СОР Биология 8 класс

Суммативные работы по разделам Биология
8 КЛАСС
ПРОЕКТ
2
ПРОЕКТ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Клеточная биология…………………………………………………4
Молекулярная биология………………………………………………8
Разнообразие живых организмов………………………………………14
Питание………………………………………………………….16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Транспорт веществ…………………………………………………23
Дыхание………………………………………………………….32
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Выделение………………………………………………………..35
Движение. Биофизика……………………………………………….39
Координация и регуляция……………………………………………49
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Размножение………………………………………………………57
Рост и развитие…………………………………………………..62
Наследственность и изменчивость…………………………………….65
Биосфера, экосистема, популяция…………………………………….69
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду…………………77
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание по разделу «Клеточная биология»
Учебная цель Критерии оценивания
Навыки уровня мышления: Время выполнения: 10 минут
8.4.2.2 сравнить строение клеток эукариот и прокариот
8.4.2.1 классифицировать ткани растений и животных Учащийся
• Сравнивает строение клеток эукариот и прокариот
• Может отличить и классифицировать ткани растений и животных
• Может сравнить строение и выполняемые функции тканей животных
Знание, понимание и применени
1. Укажите (+) наличие или (- ) отсутствие органоидов прокариот и эукариот и отметьте в таблице
Органоид Прокариоты Эукариоты
Ядро
Капсула
Пластиды
аппарат Г ольджи
эндоплазматическая сеть
Лизосомы
Вакуоль
Жгутик
[3]
2 (i) Используя приведенные рисунки, определите, к растительным или животным тканям они относятся.
3 4

Растительные ткани Животные ткани

4
ПРОЕКТ
[2]
2 (ii) Охарактеризуйте соответствующие тканям строение и функции.
Ткань Строение Функции
A Э пителиальная Клетки плотно прилегают друг к другу, делится на виды: железистый, поверхностный и секреторный
B Соединительная опорная, транспортная, защитная
C Мышечная двигательная
[3]
5
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Учащиеся
Сравнивает строение клеток эукариот и прокариот 1 Знает строение клеток эукариот 3
Знает строение клеток прокариот
Классифицирует ткани растений и животных 2 (i) Используя рисунок, классифицирует тканей растений 2
Используя рисунок, классифицирует тканей животных
Может сравнить строение и выполняемые функции тканей животных 2 (ii) Знает строение и выполняемые функции эпителиальной ткани 3
Знает строение и выполняемые функции соединительной ткани
Знает строение и выполняемые функции мышечной ткани
ИТ! ОГО 8
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания по разделу «Клеточная биология»
Критерий Уровень учебных достижений
оценивания Низкий Средний Высокий
Может сравнивать строение клеток эукариот и прокариот Затрудняется сравнивать строение клеток эукариот и прокариот Допускает ошибки в сравнении строения клеток эукариот и прокариот Правильно сравнивает строение клеток эукариот и прокариот
□ □ □ □
Может классифицировать ткани растений и животных Затрудняется в классификации тканей растений и животных Допускает ошибки в классификации тканей растений и животных Правильно классифицирует ткани растений и животных
□ □ □ □
Может сравнить строение и выполняемые функции тканей животных □ Затрудняется сравнивать строение и выполняемые функции эпителиальной ткани □ Допускает ошибки в сравнении строения и выполняемых функции эпителиальной и соединительной ткани |—| Правильно сравнивает строение и выполняемые функции эпителиальной, соединительной и мышечной ткани |—|
7
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание по разделу «Молекулярная биология»
Учебная цель 8.4.1.1 — описывать различия между мономерами и
полимерами, используя биологические примеры
8.4.1.2 — описывать свойства и биологические функции углеводов и липидов
8.4.1.3 — описывать свойства и биологические функции белков
Критерии оценивания Учащийся
-Описывает различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры
-Описывает свойства и биологические функции углеводов и липидов
-Описывает свойства и биологические функции белков Навыки уровня мышления Знание, понимание и применение
Время выполнения: 10 минут
1. На рисунке изображена часть молекулы полисахарида.
(a) Используя рисунок, напишите отличия полимеров и мономеров.
(2)
(b) Назовите встречающийся в природе полимер с его мономером (не менее 2-х примеров).
(4)
2 . Определите соответствующие свойства и биологические функции углеводов и липидов.
Свойства Функции
1 Плохо растворимы в воде 8 Структурная
2 Хорошо растворимы в воде 9 Терморегуляторная
3 Имеют сладкий вкус 10 Источник воды
4 Безвкусны 11 Запасающая
5 Набухают в воде 12 Энергетическая(при окислении 1 г выделяется энергия, равная 39,9 кДж).
6 Содержатся в клубнях растений 13 Защитная
7 Содержится в подкожной клетчатке 14 Энергетическая(при окислении 1 г выделяется энергия, равная 17,6 кДж).
Углеводы Липиды

(4)
8
ПРОЕКТ
З.Заполните схему, определяя свойства и биологические функции белков.
.Белки
свойства функции
(5)
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры 1 (а) Используя рисунок, правильно определяет отличия полимеров и мономеров 2
(b) Называет встречающийся в природе полимер с его мономером (не менее 2-х примеров) 4
Описывает свойства и биологические функции углеводов и липидов 2 Правильно определяет свойства и биологические функции углеводов и липидов 4
Описывает свойства и биологические функции белков 3 Правильно определяет свойства и биологические функции белков 5
Всего 15
9
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры Затрудняется в определении различий между мономерами и полимерами, используя биологические примеры |——| Допускает ошибки в определении различий между мономерами и полимерами, используя биологические примеры |——| Описывает различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры |——|
Описывает свойства и биологические функции углеводов и липидов Затрудняется в определении свойств и биологических функций углеводов и липидов Допускает ошибки в определении свойств и биологических функций углеводов и липидов Описывает свойства и биологические функции углеводов и липидов □
Описывает свойства и биологические функции белков Затрудняется в определении свойств и биологических функций белков □ Допускает ошибки в определении свойств и биологических функций белков □ Описывает свойства и биологические функции белков □
10
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание по разделу «Разнообразие живых организмов»
Учебная цель 8.1.1.1 описывать отличительные признаки растений на
примере водорослей, моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений.
8.1.1.2 описывать отличительные признаки грибов
8.1.1.3 распознавать по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений
8.1.1.4 — распознавать по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных
Критерии оценивания
Учащийся
• Описывает отличительные признаки растений на
примере водорослей и мхов
• Описывает отличительные признаки растений на
примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений
• Описывает отличительные признаки растений на
примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений
• Описывает отличительные признаки грибов
• Распознает по отличительным признакам классы
однодольных и двудольных растений
• Распознает по отличительным признакам классы
членистоногих и хордовых животных
Навыки уровня мышления Время выполнения:
Знание, понимание и применение 2 0 минут
1. У мхов по сравнению с водорослями присутствуют:
A стебель
B споры
C плод
D сорусы
[1]
2 (i) Установите соответствия между отделами царства растений и признаками
отделов
Отдел царства растений Признак
1 Г олосеменные а Есть цветы
2 Мхи b В жизненном цикле преобладает гаметофит
3 Папоротники c Семена не защищены
4 Покрытосеменные d Имеют короткий стебель, представляющий собой корневище
11
ПРОЕКТ
E 1-a 2-c 3-d 4- b
F 1-c 2-b 3- d 4-а
G 1-a 2-d 3-b 4-c
H 1-a 2-d 3-c 4- b
[1]
2 (ii) Определите органы характерные для нижеперечисленных групп растений:
А — Моховидные В — Папоротниковидные С — Голосеменные
Органы:
1. Таллом
2. Корни
3 .Ризоид
4. Антеридии
5. Архегонии
6. Спорофит
7. Гаметофит
8. Сорус
9. Пыльца
10. Шишки
11. Хвоя
12. Вайи
13. Мегаспорангий
14.Спорангий
15. Семенная чешуя
16. Семя
17. Споры
18. Ствол
19. Корневище
20. Пыльцевой мешок
А — Моховидные В — Папоротниковидные С — Г олосеменные

[3]
3. Запасающим веществом в в клетке гриба является:
A. Гликоген
B. Крахмал
C. Целлюлоза
D. Хитин
[1]
4. Какая часть гриба состоит из гифов?
A. Плодовое тело
B. Шляпка
C. Мицелий
D. Корень
[1]
12
ПРОЕКТ
5. Определите на рисунке соответствующие признаки класса однодольных и класса двудольных растений и заполните таблицу.
Признаки класса однодольных Признаки класса двудольных

[2]
6. Укажите отличительные признаки класса членистоногих и хордовых животных.
Членистоногие Хордовые

1. Внешний скелет
2. Внутренний скелет
3. Выделительная система представлена протонефридиями, метанефридиями
4. Выделительная система представлена почками
5. Сердце трубчатой формы
6. Сердце состоит из камер
[2]
13
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Учащиеся
Описывает отличительные признаки растений на примере водорослей и мхов 1 Может отличить признаки растений на примере водорослей и мхов 1
Описывает отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. 2(i) Может определить отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. 1
Описывает отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений. 2(ii) Может определить признаки характерные для голосеменных растений 3

Может определить признаки строения характерные для моховидных растений
Может определить признаки характерные для папоротниковидных растений
Описывает отличительные признаки в строении клетки грибов 3 Может описать отличительные признаки в строении клетки грибов 1
Определяет особенности внешнего строения грибов 4 Может определить особенности внешнего строения грибов 1
Распознает по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений 5 Используя рисунок, может отличить особенности строения корневой системы однодольных растений 2
Используя рисунок, может отличить особенности жилкования листьев однодольных растений
Используя рисунок, может отличить особенности строение стебля однодольных растений
Используя рисунок, может отличить особенности строения корневой системы двудольных растений
Используя рисунок, может отличить особенности жилкования листьев двудольных растений
Используя рисунок, может отличить особенности строение стебля двудольных растений
Распознает по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных 6 Может определить особенности строения класса членистоногих 2
Может определить особенности строения класса хордовых животных
ИТОГО 11
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания _____________________ по разделу «Разнообразие живых организмов»______________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает отличительные признаки растений на примере водорослей и мхов; Описывает отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. Затрудняется отличить признаки растений на примере водорослей и мхов ^ Допускает ошибки в определении отличительных признаков растений на примере водорослей и мхов Может отличить признаки растений на примере водорослей и мхов ^^
Затрудняется в определении отличительных признаков растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. □ Допускает ошибки в определении отличительных признаков растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений □ Может определить отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. □
Описывает отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений. Затрудняется в определении отличительных признаков растений на примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений. |—| Допускает ошибки в определении отличительных признаков растений на примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений. |—| Может описать отличительные признаки растений на примере моховидных, папоротниковидных и голосеменных растений. □
Описывает отличительные признаки в строении клетки грибов Затрудняется в определении отличительных признаков в строении клетки грибов □ Допускает ошибки в определении отличительных признаков в строении клетки грибов □ Может определить особенности внешнего строения грибов □
Распознает по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений Затрудняется в определении отличительных признаков однодольных и двудольных растений используя рисунок □ Допускает ошибки в определении отличительных признаков однодольных и двудольных растений используя рисунок □ Может определить по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений □
Распознает по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных |—| Затрудняется в определении отличительных признаков классов членистоногих и хордовых животны^ Допускает ошибки в определении отличительных признаков классов членистоногих и хордовых животных 1 1 Может определить особенности строения классов членистоногих и хордовых животных □
15
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание по разделу «Питание»
Учебная цель 8.1.2.1 — сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных
(дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека
8.1.2.2 — описывать взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами;
8.1.2.3 — объяснять взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями 8.1.2.4 — выявлять причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений
8.1.2.5 — описывать значение витаминов в организме человека
8.1.2.6 — составлять список продуктов питания со значительным содержанием витаминов
8.1.2.7 — определять наличие витамина С в продуктах питания Учащийся
• знает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека
• умеет сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека
• описывает взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами
• объясняет взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями
• выявляет причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений
• составлять список продуктов питания со значительным содержанием витаминов
• определяет наличие витамина С в продуктах питания Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание
20 минут Время
выполнения:
Критерии
оценивания
Навыки уровня мышления
16
ПРОЕКТ
1_______________________________________
2_______________________________________
3_______________________________________
[2]
(ii) Заполните таблицу, определяя соответствующие организмам органы пищеварительной системы.
Представитель Органы
1) дождевой червь A) глотка
2) жвачное животное в) зоб
3) человек C) рубец
D) рот
E) сычуг
F) желудок
G) кишка
H) сетка
I) средняя кишка
J) книжка
K) тонкая кишка
L) толстая кишка
M) прямая кишка
1 2 3

Дополните таблицу.
[3]
Виды зубов
Название
Количество
Функции
резцы
Захват и разрезание пищи
премоляры
12
разжевывание и перетирание пищи
4
[3]
17
ПРОЕКТ
(ii) Подпишите на рисунке 2.1 части зуба.
1
2
3
4
5
6
[3]
(iii) Одна из опасностей, которой подвергаются наши зубы, — бактерии, живущие в ротовой полости. Эти бактерии вырабатывают кислоты, которые разрушают зубы.
Предложите 3 правила ухода за зубами.
1
2
3
[3]
2. На рисунке определите функцию органа под буквой С
A. образование пищеварительных ферементов
B. удаление непереваренных пищевых остатков
C. механическое перемешивание пищи
D. всасывание веществ в кровь и лимфу
18
ПРОЕКТ
[1]
(ii) Заполните таблицу.
Причины, источник заражения Болезни Признаки заболеваний Первая помощь Профилактика
Недоброкачественная пища Испорченные консервы Ядовитые грибы и растения Боль в животе Повышение температуры Диарея Тошнота, рвота Общая слабость
[2]
(iii)
Причины, источник заражения Наиболее опасные болезни Признаки заболеваний Переносчики возбудителей Профилактика
Холера Мухи. Тараканы
Немытые руки Г рязные овощи и фрукты Повышение температуры Диарея Рвота Мыть руки. Мыть овощи и фрукты
[2]
4. Укажите какое из нижеперечисленных утверждений НЕ является верным?
A. Витамины являются источником энергии в организме
B. Витамины способствуют нормальному росту клеток
C. Витамины способствуют поддержанию иммунных реакций организма
D. Витамины активно участвуют в обменных процессах организма
(ii) Определите продукты, соответствующие нижеперечисленным в таблице витаминам, в которых они содержатся в большом количестве.___________________________________________
Витамин Продукты
1 витамин С А #
2 витамин А В чйв*^
19
ПРОЕКТ
3 витамин D С
4 витамин B D
5 витамин Е E
1 2 3 4 5

[2]
(iii) Определите правильное соответстие содержания витамина С в 100 граммах нижеперичисленных фруктов и овощей.
Таблица 4.1
№ Овоши/фрукты 100 грамм Содержание аскорбиновой кислоты (витамина С) в граммах
1 А 25
2 В 60
3 ^fkJ С 180
4 <с-уЪ D 45 1 2 3 4 [2] 20 ПРОЕКТ Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл Учащиеся Знает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека 1 При помощи рисунков может определить строение и функции пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека 2 Сравнивает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека (i) Умеет сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека 3 Описывает взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами 2 (ii) Может описывать взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами 3 3 Определяет бактерии, которые разрушают зубы (iii) Может определить бактерии, которые разрушают зубы 3 Объясняет взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями 3 Может объяснить взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями 1 Выявляет причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений (ii) (iii) Может выявлять причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений 2 2 Описывает значение витаминов в организме человека 4 Может описывать значение витаминов в организме человека 1 Составляет список продуктов питания со значительным содержанием витаминов (ii) Составляет список продуктов питания со значительным содержанием витаминов 2 Определяет наличие витамина С в продуктах питания (iii) Может определить наличие витамина С в продуктах питания 2 ИТОГО 21 21 ПРОЕКТ Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания по разделу «Питание» Критерий оценивания Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Знает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека Затрудняется в строении пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека □ Допускает ошибки в строении пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека | | Знает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека □ Сравнивает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека Затрудняется сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и челов ека Допускает ошибки в сравнении строения пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека 1 1 Умеет сравнивает строение пищеварительной системы беспозвоночных (дождевой червь), жвачных животных (корова) и человека 1 1 Описывает взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами; Допускает ошибки в определении строения различных типов зубов и их функций, знает правила ухода за i—1 зубами; '—' Описывает строение зубов, но допускает ошибки в описании взамосвязи с их функциями |—| Умеет описывать взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода i““i зубами '—' Объясняет взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями Допускает ошибки в определении на рисунке структуры и функций пищеварительной системы человека |—| Допускает ошибки в определении взаимосвязи структуры пищеварительной системы человека с ее функциями по рисунку 1—1 Умеет объяснять взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функцирм^ Выявляет причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений Допускает ошибки в выявлении причины болезней пищеварительног тракта и пищевых отравлений о Правильно описывает причины болезней пищеварительного тракта, но допускает ошибки в определении пищевых отравлений (или наоборот) Правильно выявляет причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений Описывает значение витаминов в организме человека Не дает полный ответ при описании значение витаминов в организме человека 1 1 Допускает ошибки при описании значение витаминов в организме человека 1 1 Правильно описывает значение витаминов в организме человек^—| Составляет список продуктов питания со значительным содержанием витаминов Затрудняется составить список продуктов питания со значительным содержанием витаминов Допускает ошибки при составлении списка продуктов питания со значительным содержанием витаминов Правильно составляет список продуктов питания со значительным содержанием витаминов Определяет наличие витамина С в продуктах питания Допускает ошибки при определении наличия витамина С в продуктах питания 1 1 Допускает незначительные ошибки при определении наличия витамина С в продуктах питания | | Умеет определять наличие витамина С в продуктах питания_^ 22 ПРОЕКТ ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» Цели обучения 8.1.3.1 - описывать состав и функции крови 8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам 8.1.3.3 - охарактеризовывать функции различных типов лейкоцитов; 8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет 8.1.3.5 - описывать лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой 8.1.3.6 - оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний 8.1.3.7 - объяснять механизм агглютинации и резус-конфликта 8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных 8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями 8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных 8.1.3.11 - исследовать влияние физических упражнений на работу сердца 8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы Критерий Обучающийся оценивания • Определяет состав и функции крови • Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам • Характеризует функции различных типов лейкоцитов • Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет • Определяет лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой • Оценивает роль вакцинации в профилактике заболеваний • Объясняет механизм агглютинации и резус-конфликта • Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных • Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных • Определяет типы кровеносной системы животных • Исследует влияние физических упражнений на работу сердца • Определяет причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы Уровень Навыки высокого порядка мыслительных навыков Время выполнения 20 минут 23 ПРОЕКТ Задания 1. Определите и опишите состав крови и заполните таблицу. Состав крови Буквы Количество в 1 мл Форма Плазма Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты [2] 2. Сравните кровь человека и лягушки. Эритроциты какой крови переносят больше кислорода и почему? Кровь человека Кровь лягушки [2] 24 ПРОЕКТ 3. Заполните таблицу, дописав характеристики различных типов лейкоцитов. Название лейкоцитов Свойства лейкоцитов Выполняемая роль Фагоциты (макрофаги) Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены - чужеродные соединения Лимфоциты Обладают памятью и могут помнить антигены В - лимфоциты Вырабатывают антитела- химические пртивоядия [2] 4. Сравните механизмы клеточного и гуморального иммунитета. [2] 5. Опишите лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой Клетки Кровь Межклеточная жидкость Лимфа [2] 25 ПРОЕКТ 6. (а) Охарактеризуйте признаки вакцин, заполнив таблицу Вакцин Что содержит Когда вводится С какой целью вводится Какой вид иммунитета формирует Примеры заболеваний [2] (b) Объясните почему гриппом и ангиной человек может болеть много раз, а ветряной оспой - один раз в жизни? [2] 7. В середине XX века в эритроцитах многих людей был обнаружен особый белок. Его назвали резус-фактор. Кровь людей, имеющих этот белок, была названа резус-положительной, кровь людей, не имеющих этого белка - резус отрицательной. 85% жителей земли имеют резус-положительную кровь, а 15% резус-отрицательную. Объясните, в каких случаях знания о резус-факторе имеют жизненно важное значение и могут пригодиться вам в жизни. [1] 26 ПРОЕКТ 9 Охарактеризуйте кровеносные сосуды, представленные на рисунке. Объясните, как строение сосудов связано с их функциями. ‘ftntJftfemoBWue, Моллюс к и, М-глоюхис, Хар&О&ы* {(Молочники ) Колвно/nw нсрЗи, Хор&оЗ**с Паз&лчочны* ) [1] 11. Рассмотрите рисунок. Объясните, как влияют физические упражнения на работу сердца, физиологические параметры (двэ мужчины, 25 лет, 70 кг) f нетрениро- ванные тренированные на выносливость f |А I масса сердца (г) ""ойъем крови (тгГ в покое максимум МЭгрузки в покое максимум нагрузки Ш- оердечный ритм (мш-г'У ударный объем (МЛ ) мищлньм сердечный выброс {л/мин) общзи еент-иляцил легких (п/мин) поглощение 0г (п/мии) за о 500 5,6 5,9 80 ■> 180 40 _* 180
70 100 140 —* — > 190
5,6 18 5.6 ^ -> 35
8,0 —> 100 8,0 ■■-> 200
0,3 -> 2. в 0,3 -> -*■ 5,2
27
ПРОЕКТ
[1]
12. Определите причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы
Заболевание Причины Симптомы
Г ипертония
Инфаркт
Тахикардия
Ишемическая болезнь
Атеросклероз
Инсульт
[2]
28
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет состав и функции крови 1 Определяет состав и функции крови 2
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам 2 Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам 2
Характеризует функции различных типов лейкоцитов 3 Правильно характеризует функции различных типов лейкоцитов 2
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет 4 Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет 2
Определяет лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой 5 Правильно определяет лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой 2
Оценивает роль вакцинации в профилактике заболеваний 6 (а) Правильно характеризует признаки вакцин 2
(b) Правильно оценивает роль вакцинации в профилактике заболеваний 2
Объясняет механизм агглютинации и резус-конфликта 7 Объясняет механизм агглютинации и резус-конфликта 2
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных 8 Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных 1
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями 9 Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями 1
Определяет типы кровеносной системы животных 10 Правильно определяет типы кровеносной системы животных 1
Исследует влияние физических упражнений на работу сердца 11 Правильно объясняет влияние физических упражнений на работу сердца 1
Определят причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы 12 Правильно определяет причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы 2
Всего 22
29
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания _____________________________за раздел «Транспорт веществ»_____________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет состав и функции крови Затрудняется в определении состав и функции крови | | Допускает ошибки в определении состав и функции крови | Определяет состав и функции крови | |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам Затрудняется в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | | Допускает ошибки в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам □
Характеризует функции различных типов лейкоцитов Затрудняется в характеристике функции различных типов лейкоцитов | | Допускает ошибки в характеристике функции различных типов лейкоцитов □ Характеризует функции различных типов лейкоцитов □
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет Затрудняется в сравнении гуморального и клеточного иммунитета | | Допускает ошибки в сравнении гуморального и клеточного иммунитета | | Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет □
Определяет лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой Затрудняется в определении лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой |—| Допускает ошибки в определении лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой |—| Определяет лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой |—|
Оценивает роль вакцинации в профилактике заболеваний Затрудняется в оценивании роли вакцинации в профилактике заболеваний | | Допускает ошибки в оценивании роли вакцинации в профилактике заболеваний | | Оценивает роль вакцинации в профилактике заболеваний □
Объясняет механизм агглютинации и резус-конфликта Затрудняется в объяснении механизма агглютинации и резус-конфликта ф □ Допускает ошибки в объяснении механизма агглютинации и резус-конфликта ф □ Объясняет механизм агглютинации и резус-конфликта ф □
30
ПРОЕКТ
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных Затрудняется в объяснении строение сердца и кровеносных сосудов у животных |—| Допускает ошибки строение сердца и кровеносных сосудов у животных □ Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных |—|
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями Затрудняется в установлении взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями ^ ^ Допускает ошибки в установлении взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями ^ ^ Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями □
Определяет типы кровеносной системы животных Затрудняется в определении типов кровеносной системы животных^—| Допускает ошибки в определении типов кровеносной системы животных—! Определяет типы кровеносной системы животных j—j
Исследует влияние физических упражнений на работу сердца Затрудняется в исследовании влияний физических упражнений на работу сердца □ Допускает ошибки в исследовании влияний физических упражнений на работу сердца □ Исследует влияние физических упражнений на работу сердца □
Определят причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы Затрудняется в определении причин и симптомы заболеваний органов кровеносной системы Допускает ошибки в определении причин и симптомы заболеваний органов кровеносной системы Определят причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы
31
ПРОЕКТ
Цели обучения
Суммативное оценивание за раздел «Дыхание»
8.1.4.1 — описывать механизмы газообмена в легких и тканях
8.1.4.2 — объяснять механизм вдоха и выдоха
8.1.4.3 — определять жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке
Критерий оценивания Обучающийся
• определяет механизмы газообмена в легких и тканях
• объясняет механизм вдоха и выдоха
• определяет жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Рассмотрите рисунок газообмен в легких и тканях и заполните таблицу
альвеоле
клетки
Признак Г азообмен в легких Г азообмен в тканях
В каком направлении движется кислород?
В каком направлении движется углекислый газ?
[4
2. (а) Назовите части органов дыхания, показанные на рисунке цифрами 1-2 и
определите, какую роль они играют в механизме вдоха и выдоха.
1
32
ПРОЕКТ
[4]
3. Объясните, с чем связаны различные показатели жизненного объема легких у разных категорий людей. Объясните, как меняется минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке.
ВОЗРАСТ ЖЕЛ
Дети 5-6 лет 1,2 л
Женщины 2,5 — 3,5 л
Мужчины 4,0 — 5,0 л
Спортсмены 5,5 л
[4]
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет механизмы газообмена в легких и тканях 1 Правильно определяет механизмы газообмена в легких и тканях 4
Объясняет механизм вдоха и выдоха 2 Правильно объясняет механизм вдоха и выдоха 4
Определяет жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке 3 Правильно определяет жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке 4
Всего 10
33
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Транспорт веществ»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет механизмы газообмена в легких и тканях Затрудняется в определении механизмов газообмена в легких и тканях |——| Допускает ошибки в определении механизмов газообмена в легких и тканях |——| Определяет механизмы газообмена в легких и тканях □
Объясняет механизм вдоха и выдоха Затрудняется в объяснении механизма вдоха и выдоха □ Допускает ошибки в объяснении механизма вдоха и выдоха □ Объясняет механизм вдоха и выдоха □
Определяет жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке Затрудняется в определении жизненного объем легких и минутного объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке |—| Допускает ошибки в определении жизненного объем легких и минутного объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке □ Определяет жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке □
34
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Выделение»
Цели обучения 8.1.5.1 — описывать строение и функции органов
мочевыделительной системы человека;
8.1.5.2 — распознавать структурные компоненты почек
8.1.5.3 — описывать структуру кожи и роль в процессе выделения
8.1.5.4 — объяснять меры профилактики кожных заболеваний
Критерий оценивания Обучающийся
-Описывает строение и функции органов мочевыделительной системы человека
-Распознает структурные компоненты почек -Описывает структуру кожи и роль в процессе выделения -Объясняет меры профилактики кожных заболеваний
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Напишите названия органов, отмеченные цифрами 1,2,3 и опишите их функции.
35
ПРОЕКТ
3. Опишите функции структурных частей кожи, показанных на рисунке.
[7]
4. Заполните таблицу, используя предложенные ключевые слова и фразы, необходимые для описания причин, симптомов и профилактики кожных заболеваний.
Чесотка
Тщательный уход за кожей лица, правильное питание Акне
Личная гигиена Кандидоз
Г рибы рода Кандида Зуд, красные пятна
Повышенное количество вырабатываемого кожного сала Клещ
Опрелости, пузырьки, ороговение кожи Противогрибковые мази Прыщи и угри
36
ПРОЕКТ
Заболевание Причина Симптомы Профилактика

[10]
Критерий оценивания Задан Дескриптор Балл
ие № Обучающийся
Описывает строение и функции органов мочевыделительной системы человека 1 Правильно описывает строение и функции органов мочевыделительной системы человека 6
Распознает структурные компоненты почек 2 Правильно определяет структурные компоненты почек 3
Описывает структуру кожи и роль в процессе выделения 3 Правильно описывает структуру кожи и роль в процессе выделения 7
Объясняет меры профилактики кожных заболеваний 4 Правильно объясняет симптомы, лечение, профилактику кожных заболеваний 10
Всего баллов 26
37
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выделение»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает строение и функции органов мочевыделительной системы человека Затрудняется в описании строения и функций органов мочевыделительной системы человека |^| Допускает ошибки в описании строения и функций органов мочевыделительной системы человека [^] Описывает строение и функции органов мочевыделительной системы человека |^|
Распознает структурные компоненты почек Затрудняется в определении структурных компонентов почек □ Допускает ошибки в определении структурных компонентов почек □ Определяет структурные компоненты почек □
Описывает структуру кожи и роль в процессе выделения Затрудняется в описании структуры кожи и роль в процессе выделения Допускает ошибки в описании структуры кожи и роль в процессе выделения Описывает структуру кожи и роль в процессе выделения
Объясняет меры профилактики кожных заболеваний Затрудняется в объяснении мер профилактики кожных заболеваний □ Допускает ошибки в объяснении мер профилактики кожных заболеваний □ Объясняет меры профилактики кожных заболеваний □
38
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Движение. Биофизика»
Цели обучения 8.1.6.1 — описывать функцию опорно-двигательной системы
8.1.6.2 — изучать химический состав, макро- и микроскопическое строение кости
8.1.6.3 — сравнивать типы соединений костей
8.1.6.4 — устанавливать связь строения различных типов суставов с их функциями
8.1.6.5 — описывать виды мышечной ткани и их функции;
8.1.6.6 — изучать группы мышц человека и строение мышечного волокна
8.1.6.7 — называть последствия гиподинамии
8.1.6.8 — выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия
8.4.4.1 — исследовать биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением
Критерий Обучающийся
оценивания -Описывает функцию опорно-двигательной системы
изучает химический состав, макро- и микроскопическое строение кости -Сравнивает типы соединений костей
-Устанавливает связь строения различных типов суставов с их функциями -Описывает виды мышечной ткани и их функции -Изучает группы мышц человека и строение мышечного волокна -Называет последствия гиподинамии
-Выявляет причины нарушения осанки и развития плоскостопия -Исследует биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением
Уровень Навыки высокого порядка
мыслительных
навыков
Время 20 минут
выполнения
1. Опишите функции частей опроно-двигательной системы, отмеченные цифрами
1,5,9,11
39
ПРОЕКТ
11
2. (а) Заполните недостающие части схемы химического состава кости.
[2]
(Ь) Укажите составные части микроскопического строения кости.
1
[2]
1
5
9
40
ПРОЕКТ
2
3_
З.Определите типы соединения костей.

— 2 f
V
V
I
■I].’,
[2]
1
1
[2]
2
3
4
41
ПРОЕКТ
4. Определите типы суставов и их
1 2 3 4 5 6
функции.
1 2 3 4 5 6
Тип сустава
Функция
[2]
5. Опишите виды мышечной ткани и их функции.
42
ПРОЕКТ
[2]
43
ПРОЕКТ
6. Определите группы мышц человека на рисунке.
7. Определите составные части мышечного волокна.
[2]
44
ПРОЕКТ
1
2
3
4________________________________________________________________________________________________________________
5________________________________________________________________________________________________________________
6________________________________________________________________________________________________________________
7_________________________________________________________________________________________________________________
[2]
8. Назовите причины и последствия гиподинамии (3 примера).
Причины Последствия

[2]
9. (а) Рассмотрев рисунок, определите причины нарушения осанки.
[2]
45
ПРОЕКТ
. (b) Рассмотрев рисунок, определите причины развития плоскостопия.
[2]
9. Укажите верные или неверные утверждения биомеханических особенностей строения скелета человека, связанных с прямохождением.
Г рудная клетка расширена -Позвоночник состоит из 33 позвонков —
Мозговая часть черепа преобладает по объёму над лицевой в 4 раза -Сердце располагается в левой части грудной клетки -Позвоночник имеет 4 изгиба -Кости стопы образуют свод —
Таз хорошо развит и обеспечивает опору для туловища -Кости верхних конечностей короче нижних -Большой палец кисти противопоставлен остальным —
[2]
46
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задан ие № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает функцию опорнодвигательной системы 1 Правильно описывает функцию опорнодвигательной системы 2
Изучает химический состав, макро- и микроскопическое строение кости 2 Правильно определяет химический состав, макро- и микроскопическое строение кости 2
Сравнивает типы соединений костей 3 Правильно сравнивает типы соединений костей 2
Устанавливает связь строения различных типов суставов с их функциями 4 Правильно устанавливает связь строения различных типов суставов с их функциями 2
Описывает виды мышечной ткани и их функции 5 Правильно описывает виды мышечной ткани и их функции 2
Изучает группы мышц человека и строение мышечного волокна 6 Правильно определяет группы мышц человека и строение мышечного волокна 2
Называет последствия гиподинамии 7 Правильно называет последствия гиподинамии
Выявляет причины нарушения осанки и развития плоскостопия 8 (а) Правильно определяет причины нарушения осанки и развития плоскостопия 2
(b) Правильно определяет причины нарушения осанки и развития плоскостопия 2
Исследует биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением 9 Правильно исследует биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением 2
Всего баллов 20
47
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Движение. Биофизика»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает функцию опорнодвигательной системы Затрудняется в описании функции опорно-двигательной системы Допускает ошибки в описании функции опорно-двигательной системы Описывает функцию опорнодвигательной системы □
Изучает химический состав, макро- и микроскопическое строение кости Затрудняется в определении химический состав, макро- и микроскопическое строение кости □ Допускает ошибки в определении химический состав, макро- и микроскопическое строение кости Определяет химический состав, макро- и микроскопическое строение кости |^|
Сравнивает типы соединений костей, устанавливает связь строения различных типов суставов с их функциями Затрудняется в сравнении типов соединений костей и установлении связи строения различных типов суставов с их функциями |^| Допускает ошибки в сравнении типов соединений костей и установлении связи строения различных типов суставов с их функциями |^| Сравнивает типы соединений костей, устанавливает связь строения различных типов суставов с их функциями □
Описывает виды мышечной ткани и их функции Затрудняется в описании видов мышечной ткани и их функций □ Допускает ошибки в описании видов мышечной ткани и их функций □ Описывает виды мышечной ткани и их функции □
Изучает группы мышц человека и строение мышечного волокна Затрудняется в определении групп мышц человека и строения мышечного волокна □ Допускает ошибки в определении групп мышц человека и строения мышечного волокна □ Определяет группы мышц человека и строение мышечного волокна □
48
ПРОЕКТ
Называет последствия гиподинамии Затрудняется в определении последствий гиподинамии; выявляет причины нарушения осанки и развития плоскостопия □ Допускает ошибки в определении групп мышц человека и строения мышечного волокна □ Определяет группы мышц человека и строение мышечного волокна □
Выявляет причины нарушения осанки и развития плоскостопия Затрудняется в определении причин нарушения осанки и развития плоскостопия □ Допускает ошибки в определении причин нарушения осанки и развития плоскостопия □ Определяет группы мышц человека и строение мышечного волокна □
Исследует биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением Затрудняется в исследовании биомеханических особенностей движения человека в связи с прямохождением Допускает ошибки в исследовании биомеханических особенностей движения человека в связи с прямохождением Исследует биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением |——|
49
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»
Цели обучения 8.1.7.1 — исследовать особенности зрительного восприятия и описывать правила гигиены зрения
8.1.7.2 — исследовать особенности слухового восприятия и описывать правила гигиены слуха
8.1.7.3 — соотнести структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями
8.1.7.4 — определять расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез
8.1.7.5- объяснять основные функции желез
8.1.7.6 — описывать заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы
8.1.7.7 — исследовать кожную чувствительность
8.1.7.8 — описывать роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных
Критерий Обучающийся
оценивания -Исследует особенности зрительного восприятия и описывает правила
гигиены зрения
-Исследует особенности слухового восприятия и описывает правила гигиены слуха
-Соотносит структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями
-Определяет расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез
-Объясняет основные функции желез
-Описывает заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы -Исследует кожную чувствительность
-Описывает роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных
Уровень Навыки высокого порядка
мыслительных
навыков
Время
выполнения
Задания
20 минут
1. Объясните причины ухудшения зрения и опишите правила гигиены зрения.
50
ПРОЕКТ
[2]
3. Объясните как громкие звуки могут вызвать нарушения слухового восприятия и опишите правила гигиены слуха.
[2]
3. Объясните, как особенности строения зрительных рецепторов связаны с тем, почему человек в темное время суток лучше видит предметы находящиеся сбоку от него?
[1]
4.0пределить расположение эндокринных желез на рисунке.
О
51
ПРОЕКТ
I внутренней секреции Смешанной секреции I нешней секреции
№ название № название № название

[3]
7. (а) Определите каждому гормону из левого столбца соответствующую функцию
из правого столбца.
1 адреналин A регуляция роста
2 соматотропин B регуляция обмена углеводов, снижение уровня глюкозы в крови
3 инсулин C повышение частоты и силы сокращения сердца, ускорение обмена веществ
4 паратгормон D регуляция обмена веществ, роста, развития половых органов, появления вторичных половых признаков.
5 эстроген, тестостерон E регуляция обмена кальция в организме
1 2 3 4 5

[2]
(b) Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь.
А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый — ускоряет половое созревание, шестой — стимулирует рост тела».
Ответ:____________________________________________________________
Б) « Крупная парная железа, находится в брюшной полости. Состоит из двух слоёв: наружный корковый вырабатывает гормоны-кортикоиды, регулирующие обмен органических и минеральных веществ, а также в небольшом количестве половые гормоны. Внутренний — мозговой слой, где образуется гормон адреналин.
Ответ:____________________________________________________________
[2]
52
ПРОЕКТ
8. (а) Посмотрите на фото и определите заболевание, его симптомы, причины,
лечение.
(b) Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни — 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.
[1]
(с) Определите заболевание, симптомы которой изображены на рисунке и опишите причины этого заболевания.
[1]
53
ПРОЕКТ
[1]
8. Определите, какое значение имеют нижеперечисленные процессы в поддержании постоянной температуры тела человека._______________________________________________
Процесс Биологическая роль
Потоотделение
Дрожь
Покраснение кожи на морозе
[2]
54
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Исследует особенности зрительного восприятия и описывать правила гигиены зрения 1 Правильно исследует особенности зрительного восприятия, и описывать правила гигиены зрения 2
Исследует особенности слухового восприятия, и описывать правила гигиены слуха 2 Правильно исследует особенности слухового восприятия, и описывать правила гигиены слуха 2
Соотносит структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями 3 Правильно соотносит структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями 1
Определяет расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез 4 Правильно определяет расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез 3
Объясняет основные функции желез 5 (а) Правильно определяет соответствие гормона и функции 2
(b) Определят по описанию железу внутренней секреции 2
Описывает заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы 6 Правильно определяет заболевания, вызванные нарушением функции щитовидной железы 2
Правильно может решить задачу, связанную с заболеванием щитовидной железы 2
Правильно определяет заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной железы 1
Исследует кожную чувствительность 7 Правильно исследует кожную чувствительность 1
Описывает роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных 8 Правильно определяет роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных 2
Всего баллов 20
55
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Движение. Биофизика»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Исследует особенности зрительного восприятия, и описывать правила гигиены зрения Затрудняется в исследовании особенностей зрительного восприятия и описании правила гигиены зрения |——| Допускает ошибки в исследовании особенностей зрительного восприятия и описании правил гигиены зрения |——| Исследует особенности зрительного восприятия, и описывать правила гигиены зрения |——|
Исследует особенности слухового восприятия, и описывать правила гигиены слуха Затрудняется в исследовании особенностей слухового восприятия и описании правила гигиены слуха Допускает ошибки в исследовании особенностей слухового восприятия и описании правила гигиены слуха □ Исследует особенности слухового восприятия, и описывать правила гигиены слуха □
Соотносит структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями Затрудняется соотносить структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями 1 1 Допускает ошибки при соотношении структуры зрительного и слухового рецепторов с их функциями Соотносит структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями ^
Определяет расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез Затрудняется в определении расположения эндокринных, экзокринных и смешанных желез □ Допускает ошибки в определении расположения эндокринных, экзокринных и смешанных желез □ Определяет расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез □
Объясняет основные функции желез Затрудняется в объяснении основных функции желез □ Допускает ошибки в объяснении основных функции желез □ Объясняет основные функции желез □
56
ПРОЕКТ
Описывает заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы Затрудняется в описании заболеваний, вызванных нарушением функции поджелудочной или щитовидной 1 железы Допускает ошибки в описании заболеваний, вызванных нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы 1 1 Описывает заболевания, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы 1 1
Исследует кожную чувствительность Затрудняется в исследовании кожной чувствительности □ Допускает ошибки в исследовании кожной чувствительности □ Исследует кожную чувствительность □
Описывает роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных Затрудняется в описании роли кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных ж_ п Допускает ошибки в описании роли кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных ж_ п Описывает роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных ж™ п
57
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Размножение».
Цели обучения
8.2.2.1 — объяснять значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов
8.2.1.1 — сравнивать способы размножения животных
8.2.1.2 — объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников
8.2.1.3 — объяснять особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений
Критерий
оценивания
Обучающийся
-объясняет значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов
-сравнивает способы размножения животных
-объясняет особенности полового и бесполого поколения на
примере мхов и папоротников
-объясняет особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений
Уровень
мыслительных
навыков
Время выполнения Задания
Навыки высокого порядка
15 минут
1. Рассмотрев рисунок, напишите в таблице черты сходства, различия и биологическое значение процессов митоза и мейоза.
58
ПРОЕКТ
Митоз Мейоз
Сходства (не менее 1-го)
Различия (не менее 2-х)
Биологическое значение (не менее 2-х)
[5]
2. Определите и опишите способы размножения животных.
[3]
3. Рассмотрите рисунки.
Жизненный цикл развития мхов Жизненный цикл развития папоротников
Объясните особенности полового и бесполого поколения мхов и папоротников:
59
ПРОЕКТ
(a) В жизненном цикле мхов
преобладает_______________________________________________________
В жизненном цикле папоротников
преобладает__________________________________________________
Коробочка на ножке у
моховидных________________________________________________________________
Спорангии у папоротников расположены на_____________________________________________________
[2]
(b) Сначала образуются споры, из которых развиваются заростки.
На нижней стороне заростков образуются женские и мужские
гаметы , после их слияния образуется зигота, из которой развивается зародыш, это жизненный цикл______________________________
[1]
4. Определите особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений в диаграмме Венна.
Жизненный цикл голосеменных растений Жизненный цикл голосеменных растений
[6]
60
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задан ие № Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов 1 Сходства (не менее 1-го) 1
Различия (не менее 2-х) 2
Биологическое значение (не менее 2-х) 2
Сравнивает способы размножения животных 2 Определяет и описывает способы размножения животных 3
Объясняет особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников 3 Объясняет особенности полового и бесполого поколения мхов и папоротников 2
Определяет по описанию жизненный цикл спорового растения 1
Объясняет особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений 4 Объясняет особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений 6
Всего баллов 17
61
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Размножение»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов Затрудняется в объяснении значения митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов |“| Допускает ошибки в объяснении значения митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов [^] Объясняет значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов □
Сравнивает способы размножения животных Затрудняется в сравнении способов размножения животных □ Допускает ошибки в сравнении способов размножения животных □ Сравнивает способы размножения животных □
Объясняет особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников Затрудняется в объяснении особенностей полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников |——| Допускает ошибки в объяснении особенностей полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников |——| Объясняет особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников |——|
Объясняет особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений Затрудняется в объяснении особенностей жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений |—| Допускает ошибки в объяснении особенностей жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений |—| Объясняет особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений □
62
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Рост и развитие».
Цели обучения
Критерий
оценивания
Уровень мыслительных навыков Время выполнения 15 минут Задания
8.2.3.1 — объяснять этапы эмбрионального развития
8.2.3.2 — описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков
Обучающийся
-объясняет этапы эмбрионального развития
-описывает дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков
Навыки высокого порядка
1. Объясните, что происходит на каждом этапе эмбрионального развития, представленного на рисунке.
[6]
63
ПРОЕКТ
2. Определите, какие ткани и органы формируются из разных зародышевых листков
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
выделительн ая и репродуктив ная системы нервн ая ткань кровь и сосудис тая система наружные слои кожи и ее производн ые трахе и, легки е все типы мышечн ой ткани поджелудоч ная железа волос ы, ногти, зубна я эмаль
Энтодерма
Эктодерма
Мезодерма
[6]
Критерий оценивания Задан ие № Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет этапы эмбрионального развития 1 объясняет, что происходит на каждом этапе эмбрионального развития, представленного на рисунке 6
Описывает дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков 2 определяет, какие ткани и органы формируются из эндодермы 2
определяет, какие ткани и органы формируются из экдодермы 2
определяет, какие ткани и органы формируются из мезодермы 2
Всего баллов 12
64
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Рост и развитие»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет этапы эмбрионального развития Затрудняется в объяснении этапов эмбрионального развития |——| Допускает ошибки в объяснении этапов эмбрионального развития □ Объясняет этапы эмбрионального развития □
Описывает дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков Затрудняется в описании дифференциации тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков □ Допускает ошибки в описании дифференциации тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков □ Описывает дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков □
65
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Наследственность и изменчивость»
Цели обучения 8.2.4.1 Аргументировать роль наследственности и изменчивости в
эволюции
8.2.4.4 Описывать значение искусственного отбора для селекции организмов
8.2.4.5 Изучать центры происхождения культурных растений и домашних животных
— описывать сорта значимых культурных растений и пород домашних животных
Критерий
оценивания
Обучающийся
• Аргументирует роль наследственности и изменчивости в эволюции
• Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов
• Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных
• Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Дайте определение терминам.
Навыки высокого порядка 20 минут
(а) Наследственность
[1]
(b)
Изменчивость
(с) Объясните роль наследственности и изменчивости в эволюции.
[1]
2. (а) Заполните таблицу.
[2]
Искусственный отбор
Отбирающий фактор
Цель отбора
Сроки
Результат
[2]
66
ПРОЕКТ
(b) На развитие какой науки повлиял искусственный отбор и каким образом?
[2]
3. (а) Пользуясь картой, впишите в пустые строчки названия растений, возникших в
заданном культурном центре.
[3]
(b) Установите соответствия между названиями домашних животных и их центрами._________________________
1. Индийский центр А. Ламы альпаки
2. Китайско-Малайский центр В. Буйволы, павлины, пчелы
3. Андский центр С. Тутовый шелкопряд, свиньи
1 2 3

[3]
4. (а) Приведите один пример сорта культурных растений и опишите его значимость.
[1]
(b) Приведите один пример породы домашних животных и опишите его значимость.
[1]
67
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задан ие № Дескриптор Балл
Обучающийся
Аргументирует роль наследственности и изменчивости в эволюции 1 Определяет термин «наследственность» 1
Определяет термины «изменчивость» 1
Объясняет роль наследственности и изменчивости в эволюции 2
Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов 2 а) Правильно определяет признаки искусственного отбора: отбирающий фактор, цель отбора, сроки, результат 2
b) правильное определяет влияние искусственного отбора на развитие селекции 2
Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных 3 а) пользуясь картой, правильно определяет культурные растений, возникших в заданном центре 3
b) Правильно устанавливает соответствия между названиями домашних животных и их центрами 3
Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных 4 Приводит один пример сорта культурных растений и описывает его значимость 1
Приводит один пример породы домашних животных и описывает его значимость 1
Всего баллов 16
68
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Селективное размножение и эволюция»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Аргументирует роль наследственности и изменчивости в эволюции Затрудняется в описании роли наследственности/ изменчивости в эволюции □ Допускает ошибки в описании роли наследственности / изменчивости в эволюции □ Описывает роль наследственности и изменчивости в эволюции □
Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов Затрудняется в описании искусственного отбора для селекции организмов □ Допускает ошибки в определении термина селекция/ в описании роли искусственного отбора для селекции организмов |——| Описывает значение искусственного отбора в селекции организмов □
Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных Затрудняется в указании двух центров происхождения культурных растений и животных Допускает ошибки в указании первого / второго центров происхождения культурных растений и животных Указывает центры происхождения культурных растений и домашних животных
Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных Затрудняется в описании сортов значимых культурных растений и пород домашних животных □ Допускает ошибки в описании сортов значимых культурных растений и пород домашних животных |—| Описывает сорта значимых культурных растений и пород домашних животных □
69
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Биосфера, экосистема, популяция»
Цели обучения 8.3.1.1 — составлять схему общей структуры экосистем;
8.3.1.2 — сравнивать водные и наземные экосистемы
8.3.1.3 — описывать основные характеристики и особенности структуры популяции;
8.3.1.4 — исследовать различные стратегии выживания организмов;
8.3.1.5 — устанавливать причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва
8.3.1.6 — описывать типы взаимоотношений между организмами;
8.3.1.7 — объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды
Обучающийся
-составляет схему общей структуры экосистем -сравнивает водные и наземные экосистемы -описывает основные характеристики и особенности структуры популяции
-исследует различные стратегии выживания организмов; -устанавливает причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва -описывает типы взаимоотношений между организмами; -объясняет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды
Навыки высокого порядка 20 минут
Уровень
мыслительных
навыков
Время выполнения
Критерий
оценивания
Задания
1. (а) Дайте определение понятию «экосистема».
[1]
(Ь) Охарактеризуйте экосистему на рисунке.
70
ПРОЕКТ
[2]
2. Сравните водные и наземные экосистемы на рисунке, заполнив таблицу.
Водная экосистема Наземная экосистема
Среды жизни
Абиотические факторы
Продуценты
Консументы
Редуценты
[2]
71
ПРОЕКТ
3. Определите правильное соответствие основных характеристик и особенностей структуры популяции.
1 Половая структура популяции A в составе популяции особи разного возраста, представляющие один или разные приплоды одного или нескольких поколений.
2 Возрастная структура популяции B представляет собой разделение всякой популяции на группы особей, по-разному взаимодействующие с факторами среды.
3 Генетическая структура популяции C характер размещения и распределения отдельных членов популяции и их группировок в ареале. Пространственная структура популяций заметно различается у оседлых и кочующих или мигрирующих животных.
4 Пространственная структура популяции D определяется изменчивостью и разнообразием генотипов, частотами вариаций отдельных генов — аллелей, а также разделением популяции на группы генетически близких особей, между которыми при скрещивании происходит постоянный обмен аллелями
5 Экологическая структура популяции E представляет собой соотношение в ней особей разного пола
1 2 3 4 5

[2]
^Охарактеризуйте стратегии выживания организмов
Ли ело организмов
Бремя, ч
Лисло организмов на 1 см 3
36 Резкое сниже
V
Л. О А ■ 1 гг L.J1 СИПУ

\2-

/ Вспышка
численности
1 1 1
О 15 30 45 б)
Время, дни
72
ПРОЕКТ
[2]
5. Объясните причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва, представленных на рисунке.
/ч \ д fU г1
\ / ii 1 1 \ 1
■■■■ * 1 Л/ J 1Л 1 р \ /\ 1 1 — г к
V/-. у V 3
1932
1940
_i I 1 I________
1948 1954
73
ПРОЕКТ
[3]
7. Определите, о каких механизмах адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды идет речь в приведенных примерах.
(a) Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение, как с дыхательных путей, так и через потовые железы.
Ответ:______________________________________________________________________________________
[1]
(b) Яйца птиц, откладываемые на песок или на землю, имеют серый и бурый цвет с пятнышками, сходный с цветом окружающей почвы. В тех случаях, когда яйца недоступны для хищников, они обычно лишены окраски. Гусеницы бабочек часто зелёные, под цвет листьев, или тёмные, под цвет коры или земли. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (скаты и камбалы).
Ответ:______________________________________________________________________________________
[1]
(c) Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по скорости передвижения намного превосходят всех других животных.
Ответ:______________________________________________________________________________________
[1]
74
ПРОЕКТ
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Составляет схему общей структуры экосистем 1 (а) знает определение понятия «экосистема» 1
1 (b) характеризует экосистему, представленную на рисунке 2
Сравнивает водные и наземные экосистемы 2 правильно определяет среды жизни, абиотические факторы, продуценты, консументы, редуценты водных и наземных экосистемы на рисунке 2
Описывает основные характеристики и особенности структуры популяции 3 определяет правильное соответствие основных характеристик и особенностей структуры популяции 2
Исследует различные стратегии выживания организмов 4 правильно характеризует стратегии выживания организмов 2
У станавливает причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва 5 объясняет причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва, представленные на рисунке 3
Описывает типы взаимоотношений между организмами; окружающей среды 6 правильно определяет и описывает типы взаимоотношений между организмами, предложенными на рисунках 3
Объясняет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям 7 правильно определяет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям 3
Всего баллов 20
75
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Биосфера, экосистема, популяция»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Составляет схему общей структуры экосистемы Затрудняется в составлении схемы общей структуры экосистем □ Допускает ошибки в составлении схемы общей структуры экосистем □ Составляет схему общей структуры экосистем □
Сравнивает водные и наземные экосистемы Затрудняется в сравнении водных и наземных экосистем □ Допускает ошибки в сравнении водных и наземных экосистем □ Сравнивает водные и наземные экосистемы □
Описывает основные характеристики и особенности структуры биологической популяции Затрудняется в описании основных характеристик популяции □ Допускает ошибки в описании структур биологической популяции/ в определении основных характеристик популяции | Описывает основные характеристики и особенности структуры биологической популяции |
Исследует различные стратегии выживания организмов Затрудняется в правильной характеристике различных стретегий выживания организмов □ Допускает ошибки в правильной характеристике различных стратегий выживания организмов □ Правильно характеризует различные стратегии выживания организмов □
Устанавливает причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва Затрудняется в установлении причин изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва □ Допускает ошибки в установлении причин изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва □ Правильно устанавливает причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва |^|
76
ПРОЕКТ
Описывает типы взаимоотношений между организмами Затрудняется в определении и описании взаимоотношений между организмами |“| Допускает ошибки в определении и описании взаимоотношений между организмами Правильно описывает типы взаимоотношений между организмами
Объясняет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды Затрудняется в указании механизмов адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды Допускает ошибки в объяснении механизмов адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды Объясняет механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды
77
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Влияние человеческой деятельности на окружающую среду»
Цели обучения 8.3.2.1 — обосновывать необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия
8.3.2.2 — оценивать значение Всемирного банка семян
8.3.2.3 — объяснять причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана
Критерий Обучающийся
оценивания -обосновывает необходимость сохранения и поддержания биологического
разнообразия;
-оценивает значение Всемирного банка семян
-объясняет причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана
Уровень Навыки высокого порядка
мыслительных
навыков
Время 15 минут
выполнения
Задания
1. Прочитайте внимательно текст.
«В 1992 году была принята «Конвенции о биологическом разнообразии».
Конвенция была открыта для подписания 5 июня 1992 года на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Конвенция о биологическом разнообразии является отражением растущей приверженности мирового сообщества принципам устойчивого развития. Она является существенным шагом вперед на пути сохранения биологического разнообразия, устойчивого использования его компонентов и совместного получения на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов».
(а) Определите, какие угрозы биоразнообразию привели к принятию «Конвенции о биологическом разнообразии» (не менее 2-х).
[2]
78
ПРОЕКТ
(b) Дайте определение термину «Красная книга».
Красная книга —
[1]
(с) Объясните роль Красной книги в сохранении биоразнообразия.
(а) Объясните причины, по которым был создан Всемирный банк семян (не менее 2-х)
[2]
(b) Перечислите условия, при которых хранятся семена в Всемирном банке семян (не менее 2-х).
[2]
79
ПРОЕКТ
1976
А г. Арлльск ф
-♦rvfe /I
Малый Арал
дельта
Сырдарьи
Большой
Арал
*)’ г. Муйиак •
j делыа Амудары
(а) Объясните причины возникновения экологической проблемы, представленной на рисунке (не менее 2-х).
[2]
(b) Объясните пути решения экологической проблемы, представленной на рисунке (не менее 2-х).
[2]
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Обосновывает необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия 1 (а) правильно определяет угрозы для сохранения и поддержания биологического разнообразия 2
(b) знает определение «Красная книга» 1
(с) объясняет роль Красной книги в сохранении биоразнообразия 1
Оценивает значение Всемирного банка семян 2 (а) правильно объясняет причины, по которым был создан Всемирный банк семян. (не менее 2-х) 2
(b) правильно перечисляет условия, при которых хранятся семена в Всемирном банке семян. (не менее 2-х) 2
Объясняет причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана 3 (а) Объясняет причины возникновения, представленной на рисунке экологической проблемы (не менее 2-х) 2
(b) Объясняет пути решения экологической проблемы, представленной на рисунке экологической проблемы (не менее 2-х) 2
Всего баллов 12
80
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Влияние деятельности человека на окружающую среду»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Обосновывает необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия Затрудняется в выборе верных угроз сохранения и поддержания биологического разнообразия |—| Допускает ошибки в выборе верных угроз сохранения и поддержания биологического разнообразия □ Правильно определяет выбор верных угроз сохранения и поддержания биологического разнообразия |—|
Оценивает значение Всемирного банка семян Затрудняется в объяснении причин и условий хранения семян, показывающих значение Всемирного банка семян Допускает ошибки в объяснении причин и условий хранения семян, показывающих значение Всемирного банка семян [^] Правильно объясняет причины и условия хранения семян, показывающих значение Всемирного банка семян
Объясняет причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана Затрудняется в указании причин возникновения и путей решения экологических проблем Казахстана □ Допускает ошибки в указании причин возникновения и путей решения экологических проблем Казахстана □ Объясняет причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана □
81

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *