СОР Естествознание 6 класс

ПРОЕКТ
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Естествознание
6 класс
1
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся 6 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………..13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ……………..17
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ……………..25
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 6.1A «Мир науки»
Цель обучения 6.1.1.1 Перечислять объекты исследований естественных наук
6.1.3.1 Проводить исследование по плану
6.1.3.2 Определять условия безопасного проведения исследования
6.1.5.1 Графически представлять полученные данные
6.1.6.1 Представлять полученные выводы в различной форме
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет объекты исследований естественных наук
• Планирует эксперимент
• Определяет условия безопасного поведения при проведении исследования
• Строит график по данным
• Формулирует вывод в письменной форме
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задания
1. Назовите, что является предметом изучения естественных наук.
Естественные науки Предмет изучения
Химия
Физика
Биология
Г еография
2. Ученик смешал 20 г поваренной соли и 30 г древесных опилок.
Предложите план эксперимента по разделению смеси опилок и соли, чтобы их массы остались неизменными.
1) _____________________________________________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________________________________________
Уровень мыслительных навыков
4
ПРОЕКТ
3. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
(а) Что делает ученик на рисунке?
(b) Какие правила техники безопасности не соблюдает ученик?
4. Дана таблица «Численность населения 5 стран мира».
Страна Численность
Китай 1 384 160 000
Нигерия 188 500 000
США 325 375 000
Россия 146 400 000
Бразилия 207 709 000
(а) Пост
эойте график по и
редложенным данным.
(b) Сформулируйте вывод по графику.
5
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающиеся
Называет объекты исследований естественных наук 1 называет объекты исследования химии и физики; 1
называет объекты исследования биологии и географии; 1
Планирует эксперимент 2 составляет план эксперимента; 1
определяет необходимое оборудование и растворы; 1
Определяет условия безопасного проведения исследования 3 определяет действия ученика; 1
называет нарушения техники безопасности по картинке; 1
Строит график по данным 4(а) определяет масштаб и оси графика; 1
строит график по полученным данным; 1
Формулирует вывод в письменной форме 4(b) делает вывод в письменной форме. 1
Всего баллов 9
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.1А «Мир науки»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет объекты исследований естественных наук Затрудняется при определении обьектов иследования естественных наук у □ Допускает ошибки при определении обьектов исследования физики /химии /биологии /географии □ Называет обьекты исследования естественных наук □
Планирует эксперимент Затрудняется при составлении плана эксперимента □ Допускает ошибки при составлении плана эксперимента / определении оборудования и растворов Составляет план эксперимента □
Определяет условия безопасного проведения исследования Затрудняется при определении нарушений техники безопасности по картинке □ Допускает ошибки при определении действий ученика во время эксперимента/ нарушений техники безопасности по картинке □ Определяет условия безопасного проведения исследования □
Строит график по данным Затрудняется при построении графика по полученным данным □ Допускает ошибки при определении масштаба, осей графика/ построении графика по данным □ Строит график по полученным данным □
Формулирует вывод в письменной форме Затрудняется при формулировании вывода в письменной форме | 1 Допускает ошибки при формулировании вывода в письменной форме □ Формулирует вывод в письменной форме | 1
7
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел 6.1B «Человек. Земля. Вселенная»
Цель обучения 6.2.2.2 Объяснять свойства Земли
6.2.4.2 Оценивать современные условия существования человека на Земле
6.2.5.2 Читать географические карты, используя условные знаки
6.2.5.4 Определять географические координаты
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Обучающийся
• Объясняет свойство Земли — магнетизм
• Описывает современные условия существования человека на Земле
• Описывает географическую карту, используя условные знаки
• Определяет географические координаты Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. На рисунке изображено свойство Земли.
(a) Назовите это свойство:___________________________________
(b) Опишите, в чем важность данного свойства планеты Земля.
8
ПРОЕКТ
2. Человек живет в природной среде и изменяет эту среду.
Опишите происходящие изменения (положительные и отрицательные).
3. Дана карта Восточно-Казахстанской области.
(а) Назовите вид карты
9
ПРОЕКТ
(b) Опишите, что можно описать с помощью условных знаков на карте.
4. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Он на корабле вышел из Лиссабона и прибыл в город Калькутту.
Определите координаты этих городов по физической карте.
Лиссабон:
Широта:______
Долгота:_____
Калькутта:
Широта:______
Долгота:_____
10
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающиеся
Объясняет свойства Земли 1 называет свойство Земли; 1
описывает свойство планеты Земля; 1
Описывает современные условия существования человека на Земле 2 описывает положительное влияние человека на природную среду; 1
описывает отрицательное влияние человека на природную среду; 1
Описывает географическую карту, используя условные знаки 3 определяет вид географической карты; 1
описывает карту с помощью условных знаков; 1
Определять географические координаты 4 определяет географические координаты Лиссабона; 1
определяет координаты Калькутты; 1
Всего баллов 8
11
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.1В «Человек. Земля. Вселенная»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет свойства Земли Затрудняется при обьяснении магнетизма □ Допускает ошибки при определении /обьяснении магнетизма 1 1 Объясняет свойства Земли — магнетизм. □
Описывает современные условия существования человека на Земле Затрудняется при описании современных условий существования человека на Земле ^ ^ Допускает ошибки при описании положительного / отрицательного влияния человека на природную среду | | Описывает современные условия существования человека на Земле □
Описывает географическую карту, используя условные знаки Затрудняется при описании географической карты, используя условные знаки □ Допускает ошибки при определении вида карты / описании географической карты, используя условные знаки | | Описывает географическую карту, используя условные знаки □
Определяет географические координаты Затрудняется определять географические координаты на картах. □ Допускает ошибки при определении географических координат Лиссабона / i—i Кулькутты. ‘ ‘ Определяет географические координаты □
12
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 6.2А «Вещества и материалы»
Подраздел 3.1 Строение и свойства веществ
3.2 Классификация веществ
3.3 Образование и получение веществ
Цель обучения 6.3.1.1 Различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества
6.3.1.2 Описывать фундаментальные частицы атома и их
расположение в атоме
6.3.2.2 Различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и
неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора
6.3.3.4 Называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет простые и сложные вещества, атомы и молекулы
• Называет фундаментальные частицы атома и показывает их расположение в атоме
• Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора
• Показывает на карте центры переработки полезных ископаемых Казахстана
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дан рисунок: модели молекул азота, воды, метана.
Напишите, какие вещества относятся к простым и к сложным веществам.
Молекула азота Молекула воды Молекула метана
Простые вещества Сложные вещества
2. Определите, в каком предложении речь идёт о молекулах, а в каком об атомах.
13
ПРОЕКТ
_________________- мельчайшие частицы вещества, способные существовать самостоятельно,
сохраняющие его состав и химические свойства.
_________________- мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят вещества.
3. Напишите обозначения к рисунку, используя предложенные термины: ядро, электроны, протоны, нейтроны, электронные оболочки.
4. Зная, как изменяется цвет индикатора лакмуса в ниже предложенных растворах, определите среду растворов.
Растворы Индикатор — Лакмус Среда раствора
Лимонный сок красный
Огуречный сок фиолетовый
Детский шампунь синий
5. Рассмотрите карту Казахстана.
Отметьте города, где перерабатывают нефтепродукты.
Отметьте город, где перерабатывают железную руду.
Критерий оценивания № Дескриптор Балл
14
ПРОЕКТ
задания Обучающийся
Определяет простые и сложные вещества, атомы и молекулы 1 называет молекулы простых и сложных веществ; 1
2 определяет молекулы и атомы; 1
Называет фундаментальные частицы атома и показывает их расположение в атоме 3 подписывает протоны, нейтроны; 1
подписывает электроны и электронные оболочки на рисунке; 1
Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора 4 определяет среду лимонного сока; 1
определяет среду огуречного сока; 1
определяет среду детского шампуня; 1
Показывает на карте центры переработки полезных ископаемых Казахстана 5 показывает три города, в которых перерабатывают нефтепродукты; 1
показывает город, в котором перерабатывают железную руду. 1
Всего баллов 9
15
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.2А «Вещества и материалы»
ФИО обучающегося___________________________________________
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Определяет простые и сложные вещества, молекулы и атомы Затрудняется различать простые и сложные вещества, молекулы и атомы □ Допускает ошибки при определении молекул простых / сложных веществ / молекул / атомов □ Различает простые и сложные вещества, молекулы и атомы □
Называет фундаментальные частицы атома и показывает их расположение в атоме Затрудняется называть фундаментальные частицы атома и показывать их расположение в атоме | | Допускает ошибки при подписании обозначений протонов и нейтронов/ электронов и электронных оболочек □ Называет фундаментальные частицы атома и показывает их расположение в атоме □
Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора Затрудняется определять среду раствора по изменению цвета индикатора | | Допускает ошибки при определении среды лимонного сока / огуречного сока / детского шампуня | | Определяет среду раствора по изменению цвета индикатора □
Показывает на карте центры переработки полезных ископаемых Казахстана Затрудняется отметить на карте крупные центры переработки полезных ископаемых Казахстана | | Допускает ошибки при определении по карте центров переработки нефтепродуктов/ железной руды □ Отмечает на карте крупные центры переработки полезных ископаемых к_ п
16
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 6.3А «Процессы в живой и неживой природе»
Цель обучения 6.4.2.3 Различать типы питания организмов
6.4.2.4 Составлять сбалансированный рацион питания 6.4.2.6 Моделировать пути транспорта питательных веществ в живых организмах 6.4.2.8 Называть продукты выделения у организмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет тип питания человека
• Составляет сбалансированный рацион питания
• Моделирует путь транспорта сахара в организме
• Называет продукты выделения организмов
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка Время выполнения 20 минут
Задания
1. (а) Определите тип питания человека.
Человек, по способу питания —
A) автотроф
B) гетеротроф
C) автотроф и гетеротроф, так как он ест и животную и растительную пищу
D) хемосинтетик, поскольку научился синтезировать органические вещества в лаборатории
(b) Объясните, чем отличается автотрофное и гетеротрофное питание.
2. Определите, что нужно учитывать при составление рациона питания.
(а) Назовите не менее 2-х составляющих рациона питания.
(b) Выберите продукты для своего рациона питания.
Уровень мыслительных навыков
17
ПРОЕКТ
(с) Объясните, почему вы выбрали именно эти продукты. Приведите не менее 2 аргументов.
3. Сахар (глюкоза) является основным источником энергии в организме.
Опишите путь транспорта сахара (глюкозы) в организме (Вставьте в текст нужные по смыслу слова).
Опорные слова: двенадцатиперсная кишка, тонкая кишка, кровеносные, почки,
пищеварительная.
Сахар из булочки, попав в рот, движется дальше по
_________________________________системе.
В___________________ он расщепляется до
глюкозы, всасывается в_________________и
движется по_________________________сосудам к
органам, а затем остатки сахара в крови
фильтруются в __________________________и
выделяются из организма.
18
ПРОЕКТ
4. Выделение — это одно из основных свойств всех живых организмов. Соотнесите организмы и их продукты выделения.
Растения А) Мочевина
В) Кислород
С) Углекислый газ
Животные D) Вода
Растения_
Животные
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет типы питания 1 определяет тип питания человека; 1
описывает отличия автотрофного и гетеротрофного типов питания; 1
Составляет сбалансированный рацион питания 2 определяет 2 аргумента рационального питания; 1
выбирает продукты для рациона питания; 1
приводит 2 аргумента, объясняя свой выбор продуктов; 1
Моделирует путь транспорта сахара в организме 3 описывает модель транспорта сахара в организме; 2
Называет продукты выделения организмов 4 называет продукты выделения растений; 1
называет продукты выделения животных. 1
Всего баллов 9
19
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел 6.3А «Процессы в живой и неживой природе»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Определяет тип питания человека Затрудняется в определении типов питания □ Допускает ошибки при определении типов питания / отличия автотрофного и гетеротрофного типов питания |——| Определяет типы питания и отличия автотрофного и гетеротрофного питания □
Составляет сбалансированный рацион питания Затрудняется в определении аргументов и продуктов для рационального питания □ Допускает ошибки при определении первого / второго аргумента рационального питания / продуктов для рационального питания | | Определяет аргументы рационального питания и выбирает продукты □
Моделирует путь транспорта сахара в организме Затрудняется при обозначении и описании транспорта сахара в организме CZI Допускает ошибки при описании транспорта сахара в организме Обозначает и описывает путь транспорта сахара в организме | |
Называет продукты выделения организмов Затрудняется в определении продуктов выделения □ Допускает ошибки при определении продуктов выделения растений / животных □ Определяет продукты выделения растений и животных |^|
20
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел 6.3В «Энергия и движение»
Цель обучения 6.5.1.2 Называть и приводить примеры процессов,
протекающих с выделением и поглощением энергии 6.5.1.5 Предлагать альтернативные источники получения энергии
6.5.2.3 Описывать строение скелета человека
6.5.2.4 Описывать строение мышц
6.5.2.5 Приводить примеры значения давления для живых
организмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет процессы, протекающие с выделением и поглощением энергии и приводит примеры
• Соотносит источники получения энергии с видами энергии
• Определяет строение скелета человека
• Описывает строение мышц
• Приводит примеры значения давления для живых организмов
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1(a) Определите процесс, протекающий с поглощением энергии.
A) замерзание рек
B) горение дров в печке
C) превращение капельки воды в льдинку
D) понижение температуры воды в стакане
(b) Определите процесс, протекающий с выделением энергии.
A) нагревание солнцем воды в бассейне
B) закипание воды в чайнике над костром
C) приготовление пищи на газовой плите
D) нагревание тела человека после бега
2(а) Соотнесите источники энергии с энергией природы (покажите стрелочками в таблице):
21
ПРОЕКТ
Ветровой
двигатель
Солнечная
батарея
Г идроэлек тростанция
энергия
пара
энергия
топлива
Теплоэлектр
о
станция
энергия
воды
Паровой
двигатель
энергия
ветра
Тепловой
двигатель
энергия
солнца
4. Рассмотрите рисунки.
22
ПРОЕКТ
Определите типы мышечной ткани и опишите особенности строения каждой ткани.
Тип мышечной ткани Особенности строения мышечной ткани
1
2
3
5(а) Большая часть птиц в полете поднимается на высоту не более 3000 метров, а некоторые птицы — до 8000 метров. Укажите главную причину приспособляемости птиц высокого полета.
(b) В Мировом океане ученые обнаружили морские организмы, которые могут жить на глубине 7000 метров. Укажите причину приспособленности глубоководных организмов:
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет процессы, протекающие с выделением и поглощением энергии и приводит примеры 1 называет процесс, протекающий с поглощением энергии; 1
называет процесс с выделением энергии; 1
Соотносит источники получения энергии с видами энергии 2 предлагает альтернативные источники получения энергии; 1
определяет возобновляемый (альтернативный) вид энергии; 1
Определяет строение скелета человека 3 называет скелет черепа и позвоночник; 1
называет скелет туловища и конечностей; 1
Описывает строение мышц 4 описывает особенности строения сердечной мышцы; 1
описывает особенности строения скелетной мышцы; 1
описывает особенности строения гладкой мышцы; 1
Приводит примеры значения давления для живых организмов 5 называет причину приспособляемости птиц высокого полета; 1
называет причину приспособленности глубоководных организмов. 1
Всего баллов 11
23
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.3В «Энергия и движение»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Определяет процессы, протекающие с выделением и поглощением энергии и приводит примеры Затрудняется назвать процессы, протекающие с выделением и поглощением энергии □ Допускает ошибки при определении процессов, протекающих с выделением / поглощением энергии □ Определяет процессы, протекающие с выделением и поглощением энергии □
Соотносит источники получения энергии с видами энергии Затрудняется при соотнесении источников получения энергии с видами энергии или при определении возобновляемого (альтернативного) вида энергии [^] Допускает ошибки при соотнесении источников получения энергии с видами энергии / при определении возобновляемого вида энергии [^] Соотносит источники получения энергии с видами энергии и определяет возобновляемый (альтернативный) вид энергии [^]
Определяет строение скелета человека Затрудняется при определении отделов скелета человека □ Допускает ошибки при определении скелета черепа, позвоночника/ туловища и конечностей [^] Определяет по рисунку отделы скелета человека □
Описывает строение мышц Затрудняется при описании особенностей строения мышц □ Допускает ошибки при описании особенностей строения мышц: сердечной/ i—1 скелетной/гладкой 11 Описывает особенности строения мышц □
Приводит примеры значения давления для живых организмов Затрудняется приводить примеры значения давления для живых организмов □ Допускает ошибки при определении причин приспособляемости птиц высокого полета / глубоководных организмов | | Приводит примеры значения давления для живых организмов □
24
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел 6.4А «Экология и устойчивое развитие»
Цель обучения
Критерий
оценивания
6.6.1.3 Объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде
6.6.2.1 Использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных
6.6.2.2 Исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах
6.6.3.1 Анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона
Обучающийся
• Объясняет переход энергии и веществ в экологической пирамиде
• Использует характерные особенности организмов для определения видов растений и животных
• Сравнивает многообразие живых организмов в экосистемах озера и океана
• Анализирует причины некоторых экологических проблем своего региона
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут Задания
1. На рисунке представлена экосистема.
(а) Используя данные на рисунке, составьте экологическую пирамиду.
Т игр
Консумомты Л — и трофичо-Скии уровень
Лиса
^^“■4 % v Консумвнты
и трофичс-s ский уровень
25
ПРОЕКТ
(b) Объясните переход энергии и веществ в экологической пирамиде.
2. На рисунке показаны насекомые.
ж М*
wi§r Ж
ABC D
Назовите одну общую особенность насекомых, показанную на данном рисунке.
Напишите название каждого насекомого, используя «ключ» для определения четырех насекомых.
26
ПРОЕКТ
Ключ Название насекомого
1 (a) тело имеет полосы перейти к 2
(b) тело не имеет полос перейти к 3
2 (a) голова длинная и узкая Долгоносик
(b) голова широкая и закругленная Колорадский жук
3 (a) усики длиннее ширины головки Жук Листоед
(b) усики короче ширины головки Божья коровка
А
С
В D ‘
3. Сравните многообразие живых организмов в экосистеме озера и океана.
Экосистема озера
Экосистема океана
4. Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе. Определите последствия этих проблем.
Предложите пути решения этих проблем. Свои ответы запишите в таблицу.
Форма влияния человека (отрицательное) Последствия влияния Пути решения проблемы

27
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет переход энергии и веществ в экологической пирамиде 1 составляет экологическую пирамиду; 1
объясняет переход энергии и веществ в экологической пирамиде; 1
Использует характерные особенности организмов для определения видов растений и животных 2 называет одну общую особенность насекомых; 1
определяет насекомых, используя характерные особенности организмов; 1
Сравнивает многообразие живых организмов в экосистемах озера и океана 3 называет различные организмы в экосистемах озера и океана; 1
сравнивает многообразие живых организмов; 1
Анализирует причины некоторых экологических проблем своего региона 4 называет экологическую проблему; 1
определяет последствия этой проблемы; 1
предлагает пути решения проблемы. 1
Всего баллов 9
28
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.4А «Экология и устойчивое развитие»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Объясняет переход Затрудняется Допускает ошибки Составляет
энергии и веществ в составить при составлении экологическую
экологической экологическую экологической пирамиду,
пирамиде пирамиду, переход пирамиды объясняет переход
энергии и веществ в /объяснении энергии и веществ
экологической перехода энергии и в экологической
пирамиде веществ в экологической пирамиде
□ пирамиде [^] □
Использует Затрудняется назвать Допускает ошибки Называет одну
характерные одну общую при определении общую
особенности особенность общей особенности особенность
организмов для насекомых, насекомых / насекомых и
определения видов определить определении определяет
растений и животных насекомых, используя насекомых, насекомых,
характерные используя используя
особенности характерные характерные
организмов особенности особенности
□ организмов [^] организмов [^]
Сравнивает Затрудняется при Допускает ошибки Сравнивает
многообразие живых сравнении при сравнении многообразие
организмов в многообразия живых многообразия живых организмов
экосистемах озера и организмов в живых организмов в в экосистемах озера
океана экосистемах озера и экосистемах озера / и океана
океана [^] океана [^] □
Анализирует причины Затрудняется Допускает ошибки Анализирует
некоторых анализировать при определении причины
экологических причины некоторых экологической некоторых
проблем своего экологических проблемы своего экологических
региона проблем своего региона / проблем своего
региона последствий этой проблемы / в решении проблемы региона
□ □ □
29
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел 6.4В «Открытия, меняющие мир»
Цель обучения 6.7.1.1 Обсуждать значение открытий, изменивших мир
6.7.1.2 Обсуждать вклад казахстанских учёных в развитие
естественных наук
6.7.1.3 Прогнозировать направления развития исследований
науки в будущем
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает значение открытий, изменивших мир
• Определяет вклад казахстанских учёных в развитие естественных наук
• Описывает направления развития исследований науки в будущем
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Галилео Галилей в 1609 году изобрёл первый в мире телескоп. Это изобретение изменило представление человечества о Вселенной.
Опишите на примерах, что узнало человечество, благодаря телескопу.
(a)________________________________________________________________________________
(b) _
(c )_______________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопросы в таблице:
Вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук Вопрос:
Айтхожин Мурат Абенович Основатель молекулярной биологии и биотехнологии в Казахстане. Он одним из первых в мировой науке провёл сравнительное изучение аппарата, производящего белок у высших организмов. 1) Что изучал ученый?
Бияшев Гакаш Закиевич (1906-1987) Академик Бияшев Г.З. известен работами по биологии развития и генетике сахарной свеклы. Результаты исследований широко применяются в основных зонах свекловодства Казахстана. 2) Каков результат трудов Бияшева Г.З.?
30
ПРОЕКТ
Удольская Работы Удольской по селекции 3) Какова цель работы
Надежда пшеницы, изучению Удольской Н.Л.?
Львовна засухоустойчивости злаков высоко
(1903-1986) оценили известные советские
учёные.
3. Напишите эссе (25-30 слов) по прогнозированию исследований в ближайшем будущем «Ученые будут исследовать проблему , в области потому что ».
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает значение открытий, изменивших мир 1 приводит первый пример значения телескопа; 1
приводит второй пример значения телескопа; 1
приводит третий пример значения телескопа; 1
Определяет вклад казахстанских учёных в развитие естественных наук 2 определяет вклад Айтхожин М.А. в развитие естественных наук; 1
определяет вклад Бияшева Г.З. в развитие естественных наук; 1
определяет вклад Удольской Н.Л. в развитие естественных наук; 1
Описывает направления развития исследований науки в будущем 3 описывает область развития исследований науки в будущем; 1
предлагает проблему исследования; 1
демонстрирует актуальность развития исследований. 1
Всего баллов 9
31
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.4В «Открытия, меняющие мир»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Низкий Средний Высокий
Описывает значение открытий, изменивших мир Затрудняется описать на примерах значение открытия телескопа |^| Допускает ошибки в описании первого/второго/третьего примера значения открытий, телескопа □ Описывает на примерах значение открытия телескопа □
Определяет вклад казахстанских учёных в развитие естественных наук Затрудняется определить вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук 1—1 Допускает ошибки при определении вклада Айтхожина М.А./ Бияшева Г.З. / Удольской Н.Л. в развитие естественных наук □ Определяет вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук □
Описывает направления развития исследований науки в будущем Затрудняется прогнозировать развитие исследований науки в будущем □ Допускает ошибки при описании области развития исследований / проблемы исследования / актуальности развития исследований науки в будущем | | Прогнозирует развитие исследований науки в будущем □
32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *