СОР Русский язык 9 класс

Методические рекомендации по суммативному оценивани по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Конфликты и миротворчество»………..4
Суммативное оценивание за раздел «Сухопутные страны»………………..8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………….12
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и культура»……………..12
Суммативное оценивание за раздел «Ресурсы планеты Земля»……………15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………….19
Суммативное оценивание за раздел «Подросток в современном мире»……..19
Суммативное оценивание за раздел «Всемирная связь в 21-ом веке»……..25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………….29
Суммативное оценивание за раздел «Дилеммы и выбор»…………………29
Суммативное оценивание за раздел «Средства массовой информации»……..33
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Конфликты и миротворчество»
Подраздел Чтение
Слушание и говорение
Цель обучения 9.2.2.1 Выявлять особенности и роль структуры текста в
передаче основной мысли
9.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением плана
9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя информацию
Критерий оценивания Обучающийся
• Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость
• Выявляет особенности и роль структуры в тексте
• Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте текст. Обратите внимание на структуру текста.
“Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: “А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому, что он плохо ко мне относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров.
Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Может он решил, что раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Наш герой вскакивает, мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает произнести и слово “Здравствуйте”, как на него обрушивается крик нашего героя: “Да сдался мне твой молоток!”
Ответьте на вопросы.
1) Обозначьте фактическую информацию в тексте. Объясните, почему вы выписали именно эту информацию.
2) Почему автор заканчивает историю таким образом, не предлагая ее продолжения?
3) Можно ли избежать таких конфликтов в жизни?
4) Определите скрытую информацию (идею/вывод) прочитанного текста.
4
2. Посмотрите начало данной программы (до 2 мин. 20 сек.) Ссылка на источник: https://www. youtube.com/watch?v=Osbyd1 ypbHE .
Перескажите основное содержание текста от лица ученого, выступающего школьниками, выразите свое отношение к проблеме.
перед
5
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость 1 выписывает из текста факт; 1
обосновывает свой выбор; 1
Выявляет особенности и роль структуры в тексте выделяет структурные части текста; 1
Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории 2 пересказывает содержание текста с изменением лица; 1
соблюдает логичность и последовательность изложения материала; 1
представляет высказывание для определенной целевой аудитории; 1
демонстрирует грамотность речи. 1
Всего баллов 7
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Конфликты и миротворчество»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний Высокий
Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость Затрудняется определять особенно важные данные; распределять их по степени важности, обосновывать св выбор ой Допускает ошибки, опреде особенно важные данн распределяя их по степ важности/ обосновывая с выбор ляя ые/ ени вой Выписывает из тек особенно важные данн распределяет их по степ важности, обосновывает с выбор ста ые; ени вой
Выявляет особенности и роль структуры в тексте Затрудняется выделять структурные части текста; объяснять их роль в переда основной мысли текста чи Допускает ошибки, опреде структурные части текс объясняя их роли в перед основной мысли текста ляя :та/ ачи Выделяет структурные ча текста; объясняет их рол передачи основной мы текста 1сти ь в сли
Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории Затрудняется пересказыват текст с изменением лица; соблюдать логичность и последовательность изложения материала; представлять высказывание для определенной целевой аудитории; соблюдать грамотность речи ь Допускает ошибки в пересказе текста с изменением лица/ в соблюдении логичности и последовательности изложения материала/ в представлении высказывания для определенно целевой аудитории/ в грамотнос речи й ти Пересказывает содержа текста с изменением ли соблюдает логичность последовательность изложения матери представляет высказыва для определенной целе аудитории; демонстрир грамотность речи ние ца; и ала; ние вой )ует
7
Суммативное оценивание за раздел «Сухопутные страны» Подраздел Письмо
Соблюдение речевых норм
Цель обучения
9.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами
рассуждения соответствующих стилей (научная статья) с учетом целевой аудитории
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет научную статью
• Соблюдает морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Применение
Навыки высокого порядка 20 минут
Задание
1. Напишите фрагмент научной статьи для бизнес-журнала на тему «Социальноэкономическое значение Великого Шелкового пути.». Используйте информацию из текста. Соблюдайте правописание союзов в сложных предложениях.
История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется «шелковым” из-за предмета торговли. А «великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как «Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.
Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай.
Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз
8
между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия.
Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем.
Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между народами.
9
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Пишет научную пишет статью в соответствии с темой; 1
статью соблюдает жанровое своеобразие научной статьи; 1
приводит три убедительных аргумента; 1
1 приводит доказательства к каждому аргументу; 1
интерпретирует информацию из текста; 1
делает обоснованный вывод; 1
соблюдает логическую последовательность; 1
использует ссылки на источники информации; 1
Соблюдает соблюдает абсолютную грамотность речи; 1
грамматические нормы правильно использует в СП союзы и союзные слова. 1
Всего баллов 10
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сухопутные страны»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний Высокий
Пишет научную статью Затрудняется писать статью в Допускает ошибки в написании Пишет статью в
соответствии с темой; статьи в соответствии с темой/ соответствии с темой;
соблюдать жанровое соблюдении жанрового соблюдает жанровое
своеобразие научной статьи; своеобразия научной статьи/ своеобразие научной статьи;
приводить три убедительных приведении трех убедительных приводит три убедительных
аргумента; приводить к аргументов/ приведении аргумента; приводит к
каждому аргументу доказательств к каждому каждому аргументу
соответствующие аргументу/ интерпретации соответствующие
доказательства; информации из текста/ выводе/ доказательства;
интерпретировать соблюдении логической интерпретирует информацию
информацию из текста; последовательность/ из текста; делает
делать обоснованный вывод; использовании ссылок на обоснованный вывод;
соблюдать логическую источники информации соблюдает логическую
последовательность; последовательность;
использовать ссылки на использует ссылки на
источники информации источники информации
Соблюдает Затрудняется использовать Допускает ошибки в Использует союзы;
орфографические союзы; соблюдать использовании союзов/ соблюдает грамотность речи
нормы грамотность речи соблюдении грамотности реч и
11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и культура»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Заполните таблицу:
Слушание и говорение
9.1.2.1 Определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному
9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя информацию
Обучающийся
• Определяет основную мысль текста
• Выражает свое отношение к услышанному
• Пересказывает текст, интерпретируя содержание
Знание и понимание Навыки высокого порядка
20 минут (говорение учащиеся могут сдать дистанционно)
Основная проблема Идея прослушанного текста Авторская позиция
Автор текста считает, что теленгитов можно внести в «Красную книгу народов мира».
2. Согласны ли вы с позицией автора видео? Обоснуйте собственное мнение
3. Перескажите текст от имени ученого антрополога, изучавшего теленгитов.
12
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет основную мысль текста 1 определяет основную проблему, поднимаемую в тексте; 1
формулирует идею текста; 1
Выражает свое отношение к услышанному 2 выражает свое согласие/несогласие с позицией автора; 1
аргументирует собственную позицию; 1
Пересказывает текст, интепретируя содержание 3 излагает основное содержание текта; 1
включает в пересказ научные термины; 1
сохраняет в пересказе идею текста. 1
Всего баллов 7
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Традиции и культура»
Ф.И.О. учащегося______________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Определяет основную мысль текста
Затрудняется определять основную проблему, поднимаемую в тексте; формулировать идею текста
Допускает ошибки, определяя основную проблему, поднимаемую в тексте/ формулируя идею текста
Определяет основную проблему, поднимаемую в тексте; формулирует идею текста
Выражает свое
отношение к
услышанному
Затрудняется выражать свое отношение к позиции автора
Выражает свое согласие/не согласие с позицией автора, но не аргументирует собственную позицию
Выражает свое согласие/не согласие с позицией автора; аргументирует собственную позицию
Пересказывает текст,
интерпретируя
содержание
Затрудняется в изложении основного содержания текта. включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста
Допускает ошибки в изложении основного содержания текта, включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста
Излагает основное
содержание текта,включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста
14
Суммативное оценивание за раздел «Ресурсы планеты Земля»
Подраздел
Чтение
Письмо
Цель обучения
9.2.5.1 Формулировать вопросы и идеи, интерпретируя содержание текстов
9.3.3.1 Представлять информацию в виде презентаций с использованием ссылок, гиперссылок
Критерий оценивания
Обучающийся
• Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста
• Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект-карты
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Время выполнения
20 минут (интеллект-карту учащиеся могут создать дома и сдать дистанционно)
Задания
1. Прочитайте текст, выполните задания.
1.1 Составьте вопросы к тексту по «Ромашке Блума»:
1.2 Проанализируйте текст с точки зрения языка. Каким образом языковые средства воздействуют на читателя? Как демонстрируют отношение автора к раскрываемой проблеме? Приведите примеры из текста.
2. В парах или мини-группах создайте интерактивную интеллект-карту (Mind Map) текста, в которую вставьте короткие комментарии по основным идеям текста, видео, картинки, ссылки на дополнительные ресурсы в интернете. Используйте в карте аббревиатуру, например СМИ, АЭС и др.
15
Текст
Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле — следствие производственной деятельности человека, можно утверждать, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.
Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. Мелиорация — к изменению климата. Орошение — к обмелению рек и морей. Развитие промышленности — к загрязнению среды. Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в этом слое «озоновая дыра». Надо бы «взять за шиворот» современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они заштопают свои озоновые и прочие прорехи.
Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. Так, мы изучаем причины роста числа заболеваний, способы их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.
Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.
Во всех бедах нашего времени — общественных ли, экологических ли — видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. Даёт возможность подумать и остановиться. А не гнать птицу-тройку — в никуда.
Вглядитесь повнимательней в окружающую жизнь и в самих себя! Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от печати или телевидения. Мы привыкли к песням из нескольких слов, а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы вечных книг. Мы даже поиск друзей не ведём с помощью собственных оценок, а передоверили его роботам «службы знакомств» в Интернете. «Спасите наши души!» — вслед за поэтом скажем мы.
А может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
(По С. Полякову)
16
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста 1 формулирует вопросы к тексту; 1
приводит примеры изобразительновыразительных средств из текста; 1
объясняет роль изобразительновыразительных средств в раскрытии отношения автора к проблеме; 1
Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект-карты 2 представляет информацию в виде несплошного текста; 1
отражает тему и основные идеи текста; 1
использует интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста (комментарии, примеры, видео, ссылки); 1
связывает части текста логично и последовательно. 1
Всего баллов 7
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Ресурсы планеты Земля»
Ф.И.О. учащегося
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста
Затрудняется в формулировании вопросов к тексту; приводить примеры изобразительновыразительных средств из текста; объяснять, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Допускает ошибки, формулируя вопросы к тексту/ приводя примеры изобразительновыразительных средств из текста/ объясняя, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Формулирует вопросы к тексту; приводит примеры изобразительновыразительных средств из текста; объясняет, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект-карты
Затрудняется представлять информацию в виде несплошного текста (интеллект-карты); отражать тему и основные идеи текста; использовать интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста (комментарии, примеры, видео, ссылки); связывать части текста логично и последовательно
Допускает ошибки, представляя информацию в виде несплошного текста (интеллект-карты)/ отражая тему и основные идеи текста/ используя интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста (комментарии, примеры, видео, ссылки)/ связывая части текста логично и последовательно
Представляет информацию в виде несплошного текста (интеллект-карты); отражает тему и основные идеи текста; использует интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста (комментарии,
примеры, видео, ссылки); связывает части текста логично и последовательно
18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Подросток в современном мире»
Подраздел Чтение
Письмо
Цель обучения
9.2.1.1 Понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом
9.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов, учитывая цель, целевую аудиторию и позицию автора (научная статья)
9.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая проблему с разных сторон и предлагая пути решения
Критерий оценивания
Обучающийся
• Понимает открытую и скрытую информацию текстов, соотнося заключённую в них информацию
• Сравнивает стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов
• Пишет дискуссионное эссе
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
40 минут
Задания
1. Прочитайте два текста. Соотнесите информацию текста А с информацией текста Б. Заполните таблицу:
Текст А Текст Б
Интернет — великое изобретение современности Регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем
1
2
3
4
5
19
6
7
8
Текст А
Интернет — великое изобретение современности. Если вдуматься, когда еще у людей были такие возможности общения и обмена информацией, как сейчас? Могли ли наши бабушки и дедушки представить себе, что можно будет в любую минуту связаться с родными, живущими на другом континенте? Прочитать любую книгу, не идя в библиотеку, купить товар, не выходя из дома? Увидеть благодаря веб-камере то, что происходит в другой части света прямо сейчас? Пообщаться в «Твиттере» с иностранной певицей?
Как и почти все в нашей жизни, интернет может нести и пользу, и вред. Говорят, там много непроверенной информации. А еще интернет приучает нас к сидячему образу жизни, что неполезно для здоровья. Наверно, поэтому родители не разрешают мне проводить в Сети много времени.
Интернет — это бескрайний простор информации и общения, на котором легко потеряться. И часто бывает, читал что-то полезное и интересное и как-то незаметно оказался на незнакомом сайте, где последние полчаса читаешь какие-то сплетни… Или часами переписываешься на «Вконтакте» с друзьями вместо того, чтобы встретиться во дворе.
Однако я уверен, что преимуществ у интернета гораздо больше. Он помогает в учебе. Есть очень полезные сайты, например, «Википедия», где можно найти информацию в понятном виде обо всем — событиях, людях, вещах, явлениях.
А еще мне нравится, что в Сети я могу общаться с людьми, которые разделяют мои увлечения. Я люблю фотографировать, поэтому зарегистрировался на сайте, где другие фотолюбители тоже выкладывают свои работы, комментируют друг друга, дают советы. Мой младший брат вместе с папой — фанаты «Лего», и они постоянно общаются на форуме единомышленников. А мама частенько готовит вкусные блюда по рецептам из «Вконтакте».
По-моему, интернет — хороший помощник во всем, нужно только научиться отбирать полезную информацию и не пренебрегать живым общением, занятиями спортом и другими полезными делами.
Текст Б
На данный момент на социализацию ребёнка огромное влияние оказывает Интернет и различные устройства, которые обеспечивают туда доступ.
Возможность пользоваться Интернетом, с одной стороны, оказывает положительное влияние на детей и подростков: там они могут почерпнуть новые знания, найти ответы на интересующие их вопросы, но, с другой стороны, всемирная сеть опасна. Длительное и регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем.
Игры и общение в социальных сетях постепенно заменяют подростку реальную жизнь — он перестаёт общаться с друзьями, выходить из дома, ведёт малоподвижный образ жизни. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорно-двигательного аппарата. Наряду с влиянием на физическое состояние, Интернет воздействует и на не сформировавшуюся психику подростка.
На сегодняшний день мы можем получить доступ во всемирную сеть буквально из любого места, где бы не находились, достаточно иметь под рукой телефон или же любой другой подходящий для этого гаджет. В настоящее время существует множество игр, большая их часть ориентирована на онлайн участие, конечно же, через интернет. Это позволяет подросткам
20
проводить больше времени за играми. Достаточно продолжительное количество времени, несколько десятилетий, среди психологов, педагогов, ученых, родителей подростков имела место быть дискуссия: несут ли игры вред или же приносят пользу, а может быть и вовсе не оказывают никакого влияния. Бытовало мнение, что именно из-за пристрастия к интернет-играм у подростков возникают вспышки гнева, ярости, агрессии.
Подростки под влиянием игр, которые зачастую носят элементы насилия в своем сюжете, становятся злее, у них обостряется жестокость. Но достаточно недавно взгляд на данную проблему подвергся кардинальным изменениям. Учеными на основе исследований было доказано, что онлайн — игры не оказывают негативного влияния. Интерес к играм нельзя сравнить с алкогольной или наркотической зависимость, как это считалось раньше. Наоборот, приводятся доказательства даже пользы игрового процесса. Ученые считают, что некоторые виды игр помогают развивать внимание, реакцию и в целом развивают мозг — играя, формируются тысячи новых соединений нейронов. Отрицательным явлением, по-прежнему остается тот факт, что подростки сильно увлечены игровым процессом, проводят за ним большое количество времени, предпочитая реальному миру виртуальный.
Таким образом, нельзя однозначно судить о влиянии Интернета на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Это поможет избежать тех негативных аспектов, о которых мы говорили выше, а также приумножить имеющиеся положительные стороны. При всей неоднозначности рассмотренного вопроса необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития подростка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия с глобальной сетью.
Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А.
Влияние интернета на подростка // Научный форум: Педагогика и психология
2. Напишите сравнительный анализ текста А и текста Б в виде связанного текста. Проанализируйте сходства и различия текстов в композиции, языке, жанре.
3. Напишите дискуссионное эссе на тему «Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы».
21
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Понимает открытую и скрытую информацию текстов, соотнося заключённую в них информацию 1 извлекает информацию из текста; 1
сравнивает информацию одного текста с информацией другого; 1
Сравнивает стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов 2 пишет связный текст, сравнивая стилистические особенности двуз текстов; 1
сравнивает тексты с точки зрения стиля; 1
сравнивает тексты с точки зрения жанра; 1
сравнивает тексты с точки зрения структуры; 1
сравнивает тексты с точки зрения использования лексики; 1
сравнивает тексты с точки зрения использования синтаксиса; 1
Пишет дискуссионное эссе 3 соблюдает структуру дискуссионного эссе; 1
приводит противоположные точки зрения и аргументирует их; 1
соблюдает логику и последовательность изложения информации; 1
выражает собственную позицию и взгляды, интерпретируя информацию прочитанного текста. 1
Всего баллов 12
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Подросток в современном мире»
Ф.И.О. учащегося______________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Понимает открытую и скрытую информацию текстов, соотнося заключённую в них информацию
Затрудняется определять
скрытую информацию в тексте; соотносить
информацию одного текста с информацией другого
Допускает ошибки, извлекая скрытую информацию из текста/ при соотнесении информации одного текста с информацией другого
Извлекает скрытую
информацию из текста; соотносит информацию
одного текста с информацией другого
Сравнивает стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов
Затрудняется сравнивать тексты с точки зрения стиля; сравнивать тексты с точки зрения жанра; сравнивать тексты с точки зрения структуры; сравнивать тексты с точки зрения использования синтаксиса; сравнивать тексты с точки зрения использования лексики; отмечать сходства и различия текстов
Допускает ошибки, сравнивая тексты с точки зрения стиля/ сравнивая тексты с точки зрения жанра/ сравнивая тексты с точки зрения структуры/ сравнивая тексты с точки зрения использования синтаксиса/ сравнивая тексты с точки зрения использования лексики/ отмечая сходства и различия текстов
Сравнивает тексты с точки зрения стиля; сравнивает тексты с точки зрения жанра; сравнивает тексты с точки зрения структуры; сравнивает тексты с точки зрения использования синтаксиса; сравнивает тексты с точки зрения использования лексики; отмечает сходства и различия текстов
23
Пишет дискуссионное эссе
Затрудняется писать дискуссионное эссе по предложенной теме; приводить противоположные точки зрения; соблюдать логику и последовательность изложения информации; выражать собственную позицию и взгляды
Допускает ошибки при написании дискуссионного эссе по предложенной теме / приводит противоположные точки зрения, но не аргументирует их / не соблюдает логику и последовательность изложения информации/ не выражает собственную позицию и взгляды/ не интерпретирует информацию прочитанного текста
Пишет дискуссионное эссе по предложенной теме; приводит противоположные точки зрения и аргументирует их; соблюдает логику и последовательность изложения информации; выражает собственную позицию и взгляды, интерпретируя информацию прочитанного текста
Соблюдает пунктуационные нормы в простых, простых осложненных и сложных предложениях
Затрудняется использовать в тексте простые, простые осложненные или сложные предложения; соблюдать пунктуационные нормы в простых, простых осложненных или сложных предложениях
Допускает ошибки при использовании в тексте простых, простых осложненных или сложных предложений/ при постановке знаков препинания в простых, простых осложненных или сложных предложениях
Использует в тексте простые, простые осложненные и сложные предложения; соблюдает пунктуационные нормы в простых, простых осложненных и сложных предложениях
24
Суммативное оценивание за раздел «Всемирная связь в 21-ом веке»
Подраздел Слушание и говорение
Цель обучения 9.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки зрения
нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение
9.1.7.1 Строить развёрнутый аргументированный монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3 микротем в пределах учебной, общественно-политической и социальнокультурной сфер; использовать модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
• Оценивает прослушанный текст с точки зрения структуры, логики изложения
• Строит развёрнутый монолог-рассуждение с элементами описания и повествования с учетом целевой аудитории
• Использует модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут (говорение учащиеся могут сдать дистанционно)
Задания
1. Прослушайте текст один раз. Составьте простой план, отражающий структуру текста.
Запишите, как можно было бы изменить структуру текста. Почему вы так думаете?
2. На основе видео и плана составьте несплошной текст (схему, таблицу, карту), отразив его
структуру, основную и детальную информацию.
https://www.youtube.com/watch?v=LbWnlWUXEIs («Кто создал первый телефон?»)
25
3. Составьте монолог-рассуждение для классного часа об одном из средств связи на тему «Великое изобретение человечества», включите в него элементы описания и повествования. Используйте языковые приемы в соответствии с целевой аудиторией и ситуацией общения. Сформулируйте тему и основную мысль своего высказывания.
Тема:
Основная мысль:
26
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Оценивает прослушанный текст с точки зрения структуры, логики изложения 1-3 составляет простой план; 1
отражает в плане основную информацию текста; 1
отражает тему и основную мысль видео; 1
сохраняет структуру текса; 1
дает оценку логичности и последовательности частей текста; 1
Строит развёрнутый монолог-рассуждение с элементами описания и повествования с учетом целевой аудитории правильно формулирует тему для монолога-рассуждения; 1
раскрывает основную мысль; 1
включает элементы повествования и описания; 1
соблюдает логическую последовательность; 1
соблюдает фактологическую точность; 1
Использует модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации использует языковые приемы в соответствии с целевой аудиторией и ситуацией общения; 1
соблюдает нормы орфоэпии; 1
правильно строит предложения. 1
Всего баллов 13
27
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оцениванияза раздел «Всемирная связь в 21-ом веке»
Ф.И.О. учащегося______________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Оценивает прослушанный текст с точки зрения структуры, логики изложения
Затрудняется отразить в плане структуры; основной информации; логичности и последовательности изложения текста
Допускает ошибки в плане структур ы/основной информации/логичности и последовательности изложения текста
Отражает в плане структуру изложения текста, предлагает коррективы к логике изложения текста
Строит развёрнутый монолог-рассуждение с элементами описания и повествования с учетом целевой аудитории
Затрудняется формулировать тему для монолога-рассуждения; составлять монолог-рассуждение; раскрывать основную мысль; включать элементы повествования или описания; соблюдать логическую последовательность; соблюд фактологическую точность
Допускает ошибки, формулируя тему для монолога-рассуждения/ составляя монолог-рассуждение/ раскрывая основную мысль/ включая элементы повествования или описания/ соблюдая логическую последовательность/ соблюдая фактологическую точность
Формулирует тему для монолога-рассуждения/ составляет монолог-рассуждение; раскрывает основную мысль; включает элементы повествования и описания; соблюдает логическую последовательность; соблюдает фактологическую точность
28
Использует модели Затрудняется использовать
речевого поведения в языковые приемы в соответвии с
соответствии с речевыми целевой аудиторией или
нормами в конкретной ситуацией общения; соблюдать
ситуации нормы орфоэпии
Допускает ошибки, используя языковые приемы в соответвии с целевой аудиторией или ситуацией общения/ в
конструкциях предложений/ в орфоэпии
Использует языковые приемы в соответвии с целевой аудиторией и ситуацией общения/ правильно строит предложения; соблюдает
нормы орфоэпии
29
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Дилеммы и выбор»
Подраздел Письмо
Соблюдение речевых норм
Цель обучения 9.3.6.1 Писать творческие работы (300-350 слов),
фрагмент/фрагменты текста, являющиеся определенными композиционными элементами (начало романа, продолжение рассказа)
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические
средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях
Критерий оценивания Обучающийся
• Пишет продолжение текста, раскрывая основную идею
• Правильно использует союзы и союзные слова в сложных предложениях
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 40 минут
Задания
1. Прочитайте текст.
Жили-были в одной деревне два брата, Иван да Федор. У Федора всего было много, и земли, и лошадей, — богато жил. А у Ивана куска хлеба лишнего не найти и даже лошаденки завести не на что. Как придет время пахать, так и ступай к соседям лошадь просить. Вот раз, около Егорьева дня, взял Иван у соседа клячонку и поехал свою полоску пахать. К брату он за лошадью и соваться не думал — все равно не дал бы Федор: скупость его одолела. Стал Иван пахать и не успел еще ползагона пройти, как попался ему под соху камень, какого он от роду не видывал: весь ясный, как солнышко, и разноцветными огнями переливается. Подивился на него Иван и спрятал. «Вернусь домой, — думает, — отдам ребятишкам; пусть поиграют». Пахал, пахал Иван; видит, уж вечер наступил, смеркалось, и поехал домой. Лошадь к соседу отвел и пошел в свою избу. Только стал он кафтан снимать, камень-то выпал и покатился по полу: так вся изба и осветилась.
— Это что ж такое? — спрашивает Ивана хозяйка.
— Да что! — отвечает Иван. — Мне камень на пашне попался. Вот я и принес ребятишкам. Может, поиграют.
Взяла Иванова жена камень, посмотрела и говорит:
— Ну и диво! Нет, не для ребятишек такая штука. Ты лучше снеси барину: может, даст что-нибудь. У нас же и хлеб весь вышел, а денег гроша нет.
2. Напишите продолжение и конец рассказа объемом 300-350 слов. Обратите внимание на правописание и употребление союзов и союзных слов в сложных предложениях.
29
30
Критерий оценивания № задания Дескриптор Баллы
Обучающийся
Пишет продолжение текста, раскрывая основную идею 2 пишет продолжение текста; 1
раскрывает основную идею; 1
Правильно использует союзы и союзные слова в сложных предложениях 2 употребляет союзы и союзные слова в сложных предложениях; 1
соблюдает пунктуационные нормы; 1
соблюдает нормы орфографии. 1
Всего баллов 5
31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дилеммы и выбор»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Пишет продолжение текста, раскрывая основную идею
Затрудняется писать продолжение текста и раскрывать основную идею
Допускает ошибки в продолжении текста, раскрывая основную идею
Пишет продолжение текста; раскрывает основную идею
Правильно использует союзы и союзные слова в сложных предложениях
Затрудняется употреблять союзы и союзные слова в сложных предложениях
Допускает ошибки в употреблении союзов и союзных слов в сложных предложениях/ в постановке знаков препинания/ в правописании
У потребляет союзы и союзные слова в сложных предложениях; соблюдает пунктуационные нормы; соблюдает нормы орфографии
32
Суммативное оценивание за раздел «Средства массовой информации»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Слушание и говорение
9.1.5.1 Участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы
Обучающийся
• Участвует в полемике по предложенной проблеме
Знание и понимание Навыки высокого порядка
40 минут
Задание
1. Прослушайте текст. В парах обсудите проблему https://www. youtube.com/watch? v=3yJzDVI129I
Примите участие в полемике (3 мин) по предложенной проблеме, убеждая оппонента в правильности своей позиции.
33
Критерий № Дескриптор Баллы
оценивания задания Обучающийся
Участвует в полемике определяет проблему текста; 1
по предложенной проблеме выражает собственную позицию; 1
аргументирует собственную позицию; 1
приводит доказательства; 1
делает выводы; 1
убеждает оппонента в правильности своей позиции; 1
1 поддерживает собеседника; 1
выделяет интонационно основные моменты высказывания; 1
соблюдает логичность и последовательность; 1
соблюдает нормы орфоэпии; 1
соблюдает грамматические нормы. 1
Всего баллов 11
34
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Средства массовой информации»
Ф.И.О. учащегося
Критерий оценивания Уровни учебных достижений учащихся
Низкий Средний Высокий
Участвует в дискуссии по предложенной проблеме Затрудняется определять проблему текста; выражать собственную позицию; аргументировать собственную позицию; приводить доказательства; делать выводы; убеждать оппонента в правильности своей позиции; поддерживать собеседника; выделять интонационно основные моменты высказывания; соблюдать логику изложения; соблюдать нормы орфоэпии; соблюдать грамматические нормы Допускает ошибки, определяя проблему текста/выражая собственную позицию/ аргументируя собственную позицию/ приводя доказательства/ делая выводы/ убеждая оппонента в правильности своей позиции/ поддерживая собеседника/ выделяя интонационно основные моменты высказывания/ в логике изложения/ в нормах орфоэпии/ в грамматических нормах Определяет проблему текста; выражает собственную позицию; аргументирует собственную позицию;приводит доказательства; делает выводы; убеждает оппонента в правильности своей позиции; поддерживает собеседника; выделяет интонационно основные моменты высказывания; соблюдает логичность и последовательность; соблюдает нормы орфоэпии; соблюдает грамматические нормы
35

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *