СОЧ СОР Естествознание 4 класс

Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Естествознание» 4 класс

СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ……………………..4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Растения»…………..4
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Животные»…………..7
Спецификация суммативного оценивания за I четверть…………………11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ……………………17
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Человек»…………..17
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»…………..20
Спецификация суммативного оценивания за II четверть………………..23
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ…………………..29
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»………………….29
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»…………..32
Спецификация суммативного оценивания за III четверть……………….35
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ……………………42
Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос»………………….42
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»………………….45
Спецификация суммативного оценивания за IV четверть………………..47
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Растения» Подраздел 2.1 Растения
Цель обучения 4.2.1.4 Описывать способы распространения семян
4.2.1.5 Различать низшие и высшие растения
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет способы распространения семян
• Распознаёт и объясняет различие низших растений от высших
Уровень мыслительных Применение навыков
Время выполнения 20 минут
Задание 1
Посмотри на рисунок. Как распространяются семена растений? Напиши.
Задание 2
a) Установи соответствие между растениями и их группами.
береза высшие растения
водоросли низшие растения
подснежник
b) Объясни, в чём различие низших растений от высших.
4
Называет способы называет способы распространения семян:
распространения — 1 способ; 1
семян. 1 — 2 способ; 1
— 3 способ; 1
— 4 способ; 1
Распознаёт и определяет низшее растение; 1
объясняет различие определяет высшие растения:
низших растений от — первое; 1
высших 2 — второе; 1
описывает отличительные признаки низших 1
растений от высших.
Итого 8
5
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Живая природа. Растения»
ФИО обучающегося:
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет способы распространения семян 1 Затрудняется назвать способы распространения семян. □ Допускает ошибки, называя способы распространения ветром / водой / животными и человеком / самораспространением. |^| Называет способы распространения семян. □
Распознаёт и объясняет различие низших растений от высших 2 Затрудняется определить низшие и высшие растения, описать отличительные признаки низших растений от высших. □ Допускает ошибки при определении низших/ высших растений/ описать отличительные признаки низших растений от высших. □ Определяет низшие и высшие растения, описывает отличительные признаки низших растений от высших. □
6
Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Животные»
Подраздел 2.2 Животные
Цель обучения 4.2.2.2 Описывать жизненный цикл насекомых
4.2.2.3 Различать травоядных и хищных животных
4.2.2.4 Приводить примеры симбиотических отношений 4.2.2.7 Приводить примеры животных, находящихся на
грани исчезновения
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет этапы жизненного цикла насекомых
• Различает группы животных по типу питания
• Демонстрирует знание основных признаков симбиоза животных и приводит примеры
• Определяет животных, находящихся на грани исчезновения и приводит примеры
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задание 1
Посмотри на иллюстрацию. Запиши названия этапов жизненного цикла бабочки.
7
Задание 2
Определи, к какой группе по типу питания относятся следующие животные. Напиши соответствующий номер в таблицу.
12 3 4
Типы питания Номера
травоядные
хищные
Задание 3
а) По иллюстрации определи тип взаимоотношений между животными.
b) Приведи один пример таких взаимоотношений.
Задание 4
а) Отметь знаком «+» животных, которые находятся на грани исчезновения.
b) Приведи один пример исчезающего животного.
8
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Называет этапы жизненного цикла насекомых 1 называет этапы жизненного цикла бабочки: — первый этап; — второй этап; — третий этап; — четвертый этап; 1 1 1 1
Различает виды животных по типу питания 2 определяет травоядных животных; 1
определяет хищных животных; 1
Демонстрирует знание основных признаков симбиоза животных и приводит примеры 3 определяет тип взаимоотношений между животными; 1
приводит пример взаимоотношений указанного типа; 1
Определяет животных, находящихся на грани исчезновения и приводит примеры 4 определяет животных, находящихся на грани исчезновения: — 1 животное; — 2 животное, 1 1
приводит пример животных исчезающего вида. 1
Итого 11
9
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Живая природа. Животные»
ФИО обучающегося:
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет этапы жизненного цикла насекомых 1 Затрудняется назвать этапы жизненного цикла бабочки. □ Допускает ошибки, называя этапы жизненного цикла бабочки: яйцо / личинка/куколка/взрослое насекомое. |—| Верно называет этапы жизненного цикла бабочки. □
Различает группы животных по типу питания 2 Затрудняется различать хищных и травоядных животных. □ Допускает ошибки при класификации животных по типу питания. |—| Различает группы животных по типу питания. □
Демонстрирует знание основных признаков симбиоза животных и приводит примеры. 3 Затрудняется определить тип взаимоотношений между животными по предложенным признакам, привести примеры симбиозных отношений. □ Допускает ошибки при определении типа взаимоотношений между животными по описанию/ в примерах симбиозных отношений. □ Определяет тип взаимоотношений между животными по предложенным признакам, приводит примеры симбиозных отношений | |
Определяет животных, находящихся на грани исчезновения и приводит примеры. 4 Затрудняется определить изчезающих животных и привести примеры. □ Допускает ошибки в определении животных исчезающих видов: красного фламинго / амурского тигра / приведении примера. |—| Определяет животных, находящихся на грани исчезновения, приводит пример. |—|
10
Спецификация суммативного оценивания за I четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижений обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Естествознание» для 1-4 классов уровня начального образования
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 18
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в выполнения заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
Живая природа (в контексте сквозных тем «Моя Родина 2.1 Растения 4.2.1.2 Описывать жизненный цикл растений Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 6
4.2.1.3 Описывать образование семян в результате опыления Обучающийся выполняет задания открытого типа с развернутым ответом. 1 2
— Казахстан», «Ценности») 4.2.1.6 Предлагать способы защиты растений 1 2
1 2.2 Животные 4.2.2.7 Приводить примеры животных, находящихся на грани исчезновения 4.2.2.8 Объяснять цели создания национальных парков и заповедников Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким и развернутым ответом. 1 3
4.2.2.6 Составлять модели пищевых цепей в определенной среде обитания Обучающийся выполняет задания открытого типа с кратким ответом. 1 3
4.2.2.3 Различать травоядных и хищных животных 1 2
Итого 6 18
12
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания по предмету «Естествознание» за 1 четверть
Задание 1
а) Пронумеруй по порядку этапы развития огурца.
[1]
b) С помощью картинки, опиши этапы развития огурца.
1._______________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________
3 .______________________________________________________________________________________
4 .______________________________________________________________________________________
5 .______________________________________________________________________________________
[5]
Задание 2
а) Запиши, как называется процесс, изображенный на рисунке.
b) Что образуется в результате этого процесса?______________________________________________
[2]
Задание 3
Что необходимо делать для сохранения растений в природе? Приведи 2 примера.
1)
2)
[2]
13
Задание 4
а) Рассмотри рисунок. Запиши название животных.
b) Почему сокращается их численность?
Задание 5
Рассмотри рисунок. Составь три цепи питания.
Задание 6
Заполни схему. Запиши по 1 примеру.
[3]
[3]
[2]
14
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1а 1

1 b 1. Прорастание семян. 1 Принимается альтернативные, краткие и полные ответы, соответствующие заданию.
2. Появление всходов 1
3. Быстрый рост растения 1
4. Цветение растений 1
5. Появление плодов 1
2a 1) опылением / опыление 1
2b 2) семя / семена 1
3 Занесение в Красную книгу /озеленение / создание заповедников и национальных парков / создание ботанического сада 2 За каждый верный ответ ставится 1 балл. Принимается альтернативные, краткие и полные ответы, соответствующие заданию.
4a джейран 1
дрофа 1
4b Загрязнение экосистемы и водоемов / распашка степей / выпас скота / браконьерство / нарушение среды обитания / вследствие вырубки и выжигания лесов / осушения болот / создание водохранилищ и других сооружений 1 Принимается альтернативные, краткие и полные ответы, соответствующие заданию.
5 3 За каждый верный ответ ставится 1 балл. Принимается любой правильный ответ.
6 Травоядные: заяц /лось / корова 1 Принимается альтернативные ответы, соответствующие заданию.
Хищные: тигр / орел / волк /лиса 1
Итого 18
15
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Живая природа. Человек»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
2.3 Человек
4.2.3.2 Описывать нервную систему и ее роль в организме человека
4.2.3.1 Описывать выделительную систему и ее роль в организме человека
Обучающийся
• Называет органы нервной системы человека и описывает её функции
• Называет органы выделительной системы человека и описывает её функции
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения
15 минут
Задание1
а) Запиши названия органов нервной системы человека.
b) Какие функции выполняет нервная система человека? Приведи 1 пример.
17
Задание 2
а) Запиши названия органов выделительной системы человека.
b) Какую функцию выполняет выделительная система человека?
Критерий № Дескриптор Балл
оценивания задания Обучающийся
Называет органы 1 определяет органы нервной системы:
нервной системы — 1 орган; 1
человека и описывает — 2 орган; 1
её функции — 3 орган; 1
описывает функции нервной системы 1
человека;
Называет органы 2 определяет органы выделительной системы:
выделительной — 1 орган; 1
системы человека и — 2 орган; 1
описывает её функции — 3 орган; 1
описывает функции выделительной системы 1
человека.
Итого 8
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел « Живая природа. Человек»
ФИО учащегося____________________________________________________
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Называет органы нервной системы человека и описывает её функции 1 Затрудняется в определении органов нервной системы человека и описании её функции. □ Допускает ошибки при определении органов и функций нервной системы человека: спинного / головного мозга/ нервов. ^^ Верно определяет органы нервной системы человека и её функции. □
Называет органы выделительной системы человека и описывает её функции 2 Затрудняется при определении органов выделительной системы человека и описании её функции. Допускает ошибки в перечислении органов выделительной системы / описании функций. Верно определяет органы выделительной системы человека и её функции. и
19
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»
Подраздел 3.2 Воздух
3.3 Вода
Цель обучения 4.3.2.1 Определять способы применения воздуха в разных
сферах жизнедеятельности человека
4.3.2.2 Определять источники загрязнения воздуха
4.3.2.3 Предлагать способы сохранения чистоты воздуха и меры по его очищению
4.3.3.2 Описывать процесс образования атмосферных осадков
Критерий оценивания Обучающийся
• Распознаёт способы использования воздуха
человеком, приводит примеры
• Называет источники загрязнения воздуха,
предлагает способы решения экологической
проблемы
• Сравнивает и описывает процесс образования
осадков
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание 1
а) Укажи (У) картинки, в которых используются различные свойства воздуха.
b) Как человек использует свойства сжимаемости и упругости воздуха? Приведи 1 пример.
Задание 2
а) Что влияют на загрязнение воздуха?
b) Предложи способ сохранения чистоты воздуха.
20
Задание 3
а) Дополни схему.
b) Опиши, как образуются осадки.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Распознаёт способы использования воздуха человеком, приводит примеры 1 по иллюстрации определяет способы использования воздуха человеком: — 1 способ; — 2 способ; — 3 способ; 1 1 1
приводит пример использования свойств воздуха; 1
Называет источники выявляет причины загрязнения воздуха; 1
загрязнения воздуха, предлагает способы решения этой экологической проблемы 2 предлагает способ защиты атмосферы; 1
Сравнивает и описывает записывает виды жидких осадков; 1
процесс образования записывает виды твердых осадков; 1
осадков 3 описывает процесс образования осадков. 1
Итого 9
21
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Вещества и их свойства»
ФИО учащегося___________________________________________________
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Распознаёт способы использования воздуха человеком, приводит примеры 1 Затрудняются в определении и приведении примеров использования свойств воздуха человеком □ Допускает ошибки при определении способов использования свойств воздуха человеком/ приведении примеров. |~~| Верно определяет способы использования свойств воздуха человеком и приводит примеры. □
Называет источники загрязнения воздуха, предлагает способы решения этой экологической проблемы 2 Затрудняется в определении источников загрязнения воздуха и способов защиты атмосферы. □ Допускает ошибки при определении источника загрязнения воздуха/ способа защиты атмосферы. □ Верно называет источник загрязнения воздуха, предлагает способы решения этой экологической проблемы □
Сравнивает и описывает процесс образования осадков 3 Затрудняется в дополнении схемы и описывании процесса образования осадков. □ Допускает ошибки при дополнении схемы/ описании процесса образования осадков. □ Верно дополняет схему и описывает процесс образования осадков. □
22
Спецификация суммативного оценивания за II четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Естествознание» для 1-4 классов уровня начального образования
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 18
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в выполнения заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Живая природа (в контексте темы «Культурное наследие») 2.3 Человек 4.2.3.2 Описывать нервную систему и ее роль в организме человека Обучающийся выполняет задание закрытого типа с множественным выбором ответа и задание открытого типа, требующий краткого ответа. 1 2
Вещества и их свойства (в контексте темы 3.1 Типы веществ 4.3.1.1 Определять сферы применения веществ согласно их свойствам Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 2
«Мир профессий») 4.3.1.2 Получать новое вещество согласно составленному плану эксперимента 1 4
3.2 Воздух 4.3.2.4 Объяснять процесс перемещения воздуха в природе 4.3.2.5 Приводить примеры о пользе и вреде ветра Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом. 1 3
2 3.3 Вода 4.3.3.5 Исследовать растворимость различных веществ в воде Обучающийся выполняет задание закрытого типа с множественным выбором ответа. 1 1
4.3.3.1 Описывать круговорот воды в природе Обучающийся выполняет задание открытого типа с кратким ответом. 1 3
4.3.3.3 Определять источники загрязнения воды; 4.3.3.4 Объяснять последствия загрязнения воды для различных организмов Обучающийся выполняет задание открытого типа с развернутым ответом. 1 3
Итого 7 18
24
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания по предмету «Естествознание» за 2 четверть Задание 1
a) Если ты заденешь горячий предмет, то быстро одёргиваешь руку. С какой системой органов человека это связано? Выбери правильный ответ.
A) пищеварительная система
B) дыхательная система
C) кровеносная система
D) нервная система
[1]
b) Из каких органов состоит эта система?
Задание 2
Дополни таблицу.
[1]
Глина
Свойства Применение

[2]
Задание 3
а) Рассмотри рисунки. Укажи (У) картинки, на которых изображен процесс получения нового вещества.
b) Запиши этапы процесса получения нового вещества:
1)_____________________________________________________
2)_____________________________________________________
3)_____________________________________________________
[1]
[3]
25
Задание 4
Ответь на вопросы.
а) Что такое ветер?
b) Какую пользу и вред приносит ветер?
Польза:________________________________
Вред: _________________________________
Задание 5
Рассмотри рисунок. Отметь (У) вещества, растворимые в воде.
1 /
сыр Г (
\ соль
г—\
V Вода
■ д
сахар песок
пищевая сода
[3]
[1]
Задание 6
На рисунке изображена модель круговорота воды. Ответь на вопросы, используя рисунок.
а) Как называется процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное?
[1]
b) В виде чего вода возвращается на поверхность земли?
[1]
с) Какой этап круговорота воды следует после возвращения воды на поверхность земли?
[1]
Задание 7
Рассмотри рисунок и ответь на вопросы.
а) Почему перья птицы покрыты черной маслянистой жидкостью? Какой вред это ей нанесет?
[1]
26
b) Приведи 2 примера источника загрязнения воды.
[2]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 D) 1
Головной мозг, спинной мозг, нервы 1 При полном перечислении органов нервной системы выставляется 1 балл.
2 Свойства: мягкая / пластичная / огнеупорная /вязкая / плотная / водонепропускаемая/… 1 Принять альтернативные, краткие и полные ответы, соответсвующие заданию
Применение: Из глины делают кирпичи,посуды , поделки/ применяют в медицине / в строительстве / в косметологии/… 1
3 1
1) замес теста 2) брожение теста 3) выпечка хлеба 3 За каждый правиьный ответ выставляется 1 балл
4 Ветер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности / Это перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха / 1 Принять альтернативные, краткие и полные ответы, соответсвующие заданию
Польза: Ветряные электростанции / распространяются семена растений / использовали силу ветра в быту / Ветер разгоняет облака, очищает воздух / используется как источник ветра 1
Вред: Эрозия почвы / Разрушительные ураганы / разносит огонь при лесных и степных пожарах / обрывает линии электропередач 1
5 Растворяется в воде: соль, сахар, пищевая сода 1 Не менее двух
6 испарение/конденсация 1 Принять альтернативные,
осадки / дождь / снег / град 1 краткие и полные ответы,
образуются подземные воды / вливаются в реки, озера / впитываются в почву 1 соответсвующие заданию
7 а) Птица покрыта нефтью, потому что вода была загрязнена нефтепродуктами. Если разливается нефть большим слоем, то в этом случае птицы погибают / вызывает различные заболевания / приводит к гибели 1
b) Сточные воды фабрик и заводов / кислотные дожди/ твердые отходы / утечка нефти / промышленные, жилищные отходы / отходы сельского хозяйства, животноводства 2 За каждый правиьный ответ выставляется 1 балл
Итого 18
27
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
28
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»
Подраздел
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2 Свет
5.4 Тепло
4.5.2.2 Исследовать и объяснять такие свойства света, как отражение, поглощение
4.5.4.1.Исследовать теплопроводность различных материалов
Обучающийся
• Определяет и объясняет светоотражающие и поглощающие тела
• Определяет теплопроводность различных материалов
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения
20 минут
Задание 1
Посмотри на рисунок. На какой иллюстрации тела поглощают свет, а на какой отражают? Почему? Допиши предложения.
Картон
1. Картон белого цвета
Чёрный бархат
Зеркало
свет, потому что
2. Черный бархат свет, потому что

3. Зеркало свет, потому что

29
Задание 2
Какие предметы лучше всего проводят тепло? Укажи (У).
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет и объясняет определяет светоотражающее тело; 1
светоотражающие и поглощающие тела делает вывод о способности предмета отражать свет; 1
определяет второе светоотражающее тело; 1
1 делает вывод о способности предмета отражать свет; 1
определяет тело, поглощающее свет; 1
делает вывод о способности предмета поглощать свет; 1
Определяет теплопроводность различных материалов 2 определяет предмет, который лучше всего проводит тепло: -первый; -второй; -третий. 1 1 1
Итого 9
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физика природы»
ФИО обучающегося
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет и объясняет светоотражающие и поглощающие тела 1 Затрудняется определить тела, поглощающие и отражающие свет. □ Допускает ошибки в определении тел, поглощающих и отражающих свет: белого картона/ черного бархата/ зеркала. □ Верно определяет тела, отражающие и поглощающие свет. □
Определяет теплопроводность различных материалов 2 Затрудняется определить предмет, который лучше всего проводит тепло. □ Допускает ошибки в определении предмета, который лучше всего проводит тепло. □ Определяет предмет, который лучше всего проводит тепло. □
31
Суммативное оценивание за раздел «Вещества и их свойства»
Подраздел 3.4 Природные ресурсы
Цель обучения 4.3.4.1 Определять области применения некоторых
полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь)
4.3.4.3 Предлагать пути сохранения и бережного
использования полезных ископаемых
Критерий оценивания
применения полезных
Обучающийся
• Описывает область ископаемых
• Называет свои пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых
Уровень мыслительных Применение
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1
Где используются полезные ископаемые, изображённые в таблице? Запиши.
Полезные ископаемые Применение
тт

уголь
глина
» известняк
нефть
if гранит
32
Задание 2
Запиши ответы на вопросы.
а) Что должен делать человек, чтобы сохранить полезные ископаемые?
b) Почему необходима охрана полезных ископаемых?
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Описывает область применения полезных ископаемых 1 записывает область применения полезных ископаемых: — мел; — глина; — известняк; — нефть; — уголь; — соль; — гранит; 1 1 1 1 1 1 1
Называет свои пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых 2 предлагает свои способы бережного использования полезных ископаемых; 1
объясняет необходимость охраны полезных ископаемых. 1
Итого 9
33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Вещества и их свойства»
ФИО обучающегося _________________________________________________
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает область применения полезных ископаемых. 1 Затрудняется определить область применения полезных ископаемых. □ Допускает ошибки, определяя область применения глины/ известняка/ нефти/ угля/ соли/ гранита/ мела. j | Верно описывает область применения полезных ископаемых. □
Называет свои пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых 2 Затрудняется описать способы сохранения и бережного использования полезных ископаемых. □ Допускает ошибки в описании способов сохранения / бережного использования полезных ископаемых. □ Описывает способы сохранения и бережного использования полезных ископаемых. □
34
Спецификация суммативного оценивания за III четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Естествознание» для 1-4 классов уровня начального образования
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 18
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого / развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в выполнения заданий для получения максимального балла Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
35
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Физика природы Вещества и их свойства (в 5.2 Свет 4.5.2.1 Исследовать и объяснять зависимость тени от размера преграды и расстояния от источника до преграды Обучающийся выполняет задание открытого типа, требующий краткого ответа. 1 2
контексте сквозных тем «Природные явления», 5.5 Электричество 4.5.5.1 Исследовать электропроводность различных материалов Обучающийся выполняет задание закрытого типа с выбором нескольких правильных ответов. 1 3
«Охрана окружающей среды» 5.3 Звук 4.5.3.1 Исследовать и объяснить влияние определенных преград на громкость и распространение звука Обучающийся выполняет задание закрытого типа с множественным выбором ответа и задание открытого типа, требующий краткого ответа. 2 4
5.4 Тепло 4.5.4.1 Исследовать теплопроводность различных материалов Обучающийся отвечает на вопрос открытого типа, требующий развернутого ответа. 1 1
2 3.4 Природные ресурсы 4.3.4.1 Определять области применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь) Обучающийся выполняет задание открытого типа, требующий краткого ответа. 1 4
4.3.4.2 Показывать на карте месторождения основных полезных ископаемых Казахстана 1 4
Итого 7 18
36
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оцениванияпо предмету «Естествознание» за 3 четверть Задание 1
Какое влияние на размер тени имеет расстояние между предметом и источником света? Рассмотри картинки, подумай и продолжи высказывания.
1) Если предмет расположен близко к источнику света, то тень
2) Если предмет расположен далеко от источника света, то тень
[2]
Задание 2
Какие материалы проводит электрический ток? Укажи (У).
Материал Проводит электрический ток
пластмассовая линейка
алюминиевая ложка
резиновые перчатки
стеклянная посуда
медные гвозди
солёная вода
[3]
37
Задание 3
Прочитай вопросы и укажи (У) правильный ответ.
а) На верхних или на нижних этажах закрытые окна гораздо заметнее защищают от дорожных шумов помещения?
На верхних D
На нижних
а
b) Когда при выступлении оркестра в большом зале музыка звучит громче: в заполненном людьми зале или в пустом?
■ В заполненном

В пустом D
[2]
Задание 4
В стеклянную посуду одинакового размера поставили будильники. В одном есть воздух, а в другом создано безвоздушное пространство. Звук, какого будильника будет слышен? Укажи (У).
есть воздух D
нет воздуха

Почему это произошло? Объясни.
[2]
Задание 5
Посмотри на рисунок.
кастрюля с металлической ручкой кастрюля с пластмассовой ручкой
Для того чтобы взять в руки горячую кастрюлю с металлическими ручками хозяйки используют прихватку, но если ручки сделаны из пластмассы, то прихватка не нужна. Почему это происходит? Объясни.
[1]
38
Задание 6
Какие полезные ископаемые применяют для изготовления материалов, изображённых в таблице?.
[4]
Задание 7
Рассмотри карту полезных ископаемых Казахстана.
• Определи по условным обозначениям и запиши:
a) три месторождения каменного угля
1)_____________________________________________
2)_____________________________________________
3)_____________________________________________
b) одно нефтегазовое месторождение
1)
[3]
[1]
39
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 маленькая / короткая / уменьшается 1
большая / длинная / увеличивается 1
2 алюминиевая ложка 1
медные гвозди 1
солёная вода 1
3 1) на нижних 2) в пустом 1 1
4 1) Будет слышен звон будильника, который находится там, где есть воздух. 1 Принимаются любые ответы
2) В безвоздушном пространстве звук не распространяется / в воздухе звук передается 1 детей, которые соответствуют содержанию вопроса.
5 Потому что пластмасса обладает низкой теплопроводностью / пластмасса дольше нагревается и человек не обжигается. 1 Принимаются краткие и полные ответы.
6 каменный уголь / уголь 1
гранит 1
нефть 1
глина 1
7 Караганда/ Экибастуз/ Жангызтобе/ Усть-Каменогорск/ Рудный/ Аральск/ Ленгер 3 Принимаются любые 3 названия месторождений. За каждое верное определение ставится 1 балл.
Карашыганак/ Жетыбай/ Жанаозен 1 Не принимать названия месторождений только нефти.
Итого 18
40
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
41
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Земля и Космос»
Подраздел 4.1 Земля
4.2 Космос
Цель обучения 4.4.1.1 Называть и характеризовать крупные элементы
земной поверхности.
4.4.2.1 Характеризовать отдельные космические тела.
4.4.2.2 Определять влияние космоса на жизнь на Земле
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет и описывает элементы земной
поверхности
• Описывает отдельные космические тела
• Описывает влияние Солнца для жизни на Земле
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения 20 минут
Задание 1
а) Запиши названия форм поверхности Земли.
b) Дай характеристику одному из них.
Задание 2
а) Посмотри на рисунок. Какое космическое тело на нем изображено?
Это —
42
b) Опиши его.
с) Какие еще космические тела ты знаешь? Приведи 1 пример.
Задание 3
Объясни, какое влияние имеет Солнце для жизни на Земле.
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Определяет и описывает элементы земной поверхности 1 определяет названия форм Земли: — по 1 иллюстрации; — по 2 иллюстрации; 1 1
описывает одну из форм Земли; 1
Описывает отдельные космические тела 2 называет космическое тело; 1
описывает космическое тело; 1
приводит пример малого космического тела; 1
Описывает влияние Солнца для жизни на Земле 3 определяет значение Солнца для жизни на Земле. 1
Итого 7
43
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Земля и Космос»
ФИО обучающегося:
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет и описывает элементы земной поверхности 1 Затрудняется при определении элементов земной поверхности и их описании. □ Допускает ошибки при определении по иллюстрации форм земной поверхности: гор/ равнин/ описании одной из форм. |““| Верно называет элементы земной поверхности и описывает их. □
Описывает отдельные космические тела 2 Затрудняется при определении космических тел и их описании, в примерах. □ Допускает ошибки при определении космических тел / описании космического тела/ в примерах. |—| Верно определяет космические тела и описывает их, приводит примеры. □
Описывает влияние Солнца для жизни на Земле. 3 Затрудняется в описании влияния Солнца на жизнь людей. □ Допускает ошибки в описании влияния Солнца для жизни на Земле. |—| Верно описывает влияние Солнца на жизнь на Земле. □
44
Суммативное оценивание за раздел «Физика природы»
Подраздел Цель обучения
Критерий оценивания
5.1 Силы и движение
4.5.1.2 Наблюдать и прогнозировать силу Архимеда, действующую на различные предметы в воде
4.5.1.1 Описывать силу Архимеда и приводить примеры ее проявления
Обучающийся
• Прогнозирует и объясняет влияние силы Архимеда на предметы в воде
• Объясняет и приводит свой пример проявления силы Архимеда
Уровень мыслительных Знание и понимание навыков Применение
Время выполнения
15 минут
Задание
а) Взяли три шарика одинаковой величины. Один стальной, другой слепили из слегка разогретого воска, третий из пенопласта. Шарики опустили в стакан до половины наполненный водой.
Что произойдет с каждым из шариков? Почему? Запиши.
1) Стальной
шарик
b) Какая сила действует в этом эксперименте?
c) Приведи 1 пример проявления этой силы. _
потому
что
2) Шарик из расплавленного воска , потому что
3) Шарик из пенопласта , потому что
Критерий оценивания № задания Дескриптор Обучающийся Балл
Прогнозирует и объясняет влияние силы Архимеда на предметы в воде Объясняет и приводит свой пример проявления силы Архимеда 1 определяет, что произойдет со стальным шариком, погруженным в воду; 1
делает вывод; 1
определяет, что произойдет с шариком из воска, погруженным в воду; 1
делает вывод; 1
определяет, что произойдет с шариком из пенопласта, погруженным в воду; 1
делает вывод; 1
определяет силу, которая действует на предметы, погружённые в воду; 1
приводит пример проявления силы Архимеда. 1
Итого 8
45
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Физика природы»
ФИО учащегося:
Критерий оценивания № задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Прогнозирует и объясняет влияние силы Архимеда на предметы в воде Объясняет и приводит свой пример проявления силы Архимеда 1 Затрудняется определить силу Архимеда и плотность предметов погруженных в жидкость, сделать вывод, определить и привести пример проявления силы Архимеда □ Допускает ошибки при определении силы Архимеда, воздействующей на предметы, сделанные из стали / воска / пенопласта / формулировании вывода / определении силы / примера проявления силы Архимеда | | Определяет силу Архимеда и плотность предметов погруженных в жидкость, верно делает вывод, объясняет и приводит свой пример проявления силы Архимеда □
46
Спецификация суммативного оценивания за IV четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Естествознание» в 4 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Естествознание» для 1 -4 классов уровня начального образования
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут Количество баллов: 18
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в выполнения заданий для получения максимального балла Задание может содержать несколько структурных частей / вопросов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
47
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
№ Раздел Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество заданий Общий балл
1 Земля и космос (в контексте скозной темы «Путешествие в космос») 4.1 Земля 4.4.1.1 Называть и характеризовать крупные элементы земной поверхности Обучающийся выполняет задания открытого типа,требующий краткого ответа. 1 6
4.2 Космос 4.4.2.1 Характеризовать отдельные космические тела Обучающийся выполняет задания открытого типа, требующий развернутого ответа. 1 2
4.4.2.2 Определять влияние космоса на жизнь на Земле 1 1
4.3 Пространство и время 4.4.3.1 Объяснять орбитальное вращение Земли и его следствие Обучающийся выполняет задания открытого типа, требующий краткого ответа. 1 4
2 Физика природы (в контексте сквозной темы «Путешествие в будущее») 5.1 Силы и движение 4.5.1.1 Описывать силу Архимеда и приводить примеры ее проявления 4.5.1.2 Наблюдать и прогнозировать силу Архимеда, действующую на различные предметы в воде 1 5
Итого 5 18
48
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оцениванияпо предмету «Естествознание» за 4 четверть Задание 1
Рассмотри карту мира. На ней все материки отмечены числами 1- 6.
©
• Запиши названия каждого материка.
1)_________________________________________
2)_________________________________________
3 )________________________________________
4 )________________________________________
5 )________________________________________
6 )________________________________________
[6]
Задание 2
Определи и запиши название тела, изображенного на рисунке. Опиши его.
Космическое тело Описание
Это -____________________________________
[2]
Задание 3
Как космос влияет на жизнь на земле? Приведи 1 пример.
[1]
49
Задание 4
а) На рисунке показано орбитальное вращение Земли вокруг Солнца. Определи, какое время года на Северном полушарии.
ч
Ч
N
\
I
/
/
Ответ:_______________________________________________
[1]
b) С чем связана смена времён года на Земле?
1)_____________________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________________
c) За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
[3]
Задание 5
а) Внимательно рассмотри рисунок и допиши ответы.
1) Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
2) Куда направлена это сила?
3) Если плотность тела, погруженного в жидкость меньше
плотности воды, то оно будет
4) Если плотность тела, погруженного в жидкость больше
плотности воды, то оно будет
[4]
b) Приведи 1 пример проявления силы, действующей на тело в воде.
а.
о
га
50
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительные рекомендации
1 1) Северная Америка 2) Южная Америка 3) Евразия 4) Африка 5) Австралия 6) Антарктида 6 За каждый верный ответ ставится 1 балл
2 астероид. 1 Принимаются и другие варианты ответа, которые соответствуют содержанию вопроса.
Астероид — небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. 1
3 Солнечный свет содержит в себе опасное ультрафиолетовое излучение. Магнитные бури происходят на земле под влиянием Солнца. Из-за них могут быть сбои в работе средств связи, передачи электроэнергии, а некоторые люди в такой период чувствуют недомогание/ Метеориты и астероиды разной величины периодически падают на Землю/ Смена времён года, вызванная вращением Земли вокруг Солнца, изменяет нашу биосферу. 1
4 лето 1
1) Смена времён года неразрывно связано с наклоном земной оси. 1
2) Смена времён года связано с вращением Земли вокруг солнца. 1
за год/ 365/366 дней. 1
5 Выталкивающая сила/ сила Архимеда 1 Принимаются и другие варианты ответа, которые соответствуют содержанию вопроса. Принимаются полные и краткие ответы детей.
Всегда направлена вертикально вверх/ вертикально вверх/ вверх 1
всплывать 1
тонуть 1
Подъёмная сила воздушного шара/ сила Архимеда в солёной воде/ плавание подводных судов. 1
Итого 18
51
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания обучающимся сообщаются правила поведения и время для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы организационного характера, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *