СОР Физика 10 класс ЕМН

Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Физика» 10 класс
(естественно-математическое направление)

СОДЕРЖАНИЕ
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………………….4
Суммативное оценивание за раздел «Кинематика»………………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Динамика»…………………………10
Суммативное оценивание за раздел «Статика. Законы сохранения. Механика жидкостей и газов»………………………………………………………..15
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………19
Суммативное оценивание за раздел «Основы молекулярно-кинетической теории газов» .. 19
Суммативное оценивание за раздел «Газовые законы.Основы термодинамики»…22
Суммативное оценивание за раздел «Жидкие и твердые тела»……………..27
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………31
Суммативное оценивание за раздел «Электростатика»……………………31
Суммативное оценивание за раздел «Постоянный ток»……………………36
Суммативное оценивание за раздел «Электрический ток в различных средах»..41
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………………47
Суммативное оценивание за раздел «Магнитное поле»……………………47
Суммативное оценивание за раздел «Электромагнитная индукция»………….52
3
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Кинематика»
экспериментальных исследовании, исходя из точности измерений физических величин
10.1.1.6 — применять кинематические уравнения при решении расчетных и графических задач
10.1.1.8 — применять классический закон сложения скоростей и перемещений при решении задач
10.1.1.9 — определять радиус кривизны траектории, тангенциальное, центростремительное и полное ускорения тела при криволинейном движении
10.1.1.11 — исследовать траекторию движения тела,
брошенного под углом к горизонту
• Использует выбор обоснованного количества десятичных знаков для измерений в последовательных расчётах
• Применяет навыки работы с векторами при решении задач
• Использует графики для определения кинематических величин и описывает сам график
• Применяет формулы для нахождения центростремительного ускорения и угловые параметры тела, движущегося по криволинейной траектории при решении задач
• Описывает движение тела брошенного под углом к горизонту и выполняет его математическое описание
Цель обучения
10.1.1.4
записывать
конечный
результат
Критерий оценивания Обучающийся
Уровни
навыков
мыслительных Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. На рисунке показан стержень, градуированный по шкале Цельсия, где отмечены начальные и конечные значения температуры.
начальная
температура
конечная
температура
-10
МММ 1 I I I I I 1 I I I I I ГП 1 I I П 1 I I I I I 1 I I I I I 1 I I I I
-5
о
+5
+10
+15
4
2. Катер плывёт по прямой реке, двигаясь относительно берега перпендикулярно береговой линии.
(а) Изобразите движение катера с помощью векторов.
берег
и
>
река
берег
Модуль скорости катера относительно берега равен 4,8 км/ч. Река течёт со скоростью
3,6 км/ч.
(b) Чему равен модуль скорости катера относительно воды?
3. Автобус движется прямолинейно. На графике представлена зависимость скорости автобуса от времени.
ю
скорость
м/с
(a) Рассчитайте пройденный путь автобуса за первые 40 секунд.
Путь =………………………..м
(b) Пройденный путь за время от 40 секунд до 80 секунд равен 315 м. Вычислите среднюю скорость автобуса в течение 80 с.
Средняя скорость =………………………м/с
(c) Опишите движение автобуса:
(i) за время от 40 с и 70 секунд
(ii) за время от 70 с и 80 секунд
(iii) Чему равен минимальный модуль ускорения?
5
4. Луна вращается вокруг Земли по орбите радиусом 386 тыс. км. Определите центростремительное ускорение Луны и ее линейную и угловую скорости, если период ее обращения вокруг Земли 27,3 суток.
5. На рисунке представлена траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту
(i) Укажите направление ускорения снаряда после выстрела из ствола орудия, если сопротивление воздуха отсутствует?
(ii) Запишите уравнения движения тела в проекциях на оси координат x и у.
(iii) Под каким углом к горизонту надо бросить тело, чтобы высота его подъема была равна дальности полета?
6
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Использует выбор обоснованного количества десятичных знаков для измерений в последовательных расчётах 1 определяет погрешность термометра и записывает значение с учетом количества значащих цифр и знаков после запятой; 1
Применяет навыки работы с векторами при решении задач 2 пользуясь правилом векторов, изображает на рисунке направление векторов скорости; 1
показывает правило раскладывания вектора на составляющие; 1
определяет модуль скорости катера; 1
определяет модуль скорости катера относительно воды; 1
Использует графики для определения кинематических величин и описывает сам график 3 определяет пройденный путь, который равен площади треугольника, расположенного под графиком скорости; 1
вычисляет среднюю скорость автобуса; 1
(с) (i), определяет по графику вид движения за первый промежуток времени; 1
(ii) определяет по графику вид движения за второй промежуток времени; 1
(iii) находит минимальное значение ускорения; 1
Применяет формулы для нахождения центростремительного ускорения и угловые параметры тела, движущегося по криволинейной траектории при решении задач 4 определяет центростремительное ускорение луны; 1
вычисляет угловую скорость; 1
вычисляет линейную скорость; 1
Описывает движение тела брошенного под углом к горизонту и выполняет его математическое описание 5 (i) указывает на рисунке направление ускорения снаряда; 1
(ii) расскладывает скорость по компонентам; 1
(iii) определяет время полета и время подъема; 1
(iii) выводит формулы для расчета дальности полета и высоты подъема. 1
Всего баллов 17
7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Кинематика»
ФИО учащегося____________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Использует
обоснованного
выбор количества десятичных знаков для
измерений в
последовательных расчётах
Затрудняется определять
погрешность прибора и неверно записывает свой ответ в определённом количестве значащих цифр и с учетом погрешности.
Определяет погрешность прибора, но допускает ошибку при записи значения с учетом количества значащих цифр.
Определяет погрешность
прибора и пишет значение с учетом количества значащих цифр и знаков после запятой.
Применяет навыки работы с векторами при решении задач
Затрудняется применять правило векторов и неверно рисует
изображение векторов.
Допускает ошибки при нахождении модуля скорости катера
относительно воды / изображении на рисунке направления векторов.
Пользуясь векторным
правилом, изображает на
рисунке результирующий
вектор и демонстрирует сложение векторов.
Использует графики для определения кинематических величин и описывает сам график
Испытывает затруднения при описании графика, применяет формулы средней скорости, но подставляет неверные значения.
Допускает ошибки при описании графика/ определении пройденного пути из графика равноускоренного движения.
Вычисляет из графика
пройденный путь, среднюю скорость и описывает график.
Применяет формулы для нахождения центростремительного ускорения и угловые
параметры тела, движущегося по криволинейной
траектории при решении
задач
Затрудняется применять формулу центростремительного ускорения и угловых параметров тела,
движущегося по криволинейной траектории.
Применяет формулы нахождения праметров тела, движущегося по криволинейной траектории, но допускает ошибки при вычилениях.
Применяет формулу для
нахождения центростремительного ускорения и вычисляет, угловую и линейную скорости тела, движущегося по
криволинейной траектории.___
8
Описывает движение тела брошенного под углом к горизонту и выполняет его математическое описание Затрудняется при указании направления ускорения, раскладывании векторов, определении времени, выводе формулы для расчета полета и высоты. Указывает направление ускорения, допускает ошибки при раскладывании векторов/ определении времени/ выводе формулы для расчета полета и высоты. У казывает на рисунке направление ускорения снаряда и выполняет математическое описание движения тела, брошенного под углом к горизонту.

9
Суммативное оценивание за раздел «Динамика»
Цель обучения 10.1.2.1 — составлять возможные алгоритмы решения задач
при движении тел под действием нескольких сил
10.1.2.3 — объяснять графическую зависимость напряженности и потенциала гравитационного поля материальной точки от расстояния;
10.1.2.4 — применять закон всемирного тяготения при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Решает задачи, применяя законы Ньютона
• Определяет различия понятий вес и масса тела
• Определяет зависимость напряженности и потенциала гравитационного поля Земли от расстояния
• Решает задачи, применяя формулу закона всемирного тяготения
Уровни мыслительных Применение
навыков Навыки высокого уровня
Время выполнения 25 минут
1. Брусок скользит с наклонной плоскости с ускорением я, угол наклона плоскости р.
(i) Какие силы действуют на брусок
(ii) Изобразите на рисунке силы, действующие на брусок.
(iii) Запишите второй закон Ньютона в векторном виде.
(iv) Запишите уравнения в проекциях на выбранные оси ОХ и ОY
(v) Каков коэффициент трения между бруском и наклонной плоскостью?
10
2. Вес человека в неподвижном лифте равен 600 Н. Когда его измерили в движущемся лифте, он оказался равным 720 Н.
Определите ускорение, с которым двигался лифт и что можно сказать о направлении вектора ускорения. Изменяется ли вместе с изменением веса тела и его масса?
3. На графике показано, как гравитационный потенциал изменяется с расстоянием. R — радиус Земли (6400 км). На поверхности Земли гравитационный потенциал равен —
62,5 МДж кг’1.
(а) Определите из графика:
(i) гравитационный потенциал на расстоянии 2R от центра Земли;
(ii) увеличение потенциальной энергии спутника массой 1200 кг, когда он поднимается с поверхности Земли на круговую орбиту с радиусом 3R.
(b) (i) Запишите уравнение, связывающее напряженность гравитационного поля и
гравитационный потенциал.
(ii) Используя график, определите напряженность гравитационного поля на расстоянии 2R от центра Земли.
(iii) Покажите, что ваш результат в части (b) (ii) согласуется с тем фактом, что силовая характеристика гравитационного поля составляет около 10 Н кг-1.
11
4. Модуль ускорения свободного падения вблизи поверхности астероида равен 0,05 м/с2. Чему будет равен модуль ускорения свободного падения вблизи поверхности другого астероида, объём которого в 8 раз больше? Оба астероида однородные, сферические и состоят из железа.
12
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Решает задачи, применяя законы Ньютона 1 определяет силы, действующие на брусок; 1
указывает на чертеже силы, действующие на брусок; 1
составляет уравнение по второму закону Ньютона; 1
записывает уравнение по оси ОХ и ОУ; 1
выводит выражение для нахождения коэффициента трения; 1
Определяет различия понятий вес и масса тела 2 определяет ускорение и ее направление, применяя второй закон Ньютона; 1
различает понятие вес тела и масса; 1
Определяет зависимость напряженности и потенциала гравитационного поля Земли от расстояния 3 a(i) определяет гравитационный потенциал по графику; 1
a(ii) определяет увеличение потенциальной энергии по графику; 1
b(i) записывает формулу, связывающую напряженность гравитационного поля и гравитационный потенциал; 1
b(ii) определяет силовую характеристику поля из графика; 1
b(iii) оценивает силовую характеристику гравитационного поля; 1
Решает задачи, применяя формулу закона всемирного тяготения 4 записывает формулу силы, которая действует на тело вблизи астероида; 1
преобразует формулу для определения ускорения; 1
определяет модуль ускорения свободного падения вблизи поверхности другого астероида. 1
Всего баллов 15
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Динамика»
ФИО учащегося___________________________________________
Критерий оценивания
Низкий
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Решает
применяя
Ньютона
задачи,
законы
Затрудняется составлять
уравнения по осям и выводить выражение для нахождения величины, не указывает на чертеже силы, действующие на тело.
Использует законы Ньютона при составлении уравнений, но допускает ошибки при выводе выражения для определения трения/ указании силы на чертеже.
Применяет законы
Ньютона при решении задач и
верно указывает все силы.
Определяет различия понятий вес и масса тела
Затрудняется в применении закона Ньютона, определении различия между весом и массой тела.
Применяет закон Ньютона, допускает ошибку в определении различия между весом и массой тела
Применяет закон Ньютона, различает понятие вес и масса тела
Определяет зависимость напряженности и
потенциала
гравитационного поля Земли от расстояния
Затрудняется в определении по графику гравитационного
потенциала, изменения
потенциальной энергии и силовой характеристики поля, в оценке силовой характеристики
гравитационного поля.
Допускает ошибки при чтении графика зависимости гравитационного потенциала от расстояния.
Используя график, верно определяет силовую
характеристику гравитационного поля и делает выводы.
Решает задачи,
применяя формулу
закона всемирного
тяготения
Затрудняется решать задачи на применение закона всемирного тяготения.
Применяет формулу закона всемирного тяготения, но допускает ошибки при выводе формулы.
Применяет закон всемирного тяготения при решении задач.
14
Суммативное оценивание за раздел «Статика. Законы сохранения. Механика
жидкостей и газов»
Цель обучения 10.1.2.5 — использовать теорему Штейнера для расчета
момента инерции материальных тел;
10.1.3.2 -устанавливать причинно-следственные связи при объяснении различных видов равновесия
10.1.4.1 -применять законы сохранения при решении расчетных и экспериментальных задач
10.1.5.2 -применять уравнение неразрывности и уравнение
Бернулли при решении экспериментальных, расчетных и качественных задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Применяет теорему Штейнера для определения
момента инерции
• Различает и определяет виды равновесия
• Применяет закон сохранения энергии для
замкнутой системы
• Применяет законы сохранения для неупругого
столкновения
• Использует уравнение Бернулли для получения
значений давления и скорости потока в разных точках
Уровни мыслительных Применение навыков
Время выполнения 25 минут
1. Чему равен момент инерции цилиндра с диаметром основания d и высотой Н относительно оси, совпадающей с его образующей? Плотность материала цилиндра р.
2. Определите виды равновесия в следующих случаях:
A. бильярдный шар находится в лузе_____________
B. бусина на горизонтально натянутой нити______
15
C. брусок на наклонной плоскости_____________________________________________________
D. гимнаст, идущий по канату_________________________________________________________
E. шарик в конической воронке________________________________________________________
F. лестница, которую прислонили к стене______________________________________________
G. коробка, лежащая на полу__________________________________________________________
3. Закрепленный пружинный пистолет стреляет вертикально вверх. Какой была деформация пружины Al перед выстрелом, если жесткость пружины А=1000 Н/м, а пуля массой 5 г в результате выстрела поднялась на высоту h=9 м. Трением пренебречь. Считать, что Al <U ^ 1 0 1 5 2 0 2 5 3 0 7ТС)
(i) Вычислите температурный коэффициент сопротивления материала, из которого изготовлен проводник.
(ii) Во сколько раз увеличится сопротивление провода при повышении температуры от 288К до 298 К?
2. (i) Почему для получения вольтамперной характеристики полупроводникового
диода используют две различные схемы соединения приборов (см.рис. а, б)?
(ii) Есть ли какое-нибудь различие между дыркой и положительным ионом в полупроводниках?
3. На графике показана ВАХ лампы накаливания.
7/тА 100
80
60
40
20
0
0 2 4 6 8 10 12 у / V
A. Подчиняется ли лампа закону Ома? Поясните свой ответ.
B. Рассчитайте сопротивление лампы при 4,0 В.
42
C. Опишите, как сопротивление лампы зависит от тока.
4. Деталь надо покрыть слоем хрома толщиной 50 мкм. Сколько времени потребуется для покрытия, если норма плотности тока I при хромировании 2 кА/м2?
5. Какой из нижеприведенных графиков, отражает зависимость ускорения вылетающих электронов от напряжения между анодом и катодом, в зависимости от расстояния между электродами? (Напряжение между электродами одинаково.) Поясните свой ответ.
43
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает прохождение тока через проводник и график зависимости сопротивления от температуры 1 завершает утверждения, указывает направления тока; 3
определяет из графика температурный коэффициент; 1
вычисляет во сколько раз изменится сопротивления проводника; 1
Объясняет принцип действия полупроводникового диода 2 описывает схему с полупроводниковым диодом; 1
сравнивает носителей тока в полупроводниках; 1
Анализирует график ВАХ лампы накаливания 3 поясняет ответ, используя график ВАХ лампы; 1
определяет сопротивление из графика; 1
описывает зависимость сопротивления лампы от тока; 1
Применяет формулу закона электролиза при решении задач 4 записывает формулу закона электролиза; 1
преобразует формулу для расчета времени; 1
переводит единицы измерения в СИ; 1
Описывает по графику поведение электронов вакууме 5 выбирает правильный график; 1
объясняет свой ответ. 1
Всего баллов 15
44
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Электрический ток в различных средах»
ФИО учащегося
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает прохождение тока через проводник и график зависимости
сопротивления от
температуры
Затрудняется заполнить пропущенные слова, указать направление тока и определять из графика коэффициент.
Записывает формулу зависимости сопротивления от температуры, но неверно определяет из графика коэффициент |используя рисунок допускает ошибки при заполнении строк.
Правильно завершает утверждения и вычисляет температурный коэффициент.
Объясняет принцип
действия
полупроводникового
диода
Затрудняется сравнивать носителей тока в полупродниках и неверно описывает схемы соединения приборов.
При сравнении двух схем неверно излагает свой ответ.
Правильно отвечает на вопрос и сравнивает «дырки» с «ионами».
Анализирует график ВАХ лампы накаливания
Затрудняется описывать график ВАХ лампы накаливания.
Вычисляет сопротивление лампы, но неверно описывает график зависимости силы тока от напряжения.
Правильно описывает график, находит сопротивление лампы накаливания и объясняет, как зависит сопротивление лампы от тока.
45
Применяет формулу закона электролиза при решении задач
Затрудняется определить время покрытия, применяя закон электролиза, и получает неверный ответ.
Записывает формулу закона электролиза, но при
преобразовании окончательной
формулы допускает ошибки.
Применяет закон электролиза и вычисляет время покрытия капота слоем хрома.
Описывает по графику поведение электронов вакууме
Затрудняется определить, какой график отображает зависимость ускорения электрона от расстояния между электродами.
Выбирает верный график, но неверно описывает зависимость ускорения вылетевших электронов от расстояния между электродами.
Выбирает верный график и поясняет свой ответ.
46
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Магнитное поле»
Цель обучения 10.3.4.2 — объяснять принцип действия
электроизмерительных приборов,
электродвигателей
10.3.4.4 — исследовать действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы
10.3.4.5 -классифицировать вещества по их магнитным
свойствам и определять сферы их применения
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает действие магнитного поля на проводник с током
• Описывает движение заряженной частицы в магнитном поле
• Объясняет магнитные свойства вещества
Уровни мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
1. Две параллельные друг другу рельсы, лежащие в горизонтальной плоскости, находятся в однородном магнитном поле, индукция B которого направлена вертикально вниз, как показано на рисунке.
Левый проводник движется вправо со скоростью V, а правый находится в покое.
С какой скоростью v надо перемещать правый проводник (такой же), чтобы в три раза уменьшить силу, действующую на левый проводник?
2. В промежутке между полюсом N и полюсом S постоянного магнита существует однородное магнитное поле. Горизонтальный проводник PQ с током находится в этом промежутке.
На рисунке изображен угол, равный 600, между PQ и направлением магнитного
поля.
47
За пределами полюсов магнитное поле не учитывается. Напряженность магнитного поля между двумя полюсами равна 0,18 Тл.
(a) По проводнику проходит ток 3,2 A. Направление тока совпадает с направлением
PQ.
На проводник с током длиной 3,0 см между полюсами магнита действует сила.
(i) Определите величину этой силы.
^ла =________________________Н.
(ii) Нарисуйте стрелку для обозначения направления силы, действующей на проводник.
(iii) При вращении проводника PQ в горизонтальной плоскости угол между магнитным полем и проводником равен 900.
Опишите, как это влияет на силу, которая действует на проводник с током.
(b) Объясните в общих чертах, как можно использовать ампер-весы, чтобы определить силу магнитного поля.
3. В магнитное поле влетают две частицы. Заряд, масса и скорость второй частицы в 2 раза больше.
(i) По какой траектории будут двигаться заряженные частицы в магнитном поле?
(ii) Одинаковые ли будут периоды обращения частиц? Поясните свой ответ
4. Электрон влетает в однородное магнитное поле со скоростью 3 Мм/с, как показано на рисунке. Индукция однородного магнитного поля 5,7 мТл (m=9.1*10-31 кг, e=1.6*10-19 Кл).
5.
a) Какая траектория у электрона в магнитном поле? Почему?
b) Выведите формулу для расчета радиуса траектории движения частицы магнитном поле.
Формула:_________________________________________
c) Определите радиус траектории электрона.
R =_________________ м
(а) Какие материалы взаимодействуют с магнитами и как они взаимодействуют?
(i) Взаимодействует с магнитами:
(ii) Не взаимодействует с магнитами:
(iii) Что общего у всех материалов, которые взаимодействуют с магнитами?
48
в
(b) По графику определите магнитную проницаемость стали при индукции Во намагничивающего поля 0,4 и 1,2 мТл.
49
Критерий оценивания № Дескриптор Балл
задания Обучающийся
Описывает действие магнитного поля на проводник с током 1 записывает формулу, связывающую скорость перемещения проводника и силу, действующую на него; 1
определяет скорость перемещения проводника; 2
2 записывает формулу для вычисления; 1
вычисляет силу Ампера; 1
указывает направление силы; 1
описывает, как изменится сила при повороте проводника в магнитном поле на 900; 1
описывает использование токовых весов; 1
Описывает движение заряженной частицы в 3 описывает траекторию движения заряженных частиц; 1
магнитном поле сравнивает периоды обращения частиц; 1
4 определяет по рисунку траекторию электрона; 1
выводит формулу для расчета радиуса; 1
вычисляет радиус траектории электрона; 1
Объясняет магнитные свойства вещества 5 записывает, какие материалы взаимодействует с магнитами; 1
записывает, какие материалы не взаимодействует с магнитами; 1
записывает ответ на вопрос; 1
определяет магнитную проницаемость стали. 1
Всего 17
50
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Магнитное поле»
ФИО учащегося
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Описывает действие магнитного поля на проводник с током
Затрудняется объяснить, как
определить с помощью токовых весов вектор магнитной индукции.
Записывает формулу силы
Ампера, вычисляет значение, но допускает ошибки при
преобразовании формул /
объяснении как изменится сила, если изменить расположение проводника в магнитном поле.
Правильно решает задачи, объясняет, как зависит сила от расположения проводника в поле и верно описывает как можно использовать ампер-весы.
Описывает движение заряженной частицы в магнитном поле
Затрудняется описывать движение заряженной частицы в магнитном поле, получать формулы
Применяет формулу силы Лоренца.
Записывает, как движется заряженная частица в магнитном поле и формулу силы Лоренца, но допускает ошибки при сравнении периодов обращения двух частиц / при преобразовании формул.
Правильно описывает движение двух заряженных частиц в магнитном поле.
Преобразует
рассчитывает
частицы.
формулу и радиус траектории
Объясняет магнитные свойства вещества
Затрудняется ответить, какие материалы взаимодействуют с магнитами и как они взаимодействуют.
По графику определяет магнитную проницаемость, но допускает ошибки в ответах на вопрос.
Правильно отвечает на вопросы и по графику определяет магнитную проницаемость.
51
Суммативное оценивание за раздел «Электромагнитная индукция»
Цель обучения
Критерий оценивания
10.3.5.1 — анализировать принцип действия
электромагнитных приборов
(электромагнитное реле, генератор, трансформатор)
10.3.5.2 — применять закон электромагнитной индукции
при решении задач
10.3.5.4 — исследовать действующую модель
электродвигателя и аргументированно
объяснять полученные результаты, используя закон Фарадея и правило Ленца
Обучающийся
• Описывает принцип работы электродвигателя и трансформатора
• Объясняет явление возникновения
электромагнитной индукции
• Применяет формулу закона Фарадея при решении задач
• Определяет направление индукционного тока, применяя правило Ленца
Уровни мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 30 минут
На рисунке показан двухполюсной электродвигатель с катушкой, состоящей из одного витка.
Коллектор представляет собой разделенное кольцо и меняет направление тока в катушке при ее вращении.
Сколько раз ток изменяется на противоположный, если катушка вращается один раз? Поясните свой ответ.
2. Трансформатор представляет собой устройство для изменения напряжения.
На рисунке показан трансформатор, имеющий первичную обмотку 1000 витков и вторичную обмотку 50 витков.
52
(a) Назовите материал, из которого изготовлен сердечник трансформатора.
(b) Первичная обмотка подключена к источнику переменного тока с напряжением 240
В.
Рассчитайте напряжение на вторичной обмотке.
Напряжение на вторичной обмотке =……………………….В.
3. На рисунке изображен железный стержень, обмотанный проволокой множеством витков. Провод подключен к источнику переменного тока. Катушку из плоских проводов подключили к лампе с низким напряжением.
-о о
Когда конец железного стержня подносим близко к катушке, лампа светится. Объясните, почему это происходит.
4. При проведении опытов по изучению электромагнитной индукции измеряют изменение магнитного потока ДФ, пронизывающего замкнутый проволочный контур, и заряд Aq, протекающий по контуру.
Ниже приведена таблица, полученная в результате этих опытов. Чему равно сопротивление контура? _________________________________________________
ДФ, Вб 0,01 0,02 0,03 0,04
Aq, мКл 5 10 15 20
5. Проволочная рамка вращается в однородном магнитном поле. На рисунке показаны два разных расположения рамки в этом поле. В каком случае ЭДС индукции при малом повороте рамки минимальна?
53
A. I
B. II
C. 81=82=0
D. 81=82^0
6. Определите и укажите направление индукционного тока.
7. Определите направление тока в проводнике CD для следующих случаев
• Если замкнуть цепь с проводником АВ;
• Если разомкнуть цепь с проводником АВ;
• При замыкании ключа ползунок реостата двигать вверх;
• При замыкании ключа ползунок реостата двигать вниз;
• Если сблизить два контура двух проводников.
8. На рисунке показан: постоянный магнит и соленоид.
(1)
(2)
По правилу Ленца определите направление индукционного тока (укажите на рисунке).
(i) Для первого рисунка (1).
Для второго рисунка (2).
54
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает принцип работы электродвигателя и трансформатора 1 определяет количество изменений направления тока; 1
объясняет свой ответ; 1
2 определяет, из чего изготовлен сердечник; 1
вычисляет напряжение во вторичной обмотке; 1
Объясняет явления возникновения электромагнитной индукции 3 объясняет, почему лампа светится 2
Применяет формулу закона Фарадея при решении задач 4 записывает формулу закона Фарадея; 1
вычисляет сопротивление контура; 1
определяет направление индукционного тока, применяя правило Ленца 5 определяет минимальное ЭДС; 1
6 определяет направление индукционного тока; 1
7 определяет направление тока для всех случаев; 5 (каждый случай -1 балл)
8 указывает направление тока. 2 Для каждого рисунка-1 балл)
Всего баллов 17
55
ФИО учащегося
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Электромагнитная индукция»
Критерий оценивания
Низкий
Уровень учебных достижений
Средний
Высокий
Описывает принцип работы электродвигателя и
трансформатора
Затрудняется объяснять, почему ток меняет направление и неправильно применяет формулу для вычисления напряжения в обмотках
трансформатора.
Записывает формулу для
вычисления напряжения в
трансформаторе, но допускает ошибки при описании работы электродвигателя.
Правильно поясняет свой ответ в каждой задаче и вычисляет напряжение в обмотках.
Объясняет явления
возникновения электромагнитной индукции
Затрудняется объяснить явления электромагнитной индукции.
При объяснении, почему горит лампа, формулирует закон, но допускает ошибку при применении закона.
Правильно объясняет причину, почему горит лампа.
Применяет формулу закона Фарадея при решении задач
Затрудняется применять формулу закона электромагнитной индукции.
Записывает формулу закона электромагнитной индукции, но при вычислении допускает ошибки, так как неправильно преобразует рабочую формулу.
вычисляет
Правильно сопротивление контура, применив формулу закона ЭИ.
Определяет направление индукционного тока,
применяя правило Ленца
Испытывает затруднения при применении правила Ленца для определения направления
индукционного тока.
Определяет направление тока, используя правило Ленца, но допускает ошибки в примерах.
Правильно указывает и определяет направления тока.
56

4 thoughts on “СОР Физика 10 класс ЕМН

  1. у вас почему-то не до конца материал за 1 четверть.
    И нет 2 и 3 четверти. Очень хочется посмотреть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *