СОР Биология 7 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Биология 7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для учащихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ………………………4
Суммативное оценивание за разделы«Экосистемы»…………………………5
Суммативное оценивание по разделу«Классификация живых организмов»……….3
Суммативное оценивание по разделу«Клеточная биология. Вода и органические
вещества»…………………………………………………………6
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ……………………..10
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»………………….11
Суммативное оценивание за раздел «Питание живых организмов»……………15
Суммативное оценивание за раздел «Дыхание»…………………………..19
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………………..23
Суммативное оценивание за раздел «Выделение»…………………………24
Суммативное оценивание за раздел «Движение»………………………….27
Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»…………….30
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………………..35
Суммативное оценивание за раздел «Наследственность и изменчивость»……..36
Суммативное оценивание за разделы «Размножение. Рост и развитие»……….39
Суммативное оценивание за разделы «Микробиология и биотехнология»………43
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
4
Суммативное оценивание за разделы «Экосистемы»
Цели обучения
7.3.1.1 Исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов
7.3.1.2 Сравнивать природные пищевые цепи
7.3.2.1 Описывать взаимодействие человека и экосистемы
7.3.2.3 Описывать животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов Составляет природные пищевые цепи Объясняет взаимодействия человека и экосистемы
Определяет животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1. Ниже дана таблица со значениями экологических факторов.
Значения экологических факторов в разных экосистемах
Экологические факторы Тайга Восточного Казахстана Пустыня Бетпак-Дала Степь Западного Казахстана
Температура (°С) +46 +25 +40
Осадки (мм в год) 130-200 100 — 150 250 — 450
Количество видов (шт.) 1200 350 2000
(а) Опишите кратко, используя данные таблицы, как разное значение температуры в трёх экосистемах влияет на жизнедеятельность и распространение организмов.
(b) Установите зависимость между количеством осадков и разнообразием живых организмов экосистем.
(с)(1) Для одной из предложенных в таблице экосистем составьте пищевую цепь. (п)Подпишите в цепи консументы 1 порядка.
5
2. Рассмотрите изображение.
(а) Определите вид деятельности человека.
(b) (i) Опишите, как человеческая деятельность изменила экосистему степи.
(ii) Перечислите, какие улучшения в жизни людей произошли благодаря освоению степей.
3. Опишите флору и фауну любой особо охраняемой природной территории (ООПТ) Республики Казахстан.
Название ООПТ
(a) Приведите примеры краснокнижных видов растений.
(b) Перечислите животных, обитающих в выбранном вами ООПТ.
6
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов. 1a,b сравнивает данные по значению температур в таблице; 1
объясняет взаимосвязь между значением температуры и живыми организмами тайги; 1
сопоставляет значение количества осадков с типом растительности экосистемы; 1
Составляет природные пищевые цепи. 1с составляет пищевую цепь в соответствии с экосистемой; 1
делает подписи для каждого построенного звена; 1
Объясняет взаимодействия человека и экосистемы. 2 называет вид деятельности указанный на рисунке; 1
описывает, как человеческая деятельность изменила экосистему степи; 1
перечисляет, какие улучшения в жизни людей произошли благодаря освоению степей; 1
Определяет животный растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана. 3 приводит пример растений, занесённых в красную книгу республики Казахстан; 1
называет животных выбранной ООПТ. 1
Всего 10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Экосистемы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов. Затрудняется в исследовании влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов. □ Допускает ошибки при сравнении данных по значению температур в таблице/ объяснении взаимосвязи между значением температуры и живыми организмами тайги/ сопоставлении значения количества осадков с типом растительности экосистемы. Устанавливает чёткую зависимость между количеством осадков и типом растительности в каждой экосистеме и приводит доказательный пример. Даёт полный развёрнутый ответ о разном значении температуры в трех экосистемах. [^]
Составляет природные пищевые цепи. Затрудняется сравнивать природные пищевые цепи □ Допускает ошибки в составлении пищевой цепи в соответствии с экосистемой/ в создании подписи для каждого построенного звена. |“| Составляет последовательную развёрнутую пищевую цепь называя каждое звено. □
Объясняет взаимодействия человека и экосистемы. Затрудняется в описании взаимодействия человека и экосистемы. □ Допускает ошибки в названии вида деятельности, указанном на рисунке/ в описании того, как человеческая деятельность изменила экосистему степи/ в перечислении улучшений в жизни людей, произошедших благодаря освоению степей. 1 1 Называет правильно вид деятельности человека, описывает двустороннюю связь между экосистемой и человеком. □
Определяет животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана. Затрудняется в определении животного растительного мира особо охраняемых природных территорий Казахстана. |—| Допускает ошибки в приведении примеров растений, занесённых в красную книгу республики Казахстан/ в приведении примеров животных выбранной ООПТ. | | Верно называет статус ООПТ, приводя пример красно книжных растений и виды животных, обитающие в приведённом учеником ООПТ. [^]
2
Суммативное оценивание по разделу «Классификация живых организмов»
Цели обучения
Критерий оценивания
7.1.1.1 Объяснять значение систематики
7.1.1.2 Определять систематическое положение живых организмов
Обучающийся
• Описывает признаки разных таксономических групп
• Классифицирует живые организмы по таксономическим группам
Уровень мыслительных навыков
Знание и понимание
Время выполнения Задания
15 минут
1. В природе существуют ящерицы и саламандры. Ящерица относится к классу
пресмыкающихся, а саламандра является земноводным. Эти два животных внешне похожи.
Ящерица
Саламандра
(а) Назовите различия между ящерицей и саламандрой, благодаря которым ящерицу и саламандру относят к разным классам.
(b) Объясните значение систематики.
3
2. (а) Заполните пропуски в таблице
Тип (i)
Тело делится на три части: голова, грудь и
(ii)…………..
Тело делится на две части: (iii).
(iv)………………….
и
(v).
пары
(vi).
пары
конечностей
конечностей
12 пар конечностей
(b) Укажите, какие характеристики положены в основу деления представленных организмов на классы.
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает признаки разных таксономических групп. 1 называет отличительные признаки классов пресмыкающихся и земноводных; 1
указывает значение систематики при определении отдельных видов на конкретных примерах; 1
Классифицирует живые организмы по 2 по рисунку определяет тип, к которому относят предложенные организмы; 1
таксономическим описывает строение тела насекомых; 1
группам. описывает строение тела паукообразных и ракообразных; 1
различает по количеству пар конечностей насекомых; 1
различает по количеству пар конечностей паукообразных; 1
указывает основные характеристики для деления организмов на классы. 1
Всего 8
4
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел«Классификация живых организмов»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает признаки разных таксономических групп. Затрудняется в объяснении значения систематики. □ Допускает ошибки в назывании отличительных признаков классов пресмыкающихся и земноводных/ в объяснении значения систематики при определении отдельных видов на конкретных примерах. □ Объясняет значение систематики. □
Классифицирует живые организмы по таксономическим группам. Затрудняется в определении систематического положения живых организмов. □ Допускает ошибки в определении по рисунку типа, к которому относят организмы/ в описании строения тела насекомых/ паукообразных и ракообразных/ в определении количества пар конечностей насекомых/ паукообразных/ в указании основных характеристик для |~~| деления организмов на классы Определяет систематическое положение живых организмов. □
5
Суммативное оценивание по разделу «Клеточная биология Вода и органические вещества»
Цели обучения
Критерий оценивания
7.4.2.1 Объяснять понятия: клетки, ткани, органы, системы органов
7.4.1.1 Описывать свойства и значение воды для живых организмов
Обучающийся
• Описывает понятия клетки, ткани, органы, системы органов
• Объясняет свойства и значение воды для живых организмов
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
1.Рассмотрите изображение.
(а) Распределите рисунки по уровням от 1 до 5, ориентируясь на пирамиду, начиная с самой мельчайшей единицы живой материи.
А
B
C
D
E
4_
3
(b) (i) Сделайте вывод, чего больше в организме клеток или тканей?
5
2
1
6
(ii) Объясните свой выбор, используя пример.
2. (а) Выберите функции воды в клетке.
A) Растворитель
B) Строительная
C) Терморегуляционная
D) Транспортная
E) Ферментативная
F) Энергетическая
3. Рассмотрите изображение.
(а) Опишите, какой процесс показан на рисунке.
(b) Укажите структуру листа, участвующего в этом процессе.
(с) Определите, какую функцию воды демонстрирует данный рисунок.
7
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает понятия клетки, ткани, органы, системы органов. 1 определяет клетку; 1
определяет ткань; 1
определяет орган; 1
определяет систему органов; 1
определяет организм; 1
делает вывод о количестве клеток и тканей в организме; 1
доказывает свой вывод примером; 1
Объясняет свойства и значение воды для живых организмов. 2 выбирает функции воды из предложенных вариантов ответов; 1
3 определяет название процесса по рисунку; 1
называет часть листа, участвующего в данном процессе; 1
описывает функцию воды в данном процессе. 1
Всего 11
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел«Клеточная биология» и «Вода и органические вещества»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает понятия клетки, ткани, органы, системы органов. Затрудняется в объяснении понятий клетки, ткани, органы, системы органов Допускает ошибки в определении клетки/ ткани/ органа/ системы органов/ организма/ в выводе о количестве клеток и тканей в организме/ подтверждении своего вывода примером. Объясняет понятия клетки, ткани, органы, системы органов
□ □ □
Объясняет свойства и значение воды для живых организмов. Затрудняется в описании свойств и значения воды для живых организмов. □ Допускает ошибки в выборе функций воды из предложенных вариантов ответов/ в определении названия процесса по рисунку/ в названии части листа, участвующего в данном процессе/ в описании функции воды в исследуемом процессе. □ Описывает свойства и значение воды для живых организмов. □
9
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
10
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»
Цели обучения 7.1.3.1 Объяснять значение транспорта питательных
веществ в живых организмах
7.1.3.4 Описывать взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями
7.1.3.5 Сравнивать строение элементов ксилемы и флоэмы
Критерий оценивания
Обучающийся
• Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах
• Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями
• Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы
Навыки высокого порядка
20 мин
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Заполните таблицу, описав особенности и значение транспорта у одноклеточных и многоклеточных организмов.
Транспорт веществ у одноклеточных и многоклеточных организмов
Организмы Особенности транспорта веществ Значение транспорта веществ
Одноклеточные Транспорт через клеточную мембрану
Многоклеточные Доставка питательных веществ и кислорода ко всем органам и тканям.
11
2. Рассмотрите изображение. а) Заполните таблицу.
(i) Опишите особенности строения зон корня под цифрой 3 и 4.
(ii) Укажите на взаимосвязь между строением с функцией зон корня под цифрами 3 и
4.
Зона корня Особенности строения Функция
3
4
12
3. Рассмотрите изображение.
(а) Определите на рисунке и запишите в ячейках ксилему и флоэму.
(b) Укажите одно различие в строении между ксилемой и флоэмой
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах. 1 описывает значение транспорта веществ одноклеточных организмов; 1
описывает особенности транспорта веществ многоклеточных организмов; 1
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. 2 называет особенности строения зоны корня под цифрой 3; 1
указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 3; 1
называет особенности строения зоны корня под цифрой 4; 1
указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 4; 1
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы. 3 указывает в соответствующих ячейках расположение ксилемы и флоэмы в стебле растения; 1
называет одно отличие в строении между ксилемой и флоэмой. 1
Всего 8
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Транспорт веществ»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах. Затрудняется в объяснении значения транспорта питательных веществ в живых организмах. □ Допускает ошибки в описании значения транспорта веществ одноклеточных организмов/ в описании особенностей транспорта веществ многоклеточных организмов. □ Объясняет значение транспорта питательных веществ в живых организмах. □
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. Затрудняется в описании взаимосвязи строения стебля и корня с их функциями. □ Допускает ошибки в описании особенностей строения зон корня / в указании выполняемой функции зоны корня . □ Описывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. □
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы. Затрудняется в сравнении строения элементов ксилемы и флоэмы. □ Допускает ошибки в указании расположения ксилемы и флоэмы в стебле растения/ в названии отличия в строении между ксилемы и флоэмы. □ Сравнивает строение элементов ксилемы и флоэмы. □
14
Суммативное оценивание за раздел Питание живых организмов
Цели обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Время выполнения Задания
1. Рассмотрите изображение внутреннего строения листа.
(a) Укажите стрелкой губчатую ткань листа.
(b) Опишите кратко особенности строения губчатой ткани.
(c) Объясните, как строение губчатой ткани связано с выполнением листом его функций.
7.1.2.1 Описывать внутреннее строение листа и объяснить взаимосвязь между строением и функцией
7.1.2.2 Исследовать условия, необходимые для процесса фотосинтеза
Обучающийся
• Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией
• Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза
Навыки высокого порядка 20 мин
15
2. Рассмотрите изображение.
(а) Определите, какое условие необходимо для того, чтобы образовалось органическое вещество?
(b) Предложите опыт, доказывающий, что в листе содержится крахмал.
(i) Опишите кратко этапы опыта.
(ii) Опишите, какая химическая реакция доказывает наличие крахмала.
(iii) Объясните результат реакции.
16
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией. 1 указывает расположение губчатого мезофилла; 1
описывает строение губчатого мезофилла; 1
объясняет взаимосвязь между строением листа и его функцией; 1
Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза. 2 называет условие, при котором образуется органическое вещество; 1
описывает этапы опыта; 1
описывает, какая химическая реакция доказывает наличие крахмала; 1
объясняет результат реакции. 1
Всего 7
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Питание живых организмов»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией. Затрудняется в описании внутреннего строения листа и объяснении взаимосвязи между строением и функцией. □ Допускает ошибки в указывании расположения губчатой ткани/ в описании строения губчатой ткани/ в объяснении взаимосвязи между строением листа и его функцией; □ Описывает внутреннее строение листа и доказывает взаимосвязь между строением и функцией. □
Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза. Затрудняется в определении условий, необходимых для процесса фотосинтеза □ Допускает ошибки в названии условия, при котором образуется органическое вещество/ в описании этапов опыта/ в описании химической реакции, с помощью которой можно определить крахмал/ в объяснении результатов реакции. □ Определяет условия, необходимые для процесса фотосинтеза. □
18
Суммативное оценивание за раздел «Дыхание»
Цели обучения 7.1.4.1 Описывать значение дыхания в живых организмах
7.1.4.3 Исследовать дыхание у растений
7.1.4.5 Изучать особенности строения органов дыхания у
человека
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности живых организмов
• Описывает дыхание растений
• Указывает особенности строения органов дыхания у человека
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения 20 мин
Задания
1. Рассмотрите изображение.
Опишите значение дыхания для одноклеточных и многоклеточных организмов.
2. Представьте, что вам предоставили комнатное растение, стакан с известковой водой, стеклянный колпак для исследования.
(i) Опишите установку для исследования процесса дыхания данного комнатного растения.
19
(ii) Определите, какая химическая реакция доказывает наличие процесса дыхания.
(iii) Объясните конечный результат опыта.
3. Рассмотрите изображение.
1
2
3
4
5
6
(i) Перечислите органы верхних дыхательных путей.
(ii) Назовите структуру, обозначенную под цифрой 11.
(iii) Какое преимущество даёт структура под цифрой 11 при газообмене?
20
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности живых организмов. 1 указывает значение дыхания одноклеточных и многоклеточных организмов; 1
Описывает дыхание растений. 2 описывает расположение и установку предложенных материалов для опыта; 1
определяет химическую реакцию доказывающую наличие процесса дыхания; 1
объясняет конечный результат опыта; 1
Указывает особенности строения органов дыхания у человека. 3 перечисляет органы верхних дыхательных путей; 1
называет структуру, обозначенную цифрой 11; 1
указывает преимущества предложенной структуры. 1
Всего 7
21
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за раздел «Дыхание»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет роль дыхания для жизнедеятельности живых организмов. Затрудняется в описании значения дыхания для живых организмов. □ Допускает ошибки в описании значения дыхания для одноклеточных / многоклеточных организмо| | Описывает значение дыхания для живых организмов. □
Описывает опыт дыхания растений. Затрудняется в описании опыта исследования дыхания растений. □ Допускает ошибки в описании расположения и установки из предложенных материалов для опыта/ в определении химической реакции/ в объяснении конечного результата опыта. □ Описывает опыт дыхания растений. □
Указывает особенности строения органов дыхания у человека. Затрудняется в указании особенностей строения органов дыхания у человека. □ Допускает ошибки в перечислении органов верхних дыхательных путей/ в названии структур/ в указании роли структуры газообмена. □ Указывает особенности строения органов дыхания у человека. □
22
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
23
Суммативное оценивание за раздел «Выделение»
Цели обучения
7.1.5.1 Объяснять значение выделения в жизнедеятельности организмов
7.1.5.3 Сравнивать строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет значение выделения в жизнедеятельности организмов
• Различает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 мин
Задания
1. Укажите два значения выделения в жизнедеятельности организмов.
(а)
(b)
2. (а) Установите соответствие между организмами и органами выделения.
Органы выделения Организм
1. Нефридии А амёба
2. Почки B белая планария
3. Сократительная вакуоль C паук
4. Мальпигиевы сосуды D обезьяна
Ответ:
1 2 3 4

(b) Определите черты сходства и отличия в строении органов выделения позвоночных и беспозвоночных животных Сходство
Отличие
24
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет значение выделения в жизнедеятельности организмов. 1 указывает 1-ое значение выделения в жизнедеятельности организмов; 1
указывает 2-ое значение выделения в жизнедеятельности организмов; 1
Различает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных. 2 определяет орган выделения одноклеточного организма; 1
определяет орган выделения червей; 1
устанавливает органы выделения членистоногих; 1
указывает орган выделения млекопитающих; 1
определяет сходства беспозвоночных и позвоночных животных; 1
определяет отличия беспозвоночных и позвоночных животных. 1
Всего: 8
25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Выделение»
ФИО обучающегося________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Опеределяет значение выделения в жизнедеятельности организмов. Затрудняется в объяснении значения выделения в жизнедеятельности организмов. Допускает ошибки в указании 1 -ого / 2-ого значения выделения в жизнедеятельности организмов. Объясняет значение выделения в жизнедеятельности организмов.
□ □ □
Различает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных. Затрудняется в сравнении строения выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных. Допускает ошибки в определении органа выделения одноклеточного организма/ червей членистоногих/ млекопитающих / в определении черт сходства беспозвоночных и позвоночных животных/ в определении черт отличия беспозвоночных и позвоночных животных. Сравнивает строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных.
□ □ □
26
Суммативное оценивание за раздел «Движение»
Цели обучения
7.1.6.1 Описывать значение и объяснять причины движений у растений (тропизмы, таксисы)
7.1.6.3 Описывать роль фотопериодизма у растений
7.1.6.4 Сравнивать органы движения у беспозвоночных и позвоночных животных
Критерий оценивания
Обучающийся
• Определяет причины движений растений на примере тропизмов и их значении
• Объясняет роль фотопериодизма у растений
• Различает органы движения у беспозвоночных и позвоночных
Уровень мыслительных навыков
Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1. (а) Запишите, что такое фотопериодизм?
(b) Назовите один процесс жизнедеятельности растений, зависящий от фотопериодизма.
2. Рассмотрите изображение.
Пример движения растения
(a) Укажите причину движения растения.
(b) Опишите кратко значение движения в жизни растений.
3. Заполните таблицу.
27
«Движение беспозвоночных и позвоночных животных»
Организм Беспозвоночное/По звоночное животное Способ движения Органы движения
Медуза Беспозвоночное
Кошка Позвоночное
Дождевой червь Беспозвоночное
Медведь Позвоночное
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает роль фотопериодизма у растений. 1 даёт определение термину фотопериодизм; 1
называет значение фотопериодизма в жизнедеятельности растений ; 1
Объясняет роль фотопериодизма у растений. 2 определяет причину движения растения; 1
описывает значение движения растения; 1
Различает органы движения у беспозвоночных и позвоночных. 3 описывает характеристики движения для медузы; 1
описывает характеристики движения для кошки; 1
описывает характеристики движения для дождевого червя; 1
описывает характеристики движения для медведя. 1
Всего 8
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Движение»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает роль фотопериодизма у растений. Затрудняется в определении термина фотопериодизм и обозначении значения фотопериодизма в жизнедеятельности растений. □ Допускает ошибки в определении термина фотопериодизм/ в обозначении значения фотопериодизма в жизнедеятельности растений. □ Правильно определяет термин фотопериодизм и значения фотопериодизма в жизнедеятельности растений. □
Объясняет роль фотопериодизма у растений. Затрудняется в описании значения и объяснении причин движений растений, на примере тропизмов. □ Допускает ошибки в определении причины движения растения/ в описании значения движения растения по рисунку. | | Описывает значение и объясняет причины движений растений, на примере тропизмов. □
Различает органы движения у беспозвоночных и позвоночных. Затрудняется в сравнении органов движения у беспозвоночных и позвоночных. □ Допускает ошибки в описании характеристики движения для медузы/ кошки/ дождевого червя/ медведя. □ Сравнивает органы движения у беспозвоночных и позвоночных. □
29
Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»
Цели обучения 7.1.7.2 Называть функции нервной системы и ее
структурных компонентов
7.1.7.5 Исследовать рефлекторную дугу
7.1.7.7 Описывать функции вегетативной нервной системы
7.1.7.8 Объяснять значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма
7.1.7.9 Описывать принципы сохранения хорошего психического здоровья
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет функции нервной системы и ее структурных компонентов
• Изучает рефлекторную дугу
• Объясняет функции вегетативной нервной системы
• Описывает значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма
• Объясняет принципы сохранения хорошего психического здоровья
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Определите структуры, составляющие периферическую нервную систему.
A спинной мозг, нервы и нервные узлы B нервы и нервные узлы C нервные узлы D нервы
30
(а) Назовите нейрон, расположенный первым в рефлекторной дуге.
(b) Опишите, используя рисунок , что происходит в участке под цифрой 7.
(с) Определите, какой участок рефлекторной дуги участвует в данном акте.
3. Выберите один правильный ответ.
Определите основную функцию вегетативной нервной системы. A способность воспринимать чувствительные раздражители B произвольная двигательная активность C поддержание гомеостаза
D рефлекторно-автоматическая двигательная активность E поддержание мышечного тонуса
4. (a) Докажите значение сна в жизни человека.
(b) Объясните, почему в жизни человека происходит чередование бодрствования и сна.
5. Известно, что в городах очень много факторов, которые влияют на психическое здоровье человека.
(а) Назовите два фактора, влияющих на здоровье горожан.
(b) Объясните, почему полезно жителям городов чаще выезжать на природу (лес, горы).
31
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет функции нервной системы и ее структурных компонентов. 1 определяет структуры, составляющие периферическую нервную систему; 1
Изучает рефлекторную дугу. 2 называет нейрон рефлекторной дуги; 1
описывает звено рефлекторной дуги; 1
определяет участок рефлекторной дуги; 1
Объясняет функции вегетативной нервной системы. 3 определяет функцию вегетативной нервной системы; 1
Описывает значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма. 4 доказывает значение сна в жизни человека; 1
даёт правильное объяснение чередованию бодрствования и сна; 1
Объясняет принципы сохранения хорошего психического здоровья. 5 называет факторы, которые влияют на психическое здоровье людей; 1
доказывает, что природа помогает сохранить психическое здоровье людей. 1
Всего 9
32
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Координация и регуляция»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет функции нервной системы и ее структурных компонентов. Затрудняется в названии функций нервной системы и ее структурных компонентов и в описании функций вегетативной нервной системы. Допускает ошибки в определении структур, составляющих периферическую нервную систему. □ Называет функции нервной системы и ее структурных компонентов. Описывает функции вегетативной нервной системы. □
Объясняет функции вегетативной нервной системы.
Изучает рефлекторную дугу. Затрудняется в исследовании рефлекторной дуги. □ Допускает ошибки в определении участка рефлекторной дуги/ в описании звеньев рефлекторной дуги/ в названии нейронов рефлекторной дуги. Исследует рефлекторную дугу. □
Описывает значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма. Затрудняется в объяснении значения сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма. | | Допускает ошибки при объяснении чередования бодрствования и сна/ в доказывании значения сна в жизни человека. | 1 Объясняет значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма. | 1
33
Объясняет принципы
сохранения хорошего
психического здоровья.
Затрудняется в принципов сохранения психического здоровья.
описании
хорошего
Допускает ошибки в названии факторов, которые влияют на психическое здоровье людей/ в доказывании, что природа помогает сохранить психическое здоровье людей.
Описывает принципы сохранения хорошего психического здоровья.

34
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
35
Суммативное оценивание за раздел «Наследственность и изменчивость»
Цели обучения 7.2.4.1 Исследовать наследственные и ненаследственные
признаки организма человека
7.2.4.2 Объяснять роль генов в определении признаков
7.2.4.3 Объяснять роль генетического материала — ДНК в хромосомах
7.2.2.1 Сравнивать количество хромосом у разных видов организмов
7.2.2.2 Называть количество хромосом в соматических и половых клетках
Обучающийся
• Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека
• Определяет роль генов в определении признаков»
• Объясняет роль генетического материала
• Определяет количество хромосом у разных видов
• Определяет количество хромосом в соматических и половых клетках
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения 15 мин
Задания
1. Заполните таблицу «Приобретённые и наследственные признаки»
Примеры
Приобретённые признаки
Наследственные признаки
Оба признака
Распределите примеры, указанные в ячейке.
Длина Вес Группа крови Цвет волос Окрашивание волос Цвет кожи Интеллект Разговорный язык Пирсинг Рост
2. (а) Дайте определение понятию ген.
(b) Объясните роль генов в определении признаков.
Критерий
оценивания
36
3. (а) Опишите, что такое ДНК.
(b) Объясните, какую роль играет ДНК в наследственности.
4. (а) Определите количество хромосом в соматических и половых клетках.
Количество хромосом в соматических клетках Количество хромосом в половых клетках
Шимпанзе 48
Курица 39
Лягушка 13
Горох 14
(b) Объясните различия количества хромосом у разных видов.
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека 1 определяет наследственные признаки; 1
указывает приобретённые признаки; 1
приводит примеры, характерные для двух типов признаков; 1
Определяет роль генов в определении признаков 2 даёт определение понятию «ген»; 1
объясняет роль генов в определении признака и его подавление; 1
Объясняет роль генетического материала 3 даёт определение понятию ДНК ; 1
объясняет роль ДНК в наследственности. 1
Определяет количество хромосом у разных видов. 4а указывает количество хромосом в половых клетках шимпанзе; 1
указывает количество хромосом в половых клетках гороха; 1
указывает количество хромосом в соматических клетках курицы; 1
указывает количество хромосом в соматических клетках лягушки; 1
Определяет количество хромосом в соматических и половых клетках. 4b объясняет различие количества хромосом у разных видов; 1
Всего 12
37
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Наследственность и изменчивость»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека. Затрудняется в определении наследственных и ненаследственных признаков в организме человека. Допускает ошибки в определении наследственных / приобретённых признаков/ примерах, характерных для двух типов признаков. Определяет наследственные и ненаследственные признаки в организме человека. □
Определяет роль генов в определении признаков. Затрудняется в объяснении роли генов в определении признаков. □ Допускает ошибки в объяснении роли генов в определении признака и его подавлении/ в определение понятия «ген». IZZI Объясняет роль генов в определении признаков. □
Объясняет роль генетического материала. Затрудняется в объяснение роли генетического материала. □ Допускает ошибки в определении понятия ДНК / в объяснении роли ДНК в наследственности. □ Объясняет роль генетического материала. □
Определяет количество хромосом у разных видов. Затрудняется в названии количества хромосом в соматических и половых клетках. □ Допускает ошибки в определении количества хромосом в соматических клетках лягушки/ курицы/ в определении количества хромосом в половых клетках гороха/ шимпанзе. □ Называет количество хромосом в соматических и половых клетках. □
Определяет количество хромосом у разных видов Затрудняется в сравнении количества хромосом у разных видов. | | Допускает ошибки в объяснении различия количества хромосом у разных видов. | | Сравнивает количество хромосом у разных видов. □
38
Суммативное оценивание за разделы «Размножение. Рост и развитие»
Цели обучения 7.2.1.1 Описывать бесполое и половое размножения у
растений
7.2.1.4 Описывать значение двойного оплодотворения цветковых растений
7.2.3.2 Исследовать процесс роста растений в длину и толщину
7.2.3.4 Сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных
Критерий Обучающийся
оценивания • Сравнивает бесполое и половое размножение
• Объясняет значение двойного оплодотворения
• Описывает процесс роста растений в длину и толщину
• Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка
навыков
Время выполнения
20 минут
Задания:
1. Рассмотрите изображение.
(а) Укажите какими цифрами обозначены
Вегетативные органы______________________
Генеративные органы______________________
(b) Опишите размножение листьями.
(c) Объясните, в чем отличие размножения с участием органа под номером 4?
2. (а) Объясните термин «двойное оплодотворение» у цветковых растений.
39
(b) Опишите значение двойного оплодотворения у цветковых растений.
3. Рассмотрите изображение.
Прорастание семени кукурузы
Сделайте вывод, как изменилось семя с момента его прорастания до зрелого растения.
а) Опишите, как растение растет в длину.
b) Опишите, как растение растет в толщину.
4. (а) Перечислите два типа развития насекомых.
1_________________________________________________
2
(b) (i) Укажите черты сходства между двумя типами развития насекомых.
(ii) Укажите черты различия между двумя типами развития насекомых.
40
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Сравнивает бесполое и половое размножение. 1 указывает вегетативные органы растения; 1
указывает генеративные органы растения; 1
описывает способ вегетативного размножения растений; 1
описывает, как листья используются в размножении; 1
объясняет особенности генеративного способа размножения; 1
Объясняет значение двойного оплодотворения. 2 объясняет термин «двойное оплодотворение» у цветковых растений; 1
описывает значение двойного оплодотворения у цветковых растений. 1
Описывает процесс роста растений в длину и толщину 3 отмечает особенности роста растений в длину; 1
объясняет особенности роста растений в толщину; 1
Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных 4 называет первый тип развития; 1
называет второй тип развития; 1
называет различия между типами развития насекомых; 1
называет сходства между типами развития насекомых; 1
Всего 13
41
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за разделы «Размножение. Рост и развитие»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Сравнивает бесполое и половое размножение. Затрудняется в описании бесполого и полового размножения. □ Допускает ошибки в описании, как листья используются в размножении/ в описании способа вегетативного размножения растений/ в указывании генеративных органов растения/ в указании вегетативных органов растений. |——| Описывает бесполое и половое размножение. □
Объясняет значение двойного оплодотворения. Затрудняется в описании значения двойного оплодотворения. □ Допускает ошибки в описании значения двойного оплодотворения у цветковых растений/ в объяснении термина «двойное оплодотворение» у цветковых растений. □ Описывает значение двойного оплодотворения. □
Описывает процесс роста растений в длину и толщину. Затрудняется в описании процессов роста растений в длину и толщину. □ Допускает ошибки в объяснении особенностей роста растений в толщину/ длину. □ Описывает процесс роста растений в длину и толщину. □
Различает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных. Затрудняется в сравнении прямого и непрямого типов онтогенеза у животных. □ Допускает ошибки в определении первого типа развития насекомых/ второго типа развития/ определении сходства между типами развития насекомых/ в определении различий между типами развития насекомых. |—| Сравнивает прямой и непрямой типы онтогенеза у животных. □
42
Суммативное оценивание за разделы «Микробиология и биотехнология»
Цели обучения 7.4.3.1 Описывать различные формы бактерий
7.4.3.2 Исследовать производство йогурта и сыра
Критерий Обучающийся
оценивания • Определяет различные формы бактерий
• Описывает производство йогурта и сыра
Уровень мыслительных Навыки высокого порядка навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Рассмотрите два рисунка.
1 2
(a) Определите организмы, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. 1______________________________________________
2______________________________________________
(b) (i) Определите, чем отличаются эти два организма друг от друга.
(ii) Опишите различия двух организмов, изображенных на рисунках.
2. Заполните таблицу.
_______________________________ «Стадии производства сыра»
Стадии Описание
Пастеризация
С помощью молочной закваски молоко створаживают и отделяют плотную массу от жидкости. Плотную массу называют сырной массой.
Стекание
Сыр выкладываются в специальные формы.
43
Критерий оценивания Задание № Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет различные формы бактерий 1 определяет организмы, представленные на рисунке; 1
указывает различия между ними ; 1
описывает различия для двух представителей; 1
Описывает производство йогурта и сыра 2 даёт описание первому этапу производства сыра; 1
определяет второй этап производства сыра; 1
описывает третий этап производства сыра; 1
называет четвёртый этап производства сыра. 1
Всего 7
44
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оценивания за разделы «Рост и развитие» и «Микробиология и биотехнология»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет различные формы бактерий. Затрудняется в определении различных форм бактерий. □ Допускает ошибки в определении организмов, представленных на рисунке/ в указывании различий между ними/ в описании различий для двух представителей. Определяет различные формы бактерий. □
Описывает производство йогурта и сыра. Затрудняется в описании производства йогурта и сыра. □ Допускает ошибки в описании первого / второго / третьего / четвёртого этапа производства сыра. □ Описывает производство йогурта и сыра. □
45
46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *