СОР Химия 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Химия 7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет -сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4
Суммативное оценивание за раздел«7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси» 5
Суммативное оценивание за раздел «7.1В Изменения состояния веществ» 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 13
Суммативное оценивание за раздел«7.2 А Атомы. Молекулы. Вещества» 14
Суммативное оценивание за раздел«7.2 В Воздух. Реакция горения» 17
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 22
Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции» 23
Суммативное оценивание за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов» 28
Суммативное оценивание за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие
формулы» 32
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 35
Суммативное оценивание за раздел 7.4 А «Химические элементы и соединения в организме
человека»…………………………………………………………………..26
Суммативное оценивание за раздел 7.4В «Геологические химические соединения»………..40
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел
«7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
Цель обучения
Критерий оценивания
7.4.1.2 Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул
7.4.1.3 Различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение
7.4.1.5 Знать виды смесей и способы их разделения
Обучающийся
• Определяет, что чистое вещество имеет постоянный состав
• Распознает элементы, смеси и соединения
• Называет виды смесей и способы их разделения
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения
25 минут
Задания
1. (а) Сформулируйте определение понятия «чистое вещество».
(b) Приведите не менее трёх примеров чистых веществ.
2. Определите и подпишите, на какой из картинок изображены элемент, соединение и смесь с учётом того, что атомы разных элементов представлены различными цветами.
3. На уроке химии ученику были выданы 4 смеси: вода и масло, железные опилки и песок, вода и соль, вода и мел. Определите тип каждой смеси и выберите подходящий способ разделения для каждой смеси из ниже приведенных. Ответ занесите в таблицу.
5
А) B) C) D)
Смесь Вид смеси Способ разделения
Вода и масло
Железные опилки и песок
Вода и соль
Вода и мел
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет, что чистое вещество имеет постоянный состав 1 формулирует определение чистого вещества; 1
приводит три примера чистых веществ; 1
Распознает элементы, смеси и соединения 2 определяет картинки, на которых изображены элементы; 1
определяет картинку, на которой изображено соединение; 1
определяет картинку, на которой изображена смесь; 1
Называет виды смесей 3 определяет вид 4-х смесей; 8(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
выбирает подходящий способ разделения для каждой из 4-х смесей ;
Всего баллов 13
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул Затрудняется при формулировке определения понятия «чистое вещество» и при приведении примеров чистых веществ. □ Допускает ошибки при формулировке определения понятия «чистое вещество» / при приведении примеров чистых веществ. | | Формулирует определение понятия «чистое вещество» и приводит не менее трёх примеров чистых веществ. □
Распознает элементы, смеси и соединения Затрудняется при распознавании элементов, соединений и смесей. □ Допускает ошибки при распознавании элементов / соединений / смесей. □ Распознает элементы, соединения и смеси. □
Называет виды смесей и способы их разделения Затрудняется при определении видов смесей. □ Допускает не более одной ошибки при определении видов 4-х смесей. | | Определяет виды 4-х смесей. □
Затрудняется при определении способов разделения 4-х смесей. □ Допускает не более одной ошибки при определении способов разделения 4-х смесей. □ Определяет способы разделения для 4-х смесей. □
7
Суммативное оценивание за раздел «7.1В Изменения состояния веществ»
Цель обучения 7.1.1.3 Различать физические и химические явления
7.1.1.4 Знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц
7.1.1.5 Изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
• Отличает физические и химические явления
• Распознает и объясняет структуру твердых, жидких
и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц
• Строит кривую охлаждения на основе
экспериментальных данных
• Анализирует участки кривой охлаждения
• Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации,
используя кинетическую теорию частиц
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Распределите буквенные обозначения предложенных явлений на физические и химические и укажите их общий признак:
(а) образование накипи, (b) плавление металла, (с) гниение листьев,
(d) пожелтение листьев, (e) образование инея, (f) дыхание, (g) появление радуги.
Физическое явление Признак физических явлений Химическое явление Признак химических явлений

2. Даны три картинки, на одной из которых изображены частицы вещества, находящегося в твердом агрегатном состоянии. Укажите номер данной картинки и объясните свой выбор, используя кинетическую теорию частиц.
8
3. (а) Постройте график кривой охлаждения воды, используя табличные данные.
Температура/ оС 20 0 0 0 0 0 -20
Время/ мин 0 10 20 30 40 50 55
(b) Отметьте на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения и кристаллизации.______________________________________________________
(с) Объясните процессы охлаждения и кристаллизации с точки зрения кинетической теории частиц.
9
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающиеся
Отличает физические и химические явления 1 распознает физические явления 1
распознает химические явления 1
указывает признак физических явлений 1
указывает признак химических явлений 1
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц 2 правильно указывает номер картинки, на которой изображены частицы вещества в твердом агрегатном состоянии 1
объясняет свой выбор, используя кинетическую теорию частиц 1
Строит кривую охлаждения на основе экспериментальных данных 3 правильно указывает величины по оси абсцисс и ординат; 1
отмечает точку начальной температуры, температуры кристаллизации и точку минимальной температуры; 1
соединяет точки прямыми линиями; 1
Анализирует участки кривой охлаждения отмечает на графике участки процесса охлаждения; 1
отмечает на графике участок процесса кристаллизации; 1
Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, используя теорию частиц объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс охлаждения; 1
объясняет с точки зрения кинетической теории частиц процесс кристаллизации. 1
Всего баллов 13
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «7.1В Изменения состояния веществ»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Отличает физические и химические явления Затрудняется при распознаваш физических и химических явлений и указании их признаков. и Допускает ошибки при распознавании физических и химических явлений / указании признаков. х Распознает физические и химические явления и указывает их признаки.
Объясняет структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно кинетической теории частиц Затрудняется при распознавани изображения частиц вещества твердом агрегатном состоянии объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц. и в и Допускает ошибки при распознавании изображения частиц вещества в твердом агрегатном состоянии / объяснении своего выбора согласно кинетической теории частиц. Распознает изображение част вещества в твердом агрегатно состоянии и объясняет свой выбор согласно кинетической теории частиц. иц м
Строит кривую охлаждения на основе экспер иментальных данных Затрудняется при распределени величин по оси абсцисс и ординат; указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры; соединении точек между собой и 1 . Допускает ошибки при распределении величин по оси абсцисс и ординат / указании точек начальной температуры, температуры кристаллизации и минимальной температуры / соединении точек между собой. Правильно распределяет величины по оси абсцисс и ординат; указывает точки начальной температуры, температуры кристаллизации минимальной температуры; соединяет точки прямыми линиями. и
Анализирует участки кривой охлаждения Затрудняется при определении на кривой участков, соответствующих процессам охлаждения и кристаллизации. Допускает ошибки при определении на кривой участков соответствующих процессам охлаждения / кристаллизации. , Определяет на кривой участк соответствующие процессам охлаждения и кристаллизацш и, 4.
11
Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации, согласно кинетической теории частиц Затрудняется при объяснении процессов охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц. Допускает ошибки при объяснении процессов охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц. Объясняет процессы охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц.
12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
13
Суммативное оценивание за раздел «7.2 А Атомы. Молекулы. Вещества» Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
7.1.2.3 Классифицировать элементы на металлы и неметаллы
7.1.2.7 Знать понятие изотоп
7.1.2.5 Знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в
атоме, массу, заряд
Обучающийся:
• Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы
• Раскрывает понятие изотоп
• Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц
Знание и понимание Применение
25 минут
1. Заполните сравнительную таблицу физических свойств металлов и неметаллов.
Физическое свойство Металлы Неметаллы
Агрегатное состояние при комнатной температуре
Блеск
Пластичность и ковкость
Электропроводность
Теплопроводность
Температуры плавления и кипения
2. Распределите химические элементы на металлы и неметаллы в таблице: Na, О, Al, С, N, Mg, Ca, Cl.
Металлы Неметаллы

3. Химические элементы существуют в природе в виде смеси изотопов.
(a) Сформулируйте определение понятия «изотопы».
(b) Приведите пример изотопного состава одного химического элемента:
4. Дайте полное описание химического элемента по названию и количеству фундаментальных частиц, заполнив пустые места в ниже приведенной таблице.
14
Элемент Число протонов Число нейтронов Число электронов Заряд ядра Число нуклонов
Литий
24
+18
19
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы 1 характеризует физические свойства металлов; 1
характеризует физические свойства неметаллов; 1
2 распознает металлы среди предложенных элементов; 1
распознает неметаллы среди предложенных элементов; 1
Раскрывает понятие изотоп 3 формулирует определение изотопов, указывая на сходство и различия в содержании элементарных частиц и различия в массовых числах; 1
обозначает изотопы в виде символа одного и того же химического элемента с одинаковыми зарядами (нижний левый индекс), но с разными массовыми числами (верхний левый индекс); 1
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц 4 устанавливает названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц; 1
устанавливает число протонов для предложенных элементов; 1
устанавливает число нейтронов для предложенных элементов; 1
устанавливает число электронов для предложенных элементов; 1
устанавливает заряд ядра для предложенных элементов; 1
устанавливает число нуклонов для предложенных элементов. 1
Всего баллов 12
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «7.2 А Атомы. Молекулы. Вещества»
ФИО обучающегося

Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Классифицирует элементы на металлы и неметаллы Затрудняется охарактеризова физические свойства металло и неметаллов. ть в Допускает ошибки в характеристике физических свойств металлов / неметаллов. Характеризует физические свойства металлов и неметаллов.
Затрудняется в классификаци химических элементов на металлы и неметаллы. и Допускает ошибки в классификации химических элементов на металлы / неметаллы. Классифицирует химические элементы на металлы и неметаллы.
Раскрывает понятие изотоп Затрудняется при формулировке определения изотопов и приведении примеров изотопного состава химического элемента. Допускает ошибки при формулировке определения изотопов / приведении примеров изотопного состав химического элемента. а Формулирует определение понятия «изотопы» и привод примеры изотопного состава химического элемента. ит
Устанавливает элемент и дает его полное описание по названию и по количеству фундаментальных частиц Затрудняется при определени названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов. и 1 Допускает ошибки при определении названия элементов по известному количеству одной из фундаментальных частиц / числа протонов / нейтронов электронов / нуклонов / заря ядра для предложенных элементов. / да Определяет названия элемент по известному количеству одной из фундаментальных частиц и числа протонов, нейтронов, электронов, нуклонов, заряда ядра для предложенных элементов. ов
16
Суммативное оценивание за раздел «7.2 В Воздух. Реакция горения»
Цель обучения
Критерий оценивания
7.3.1.1 Знать состав воздуха
7.3.1.3 Понимать значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения
7.3.1.4 Знать условия горения вещества и продукты реакции горения
7.3.1.7 Знать, что при горении металлов и неметаллов образуются оксиды
Обучающийся
• Указывает качественный и количественный состав
воздуха
• Делает вывод о значении охраны атмосферного
воздуха от загрязнения
• Указывает условия горения веществ и продукты
реакции горения
• Записывает словесные уравнения реакций металлов и
неметаллов с кислородом
• Определяет характер оксидов металлов и неметаллов
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1. Воздух — природная смесь газообразных веществ. Подпишите сектора диаграммы, указав качественный и количественный состав атмосферного воздуха (вещества и их процентное содержание).
2. В результате сжигания топлива и деятельности промышленных предприятий в атмосферу попадают оксиды серы, углерода, азота.
(a) Какую угрозу несёт в себе загрязнение атмосферного воздуха?
17
(b) Какие меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения необходимо применять?
3. Первой химической реакцией, с которой познакомился человек, была реакция горения.
(a) Горение — это реакция, при которой:
A) образуется осадок
B) выделяется тепло и свет
C) поглощается тепло
D) изменяется окраска
(b) Условия воспламенения веществ:
A) Понижение температуры воспламенения, доступ воздуха
B) Уменьшение притока воздуха, снижение температуры горения
C) Отсутствие воздуха, нагревание
D) Нагревание до температуры воспламенения, доступ воздуха
(c) Запишите словесные уравнения реакций горения парафина.
4. Составьте словесные уравнения реакций серы и магния с кислородом. Определите характер образующихся оксидов.
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Указывает качественный и 1 отражает в диаграмме качественный состав воздуха; 1
количественный состав воздуха отражает в диаграмме количественный состав воздуха; 1
Делает вывод о значении охраны 2 определяет, какую угрозу несет в себе загрязнение атмосферного воздуха; 1
атмосферного воздуха от загрязнения объясняет, какие меры охраны воздуха необходимо применять; 1
Указывает условия 3 определяет признаки реакции горения; 1
горения веществ и продукты реакции определяет условия воспламенения веществ; 1
горения записывает словесное уравнение горения парафина 1
Определяет характер оксидов металлов и 4 классифицирует оксиды металлов как основные; 1
неметаллов классифицирует оксиды неметаллов как кислотные; 1
Всего баллов 9
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «7.2 В Воздух. Реакция горения»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Указывает качественный Затрудняется в указании Допускает ошибки при указании Отражает в диаграмме
и количественный состав качественного и количественного качественного / количественного качественный и
воздуха состава воздуха. — состава воздуха. — количественный состав воздуха.
Делает вывод о значении Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет, какую угрозу
охраны атмосферного угрозы, которую несет в себе определении угрозы, которую несет в себе загрязнение
воздуха от загрязнения загрязнение атмосферного воздуха, и объяснении мер охраны воздуха, которые необходимо применять. несет в себе загрязнение атмосферного воздуха / объяснении мер охраны воздуха, которые необходимо применять. атмосферного воздуха, и объясняет, какие меры охраны воздуха необходимо применять.
Указывает условия Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет признаки реакции
горения веществ и признаков реакции горения, условий определении признаков реакции горения, условия
продукты реакции воспламенения веществ и записи горения / условий воспламенения веществ;
горения словесного уравнения горения парафина. воспламенения веществ / записи словесного уравнения горения парафина. записывает словесное уравнение горения парафина.
Записывает словесные Затрудняется при составлении Допускает ошибки при Составляет словесные
уравнения реакций словесных уравнений реакций серы составлении словесных уравнения реакций серы и
металлов и неметаллов с кислородом и магния с кислородом. уравнений реакций серы с кислородом / магния с кислородом. магния с кислородом.
19
Определяет характер Затрудняется при определении Допускает ошибки при Классифицирует оксиды
оксидов металлов и характера оксидов металлов и определении характера оксидов металлов как основные,
неметаллов неметаллов. металлов / неметаллов. неметаллов как кислотные.
20
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
21
Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции»
Цель обучения 7.3.4.1 Знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут
быть признаками некоторых природных кислот и щелочей
7.3.4.4 Понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств
7.2.2.2 Исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород
7.2.2.3 Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства
• Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга
• Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода
• Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Распределите следующие вещества на природные кислоты и щелочи: яблочный сок, стиральный порошок, уксус, зубная паста, лимонный сок.
(a) Природные кислоты:_______________________________________________________________
(b) Природные щелочи_________________________________________________________________
(c) Как без помощи специальных индикаторов можно определить природные кислоты и щелочи?______________________________________________________________________________
2. При проведении эксперимента ученик пролил на руку раствор соляной кислоты. Учитель обработал руку ученика раствором пищевой соды (гидрокарбоната натрия)
(а) Какую реакцию среды имеет раствор пищевой соды?
(b) Какая реакция произошла при обработке руки раствором пищевой соды?
(с) Запишите словесное уравнение данной реакции
22
3. Составьте словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой. Предложите план испытания газообразного продукта реакции.
4. На рисунке 1 показано получение углекислого газа.
(а) Напишите словесное уравнение реакции получения углекислого газа, указанного на рис. 1
(b) Как можно определить наличие углекислого газа?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства 1 определяет природные кислоты; 1
определяет природные щелочи ; 1
называет свойство природных кислот, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов; 1
называет свойство природных щелочей, с помощью которого их можно определить без использования специальных индикаторов; 1
Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга 2 определяет реакцию среды раствора пищевой соды; 1
даёт название реакции, произошедшей между раствором кислоты и раствором пищевой соды; 1
записывает словесное уравнение реакции; 1
Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода 3 составляет словесное уравнение реакции металла с разбавленной кислотой; 1
предлагает план испытания газообразного продукта реакции; 1
Исследует реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами 4 записывает словесное уравнение реакции получения углекислого газа; 1
описывает тест на определение углекислого газа. 1
Всего баллов 11
23
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 7.3А «Химические реакции»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет природные Затрудняется в Допускает ошибки при Верно определяет
кислоты и щелочи и определении природных кислот и определении природных кислот и природные кислоты и щелочи
характеризует их свойства щелочей и характеристике их свойств. щелочей / характеристике их свойств. и характеризует их свойства.
Объясняет Затрудняется при определении Допускает ошибки при Определяет реакцию среды
нейтрализующее действие реакции среды, названии и определении реакции среды раствора вещества, дает
кислот и щелочей друг на написании словесного уравнения раствора вещества /названии название реакции между
друга реакции между кислотами и реакции / написании словесного кислотами и щелочами и
щелочами. уравнения реакции между кислотами и щелочами. записывает ее словесное уравнение.
Устанавливает Затрудняется при Допускает ошибки при составлении Составляет словесное
возможность составлении словесного уравнения словесного уравнения реакции уравнение реакции металла с
взаимодействия реакции металла с разбавленной металла с разбавленной кислотой / разбавленной кислотой и
разбавленных кислот с кислотой и идентификации идентификации газообразного предлагает план испытания
различными металлами и доказывает наличие водорода газообразного продукта. продукта. газообразного продукта.
Исследует реакции Затрудняется в написании Допускает ошибки при написании Записывает словесное
разбавленных кислот с словесного уравнения получения словесного уравнения получения уравнение получения
некоторыми карбонатами углекислого газа, описании способа углекислого газа / описании углекислого газа, называет
его определения. способа его определения. способ его определения.
24
Суммативное оценивание за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов»
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения: Задания
7.2.1.1 Знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева
7.2.1.2 Знать и описывать структуру периодической таблицы: группы и периоды
Обучающийся
• Описывает классификации элементов Доберейнера, Ньюлендса, Д.И. Менделеева
• Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации
• Объясняет структуру Периодической таблицы, понятия группа и период
Знание и понимание Навыки высокого порядка
25 минут
1. Современная классификация химических элементов разработана усилиями многих учёных, в числе которых был американский химик и музыкант Дж.А. Ньюлендс.
(a) Каким образом классифицировал химические элементы Дж.А. Ньюлендс?
(b) Назовите недостатки классификации Дж.А. Ньюлендса?
Дж. А. Ньюлендс (18371898гг)
(с) В чём заключается сходство классификаций Дж.А. Ньюлендса и Д.И.Менделеева?
2. Объясните, как с возрастанием порядкового номера изменяются свойства элементов в группе и в периоде.
3. (a) Объясняет, что представляет собой «естественное семейство химических элементов».
25
(b) Назовите три семейства химических элементов.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает классификации элементов Доберейнера, Ньюлендса, Д.И. Менделеева 1 Объясняет, каким образом классифицировал химические элементы Дж.А. Ньюлендс 1
Называет не менее двух недостатков классификации химических элементов Дж.А. Ньюлендса 2
Сравнивает преимущества и недостатки каждой классификации Объясняет, в чем заключается сходство классификаций Дж.А. Ньюлендса и Менделеева 1
Объясняет структуру Периодической таблицы, понятия группа и период 2 Объясняет, как с возрастанием порядкового номера изменяются свойства элементов в группе. 1
Объясняет, как с возрастанием порядкового номера изменяются свойства элементов в периоде. 1
3 Объясняет, что представляет собой естественное семейство элементов 1
Называет три семейства химических элементов 3
Всего баллов 10
26
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.3В «Периодическая таблица химических элементов»
ФИО обучающегося
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает Затрудняется при Допускает ошибки при объяснении Объясняет, каким образом
классификации элементов объяснении классификации классификации химические элементы классифицировал химические
Доберейнера, Ньюлендса, химические элементы Дж.А. Дж.А. Ньюлендс / её недостатков. элементы Дж.А. Ньюлендс и
Д.И. Менделеева Ньюлендс и её недостатков. называет недостатки его теори^.
Сравнивает преимущества Затрудняется при Допускает ошибки при объяснении Объясняет, в чём заключается
и недостатки каждой объяснении сходства сходства классификаций сходство классификаций
классификации классификаций Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева. Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева. Дж.А.Ньюлендса и Д.И.Менделеева.
Объясняет структуру Затрудняется при Допускает ошибки при объяснении Объясняет, как с возрастанием
Периодической таблицы, объяснении того, как с того, как с возрастанием порядкового порядкового номера изменяются
понятия группа и период возрастанием порядкового номера изменяются свойства свойства элементов в группе и
номера изменяются свойства элементов в группе и периоде. элементов в группе / периоде. периоде.
Затрудняется при Допускает ошибки при объяснении Объясняет, что
объяснении понятия понятия «естественное семейство представляет собой естественное
«естественное семейство химических элементов» / при семейство химических элементов
химических элементов» и перечислении трёх семейств. перечислении трёх семейств. и называет три семейства.
27
Суммативное оценивание за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы»
Цель обучения
7.1.2.9 Понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами
7.1.2.11 Уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях
7.1.2.12 Рассчитывать относительную
молекулярную/формульную массу по формуле химического соединения
Критерий оценивания
Обучающийся
• Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов
• Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединении
• Рассчитывает относительную молекулярную массу по формуле вещества
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения: Задание
25 минут
1. (а) Объясните, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами.
24 25 26
(b) Магний в природе встречается в виде трёх изотопов: Mg (78,6%), Mg (10,1%) и Mg
(11,3%). Вычислите относительную атомную массу элемента магния.
2. Зная соотношения элементов в соединении, составьте его формулу:
(a) азот : водород = 1 : 3 -___________________;
(b) алюминий : хлор = 1 : 3 -__________________;
(c) железо : кислород = 2 : 3 -________________;
28
(d) водород : сера = 2 : 1 -___________________
3. Рассчитайте относительные молекулярные массы соединений:
(а) Ш2СО3 ___________________________________________________
(b) Са3(РО4)2
(c) CuCl2____
(d) ^SO4 __
(e) P2O5_____
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Рассчитывает атомные массы химических элементов как среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов 1 объясняет, почему относительные атомные массы элементов являются дробными числами 1
вычисляет относительную атомную массу магния по изотопному составу 2 (1 балл за правильные математические расчеты, 1 балл за правильный ответ)
Составляет формулы бинарных химических соединений, используя названия элементов и их атомные соотношения в соединениях 2 используя названия и соотношения элементов, составляет формулы четырех бинарных соединений 4 (по 1 баллу за каждое соединение)
Рассчитывает относительную «молекулярную» массу по формуле вещества 3 рассчитывает относительные молекулярные массы пяти веществ 5 (по 1 баллу за каждое вещество)
Всего баллов 12
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.3С «Относительная атомная масса. Простейшие формулы»
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Рассчитывает атомные Затрудняется при Допускает ошибки при объяснении Объясняет, почему
массы химических объяснении дробности дробности относительных атомных относительные атомные массы
элементов как среднее относительных атомных масс масс элементов / вычислении элементов являются дробными
арифметическое от элементов и вычислении относительной атомной массы числами и вычисляет
массовых чисел его относительной атомной массы магния. относительную атомную массу
изотопов магния. магния.
Составляет формулы Затрудняется в Допускает ошибки в написании Используя названия и
бинарных химических написании символов элементов и индексов при составлении формулы соотношения элементов,
соединений, используя индексов при составлении одного из четырех бинарных составляет формулы четырех
названия элементов и их атомные соотношения в соединениях формулы одного из четырех бинарных соединений . соединений. бинарных соединений.
Рассчитывает Затрудняется в расчете Допускает ошибки в Рассчитывает
относительную относительных молекулярных расчётах относительной относительные молекулярные
«молекулярную» массу по формуле вещества масс двух из пяти соединений. молекулярной массы одного из пяти соединений. массы пяти соединений.
30
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
31
Суммативное оценивание за раздел
7.4 А «Химические элементы и соединения в организме человека»
Цели обучения
7.5.1.1 Понимать продукты питания как совокупность химических веществ
7.5.1.2 Знать и уметь определять некоторые питательные вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры
7.5.1.3 Знать элементы, входящие в состав организма человека (О, С, Н, N, Ca, P, K)
7.5.1.4 Объяснять процесс дыхания
Критерии оценивания
Обучающийся
• Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами
• Определяет наличие питательных веществ в продуктах
• Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека
• Объясняет химизм процесса дыхания
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения: Задание
25 минут
1. (a) Укажите названия продуктов с высоким содержанием белков, углеводов и жиров.
Химические соединения Название продукта
Белки
Углеводы
Жиры
(b) Предложите способ определения присутствия питательных веществ в продуктах: Определение белков —
Определение глюкозы —
Определение крахмала —
Определение жира —
32
2. В таблице приведены утверждения, с которыми Вы можете согласиться или нет. Если Вы согласны с утверждением, то в правом столбце поставьте букву Т (True), если не согласны F (False).
Вопрос Ответ (True / False)
А) Среди элементов по содержанию в организме человека на первом месте находится кальций.
В) Кальций относится к макроэлементам
С) Йод и фтор в организме человека являются микроэлементами
3. Объясните химизм процесса дыхания. Дайте полный развернутый ответ.
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами 1 называет продукты, богатые белками; 1
называет продукты, богатые углеводами; 1
называет продукты, богатые жирами; 1
Определяет наличие питательных веществ в продуктах предлагает способ определения белков в продуктах; 1
предлагает способ определения глюкозы в продуктах; 1
предлагает способ определения крахмала в продуктах; 1
предлагает способ определения жира в продуктах; 1
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека 2 определяет верны или неверны предложенные утверждения; 3
Объясняет химизм процесса дыхания 3 Объясняет химизм процесса дыхания. 2
Всего баллов 12
33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.4А «Химические элементы и соединения в организме человека»
ФИО обучающихся
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет продукты питания, богатые белками, углеводами и жирами Затрудняется назвать продукты, богатые белками, углеводами и жирами. Допускает ошибки при указании продуктов, богатых белками / углеводами / жирами. Называет продукты, богатые белками, углеводами и жирами.
Определяет наличие питательных веществ в продуктах Затрудняется в способах определения белков, простых и сложных углеводов, жиров. Допускает ошибки в способах определения белков / простых и сложных углеводов / жиров. Демонстрирует знание способов определения белков, простых и сложных углеводов, жиров.
Перечисляет элементы, входящие в состав организма человека Затрудняется при определении правильности сведений о химических элементах, входящих состав организма человека. в Допускает ошибки при определении правильности одног из трёх сведений о химических элементах, входящих в состав организма человека. о Демонстрирует знание химическ элементов, входящих в состав организма человека. их
Объясняет химизм процесса дыхания Затрудняется в описании особенностей процесса дыхания. Допускает ошибку при описании процесса дыхания. Обьясняет особенности процесс дыхания. а
34
Суммативное оценивание за раздел 7.4В «Г еологические химические соединения»
Цели обучения
7.4.2.1 Понимать, что земная кора содержит много полезных химических соединений
7.4.2.3 Описывать процесс переработки руды для получения металла
7.4.2.4 Знать, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстан и их месторождения
7.4.2.5 Изучить влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду
Критерии оценивания
Обучающийся
• Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединений
• Описывает процесс получения металла из руды
• Называет минеральные ресурсы Казахстана и их месторождения
• Устанавливает и прогнозирует влияние процесса добычи минеральных ресурсов на окружающую среду
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения Задания
25 минут
1. Черные и цветные металлы, как полезные ископаемые входят в состав земной коры в виде руды. Установите соответствие между названиями металлов и его рудой.
Металл Минерал
1. Свинец A) Сфалерит
2. Алюминий B) Магнетит
3. Железо C) Галенит
4. Цинк D) Боксит
Ответ: 1 -_____, 2 -____, 3 -____, 4 -__
2. Процесс получения металла из руды состоит из 6 этапов.
(а) В нижеприведенной таблице данные этапы показаны в неправильной последовательности.
35
А Восстановление металла из руды
B Измельчение руды
C Добыча полезных ископаемых
D Очистка металла
E Обогащение руды
F Прокатка металла
Укажите верную последовательность получения металла из руды: 1 -____, 2 -_, 3 -_, 4-_____, 5-____, 6 -__
(b) Назовите минерал, из которого получают медь
3. Установите соответствие между крупными месторождениями полезных ископаемых и их расположением на территории Республики Казахстан:
1. Крупное месторождение нефти А. Жезказган

2. Крупное месторождение каменного угля В. Мангистауский полуостров

3. Крупное месторождение железной руды С. Центральный Казахстан

4. Крупное месторождение медной руды D. Северный Казахстан
Ответ: 1 — , 2 — , 3 — , 4 —
4. Добыча полезных ископаемых оказывает негативное влияние на окружающую среду
(a) Приведите один пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду
(b) Предложите способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду
36
Критерии оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Классифицирует руды по содержанию в них определенного металла и его соединении 1 Устанавливает соответствие между металлом и его рудой. 4 (по 1 баллу за каждое соответствие)
Описывает процесс получения металла из руды 2 указывает верную последовательность этапов процесса получения металла из руды; 3 (по 1 баллу за каждые два этапа)
называет минерал, из которого получают медь; 1
Называет, какими минеральными и природными ресурсами богат Казахстана и их месторождения 3 соотносит крупные месторождения минеральных ресурсов с их расположением на территории Республики Казахстан; 4 (по 1 баллу за каждое месторождение)
Устанавливает и прогнозирует влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду 4 приводит пример негативного влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду; 1
предлагает способ устранения данного негативного влияния на окружающую среду. 1
Всего баллов 14
37
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 7.4В «Г еологические химические соединения»
ФИО обучающегося__________________________________
Критерии оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Классифицирует руды по Затрудняется при Допускает не более одной ошибки Устанавливает соответствия
содержанию в них установлении соответствия между при установлении соответствия между металлами и их рудами.
определенного металла и его соединении металлами и их рудами. между металлами и их рудами.
Затрудняется при Допускает ошибки при указании Показывает знание
Описывает процесс получения указании последовательности последовательности этапов получения металла из руды / последовательности этапов
металла из руды этапов получения металлов из получения металла из руды и
руды и минералов, используемых минералов, используемых для минералов, используемых для
для этого. этого. этого.
Называет, какими Затрудняется при Допускает не более одной ошибки Установливает соответствие
минеральными и природными установлении соответствия между при установлении соответствия между крупными
ресурсами богат Казахстана и крупными месторождениями между крупными месторождениями полезных
их месторождения полезных ископаемых и их месторождениями полезных ископаемых и их расположением
расположением на территории ископаемых и их расположением на территории Республики
Республики Казахстан. на территории Республики Казахстан. Казахстан.
Устанавливает и прогнозирует Затрудняется при Допускает ошибки при Демонстрирует знания
влияние добычи природных описании негативного влияния демонстрации знаний негативного негативного влияния добычи
ресурсов на окружающую добычи природных ресурсов на влияния добычи природных природных ресурсов на
среду окружающую среду и путей его ресурсов на окружающую среду / окружающую среду и путей его
устранения. путей его устранения. устранения.
38
39

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *