СОР Русская литература (рус школа) 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Русская литература (с русским языком обучения)
7 класс
1
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русская литература» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русская литература» (в рамках обновления содержания среднего образования) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей литературы, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание.
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………4
Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе».5
Второе суммативное оценивание за тему«Притчи и легенды в литературе»..9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………..13
Первое суммативное оценивание за тему «Человек и природа»…………14
Второе суммативное оценивание за тему «Человек и природа»…………18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………..22
Первое суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»…23
Второе суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»…27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………..30
Первое суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности»……31
Второе суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности»……35
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Первое суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе»
Изучаемые произведения Легенда об Арионе
Цель обучения
ПО6 Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос
АИ4 Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев
Критерии оценивания
Обучающийся
• Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос
• Анализирует эпизоды, важные для характеристики героев
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения
20 минут
Задание
Прочитайте легенду об Арионе. Проанализируйте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности). Ответьте на вопрос, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»? Используйте цитаты из текста для подтверждения своих мыслей.
Легенда об Арионе
Периандр был тираном (1) Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред
(2) своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб (3), дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за
5
корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя — жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.
(1) Тиран — в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии -единоличный правитель.
(2) Кифаред — тот, кто играет на кифаре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков.
(3) Дифирамб — преувеличенная восторженная похвала.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. определяет проблему произведения; 1
формулирует аргументы для ответа на вопрос; 1
находит в тексте примеры, подтверждающие аргументы; 1
строит ответ на вопрос в форме рассуждения; 1
Анализирует эпизоды, важные для характеристики героев выделяет границы эпизодов, важных для характеристики героев; 1
называет их роль в композиции произведения; 1
характеризует героев произведения, приводя примеры из текста. 1
Всего баллов 7
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Притчи и легенды в литературе»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. Демонстрирует недостаточные знания и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой героя и/или образа-персонажа; выполняет простые задания по определению композиционных элементов текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы об особенностях композиции произведений на основе различных форм представления информации (таблицы, графики и диаграммы). □ Демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; выполняет типичные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, используя фрагменты для характеристики героев. Обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях композиции произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения. □ Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой героя и/или образа-персонажа; выполняет сложные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, используя фрагменты для характеристики героев. обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях композиции лирических произведений с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений.
7
Анализирует эпизоды, Действует по шаблону при
важные для выявлении художественных деталей,
характеристики героев. важных для характеристики главных
и второстепенных персонажей;
использует шаблонные приёмы для
выполнения задания на
элементарном уровне.

Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует стандартные приёмы для выполнения задания на достаточном уровне.

Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. Г
Второе суммативное оценивание за тему «Притчи и легенды в литературе»
Изучаемые произведения Цель обучения
Критерии оценивания
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.
АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.
Обучающийся
• Определяет тему и идею произведения.
• Даёт характеристику героям произведения.
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
1. Сопоставьте историю блудного сына и историю Дуни Выриной и заполните таблицу. На основе таблицы и текста составьте характеристику главной героини.
2. Определите тему и идею произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Притча о блудном сыне «Станционный смотритель»
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.
Радостная встреча сына с отцом Прошли годы — смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.
Примечание: таблица заполнена для примера, если задание будет дано обучающимся, они сами заполняют таблицу.
9
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тему и идею произведения. 1 Выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; 1
выделяет в произведении основные тематические мотивы; 1
выделяет в произведении основную мысль; 1
соотносит название произведения с темой или идеей; 1
определяет авторское отношение к проблеме произведения. 1
Даёт характеристику героям произведения. 2 Выделяет границы эпизодов, важных для характеристики героев; 1
определяет их роль в композиции произведения; 1
определяет авторские приемы характеристики персонажа; 1
раскрывает типичные и индивидуальные черты персонажа; 1
определяет собственное отношение к герою. 1
Всего баллов 10
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Притчи и легенды в литературе»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тему и идею произведения. Демонстрирует недостаточные знания и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет простые задания по определению композиционных элементов текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы об особенностях композиции лирических и прозаических произведений на основе различных форм представления информации (таблицы, графики и диаграммы). □ Демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения; обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях содержания лирических и х прозаических произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения. □ Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет сложные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения; обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях содержания лирических и прозаических произведений с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейно-тематическом и художественном плане лирических и прозаических произведений.
11
Даёт характеристику Действует по шаблону при
героям произведения. выявлении художественных
деталей, важных для
характеристики главных и
второстепенных персонажей;
использует шаблонные приёмы
для выполнения задания на
элементарном уровне.

Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на достаточном уровне.

Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. |_
12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
13
Первое суммативное оценивание за тему «Человек и природа» Изучаемые произведения А.Пушкин «Зимний вечер»
Цель обучения
Критерии оценивания
Уровень мыслительных навыков
АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ)
АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев
Обучающийся
• Определяет жанр и его признаки
• Определяет тему и идею произведения
• Объясняет свое мнение о поступках героев
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Выберите правильное утверждение:
A. Стихотворение А.С.Пушкина « Зимний вечер» — стихотворение, славящее великое событие или великого человека (ода).
Б. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» — стихотворение, посвященное раздумьям (элегия).
B. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» — стихотворение сатирического содержания (эпиграмма)
Г. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» — стихотворение, передающее переживание событий, изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния (лирическое стихотворение).
2. Определите тему и идею стихотворения.
Объясните своё мнение об отношении ли жческого героя к окружающему миру.
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Тема
Идея
Отношение лирического героя к миру
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет жанр и его признаки. Идентифицирует формальные признаки жанра произведения; 1
указывает его содержательные признаки; 1
делает вывод о жанре произведения; 1
Определяет тему и идею произведения. выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; 1
выделяет в произведении основные тематические мотивы; 1
выделяет в произведении основную мысль; 1
14
соотносит название произведения с темой или идеей; 1
формулирует тему и идею произведения; 1
Объясняет свое мнение о поступках героев. формулирует свое мнение о поступках героев; 1
приводит аргументы в доказательство своего мнения; 1
приводит примеры, подтверждающие аргументацию. 1
Всего баллов 11
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Человек и природа»
ФИО обучающегося
Уровень учебных достижений
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Определяет жанр и его признаки. Демонстрирует недостаточное знание жанра текста и понимание его признаков; выполняет простые задания по определению признаков лирического произведения. □ Демонстрирует достаточное знание жанра текста и понимание его признаков; частично выполняет сложные задания по определению признаков лирического стихотворения. | 1 Демонстрирует глубокое знание жанра текста и понимание его признаков; выполняет сложное задание по определению признаков лирического стихотворения. □
Определяет тему и идею произведения. Демонстрирует недостаточное знания и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет простые задания по определению темы и идеи текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы о теме и идее лирических и прозаических произведений. Демонстрирует достаточное знание и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению темы и идеи текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею лирических произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном Демонстрирует глубокое знание и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет сложные задания по определению темы и идеи текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейно-тематическом и
16
□ плане лирических произведений, используя стандартные пути решения. □ художественном плане лирических и прозаических произведений. □
Объясняет свое мнение о поступках героев. Действует по шаблону при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на элементарном уровне. □ Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на достаточном уровне. □ Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. ^^
17
Второе суммативное оценивание за тему «Человек и природа»
Изучаемые произведения О. Сулейменов «Волчата»
Р. Бредбери «Зелёное утро»
Цель обучения АИ 2. Определять тему и идею произведения, выражая
своё мнение о поступках героев.
АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет тему и идею произведения.
• Объясняет свое мнение о поступках героев.
• Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Выделите из списка тему и идею стихотворения О. Сулейменова «Волчата». Поделитесь своим мнением об отношении «волчатника» к диким животным.
Тема Идея
А. Противостояние хищника и человека А. Человек — царь природы.
B. Единство между человеком и животным миром B. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой.
C. Приручение диких животных C. Человек бессилен перед всемогущей природой.
2. Герой рассказа «Зеленое утро» Бенджамен Дрисколл одержим мечтой сделать Марс обитаемым. Докажите, что он ни разу не изменил мечте. Охарактеризуйте героя на основе деталей и цитат из предложенного отрывка.
Получив мотоцикл с коляской, полной семян и ростков, он спрятал его в безлюдной долине и отправился в путь пешком.
Это было тридцать дней назад, и он ни разу не оглянулся. Оглянуться — значило бы расстроиться. Погода была крайне сухая: сомнительно, чтобы хоть одно зернышко проросло. Быть может, вся его работа, все эти дни выкапывания ямок были напрасны. Он старался смотреть только вперед, спускаясь по этой широкой, плоской долине, уходя все дальше от Первого Города, ожидая дождей.
Над сухими горами собирались облака, когда он натягивал одеяло на плечи. Погоду на Марсе предсказать нельзя. Он чувствовал, как опаленные холмы окутываются холодной ночью, подумал о жирной, черной почве, такой черной и блестящей, что она чуть не шевелится в руке, о сырой земле, откуда могут вырасти гигантские бобовые кусты, а из них с сокрушительным грохотом будут падать смеющиеся великаны…
Огонь трепетал, засыпая под пеплом. Воздух содрогнулся от далекого рокота.
18
Гром. Внезапный запах воды. «Сегодня ночью, — подумал он, протянув руку, чтобы узнать, не идет ли дождь. — Сегодня ночью…»
Он проснулся от легкого шлепка по лбу.
Вода стекла у него по носу, попала в рот. Другая капля упала на глаз, заставив его зажмуриться. Третья шлепнулась на подбородок. Дождь.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет тему и идею произведения. выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; 1
выделяет в произведении основные тематические мотивы; 1
выделяет в произведении основную мысль; соотносит название произведения с темой или идеей; 1
формулирует тему и идею произведения. 1
Объясняет свое мнение о поступках героев. формулирует свое мнение о поступках героев; 1
приводит аргументы в доказательство своего мнения; 1
приводит примеры, подтверждающие аргументацию. 1
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат. Выделяет важные для характеристики героя детали; 1
анализирует и истолковывает детали, создающие образ главного героя; 1
делает выводы о характере героя; эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей; 1
использует цитаты из текста для подтверждения своих мыслей. 1
Всего баллов 12
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Человек и природа»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет тему и идею произведения. Демонстрирует недостаточные знания и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет простые задания по определению темы и идеи текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы о теме и идее лирических и прозаических произведений. Демонстрирует достаточное знание и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению темы и идеи текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею лирических произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения. Демонстрирует глубокое знание и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет сложные задания по определению темы и идеи текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейно-тематическом и художественном плане лирических и прозаических произведений.
Объясняет свое мнение о поступках героев. Действует по шаблону при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на элементарном уровне. Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные
20
для выполнения задания на достаточном уровне.
стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов.
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат.
Выявляет художественные детали, важные для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на низком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. Приводит цитаты из текста для доказательства своих мыслей.
Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. Цитирует произведение не только для подтверждения высказанных мыслей, учитывает уместность и эффективность цитаты.
Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов. Цитирует произведение не только для подтверждения высказанных мыслей, учитывает уместность и эффективность цитаты.
21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
22
Первое суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»
Цель обучения
АИ8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др
Критерии оценивания
Обучающийся
• Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Навыки высокого порядка
20 минут
Задание
Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие задания:
1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк — Наполеон, Ловчий — Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания?
A.Аллитерация Б. Аллегория
B. Ассонанс
2. Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они помогают вскрыть автору в этом тексте?
.. .Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец В переговоры
И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю,
Что я …»
23
Ответ: 1. Б.Аллегория. 2. Аллитерация — Ш,Щ,Ж,С,Ц; Имитирует зловещее шипение, дрожь и клацание зубов Волка. Инверсия — «хотел бы он съесть», «Пустился мой хитрец». Передают коварство хищника.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры Находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры; 1
называет художественные средства и стилистические фигуры; 1
Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. определяет связь между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения; 1
анализирует и истолковывает художественные детали и стилистические фигуры ,раскрывающие идею произведения; 1
делает выводы об использованных языковых средствах; 1
Всего баллов 5
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Сатира и юмор в литературе»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры Демонстрирует недостаточные знания и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет простые задания по определению художественных средств и стилистических фигур текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы о выделении в тексте художественных средств и стилистических фигур. □ Демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению художественных средств и стилистических фигур текста и успешно применяет знания, связывая их с темой и идеей произведения; , приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения. | 1 Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с комментированием темы и идее стихотворения; выполняет сложные задания по определению художественных средств и стилистических фигур; приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений. □
25
Определяет роль Демонстрирует элементарные
художественных средств знания и понимание элементов
и стилистических фигур. содержания текста и его идейного
смысла;
выполняет простые задания по
определению художественных
средств и стилистических фигур
текста и следует процедурам
выполнения в соответствии с
прямыми указаниями;
формулирует простые выводы о
выделении в тексте
художественных средств и
стилистических фигур и их роли в
произведении.

демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению и комментированию художественных средств и стилистических фигур текста и успешно применяет знания, связывая их с темой и идеей произведения;
, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения.

Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с комментированием темы и идее стихотворения; выполняет сложные задания по определению художественных средств и стилистических фигур; приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе художественных средств в сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведениях.

26
Второе суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»
Цель обучения
АИ8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса
в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры),
основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др
Критерии оценивания
Обучающийся
• Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения
Навыки высокого порядка
20 минут
Задание
1. Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8) .
2. Исследуйте сцену экзамена Митрофанушки и определите признаки сатиры и юмора.
3. Выделите в отрывке тропы, стилистические фигуры и определите их роль.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать. Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
27
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур находит в тексте произведения художественные средства и стилистические фигуры; 1
объясняет роль художественных средств и стилистических фигур в создании образов; 1
Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур объясняет причины сходства и различия в тематике произведений; 1
определяет фрагменты текстов для сравнения; 1
находит в отрывках текстов сходные образы и средства их создания; 1
находит в отрывах текстов отличия в образах и средствах их создания. 1
Всего баллов 6
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Сатира и юмор»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур Демонстрирует недостаточные знания и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет простые задания по определению композиционных элементов текста и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями; формулирует простые выводы об особенностях композиции лирических и прозаических произведений на основе различных форм представления информации (таблицы, графики и диаграммы) □ демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет типичные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения;. обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях содержания лирических и х прозаических произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения □ демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание элементов содержания текста и его идейного смысла; выполняет сложные задания по определению композиционных элементов текста и успешно применяет знания, определяя тему и идею произведения; обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях содержания лирических и прозаических произведений с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейно-тематическом и художественном плане лирических и прозаических произведений
29
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
30
Первое суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности»
Цель обучения
ПО 4. Составлять сложный план
АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста
Критерии оценивания Обучающийся
• Составляет сложный план
• Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения
20 минут
Задание:
Прочитайте отрывок из рассказа «Рождество» В. В. Набокова.
Составьте его сложный план, описывая действия и мысли героя.
Охарактеризуйте душевное состояние героя рассказа.
Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз. свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.
Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту ослепительную глубь. Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы. Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне сугроба — песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст. Немного дальше торчали столбы мостика, и тут Слепцов остановился. Горько, гневно столкнул с перил толстый пушистый слой. Он сразу вспомнил, каким был этот мост летом. По склизким доскам, усеянным сережками, проходил его сын, ловким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила. Вот он увидел отца. Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелек на широком поясе, весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших сандалиях. Совсем недавно, в Петербурге, -радостно, жадно поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке, — он умер, и вчера Слепцов перевез тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви.
Было тихо, как бывает тихо только в погожий, морозный день. Слепцов, высоко подняв ногу, свернул с тропы и, оставляя за собой в снегу синие ямы, пробрался между стволов удивительно светлых деревьев к тому месту, где парк обрывался к реке. Далеко внизу, на белой глади, у проруби, горели вырезанные льды, а на том берегу, над снежными крышами изб, поднимались тихо и прямо розоватые струи дыма. Слепцов снял каракулевый колпак, прислонился к стволу. Где-то очень далеко кололи дрова,- каждый удар звонко отпрыгивал
31
в небо,- а над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест.
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет сложный план Делит текст на основные смысловые части; озаглавливает их (пункты плана); 1
делит на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавливает (подпункты плана); 1
оформляет план в соответствие с грамматическими нормами. 1
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста Выделяет важные для характеристики героя детали; 1
анализирует и истолковывает детали, создающие образ главного героя; 1
делает выводы о характере героя; эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей; 1
использует цитаты из текста для подтверждения своих мыслей. 1
Всего баллов 7
32
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Мораль, этика, ценности»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет сложный план Демонстрирует недостаточные знания и понимание фрагментов произведения, связанных с делением текста на части; выполняет простые задания по определению композиционных элементов текста, составляет план и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями □ Демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с делением теста на части; выполняет типичные задания по определению композиционных элементов текста, составляет план и успешно применяет знания, используя фрагменты для характеристики героев □ Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с делением текста на части; выполняет сложные задания по определению композиционных элементов текста, составляет пан и успешно применяет знания, используя фрагменты для характеристики героев | 1
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста Действует по шаблону при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на элементарном уровне Обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях композиции лирических произведений с частичным обоснованием, приводит логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейнотематическом и художественном плане лирических произведений, используя стандартные пути решения; интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для Обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы об особенностях композиции лирических произведений с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы при анализе сложных в идейно-тематическом и художественном плане лирических произведений. интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и
33
выполнения задания на достаточном уровне
□ □
второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов
34
Второе суммативное оценивание за тему «Мораль, этика, ценности»
Цель обучения
АИ 4. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию
Критерии оценивания Обучающийся
• Анализирует эпизоды, важные для характеристики героев
• Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения
20 минут
Задание
Прочитайте эпизод разговора Дыбакова со шкилетником. Определите, кому симпатизирует автор рассказа. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Вместе с другими ребятами я был свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником.
Дыбаков — первый секретарь партии в нашем районе, высокий, в полувоенном кителе с рублено прямыми плечами, в пенсне на тонком горбатом носу. Ходил он, заложив руки за спину, выгнувшись, выставив грудь, украшенную накладными карманами.
В клубе железнодорожников проходила какая-то районная конференция. Все руководство района во главе с Дыбаковым направлялось в клуб по усыпанной толченым кирпичом дорожке. Мы, ребятишки, за неимением других зрелищ тоже сопровождали Дыбакова. Неожиданно он остановился. Поперек дорожки, под его хромовыми сапогами, лежал оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп па грязные костяшки рук, глядел снизу вверх, как глядят все умирающие с голоду — с кроткой скорбью в неестественно громадных глазах. Дыбаков переступил с каблука на каблук, хрустнул насыпной дорожкой, хотел было уже обогнуть случайные мощи, как вдруг эти мощи разжали кожистые губы, сверкнули крупными зубами, сипяще и внятно произнесли:
— Поговорим, начальник.
Обвалилась тишина, стало слышно, как далеко за пустырем возле бараков кто-то от безделья тенорит под балалайку:
Хорошо тому живется, У кого одна нога, Сапогов не много надо И портошина одна.
— Аль боишься меня, начальник?
Из-за спины Дыбакова вынырнул, райкомовский работник товарищ Губанов, как всегда с незастегивающимся портфелем под мышкой:
— Мал-чать! Мал-чать!..
Лежащий кротко глядел на него снизу вверх и жутко скалил зубы. Дыбаков движением руки отмахнул в сторону товарища Губанова.
— Поговорим. Спрашивай — отвечу.
35
— Перед смертью скажи… за что… за что меня?.. Неужель всерьез за то, что две лошади имел? — шелестящий голос.
— За это, — спокойно и холодно ответил Дыбаков.
— И признаешься! Ну-у, заверюга.
— Мал-чать! — подскочил опять товарищ Губанов.
И снова Дыбаков небрежно отмахнул его в сторону.
— Дал бы ты рабочему хлеб за чугун?
— Что мне ваш чугун, с кашей есть?
— То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти в колхоз? Только честно!
— Не хотел.
— Почему?
— Всяк за свою свободушку стоит.
— Да не свободушка причина, а лошади. Лошадей тебе своих жаль. Кормил, холил — и вдруг отдай. Собственности своей жаль! Разве не так?
Доходяга помолчал, помигал скорбно и, казалось, даже готов был согласиться.
— Отыми лошадей, начальник, и остановись. Зачем же еще и живота лишать? — сказал он.
— А ты простишь нам, если мы отымем? Ты за спиной нож на нас точить не станешь? Честно!
— Кто знает.
— Вот и мы не знаем. Как бы ты с нами поступил, если б чувствовал — мы на тебя нож острый готовим?.. Молчишь?.. Сказать нечего?.. Тогда до свидания.
Дыбаков перешагнул через тощие, как палки, ноги собеседника, двинулся дальше, заложив руки за спину, выставив грудь с накладными карманами. За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.
Он лежал перед нами, мальчишками, — плоский костяк и тряпье, череп на кирпичной крошке, череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости и, пожалуй, задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопиец! Ради этих лошадей стал бы точить нож на нас. «Если враг не сдается.» Здорово же его отделал Дыбаков.
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды, важные для характеристики героев Определяет место эпизода в произведении; 1
выбирает цитаты, нужные для характеристики героя; 1
использует цитаты для характеристики героя; делает выводы о характере героя. 1
Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. выделяет в тексте ключевые слова для характеристики героя; 1
характеризует героя на основе ключевых слов; 1
находит приемы, выражающие отношение автора к герою; 1
делает выводы об отношении автора к герою. 1
Всего баллов 7
36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за тему «Мораль, этика, ценности»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Анализирует эпизоды, важные для характеристики героев Демонстрирует недостаточные знания и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; действует по шаблону при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на элементарном уровне. □ Демонстрирует достаточное знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на достаточном уровне. □ Демонстрирует глубокое знание структуры текста и понимание фрагментов произведения, связанных с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов | |
Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Действует по шаблону при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и второстепенных персонажей и определении позиции автора; Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и Интегрирует знания, умения и навыки из других областей учебной программы при выявлении художественных деталей, важных для характеристики главных и
37
использует шаблонные приёмы для выполнения задания на элементарном уровне.

второстепенных персонажей и отношении к ним автора; использует шаблонные приёмы для выполнения задания на достаточном уровне.

второстепенных персонажей и отношения к ним автора; использует различные стратегии для выполнения задания на высоком уровне, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов .——-
38
39

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *