человеком; 1
Описывает метод наблюдения 3 определяет признак наблюдения и дополняет первое предложение; 1
определяет признак наблюдения и дополняет второе предложение. 1
Всего баллов 7
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Вещества и их свойства»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет значение природных ресурсов для человека Затрудняется в определении значения природных ресурсов для человека □ Допускает ошибки при определении значения каменного угля/ пищевой соли/ воды для человека □ Верно определяет значение природных ресурсов для человека □
Группирует природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком Затрудняется в классификации, природных ресурсов и ресурсов, созданных человеком □ Допускает ошибки в классификации ресурсов по происхождению: природных ресурсов/ ресурсов, созданных человеком | | Верно классифицирует природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком | |
Описывает метод наблюдения Затрудняется при определении начальных и конечных этапов наблюдения |—| Допускает ошибки при определении начальных и конечных этапов наблюдения: цель / вывод |—| Верно определяет начальный и конечный этапы наблюдения |—|
30
Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос» (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор»
Подраздел
4.1 Земля
4.2 Космос
Цель обучения
2.4.1.2 Определять естественный спутник Земли
2.4.2.1 Определять порядок расположения планет Солнечной системы
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет естественный спутник Земли
• Располагает планеты Солнечной системы в соответствующей последовательности
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения Задания
15 минут
1. а) Укажи, сколько естественных спутников имеет планета Земля? b) Напиши название естественного спутника планеты Земля______________
2. Расположи планеты в нужном порядке. Соедини планету с порядковым номером в Солнечной системе.
5
Сатурн Уран
6
7
Юпитер 8 Меркурий
31
Критерий оценивания Задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет естественный спутник Земли 1 указывает количество естественных спутников планеты Земля; 1
записывает название естественного спутника планеты Земля; 1
Располагает планеты Солнечной системы в соответствующей последовательности 2 определяет первую планету; 1
определяет вторую планету; 1
определяет третью планету; 1
определяет четвёртую планету; 1
определяет пятую планету; 1
определяет шестую планету; 1
определяет седьмую планету; 1
определяет восьмую планету. 1
Всего баллов 10
32
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Земля и Космос»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет естественный спутник Земли Затрудняется в определении спутника планеты Земля □ Допускает ошибки при определении естественного спутника Земли □ Верно выбирает естественный спутник Земли □
Располагает планеты Солнечной системы в соответствующей последовательности Затрудняется при расположении планет в нужном порядке □ Допускает ошибки при определении последовательности планет Солнечной системы | 1 Верно определяет последовательность планет Солнечной системы | 1
33
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»
(в контексте сквозной темы Традиции и фольклор»)
Подраздел 5.1 Силы и движение
Цель обучения 2.5.1.1 Приводить примеры движения различных тел с
разной скоростью
2.5.1.3 Исследовать силы, вызывающие движение
2.5.1.4 Выбирать и использовать приборы для определения массы
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
• Сравнивает скорость движения различных предметов
• Определяет силы, вызывающие движение
• Определяет и использует приборы для измерения массы
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Отметь (^) транспорт, который доедет до финиша первым.
1) Почему ты так считаешь? Запиши
2) Приведи по одному примеру объектов с высокой и низкой скоростью движения. Заполни таблицу.
Высокая скорость Низкая скорость

34
2. Что надо сделать, чтобы привести санки в движение? Запиши два действия, вызывающих движение.
3. Для приготовления баурсаков бабушке надо взвесить муку.
1) Отметь (^) прибор, которым она может воспользоваться.
2) Определи массу, которую показывают весы? Запиши.
35
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает скорость движения различных предметов 1 определяет транспорт с высокой скоростью и объясняет причину; 1
приводит пример объекта с высокой скоростью; 1
приводит пример объекта с низкой скоростью; 1
Определяет силы, вызывающие движение 2 определяет первую силу, вызывающую движение; 1
определяет вторую силу, вызывающую движение; 1
Определяет и использует приборы для измерения массы 3 определяет прибор для измерения массы; 1
определяет, какую массу показывают весы. 1
Всего баллов 7
36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физика природы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Сравнивает скорость движения различных тел Затрудняется при сравнении скорости движения различных тел и приведении соответствующих примеров □ Допускает ошибки при определении тела с высокой скоростью / приведении примеров объектов с высокой / низкой скоростью | 1 Верно сравнивает скорость движения различных тел, приводит соответствующие примеры □
Определяет силы, вызывающие движение Затрудняется при определении сил, вызывающих движение □ Допускает ошибки при определении сил, вызывающих движение | | Верно определяет силы, вызывающие движение □
Определяет и использует приборы для измерения массы Затрудняется при определении приборов для измерения массы и их использовании □ Допускает ошибки при определении прибора для измерения массы / определении массы предмета | 1 Верно определяет массу предмета и прибор для ее измерения □
37
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и вопросы, требующие краткого ответа.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
38
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Кол-во заданий Общий балл
1 Земля и Космос (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор») 4.2 Космос 2.4.2.2 Сравнивать планеты Солнечной системы Обучающийся выполняет тестовые задания с множественным выбором ответов. 1 4
2 4.1 Земля 2.4.1.2 Определять естественный спутник Земли Обучающийся выполняет тестовые задание с множественным выбором ответов. 1 1
3 2.4.1.1 Объяснять связи между Землей и Солнцем Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 3
4 4.3 Пространство и время 5.1 Силы и движение 2.4.3.1 Различать основные единицы измерения времени 2.5.1.3 Исследовать силы, вызывающие движение. 2.5.1.4 Выбирать и использовать приборы для определения массы. 2.5.1.2 Использовать при объяснении качественные характеристики скорости. Обучающийся выполняет задание с множественным выбором ответов. 1 4
5 Физика природы (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор») Обучающийся выполняет задание открытого типа, требующий краткого ответа. 1 3
39
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 3 четверть 1. Выбери верный ответ.
1) Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь — это …
A) Земля
B) Уран
C) Нептун
D) Марс
2) Солнце — это.
A) спутник
B) планета
C) звезда
D) комета
3) Самая большая планета Солнечной системы
A) Марс
B) Земля
C) Уран
D) Юпитер
4) Отгадай загадку
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин
A) Меркурий
B) Венера
C) Марс
D) Сатурн
[4]
2. Рассмотри рисунок. Выбери и отметь (S) верное утверждение.
1) Луна — это источник света.
2) Луна — единственный естественный спутник Земли.
[1]
40
3. Дополни предложения о Солнце.
1) Без Солнца на Земле не было бы___________________.
2) Солнце освещает и_______________________Землю.
3) Вечером Солнце_______________________.
[3]
4. Прочитай утверждения. Отметь, согласен ли ты с ними или нет?
№ Утверждения Да (У) Нет (Х)
1 В одном часе 12 минут.
2 С помощью весов можно измерить массу.
3 Сила приводит предметы в движение.
4 Улитка самое быстрое животное на Земле.
[4]
5. Прочитай и напиши ответ.
1) Время измеряется в__________
2) Последний месяц зимы — это
3) Первый день недели — это____
[3]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1. 1) А 1
2) С 1
3) D 1
4) D 1
2 Луна — единственный естественный спутник Земли. 1
3 1) жизни 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса.
2) обогревает / греет/ согревает 1
3) скрывается 1
4 1 Нет / Х 1
2 Да / У 1
3 Да / У 1
4 Нет / Х 1
5 годах, месяцах, часах, минутах 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса. Ошибки в написании слов не учитываютя при выставлении баллов.
февраль 1 Ошибки в написании слов не учитываютя при выставлении баллов.
понедельник 1
Всего баллов 15
41
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
42
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы», подраздел «Свет» (в контексте сквозных тем «Окружающая среда», «Путешествия»)
Подраздел
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
5.2 Свет
5.3 Звук
5.4 Тепло
2.5.2.1 Исследовать способность некоторых тел пропускать свет
2.5.3.1 Классифицировать источники звука по громкости
2.5.4.1 Измерять температуру различных тел
Обучающийся
• Определяет, пропускающие и не пропускающие свет тела
• Классифицирует источники звука по громкости
• Определяет температуру по шкале термометров, различает термометры разных видов
Знание и понимание Применение
15 минут
Время выполнения Задания
1. Подчеркни одной чертой названия предметов, которые пропускают свет. ■ Арбуз
Стакан с абрикосовым соком
Оконное стекло Портфель
■ Игрушки, изготовленные пластилина
■ Пустая стеклянная банка
■ Пластиковый пакет
■ Шкаф для одежды
из
2. Посмотри на картинки. Отметь тихий источник звука.

43
• Приведи пример громкого звука
• Приведи пример тихого звука
3. Рассмотри картинки.
1) Определи температуру, которую показывают термометры. Запиши её.
2) Какие термометры изображены? Укажи их номер.
> Термометр для определения температуры воздуха -^ Термометр для определения температуры человека —
44
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет, пропускающие и не пропускающие свет тела 1 определяет первое тело, пропускающее свет; 1
определяет второе тело, пропускающее свет; 1
определяет третье тело, пропускающее свет. 1
Классифицирует источники звука по силе звучания 2 определяет тихий источник звука; 1
приводит пример громкого звука; 1
приводит пример тихого звука. 1
Определяет температуру различных тел, различает термометры разных видов 3 определяет температуру по шкале первого термометра; 1
определяет температуру по шкале второго термометра; 1
определяет термометр для определения температуры воздуха; 1
определяет термометр для определения температуры тела человека. 1
Всего баллов 10
45
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физика природы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет, пропускающие и не пропускающие свет тела Затрудняется в определении тел, пропускающих и не пропускающих свет □ Допускает ошибки в определении тел, пропускающих и не пропускающих свет □ Верно определяет тела, пропускающие свет □
Классифицирует источники звука по силе звучания Затрудняется в классификации звуков по силе звучания □ Допускает ошибки в определении тихого источника звука; приведении примера тихого / громкого источника звука | | Верно группирует источники звука по силе звучания □
Определяет температуру различных тел, различает термометры разных видов Затрудняется в различии термометров разных видов и определении температуры □ Допускает ошибки в распознавании видов термометра / определении температуры по шкале |—| Верно определяет температуру по термометрам и различает их виды. □
46
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
47
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Кол-во заданий Общий балл
1 Раздел 5 «Физика природы» (в контексте сквозных тем «Окружающая среда», «Путешествия») 5.2 Свет 2.5.2.1 Исследовать способность некоторых тел пропускать свет Обучающийся выполняет задание закрытой формы с множественным выбором ответов 1 1
2 5.6 Магнетизм 2.5.6.1 Описывать сферы применения магнитов Обучающийся отвечает на структурированные вопросы закрытого типа с множественным выбором ответа и открытого типа с кратким ответом 1 5
3 5.3 Звук 2.5.3.1 Классифицировать источники звука по громкости 1 6
4 5.4 Тепло 2.5.4.1 Измерять температуру различных тел Обучающийся выполняет задание закрытого типа на установление соответствия 1 3
48
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть
1. Какие тела хорошо пропускают свет?
A) непрозрачные
B) полупрозрачные
C) прозрачные
D) белого цвета
[1]
2. Рассмотри рисунки. Выполни задания.
1) Обведи карандашом номера рисунков, на которых показано использование магнита человеком.
1
2
3
4
[2]
2) Где применяется магнит? Приведи два примера.
[2]
3) Потеряв дома иглу, сможешь ли ты ее найти при помощи магнита? Почему?
[1]
3. Запиши, какой звук издают указанные источники: Т (тихий), Г (громкий).
Перелистывание страниц газеты
Крик болельщиков на стадионе
Шелест листьев
Шум мотора мотоцикла
[4]
Приведи другие примеры громких и тихих звуков.
1) Громкий______________________________________________________________________________
2) Тихий________________________________________________________________________________
[2]
49
4. Соедини стрелками рисунок и температуру.
+ 100°С
+ 40°С
— 29°С
[3]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 С 1
2 1) №1, №4 1 1
2) Магнит используют в медицине. В строительстве / на железной дороге. 1 1 Возможны другие варианты ответов, соответствующие содержанию вопроса.
3) Да, так как магнит притягивает железо. 1
3 Крик болельщиков на стадионе — Г Шум мотора мотоцикла — Г 1 1
Перелистывание страниц газеты — Т Шелест листьев — Т 1 1
Возможные ответы обучающегося: Тиканье часов/журчание ручейка 1 Принимается любой верный ответ, соответствующий содержанию вопроса.
Гудение самолета/стук молотка 1
4 3 По 1 баллу за каждый верный ответ.
ВДВ

Всего баллов 15
50
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *