СОЧ Русский язык (с русским языком обучения)

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения)
7 класс
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………..3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть…3
3. Ожидаемые результаты…………………………………………….3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету Русский язык (с русским языком обучения),
7 класс…………………………………………………………..4
5. Правила проведения суммативного оценивания…………………………6
6. Модерация и выставление баллов……………………………………6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………..7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………….11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………….16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………….22
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты
Слушание и говорение:
обучающийся понимает тексты социально-бытовой, социально-культурной и учебнопрофессиональной сфер общения; распознает открыто и скрыто выраженные формы речевого поведения, оценки; осуществляет устное речевое общение в различных жизненных ситуациях; выступает инициатором и поддерживает диалог, используя
разнообразные языковые средства для реализации различных целей и тактик речевого общения; строит монолог, синтезируя информацию проблемного характера; отстаивает и аргументирует собственное мнение; оценивает отношение говорящего к предмету речи, выражая собственное мнение; прогнозирует содержание текста по его
заголовку/началу/финалу; соблюдает грамматические, стилистические нормы при оформлении собственных высказываний;
Чтение:
обучающийся понимает и интерпретирует главную и детальную информацию (текстовую, числовую, графическую) текстов различных типов, жанров и стилей;
распознает скрытый смысл текста; использует стратегии чтения, включая
исследовательское, комментированное, выборочное чтение с пометками, чтение с целью извлечения специальной информации, аналитическое чтение, чтение с определенной целью; извлекает необходимую информацию из различных источников, анализируя и синтезируя ее; сравнивает структурные, лингвистические и стилистические особенности текстов социально-бытовой, социально-культурной и учебно-познавательной сфер общения; оценивает текст с точки зрения актуальности и ценности информации, различая факт и мнение;
Письмо:
обучающийся создает тексты разных типов, жанров и стилей, синтезируя услышанную и прочитанную информацию; создает тексты (в т.ч. печатные), используя различные формы представления информации; пишет собственный текст проблемного характера (статья, эссе, письмо и др.), демонстрируя способность анализировать и оценивать предложенную информацию; сравнивает структурно-композиционные, языковые особенности текстов разных типов, жанров и стилей; корректирует и редактирует тексты с использованием справочного материала; составляет простой, сложный и развернутый план по определенной теме; соблюдает орфографические, грамматические и стилистические нормы.
3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету Русский язык (с русским языком обучения),7 класс
Виды речевой деятельности Уровень мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Слушание и говорение Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; определять основную мысль, опираясь на структуру; пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование, описание и рассуждение) с изменением лица; прогнозировать содержание, исходя из основной мысли текста; участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения; оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, использования языковых средств для привлечения внимания, структуры и логики изложения материала; строить аргументированный монолог (описание, повествование, рассуждение), включающий не менее 2 микротем, на основе плана, схем, иллюстраций, рекламных роликов и т.д.; соблюдать орфоэпические нормы. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Чтение Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию; выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль; понимать применение и объяснять явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте, использова-ние паронимов, вводных слов, повторов, прямого и обратного порядка слов в предложении; определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.); формулировать различные вопросы на основе выводов и заключений; использовать разные виды чтения, в том числе поисковое; Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО) и развернутого ответа (РО).
извлекать информацию из различных источников, различая факт и мнение; сравнивать стилистические особенности различных текстов с учетом композиции и языковых особенностей, цели и целевой аудитории (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.)
Письмо Составлять простой и сложный план, собирать материал к сочинению и организовывать его в соответствии с планом; излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов смешанного типа с изменением лица; представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм; создавать тексты-описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и создавать тексты публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения и др.) с учетом целевой аудитории, выражая собственное мнение; писать разные виды эссе, в том числе аргументативное, эссе на основе текста, выражая свое отношение к проблеме и/или авторской позиции; писать творческие работы (200-250 слов), выбирая определенную социальную роль и речевое поведение; корректировать текст, исправляя смысловые, фактические, логические недочеты; редактировать текст, изменяя структуру отдельных предложений или фрагментов текста. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие развернутого ответа (РО).
Соблюдение речевых норм Правильно писать гласные после шипящих и Ц, НЕ с разными частями речи, окончания глаголов, суффиксы в разных частях речи; использовать паронимы, термины; аллегорию, инверсию, анафору; использовать правильно глагол и его формы, служебные части речи; соблюдать нормы глагольного управления; использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях; Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
5
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно во время оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 15 минут Письмо — 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (2-3 минуты на каждого обучающегося)
Количество баллов — 24 Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье -на письмо.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема Виды речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий* № задания* Тип задания* Описание задания* Время на выполне ние, мин* Балл
Климат и изменения климата. Обычаи и традиции. Слушание и говорение 7СГ3. Пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование, описание и рассуждение) с изменением лица. 1 1 РО Прослушивает текст 2 раза и пересказывает его от лица местного жителя 2-3 мин. на одного учащегося 10
Чтение 7Ч1. Понимать основную информацию сплошных и не сплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию. 1 2 КО Прочитывает текст и отвечает на вопросы к нему 15 4
7Ч6. Использовать разные виды чтения, в том числе поисковое.
Письмо 7П1.Составлять простой и сложный план, собирать материал к сочинению и организовывать его в соответствии с планом 1 3 РО Пишет текст письма другу и составляет сложный план к нему 25 10
ИТОГО: 3 40 минут 24
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
-слушание и говорение принимается отдельно
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание 1
Прослушайте текст 2 раза и перескажите близко к тексту от лица местного жителя.
Местные жители полупустынных и пустынных зон Казахстана замечают значительные изменения в климате.
Они говорят, что весна приходит на 2-3 недели раньше, чем 5-10 лет назад. Сократились площади выпаса скота, исчезли многие кормовые растения. Лето стало невыносимо жаркое, а зима очень холодной.
Вода во многих колодцах высыхает.
Пятнадцать лет назад на этом месте был двор, усаженный кормовой растительностью. Сегодня на месте дома можно встретить только песчаный бугор.
Двадцать лет назад из-за забора был виден камыш высотой 3 метра, а сейчас — песчаные бугры высотой от 2 до 3 метров.
Пески продолжают наступать на дворы жителей. Под песками уже зарыто 5 дворовых поселений.
Озеро постепенно пересыхает, в результате чего вдоль береговой линии образуются мощные солевые накопления.
Эта площадь может быть безвозвратно утеряна уже в считанные годы, покрывшись песками.
Схемы выставления баллов Слушание и говорение
Балл Описание
9-10 Показывает очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Подробно пересказывает текст с изменением лица, сохраняет структуру, соответствующую стилю изложения. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче.
7-8 Показывает хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Хорошо пересказывает текст с изменением лица, сохраняя структуру. Имеет хороший словарный запас и использование грамматических структур.
5-6 Показывает достаточное понимание темы, идеи прослушанного текста. Не полностью пересказывает текст с изменением лица, сохраняя структуру. Имеет достаточный словарный запас и использование грамматических структур.
3-4 Показывает незначительное понимание темы и идеи текста; пересказывает текст с изменением лица, иногда нарушая структуру. Имеет слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2 Показывает слабое понимание темы и идеи текста; сбивчиво пересказывает текст с изменением лица, нарушая структуру. Употребляет очень слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
Чтение
Задание 2
Прочитайте текст, выполните задания
Конь в казахской традиции
Конь в казахской традиции занимает свое особое почетное место. Это связано с тем, что казахский народ всегда был кочевым.
В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное место. «Лев — царь зверей, конь -царь домашнего скота», «Крылья батыра — конь», «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»,- так говорят народные поговорки. Казахи уважительно называли их «мудрым животным».
Есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с периодами человеческой жизни.Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка начинают обучать верховой езде. В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. Также есть поверье, что грива и хвост лошадей оберегают от злых духов, бесов и опасностей. Существует традиция к колыбели ребенка привязывать волосы из гривы и хвоста лошадей.
Ответьте на вопросы:
1. О чём этот текст?
2. Почему именно конь занимал особое место в жизни казахов?
3. Как отношение к коню отразилось в фольклоре? Приведите примеры.
4. Какие обычаи и поверья казахов связаны с этим животным?
Схемы выставления баллов Чтение
№ вопроса Балл Ответ Дополнительная информация
1 1 О значении коня в жизни казахского народа. Обучающиеся могут сформулировать ответы своими словами, но опираясь на содержание текста.
2 1 Потому что казахский народ всегда был кочевым.
3 1 Существует множество пословиц и поговорок. «Лев — царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Крылья батыра — конь», «Неудачливого джигита выручает удачливый конь».
4 1 Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, чтобы обучить ребёнка верховой езде. Существует традиция к колыбели ребенка привязывать волосы из гривы и хвоста лошадей.
10
Письмо Задание 3
Представьте, что вы собираетесь написать письмо другу, проживающему в другой стране. В письме вы хотите рассказать о традициях и обычаях своего народа. Составьте сложный план своего письма
Схемы выставления баллов Письмо
Балл Описание
9-10 Показывает очень хорошее умение составлять план. План соответствует структуре текста-описания или текста-рассуждения. Представляет очень хороший уровень соблюдения речевых норм языка.
7-8 Показывает хорошее умение составлять план. План в основном соответствует структуре текста-описания или текста-рассуждения. Представляет хороший уровень соблюдения речевых норм языка.
5-6 Показывает достаточное умение составлять план. План в основном соответствует структуре текста-описания или текста-рассуждения. Представляет достаточный уровень соблюдения речевых норм языка.
3-4 Показывает незначительное умение составлять план. План в основном не соответствует структуре текста-описания или текста-рассуждения. Представляет слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
1-2 Показывает слабое умение составлять план. План не соответствует структуре текста-описания или текста-рассуждения. Представляет очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 15 минут Письмо — 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (2-3 минуты на каждого обучающегося)
Количество баллов — 24 Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье -на письмо.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема Виды речевой деятельности Проверяемая цель Кол. зада ний* № задания* Тип задания* Описание задания* Время на выполнение, мин* Балл
Знания: мир и изучение иностранных языков. Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер? Слушание и говорение 7СГ2 Определять основную мысль, опираясь на структуру. 2 1 КО Прослушивает текст и определяет его основную мысль 3-5 минут на одного учащегося 10
7СГ7 Строить аргументированный монолог (описание, повествование, рассуждение), включающий не менее 2-х микротем, на основе плана, схем, иллюстраций, рекламных роликов и т.д.; соблюдать орфоэпические нормы. 2 КО РО Строит аргументированный ответ на вопрос к заданию
Чтение 7Ч2 Выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль. 2 3 РО Прочитывает текст и отвечает на вопросы к нему 15 4
Письмо 7П6 Писать творческие работы (200-250 слов), выбирая определенную социальную роль и речевое поведение 1 4 РО Прочитывает начало текста и дописывает соответствующую ему заключительную часть 25 10
ИТОГО: 5 40 минут 24
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
-слушание и говорение принимается отдельно
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание 1
Прослушайте один раз текст и определите его основную мысль.
Задание 2
Используя информацию прослушанного текста и другую известную вам информацию, подготовьте аргументированный ответ на вопрос: «Насколько полезно знание иностранных языков?» Время на подготовку — 1 минута, время выступления — 1, 5-2 минуты.
Изучение иностранного языка выгодно во всех отношениях. Это может быть самым эффективным методом, благодаря которому ты можешь улучшить свою жизнь и открыть для себя множество возможностей и перспектив.
Если ты знаешь, например, английский язык, то ты можешь общаться с людьми практически с любой точки планеты, делиться своими идеями и мнениями на международных форумах.
Также это даст тебе преимущество в путешествиях. Ты сможешь спокойно спросить направление, завести диалог с понравившимся человеком или попросить о помощи в чужой стране. Кто знает, может, эти знания смогут спасти жизнь в случае чего.
Знание второго языка дает человеку большее преимущество на работе. Знание языка дает возможность лучше узнать культуру других стран. Вы сможете смотреть в оригинале фильмы, читать книги, общаться с носителями языка, сможете понимать слова песен, которые вы так часто слушаете. Знание языков делает вас более счастливым и сильным человеком, и когда-нибудь вы обязательно сможете оценить всю важность и значимость для вас этих знаний.
Схемы выставления баллов Слушание и говорение часть 1
Балл Описание
2 Основная мысль текста выражена в первом предложении: «Изучение иностранного языка выгодно во всех отношениях»
Слушание и говорение часть 2
Балл Описание
7-8 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; умелое использование другой информации в качестве аргументов; очень хороший уровень использования уместного стиля. Язык грамотный, возможны редкие случайные оговорки.
5-6 Понимание целевой аудитории, цели, жанра, языковых средств и производимых ими эффектов. Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном использование уместного стиля. Язык в целом грамотный, возможны редкие ошибки.
3-4 Слабое понимание целевой аудитории, цели, жанра, языковых средств и производимых ими эффектов. Недостаточная переработка материала в поддержку своей точки зрения; часто отклоняется от использования
соответствующего стиля. Грамотность языка незначительна, допускает ошибки, в некоторых случаях затрудняющие понимание.
1-2 Отсутствует понимание целевой аудитории, цели, жанра, языковых средств и производимых ими эффектов. Отсутствует попытка переработать материал текстов. Повторяющиеся ошибки, смысл неясен.
Чтение 2
Задание
Прочитайте текст, выполните задания.
Текст 1.
Климат меняет нас при помощи температуры и солнечных лучей. Темперамент человека во многом зависит от того, жарко ему или холодно, и от того, сколько солнца он получает. Дело в том, что в течение суток человеческий организм вырабатывает разные гормоны, и, чтобы, собственно, жить долго и счастливо, человеку необходим чистый воздух, солнце в дневное время и хороший ночной сон. Именно поэтому люди в горах живут так долго. В северных странах актуальна проблема зимней депрессии. Зимой мы чувствуем себя несчастными, нам тяжело справляться с нарастающими проблемами и кажется, будто весна и радость никогда больше не придут. Всё это зависит от солнца. Когда его нет, гормон счастья не вырабатывается, и поэтому на зиму всегда лучше уезжать в солнечную страну, где зимняя депрессия вас не достанет. Тепло и солнце делают людей более активными и помогают им лучше мыслить.
Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите из текста предложение, отражающее его основную мысль.
3. В какой части текста (вступление, основная часть, заключение) находится это предложение? Почему? Ответ аргументируйте.
Схемы выставления баллов Чтение
№ вопроса Балл Ответ Дополнительная информация
1 1 Воздействие климата на человека. Обучающиеся могут сформулировать ответы своими словами, но опираясь на содержание текста.
2 1 Климат меняет нас при помощи температуры и солнечных лучей. Тепло и солнце делают людей более активными и помогают им лучше мыслить.
3 1 Вступление Заключение
4 1 Обычно основная идея текста заключается во вступлении или заключении
14
Письмо 3
Задание
Прочитайте начало текста и допишите соответствующую ему заключительную часть (2-5 предложений).
Ландшафт влияет не только на политические и экономические аспекты: он также формирует характер людей, живущих в определенной местности. Чтобы понять, насколько тесна подобная взаимосвязь, рассмотрим один пример.
Япония. Это государство, расположенное на четырех основных островах, окружено водой и обладает значительными природными богатствами. Самой известной и большой горой в Японии является Фудзи. Для японцев эта гора, безусловно, олицетворяет их страну. Благодаря этому для Японии характерна высокая национальная монолитность. Японцы очень эффективны в коллективном труде, они не теряют чувство локтя. Сплоченность японцев крайне высока. Попробуйте одному из членов японской туристической группы предложить поужинать в ресторане — на ужин придет вся группа! Если один из туристов отправится покупать воду, вся группа сделает то же самое. Это объясняется тем, что около 70% территории страны покрыты горами. Отсутствие достаточных равнинных площадей вынуждает жителей Японии чувствовать себя в меньшей безопасности. Но они не прячутся в кусты, наоборот, японцы становятся более склонными к защитной, оборонительной позиции. Поэтому каждый японец готов встать грудью за свою семью, своих близких, друзей и даже просто знакомых.
Схемы выставления баллов Письмо
Балл Описание
9-10 Представляет очень хорошее понимание темы, идеи начала текста. Продолжение полностью соответствует началу текста, обобщает и подводит итоги, развивает идеи. Соблюдает речевые нормы языка.
7-8 Хорошо понимает тему, идею начала текста. Продолжение полностью соответствует началу текста, обобщая и подводя итоги. Представляет хороший уровень соблюдения речевых норм языка.
5-6 Достаточно понимает тему, идею начала текста. Продолжение в основном соответствует началу текста, обобщает и подводит итоги. Достаточно соблюдает речевые нормы языка.
3-4 Незначительно понимает тему, идею начала текста. Продолжение в основном не соответствует началу текста. Слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
1-2 Очень слабо понимаете тему, идею начала текста. Продолжение совсем не соответствует началу текста. Очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 15 минут Письмо — 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (2-5 минут на каждого обучающегося)
Количество баллов — 24 Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Виды речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий * № задания* Тип задания* Описание задания* Время на выполнение , мин* Балл
Молодежная культура: Интернет и социальные сети. Проблемы социальной защиты бездомных. Генетически модифицирова нные продукты. Слушание и говорение 7СГ5Участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения 1 1 КО Использует материалы прослушанного текста и составляет диалог, включает в текст свои рассуждения по поднимаемой проблемме 3-5 мин.на одного учащегося 10
Чтение 7Ч3 Понимать применение и объяснять явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте, использование паронимов, вводных слов, повторов, прямого и обратного порядка слов в предложении 2 2 РО Прочитывает текст и отвечает на вопросы к нему 15 4
7Ч4 Определять смешанные типы текстов и различать характерные черты, языковые и жанровые особенности текстов публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, 3 10
блог, письма: просьбы, приглашения, информационные и другие)
Письмо 7П4.Создавать тексты описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и создавать тексты публицистического и официально-делового стилей (объяснительная записка, расписка, правило, поздравление, инструкция, заметка, интервью, дневник, блог, письма: просьбы, приглашения, информационные) с учетом целевой аудитории, выражая собственное мнение 7СРН1. Правильно писать гласные после шипящих и Ц, НЕ с разными частями речи, окончания глаголов, суффиксы в разных частях речи 1 5 РО Создает запись в блоге на тему задания и выражает собственное аргументирован ное мнение по тексту 25
ИТОГО: 5 40 минут 24
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
-слушание и говорение принимается отдельно
18
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание
Прослушайте текст два раза. Используя материал прослушанного текста, составьте диалог на тему «Доступ детей к Интернету: за и против», отразив две противоположные точки зрения. Включите в текст свои рассуждения по поднимаемой проблеме. Время на подготовку — 2 минуты, время на диалог — не более 3 минут.
Я постоянно слышу, как взрослые люди осуждают появление интернета. Часто вспоминаю мое детство… Хотите, поделюсь воспоминаниями?
Я рос в закрытом военном городе, из которого было непросто выехать. Меня считали счастливчиком: родители летом вывозили меня к бабушке за 600 километров от дома. Эти поездки превращались в приключения! Остальные же дети не знали, как выглядит мир за пределами города. Когда я возвращался из поездок, собирался весь двор, чтобы послушать историю моих путешествий. Мы что-то слышали про Диснейленд. У нас не было Google, чтобы найти фотографии или видео об этом чуде. Мы выдумывали истории и рассказывали их друг другу. Диснейленд, как и другие непонятные для нас вещи, долгие годы оставался восьмым чудом света. У нас не было YouTube. Мы с нетерпением ждали воскресенья, чтобы посмотреть мультики или передачу «В гостях у сказки». Мы читали одинаковые книги, которые передавали из рук в руки; рассказывали истории, которые кочевали из уст в уста.
Прошло двадцать лет. Сегодня я использую Google, чтобы расширять кругозор своего ребёнка. Вчера с помощью камеры, установленной в зоопарке, мы наблюдали за тем, как кормят слонов в Африке. Несколько дней назад у нас была онлайн-экскурсия на Ниагарский водопад. Представляете? В YouTube мы находим мультфильмы о том, как устроены вещи. Интернет открыл нам массу возможностей для развития и образования наших детей! А то, как мы этими возможностями распорядимся, уже личное дело каждого родителя. (216 слов)
Схемы выставления баллов Слушание и говорение
Балл Описание
9-10 Хорошо понимает тему, идею, цели текста. Высказывание связное и логичное, использует убедительную аргументацию. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче.
7-8 Достаточно понимает тему, идею, цели прослушанного текста. Использует хорошую аргументацию. Представляет хороший словарный запас и грамотное использование грамматических структур.
5-6 Недостаточно понимает тему, идею, цели текста. Пытается строить высказывание по заданной теме и использовать разнообразную лексику и грамматические структуры.
3-4 Незначительно понимает тему и идею, цели текста. Тема раскрыта в маленьком объеме. Есть значительные отклонения от проблемы прослушанного текста. Слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2 Слабо понимает тему и идею, цели текста. При построении монолога отходит от контекста, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Очень слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
Чтение
Задание
Прочитайте текст, выполните задания.
Акцию «Дари тепло» придумали волонтеры фонда «Адал». На протяжении дня участники акции угощали едой людей, которые живут на улице. Как рассказала сотрудница благотворительного фонда «Адал» Екатерина Олиференко, она вместе с волонтерами призывает жителей Актау принять участие в акции и поддержать бездомных.
«После наступления холодов люди, которые живут за чертой бедности, очень нуждаются в поддержке со стороны общества. Мы считаем, что каждый горожанин может и должен помогать таким людям. Как говорится, от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Кроме того, это может Данную акцию мы проводим впервые, поэтому горожане, да и сами бездомные, были в недоумении от нашего желания накормить их. Мы пояснили цель акции, и они очень обрадовались. Наши волонтеры готовы помогать бедным только раз в неделю. Надеемся, что желающих помочь станет намного больше, и мы станем выходить чаще. Нами были куплены специальные термосы. Не хватает теплой одежды. В связи с этим в супермаркетах и магазинах мы установили специальные корзины, чтобы люди могли оставить там ненужную одежду и продукты питания», — рассказала Екатерина Олиференко.
Специальные корзины для сбора теплых вещей и продуктов питания установлены: 3 микрорайон (супермаркет «Дана»), 5 микрорайон (супермаркет «Дана»), 11 микрорайон (магазин «Мечта»), 14 микрорайон (магазин «Визит»), 17 микрорайон (супермаркет «Дана») и 28 микрорайон (магазин «Аман»).
Ответьте на вопросы и выполните задания:
[4]
1. Озаглавьте текст. [ 1]
2. Объясните значение выражения «живут за чертой бедности»? [1]
3. Определите тип текста. Аргументируйте [2]
Схемы выставления баллов Чтение
№ вопроса Балл Ответ Дополнительная информация
1 1 Акция «Дари тепло» Учащиеся могут сформулировать ответы своими словами, но опираясь на содержание текста.
2 1 Живут в нищите, не имея ни жилья, ни средств для существования
3 1 1 Описание с элементами рассуждения Структура текста соответствует описанию. Автор рассуждает о необходимости помощи бездомным
20
Письмо
Задание
Создайте запись в блоге на тему ГМ-продукты. Выразите собственное аргументированное мнение по теме.
Схемы выставления баллов Письмо
Баллы Описание
9-10 Показывает очень хорошее понимание темы, жанра и стиля. Соблюдает структуру: вступление, основная часть, заключение. Использует обширный спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Представляет очень хороший уровень соблюдения речевых норм языка.
7-8 Показывает хорошее понимание темы, жанра и стиля. В основном соблюдает структуру: вступление, основная часть, заключение. Использует достаточно разнообразный спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Представляет хороший уровень соблюдения речевых норм языка.
5-6 Показывает достаточное понимание темы, жанра и стиля. В основном соблюдает структуру: вступление, основная часть, заключение с некоторыми отклонениями. Использует достаточный спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Представляет удовлетворительный уровень соблюдения речевых норм языка.
3-4 Показывает незначительное понимание темы, жанра и стиля. В основном не соблюдает структуру: вступление, основная часть, заключение. Использует малый спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Представляет слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
1-2 Показывает очень слабое понимание темы, жанра и стиля. Бессвязная структура высказывания. Использует очень малый спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Представляет очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка.
21
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 15 минут Письмо — 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (2-5 минут на каждого обучающегося)
Количество баллов — 24 Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье -на письмо.
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема Виды речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий* № задания* Тип задания* Описание задания* Время на выполнени е, мин* Балл
День победы. Если бы я правил миром… Слушание и говорение СГ2 определять основную мысль, опираясь на структуру 1 1 КО Прослушивает текст используя материалы составляет диалог по теме задания 3-5 мин.на одного учащегося 10
СГ5.участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения
Чтение ЧЗ.понимать применение и объяснять явное и скрытое (подтекст) значение отдельных слов и выражений в тексте, использование паронимов, вводных слов, повторов, прямого и обратного порядка слов в предложении 1 2 РО Прочитывает текст и отвечает на вопросы к нему 15 4
Письмо Пб.писать творческие работы (200-250 слов), выбирая определенную социальную роль и речевое поведение 1 3 РО Пишет текст описание (120-150 слов) на предложенную тему, используя 2-3 предложения, осложненных обособленным определением или обстоятельством 25 10
ИТОГО: 3 40 минут 24
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
-слушание и говорение принимается отдельно
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание и говорение Задание
Прослушайте текст два раза. Используя материал прослушанного текста, составьте диалог ученика одной из российских школ с иностранным другом на тему «Празднование Дня Победы в России». Включите в текст свои рассуждения по теме. Время на подготовку — 2 минуты, время на диалог — не более 3 минут.
Праздничным салютом закончились торжества, прошедшие по всей стране. Минувшим днём Россия отметила 71-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Ровно в 10 часов вечера 9 мая фейерверк осветил небо в Москве и других городах-героях, а также центрах военных округов и флотов.
Празднование Дня Победы в столице завершилось салютом. Артиллеристы использовали пиротехнические заряды более чем 50 видов, передает «ТВ Центр». В Москве самыми популярными для наблюдения площадками по традиции стали Воробьёвы горы и Поклонная гора. Любители военной истории могли увидеть в действии легендарные военные орудия. Залпы салюта выполняли пушки ЗИС-3 образца 1942 года.
Одной из главных площадок праздника стал Парк Победы на Поклонной горе. Помимо большого концерта, там состоялась акция «Свет памяти». Она стала символом величия подвига воинов, сражавшихся с фашистскими захватчиками. У входа в парк появилась светящаяся конструкция, напоминающая цветок и в то же время факел Вечного огня.
Его цвет меняется от кроваво-красного к белому и золотому, напоминая о вечной скорби по погибшим и гордости за подвиги отцов и дедов. Организаторы раздали зрителям 12 тысяч интерактивных браслетов, которые меняют цвет синхронно с главной композицией. Световое шоу сопровождается чтением стихов и писем с фронта.
Схемы выставления баллов Слушание и говорение
Балл Описание
9-10 Показывает очень хорошее понимание темы, идеи, цели текста. Высказывание связное и логичное, использует очень хорошую аргументацию. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче.
7-8 Показывает достаточное понимание темы, идеи, цели прослушанного текста. Использует хорошую аргументацию. Употребляет хороший словарный запас и грамотное использование грамматических структур.
5-6 Показывает недостаточное понимание темы, идеи, цели текста. Пытается строить высказывание по заданной теме. Недостаточная лексика и грамматические структуры.
3-4 Показывает некоторое понимание темы и идеи, цели текста. Тема раскрыта в малом объеме. Есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Представляет малый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
24
Показывает очень слабое понимание темы и идеи, цели текста. При построении монолога отходит от контекста, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Употребляет очень малый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи.
Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
Чтение Задание
Прочитайте текст, выполните задания.
Текст 1.
Спешите делать добрые дела!
Это будет вашим первым шагом в сторону изменений к лучшему. Пусть это будет мелочь, которая не требует особых усилий, но от этого вы получите заряд положительной энергии надолго. Давно уже известно, что совершать добрые поступки не только полезно, но и приятно. Никогда не закрывайте глаза на несправедливость и не будьте безразличными, тогда люди это оценят. Что ещё отличает хорошего человека от плохого — так это честность.
Постарайтесь быть честными сами перед собой и перед окружающими.
Сейчас вы мне скажете, что честных людей нет. Поверьте, они существуют! Если вы хотите изменить себя к лучшему — станьте одним из них. Оказывается, быть честным перед самим собой гораздо труднее, чем перед окружающими. Начните меняться именно с этого.
Не пытайтесь искать виноватого в своих неудачах, не обманывайте себя, смотрите на жизнь безррозовых очков.
Поверьте, виноваты во многом бываем мы сами. Следующей ступенькой в изменениях к лучшему будет умение держать слово. Именно это является главной составляющей чести. А за честь раньше не грех было и жизнь отдать. Никогда не говорите того, что не сможете сделать. Не давайте обещаний, которые не выполните.
А если уж что-то пообещали, то чего бы вам это ни стоило — сдержите обещание. Тогда окружающие будут вас уважать. Говорить о вас будут, как о человеке дела, а это, поверьте, немаловажно. Дело в том, что держать слово получается далеко не у всех. Очень часто мы не держим своих обещаний, _раздавая их налево и направо, например, нашим детям. А начать надо именно с них. И если вы уже решили меняться к лучшему, то учитесь держать хотя бы данное детям слово. А дальше — больше — это войдёт в привычку и со всеми окружающими.
Задание
Выпишите из текста 4 выражения, употребленных в переносном смысле. Объясните их значения.
25
Схемы выставления баллов Чтение
№ Балл Ответ Дополнительная
вопроса информация
1 1 Не закрывайте глаза на несправедливость — не игнороруйте Смотрите на жизнь без розовых очков — не приукрашивайте действительность, будьте реалистами Следующей ступенькой в изменениях к лучшему — следующим этапом Давать слово — обещать Раздавая их налево и направо — без разбору Учащиеся могут сформулировать ответы своими словами, но опираясь на содержание текста.
[4
Письмо
Задание
Представьте, что все страны мира объединились в единое государство. Напишите текст-описание на тему: «Какими качествами должен обладать человек, который смог бы управлять всем миром» (120-150 слов). Используйте 2-3 предложения, осложненных обособленным определением или обстоятельством.
Схемы выставления баллов Письмо
Балл Описание
9-10 Представляет очень хорошее понимание темы Соблюдает структуру. Использует обширный спектр лексики (авторской), языковых конструкций. Соблюдает речевые нормы языка.
7-8 Представляет хорошее понимание темы. Использует подходящую структуру Употребляет разнообразную лексику, в том числе авторскую, языковьи конструкции. Соблюдает речевые нормы языка.
5-6 Показывает достаточное понимание темы. Структура соответствует работе с некоторыми отклонениями. Удовлетворительный спектр лексики (незначительное использование авторской лексики) и языковых конструкций. Допускает ошибки в соблюдении речевых норм языка.
3-4 Показывает недостаточное понимание темы. Структура в основном не соответствует эссе. Малый спектр лексики и языковых конструкций. Испытывает затруднения в соблюдения речевых норм языка.
1-2 Показывает незначительное понимание темы. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Неполный спектр лексики и языковых конструкций. Не соблюдает речевые нормы языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *