СОР География 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
География 7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «География» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «География» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание в 7 классе проводится в 1,2,3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»…5
Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных» 10
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………….14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………….17
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………….18
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………….22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………….26
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………….27
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»…………….30
Суммативное оценивание за раздел «Социальная география»…………….33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………….36
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»………….37
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»………….40
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»………….44
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической географии»…………………………………………………..47
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за раздел «Методы географических исследований»
Тема
Развитие геогрфической науки Источники географических данных
Цель обучения
Критерий оценивания
7.1.1.2 Характеризует и оценивает вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки
7.1.1.3 Работает с источниками географической информации: карты, рисунки, тексты, фотографии,
графические материалы
вклад путешественников
и
и
Обучающийся
• Описывает исследователей
• Анализирует вклад путешественников
исследователей в развитие географической науки
• На основе предложенного источника географической информации, в графической форме представит географический объект
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Какова причина сбора информации о Земле в период Древнего мира?
b. Заполните предложенную таблицу.
№ Вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки Имя путешественника и исследователя Оценка деятельности путешественника/ исследователя
1 Путешественник, доказавший шарообразность Земли.
2 Древнегреческий ученый определивший долготу и широту.
3 Исследователь, нанесший на карту изображения западного и восточного побережья Африки и острова Мадагаскар.
4 Америго Веспуччи
5 Мартин Бехайм
2. Прочитайте текст и дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Определите две экономические причины Великих географических открытий.
b. Определите политическую причину Великих географических открытий.
5
Эпоха Великих географических открытий, одна из важных этапов развития географии. К Великим географическим открытиям привели разные причины. Например, как кризис торговли с Востоком из-за османских завоеваний, необходимость поиска нового морского пути, недостаток золота как денежного металла, развитие науки и техники. В связи с этим государства Европы начали снаряжать экспедиции для открытия путей в страны Востока, например в Индию, как самую богатую страну Азии.
с. На контурной карте подпишите 4 важных географических объекта, открытые Ф. Магеланном.
180” 160’ 140* 120* 100° 8С° 60” 40’ 20* 0’ 20* 40“ 60″ 80“ 100* 120″ 140″ 160* 180″
3. В географии показать особенности географических объектов, явлений и процессов в виде графического изображения явялется одним из главных навыков.
Используя предложенный рисунок, ответье на вопросы:
а. Какой географический объект изображен на рисунке?
b. Какое природное явление изображено на рисунке?
c. Графически изобразите высоту данного географического объекта (для выполнения задания используйте физическую карту и соблюдайте правила изображения графичекого изображения).
6
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает вклад путешественников и исследователей 1 определяет причину сбора информации о Земле в период Древнего мира; 1
определяет имя путешественника; 1
дает оценку деятельности путешественника; 1
определяет имя древнегреческого ученого; 1
дает оценку деятельности древнегреческого ученого; 1
определяет имя исследователя; 1
дает оценку деятельности исследователя; 1
характеризует деятельность Америго Веспуччи; 1
дает оценку деятельности Америго Веспуччи; 1
характеризует деятельность Мартина Бехайма; 1
дает оценку деятельности Мартина Бехайма; 1
Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки 2 определяет первую экономическую причину Великих географических открытий; 1
определяет вторую экономическую причину Великих географических открытий; 1
определяет политическую причину Великих географических открытий; 1
наносит на контурную карту остров Огненная Земля; 1
наносит на контурную карту Тихий океан; 1
наносит на контурную карту Филипинские острова; 1
наносит на контурную карту Магелланов пролив; 1
7
На основе предложенного источника географической информации, в графической форме представит географический объект 3 определяет географический объект, изображенный на рисунке; 1
определяет географическое явление, изображенное на рисунке; 1
определяет высоту данного географического объекта; 1
графически изображает высоту географического объекта. 1
Всего баллов 22
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Методы географических исследований»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает вклад путешественников и исследователей Затрудняется в описании вклада путешественников и исследователей в развитие географической науки □ Допускает ошибки в описании вклада путешественников и исследователей в развитие географической науки □ Описывает вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки □
Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки Затрудняется анализировать вклад путешественников и исследователей в развитие географической науке |~| Допускает ошибки при анализе вклада путешественников и исследователей в развитие географической науке □ Анализирует вклад путешественников и исследователей в развитие географической науки □
На основе предложенного источника географической информации, в графической форме представит географический объект Затрудняется в графической форме представит географический объект □ Допускает ошибки при представлении графической формы географического объекта □ В графической форме представляет географический объект □
9
Тема
Цель обучения
Суммативное оценивание за раздел «Картография и географические базы данных»
Географическая номенклатура
7.2.1.2 Показывает объекты географической номенклатуры на карте
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
Обучающийся
• На карте определяет объекты географической номенклатуры
Применение
20 минут
1. Дайте ответы на предложенные вопросы:
a. Что такое карта?
b. Что такое масштаб?
c. Переведите численный масштаб в именнованный: 1:100 000;
d. Определите тип карты на рисунках 1 и 2.
е. Приведите пример использования карты в повседневной жизни.
10
2.
a. С помощью географических координат, определите географические объекты.
таблица 1
№ Географические координаты Г еографические объекты
1 06° ю.ш. 105° в.д.
2 28° с.ш. 83° в.д.
3 53° с.ш. 107° в.д.
b. Применяя условные знаки, нанесите на контурную карту географические объекты таблицы 1.
Условные знаки
З.На контурную карту нанесите географические объекты:
a. Горы Кордильеры и его высокую точку;
b. Реку Нил и ее длину .
Условные знаки
11
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
На карте определяет объекты географической номенклатуры 1 дает определение карты; 1
дает определение масштаба; 1
может переводить численный масштаб в именнованный; 1
определяет тип карты 1 -го рисунка; 1
определяет тип карты 2-го рисунка; 1
может привести пример повседневного использования карты; 1
2 по предложенным географическим координатам определяет географические объекты; 1
по предложенным географическим координатам определяет географические объекты; 1
по предложенным географическим координатам определяет географические объекты; 1
на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; 1
на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; 1
на контурной карте обозначает географические объекты таблицы 1; 1
3 применяя условные знаки,обозначает на контурной карте горы Кордильеры; 1
на контурной карте указывает высоту высокой точки гор Кордильер; 1
применяя условные знаки,обозначает на контурной карте реку Нил; 1
применяя условные знаки,обозначает на контурной карте длину реки Нил. 1
Всего баллов 16
12
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Картография и географические базы данных»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
На карте определяет объекты географической номенклатуры Затрудняется на карте определить объекты географической номенклатуры □ Допускает ошибки при определении объектов географической номенклатуры на карте □ На карте определяет объекты географической номенклатуры □
13
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Строение и вещественный состав литосферы Тектонические движения литосферы
7.3.1.1 Определяет строение и вещественный состав литосферы
7.3.1.3 Анализирует тектонические движения земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Обучающийся
• Охарактеризует строение и вещественный состав литосферы
• Определяет тектонические движения земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения Задания
1. а .Установите соответствие:
20 минут
1 Твердая оболочка Земли А температура+2000° С , состояние вязкое, ближе к твердому
2 Внутренние оболочки Земли В температура от 2000 до 5000°С, твердое, состоит из двух слоев
3 Мантия С литосфера
4 Ядро D мантия, ядро
б. Заполните таблицу:
Тип земной коры Мощность в км Из каких слоев состоит?

2. а. Приведите 2 доказательства дрейфа континентов по А.Вегенеру:
1)_____________________________________
2)_____________________________________
b. На какие древние суперматерики раскололся проматерик Пангея?
1) в Северном полушарии
2) в Южном полушарии
3. с. Определите виды тектонических движений земной коры:
А. В. С.
14
Ь.Какие формы рельефа образуются:
1) при коллизии;
2) при субдукции;
3) при спрединге.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающйися
Охарактеризует строение и вещественный состав литосферы 1 определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; 1
определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; 1
определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; 1
определяет соответствие между понятием, определением и характеристикой; 1
описывает тип земной коры; 1
описывает тип земной коры; 1
описывает мощность типа земной коры; 1
описывает мощность типа земной коры; 1
описывает слои земной коры; 1
описывает слои земной коры; 1
Определяет тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг 2 приводит 1-ое доказательство теории дрейфа континентов; 1
приводит 2-ое доказательство теории дрейфа континентов; 1
определяет суперконтинент северного полушария; 1
определяет суперконтинент южного полушария; 1
3 определяет вид тектонического движения литосферной плиты; 1
определяет вид тектонического движения литосферной плиты; 1
определяет вид тектонического движения литосферной плиты; 1
определяет форму рельефа, образующуюся при коллизии; 1
определяет форму рельефа, образующуюся при субдукции; 1
определяет форму рельефа, образующуюся при спрединге. 1
Всего баллов 20
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел « Физическая география»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Охарактеризует строение и вещественный состав литосферы Затрудняется охарактеризовать строение и вещественный состав литосферы □ Допускает ошибки в характеристике строения и вещественного состава литосферы | | Характеризует строение и вещественный состав литосферы □
Определяет тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг Затрудняется определить тектонические движения земной коры:дрейф, коллизия, субдукция, спрединг □ Допускает ошибки при определении тектонических движений земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг □ Определяет тектонические движения земной коры: дрейф, коллизия, субдукция, спрединг □
16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
17
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема
Цель о бучения
^Критерий оценивания
Атмосфера и ее составные части Погода и метеорологические элементы Неблагоприятные атмосферные явления
.2.2 Графически представляет и объясняет строение и особенности слоев атмосферы
7.3.2.6 На основе местного компонента составляет графические синоптические материалы на основе показателей отдельных метеорологических
элементов: температура,давление, ветер,
облачность, осадки, влажность
7.3.2.7 С дополнительным охватом местного компонента на основе анализа неблагоприятных атмосферных явлений предлагает пути защиты
Обучающийся
• Описывает строение и особенности слоев атмосферы
• На основе показателей отдельных метеорологических элементов, графически дополнит синоптическую карту
• Охарактеризует предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка Время выполнения 15 минут
Задания
а. На графике подпишите слои атмосферы:
км 1 20
Л оо
80
60
-го
20
-80 -АО
-го
80
18
Ь. Определите и объясните особенность слоев атмосферы
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3 .________________________________________________________________
4 .________________________________________________________________
1. На синоптической карте обозначьте изобары 1016, 1008, 992, 984, 954
2. Сильные морозы в Казахстане, как правило, приходятся на декабрь и январь месяцы. Их по праву называют самыми экстремальными и холодными.
Напишите рекомендации как вести себя во время сильных морозов, если вы оказались в дороге:
1.________________________________________________________________
2.
19
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает строение и особенности слоев атмосферы 1 на графике определяет слой атмосферы; 1
на графике определяет слой атмосферы; 1
на графике определяет слой атмосферы; 1
на графике определяет слой атмосферы; 1
объясняет особенность слоя атмосферы; 1
объясняет особенность слоя атмосферы; 1
объясняет особенность слоя атмосферы; 1
объясняет особенность слоя атмосферы; 1
На основе показателей отдельных метеорологических элементов, графически дополнит синоптическую карту 2 на синоптической карте обозначает изобары в соответствии с циклоном; 1
Охарактеризует предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений 3 предлагает 1-ую рекомендацию правил поведения человека во время сильных морозов; 1
предлагает 2 -ую рекомендацию правил поведения человека во время сильных морозов. 1
Всего баллов 10
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает строение и особенности слоев атмосферы Затрудняется описывать строение и особенности слоев атмосферы □ Допускает ошибки при описании строения и особенностей слоев атмосферы | 1 Описывает строение и особенности слоев атмосферы | 1
На основе показателей отдельных метеорологических элементов, графически дополнит синоптическую карту Затрудняется графически дополнить синоптическую карту □ Допускает ошибки в графическом дополнение синоптической карты □ Графически дополнит синоптическую карту □
Охарактеризует предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений Затрудняется охарактеризовать предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений | 1 Допускает ошибки при характеристике предложенных путей защиты от неблагоприятных атмосферных явлений j 1 Характеризует предложенные пути защиты от неблагоприятных атмосферных явлений j 1
21
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Географическое положение Мирового океана
Движения вод в океане Проблемы Мирового океана
Цель обучения 7.3.3.4 По плану характеризует океаны и их составные
части
7.3.3.6 Классифицирует и объясняет движение океанических вод
7.3.3.8 Группирует проблемы Мирового океана и предлагает пути их решения
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает океаны и их составные части
• Определяет виды движения океанических вод
• Обосновывает причины движения океанических вод
• Ранжирует проблемы Мирового океана
• Охарактеризует предложенные пути решения проблем Мирового океана
Уровень мыслительных Понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте характеристику Тихому океану по плану:
Площадь
Место среди других океанов
Географическое положение
Граничащие океаны
Граничащие проливы
Границы (берега каких материков омывает)
Наибольшая протяженность по меридиану в километрах.
Наибольшая протяженность по параллели в километрах.
Расположение в климатических поясах
Крупные острова
Крупные архипелаги
22
2. По рисункам определите части Мирового океана.
3.
а. По рисунку определите вид движения воды в океане;
b. Объясните причину образования движения воды.
3. Загрязнение вод Мирового океана становится актуальной проблемой
современности:
——————————————————————
ТИТУ *»•
— -i ‘ —
■>’ 1. =>’Vf ’ . • .-atrai
a. По рисинку определите вид загрязнения Мирового океана;
b. Источник загрязнения;
c. Последствия загрязнения;
d. Путь решения.
23
Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания Обучающийся
Описывает океаны и их 1 напишет площадь океана; 1
составные части напишет место среди других океанов; 1
определяет географическое положение; 1
определяет граничащие океаны; 1
определяет граничащие проливы 1
определяет границы (берега каких материков омывает) 1
определяет наибольшую протяженность по меридиану в километрах; 1
определяет наибольшую протяженность по параллели в километрах; 1
определяет расположение океана в климатических поясах; 1
определяет крупные острова; 1
определяет крупные архипелаги; 1
2 определяет часть Мирового океана; 1
определяет часть Мирового океана; 1
определяет часть Мирового океана; 1
определяет часть Мирового океана; 1
Определяет виды движения океанических вод 3 определяет вид движения океанической воды; 1
Обосновывает причины движения океанических вод объяснят причину движения воды в океане; 1
Ранжирует проблемы Мирового океана 4 определяет вид загрязнения вод Мирового океана; 1
определяет источник загрязнения; 1
определяет последствия загрязнения; 1
Охарактеризует предложенные пути решения проблем Мирового океана предлагает путь решения проблем Мирового океана. 1
Всего баллов 21
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география» ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает океаны и их составные части Затрудняется описывать океаны и их составные части □ Допускает ошибки при описании океанов и их составных частей j 1 Описывает океаны и их составные части □
Определяет движение океанических вод Обосновывает причины движения океанических вод Затрудняется определить движения океанических вод. Затрудняется обосновать причины движение океанических вод □ Допускает ошибки при определении движения океанических вод. Допускает ошибки при обосновании причин движения океанических вод j 1 Определяет движения океанических вод. Обосновывает причины движения океанических вод □
Ранжирует проблемы Мирового океана Затрудняется при ранжировании проблем мирового океана □ Допускает ошибки при ранжированивании проблем Мирового океана j 1 Ранжирует проблемы Мирового океана □
Охарактеризует предложенные пути решения проблем Мирового океана Затрудняется характеризовать предложенные пути решения проблем Мирового океана □ Допускает ошибки в характеристике предлагаемых путях решения проблем Мирового океана | | Характеризует пути решения проблем Мирового океана □
25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
26
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Почвы, их состав и структура
Типы почв в Казахстане
Цель обучения 7.3.4.2 Определяет и представляет в графической форме
типы и состав почв
7.3.4.3 Определяет распространение типов почв в Казахстане
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает тип и состав почв
• В графической форме отображает тип и состав почв
• Обосновывает причину распространения типов почв в Казахстане
Уровень
мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. По описанию определите тип почвы:
a. Этот тип почвы формируется на сухих степных участках в условиях недостаточного увлажнения и бедной растительности. Основным критерием для разграничения является степень их гумусованности, которая составляет от 2 до 5%. Мощность гумусового горизонта составляет 15-30 см буровато-темного цвета с каштановым оттенком. Этот тип почв разделяют на три подтипа.
b.В графической форме представьте строение данного типа почвы (почвенные слои)
2. Проанализируйте почвенную карту Казахстана и дайте ответы на вопросы:
27
a. В лесной зоне растительности больше, чем в зоне степей. Однако плодородие почв, в степной зоне выше. Объясните причину.
b. Почему происходит увеличение накопления гумуса к северу от зоны степей?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Различает тип и состав почв В графической форме отображает тип и состав почв 1 различает тип почвы; 1
графически представит почвенный слой Ао; 1
графически представит почвенный слой А1; 1
графически представит почвенный слой В; 1
графически представит почвенный слой С; 1
Обосновывает причину распространени я типов почв в Казахстане 2 объясняет причину различий плодородия почв; 1
объясняет причин увеличение накопления гумуса. 1
Всего баллов 7
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физическая география»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает тип и состав почв Затрудняется различать тип и состав почвы | 1 Допускает ошибки при различии типа и состава почвы | 1 Различает типы и состав почв □
В графической форме отображает тип и состав почв Затрудняется отображать в графической форме тип и состав почвы | 1 Допускает ошибки в графическом отображении форм и состава почвы | 1 Отображает в графической форме тип и состав почвы □
Обосновывает причину распространения типов почв в Казахстане Затрудняется в обосновании причин распространения типов почв в К_е п Допускает ошибки при обосновании причин распространения типов почв в Казахстане j | Обосновывает причину распространения типов почв в к_ п
29
Суммативное оценивание за раздел «Физическая география»
Тема Формирование природно-территориальных комплексов
Виды природно-территориальных комплексов
Цель обучения 7.3.5.2 С дополнительным охватом местного компонента по
плану характеризует природно-территориальные комплексы различного уровня
7.3.5.1 Объясняет формирование природно-территориальных комплексов: географическая оболочка, материки и океаны, зоны и пояса, ландшафты
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает природно-территориальные комплексы различного уровня (с дополнительным охватом местного компонента)
• Обосновывает причины формирования природнотерриториальных комплексов
Уровень Навыки высокого порядка
мыслительных
навыков
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Используя тематические карты, дайте характеристику ПТК своей местности согласно плану характеристики.
Название ПТК:
№ План характеристики Природно-территориальный комплекс
1 Географическое положение
2 Геологическое строение и полезные ископаемые
3 Рельеф
4 Климатические условия a. Климатические пояса и области b. Средние температуры января и июля c. Среднегодовое количество осадков
5 Типы почв
6 Типичная растительность
7 Типичные представители животного мира
2. Используя предложенные рисунки, сравните широтную зональность и высотную поясность:
30
a. Установите сходство;
b. Установите различие;
c. Объясните причины сходства и различия.
3. Как вы думаете, для чего человеку нужны знания о строении и закономерностях географической оболочки?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает природнотерриториальные комплексы различного уровня (с дополнительным охватом местного компонента) 1 описывает географическое положение; 1
описывает геологическое строение; 1
перечисляет полезные ископаемые; 1
определяет формы рельефа; 1
определяет климатический пояс/область; 1
определяет температуру января; 1
определяет температуру июля; 1
определяет среднегодовое количество осадков; 1
определяет типы почв; 1
определяет типичные растения; 1
определяет типичных представителей животного мира; 1
Обосновывает причины формирования природно- территориальных комплексов 2 3 устанавливает сходство широтной зональности и высотной поясности; 1
устанавливает различие широтной зональности и высотной поясности; 1
объясняет причину сходства и различия; 1
дает обоснование о необходимости знания о географической оболочке. 1
Всего баллов 15
31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физическая география» ФИО обучающегося_____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает природнотерриториальные комплексы различного уровня (с дополнительным охватом местного компонента) Затрудняется описать природнотерриториальные комплексы различного уровня □ Допускает ошибки при описании природно-территориальных комплексов различного уровня □ Описывает природнотерриториальные комплексы различного уровня □
Обосновывает причины формирования природнотерриториальных комплексов Затрудняется обосновать причины формирование природнотерриториальных комплексов □ Допускает ошибки при обосновании причин формирования природнотерриториальных комплексов □ Обосновывает причины формирование природнотерриториальных комплексов | |
32
Суммативное оценивание за раздел «Социальная география»
Тема Языковые семьи и группы народов мира
Религиозный состав населения мира
Цель обучения 7.4.1.1 Объясняет этнолингвистическую классификацию
народов мира
7.4.1.2 Определяет религиозный состав населения мира и распространение религий
Обучающийся
Критерий оценивания • Составляет этнолингвистическую
классификацию народов мира • Характеризует религиозный состав населения и распространение религий мира
Уровень Навыки высокого порядка
мыслительных
навыков
Время выполнения 2о минут
Задания
1. Казахстан — многонациональное государство,здесь проживает свыше 130 национальностей.
Составьте классификацию 2 крупных этносов Казахстана по принципу: языковая семья, языковая группа-народы и заполните этнолингвистическое древо.
2. Назовите наиболее крупные языковые семьи мира и объясните основные принципы их классификации.
3. Подпишите на контурной карте однонациональные, двунациональные и многонациональные страны ( по 2 страны в каждой группе) и обведите их границы:
a. Красным цветом — однонациональные страны;
b. Зеленым цветом — двунациональные страны;
c. Коричневым цветом- многонациональные страны.
33
180* 160* 140* 120′ 100* ас* 60* 40* 20* 0* 20* 40* 60* 80* 100* 120* 40* 160* 180*
4. Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира,
приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете.
a. Какие мировые религии распространены в Азии?
b. Объясните, почему христианство распространено в Латинской Америке?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет этнолингвистичес кую классификацию народов мира 1 составляет этнолингвистическое древо 2-х крупных этносов Казахстана; 2
2 объясняет этнолингвистическую классификацию народов мира; 1
3 обозначает на контурной карте 2 однонациональные страны; обозначает на контурной карте 2 двунациональные страны; 2 2
обозначает на контурной карте 2 многонациональные страны; 2
Характеризует религиозный состав населения и распространение религий мира 4 перечисляет мировые религии Азии; 1
объясняет причины распространения христианства в Латинской Америке. 1
Всего баллов 11
34
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Социальная география» ФИО обучающегося_____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет этнолингвистическую классификацию народов мира Затрудняется составить этнолингвистическую классификацию народов мира □ Допускает ошибки при составлении этнолингвистической классификации народов мира □ Составляет этнолингвистическую классификацию народов мира □
Характеризует религиозный состав населения и распространение религий мира Затрудняется охарактеризовать религиозный состав населения мира и распространение религий □ Допускает ошибки в характеристике религиозного состава населения мира и распространения религий Характеризует религиозный состав населения мира и распространение религий мира □
35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
36
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Классификация природных ресурсов
7.5.1.1 Классифицирует природные ресурсы
7.5.1.2 С дополнительным охватом местного компонента анализирует закономерности распространения природных ресурсов
Обучающийся
• Группирует природные ресурсы по признакам
• Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 2о минут
Задания
1. Приведите по одному примеру на классификацию природных ресурсов, заполните таблицу._________________________________________________________________________
Классификация Вид природного ресурса Пример
По происхождению
По исчерпаемости
По хозяйственному использованию
2. На контурную карту нанесите полезные ископаемые своей местности и объясните закономерность их распространения.
37
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающйися
Группирует природные ресурсы по признакам 1 определяет вид природного ресурса по происхождению; 1
приводит пример природного ресурса по происхождению; 1
определяет вид природного ресурса по исчерпаемости ; 1
приводит пример природного ресурса по исчерпаемости; 1
определяет вид природного ресурса по хозяйственному использованию; 1
приводит пример природного ресурса по хозяйственному использованию; 1
Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов 2 обозначает на контурной карте полезные ископаемые своей местности; 1
объясняет закономерность распространения полезных ископаемых своей местности. 1
Всего баллов 8
38
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география» ФИО обучающегося____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Высокий Средний Низкий
Группирует природные ресурсы по признакам Затрудняется группировать природные ресурсы по |—. признакам 1—1 Допускает ошибки при группировке природных ресурсов по признакам Q Группирует природные ресурсы по признакам □
Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов Затрудняется обосновать закономерности распространения природных ресурсов |—| Допускает ошибки при обосновании закономерностей распространения природных ресурсов □ Обосновывает закономерности распространения природных ресурсов □
39
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема Транспортная инфраструктура
Социальная инфраструктура
Цель обучения 7.5.2.1 С дополнительным охватом казахстанского
компонента оценивает важность элементов транспортной инфраструктуры на основе их характеристики
7.5.2.2 С дополнительным охватом казахстанского
компонента оценивает важность элементов социальной инфраструктуры на основе их характеристики
Обучающийся
• Описывает элементы транспортной инфраструктуры Критерий оценивания • Сделает вывод о важности элементов транспортной
инфраструктуры
• Описывает элементы социальной инфраструктуры
• Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Транспортная система является связующим звеном отраслей экономики, поэтому уровень его развития является главным фактором развития государства.
a. Траспортная система — это
b. Заполните схему;
40
с. Какой вид транспортной инфраструктуры изображен на рисунке ?
d. В какой части Казахстана расположен?
e. Какова роль данного вида транспортной инфраструктуры в развитии экономики Казахстана?
2. Объективной необходимостью для поддержания жизнедеятельности и обеспечения экономического прогресса общества стало формирование социальной инфраструктуры.
a. Основной целью социальной инфраструктуры является —
b. Заполните схему
Элементы социальной инфраструктуры
с. Какие отрасли социальной инфраструктуры развиты вашей местности? Объясните причины?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает элементы транспортной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов 1 дает определение транспортной системе; 1
заполняет схему: элемент транспортной системы; 1
заполняет схему: элемент транспортной системы; 1
заполняет схему: элемент транспортной системы; 1
41
транспортной инфраструктуры заполняет схему: элемент транспортной системы ; 1
определяет вид транспортной инфраструктуры; 1
определяет в какой части Казахстана расположен вид транспортной инфраструктуры; 1
обосновывает роль транспортной инфраструктуры в развитии экономики Казахстана; 1
Описывает элементы социальной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры 2 определяет основную цель социальной инфраструктуры ; 1
заполняет схему: элемент социальной инфраструктуры; 1
заполняет схему: элемент социальной инфраструктуры; 1
заполняет схему: элемент социальной инфраструктуры; 1
заполняет схему: элемент социальной инфраструктуры; 1
определяет развитые отрасли социальной инфраструктуры своей местности; 1
объясняет причины развитости отраслей социальной инфраструктуры своей местности. 1
Всего баллов 15
42
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Экономическая география»
ФИО обучающегося__________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает элементы транспортной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов транспортной инфраструктуры Затрудняется в описании элементов транспортной инфраструктуры Затрудняется сделать вывод о важности элементов транспортной инфраструктуры □ Допускает ошибки при описании элементов транспортной инфраструктуры Допускает ошибки при выводе о важности элементов транспортной инфраструктуры Описывает важность элементов транспортной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов транспортной инфраструктуры ЕИ
Описывает элементы социальной инфраструктуры. Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры Затрудняется в описании важности элементов социальной инфраструктуры Затрудняется сделать вывод о важности элементов социальной инфраструктуры Допускает ошибки при описании важности элементов социальной инфраструктуры Допускает ошибки в выводе о важности элементов социальной инфраструктуры Описывает важность элементов социальной инфраструктуры Сделает вывод о важности элементов социальной инфраструктуры □
43
Суммативное оценивание за раздел «Экономическая география»
Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Отрасли мирового хозяйства: сельское хозяйство и промышленность
7.5.3.1 Классифицирует отрасли хозяйства и объясняет их важность: сельское хозяйство и промышленность
Обучающийся
• Распределяет отрасли хозяйства (сельское хозяйство и промышленность)
• Обосновывает важность отраслей хозяйства (сельское хозяйство и промышленность)
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Ответье на вопросы:
a. Мировое хозяйство -это
b. Классифицируйте предложенные отрасли хозйства. Используя тематическую карту
определите их географию распостранения. Заполните таблицу .
№ Отрасль хозяйства Сектор Сфера труда География распространения
1 Черная металлургия
2 Овцеводство
2. Нефтяная промышленность — одна из важнейших отраслей тяжелой промышленности. Основная часть ее продукции используется в энергетических целях.
а. На контурной карте обозначьте два крупнейших региона добычи нефти (соблюдайте правила заполнения контурной карты);
У слоены е знаки
44
b. Приведите два доказательства значимости нефтяной промышленности для экономики страны;
1-ое доказательство
2-ое доказазательство
c. Ваше мнение: как может изменится роль нефтяной промышленности в экономике в ближайщем будущем?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Распределяет отрасли хозяйства (сельское хозяйство и промышленность 1 дает определение мирового хозяйства; 1
определяет к какому сектору экономики относится черная металлургия; 1
определяет к какой сфере труда относится черная металлургия; 1
определяет географию распространения черной металлургии; 1
определяет к какому сектору экономики относится овцеводство; 1
определяет к какой сфере труда относится овцеводство; 1
определяет географию распространения овцеводство; 1
Обосновывает важность отраслей хозяйства (сельское хозяйство и промышленность) 2 на контурной карте обозначает первый регион добычи нефти; 1
на контурной карте обозначает второй регион добычи нефти; 1
приводит первое доказательство значимости нефтяной промышленности для экономики страны; 1
приводит второе доказательство значимости нефтяной промышленности для экономики страны; 1
напишет собственное мнение об изменении роли нефтяной промышленности в ближайшие будущем. 1
Всего баллов 12
45
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Экономическая география» ФИО обучающегося_____________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Распределяет отрасли хозяйства (сельское хозяйство и промышленность Затрудняется в распределении отраслей хозяйства □ Допускает ошибки при распределении отраслей хозяйства □ Распределяет отрасли хозяйства □
Обосновывает важность отраслей хозяйства (сельское хозяйство и промышленность) Затрудняется в обосновании важности отраслей хозяйства □ Допускает ошибки в обосновании важности отраслей хозяйства □ Обосновывает важность отраслей хозяйства □
46
Суммативное оценивание за раздел «Страноведение с основами политической географии»
Тема
Цель обучения Критерий оценивания
Уровень
мыслительных
навыков
Географическое положение стран мира.
7.6.1.2. С дополнительным охватом казахстанского компонента характеризует по плану географическое положение стран
Обучающийся
• По плану описывает географическое положение стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
• Сделает вывод об географическом, экономикогеографическом положение страны (с дополнительным охватом казахстанского компонента)
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте характеристику географического положения Казахстана по плану
Положение по отношению к экватору
Положение по отношению к 0 меридиану
На каком материке находится?
Моря и океаны омывающие страну
С каким странами граничит?
Вывод:
2.
a. Используя тематические карты, составьте сравнительную характеристику ЭГП Казахстана и Китая ;____________________________________________________________________
№ Сходство между Казахстаном и Китаем Различия
Казахстан Китай
1 Положение по отношению к соседним странам
2 Положение по отношению к главным сухопутным транспортным путям
3 Положение по отношению к главным морским транспортным путям
4 Положение по отношению к мировым экономическим центрам
47
b. Определите одну благоприятную черту ЭГП Казахстана;
c. Определите одну неблагоприятную черту ЭГП Китая.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
По плану описывает географическое положение стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента) 1 определяет положение Казахстана по отношению к экватору; 1
определяет положение Казахстана по отношению к 0 меридиану; 1
определяет на каком материке расположен Казахстан; 1
определяет положение Казахстана по отношению к омываемым какими морям /океанам; 1
определяет граничающие государства Казахстана; 1
сделает вывод о географическом положении Казахстана; 1
Сделает вывод об географическом, экономикогеографическом положение страны(с дополнительным охватом казахстанского компонента) 2 определяет сходство в положение по отношению к соседним странам между Казахстаном и Китаем 1
определяет различия в положение по отношению к соседним странам между Казахстаном и Китаем; 1
определяет сходство в положение по отношению к главным сухопутным транспортным путям 1
определяет различия в положение по отношению к главным сухопутным транспортным путям; 1
определяет сходство в положение по отношению к главным морским транспортным путям; 1
определяет различия в положение по отношению к главным морским транспортным путям; 1
определяет сходства в положение по отношению к мировым экономическим центрам; 1
определяет различия в в положение по отношению к мировым экономическим центрам; 1
определяет благоприятную черту ЭГП Казахстана; 1
определяет неблагоприятную черту ЭГП Китая. 1
Всего баллов 16
48
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Страноведение с основами политической географии»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
По плану описывает географическое положение стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента) Затрудняется описать по плану географическое положение стран мира □ Допускает ошибки при описании по плану географическое положение стран мира □ Описывает по плану географическое положение стран мира □
Сделает вывод об географическом,экономико-географическом положение страны(с дополнительным охватом казахстанского компонента) Затрудняется сделать вывод о географическом, экономикогеографическом положении стран □ Допускает ошибки в выводе о географическом, экономикогеографическом положении стран мира □ Сделает вывод о географическом,экономико-географическом положение страны □
49
50

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *