СОР История Казахстана 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
История Казахстана 7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………………4
Суммативное оценивание за раздел «6.1 A «Казахстан в VI — IX вв»……………5
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………..10
Суммативное оценивания за раздел 7.2 A «Казахстан в X — XIII вв»…………..11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………..16
Задания по суммативному оцениванию за раздел«Казахстан в XIII — 1 -ой половине XV вв» 17
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа».22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………..27
Суммативное оценивание за раздел 7.4A Образование единого Казахского государства …28 Суммативное оценивание за раздел 6.4B Развитие Казахского ханства в XVI — XVII веках32 Суммативное оценивание за раздел«Экономика и культура XVI — XVII веков»…….37
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «6.1 A «Казахстан в VI — IX вв»
Подраздел Чему учит средневековая история
Какой каган, правивший в VI-IX вв., является наиболее запоминающимся
По каким данным нам известно о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства
Цель обучения 7.3.1.2 Знать государства VI-IX вв. и объяснять
политические процессы, используя карты
7.3.1.3 Использовать понятие «Страна Великой степи» в описании взаимосвязи исторических событий и процессов
7.2.3.1 Объяснять историческую важность древнетюркской письменности
Критерий оценивания Обучающийся:
• Называет государства раннего средневековья и знает их хронологические рамки
• Показывает на карте государства раннего
• средневековья
• Раскрывает значение понятия «Страна Великой степи» с помощью определения связи между первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом
• Анализирует историческую важность
древнетюркской письменности
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Выбирите правильный ответ
1. Что верно среди предложенных данных:
I. В 552 году турки достигли государственного уровня
II. В 70-х годах VI века Тюркский каганат господствовал на территории от Северного Кавказа
до Северного побережья Черного моря
A) оба утверждения верны
B) первое утверждение верно
C) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
5
2. Которое утверждение верно:
I. В городах Семиречья, рядом с Великим Шелковым путем турки не могли вести свободную торговлю.
II. Сулу кагану пришлось вести трехстороннюю борьбу для поддержания безопасности своего каганата
A) оба утверждения верны
B) первое утверждение верно
C) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
3. Которое утверждение верно:
1. Согдийцы- ираноязычный народ, проживавший в Средней Азии
П.Согласно записям «Худут-аль-алам» в стране карлуков было 45 городов и поселений
A) оба утверждения верны
B) первое утверждение верно
C) второе утверждение верно
D) оба утверждения неверны
2. Работа с картой.
Отметьте на карте места государств Турков, Огызов и Кимаков.
3. Найдите правителей первых государственных сообществ и Тюркского каганата.
1 Сакское государство
2 Гунское государство
3 Тюркский каганат
6
Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ письменности Культегин, использую собственные знания. (задание выполняется на предложенных линиях)
Письменность Культегин —древнетюркский письменный памятник.Он был установлен в 40 километрах к северу от руин города Карабаласаган в Монголии, рядом с монастырем Эрдени Цзу на берегу реки Орхон(УШ век). Высота памятника 3,15 м., ширина 1,34 м, толщина 0,41 м. Каменный столб напоминает пятиугольный щит, по бокам изображены дракон и символ кагана. Первые упоминания о памятнике Культегин начали публиковаться в работах западных исследователей XIX века. На протяжении долгого времени тюрковеды не могли прочитать тайные надписи на двух памятниках. Среди ученых были утверждения, что неизвестные надписи на памятниках принадлежали древним кельтам, готам, грекам, славянам, Скандинавским финнам, и даже монголам или калмакам. 25 ноября 1893 года на конференции научной академии Дании В.Томсен заявил, что он нашел ключ к прочтению Орхонских письменных памятников и они написаны на древнетюркском языке, первыми словами, которые он прочитал были «тэщрЬ>(господь) и <оур^»(тюрк). После этого академик В.В.Радлов перевел текст. После данного исследования стало известно, что надписи повествуют о героических подвигах батыра Культегина. Радлов, С.Е.Малов, казахские ученые С.Аманжолов, Г.Айдаров, К.Умералиев и другие тюрковеды прочли тюркский текст и исследовали его с языковой, литературной и исторической точки зрения. И.В.Стеблева впервые рассмотрела Орхонскую письменность в качестве литературного произведения, а М.Жолдасбеков обосновал влияние на казахскую литературу с научной точки зрения. 1. Что означает понятие «Рунная письменность»? 2. Какую информацию о политике Билге кагана и Культегина по укреплению государства предоставляют «Орхонские письмена»? 3. Почему тюркская письменность привлекает исследователей? 7 Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл Обучающийся Называет государства раннего средневековья, решает задачу хронологических кругов 1 знает время достижения турками государственного уровня; 1 знает территорию тюркского каганата в 70-х годах VI века; знает какой была торговля турков в городах семиречья и рядом с великим шелковым путем; 1 знает политику сулу кагана в поддержании безопасности своего каганата; знает на каком языке разговаривали согдийцы; 1 знает сколько городов и поселений было в стране карлуков согласно записям «худут-аль-алам». Показывает на карте государства раннего средневековья 2 отмечает на карте место тюркского каганата; 1 отмечает на карте место огузского государства; 1 отмечает на карте место кимакского государства. 1 Раскрывает значение понятия «Страна Великой степи» с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом 3 находит правителя сакского государства; 1 находит правителя гунского государства; 1 находит правителя тюркского каганата. 1 Анализирует историческую важность древнетюркской письменности 4 знает значение поятия «рунная письменность»; 2 анализирует политику билге кагана и культегина по укреплению государства согласно «орхонским письменам»; 2 выявляет и объясняет интерес исследователей к тюркской письменности. 2 Всего баллов: 15 8 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.1 A «Казахстан в VI - IX вв» ФИО обучающегося _____________________________________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Называет государства раннего средневековья, решает задачу хронологических кругов Демонстрирует элементарные знания и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов ^ ^ Демонстрирует достаточное знание и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов j—| Демонстрирует глубокие знания и понимание государств раннего средневековья и их хронологических кругов j—| Показывает на карте государства раннего средневековья Отмечает на карте не менее 1 -го государство раннего средневековья | | Отмечает на карте не менее 2-х государств раннего средневековья | | Отмечает на карте все указанные государства раннего средневековья | | Раскрывает значение понятия «Страна Великой степи» с помощью определения связи между первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом Выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом, и опирается на указания по выполнению □ Успешно использует знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях и выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюрским i—1 каганатом Успешно использует знания в большинстве ситуаций и точно выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом □ Анализирует историческую важность древнетюркской письменности Формулирует простые выводы о важности древнетюркской письменности на основе различных форм представления информации Проводит анализ, частично обосновывая важность древнетюркской письменности □ Формулирует вывод с полным обоснованием о важности древнетюркской письменности, проводит анализ по полученным результатам, приводит логически последовательные аргументы 1 1 9 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 10 Суммативное оценивания за раздел 7.2 A «Казахстан в X - XIII вв» Подраздел Насколько изменилась политическая карта в X - XIII вв Как повлиял Великий Шелковый путь на экономическое и культурное развитие Казахстана Какой вклад внесла ттюркская культура в развитие мировой цивилизации Цель обучения 7.3.1.3. Знать государства в X-XIII вв. и используя карту объяснять политические процессы 7.4.2.1. Определение роли Великого Шелкового пути в развитии городской курьтуры 7.2.2.4 Объяснение ценности трудов М Кашгари, Ж.Баласагуни и А.Яссауи в описании общества тюркского периода Критерий оценивания Обучающийся • Называет развитые средневековые государства и определяет политические события и явления • Наносит на карту развитые государства средневековья, определяет их столицы, соседние государства • Анализирует влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана • Описывает историческую ценность работ М ^ашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества первыми государственными объединениями и Тюрским каганатом Знание и понимание Применение Анализ Время выполнения 25 минут Задания 1. Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом 1. Какой/какие из ниже приведенных фактов является правильным: I. Государство Караханидов являлось первым развитым государстом средневековья на территории Казахстана II.В Кыпшакском ханстве раба называли «яланкуг» A) оба варианта верны B) верен только вариант I C) верен только вариант II D) оба варианта ошибочны Уровень мыслительных навыков 11 2. Какой/какие из нижеприведенных утверждений являет (ют) ся верным/верными: I. Рашид ад-Дин описывает, что кереи, жившие в TX-XTTT вв. на монгольских территориях, были слабо развитым государством II. В русских летописях кыпчаков называли «половцы» (степняки) A) оба варианта верны B) верен только вариант I C) верен только вариант II D) оба варианта ошибочны 3. Какой/какие из нижеприведенных данных является верным/верными: 1. Государственный строй в развитых государствах средневековья в XT-ХШвв. был рабовладельческим II. В 970 году, чтобы усилить свое влияние, Муса Сатук Бограхан объявил ислам государственной религией A) оба варианта верны B) верен только вариант I C) верен только вариант II D) оба варианта ошибочны 2. Работа с картой. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом - Обозначьте на карте территорию и столицу государств Западных Караханидов, Восточных Караханидов; - Обозначьте на карте территорию государства Кыпшаков и столицы его правого и левого крыла; - Обозначьте на карте территорию и столицу государств Найманов, Кереев, Жалайыров 3. Заполните таблицу. Правильный, развернутый ответ за каждую личность оценивается 1 баллом Ученные Труды Ценнность и значимость Махмуд Кашгари ЖYCип Баласагуни Кожа Ахмет Яссауи 12 4. Работа с рисунками. Ответ с правильным содержанием и структурой за каждое предложенное задание оценивается 2 баллами Докажите влияние Великого Шелкового пути на развитие городов Казахстана. Приведите 3 примера: Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие ремесел: Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие торговли: Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие строительства: 13 Критерий № Дескриптор Балл оценивания задания Обучающийся Называет развитые средневековые государства и определяет политические события и явления 1 знает, что государство Караханидов было/не было первым развитым государстом средневековья на территории Казахстана и знает следующий факт того, что в Кыпшакском ханстве рабов называли «яланкуг» или оно носило другое название; 1 знает, что Рашид ад-Дин в своих источниках описывал кереев, живших в IX-XIII вв. на монгольских территориях, как слабо/сильно развитое государство и знает, что в русских летописях кипчаков называли «половцами» (степняки); 1 знает, что государственный строй в развитых государствах средневековья в XI-ХШвв. был/не был рабовладельческим и знает, что в 960 г./ 970г. Муса Сатук Бограхан объявил ислам государственной религией, чтобы усилить свое влияние ; 1 Наносит на карту развитые государства средневековья, определяет 2 определяет территорию и столицу государств Западный Карахан и Восточный Карахан; 1 их столицы, соседние государства определяет территорию государства Кыпшак и столицы его правого и левого крыла; 1 определяет территорию и столицу государств Найманов, Кереев, Жалайыров; 1 Описывает историческую ценность работ М 3 называет произведение Махмуда Кашгари и определяет его значимость; 1 ^ашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании называет произведение Юсупа Баласагуни и его значимость; 1 тюркского общества называет произведение Ходжа Ахмеда Йасауи и определяет его значимость; 1 Анализирует влияние Великого Шелкового пути 4 доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие ремесел; 2 на развитие средневековых городов на доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие торговли; 2 территории Казахстана доказывает влияние Великого Шелкового пути на развитие строительства. 2 Всего баллов: 15 14 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценниваия за раздел 7.2 А«Казахстан в X - XIII вв» ФИО Обучающийся Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Называет развитые средневековые государства и определяет политические события и явления Демонстрирует элементарные знания и понимание о развитых средневековых государствах и их хронологических рамках |—| Демонстрируетдостаточные знания и понимание о развитых средневековых государствах и их хронологических рамках |—| Демонстрирует глубокие знания о развитых средневековых государствах и их хронологических рамках |——| Наносит на карту развитые государства средневековья, определяет их столицы, соседние государства Правильно показывает на карте одно развитое государство средневековья и её столицу □ Правильно показывает на карте не менее трех развитых государств средневековья и их столицы □ Правильно показывает на карте все развитые государства средневековья и их столицы □ Анализирует влияние Великого Шелкового пути на развитие средневековых городов на территории Казахстана Выполняет простые задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно выполняет задания, следуя прямым указаниям | | Выполняет стандартные задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно применяет свои знания в знакомых и в некоторых незнакомых ситуациях | | Выполняет сложные задания о влиянии Великого Шелкового пути на развитие городской курьтуры и успешно применяет свои широкие знания | | Описывает историческую ценность работ М ^ашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании тюркского общества Различает историческую ценность работ М.Кашгари, Ж.Баласагуни и А.Яссауи в описании общества в тюркском периоде □ Частично обосновывает и анализирует историческую ценность работ М. Кашгари, Ж.Баласагуни и Яссауи А. в описании общества в тюркском периоде □ Полностью обосновывает историческую ценность работ М Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании общества тюркского периода, формирует заключение, анализирует полученные результаты, используя логическую последовательную аргументацию 1 1 15 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 16 Задания по суммативному оцениванию за раздел «Казахстан в XIII - 1-ой половине XV вв» Тема Как монголы достигли уровня государственности Как изменилась политическая карта в результате распада Монгольской империи Какую роль сыграла Ак Орда в сложении казахской государственности К каким изменениям привели события в Могулистане и государстве Абулхаира Цель обучения 7.2.2.3 характеризовать достижения военного искусства кочевников 7.3.1.6 знать государства XIII-XV вв. и используя карту объяснять политические процессы 7.1.1.2 определять этносоциальную структуру государств на территории Казахстана в XIII-XV вв 7.3.1.8 определять особенности системы управления государств на территории Казахстана 7.3.1.7 определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств Критерий оценивания Обучающийся • Знает государства XIII-XV вв. и, используя карту, объясняет политические процессы • Определяет причины распада средневековых государств • Определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды • Анализирует причины распада средневековых государств Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут 1. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, всего 3 вопроса, за каждый правильный ответ выдается 1 балл. Всего 3 балла. 1. Укажите верное среди предложенных данных. I. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военноадминистративных улуса. II. По «Ясе» высшим органом государства был барунгар- учредительное собрание. A) оба утверждения верны B) первое утверждение верно C) второе утверждение верно Д) оба утверждения неверны 17 2. Укажите которое утверждение верно. I. В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван, состоявший из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 человек. II. В 1219-1224 годах все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов. A) оба утверждения верны B) первое утверждение верно C) второе утверждение верно Д) оба утверждения неверны 3. Укажите которое утверждение верно. 1. Монголы вторглись в Жетысу в 1218 году. II. «Шынгыснаме» - это научный труд, в котором описана история Южного и Западного Казахстана XIII-XIV веков. A) оба утверждения верны B) первое утверждение верно C) второе утверждение верно Д) оба утверждения неверны 2. Работа с картой. Отметьте на карте государства Ак Орда, Могулистан, государство Абулхаира. 3. Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ на этносоциальную структуру государств, использую собственные знания (задание выполняется на предложенных линиях). Г осударство Ак Орда Г осударство Могулистан Ногайская Орда В XIV в. власть правителей из рода Орда Ежена распространялась фактически на всю территорию современного Казахстана. Лишь Семиречье, входившее в государство чагатаидов, не подчинялось Границы Могулистана на востоке доходили до территории калмыков (ойраты, джунгары), на севере - до Балхаша, на юге -до Туркестана и Ташкента. Южные регионы Могулистана включали в Ногайская Орда возникла на западе Казахстана, в междуречье рек Урала и Волги в 1396—1411 гг. Самым крупным племенем Орды были мангыты и, поэтому есть и другое название государства - 18 им. Так на огромной территории появилось мощное государственное объединение — Ак Орда, столицей которой стал г. Сыгнак. Ак Орда была населена тюркоязычными племенами и представляла собой полиэтническое образование - кыпчаки, усуни, найманы, аргыны, карлукикереиты, канглы, конраты, мангыты и др. Политическую историю Ак Орды можно разделить на 3 этапа: 1.XIII - начало XTV вв. -длительная борьба ханов Ак Орды за освобождение ВосточногоДешт-и-Кыпчака из-под власти Золотой Орды. 2. середина XTV в. -вмешательства ханов Ак Орды во внутренние дела Золотой Орды. 3. конец XTV - начало XV вв. - борьба с агрессией Тимура и тимуридов. • Официально первым ханом Ак Орды избран-Сасы-буга (1309-1315) • При его сыне Ерзене (1315-1320) в Ак Орде происходит рост городов, торговли, ремесла. себя Фергану, Кашгар, Аксу, практически земли современного Южного Казахстана. Территорию Могулистана в целом населяли тюркоязычные племена. Как этноним он происходит от собирательного понятия "моголы" и имеет этнополитический смысл. В 70-80-е гг. XTV в. против Могулистана эмир Тимур совершил около десятка грабительских набегов. В 1371-1372 гг. Тимур лично выступил в поход на Могулистан, дойдя до Сегиз-Игача в Прииссык-кулье, захватив большое количество пленных и добычу вернулся обратно. В 1375 г. Тимур дошел до Или, через Сайрам, Таласскую долину в глубь Семиречье. В 1377 г. войском Тимура Камар-ад Дин был разбит дважды: первый раз в предгорьях Каратау; второй в Бочамском ущелье, на пути из Чуйкои долины к озеру Иссык-куль. К концу 80-х гг. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды против Тимура. Мангытский юрт, или улус Едыге. При Едыге Мангытский юрт постепенно стал отходить от Золотой Орды. Едыге не был чингизидом и потому не мог официально управлять в качестве хана и правил с титулом "бек беков", или "великий эмир". В 90-е годы XTV века Едыге вел длительную войну с Тохтамыш ханом, во-первых, за господство в Золотой Орде, во-вторых, в целях укрепления вла-сти Ногайской Орды над соседними владениями, расширения ее границ. Едыге в течение 15 лет правил Ордой (1396-1411 гг.). При его правлении владения Ногайской Орды расширились до Запад-но-Сибирской низменности. 4. Определите этнический состав этих государств. Найдите сходства этносоциальной структуры государств. 5. Объясните внутренние и внешние политические ситуации каждых государств. 1. Сходство в этносоциальной культуре ----------------------------------------------- 19 2. Внутренние полтитческие ситуации 1.------------------------------------ 2. 3. 4. Сравните причины распада Ак Орды и Могулистан. Заполните диаграмму Венна. Критерий оценивания Задания № Дескриптор Балл Обучающийся Знает государства XIII-XV вв. и используя карту объяснять политические процессы 1 Правильно отвечает на тестовое задание 1 Правильно отвечает на тестовое задание 1 Правильно отвечает на тестовое задание 1 Определяет причины распада средневековых государств 2 Отмечает на карте территорию Ак Орды 1 Отмечает на карте территорию Могулистана 1 Отмечает на карте территорию ханство Абулхаира 1 Определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды 3 называет этнический состав Ак Орды; 1 называет этнический состав Могулистан; 1 называет этнический состав Ногайской Орды. 1 Анализирует причины распада средневековых государств 4 сравнивает причины распада государств; 2 объясняет сходство причин распада государств; 2 Объясняет различия причин распада государств. 2 Всего баллов 15 20 Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания по теме «Казахстан в XIII 1-ой половине XV вв» ФИО обучающегося _____________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Знает государства XTTT-XV вв. и, используя карту объясняет политические процессы Демонстрирует элементарные знания и понимание о достижениях военного искусства кочевников ^ ^ Демонстрирует достаточное знание и понимание о достижениях военного искусства кочевников □ Демонстрирует глубокие знания и понимание о достижениях военного искусства кочевников ^ ^ Определяет причины распада средневековых государств Затрудняется при определении причины распада средневековых государств □ Допускает ошибки в определении причины распада средневековых государств □ Правильно определяет причины распада средневековых государств □ Определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды Затрудняется называть этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды □ Допускает ошибки в определении этнического состава Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды □ Правильно определяет этнический состав Ак Орды, Могулистан, Ногайской Орды □ Анализирует причины распада средневековых государств Затрудняется анализировать сходство и различия причин распада средневековых государств □ Допускает ошибки при анализе сходство и различия причин распада средневековых государств. □ Анализирует сходство и различия причин распада средневековых государств □ 21 Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа» Как сформировался наследник Великой Степи -казахский народ 7.1.1.3 определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья 7.1.1.4 объяснять значение этнонима «казах» Обучающийся • Знает исторические события в формиравании казахского народа • Анализирует источники об этнониме «казах» • Знает расположение казахских племен. • Определяет факторы, повлиявшие на формирование казахского народа Знание и понимание Применение Применение Анализ Время выполнения 20 минут 1. Заполните пропуски в тексте. Вставляемые понятия (в улусе Узбекском султанов, Абулхаир-хан, Г ирей-хану и Джанибек-хану, Казахами). «Властвовал во всем Дешт-и-Кыпчаки----------- , некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решились заранее предотвратить ее. С этой целью несколько----------- Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшой толпой людей бежали от Абулхаира-хана в Моголистан. Зажили они спокойно. После смерти Абулхаира-хана--------- начались междоусобия. Всякий, кто только мог, уходили в поисках безопасности к------------ . Вследствие этого они, сами, а потом и большая часть, собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и в одно время скитавшихся без приюта, их прозвали ; это имя за ними и осталось». Им (М. Хайдаром) приводится конкретная дата возникновения Казахского ханства-1465-1466 гг. («Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати) 2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, Вам необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы. 1. Какой исторический процесс отразился в тексте? 2. Какое предположение основное об этнониме «казах»? Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгакуглым» -«казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название - «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу. В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков 22 некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Здесь слово казах имеет значение «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей. По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана. которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам. 3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен старшего, среднего, младшего джузов. 4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: уровень развития культуры кочевых племен Казахстана, сформированности единой территории, общественно-этническая структура, сформированность языка, внешний облик, присущий большинству этнических представителей и.т.д). В формировании казахского народа повлияли следующие факторы. Главные этнополитические Историко-географические признаки признаки этноса этноса 1. 1. 2. 2. Вывод: 23 Критерий оценивания Задания № Дескриптор Балл Обучающийся Знает исторические события при формиравании казахского народа 1 знает внутриполитические состояние ханства Абулхаира; 1 знает первых правителей казахского ханства; 1 знает причины откочевки казахских племен; 1 Анализирует источники об этнониме «казах» 2 определяет главный исторический процесс, отраженный в источнике; 1 Обосновывает свой ответ, ссылаясь на текст исторического источника 1 делает вывод о появлении этнонима «казах»; 1 Аргуменьтирует свой ответ, ссылаясь на текст исторического источника 1 Знает расположение казахских племен 3 знает расположение племен старшего джуза; 1 знает расположение племен среднего джуза; 1 знает расположение племен младшего джуза; 1 Определяет факторы, повлиявшие на формирование казахского народа 4 Объясняет первый этнополитический признак этноса 1 Объясняет второй этнополитический признак этноса 1 объясняет первый историкогеографический признак этноса; 1 объясняет второй историкогеографический признак этноса; 1 делает вывод в таблице 1 Всего баллов 15 24 ФИО обучающегося Рубрика для предоставления родителям информации о результате суммативного оценивания по теме «Формирование казахского народа» Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Знает исторические события в формировании казахского народа Демонстрирует элементарные знания и понимание исторических событии в формировании казахского народа Q Демонстрирует достаточное знание и понимание исторических событий в формировании казахского народа □ Демонстрирует глубокие знания и понимание исторических событий в формировании казахского народа □ Анализирует источники об этнониме «казах» Отмечает на карте не менее 1 -го государство раннего средневековья |——| Отмечает на карте не менее 2-х государств раннего средневековья □ Отмечает на карте все указанные государства раннего средневековья |——| Знает расположение казахских племен Отмечает на карте расселения не менее 1 -го джуза . Выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюркским каганатом, и опирается на указания по выполнению ^^ Отмечает на карте расселения не менее 2-х джузов. Успешно использует знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях и выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюркским каганатом □ Отмечает на карте расселения всех казахских джузов. Успешно использует знания в большинстве ситуаций и точно выполняет задания, связанные с понятием «Страна Великой степи», с помощью определения взаимосвязи между первыми государственными объединениями и Тюркским каганатом _| 25 Определяет факторы, повлиявшие на формирование казахского народа Формулирует простые выводы при определении факторов в формировании казахского народа |——| Проводит анализ, частично обосновывая факторы в формировании казахского народа □ Формулирует вывод с полным обоснованием факторов, повлиявших в формировании казахского народа |——| 26 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 27 Суммативное оценивание за раздел 7.4A Образование единого Казахского государства Тема Почему созданное Кереем и Жанибеком Казахское ханство считается первым национальным государством в Центральной Азии Цель обучения 6.3.1.9 определять историческое значение образования Казахского ханства 6.2.3.4 объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди» 6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства Критерий оценивания Обучающийся • Описывает исторические событий образования Казахского ханства • «Обозначает на карте территорию и города Казахского ханства • «Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении государства • «Определяет хронологические последовательности исторических событий Знание и понимание Применение Применение Анализ Время выполнения 20 минут Задания 1. Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним правильным ответом, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. 1. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда государств: A) ханства Абулхаира и Мавераннахра B) Мавераннахра и Могулистана C) ханства Абулхаира и Могулистана D) Белой и Ногайской Орд E) Золотой и Ак Орды 2. Первоначально Казахское ханство было образовано на территории: A) Южного Казахстана B) Центрального Казахстана C) Средней Азии D) Западного Жетысу E) Сарыарка Уровень мыслительных навыков 28 3.Укажите ханов, основавших Казахское ханство A) Абулхаир, Барак B) Есенбуга, Махмуд C) Касым, Бурундук D) Абылай, Тауке E) Керей, Джанибек 4. Укажите средневековый источник, содержащий сведения об образовании Казахского ханства A) «Кутатгу билиг» Ю. Баласагуни B) «Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дуглат C) «Дивани лугатат тюрк» М. Кашгари D) «Дивани хикмат» Ахмет Яссауи E) «Философские, математические трактаты» Аль-Фараби 5. Укажите годы образования Казахского ханства А) 1567-1568 гг. в) 1398-1400 гг. C) 1468 -1469 гг. D) 1465 -1466 гг. E) 1455-1456 гг 2. Работа с картой. Правильный ответ за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом. - обозначьте на карте место, где было провозглашено Казахское ханство; - обозначьте на карте столицу государства Абулхаира; - обозначьте на карте город Ясы. 3. Заполните таблицу. Правильный, развернутый ответ за каждую личность оценивается 1 баллом. Исторические личности События и факты, связанные с личностью Керей Жанибек М.Х. Дулати 29 4. Работа с рисунками. Расставьте картины в хронологической последовательности событий, изображённых на картинах. Сделайте вывод, устанавливая связь между историческими событиями. Ответ с правильным содержанием и структурой за каждое предложенное задание оценивается 1 баллом, за вывод 1 балл. Первым ханом нового ханства становится Керей Борьба за Дешти-Кыпчак казахских ханов с потомками Абулхаира Керей и Жанибек, возглавив одну из частей племен Узбекского ханства (так называемое "Государство кочевых узбеков"), перекочевали в Могулистан А Б В Вывод: Объясните, каковы были политические последствия событий, которому посвящена картина. Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл Обучающийся Описывает исторические событий образования Казахского ханства 1 Правильно указывает предпосылку образования казахского ханства 1 Знает территорию образования казахского ханства 1 Знает основателей казахского ханства 1 Называет средневековый источник, содержащий сведения об образовании Казахского ханства 1 Называет годы образования Казахского ханства 1 Обозначает на карте территорию и города Казахского ханства 2 определяет место провозглашения Казахского ханства; 1 обозначает на карте столицу государства Абулхаира; 1 обозначает на карте город Ясы. 1 Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении государства 3 Описывает деятельность Керея 1 Описывает деятельность Жанибека 1 Описывает деятельность М. Х. Дулати 1 Определяет хронологические последовательности исторических событий 4 Правильно указывает первое событие в хронологической последовательности 1 Правильно указывает второе событие в хронологической последовательности 1 Правильно указывает третье событие в хронологической последовательности 1 Делает вывод 1 Всего баллов 15 30 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 6.4A Образование единого Казахского государства ФИО обучающегося____________________________________________ Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Описывает исторические события образования Казахского ханства Демонстрирует элементарные знания и понимание об образовании Казахского ханства □ Демонстрирует достаточные знания и понимание об образовании Казахского ханства □ Демонстрирует глубокие знания об образовании Казахского ханства □ Обозначает на карте территорию и города Казахского ханства Правильно показывает на карте один из данных городов или территорию Правильно показывает на карте не менее двух городов □ Правильно показывает на карте все данные города и мест □ Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении государства Различает историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати □ Частично обосновывает и анализирует историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати |——| Полностью обосновывает историческую ценность деятельности Керея и Жанибек, М.Х.Дулати |—| Определяет хронологические последовательности исторических событии Затрудняется определить хронологические последовательности исторических событий и делать вывод, устанавливая связи между историческими i—1 событиями 1—1 Частично определяет хронологические последовательности исторических событий. □ Определяет хронологические последовательности исторических событий и делает вывод, устанавливая связи между историческими событиями □ 31 Суммативное оценивание за раздел 6.4B Развитие Казахского ханства в XVI - XVII веках Тема Почему К.Жалаири писал: «Самым известным из сыновей Жанибек хана был Касым хан» Почему период правления Хакназар хана называют «эпохой Ренессанса» Какой политики придерживался Тауекель хан для объединения казахских земель Как Есим хан смог сохранить целостность Казахского ханства Почему Тауке хана называют «Ликургом степи» Какую роль играли социальные группы в жизни казахского общества Цель обучения 6.3.1.10 определять роль казахских ханов в укреплении государства 6.3.2.6 анализировать внешнюю политику казахских ханов 6.1.2.1 определять роль социальных групп в Казахском ханстве 6.3.1.11 характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественно-политической жизни государства Критерий оценивания Обучающийся: • Знает значительные события в казахском ханстве в XVI - XVII веках • Соотнесет роль социальных групп в Казахском ханстве • Определяет особенности внешней политики казахских ханов • Определяет роль казахских ханов в укреплении государства Знание и понимание Применение Применение Анализ Время выполнения 20 минут 1. Длительную борьбу казахских ханов за оседло - земледельческие районы Южного Казахстана и при сырдарьинские города завершил: A) Тауке B) Есим C) Жангир D) Хакназар T) Касым Уровень мыслительных навыков 32 2. Хан Хакназар был убит по приказу: A) Абдаллаха II Б) Мухаммеда Шайбани B) Баба-султана Д) Есим хан Е) Тауекел хан 3. После смерти Шигая ханом стал: A) Жаныбек Б) Тауке B) Тауекел Д) Есим Е) Хакназар 4. После смерти хана Касыма Казахское государство: A) достигло наибольшего могущества B) распалось на жузы. C) переживало политический кризис D) расширило свои границы E) вело войну с Русским княжеством 5.Тауекель называл себя ханом: A) казахов и башкир B) казахов и мангытов C) казахов и киргизов Д) казахов и калмыков Е) казахов и ногаев 2. Соотнесите названия с определениями. Султаны Это звание присваивалось своему национальному герою только народом. В знак особенного предпочтения, некоторые казахские роды называются именами своих предков. Батыры Представитель определенного жанра казахского исторического поэтического творчества. Бий Это звание знати в Казахском ханстве, чаще всего были правителями отдельного рода или племени. Жырау Они обладали знаниями истории народа, его быта, обычаев и традиций, отличались мудростью и красноречием. 3. Напишите особенности внешней политики правителей Казахского ханства (не менее 2-х особенностей) 1 Касым хан 1. 2. 2 Хакназар хан 1. 2. 3 Тауекель хан 1. 2. 4 Есим хан 1. 2. 33 4. Прочитайте текст. Определите роль Тауке хана в укреплении внутренней и внешней политики Казахского ханства. Казахское ханство сумело окрепнуть при хане Тауке, который на исходе семнадцатого и в начале восемнадцатого веков, удачно объединив свои силы с силами кыргыз и каракалпаков, поставил довольно надежный заслон злобному натиску калмаков. Известен факт: когда в 1680 году джунгары бесчинствовали на юге Казахстана, лишь один Туркестан, защищаемый Тауке-ханом, остался нетронутым. Но целиком пресечь агрессию ойратов он был не в силах. Это и явилось причиной омертвления южных районов Казахстана, подпавших под джунгарское иго. Остановить вражеское нашествие в условиях непрекращающих междоусобиц чингизидов в самом Казахстане, сложных отношений со среднеазиатскими государствами было и невозможно. И Тауке-хан железной рукой принялся наводить порядок в собственном владении. При Тауке увидел свет свод норм обычного права «Жеты Жаргы», который заложил основы наиболее целесообразного в ту пору государственного устройства и правопорядка.Тауке сумел преодолеть распри аристократов, объединить народ, значительно подняв удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму политическую и экономическую обстановку в своем государстве, наладил добрососедские отношения - с соседними. Одного он не мог преодолеть-продолжавшейся, все обострявшейся джунгарской агрессии. Внутреняя политика------------------------------------------------------------------ Внешняя политика 34 Критерий оценивания Задания № Дескриптор Балл Обучающийся Знает значительные события в казахском ханстве в XVI - XVII веках 1 называет годы правления ханов; 1 знает роль казахских ханов в укреплении государства; 1 называет территорию казахского ханства в XVI веке; 1 называет предшественников ханов; 1 знает взаимосвязи с соседними странами. 1 Соотносит роль социальных групп в Казахском ханстве 2 знает роль батыров в казахской обществе; 1 знает роль биев в казахской обществе; 1 знает роль султанов в казахской обществе; 1 знает роль жырау в казахской обществе. 1 Определяет особенности внешней политики казахских ханов 3 определяет особенности внешней политики Касым хана; 1 определяет особенности внешней политики Хакназар хана; 1 определяет особенности внешней политики Тауекель; 1 определяет особенности внешней политики Есим хана. 1 Определяет роль казахских ханов в укреплении государства 4 определяет роль Тауке хана в укреплении внешней политики 1 определяет роль Тауке хана в укреплении внутренней политики 1 Всего баллов 15 35 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оцениванияза раздел «6.4B Развитие Казахского ханства в XVI - XVII веках» ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Знает значительные события в Казахском ханстве в XVI - XVII веках Демонстрирует элементарные знания о значительных событиях в Казахском ханстве в XVI - XVII веках |——| Демонстрирует достаточное знание о значительных событиях в казахском ханстве в XVI - XVII веках |——| Демонстрирует глубокие знания о значительных событиях в казахском ханстве в XVI - XVII веках |——| Соотносит роль социальных групп в Казахском ханстве Соотносит не менее 1 -го название с определениям Соотносит не менее 2-х названии с определениями Соотносит все указанные названия с определениями Определяет особенности внешней политики казахских ханов Затрудняется определить особенности внешней политики казахских ханов □ Допускает ошибки при определении особенности внешней политикинекоторых ханов Успешно использует знания точно выполняет задания, связанные с внешней политикой казахских ханов |^| Определяет роль казахских ханов в укреплении государства Формулирует простые выводы о роли казахских ханов в укреплении государства j—| Проводит анализ, частично обосновывая роль казахских ханов в укреплении государства j—| Формулирует вывод с полным обоснованием о роли казахских ханов в укреплении государства 36 Суммативное оценивание за раздел «Экономика и культура XVI - XVII веков» Тема Как жизнь казахов XVI - XVII вв. отражается в духовной культуре Почему юрта считается уникальным образцом материальной культуры кочевников Цель обучения 6.2.2.1 определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов, как исторических источников 6.2.2.5 описывать достижения прикладного искусства кочевников. 6.4.1.2 определять особенности традиционного хозяйства кочевников Критерий оценивания Обучающийся • Знает исторические произведения казахов в XVI -XVII вв • Классифицирует виды материальной культуры кочевников • Объясняет суть обычаев кочевников • Анализирует источники при определенииособенности традиционного хозяйства кочевников Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Применение Анализ Время выполнения 25 минут 1. Соотнесите произведения с жанрами. Героический эпос Тарих-и Рашиди, Сборник летописей Кюй «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» «Сагыныш», «Ел айырылган» Исторические произведения Едиге, Орак-Мамай, Шора, Кобыланды батыр Легенды Как Асан-Кайгы искал Жер-Уюк, «Книга деда Коркыта» 2. Классифицируйте традиционные предметы материальной культуры XVI - XVII вв казахов. Юрта, тускииз, алаша, кебеже, найза, коржын, камзол, жаргак тон, шапан, кебис, маси, шарке, курке, шатыр, айбалта Жилища Предметы домашнего обихода Оружия Одежда Обувь 37 3. Объясните суть обычаев кочевников: Тасаттык------------------------------ Суйнши Асар 4. Плано Карпини Рубрук Марко Поло "Иные жилища скоро разбираются и опять складываются и навьючиваются на скотину (юрта), другие же разбирать нельзя, а ставят их на повозки. Куда бы они не ходили на войну или с места на место, всегда берут их с собой". В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. «Дом, в котором они спят, — писал Рубрук, — они ставят на колеса... И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом. Ось повозки была величиной с мачту корабля.». "кыпчаки покрывали юрты белым войлоком, чаще же пропитывают войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче, а иногда они берут черный войлок. Именно они (кыпчаки) сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей". Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. в книге Марко Поло отражен момент перед военными действиями, когда воины, сидя на лошадях, играют на двуструнных инструментах и поют песни. Также описаны и другие эпизоды, в том числе и тот факт, что народ, живущий в этой местности, пьет кобылье молоко" 38 Критерий № Дескриптор Балл оценивания задания Обучающийся Знает исторические произведения казахов в XVI - знает героические эпосы в XVI-XVII вв; 1 XVII вв 1 знает кюй в XVI - XVII вв; 1 знает исторические произведения в XVI - XVII вв; 1 знает легенды в XVI - XVII вв. 1 Классифицирует виды материальной культуры Классифицирует национальные одежды казахов; 1 кочевников Классифицирует национальную обувь казахов 1 2 Классифицирует жилища казахов; 1 Классифицирует предметы домашнего обихода у кочевников; 1 Классифицирует оружия казахских батыров. 1 Объясняет суть обычаев Объясняет суть обычая «тасаттык»; 1 кочевников Объясняет обычая «суйнши»; 1 3 Объясняет обычая «асар»; 1 Анализирует источники при определении особенности традиционного хозяйства кочевников Определяет особенности традиционного хозяйства кочевников согласно источникам европейских путешественников; 1 4 Определяет особенности традиционного жилища кочевников, анализируя источниковевропейских путешественников; 1 Определяет особенности прикладного исскуства кочевниковсогласно источникам европейских путешественников. 1 Всего баллов 15 39 ФИО обучающегося Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оцениванияза раздел 6.4C Экономика и культура XVI - XVII веков Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Знает исторические произведения казахов в XVI - XVII вв Демонстрирует элементарные знания и понимание произведении казахов в XVI - XVII вв □ Демонстрирует достаточное знание и понимание произведении казахов в XVI - XVII вв □ Демонстрирует глубокие знания и понимание произведении казахов в XVI -XVII вв |—| Классифицирует виды материальной культуры кочевников Классифицирует не менее 2-хвидов материальной культуры кочевников □ Классифицирует не менее 3-х видов материальной культуры кочевников |“| Классифицирует все виды не материальной культуры кочевников |“| Объясняет суть обычаев кочевников Затрудняется объяснить суть обычаев кочевников □ Допускает ошибки при объяснении сути обычая кочевников Успешно использует знания и объясняет суть обычаев кочевников Анализирует источники при определении особенности традиционного хозяйства кочевников Проводя анализ источников , определяет менее 2-х особенностей традиционного хозяйства кочевников □ Проводя анализ, частично определяет собенности традиционного хозяйства кочевников □ Проводит анализ источников и, по полученным результатам, определяет все особенности традиционного хозяйства кочевников □ 40 41

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *