СОР Информатика 6 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Информатика
6 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Информатика» для обучающихся в 6 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети»…………4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………..8
Суммативное оценивание за раздел «Представление информации»……………8
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика»………………11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………….15
Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры».15
Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры»…………18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………….21
Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом»……………….21
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Компьютерные системы и сети»
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Дополните предложение.
а) Эргономика — это наука, изучающая взаимодействие .. месте.
6.4.1.1 Формулировать и решать задачи эргономики (для максимального комфорта и эффективности)
6.1.1.1 Рассказывать об истории и перспективах развития вычислительной техники
Обучающийся
• Формулирует понятие «Эргономика»
• Решает задачи эргономики
• Описывает перспективы развития вычислительной техники
Применение 20 минут
. для благополучия на рабочем
b) По правилам техники безопасности монитор располагают на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз. Укажите угол наклона монитора:________0.
2. Рассмотрите изображение, представленное ниже.
Опишите, какие нарушения допустил пользователь при работе за компьютером.
1)________________________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________________________
4
ПРОЕКТ
3. У кажите соответствия.
Компьютеры Характеристики
1 поколение Миникомпьютеры на интегральных схемах.
2 поколение Полупроводниковые машины на транзисторах.
3 поколение Искусственный интеллект.
4 поколение Вычислительные системы на большой интегральной схеме.
Ламповые машины.
4. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.
цифровой компьютер, аналоговый компьютер, абак, принтер, джойстик
Одним из первых устройств, облегчающих вычисления, можно считать
(1 )________________________________. Следующим этапом люди изобрели
(2 )_____________________________________. А впоследствии и до сих пор мы пользуемся
(3 )________________________________________________________________.
5. Заполните пропущенные слова и словосочетания в предложениях.
первого, третьего, пятого, эмоциональный, искусственный,
множественный
Робот является одним из признаков развития вычислительной техники (1)___________
поколения, потому что в основе его лежит(2)___________________________интеллект.
5
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Формулирует понятие «эргономика» 1 определяет понятие «Эргономика»; 1
определяет угол наклона монитора; 1
Решает задачи эргономики 2 указывает расстояние от глаз до монитора; 1
определяет положение спины; 1
определяет положение ног; 1
Определяет перспективы развития вычислительной техники 3 указывает характеристики для первого поколения; 1
указывает характеристики для второго поколения; 1
указывает характеристики для третьего поколения; 1
указывает характеристики для четвертого поколения; 1
4 указывает первое устройство; 1
указывает второе устройство; 1
указывает третье устройство; 1
5 правильно указывает поколение ЭВМ; 1
определяет признак поколения. 1
Всего баллов 14
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Компьютерные системы и сети»
ФИО обучающегося i
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Называет понятие
«эргономика».
Затрудняется определять понятие «эргономика».
Допускает ошибки при определении понятие «эргономика» / угла наклона монитора.
Верно называет понятие «эргономика» и угол наклона монитора.
Решает
эргономики.
задачи
Затрудняется при решении задач эргономики.
Допускает ошибки при определении расстояния от глаз до монитора/ положения спины/положения ног.
Верно решает эргономики.
задачи
Определяет перспективы развития вычислительной техники.
Затрудняется при определении перспективы развития
вычислительной техники.
Допускает ошибки при определении характеристик первого/второго/
третьего/четвертого поколения; при определении первого/второго/третьего устройства; при определении поколения ЭВМ/ признака поколения.
Верно определяет
перспективы развития
вычислительной техники.
7
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Представление информации»
Цель обучения
Критерий оценивания
6.2.1.3 Приводить примеры каналов связи, источников и приемников информации
6.2.1.1 Кодировать и декодировать текстовую информацию
Обучающийся
• Определяет канал связи, источник и приемник информации
• Представляет информацию в кодированном виде
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения Задания
1. Рассмотрите изображение. а) Укажите канал связи.
20 минут
b) Укажите количество источников и приемников информации в ситуации: Трое детей смотрят мультфильм по телевизору.
A. Один приемник и один источник
B. Три приемника и три источника
C. Три источника и один приемник
D. Три приемника и один источник
2. Рассмотрите и заполните таблицу. Прочитайте примеры, определите источник и приемник информации.
Пример Источник Приемник
Ученик изучает картины в музее
Ученик получил sms-сообщение от одноклассника
8
ПРОЕКТ
3. Закодируйте слово Байт, если известно, что в таблице ASCII А=128, Б=129, В=130, …. Т=146.
Б А И Т

4. Раскодируйте слово, состоящее из набора чисел 66 73 84, известно, что в таблице ASCII значение A=65, B=66, C=67,… Z= 90
5. Определите, с помощью каких комбинаций клавиш закодированы символы.
© ALT + 3 ( на допоншельной цифровой клавиатуре)
ALT + 6 ( на допоншельной цифровой клавиатуре)
У ALT + 1 ( на допоншельной цифровой клавиатуре)
ф ALT + 2 ( на допоншельной цифровой клавиатуре)
Критерий оценивания № задан ия Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет канал связи, источник и приемник информации 1 указывает канал связи; 1
указывает источник и приемник информации; 1
2 указывает приемник информации; 1
указывает источник информации; 1
Представляет информацию в кодированном виде 3 кодирует слово БАЙТ; 1
4 декодирует число 66 73 84 по таблице ASCII; 1
5 определяет комбинацию клавиш для кодирования графического символа ©; 1
определяет комбинацию клавиш для кодирования графического символа У; 1
определяет комбинацию клавиш для кодирования графического символа Ф. 1
Всего баллов: 9
9
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Представление информации»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания
Определяет канал связи, источник и приемник информации.
Представляет информацию в кодированном виде.
Низкий
Затрудняется при
определении канала связи, источника и приемника информации. —-
Затрудняется представлять информацию в кодированном виде.
Уровень учебных достижений Средний
Высокий
Верно указывает канал связи, источник и приемник информации.
Верно представляет
информацию в
кодированном виде.
Допускает ошибки при указании канала связи /при указании источника и приемника информации.
Допускает ошибки при кодировании буквы БЛИТ/при декодировании чисел 66 73 84/при определении
комбинаций клавиш в кодирование графических символов ©/ V / Ф.
10
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Компьютерная графика»
Цель обучения
6.2.2.2 Создавать и редактировать векторные
изображения
6.2.2.3 Оценивать преимущества и недостатки растровой и векторной графики
Критерий оценивания
Обучающийся
• Создает векторные изображения
• Определяет преимущества растровой и векторной графики
и
недостатки
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Запустите графический редактор. Нарисуйте смайлик, используя графические примитивы.
2. Рассмотрите изображение. Определите эффекты, использованные к изображению 1 и изображению 2.
Эффекты к изображению 1 Эффекты к изображению 2
11
ПРОЕКТ
3. Сравните изображения и запишите одно преимущество и один недостаток:
Вид компьютерной графики Преимущество Недостаток
Растровое изображение
Векторное изображение
4. Рассмотрите изображение.
а) Определите вид графики.
b) Определите различия между распечатанным рисунком и изображенным на мониторе.
12
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задан ия Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует графические примитивы и эффекты при создании векторного рисунка 1 рисует векторное изображение, используя графический примитив «круг»; 1
рисует векторное изображение, используя графический примитив «дуга»; 1
2 определяет эффекты первого изображения; 1
определяет эффекты второго изображения; 1
Определяет преимущества и недостатки растровой и векторной графики 3 определяет преимущество растровой графики; 1
определяет преимущество векторной графики; 1
определяет недостаток растровой графики; 1
определяет недостаток векторной графики; 1
4 определяет вид графики; 1
определяет различия в изображении, как недостаток. 1
Всего баллов 10
13
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Компьютерная графика»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Использует графические
примитивы и эффекты при создании векторного рисунка.
Затрудняется в применении графических примитивов и эффектов при создании векторного рисунка.
Допускает ошибки при
использовании графического
примитива «круг» / «дуга»; при определении эффектов первого/ второго изображения.
Верно примененяет
графические примитивы и эффекты при создании векторного рисунка.
Определяет преимущества и недостатки растровой и
векторной графики.
Затрудняется в определении преимущества и недостатков растровой и векторной графики.
Допускает ошибки при определении преимуществ/недостатков растровой и векторной графики; при определении вида графики и различии в изображении.
Верно определяет
преимущества и недостатки растровой и векторной графики.
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Как разрабатываются компьютерные игры»
Цель обучения Критерий оценивания:
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения: Задания
6.3.2.1 Поэтапно разбирать решение задачи
6.3.2.2 Представлять алгоритм в виде блок-схем
Обучающийся
• Определяет этапы решения задачи
• Создает блок-схему, используя алгоритм и код программы
Применение 20 минут
1. Определите этапы решения задачи. Укажите этапы решения задачи в порядке следования.
Ученик строит блок-схему для своей задачи 2
Ученик будет решать задачу по нахождению периметра треугольника со сторонами a, b, с, Данные вводятся с клавиатуры 1
Делает вывод по созданию своей программы
Вводит данные и исправляет ошибки
Реализует блок-схему в среде программирования
2. Прочитайте условие задачи и составьте блок-схему. Дан радиус круга: г=2. Определите диаметр окружности.
3. Запустите интегрированную среду программирования. Составьте программный код для задачи: «Дан радиус круга г=2, определите диаметр окружности».
4. Запустите программу. Проверьте код и исправьте ошибки. Заполните таблицу.
Укажите ошибку Введите правильный фрагмент кода

ПРОЕКТ
5. Запустите программный код в среде программирования. Заполните данные таблицы «Выходные данные d».
Входные данные r Выходные данные d
2 4
6
7
9
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет этапы решения задачи 1 определяет третий этап решения задачи; 1
определяет четвертый этап решения задачи; 1
определяет пятый этап решения задачи; 1
Создает блок-схему, используя алгоритм и код программы 2 создает блок ввода и вывода; 1
создает блок действия; 1
создает блок начала и конца; 1
3 создает скрипт «событие»; 1
создает скрипт «управление»; 1
создает скрипт «операторы»; 1
создает скрипт «движение»Л<внешность»Л<сенсоры»; 1 4 указывает ошибки скрипта; 1 исправляет ошибки в скрипте; 1 5 определяет выходные данные. 1 Всего баллов 13 16 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел - Как разрабатываются компьютерные игры Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Определяет этапы решения задачи. Затрудняется в определении этапов решения задачи. Допускает ошибки в определении третьего/четвертого/пятого этапа при решении задачи. Верно определяет этапы решения задачи. Создает блок-схему, используя алгоритм и код программы. Затрудняется в создании блок-схемы. Допускает ошибки при создании Блоков начало и конец/ввод и вывод/действия в создании скриптов событие/ управление/ операторы/ движение/внешность/ сенсоры, указывает ошибки скрипта/ исправляет ошибки в скрипте/ определяет выходные данные. Верно создает блок-схему, используя алгоритм и код программы. 17 Суммативное оценивание за раздел «Создание компьютерной игры» Цель обучения 6.3.1.1 Разрабатывать и реализовывать сценарии в игровой среде программирования 6.3.3.1 Находить и исправлять ошибки в программе Обучающийся • Разрабатывает сценарий по заданной ситуации; • Определяет и исправляет ошибки в коде программы Применение 20 минут Критерий оценивания: Уровень мыслительных навыков Время выполнения: Задания 1. Даны два персонажа в сценарии: Алдар-Косе и бай. Составьте программу, используя среду программирования. Алдар-Косе и бай знают друг друга. Когда они встречаются, то обязательно приветствуют друг друга словом «Салем!». Известно следующее условие: «Когда нажат пробел, Алдар -Косе и бай идут всегда навстречу, если касаются друг друга выдается сообщение «Салем!»________________ Скрипт для Алдар-Косе Скрипт для бая а) Добавьте в скрипт звук. 2. Рассмотрите сцену и скриншоты. Укажите правильную последовательность скриптов для создания данной сцены. как о Как оаше имя D Привет,Амина ПРОЕКТ 3. Рассмотрите скрипт. Найдите и исправьте ошибки в скрипте. Примечание*: Спрайт рисует квадрат. — когда щелкнут по ОЧИСТУТТЬ идти в х: О У: О поднять перо повторить Ц идти НФ1 шагов повернуться на CV Ш градусов опустить перо 4. Рассмотрите скрипт и найдите ошибки в условии: «Если спрайт касается серого цвета, то он должен сказать «Идёт дождь!», иначе «Светит солнце!» Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл Обучающийся Разрабатывает сценарий по заданной ситуации 1 создает блок «движение»; 1 создает блок контроля «условие»; 1 создает блок внешности для перехода костюмов; 1 создает блок внешности для приветствия; 1 организовывает звуковое сопровождение; 1 Определяет ошибки и исправляет в коде программы 2 указывает последовательность команд; 1 3 находит ошибки в программном коде в блоке «перо»; 1 находит ошибки в программном коде в блоке «контроль»; 1 исправляет ошибки в программном коде; 1 4 находит ошибки в условии для блока «контроль» и «внешность»; 1 исправляет ошибки в программном коде. 1 Всего баллов: 11 19 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Создание компьютерной игры» Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Разрабатывает сценарий по заданной ситуации. Затрудняется в разработке сценария по заданной ситуации. Допускает ошибки в создании Блоков контроля «пробел» \ «движения» \ контроля для «условия» \ внешности для перехода костюмов\внешности для приветствия\в организации звукового сопровождения. Верно разрабатывает сценарий по заданной ситуации. Определяет и исправляет ошибки в коде программы Затрудняется в определении ошибок и исправлении в коде программы. Допускает ошибки при определении последовательности команд; при поиске ошибок в программном коде в блоках «перо»\«контроль»\ «внешность». Верно определяет и исправляет ошибки в коде программы. 20 ПРОЕКТ ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Работа с документом» Цель обучения 6.2.2.1 Организовывать ссылки (гиперссылки, оглавления, названия, сноски) 6.4.2.1 Объяснять понятия «авторское право», «плагиат» Критерий оценивания: Обучающийся • Применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и название • Формулирует понятие «авторское право» и «плагиат» Уровень мыслительных Применение навыков Время выполнения: 20 минут Задания 1. Запустите текстовый редактор. Наберите текст «...Казахстан расположен в центре континента Евразия и занимает девятое место в мире по площади. На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией, на юге — с Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном, а на юго-востоке — с Китаем». Сделайте гиперссылку в новый файл «Казахстан.ррЪ) и запишите гиперссылку. 2. Определите ссылку и гиперссылку. https://www.nur.kz/ https://ru.wikipedia.org 3. Определите назначение цифр 1 и 2 в тексте: Казахстанские железные дороги обеспечивают1 68 % всего грузооборота2 4. Расположите по порядку оформление автооглавления. 1) Ссылки - Добавить текст, выбираем уровень Оглавление - Автособираемое оглавление, Выделяете текст который необходимо внести в содержание Файл - Ссылки- Автооглавление 21 ПРОЕКТ 5. Рассмотрите изображение. Напишите алгоритм действий для того, чтобы под изображением можно было вставить текст, например рис.1. 11- а -Г Название: [Таблица l| Параметры подпись: Таблица а положение: Над выделенным объектом [Pi Исключить подпись из названия Создать.., Удалить Авхоназвание... 6. Учащийся готовит проект по искусству и сохраняет документ «© Алматы-2018». Ему необходимо снять видео в краеведческом музее. а) Опишите назначение данного знака «© Алматы-2018» b) Объясните, нужно ли ему разрешение администрации музея для проведения фото\видеосъемки. Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл Обучающийся Применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и название 1 использует гиперссылку; 1 2 различает ссылку от гиперссылки; 1 3 использует сноски; 1 4 определяет порядок под номером 2 в автооглавлении; 1 определяет порядок под номером 3 в автооглавлении; 1 5 правильно устанавливает название; 1 Формулирует понятия «авторское право» и «плагиат»; 6 определяет авторское право; 1 определяет плагиат. 1 Всего баллов: 8 22 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Работа с документом» Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и название Затрудняется в применении гиперссылок, ссылок, сносок, оглавления и названия. Допускает ошибки в применении гиперссылок\ссыллк\сносок\оглавлен ия\названия. Верно применяет гиперссылки, ссылки, сноски, оглавление и название. Формулирует понятия «авторское право» и «плагиат» Затрудняется в формулировании понятий «авторское право» и «плагиат». Допускает ошибки в формулировании понятия «авторское право»\«плагиат». Верно формулирует понятия «авторское право» и «плагиат». 23

One thought on “СОР Информатика 6 класс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *