СОР СОЧ Естествознание 1 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Естествознание
1 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся в 1 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 1 классе проводится в 3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета — 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..5
Суммативное оценивание за раздел «Земля и космос»……………..6
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»…………….10
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть……………13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………….21
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»…………….22
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть……………27
3
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
5
Суммативное оценивание за раздел «Земля и космос» (в контексте сквозной темы «Путешествия»)
Подраздел:
Цель обучения:
4.2 Космос.
4.1 Земля.
4.3 Пространство и время.
1.4.2.3 Характеризовать отдельные космические тела.
1.4.1.1 Определять форму Земли на основе ее искусственной модели.
1.4.3.2 Определять средства измерения времени.
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков:
Критерий оценивания:
Применение
Обучающийся
• Называет космическое тело и описывает его.
• Определяет форму и искусственную модель Земли.
• Различает единицы измерения времени.
Время выполнения:
10 минут
Задания
1. Напишите название космического тела, изображенного на рисунке.
Это —
Обведите слова, описывающие космическое тело, изображенное на рисунке:
имеет форму круга излучает свет твердое тело шарообразное
6
2. а) Из предложенных предметов найдите и отметьте «^» предмет, который похож на форму Земли.
b) Найдите и отметьте «S» искусственную модель Земли.
3. Соотнесите инструменты измерения с единицами измерения времени.
час
месяц
неделя
день
минута
7
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Называет космическое тело и описывает его. 1 записывает название космического тела (солнце); 1
определяет форму космического тела (шарообразное); 1
определяет характеристику космического тела (излучает свет); 1
Определяет форму и искусственную модель Земли. 2 отмечает картинку с изображением мяча; 1
отмечает картинку с изображением глобуса; 1
Различает единицы измерения времени. 3 соотносит часы с единицей измерения «минута»; 1
соотносит часы с единицей измерения «час»; 1
соотносит календарь с единицей измерения «день»; 1
соотносит календарь с единицей измерения «неделя»; 1
соотносит календарь с единицей измерения «месяц». 1
Всего баллов 10
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Земля и космос»
ФИО обучающегося:______________________________________
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет космическое тело и описывает его. 1 Затрудняется в названии и описании космического тела. □ Допускает ошибки в названии / описании космического тела. □ Верно называет и описывает космическое тело. □
Определяет форму и искусственную модель Земли. 2 Затрудняется в определении формы и искусственной модели Земли. □ Допускает ошибки в определении формы / искусственной модели Земли. □ Верно определяет форму и искусственную модель Земли. □
Различает единицы измерения времени. 3 Затрудняется в определении средств и единиц измерения времени. □ Допускает ошибки в соотнесении инструментов измерения (часы / календарь) с единицами измерения времени. | | Верно определяет средства и единицы измерения времени. □
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» (в контексте темы «Традиции и фольклор»)
Подраздел:
Цель обучения:
Уровень мыслительных навыков:
Критерий оценивания:
Время выполнения:
5.4 Тепло.
5.5 Электричество.
5.6 Магнитизм.
1.5.4.1 Определять приборы для получения тепла.
1.5.5.1 Объяснять важность электроэнергии в повседневной жизни людей.
1.5.6.1 Определять тела, обладающие магнитными свойствами.
Знание и понимание Применение
Обучающийся
• Указывает приборы для получения тепла.
• Рассказывает о важности электроэнергии.
• Выбирает тела, обладающие магнитными свойствами.
15 минут
Задания
1 .Выберите и отметьте «S» приборы тепла.
2.Ответьте на вопросы.
Что может произойти, если в доме отключили электричество?
1._________________________________________________________________
2.
10
3. Выберите и запишите название двух предметов, обладающих свойствами магнита: .
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Указывает приборы для получения тепла. 1 отмечает прибор тепла (камин); 1
отмечает прибор тепла (обогреватель); 1
Рассказывает о важности электроэнергии. 2 приводит первый пример последствия при отключении электричества; 1
приводит второй пример последствия при отключении электричества; 1
Выбирает тела, обладающие магнитными свойствами. 3 записывает название предмета (ложка); 1
записывает название предмета (ножницы). 1
Всего баллов 6
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физика природы»
ФИО обучающегося:_____________________________________
Критерий № Уровень учебных достижений
оценивания задания Низкий Средний Высокий
Указывает приборы для получения тепла. 1 Затрудняется в определении приборов для получения тепла. | | Допускает ошибки в определении приборов для получения тепла: камин/ обогреватель. Верно указывает приборы для получения тепла.
Рассказывает о важности электроэнергии. 2 Затрудняется в приведении примеров последствий отключения электричества. Допускает ошибки в приведении одного из двух примеров последствий отключения электричества. Верно определяет последствия отключения электричества.
Выбирает тела, обладающие магнитными свойствами. 3 Затрудняется в выборе предметов, обладающих магнитными свойствами. □ Допускает ошибки в выборе предметов ложка/ ножницы, обладающих магнитными свойствами. Верно выбирает предметы, обладающие магнитными свойствами.
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
13
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 1 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1. Продолжительность — 45 минут Количество баллов — 20
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
14
№ задания Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 4.2 Космос. 1.4.2.1 Характеризовать астрономию как науку о космосе. Обучающийся выполняет задания закрытого типа с множественным выбором ответа и выбирает один верный ответ. 1 1
2 1.4.2.3 Характеризовать отдельные космические тела. Обучающийся выполняет одно задание с кратким ответом. 1 3
3 о о 5 о о к с; 1.4.2.2 Описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса. Обучающийся выполняет одно задание с кратким ответом. 1 1
4 5 Ф СО ■si- ro 5 Ф н к ГО 4.1 Земля. 1.4.1.1 Определять форму Земли на основе ее искусственной модели. Обучающийся выполняет задания закрытого типа с множественным выбором ответа и выбирает один верный ответ. 1 2
5 I п о ш О 4.3 Пространство и время. 1.4.3.1 Объяснять важность времен. Обучающиеся выполняют одно задание открытого типа, требующее развернутого ответа. 1 2
6 1.4.3.2 Определять средства измерения времени. Обучающийся выполняет задания закрытого типа с множественным выбором ответа и выбирает один верный ответ. 1 1
7 л 5.4 Тепло 1.5.4.1 Определять приборы для получения тепла. Обучающийся выполняет одно задание с кратким ответом. 1 2

8 О CL 5.5 Электричество 1.5.5.1 Объяснять 1 3
о_ важность электроэнергии
со в повседневной жизни
S со людей.
е ю Обучающийся выполняет задания
ц закрытого типа с множественным
(D выбором ответа и выбирает

9 п ГО 5.6 Магнитизм 1.5.6.1 Определять тела, несколько верных ответов. 1 5
CL обладающие магнитными
свойствами.
4. Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Естествознание»
1.Найдите и укажите картинку, которая описывает науку «Астрономия».
2. Ответьте на вопросы.
1. Сколько планет в солнечной системе?______________________
2. Какие планеты вы знаете? Напишите названия двух планет.
[3]
3. Как называется летающий аппарат, изображенный на картинке? Запишите ответ.
[1]
4 a) Определите форму планеты Земля.
A) Овальная
B) Плоская
C) Шарообразная
D) Прямоугольная
[1]
b) Выберите правильный ответ: Глобус — это …
A) Карта планеты Земля.
B) Чертеж планеты Земля.
C) Таблица планеты Земля.
D) Искусственная модель Земли.
[1]
17
5. Ответьте на вопросы по картинке.
Что произошло с ребятами?
Почему?
б.Что не используется для измерения времени?
A) Таймер
B) Календарь
C) Весы d) Часы
7. Выберите прибор для получения тепла. Запишите его номер.
W (
*1
1\ЭЩ&
[1]
[1]
[1]
В
Номер прибора
Какой другой прибор для получения тепла вы знаете? ,
8.Выберите три верных ответа на вопрос.
Что люди не могут делать без электричества?
A) смотреть передачи по телевизору.
B) отдыхать на пляже
C) работать за компьютером
D) хранить продукты в холодильнике
E) ходить в поход
[2]
[3]
18
9. Вычеркните названия предметов, которые не обладают магнитными свойствами.
[5]
Схема выставления баллов
№ Ответы Балл Дополнительная информация
1 В 1
2 1) 8 планет 1
2) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. 2 Принимаются названия любых двух планет. За каждый верный ответ ставится один балл.
3 Спутник связи 1
4 а) С 1
b) D 1
5 Опоздали на поезд/ Ребята опоздали на поезд. 1 Используя содержание картинки, принимаются другие варианты ответа, соответствующие картинке.
Не посмотрели на часы/на билет/забыли про отъезд/возникли неотложные дела. 1
6 С 1
7 № 5 1 Принять любой другой прибор, относящийся к тепловым приборам.
Печь, камин 1
8 А, 1
С 1
D 1
9 Карандаш 1
Ластик 1
Тетрадь 1
Мел 1
Скотч 1
Всего баллов 20
19
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
21
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы» (в контексте сквозной темы «Еда и напитки»)
Подраздел: Цель обучения:
Уровень мыслительных навыков: Критерий оценивания:
5.2 Свет.
5.3 Звук.
1.5.2.2 Различать естественные и искусственные источники света.
1.5.2.3 Определять необходимость искусственного освещения и его источники.
1.5.3.1 Объяснять особенности распространения звука.
1.5.3.2 Различать естественные и искусственные источники звука.
Знание и понимание Применение
Обучающийся
• Распознает естественные и искусственные
источники света.
• Определяет источники искусственного
освещения и объясняет их необходимость.
• Приводит примеры об особенностях распространения звуков.
• Различает естественные и искусственные
источники звука.
Время выполнения: 20 минут
Задания
1. Отметьте » естественный источник света.
Отметьте » искусственный источник света.
22
2. Соедините стрелкой предметы на картинках со словосочетаниями.
3. Предположите, какой из самолетов издает более громкий звук.
Самолёт №2 Самолёт №1
Запишите свой ответ, дополнив предложение:
Гул самолета № звучит громче, потому что он находится
4. К какой группе источников звука относятся предложенные звуки. Соедините стрелкой.
искусственные источники звука
пение птиц звон колокольчика смех ребенка шум дождя стук молотка телефонный звонок
23
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Распознает естественные и искусственные источники света. 1 отмечает естественный источник света; 1
отмечает искусственный источник света; 1
Определяет источники искусственного освещения и объясняет их необходимость. 2 определяет источник, необходимый для освещения улиц; 1
определяет источник, необходимый для освещения помещения; 1
определяет источник, необходимый для освещения рабочего стола; 1
Приводит примеры об особенностях распространения звуков. 3 определяет самолет, который издает более громкий звук; 1
объясняет свой ответ; 1
Различает естественные и искусственные источники звука. 4 соотносит пение птиц с естественным источником звука ; 1
соотносит звон колокольчика с искусственным источником звука; 1
соотносит смех ребенка с естественным источником звука; 1
соотносит шум дождя с естественным источником звука; 1
соотносит стук молотка с искусственным источником звука; 1
соотносит телефонный звонок с искусственным источником звука. 1
Всего баллов 13
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физика природы»
ФИО обучающегося:_____________________________________
Критерий
оценивания
№ задания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Распознает естественные и искусственные источники света.
Затрудняется
распознавании
естественных
искусственных
света.
и
источников
Допускает ошибки в определении естественных / искусственных источников света.
Верно распознает
естественные и
искусственные источники света.
Определяет источники искусственного освещения и объясняет их необходимость.
Затрудняется в соотнесении предметов искусственного освещения с их назначением.
Допускает ошибки в соотнесении предметов искусственного освещения с их назначением.
Верно соотносит предметы искусственного освещения с их назначением.
Приводит примеры об особенностях распространения звуков.
Затрудняется в определении и объяснении свойств звуков.
Допускает ошибки в определении/ объяснении свойств звуков.
Верно определяет и объясняет свойства звуков.
Различает естественные и искусственные источники звука.
Затрудняется в классификации естественных и искусственных источников звука.
Допускает ошибки в классификации естественных/ искусственных источников звука.
Верно классифицирует естественные и искусственные источники звука.
26
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
27
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 1 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Естествознание» (в рамках обновления содержания среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) (с русским языком обучения).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1. Продолжительность — 45 минут Количество баллов — 16
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
28
№ задания Сквозная тема Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Раздел 5: Физика природы (в контексте темы «Еда и напитки»). 5.2 Свет. 1.5.2.1 Сравнивать свет и темноту. Обучающиеся выполняют одно задание с кратким ответом. 1 1
2 1.5.2.2 Различать естественные и искусственные источники света. Обучающиеся выполняют одно задание открытого типа, требующее развернутого ответа. 1 2
3 1.5.2.3 Определять необходимость искусственного освещения и его источники. Обучающиеся выполняют одно задание с кратким ответом. 1 2
4 Раздел 5 Физика природы (в контексте темы «В здоровом теле — здоровый дух!»). 5.3 Звук. 1.5.3.2 Различать естественные и искусственные источники звука. Обучающиеся выполняют одно задание с кратким ответом. 1 4
5 Обучающиеся выполняют задания закрытого типа с множественным выбором ответов. Обучающимся необходимо выбрать один верный ответ. 1 4
6 1.5.3.1 Объяснять особенности распространения звука. Обучающиеся выполняют одно задание с кратким ответом. 1 3
4. Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Естествознание»
1.Закончите предложения.
Темнота — это отсутствие____________.
[1]
2. Нарисуйте искусственный и естественный источники света.
Искусственный источник света
Естественный источник света
[2]
3.Закончите предложения о свете.
a) Свет невозможно потрогать. Его можно________________________________.
[1]
b) В местах, куда не попадает свет, всегда_____________________________.
[1]
4. Внимательно рассмотрите картинку. Обведите искусственные источники звука красным карандашом, естественные источники звука синим карандашом.
30
4. а) Выберите два верных варианта ответов, в которых перечислены естественные источники звука.
A) домбра
B)водопад
C) ветер
D)свисток
E)бубен
[2]
b) Выберите два верных варианта ответов, в которых перечислены искусственные источники звука?
A) телефон
B) смех
C) дождь
D) звонок
E) ветер
[2]
6. Обведите правильный ответ.
1) Будильник находится в вакууме. Верно
2) Звук этого будильника можно услышать. Верно
3) Будильник в вакууме может зазвенеть. Верно
Неверно
Неверно
Неверно
[3]
31
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 света 1
2 Рисует искусственный источник света 1
Рисует естественный источник света 1
3 увидеть 1
темно 1
4 люди 1 Принимается ответ: мама/ ребенок/сын/мальчик и оценивается в один балл.
котенок 1
телевизор 1
пылесос 1
5 a) В 1
С 1
b) А 1
D 1
6 Верно 1
Неверно 1
Верно 1
Всего баллов 16
32
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *