СОЧ ТЖБ Русский язык и литература 9 сынып — Орыс тілі мен әдебиеті 9 класс

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) 9 класс

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2.Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть..3
3. Ожидаемые результаты…………………………………………..3
4. Уровни мыслительных навыков…………………………………….4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей4
6. Правила проведения суммативного оценивания……………………….4
7. Модерация и выставление баллов………………………………….5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..26
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..37
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для 59 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с нерусским языком обучения).
3. Ожидаемые результаты Слушание:
обучающийся понимает основное содержание текста, а также функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего; извлекает специальную информацию из текста; понимает значение терминов и ключевых единиц текста по социально-бытовой, социально-культурной и учебно-познавательной сферам; оценивает содержание текста, различая факт и мнение; определяет основные проблемы в текстах разных стилей и жанров; анализирует текст, раскрывая связи и отношения между фактами и явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте; прогнозирует содержание высказывания по иллюстрациям/ключевым словам/заголовкам/началу;
Говорение:
обучающийся поддерживает диалог в рамках изучаемых тем, рассуждая, выражая собственное мнение и оценивая события, мнения и проблемы; строит монолог, используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; анализирует и синтезирует информацию по предложенной теме; оценивает высказывания по определенной тематике; употребляет лексические и грамматические средства языка, соблюдая речевые нормы;
Чтение:
обучающийся понимает содержание сплошных и несплошных текстов определенной сложности в рамках изучаемых тем; выявляет особенности текстов разных типов, стилей и жанров; распознает явное и скрытое значение слов, значение средств художественной изобразительности; извлекает необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность; анализирует и синтезирует содержание текста, формулируя обоснованные выводы и критическую оценку прочитанного; сравнивает тексты, определяя тему, идею, проблематику художественного произведения, позицию автора; использует определенные стратегии чтения;
Письмо:
обучающийся пишет тексты разных типов, жанров и стилей речи на основе услышанного и прочитанного, используя разнообразные языковые средства; пишет тексты проблемного характера, извлекая информацию из различных источников; создает графики, таблицы, диаграммы на основе сплошных текстов; составляет простой, сложный и развернутый план по определенной теме; сравнивает, анализирует и оценивает содержание текстов разных типов и стилей; соблюдает орфографические и грамматические нормы; использует тропы и художественно-изобразительные средства языка.
3
4. Уровни мыслительных навыков
Навыки Описание
Слушание Понимать содержание различных источников аудирования и видов текста, используя различные стратегии аудирования в соответствии с целями обучения учебной программы.
Говорение Грамотно и эффективно использовать официальные, разговорные и специфические стили речи в соответствии с целями обучения учебной программы.
Чтение Понимать содержание различных видов текста для чтения, используя различные стратегии чтения в соответствии с целями обучения учебной программы.
Письмо Создавать различные письменные тексты с упоминанием деталей и событий в соответствии с целями обучения учебной программы.
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
I 20% 65% 15%
II 0% 100% 0%
III 75% 15% 10%
IV 50% 50% 0%
Итого 37% 56% 7%
6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
4
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть Продолжительность: 40 минут Говорение проверяется отдельно Количество баллов: 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов
КО — задания, требующие краткого ответа
РО — задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих 4 вида речевой деятельности как слушание, чтение, письмо и говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема Вид речевой деятель ности Проверяемая цель Кол-во зада ний* Тип зада ния* Описание задания* Время на выполнение, мин Общий балл
Культура народов мира Слушание 9.1.2.1 Понимать значение слов общественнополитической тематики 3 МВО Обучающийся понимает 10 5
Природные ресурсы 9.1.4.1Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста информацию сообщения
планеты Земля Говорение 9.2.3.1 Соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю 9.2.4.1Создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию 1 РО Обучающийся участвует в обсуждении темы, высказывает свою точку зрения, предлагая решение проблемы Проверяетс я отдельно 5
Чтение 9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения 4 КО Обучающийся анализирует фрагмент текста из художествен ного произведения, 10 10
9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов определяет стиль, находит художественные средства, перефразирует предложения
7
Письмо 9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания 1 РО Обучающийся выбирает тему и создает эссе -рассуждение, выражая и обосновывая свое мнение. В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматические формы существительных, прилагательных, наречий 20 10
Использо вание языковых единиц 9.1.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения 9.5.1.1Использовать существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах
ИТОГО: 9 40 мин 30
8
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 1 четверть
Слушание
Задание
Прослушайте текст «Философские взгляды» и выполните задания.
https://knigi.link/obschestvennov-mvisli-istoriva/filosofskie-vzglvadvi-6496.html
Понятие «сердце» у Абая по смыслу совпадает с возвышенными чувствами, добродетелью. Об этом мы узнаем в «Семнадцатом слове» назиданий. Здесь же Абай выясняет роль воли, благодаря которой, по его мнению, делается практически возможным познание мира. Она «отстраняет лень и настойчиво стремится познать мир, она заставляет людей действовать, упорно трудиться, предостерегает их от легкой наживы и злых повадок». Она направляет «людей на путь истинный, когда они его покидают». Толкуя понятие разума, просветитель утверждает, что разум позволяет человеку познать смысл, сущность явлений, отличать, что полезно и что вредно в реальной действительности. Однако воля, замечает Абай, может толкать человека в равной степени на справедливость и несправедливость, привести к добру и злу. И разум равнодушно смотрит на добро и зло. Он рождает «хитрости и проделки», может стать руководителем «хороших и плохих людей». Только сердце, по мнению просветителя, является источником доброты, гуманизма, благородства. Оно заставляет людей думать об обездоленных, о их бедственном положении, побуждает к совершению добродетельных поступков. Согласно Абаю, из сердца исходит «все доброе — скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость. Если сердце держать в чистоте и безупречном состоянии, не будет между людьми обиды, люди будут отскакивать от зла, как от змей». Абай считает необходимым соединить волю, разум и сердце. При этом ведущая роль должна принадлежать сердцу— источнику добра. Оно должно предостерегать волю и разум от жестоких и злонамеренных поступков и направлять их на достижение благородных целей.
1. Найдите соответствие слов и их значений, запишите в таблицу под цифрами правильные буквенные обозначения.
A) способность логически и творчески мыслить, ум, интеллект.
B) символ переживаний, чувств, настроений человека.
C) сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь.
Воля Разум Сердце

[3]
2.Укажите предложение, в котором выражена основная мысль прослушанного текста.
A) Разум позволяет человеку познать смысл, сущность явлений, отличать, что полезно и что вредно в реальной действительности.
B) Воля может толкать человека в равной степени на справедливость и несправедливость, привести к добру и злу.
C) Разум рождает «хитрости и проделки», может стать руководителем «хороших и плохих людей».
D) Если сердце держать в чистоте и безупречном состоянии, не будет между людьми обиды, люди будут отскакивать от зла, как от змей
[1]
З.Определите подтекст прослушанной информации:
A) Слова Абая значительны, так как он хотел, чтобы каждый человек задумался о своем жизненном пути.
9
B) «Семнадцатое слово» Абая — великое произведение, которое должен знать каждый человек.
C) Каждый человек должен избегать жестоких, злонамеренных поступков и проявлять доброту по отношению к другим.
D) Философские суждения великого Абая играют важную роль в воспитательном процессе молодежи.
[1]
Говорение
4.Создайте аргументированное высказывание — рассуждение для школьной конференции на предложенную тему, используйте приемы привлечения внимания. У вас есть 1 минута для подготовки и 2 минуты для устного ответа. Во время подготовки можно делать записи. Соблюдайте речевые нормы и логику изложения материала.
[5]
1. «Мы уверены, что познавая Абая, мир будет все глубже познавать Казахстан и казахский народ». Н. А. Назарбаев 2. Важность экологического воспитания молодёжи.
3. «Патриотизм — это не любовь к идее, а любовь к Отчизне». В. Распутин 4. Экологический туризм в Казахстане: за и против.
Чтение
Прочитайте фрагмент из романа В. Распутина «Прощание с Матёрой» и выполните задания.
«А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.
И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы, которую они исполняли на Матёре добрых две недели. И как ни исправно, как ни старательно они исполняли ее, время шло еще быстрей, сроки подгоняли. Приходилось торопиться. Работа у этих людей имела ту особенность, что ее можно было иной раз развести, как следует, расшуровать, а затем она могла продолжаться самостоятельно. Вот почему уже под ночь два мужика с прокопченными сверх меры, дублеными лицами свернули с дороги и приблизились к дереву.
Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, — с такой силой он спружинил обратно.
— Ого! — изумился мужик. — Зверь какой! Мы тебе, зверю… У нас дважды два — четыре. Не таких видывали.
Второй, постарше, держал в руках канистру и, поглядывая на деревню, зевал…
Мужики обошли вокруг ствола и остановились напротив дуплистого углубления. Листвень вздымался вверх не прямо и ровно, а чуть клонясь, нависал над этим углублением, точно прикрывая его от посторонних глаз. Тот, что был с топором, попробовал натесать щепы, но топор на удивление соскальзывал и, вызваниваясь, не мог вонзиться и захватить твердь, оставляя на ней лишь вмятины. Мужик оторопело мазнул по дереву сажной верхонкой, осмотрел на свет острие топора и покачал головой.
— Как железное, — признал он…
Он отбросил в сторону топор и начал собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Оставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол…»
10
5. Определите стиль текста. Приведите 2 аргумента.
[3]
6. Какие художественные средства использует автор? Какова их роль в тексте?
[3]
7. Какова авторская позиция по отношению к природе? Через какие слова и выражения проявляется эта позиция?
[2]
8. Прочитайте предложения составьте новые, которые должны начинаться из заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец:
Мужики обошли вокруг ствола и остановились напротив дуплистого углубления.
Ответ: Обойдя вокруг ствола, мужики остановились напротив дуплистого углубления.
a) Он отбросил топор в сторону и начал собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья.
Валявшиеся кругом сучья_______________________________________________________________
[1]
b) Товарищ его молча, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок.
Полив из канистры_____________________________________________________________________
[1]
11
Письмо
9.Напишите эссе — рассуждение с элементами повествования/ описания на одну из предложенных тем, соблюдая пунктуационные нормы в сложных предложениях. Обоснуйте свою точку зрения, используя существительные, прилагательные, наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах. Объем 140-160 слов.
S Важно ли сохранять национальную культуру в условиях современного мира? Почему?
•S Человек — царь природы или её часть? Чем опасно потребительское отношение человека к природе?
S Почему природа из храма превращается в мастерскую? Что должен сделать человек, чтобы защитить её?
[10]
12
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 воля-С, разум-А, сердце-В 3 За каждый правильный ответ выставляется 1 балл
2 D 1
3 С 1
Говорение
Баллы Содержание и точность языка
5 Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связанно. Соблюдает орфоэпические нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. Учитывает целевую аудиторию В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания.
4 Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связанно, речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка, которые сам исправляет Ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию В первом/во втором предложении использует приемы привлечения внимания.
3 Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания. Учитывает целевую аудиторию.
2 Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание
1 Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи несвязанная. Использует очень ограниченную лексику.
13
Чтение
№ вопроса Ключи ответов Балл Дополнительная информация
5 Художественный стиль. 1) цель — воздействовать на чувства и мысли читателей при помощи созданных автором образов (берёза, листвень…); 2) использование языковых средств (олицетворение, эпитеты)… 1 1 1 Возможны другие аргументы. 1 балл присуждается за определение стиля 1балл за каждый аргумент.
6 Автор использует олицетворение (помиловал, не сжил…) и эпитеты (случайную березу, прокопченными лицами) для того, чтобы создать образ березы, лиственя… 3 Возможны другие варианты. 2 балла — примеры изобразительноязыковых средств; 1 балл — определение роли изобразительноязыковых средств в отрывке
7 Автор восхищается природой, ее силой, стойкостью… Его позиция проявляется через слова: «Зверь какой», «Как железное»… 2 Возможны другие варианты ответа. 1 балл присуждается за определение авторской позиции; 1балл за умение привести примеры
8 a) Валявшиеся кругом сучья он начал собирать и ломать ногами, отбросив топор в сторону. b) Полив из канистры ствол бензина, товарищ молча побрызгал остатки на приготовленный костер. 1 1 За верную формулировку присуждается предложения -1 балл. Возможны и другие верные перефразированные предложения.
Итого 10
14
Письмо
Баллы Содержание и речь Г рамотность
5 Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ; эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура эссе на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Присутствуют элементы описания/повествования. Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений, существительных, прилагательных и наречий, обширного словарного запаса, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками
4 Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. В целом, эссе хорошо организовано с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Присутствуют элементы описания/повествования Хорошее, соответствующее использование ряда грамматических форм; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации
3 Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. Затрудняется использовать элементы описания/повествования Использует соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику; проявляет не всегда уместное некоторое выражение стиля. Достаточно ясный ответ; ошибки заметны, но, в целом, не препятствуют передаче информации
2 Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Не использует элементы описания/повествования Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.
1 Неясный ответ, ограниченные примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас; большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости. Частые ошибки затрудняют понимание
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть Продолжительность: 40 минут Говорение проверяется отдельно Количество баллов: 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов КО — задания, требующие краткого ответа РО — задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 11 заданий, включающих 4 вида речевой деятельности как слушание, чтение, письмо и говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол-во зада ний* Тип зада ния* Описание задания* Время на выполне ние, мин Об щий балл
История и личность Реаль ность и фантазия Слушание 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы 4 МВО КО Обучающийся понимает информацию сообщения, определяет коммуникатив ные намерения говорящего 10 5
9.1.3.1 Понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям
Говорение 9.2.2.1Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора 1 РО Обучающийся пересказывает выбранный текст, выражает свое собственное понимание проблематики Проверя ется отдельно 5
9.2.1.1Владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем
17
Чтение 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 5 МВО РО КО Обучающийся анализирует фрагмент текста 10 10
9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения
Письмо 9.4.1.1 Создавать тексты научного стиля (статья) 9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания 1 РО Обучающийся выбирает тему и создает эссе — рассуждение. В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматичес кие формы глагола 20 10
Использова ние языковых единиц 9.5.2.1 Использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения 9.5.1.2 Использовать глаголы в соответствующих формах
ИТОГО: 11 40 30
18
Образец заданий и схема выставления баллов
Слушание
Задание
Прослушайте тексты и выполните задания.
Транскрипт
Фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
http://rushist.com/index.php/rus-literature/3152-pushkin-kapitanskava-dochka-glava-11-vatezhnava-
sloboda
Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачев горько усмехнулся. «Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».
— А знаешь ты, чем он закончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.
1. Какое предложение передает тайный смысл реальной жизни Пугачева.
A) «…лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»
B) «…ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной»
C) «Г ришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»
D) «Улица моя тесна; воли мне мало»
[1]
19
2. Укажите предложение, в котором передается смысл жизни Гринева.
A) «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину»
B) «..чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…»
C) «Не лучше ли тебе…прибегнуть к милосердию государыни?»
D) «Мне должно держать ухо востро…»
[1]
3. Укажите, какой литературный приём использует автор в сказке.
A) Аллегория
B) Метафора
C) Метонимия
D) Сравнение
[1]
4. Докажите, что рассказанная Пугачевым история — сказка. Приведите 2 аргумента.
[2]
Говорение
5.Выберите один из данных ниже текстов и перескажите его. Обозначьте проблематику и авторскую позицию, выразите своё отношение Время на подготовку пересказа- 5 мин.
Время для пересказа- 2 мин.
[5]
Текст 1
М.Шаханов «Отрарская поэма о побежденном победителе или просчет Чингисхана».
https://zonakz.net/2001
Через два дня Чингисхан прекратил штурм и установил камнеметные машины. Но большие камни не пробивали толстые стены. И что бы ни предпринимали монголы, все отразили горожане. На самых опасных участках обороны видели могучую фигуру Каир-хана, который помогал отбрасывать врага. Его присутствие воодушевляло людей.
Прошло уже целых три месяца. Нетерпеливо топчется около города враг. Темнее тучи лицом завоеватель. И не знает он, что же предпринять? Да, силен и отважен и умеет защищать свою землю этот степной народ по имени — казах. Широкой волной катилось через степи мое войско —размышлял он — нигде никто так не сопротивлялся. И вдруг здесь, как волна в океане, завертелась, закружилась вокруг Отрара конница, словно нарвавшись на каменный утес.
И собирает Чингисхан своих воинов на совет. Когда в назначенное время явились все в шатер, около отца сели его сыновья — Джучи, Чагатай и Угедей, Толе.
Воцарилось жуткое молчание. Взгляд Чингисхана остановился на старшем сыне. Темучин и Борте после женитьбы справляли медовый месяц. В это время маркиты совершали набег на аул Темучина и увезли Борте. Сам Темучин уходил от погони и молил Бога, чтобы его не догнали. Он спасся. Вскоре он объединил свои силы с Чимухи, вожаком другого рода, и наголову разбил маркитов. Не жалели никого, настигали убегавших и рубили. Сам он, догоняя маркитов, работал шашкой и звал свою жену: «Борте, Борте!». Но никто не откликался.
И когда он оказался возле повозки, покрытой белым войлоком, и прокричал: «Борте, Борте!», из повозки упала на землю, неудачно спрыгнув, молодая женщина и кинулась навстречу мужу. Он соскочил с коня и прижал её к себе. Он сразу ощутил, что она в положении. Его радость перешла в уныние — от него или от врага в неволе зачала она? Эти раздумья навсегда отравят любовь Темучина к первенцу — сыну Джучи.
Мысли отца выражали глаза. Никто не осмеливался в такие минуты смотреть ему в глаза. Но отважный воин и любимчик Чагатай поднял глаза на отца.
20
Текст 2
Р. Бредбери «Все лето в один день» отрывок
https://www.litmir.me/br/?b=47249&p=1
Марго стояла в стороне от них, от всех этих ребят, которые только и знали, что вечный дождь, дождь, дождь. Им всем было по девять лет, и если выдался семь лет назад такой день, когда солнце все-таки выглянуло, показалось на час изумленному миру, они этого не помнили. Иногда по ночам Марго слышала, как они ворочаются, вспоминая, и знала: во сне они видят и вспоминают золото, яркий желтый карандаш, монету — такую большую, что можно купить целый мир. Она знала, им чудится, будто они помнят тепло, когда вспыхивает лицо и все тело — руки, ноги, дрожащие пальцы. А потом они просыпаются — и опять барабанит дождь, без конца сыплются звонкие прозрачные бусы на крышу, на дорожку, на сад и лес, и сны разлетаются как дым.
Накануне они весь день читали в классе про солнце. Какое оно желтое, совсем как лимон, и какое жаркое. И писали про него маленькие рассказы и стихи.
Мне кажется, солнце — это цветок,
Цветет оно только один часок.
Такие стихи сочинила Марго и негромко прочитала их перед притихшим классом. А за окнами лил дождь.
— Ну, ты это не сама сочинила! — крикнул один мальчик.
— Нет, сама, — сказала Марго, — Сама.
— Уильям! — остановила мальчика учительница.
Но то было вчера. А сейчас дождь утихал, и дети теснились к большим с толстыми стеклами.
— Где же учительница?
— Сейчас придет.
— Скорей бы, а то мы все пропустим!
Они вертелись на одном месте, точно пестрая беспокойная карусель.
Марго одна стояла поодаль. Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы — все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно. Сейчас она одиноко стояла в сторонке и смотрела на дождь, на шумный мокрый мир за толстым стеклом.
— Ты-то чего смотришь? — сказал Уильям. Марго молчала.
— Отвечай, когда тебя спрашивают!
Уильям толкнул ее. Но она не пошевелилась; покачнулась — и только.
Чтение
Задание
Брэдбери Рэй «Всё лето в один день»
https://www.litmir.me/br/?b=47249&p=2
Прочитайте текст и выполните задания.
И солнце явилось. Оно пламенело, яркое, как бронза, и оно было очень большое. А небо вокруг сверкало, точно ярко-голубая черепица. И джунгли так и пылали в солнечных лучах, и дети, очнувшись, с криком выбежали в весну.
— Только не убегайте далеко! — крикнула вдогонку учительница. — Помните, у вас всего два часа. Не то вы не успеете укрыться!
Но они уже не слышали, они бегали и запрокидывали голову, и солнце гладило их по щекам, точно теплым утюгом; они скинули куртки, и солнце жгло их голые руки.
— Это получше наших искусственных солнц, верно?
— Ясно, лучше!
21
Они уже не бегали, а стояли посреди джунглей, что сплошь покрывали Венеру и росли, росли бурно, непрестанно, прямо на глазах. Джунгли были точно стая осьминогов, к небу пучками тянулись гигантские щупальца мясистых ветвей, раскачивались, мгновенно покрывались цветами — ведь весна здесь такая короткая. Они были серые, как пепел, как резина, эти заросли, оттого что долгие годы они не видели солнца. Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета чернил, и были здесь растения цвета луны.
Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг… Посреди веселой беготни одна девочка громко, жалобно закричала. Все остановились. Девочка протянула руку ладонью кверху. На раскрытой ладони, по самой середке, лежала большая круглая дождевая капля.
6. Озаглавьте текст.
7.Определите тему и основную мысль текста. [1]

[2]
8.Выпишите предложение, в котором содержится второстепенная информация.

[1]
9.Какие выразительные средства языка использует автор? Приведите 2 примера, определите их роль.
[4]
10. Какие слова помогают автору изобразить радость детей? (приведите 2 примера из текста)
Письмо
11.Выберите одно из заданий и дайте письменный ответ, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/описания. Соблюдайте жанровые особенности и структуру текста. Включите собственные размышления по теме высказывания. Используйте простые и сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка. Объем 140-160 слов.
S Напишите статью в научно-популярный журнал о необходимости колонизации планет. S Напишите эссе — рассуждение «На какой планете я хотел бы жить».
22
S Напишите эссе — рассуждение с элементами повествования/ описания об одной исторической личности, которую современной молодёжи можно взять за образец для подражания.
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса Ответ Балл Дополнительнаяинформация
1 А 1 За каждый правильный ответ выставляется 1 балл
2 А 1
3 А 1
4 — птицы умеют говорить; -все события основаны исключительно на вымысле; — содержит моральный подтекст 2 За каждый аргумент ставится по 1-му баллу
Всего 5
Говорение
Баллы Содержание и точность языка
5 Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Соблюдает орфоэпические нормы. Использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику.
4 Раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.
3 Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.
2 Объясняет простые идеи. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание.
1 Выражает очень мало идей, идеи не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи не хватает связности и организованности. Использует очень ограниченную лексику.
23
Чтение
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
6 Золотое сияние/Наслаждение солнцем 1 Возможны другие формулировки ответов
7 Тема — два часа наслаждения естественным солнцем детьми. Основная мысль заключается в том, что солнце -это источник тепла и жизни для людей. 2
8 Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета чернил, и были здесь растения цвета луны. 1 Возможны другие варианты ответов
9 Солнце, как бронза — сравнение; солнце гладило -олицетворение; веселая беготня- эпитет. 4 Возможны другие варианты ответов. 2 балла присуждается за каждое найденное средство, а 2 балла — за определение их роли в тексте
10 1) они уже не слышали, они бегали и запрокидывали голову 2) ребята со смехом кидались на сплошную поросль; 3) они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки. 2 Возможны правильные варианты ответов
Всего 10
24
Письмо
Балл Содержание и речь Г рамотность
5 Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ. Эффективно раскрывает простые и сложные идеи. Организация и структура эссе на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением, раскрытые и связные аргументы Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений. Ярко выраженный стиль письма, обширный словарный запас. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками
4 Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров, хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. Эссе с логическим развитием идей, демонстрирует умение аргументировать и делать заключения Использует простые и сложные предложения, видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен
3 Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты Использует простые и сложные предложения, повседневную лексику. Достаточно ясный ответ, ошибки заметны, но, в целом, не препятствуют передаче информации
2 Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе имеет ограниченную структуру и слабые аргументы Использует простые предложения, слабый словарный запас. Имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии затрудняют понимание
1 Неясный ответ, ограниченные примеры в соответствии с темой. Структура эссе и раскрытие аргументов на низком уровне. Идеи представлены беспорядочно Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас. Частые ошибки затрудняют понимание
25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть Продолжительность: 40 минут Говорение проверяется отдельно Количество баллов: 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов КО — задания, требующие краткого ответа РО — задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 10 заданий, включающих 4 вида речевой деятельности как слушание, чтение, письмо и говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы.
26
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Вид речевой деятель ности Проверяемая цель Кол- во зада ний* Тип за дания Описание задания Время на выполне ние, мин Общий балл
Отцы и дети: диалог и конфликт поколений Молодёжь и средства Слуша ние 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы 5 МВО КО Обучающийся понимает информацию сообщения, определяет коммуникативные намерения говорящего, определяет основную мысль текста 10 5
массовой информаци и Мир един: глобализа ция Говоре ние 9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы 1 РО Обучающийся пересказывает выбранный текст, выражает свое собственное понимание проблематики; оценивает позицию автора; демонстрирует достаточный словарный запас по теме Прове ряется отдельно 5
9.2.3.1 Соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю
9.2.1.1 Владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем
27
Чтение 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 4 МВО РО КО Обучающийся анализирует текст публицистического стиля, определяет стилистические особенности, извлекает и синтезирует информацию. 10 10
9.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (проблемная статья), официально-делового стиля (отчет) определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков
9.3.3.1 Формулиро вать вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение
Письмо 9.4.3.1 Представлять информацию в виде отчета, статьи, справки на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков и наоборот 1 РО Обучающийся выбирает тему и создает эссе — рассуждение или справку на основе диаграммы, выражая и обосновывая свое мнение В работе использует простые и сложные предложения, различные грамматические формы числительных
9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения
28
проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания
Исполь зование языко вых единиц 9.4.7.1 Применять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи предложениях Применяет в эссе сложные предложения и числительные
9.5.1.3 Использовать числительные в соответствующих формах
ИТОГО: 40 30
29
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 3 четверть
Слушание
Задание
Транскрипт
http://bakalavr-magistr.ru/school-trammgs/news/6
В разных типах семей конфликт поколений проявляется по-разному. Где-то он протекает скрыто, где-то прорастает в явное противостояние. Различают несколько видов конфликтов.
Конфликт подавления возникает в семьях, где один или оба родителя имеют диктаторские наклонности. Безапелляционные требования, принуждения, неумение и нежелание идти на компромисс подавляют чувство достоинства подрастающего ребёнка, лишают возможности принимать самостоятельные решения. А в подростковом возрасте самостоятельность выходит на первый план. И если, будучи маленьким, ребёнок подчинялся родителям, взрослея, он начинает активно сопротивляться. Родители должны в таком случае выдвигать определённые требования к своим детям более мягко, в сочетании с разумной похвалой, доверием, пониманием, не вызывая проблем с самооценкой подростка.
Следующий вид конфликта — это конфликт опеки. Даже маленький ребёнок протестует против проявлений гиперопеки, обиженно рыдая, когда ему не дают что-то сделать самому. Что же говорить о подростке, которому больше всего на свете хочется поскорее повзрослеть? Подростки особенно болезненно реагируют на проявления излишней заботы. Совет родителям: если подросток не просит совета — не советуйте. Просит не вмешиваться — не вмешивайтесь. Ему уже многое по силам. Поверьте, тотальный контроль вовсе не гарантирует безопасность. А учиться на своих ошибках — гораздо эффективнее.
Конфликт дисбаланса — самый распространённый тип конфликта поколений в семьях с подростками. В данном случае дисбаланс заключается в восприятии ребёнка родителями. У них нет чёткого понимания, как взаимодействовать с подростком. Уже трудно прощать его детские недостатки (недальновидность, несобранность, несдержанность и т.п.). Ещё труднее мириться с тем, что при всей своей «недовзрослости» он требует равного отношения, хочет, чтобы его уважали, считались с его мнением, не запрещали что-то, как маленькому. В таком случае родителям надо осознать свои противоречивые чувства и понять, что именно они являются причиной конфликтного поведения. Затем стоит обговорить с подростком линии поведения и по возможности точно обозначить, где ему уже полагаются права взрослого, а в каких вопросах ещё требуется подчинение.
1. Определите, какое название передает тему прослушанного текста.
A) Причины конфликтов
B) Проблема отцов и детей
C) Конфликтные ситуации в семье
D) Три разновидности конфликтов поколений
[1]
2. Какова цель прослушанного текста?
A) Описать различные виды конфликтов, возникающих в семьях
B) рассказать историю, связанную с конфликтом между поколениями
C) Проанализировать причины возникновения конфликтов
D) Призвать подростков быть более внимательными к своим родителям
[1]
3. Какие разновидности конфликтов рассмотрены в прослушанном тексте?
[3]
30
Говорение
4. Создайте аргументированное устное высказывание по теме, которую выбрали и выразите свою позицию «За» и «Против». У Вас есть 1 минута для подготовки и 2 минуты для устного ответа. Во время подготовки можно делать записи. Соблюдайте речевые нормы и логику изложения материала.
[5]
•S Существует ли проблема отцов и детей в современном мире?
S Можно ли считать Интернет средством массовой информации?
S Как вы думаете, влияет ли глобализация на национальную культуру Казахстана.
Чтение
Прочитайте интервью корреспондента журнала «Молоток» С. Петрова с психологом Г.Ю. Бохоновым и выполните задания.
http://mirznanii.eom/a/47333/vlivanie-sredstv-massovov-informatsii-na-formirovanie-molodezhi
— Какова роль СМИ в жизни современного человека?
— Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM — радиостанции …
-Каков характер влияния СМИ на молодежное поведение?
— Я считаю, что проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи очень актуальна в нашем современном обществе.
Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Это происходит потому, что молодые люди очень любознательны. Они хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Они ищут ответы на серьезные жизненные вопросы. Молодежь проявляет заинтересованность информацией.
Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеют две стороны влияния, как две стороны медали. Давайте проследим характер этого влияния на примере такого СМИ, как телевидение.
Социологические исследования последних десятилетий, которые проводились в нашей стране и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени. По мнению исследователей, сильнейшее воздействие телевидения производится на формирование представлений о современном состоянии общества. Телевидение влияет на формирование разных сторон общественного идеала, связанных с представлениями об идеальной жизни.
— Выходит, можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслирует модели, стили и образцы сознания и поведения. Вы говорили о негативном влиянии. Что можете сказать по этому поводу?
— В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения вреда персонажам телевизионных программ или фильмов.
— О каких позитивных влияниях СМИ вы можете сказать?
Можно выделить несколько позитивных моментов:
31
S СМИ держат молодежь в курсе всех происходящих событий, утоляя «информационный голод»;
•S Средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения;
•S Служат для взаимного информирования властей и населения;
S Снимают социальную напряженность.
5. Предметом разговора участников интервью является …
A) Влияние СМИ на молодое поколение
B) Негативное воздействие СМИ на общество
C) СМИ как инструмент воздействия на человека
D) Телевидение — составляющая часть СМИ
[1]
6. Цель прослушанного интервью — ..
A) Информировать об итогах социологического исследования
B) Проанализировать роль СМИ в жизни молодежи
C) Раскрыть причины телевизионного насилия
D) Формировать позитивное отношение людей к СМИ
[1]
7. Определите стиль текста. Укажите 3 признака.
[4]
8. Что подразумевается под термином «телевизионное насилие»? Ответьте словами из текста, не копируя длинных фраз
[1]
9. Прочитайте предложения составьте новые, которые должны начинаться из заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец: Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.
Ответ: Мы живем в современном мире и постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.
a) Молодые люди хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.
В курсе всех событий, которые_________________________________________________________
[1]
b) Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания.
Молодежь — это такая социальная группа, максимально использующая______________________
[1]
32
с) В структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени.
Просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени является________________________________________________________________
[1]
Письмо
10. На основе диаграммы напишите справку/отчет, используйте числительные, сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка. Объем 140-160 слов.
S Напишите справку/отчет о роли СМИ в формировании личности подростка с опорой
■ СМИ пропагандируютжестокость и насилие
■ СМИтранслируютнегативные образцы поведения и недостойные жизненные ценности
■ СМИ выполняют просветительскую работу
■ сми информируюто происходящем в мире
■ СМИ помогаюторганизоватьдосуг, предотвращают отклоняющееся поведение
■ СМИ помогают в определении жизненного пути, профессиональном выборе
П Другое
на следующую диаграмму:
33
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 D 1 За каждый правильный ответ присуждается по 1-му баллу
2 С 1
3 Конфликт подавления, конфликт опеки, конфликт дисбаланса 3
Всего 5
Говорение
Баллы Содержание и точность языка
5 Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связано; речь грамотно поставлена. Соблюдает орфоэпические нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику
4 Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связно; речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания
3 Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания.
2 Объясняет простые идеи; демонстрирует ограниченное раскрытие идей. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи не хватает связности и организованности. Использует очень ограниченную лексику, часто неуместно
34
Чтение
№ вопроса Ответы Балл Дополнительная информация
5 А 1
6 А 1
7 Стиль — публицистический 1) Сфера применения — журналы или телевидение. 2) Поднимается актуальная проблема влияния СМИ на молодежь 3) Жанр — интервью (диалог) 4) В диалоге употребляются слова и выражения, придающие сценичность/общедоступность/логичность (по любимому телеканалу, полюбившейся FM -радиостанции, жадно черпает .) 5) Клише, термины и слова общественно-политической лексики (социологические исследования, в современном мире, прочно основались, проблема влияния, очень актуальна, особой остроты, обрела общественного идеала, телевизионное насилие, лексикон .) 3 Обучающийся может указать любые 3 стилевых признака публицистического стиля. 1 балл — за определение стиля; за каждый указанный признак присуждается по 1 -му баллу
8 Демонстрация нанесения вреда персонажам фильмов, мультфильмов 1
9 a) В курсе всех событий, которые происходят не только в их городе, но и во всем мире, хотят быть молодые люди. b) Молодежь — это такая социальная группа, максимально использующая СМИ и жадно черпающая информацию разного содержания. c) Просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени является лидирующей в структуре детского и молодежного произвола. 1 1 1 Принимаются альтернативные верные формулировки предложений.
Всего 10
Письмо
Балл Содержание и оформление Г рамотность
5 Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ; эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура эссе/ справки на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Удачной аргументацией служат примеры из прочитанных художественных произведений. Уверенное и соответствующее использование простых и сложных предложений, существительных, прилагательных и наречий, обширного словарного запаса, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками.
4 Обоснованный ответ с большим Хорошее, соответствующее
35
разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. В целом, эссе (справка) хорошо организованы с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Демонстрирует знание прочитанных художественных произведений. использование ряда грамматических форм числительных; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации.
3 Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе (справка) организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. Не всегда удачно приводит примеры из прочитанных художественных произведений Использует соответствующий ряд простых грамматических форм числительных и повседневную лексику; проявляет не всегда уместное некоторое выражение стиля. Достаточно ясный ответ; ошибки заметны, но, в целом, не препятствуют передаче информации.
2 Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе (справка) имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Пытается привести примеры из прочитанных художественных произведений Использует простые предложения и демонстрирует слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм числительных, допускает орфографические ошибки, затрудняющие понимание.
1 Неясный ответ, ограниченные примеры в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос. Структура эссе (справки) и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно. Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас. Частые ошибки затрудняют понимание.
36
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность: 40 минут Говорение проверяется отдельно Количество баллов: 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов КО — задания, требующие краткого ответа РО — задания, требующие развернутого ответа
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 11 заданий, включающих 4 вида речевой деятельности как слушание, чтение, письмо и говорение, включающих вопросы с множественным выбором ответов, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, словосочетания или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен дать подробный ответ, используя аргументы.
37
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол-во зада ний* Тип зада ния* Описание задания* Время на выполне ние, мин Об щий балл
Знамени тые люди Слушание 9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста 3 КО Обучающий ся определяет тему, основную мысль, синоним 10 5
9.1.2.1 Понимать значение слов общественнополитической тематики к слову
Я и закон Говорение 9.2.3.1 Соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю 1 РО Обучающий ся участвует в обсуждении темы, высказывает свою точку зрения, предлагая решение проблемы. Проверяется отдельно 5
Чтение 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 9.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов публицистического стиля (проблемная статья), научного стиля (аннотация, тезисы, 6 МВО Обучающийся определяет стилистические особенности текста; принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков. Обучающий 10 10
38
статья), официальноделового стиля (инструкция, правило, отчет, закон); определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков 9.3.6.1 Анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения 9.3.5.1 Составлять тезисный план 9.3.3.1 Формулировать вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение ся формиулиру ет вопросы, перефразируя информацию текста. Обучающий ся анализирует содержание художествен ного текста, оценивает содержание произведения
Письмо 9.4.5.1 писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования/ описания; 1 РО Обучающий ся выбирает задание и создает письменную работу, применяя знаки препинания в сложносочинён ных предложени ях 20 10
39
Использова ние языковых единиц 9.4.7.1 Применять знаки препинания в сложных предложениях Обучающий ся составляет сложные
9.5.2.1 Использовать сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения предложения и расставляет знаки препинания
ИТОГО: 40 30
40
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 4 четверть
Слушание
Прослушайте тексты и выполните задания.
Транскрипт Прослушайте текст
Жизнь писателя Чингиза Айтматова была насыщена знаковыми событиями, интересными встречами, необычными фактами.
В 1943 году Айтматовы жили в селе Жийде Кировского района. У них была корова по кличке Сукра, кормилица большой семьи. Однажды ее украли. Пятнадцатилетний Чингиз взял ружье у знакомого тракториста и отправился на поиски в сторону Джамбула. Он и не заметил, как перед ним появился старичок на ослике. На голове у него был выцветший от времени тебетей, его седая борода развевалась по ветру, а ноги почти касались земли. Казалось, что он вышел из древней могилы. И этот старик спросил у Чингиза: «Постой, ты что, идешь кого-то убивать?». «Да, хочу убить!» — ответил подросток — «Послушай меня, остановись! Почему ты хочешь убить, сынок?». «У нас украли стельную корову. Нас в семье четверо, я самый старший. А мама и ее сестра больны.». «Ах вот в чем дело! Плохо, очень плохо! Но месть — плохое дело. Послушай старика, не убивай! Даже не помышляй о таком! Возвращайся домой, поверь мне. Наказание всегда будет преследовать вора. А ты, если не будешь помышлять об убийстве вора, в конце концов станешь счастливым. Счастье само найдет тебя. Ты не думай, что я это говорю просто так. Придет время, вспомнишь мои слова и убедишься в моей правоте».
1.Составьте простой план.
[1]
2.Какова тема прослушанного текста_____________________________________________________________
[1]
З.Определи основную мысль текста
[1]
4. Подберите синоним к слову «факт». Составьте с ним предложение или словосочетание
[2]
Говорение
4.Создайте аргументированное устное высказывание (рассуждение с элементами описания / повествования), выбрав одну из предложенных тем. Используйте приемы привлечения внимания, учитывая целевую аудиторию. У вас есть 1 минута для подготовки и 2 минуты для устного ответа. Во время подготовки ответа можете делать записи, но времени на записи очень мало.
S «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, — тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Согласны вы или не согласны со словами Абая?
S Почему Евгений Евтушенко считает, что «людей неинтересных в мире нет»?
S Свобода глазами подростка.
[5]
41
Чтение
Задание
Прочитайте текст и выполните задания Текст
http://www.sdamna5.ru/boston
Бостон — один из ключевых персонажей романа Чингиза Айтматова «Плаха»; честный колхозник и лучший чабан в аиле; противник скандалиста и тунеядца Базарбая Нойгутова. Полное имя героя — Бостон Уркунчиев. Этот передовик производства вырос в лишениях, но всего добился сам, своим трудом. Бостон рано лишился матери и был самым младшим в семье. Во всем он полагался на здравый смысл и верил, что правда на его стороне, за исключением одного случая.
Бостон был женат во второй раз и на жене своего друга и сослуживца Эрназара, который погиб в горах, отправившись вместе с ним перегнать скот за перевал. Он очень переживал, что не смог вытащить Эрназара из ледниковой трещины. Он бегал за помощью к местным чабанам, обращался к альпинистам, но все напрасно. Тот уже накрепко вмерз в толщу льда. Через полгода умерла первая жена Бостона и просила его не оставлять Гулюмкан — жену Эрназара, которая к тому же была ее свояченицей. Бостону часто снился один и тот же сон, как он спускается в трещину, чтобы попрощаться с другом.
По всей видимости, этот случай стал крупным потрясением для героя и посеял чувство вины, оттого он мысленно к нему часто возвращался. Теперь он мирно жил с Гулюмкан. Дети от первых браков у них уже выросли, и судьба преподнесла им щедрый подарок — общего сына Кенджеша. На момент событий, описываемых в романе, мальчику было примерно полтора года. Однако Бостон и предположить не мог, что его ожидает второе потрясение в жизни, гораздо хуже предыдущего.
Из-за глупости местного выпивохи и тунеядца по имени Базарбай, он стал невольно виновником пропажи маленьких волчат, родители которых то и дело возвращались в подворье Бостона в надежде отыскать своих малышей. Сам Базарбай продал волчат и спокойно пропивал эти деньги, а волки терзали Бостона. Тогда тот не выдержал и решил их застрелить, так как другого выхода не оставалось. В округе уже заговорили об агрессивности Акбары и Ташчайнара, которые от отчаяния стали нападать на людей.
Ташчайнара Бостон смог убить, а Акбаре удалось бежать. Через некоторое время волчица отомстила колхознику, выкрав у него сына. В конце произведения погиб и ребенок, и волчица, а Бостон не помня себя от горя, схватил ружье и отправился к злосчастному соседу. Застрелив Базарбая, он сдался властям.
5.Кто из персонажей является нравственным антиподом Бостона?
A) Гулюмкан
B) Эрназар
C) Жайсан
D)Базарбай
[1]
6.Определите тип и стиль текста.
[2]
7. Определите основную мысль текста.
[1]
8.Какие 2 потрясения пережил Бостон в своей жизни?
42
[2]
9.Составьте простой тезисный план.
[2]
10. Прочитайте предложения составьте новые, которые должны начинаться из заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Образец:
Через некоторое время волчица отомстила колхознику, выкрав у него сына.
Ответ: Волчица через некоторое время выкрала сына, отомстив колхознику.
Передовик производства вырос в лишениях, но всего добился сам, своим трудом.
а) Добившийся всего_____________________________________________________________________
[1]
b) Бостон не помня себя от горя, схватил ружье и отправился к злосчастному соседу. Бостон отправился__________________________________________________________________________
[1]
Письмо
11.Выберите одно из заданий и дайте письменный ответ (объем 140-160 слов), обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности. Соблюдайте жанровые особенности и структуру текста- рассуждения с элементами повествования/ описания. Используйте в работе сложные предложения. Пишите в соответствии с нормами языка.
S Напишите эссе «Как сделать мир добрее…»
S Напишите статью «Людей неинтересных в мире нет?» для литературной газеты об одном известном писателе.
43
Схема выставления баллов Слушание
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 1. В селе Жийде Кировского района 2. На поиски в сторону Джамбула 3. Встреча со стариком 4. Месть — плохое дело 5. Наказание найдет вора 1 Обучающиеся могут составить альтернативный план.
2 Тема- Пятнадцатилетний Чингиз получил урок старика-провидца Основная мысль-нельзя мстить и думать о том, как отомстить обидчику, жизнь все расставит на места. 2 Возможны другие варианты ответа
3 факт- событие/ достоверность/очевидность факты о человеке/интересные факты Сможете ли вы отличить факт от мнения? 2 1 балл присуждается за подбор синонима; 1 балл — за составление словосочетания или предложения
Всего 5
Говорение
Баллы Содержание и точность языка
5 Эффективно раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает свое мнение с убедительным обоснованием. Говорит связно; речь грамотно поставлена. Соблюдает орфоэпические нормы. Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику.
4 Точно раскрывает и объясняет идеи по теме. Выражает свое мнение с хорошо сформулированным обоснованием. Говорит связно; речь поставлена. В основном соответствующее произношение и интонация для передачи смысла, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания
3 Раскрывает и объясняет простые идеи. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Не всегда соответствующее произношение и интонация для передачи смысла. Допускает ошибки при использовании сложного языка. В целом, ошибки не затрудняют понимания.
2 Объясняет простые идеи; демонстрирует ограниченное раскрытие идей. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно. Иногда речи не хватает связности и организованности. Иногда произношение и интонация затрудняют понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Передает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна. Речи не хватает связности и организованности. Использует очень ограниченную лексику, часто неуместно
44
Чтение
№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 D) Базарбай 1
2 Тип текста: повествование с элементами описания Стиль текста: публицистический 2
3 В жизни случаются разные обстоятельства, но надо всегда оставаться Человеком с большой буквы. 1 Возможен другой вариант ответа
4 Гибель друга и потерю сына 2
5 Примерный тезисный план 1. В жизни встречаются как хорошие, так и плохие люди. 2. События, происходящие в жизни, влияют на дальнейшую судьбу человека. 3. Люди часто испытывают удары судьбы. 4. Глупость одного человека может повлиять на окружающих. 2 1-й балл присуждается за оформление плана; 2-й балл — за составление тезисов
6 a) Добившийся всего сам, своим трудом, передовик производства вырос в лишениях свободы. b)Бостон отправился к злосчастному соседу, схватив ружье и не помня себя от горя. 1 1 Возможны другие варианты предложений.
Всего 10 б
Письмо
Балл Содержание и оформление Г рамотность
5 Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ; эффективно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура эссе/ статьи на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Уверенное и соответствующее использование сложных предложений, обширного словарного запаса, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками.
4 Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. В целом, эссе (статья) хорошо организованы с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Хорошее, соответствующее использование сложных предложений, использует разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. В целом, ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации.
3 Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами. Эссе (статья) организовано достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. Неправильно составляет сложные предложения, не прослеживается стиль. Допускает до 3-4 орфографических ошибок, которые не препятствуют передаче информации.
45
2 Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Эссе (статья) имеет ограниченную структуру и слабые аргументы. Использует простые предложения и демонстрирует слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Допускает более 3-4 орфографических ошибок, затрудняющих понимание.
1 Неясный ответ, ограниченные примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос. Структура эссе (статьи) и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно. Использует только простые предложения и очень ограниченный словарный запас. Большинство структур составлено неправильно и не имеет завершённости. Частые ошибки затрудняют понимание.
46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *