СОЧ Русский язык 9 класс

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемые результаты…………………………………………..3
4. Уровни мыслительных навыков…………………………………….4
5. Правила проведения суммативного оценивания……………………….6
6. Модерация и выставление баллов………………………………….7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..27
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..36
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты
Учащийся
— владеет устной и письменной речью на русском языке, использует способы речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации соответственно намеченным целям или для разрешения проблем;
— творчески выражает свои мысли, идеи в устной и письменной форме, соответственно заданному контексту;
— использует коммуникативные навыки для общения в разных жизненных ситуациях, выражая свое эмоционально ценностное отношение к окружающей действительности;
— использует язык как инструмент познания окружающей действительности и средство для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем в соответствии с нормами устной и письменной речи;
— воспринимает национальную и мировую литературу как часть мирового культурного наследия и рассматривает ее как основу для своего развития и совершенствования.
3
4. Уровни мыслительных навыков
Виды речевой деятельности Уровень мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Слушание и говорение Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка — понимание основной и детальной информации текста, высказывание критического отношения к услышанному; — определение основной мысли на основе микротем; — пересказ содержания текстов смешанного типа с творческой интерпретацией информации; — прогнозирование содержания по финалу текста; — участие в полемике, синтез различных точек зрения; — оценивание прослушанного материала с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала; — создание развёрнутого аргументированного монолога; — использование модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
4
— понимание открытой и скрытой (подтекста) информации сплошных и несплошных текстов,
— соотнесение заключённой в тексте информации с информацией других
источников /личным
опытом;
— выявление особенностей и роли структуры текста в передаче основной мысли;
— понимание применения аббревиации, парцелляции, иронии, намёка,
преуменьшения, преувеличения и других приемов в тексте; -определение типа текста, характерных черт,
языковых особенностей; -формулирование вопросов и идей, интерпретация содержания текстов;
— использование разных видов чтения, в том числе просмотрового чтения, чтения с составлением плана;
-извлечение и синтез информации из различных источников, выводы на основе полученных
сведений;
— сравнение стилистических особенностей:
композиционных, языковых и жанровых особенностей различных текстов (научная статья, отчет о поездке).
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО) и развернутого ответа (РО).
5
Письмо — составление разных видов плана, в том числе цитатного, тезисного; — изложение содержания текстов, синтез информации прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала; — создание текстов-описания с элементами рассуждения, текстов-повествования с элементами рассуждения соответствующих стилей (научная статья, отчет о поездке); — написание разных видов эссе, в том числе дискуссионного; — создание творческих работ. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие развернутого ответа (РО).
Соблюдение речевых норм — соблюдение орфографических норм; — использование морфологических средств связи (союзов и союзных слов) в сложных предложениях; — соблюдение пунктуационных правил: знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях; — использование стилистически окрашенных слов, аббревиатуры, парцелляции. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
6
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно во время оценивания, и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (4-5 минуты на каждого учащегося). Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
8
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий* № задани я* Тип задани я* Описание задания* Время на выполнен ие, мин* Балл за вид речевой деятель ности * Общий балл
Конфликты и миротворчес тво Сухопутные страны Слушание Говорение 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию текста, высказывая критическое отношение к услышанному 1 1 РО Учащийся слушает текст. Первый раз -ознакомительное прослушивание. Во время второго прослушивания можно делать записи. Учащийся делает обзор прослушанной информации, определяет ее основную мысль. Задание нацелено на понимание основного содержания прослушанного текста, выражение своего отношение к услышанному. 5 10 10
9.1.2.1 Определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному
Чтение 9.2.1.1 Понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося 2 2_А КО Учащийся выполняет 2 задания. Задание А Учащийся читает текст и отвечает на 6 вопросов. Задание нацелено на 10 6 10
9
заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом понимание основной информации текста и предусматривает ответы на вопросы с опорой на источник информации
9.2.2.1 Выявлять особенности и роль структуры текста в передаче основной мысли 9.3.1.1 С оставлять разные виды плана, в том числе цитатный, тезисный 2_Б РО Задание Б Учащийся составляет сложный план текста. Определяет его основную мысль. Задание оценивает уровень сформированности навыков выявлять роль структуры в тексте. 10 4
Письмо 9.3.2.1 Излагать содержание текстов, синтезируя информацию прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала 1 3 РО Учащийся пишет выборочное изложение текста на определенную тему. Задание оценивает умение писать текст, синтезируя информацию из различных источников. 10 10 10
Использование языковых единиц 9.4.1.1 Соблюдать орфографические нормы Учащийся соблюдает орфографические нормы русского языка. 5 — —
ИТОГО: 40 мин 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
10
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 1 четверть
Слушание и говорение Задание 1.
Прослушайте текст (https://www.voutube.com/watch?v=e03vwh3BUE8 -«Казахстан — посредник в решении глобальных проблем и разногласий»).
Представьте краткий обзор его содержания, определите тему, основную мысль и выразите свое отношение к проблеме. Приведите аргументы для защиты своей точки зрения.
[10]
Время для подготовки — 1 минута, время обзора текста — 1 минута, время высказывания по теме — 3 минуты.
Транскрипт
Казахстан — посредник в решении глобальных проблем и разногласий
Казахстан в очередной раз выступает посредником в решении глобальных проблем и разногласий. На этот раз инициативу проявили в посольстве нашей страны в Австрии. На фоне напряженной ситуации в Европе, в связи с терактами во Франции дипломаты решили собрать в одном зале общественность и представителей различных религий, чтобы разъяснить, что ислам и терроризм — это совершенно несовместимые понятия. Участники встречи убеждены, что преступники лишь прикрываются религией и к истинным вероучениям не имеют никакого отношения. Также на встрече говорили об уникальном опыте Казахстана, где в мире и согласии живут представители более ста национальностей и конфессий. По словам австрийцев, они с каждым днем все чаще задумываются о том, что Казахстан пошел по правильному пути. Ведь стабильность и спокойствие — это то, чего сейчас остро не хватает Европе.
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Показывает очень хорошее понимание темы, основной мысли текста, цели общения. Выражает свое отношение к услышанному. Высказывает связные и логичные идеи, использует очень хорошую аргументацию, принимая во внимание проблему и содержание текста. Логично и связно строит высказывание. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче. Речь правильная, изредка допускает незначительные ошибки.
7-8 Показывает очень хорошее понимание темы, однако основная мысль текста раскрыта не в полном объеме. Выражает свое отношение к услышанному. Высказывает связные и логичные идеи, использует хорошую аргументацию. Логично и связно строит высказывание. Демонстрирует хороший словарный запас и правильное использование грамматических структур. В основном речь правильная, но есть некоторые ошибки.
5-6 Показывает не совсем верное понимание темы, основная мысль текста раскрыта неполностью. Не выражает своего отношение к услышанному, больше сбивается на пересказ текста. Высказывание строит достаточно логично и связно. Незначительно отклоняется от лексических норм и грамматических конструкций.
11
3-4 Слабо понимает тему и основную мысль текста; цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Использует словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2 Очень слабо понимает тему и основную мысль текста; сбивчиво пересказывает содержание прослушанного, отходит от контекста, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Представляет очень слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур, которые мешают пониманию высказывания.
Чтение
Задание 2.
А) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по его содержанию:
1) Какой заголовок, будет отражать содержание всего текста? [1]
2) Что объединяет Узбекистан и Лихтенштейн? [1]
3) Почему в Узбекистане перестраивают дороги? [1]
4) О каких традициях узбекского народа вы узнали из текста? [1]
5) Какую проблему поднимает автор в тексте? [1]
6) Какова цель текста? [1]
Текст
Узбекистан — самая что ни на есть сухопутная страна, одна из двух стран мира, которая ни сама доступа к морю не имеет, и ни один из ее соседей не имеет. Чтобы отсюда попасть к морю, нужно пересечь минимум две границы, одной не обойдешься.
Вторая такая страна — Лихтенштейн. Но Лихтенштейн — просто пара деревень, да и в Европе в наше время от границ одни названия остались.
А вот в Узбекистане границы очень даже настоящие и вполне себе на замке. Ну-ка, кто бы раньше мог подумать, например, что между Узбекистаном и Таджикистаном будет визовый режим? А это так. По крайней мере, было год назад, когда я там проезжал.
Так что, выходит, что именно Узбекистан — самое сухопутное государство в мире! А Арал и Каспий не считаются — они озера, из них в море никак не попасть. Ташморе, тем более, не считается.
Кстати, об Арале. Достаточно зайти в книжный магазин и посмотреть карты Узбекистана разных годов издания, чтобы в их сравнении увидеть, как он усыхает. Хотя сложно сказать, влияет ли это на климат.
А зато про климат вот чего расскажу. Есть такое понятие — «чилля». Происходит от персидского слова «сорок». Вообще, сорок дней — период, весьма часто встречающийся в исламе, также как и в христианстве. А еще есть две климатические чилли в течение года, два раза по сорок дней, когда погода наиболее экстремальная. Летняя чилля идет с 25 июня до 5 августа, а зимняя с 25 декабря по 5 февраля. Летнюю я не застал, был в сентябре уже, хоть было еще и жарковато, но уже не чилля, а вот зимнюю очень даже испытал. В Ташкенте было до минус 20.
Границы между Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в советское время были нарисованы весьма причудливо. За это теперь приходится расплачиваться. Например, перестраивать дорогу, что автомобильную, что железную, которая несколько раз заходит на территорию соседа и обратно. Тут такое было сплошь и
12
рядом. Вот была б моя воля, я б все границы и таможни во всем мире просто отменил. А таможенников бы отправил на уборку хлопка.
Во всяком городе вокзал обычно расположен в центре, а аэропорт на окраине. А в Бухаре все наоборот, вокзал далеко на окраине, а аэропорт намного ближе к центру. Местные рассказывают, что причина в том, что железную дорогу строили при царе, а в Бухаре в то время был эмир, который не захотел подпускать русских слишком близко к городу. Учтите это, когда туда поедете. Я имею в виду не нелюбовь к русским, которой там и близко нет, а удаленность вокзала.
А вот еще про Бухару. В Узбекистане есть такое понятие, как «косточки». Это жареные косточки абрикоса, ядрышки которых едят, словно орехи. И наиболее хорошими считаются именно бухарские, они даже внешним видом отличаются от других. На базаре так и спрашивайте: «Косточки есть? Бухарские? Сколько стоят? Сколько, сколько? Э, брат, ты где такую цену видел?» Ну и так далее, ибо торговаться в Узбекистане можно и нужно.
А помимо косточек, самые лучшие помидоры, лимоны и дыни до сего дня из всех стран, что посетил, я пробовал в Ташкенте. А самый лучший плов — в Самарканде.
А еще в Узбекистане, как, впрочем, и везде в Средней Азии, прежде чем пить чай, трижды наливают немного чая из чайника в пиалу и тут же обратно в чайник, чтобы лучше заварился. Процедура эта называется «чой кайтариш » или просто «кайтар-кайтар». А когда пьют, никогда не наливают полную пиалу, а треть, максимум половину. Делайте так, и вас примут за своего.
А еще Узбекистан — единственная страна, граничащая со всеми остальными среднеазиатскими республиками — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Плюс с Афганистаном. В этом смысле Узбекистан — самый средний в Средней Азии. Он — ее сердце.
(из статьи блогера)
B) Составьте сложный план текста. Определите его основную мысль. В какой части текста она отражена? Почему?
[4]
Схема выставления баллов
№ задания № вопроса Балл Ответы Дополнительная информация для учителя
Задание 2 А. 1) 1 Узбекистан — сердце Азии. Что мне хотелось бы рассказать об Узбекистане. Узбекистан — сухопутная страна. Балл присуждается и за другие варианты заголовков, предложенных учащимися. Главное -название должно отражать содержание текста.
2) 1 Лихтенштейн, как и Узбекистан -сухопутная страна, чтобы отсюда попасть к морю, нужно пересечь минимум две государственные границы. Балл присуждается за правильный ответ на вопрос.
13
3) 1 В Узбекистане перестраивают дороги, потому что они несколько раз заходят на территорию соседнего государства и обратно. Эта проблема возникла со времен распада СССР, когда все дорожные пути были общие. Балл присуждается за правильный ответ на вопрос.
4) 1 1. В Узбекистане исповедуют ислам; 2. ядрышки ягод и фруктов едят, словно орехи; 3. узбеки любят торговаться; 4. национальное блюдо -плов; 5. чайная церемония «кайтар-кайтар» 6. когда пьют чай, никогда не наливают полную пиалу. Чтобы получить балл, учащийся должен перечислить не менее трех традиций из текста.
5) 1 Почему Узбекистан считают самой сухопутной страной, не имеющей выхода к морю? Балл присуждается за правильный ответ на вопрос.
6) 1 Цель текста — рассказать об увлекательных фактах, поделиться своими впечатленимия об Узбекистане. Балл присуждается за правильный ответ на вопрос.
Задание 2 B. 4 План текста: 1. Вступление: Узбекистан -самая сухопутная страна. 2. Основная часть: Несколько интересных фактов об Узбекистане. 1) Озёра Узбекистана. 2) Климат. 3) Дороги. 4) Вокзал и аэропорт Узбекситана. 5) Бухарские косточки. 6) Чайные традиции. 3. Заключение: Узбекистан -сердце Азии. Основная мысль текста: Узбекистан — самая сухопутная страна в Средней Азии. Сложный план к тексту — 1 балл; Основная мысль текста — 1 балл; Определение структурных частей текста — 1 балл; Обоснование идей — 1 балл.
14
Письмо
Задание 3.
Прочитайте текст. Напишите его выборочное изложение на тему «Казахстан — крупное сухопутное государство». Приведите в тексте известные вам факты и примеры по данной теме из других источников. Соблюдайте логичность и последовательность изложения информации. Пишите грамотно.
[10]
Текст
Казахстан — это Азия и Европа, а точнее — Центральная Азия. Его территория огромна: Казахстан занимает девятое место в мире и второе в СНГ (после России), превосходя по площади территории все остальные страны Содружества. Это самая сухопутная страна. На планете нет места, которое было бы удалено от океанов, чем восточная часть республики. Её жители — самые сухопутные люди в мире.
Казахстан примечателен не только своими размерами, но и природными контрастами. Самые северные точки его лежат на широте Казани и Москвы, а южные — Мадрида, Стамбула, Баку. Отдельные его части расположены на десятки метров ниже уровня моря, тогда как другие поднялись выше облаков, а их вершины намного превосходят Монблан -высшую точку Европы. Разнохарактерная природа Казахстана отразидась в их названиях: Каратау — «чёрные горы», Актау — «белые горы», Кокшетау — «голубые горы», Алатау -«пёстрые горы».
Более половины площади страны занимают равнины, среди которых выделяются три низменности: Прикаспийская, Западно-Сибирская и Туранская, четвёртую часть занимают холмистые, мелкогорные и среднегористые районы и одну десятую часть — высокогорные хребты: Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура, Тарбагатая и Алтая, окаймляющие территорию республики с юга, юго-востока и востока.
Горные районы Южного и Восточного Казахстана являются местом отдыха населения. Этому способствует возможность заниматься здесь активными видами отдыха и спортом. Всё большее развитие получает лыжный туризм, многие туристы и отдыхающие устремляются сюда, чтобы полюбоваться красотами ледников и озёр, альпийских лугов и лесных массивов. Здесь имеется возможность также для прокладки интересных горнопешеходных маршрутов различной категории сложности.
С вершин гор и горных склонов берут начало реки Казахстана. Как и горы, с которых они начинаются, многие реки имеют своеобразные названия (Аксу — «белая вода», Карасу -«черная вода»). Стоит вам побывать хоть раз на берегах этих «цветных» рек, и вы сразу поймёте, насколько верно даны им эти названия.
Очень разнообразен и климат республики. В Алматы средняя температура июля такая же, как и в Шри-Ланке (Цейлоне), на Калимантане (Борнео) и Яве. А ведь эти острова находятся на экваторе или недалеко от него! Но вот зато зимой в Восточном Казахстане холоднее, чем на островах Арктики — новой Земле или Шпийбергене. Когда на юге республики уже идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом.
(из учебника «География», 10 класс)
15
Схема выставления баллов
Баллы Описание
9-10 Творчески подходит к выполнению задания, выдерживая структуру текста. Выборочно излагает содержание текста. Полностью раскрывает тему работы, обосновывая свою позицию аргументами из дополнительных источников. Грамотно использует языковые возможности для воздействия на читателя. Применяет обширный спектр лексики и языковых конструкций. Соблюдает речевые нормы языка
7-8 Показывает хорошее понимание темы работы, выдерживает объем и структуру задания. Излагает содержание текста, обосновывая свою позицию аргументами из личного опыта. Достаточно использует языковые возможности для воздействия на читателя. Употребляет разнообразную лексику и языковые конструкции. Незначительно нарушает речевые нормы языка
5-6 Недостаточно понимает и раскрывает тему работы. Излагает достаточно подробно содержание текста. Не выражает собственного отношение к проблеме. Структура соответствует заданию с некоторыми отклонениями. Достаточное использование языка для воздействия на читателя. Использует незначительно лексические и языковые возможности. Показывает достаточный уровень соблюдения речевых норм языка
3-4 Неточно понимает и раскрывает тему работы. Структура текста мало соответствует заданию. Слабое использование языка для воздействия на читателя. Отступает от лексических норм. Показывает слабый уровень соблюдения речевых норм языка
1-2 Очень слабо понимает и раскрывает тему задания. Нарушает структуру: она расплывчата или бессвязна. Есть попытки использования языка для воздействия на читателя. Отступает от лексических норм и нарушает языковые конструкции. Слабое владение языком
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность суммативной работы — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (4-5 минут на каждого учащегося). Количество баллов — 30
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий* № задани я* Тип задани я* Описание задания* Время на выполне ние, мин* Балл за вид речевой деятельно сти * Общи й балл
Традиции и культура Слушание Говорение 9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя информацию 9.1.4.1Прогнозиро вать содержание по финалу текста 2 1 TI Я о о Пред прослушиванием текста учащийся записывает свои прогнозы о его содержании по пословице, употребленной в тексте. Учащийся слушает текст два раза. Первый раз -ознакомительное прослушивание. Во время второго прослушивания может делать записи. Задание нацелено на прогнозирование содержания текста и пересказ основной информации. 5 10 10
Чтение 9.2.3.1 Понимать применение аббревиации, парцелляции, 3 2 КО Выполняет 3 задания. Задание 1). Учащийся выделяет 10 5 10
18
Ресурсы планеты Земля
иронии, намёков, преуменьшения, преувеличения и другие приемы в словосочетаниях
9.2.4.1 Определять типы текстов,
характерные черты, языковые особенности текстов разных
жанров, стилей и подстилей (научная статья, отчет о поездке)
синтаксические особенности текста. Задание 2).
Учащийся определяет роль изобразительных средств в тексте. Задание 3).
Нацелено на
определение информации, заключенной в несплошном тексте.
РО
Задание 4), 5). Учащийся дает развернутый ответ на вопрос,
используя информацию текста, а также информацию, полученную на уроках в ходе изучения раздела. Задание нацелено на проверку умения перерабатывать прочитанную информацию и использовать ее в качестве
аргументов для определения типа и стиля текста.
10
2
2
5
19
Традиции и культура Письмо 9.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения соответствующих стилей (научная статья, отчет о поездке) с учетом целевой аудитории 1 3 РО Учащийся пишет одну работу из трех предложенных, объемом 300-350 слов. Задание оценивает умение писать текст с учетом целевой аудитории и в соответствии с выбранным жанром, умение раскрывать и аргументировать тему, описывать собственные впечатления, а также правильно использовать языковые средства. 15 10 10
Использование языковых единиц 9.4.4.1 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях 1 3 РО Учащийся правильно использует знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях — —
ИТОГО: 40 мин 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
20
Образцы заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть Слушание и говорение Задание 1.
1) Предположите содержание текста по пословице: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Запишите две свои идеи.
2) Прослушайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Дополните содержание текста аргументами и примерами о том, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории.
[10]
Время для подготовки — 1 минута, время обзора текста — 1 минута, время высказывания по теме — 3 минуты.
Транскрипт
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории.
Почитание старших, поддержка младших, оказание гостеприимства незнакомому путнику, способность без суда и тюрем находить справедливое решение в спорах свидетельствует о том, что взаимоотношения казахов были основаны на принципах нравственности и гуманизма. Основа такого мировоззрения изначально была заложена в традициях, культуре и повседневном быту степняков.
Примечательно, казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Об этом свидетельствует народная мудрость: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.
21
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Полно прогнозирует содержание текста. Показывает очень хорошее понимание темы, основной мысли текста. Выражает свое отношение к услышанному. Высказывает связные и логичные собственные идеи, использует очень хорошую аргументацию, принимая во внимание проблему и содержание текста. Логично и связно строит высказывание. Словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче. Речь правильная, изредка допускает незначительные ошибки.
7-8 Достаточно близко к тексту прогнозирует его содержание. Показывает очень хорошее понимание темы, однако основная мысль текста раскрыта не в полном объеме. Выражает свое отношение к услышанному. Высказывает некоторые собственные идеи, использует хорошую аргументацию. Логично и связно строит высказывание. Демонстрирует хороший словарный запас и правильное использование грамматических структур. В основном речь правильная, но есть некоторые ошибки.
5-6 Некоторые преположения отражают содержание текста. Показывает не совсем верное понимание темы, основная мысль текста раскрыта неполностью. Приводит некоторые собственные идеи, но не выражает своего отношение к услышанному, больше сбивается на пересказ текста. Высказывание строит достаточно логично и связно. Незначительно отклоняется от лексических норм и грамматических конструкций.
3-4 Приводит прогнозы, которые не отражают содержание текста. Неточно понимает тему и основную мысль текста; цель общения достигнута не полностью, собственные идеи раскрывают тему в ограниченном объеме, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Использует словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2 Затрудняется прогнозировать содержание текста. Очень слабо понимает тему и основную мысль текста; сбивчиво пересказывает содержание прослушанного, отходит от контекста, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста, не приводит собственных аргументов. Представляет очень слабый словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур, которые мешают пониманию высказывания.
22
Чтение
Задание 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
МЫ ОЦЕНИВАЕМ МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Понятие о ресурсообеспеченности. Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной прородных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Конечно, на показатель ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социальноэкономическим.
Пример. Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн.т. условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить примерно на 350-400 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учётом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится во много раз.
Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится той или иной их вид — к исчерпаемым (невозобновляемым и возобнавляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.
2. Минеральные ресурсы: достаточно ли их? Люди ещё в древности научились использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло своё выражение в названиях исторических периодов развития человеческой цивилизации, например, каменный век. В наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883-1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.
Тем не менее земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по велению людей в любом количестве может поставлять им сокровища земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. Во-вторых, мировые запасы отдельных их видов далеко не одинаковы (см. таблицу №1). Наконец, в-третьих, «аппетиты» человечества тоже всё время растут.
БЛОК 2
300
120 3
60
ш ■
1 900 г. 1 950 г. 980 г. 2000 г.
Рис. Л. Объем минерального сырья, которое извлекается из недр» Земли
1) Выпишите из текста восклицательное и вопросительное предложение какой целью автор использует их в тексте.
[2]
2) Выпишите из текста сравнение, объясните его роль в тексте.
[2]
3) Какую информацию текста иллюстрирует рисунок? Запишите ее.
4) Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
5) Определите тип и стиль текста, укажите их характерные черты.
Объясните, с
[1]
[1]
[4]
23
Схема выставления баллов
№ задания № вопроса Балл Ответы Дополнительная информация для учителя
Задание 2 1) 2 Восклицательное предложение: «Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить примерно на 350 — 400 лет!». С помощью восклицательного знака автор текста привлекает внимание читателя к данной информации, подчеркивает, насколько невелик срок использования недр земли при сегодняшнем уровне добычи ресурсов. Вопросительное предложение: «Минеральные ресурсы: достаточно ли их?». Предложение использовано в тексте в качестве подзаголовка. Вопрос помогает автору выделить информацию, о которой пойдет речь в данной части текста. 1 балл — учащийся верно определил восклицательное и вопросительное предложение. 1 балл — учащийся верно объяснил цель использования предложений в тексте.
2) 2 Сравнение: «земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку». С помощью данного образного выражения автор пытается объяснить читателю потребительское отношение людей к богатствам Земли, выражает свою обеспокоенность о невосполнимости природных ресурсов. 1 балл — учащийся верно выделил сравнение. 1 балл — учащийся объяснил его роль в тексте.
3) 1 Ресурсообеспеченность зависит от масштабов извлечения природных ресурсов. С каждым годом растет уровень потребления минерального сырья и, соответсвенно, сокращаются их невозобновляемые запасы в недрах Земли. Балл присуждается за правильный ответ на вопрос. Принимаются и другие формулировки, отражающие данную информацию.
4) 1 Понятие ресурсообеспеченности является не природным, а социально-экономическим. Балл присуждается за правильный ответ на вопрос.
24
5)
Тип текста — рассуждение. Автор объясняет понятие
ресурсообеспеченности, приводит примеры и доказательства.
Использует вводные
конструкции: таким образом, во-первых, однако, наконец и др.
Стиль текста — научный. Текст носит обучающий характер. Скорее всего, размещен в учебнике, т.к. есть отсылки на таблицу, задания. Использована диаграмма/рисунок, разъясняются понятия,
приводятся точные факты, употребляются термины
(ресурсообспеченность, природные ресурсы, минеральное сырье и др.), слова с переносным значениям заключены в кавычки (человеческие «аппетиты»),
числительные записаны цифрами (350-400, 200), имеются
общедоступные сокращения (трлн т, млрд т).________________
1 балл — учащийся верно определил тип текста.
1 балл — учащийся привел не менее 2-х обоснований.
1 балл — учащийся верно определил стиль текста.
1 балл — учащийся привел не менее 3-х обоснований.
4
Письмо Задание 3.
Напишите текст на одну из предложенных тем. Соблюдайте логичность и последовательность изложения информации. Пишите грамотно. Обратите внимание на постановку знаков препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях. Объем письменного высказывания — 300 — 350 слов.
1) Вам удалось посетить одну из стран, традиции и культура которой вас давно интересовали. Опишите в путевом дневнике один день пребывания в этой стране. Постарайтесь передать чувства, эмоции, которые вы испытали в этот день.
2) С классом вы участвовали в геологической экспедиции по поиску новых месторождений природных ресурсов. Напишите отчет для директора школы о вашей экспедиции. Постарайтесь отразить в отчете ее цель и события.
[10]
25
Схемы выставления баллов
Баллы Описание
9-10 Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. Строго выдержанная и подходящая структура, соблюдение норм повествовательного или описательного жанра письма. Тонкое понимание аудитории. Творческое использование языка для произведения эффекта на читателя. Высокий уровень грамотности. Выдержан объем текста.
7-8 Детальное понимание и раскрытие темы. Правильная структура письма, соблюдение норм повествовательного или описательного жанра письма. Хорошее понимание аудитории. Успешное использование языка для воздействия на читателя. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, случайные ошибки, не затрудняющие понимание. Количество слов более или менее указанного на 50 слов.
5-6 Хорошее понимание и раскрытие темы. Структура письма, соответствующая заданию, недостаточно последовательная, наблюдаются некоторые отклонения от повествовательного или описательного жанра письма. Удовлетворительное понимание аудитории. Хорошее использование языка для воздействия на читателя. Некоторое несоблюдение орфографических и пунктуационных норм. Количество слов более или менее указанного на 100 слов.
3-4 Слабое понимание и раскрытие темы. Структура письма слабо выражена, временами непоследовательна или не всегда соответствующая заданию, форма может быть не выдержана, например, полностью повествовательный ответ на описательный вопрос; Ограниченное понимание аудитории. В некоторых случаях попытки использования языка с целью воздействия на читателя. Заметное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Количество слов более или менее указанного на 150 слов.
1-2 Частичное понимание и раскрытие темы. Отсутствие соответствующей структуры письма, жанр не выдержан. Очень ограниченное понимание аудитории. Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на читателя. Большое количество ошибок. Изложение часто неясное. Количество слов более или менее указанного на 200 слов.
26
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут для диалога в парах) Количество баллов — 30 баллов
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
27
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол. заданий* № задани я* Тип задани я* Описание задания* Время на выполне ние, мин* Балл за вид речевой деятельно сти * Общи й балл
Всемирная связь в 21ом веке Подросток в современно м мире Слушание Говорение 9.1.5.1 Участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы 9.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение 1 1 РО Учащийся участвует в дискуссии, отстаивая и аргументируя собственную точку зрения. Задание нацелено на умение оценивать прослушанную информацию и высказывать свою точку зрения. 5 10 10
Чтение 9.2.5.1 Формулировать вопросы и идеи, интерпретируя содержание 1 2 КО Выполняет 2 задания. Задание А. Учащийся 10 5 10
28
текстов прочитывает текст и составляет к нему вопросы. Задание нацелено на понимание основной информации текста и формулирование вопросов, интерпретируя его содержание.
9.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением конспектов 1 2 РО Задание Б. Учащийся дает развернутый ответ на вопрос, интерпретируя информацию из текста. Задание нацелено на проверку умения перерабатывать прочитанную информацию, используя разные виды чтения для составления конспекта. 10 5
Письмо 9.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая 1 3 РО Учащийся выбирает одну из предложенных тем и пишет дискуссионное эссе. 15 10 10
29
проблему с разных сторон и предлагая пути решения Объем работы — 300 — 350 слов. Задание оценивает умение рассматривать проблему с разных сторон и выражать собственное мнение, правильно используя языковые средства для воздействия на читателя.
Использование языковых единиц 9.4.3.1 Использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях. 1 3 РО Учащийся правильно использует слова в свойственном им значении, морфологические средства связи (союзы и предлоги) в предложениях. Соблюдает грамотность речи. — —
ИТОГО: 40 мин 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
30
Образец заданий и схема выставления баллов за 3 четверть Слушание и говорение
Задание 1.
Разыграйте в паре полемику по одной из предложенных тем. Убедите собеседника в правильности вашей позиции. Используйте убедительные аргументы, приводите соответствующие им примеры. Уместно используйте лексику по теме, средства выразительности, фразеологизмы, эмоционально окрашенные слова. В процессе диалога давайте оценку аргументам собеседника.
Время на подготовку — 3 минуты, время на дискуссию — не более 5 минут.
Темы для полемики:
1. Мир без средств связи стал бы лучше/хуже.
2. Развитие спутниковой связи: за и против.
3. Все лучшие средства связи уже созданы.
[10]
Схема выставления баллов
Баллы Описание
9-10 Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль. Ответы на вопросы естественны, в обсуждении может представить и защитить свою точку зрения.
7-8 Демонстрирует достаточно большой спектр языковых структур и достаточно большое разнообразие лексики, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. В целом речь грамотная, допускает случайные ошибки. В общем, свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль. Дает обдуманные ответы, может представить и защитить свою точку зрения, иногда нуждается в поддержке.
5-6 Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур. Речь ясна, допускает ошибки, не вызывающие непонимание. В общем, свободно излагает простые идеи, сбивается при описании сложных идей, использует соответствующий стиль с редкими случайными ошибками. Испытывает затруднения с ответом, нуждается в поддержке.
4-3 Демонстрирует ограниченный спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. Допускает в речи ошибки, временами вызывающие непонимание. Свободно излагает только простые идеи, иногда использует соответствующий стиль. Испытывает затруднения с ответом и/или отвечает узко, затрудняется участвовать в обсуждении без значительной поддержки.
2-1 Демонстрирует очень маленький спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. В целом речь прерывиста, часто повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание. Использует несоответствующий стиль. Явно затрудняется с ответом и/или дает ограниченные ответы, принимает минимальное участие в обсуждении.
31
Чтение
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Задание А
Какие вопросы, на ваш взгляд, автор задал Никите Широбокову, чтобы написать данную статью? Запишите 5 вопросов.
Баллы присуждаются за верно сформулированные вопросы по тексту.
[5]
Задание Б
Используя информацию прочитанного текста, дайте развернутый (8-10 предложений) ответ на вопрос: «Какими навыками 21 века обладают современные подростки?».
Соблюдайте логику и последовательность при изложении информации. Пишите грамотно. Не копируйте длинных фраз из текста, интерпретируйте информацию.
[5]
Текст
«Современные подростки умнее, быстрее и сильнее, чем мы»: чем нынешнее поколение отличается от предыдущих.
Дети постоянно меняются. Сегодня они не такие, какими были их ровесники десять лет назад.
По словам Никиты Широбокова, современные подростки сильно отличаются от тех, какими были их сверстники несколько лет назад. «Они очень крутые. Они умнее, быстрее и сильнее, чем мы. Мне 26, и я чувствую, насколько разительно моё мышление отличается от их мышления. Я вырос на диалапе, тусил на форумах, смотрел Масяню, читал башорг, прошёл через три поколения веба. Они же провели сознательную жизнь со смартфоном в руках», — говорит Широбоков.
Другая модель развития наложила отпечаток на поколение. Современные подростки хорошо понимают, когда им врут, считает Широбоков. Раньше дети верили всему, что говорили учителя. Тот, кто старше, считался более опытным. Его мнению доверяли. Сейчас подростки понимают, что все могут ошибаться. Школьники легко могут проверить любой тезис, выдвигаемый учителем. Достаточно просто ввести это в поисковике. Все взрослые ошибаются, поэтому у нынешнего поколения нет авторитетов.
Современные дети понимают, что сегодня не нужно заучивать всю информацию. Всегда можно проверить всё в интернете.
«Мы заучивали. Они знают, где найти. Когда ты гуглишь, ты всегда получаешь самую актуальную информацию. Мы же полагаемся на память. А мир-то развивается, всё движется. И моргнуть не успели, а уже вчерашние правила не работают. Подростки очень круто работают с информацией. Они её не глотают, они ей управляют. Эта способность помогает справиться с задачами намного эффективнее».
По мнению Широбокова, в среде подростков больше нет субкультур. Раньше были эмо, панки, готы, рэперы, тусовщики. Теперь их нет. Коммуникационные барьеры разрушились. Современные подростки открыты ко всему новому. Они готовы пробовать. У них нет страха. Современные подростки не боятся быть чужими в любой группе.
Для современных подростков важен хайп. Тренды загораются и тухнут гораздо быстрее, чем раньше. Дети хотят постоянно идти вперед, искать что-то новое. «Нас учили, что нужно найти своё и остановиться. Они научились не останавливаться никогда, потому что нет ничего „своего“. Они как Христофор Колумб, всё время в поисках чего-то нового. Новое = своё», — считает Широбоков.
Источник: https://mel.fm/novosti/8397642-nas-uchili-chto-nuzhno-navti-svove-i-ostanovitsva-
segodnya-podrostki-nauchilis-ne-ostanavlivatsya-ni
32
Схема выставления баллов
№ задания № вопроса Балл Ответы Дополнительная информация для учителя
Задание 2 А 5 1) Чем современные подростки отличаются от предыдущего поколения? 2) Почему современные подростки так отличаются от предыдущих? 3) Есть ли у современных подростков авторитеты, примеры для подражания? 4) Вы действительно считаете, что современные подростки умнее взрослых? 5) Появились ли новые молодежные субкультуры? Почему? 6) Что важно для сегодняшних подростков? 7) Какими навыками они обладают? Возможны и другие ответы учащихся. Баллы присуждаются за верно сформулированные вопросы по тексту.
Задание 2 Б Навыки современных подростков: 1) Умение пользоваться техническими средствами связи: смартфонами, планшетами, компьютерами; 2) Быстрая обработка полученной информации, выделение главного в большом потоке; 3) Отделение фактов от мнений; 4) Информационная грамотность; 5) Функциональная грамотность; 6) Эффективность; 7) Коммуникабельность; 8) Стремление к познанию, жажда знаний; 9) Стремление к цели. 1 балл — учащийся верно назвал не менее 3-х навыков; 1 балл — учащийся построил ответ логично и последовательно; 1 балл — учащийся дал развернутый ответ на вопрос (8-10 предложений); 1 балл — учащийся соблюдал грамотность речи; 1 балл — учащийся интерпретировал информацию текста.
33
Письмо
Задание 3. Напишите дискуссионное эссе на одну из предложенных тем. Объем письменного высказывания -300-350 слов. В эссе используйте сложные предложения, обратите внимание на употребление и правописание в них союзов и созных слов.
[10]
1) «Интернет: абсолютная коммуникация, абсолютная изоляция» (Поль Карвель). Прокомментируйте высказывание, рассмотрев две противоположные точки зрения на это мнение/
2) Как дальнейшее развитие коммуникаций повлияет на будущее человечества? Раскройте две противоположные точки зрения.
3) На форуме обсуждалась проблема воспитания подростков. Один из участников выразил свое мнение: «Воспитанием подростков должна заниматься исключительно школа!». Выразите свое согласие и несогласие с мнением автора.
4) Нужно ли родителям поддерживать стремление подростка к свободе и самостоятельности. Раскройте две противоположные точки зрения.
34
Схема выставления баллов
Баллы Описание
9-10 Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. Строго выдержанная и подходящая структура эссе. Тонкое понимание аудитории, убедительно представлены разные точки зрения, собственное мнение. Творческое использование языка для произведения эффекта на читателя. Высокий уровень грамотности. Выдержан объем 300-350 слов.
7-8 Очень хорошее понимание и раскрытие темы. Правильная структура эссе. Хорошее понимание аудитории, представлены разные точки зрения, собственное мнение. Успешное использование языка для воздействия на читателя. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, случайные ошибки, не затрудняющие понимание. Количество слов более или менее указанного на 50 слов.
5-6 Хорошее понимание и раскрытие темы. Структура эссе, соответствующая заданию, недостаточно последовательная. Удовлетворительное понимание аудитории, представлена только одна точка зрения и собственное мнение. Хорошее использование языка для воздействия на читателя. Некоторое несоблюдение орфографических и пунктуационных норм. Количество слов более или менее указанного на 100 слов.
3-4 Слабое понимание и раскрытие темы. Структура эссе слабо выражена, временами непоследовательна или не всегда соответствующая заданию. Ограниченное понимание аудитории, представлена одна точка зрения, отсутствует собственное мнение. В некоторых случаях попытки использования языка с целью воздействия на читателя. Заметное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Количество слов более или менее указанного на 150 слов.
1-2 Частичное понимание и раскрытие темы. Отсутствие соответствующей структуры эссе. Очень ограниченное понимание аудитории, неясно выражена точка зрения, отсутствует ответ на вопрос. Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на читателя. Большое количество ошибок. Изложение часто неясное. Количество слов более или менее указанного на 200 слов.
35
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (3-4 минуты для монолога одного учащегося) Количество баллов — 35 баллов
Типы заданий:
МВО — задания с множественным выбором ответов;
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо.
36
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема Вид речевой деятельности Проверяемая цель Кол. задани й* № задани я* Тип задани я* Описание задания* Время на выполне ние, мин* Балл за вид речевой деятельно сти * Общи й балл
Дилеммы и выбор Средства массовой информации Слушание Говорение 9.1.7.1 Строить развёрнутый аргументированный монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3 микротем в пределах учебной, общественнополитической и социальнокультурной сфер; использовать модели речевого поведения в соответствии с речевыми нормами в конкретной ситуации 1 1 РО Учащийся строит монолог- убеждение, отстаивая и аргументируя собственную точку зрения. Задание нацелено на умение оценивать прослушанную информацию, высказывать свою точку зрения и использовать средства выразительности для воздействия на аудиторию. 5 15 15
Чтение 9.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов, 1 2 РО Выполняет 2 задания. Задание А. Учащийся сравнивает стилистические особенности двух 10 6 10
37
учитывая цель, целевую аудиторию и позицию автора (научная статья, отчет о поездке) текстов. Задание направлено на проверку умений сравнивать стиль, тип, цель, целевую аудиторию и позицию авторов двух текстов.
9.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников, интерпретировать, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение 1 2 РО Задание Б. Учащийся дает развернутый ответ на вопрос, интерпретируя информацию из двух прочитанных текстов. Задание нацелено на проверку умения извлекать, синтезировать перерабатывать прочитанную информацию, выражая собственное мнение. 10 4
Письмо 9.3.7.1 Корректировать и редактировать имеющиеся недочеты в тексте 1 3 КО Учащийся выполняет 2 задания. Задание А Учащийся редактирует фрагмент (заключение) 15 5 10
38
текста, исправляя в нем грамматические и речевые ошибки. Задание оценивает умение находить и исправлять все имеющиеся недочеты в тексте.
9.3.6.1 Писать творческие работы (300-350 слов), фрагмент/фрагменты текста, являющиеся определенными композиционными элементами (начало романа, продолжение рассказа) 1 3 РО Задание Б Учащийся пишет начало текста по предложенному финалу. Объем работы — 300 — 350 слов. Задание оценивает умение творчески подходить к заданию, писать фрагмент текста определенного жанра по финалу. 5
Использование языковых единиц 9.4.2.1 Использовать стилистически окрашенные слова, аббревиатуру, парцелляцию Учащийся уместно использует языковые средства для воздействия на читателя. Соблюдает грамотность речи. — —
ИТОГО: 40 мин 35
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
39
Образец заданий и схема выставления баллов за 4 четверть Слушание и говорение
Задание 1.
1) Прослушайте текст «Дилемма: читать книги или смотреть кино?» https://www.youtube.com/watch?v=cVXMsX-gcmE
или

2) Подготовьте устное выступление (монолог-убеждение), в котором выскажите собственное отношение к поднимаемой проблеме. Приведите аргументы и примеры.
3) Выступите с речью перед своими одноклассниками.
[15]
Схема выставления баллов
Баллы Описание
13-15 Строит убедительный монолог в соответствии с темой, целевой аудиторией, формой речи и ситуацией общения. Использует информацию из прослушанного текста, выражает собственное мнение о проблеме, приводит убедительные аргументы и примеры. Выбирает подходящую структуру для эффективного выступления. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
10-12 Строит монолог в соответствии с темой и целевой аудиторией. Использует информацию из прослушанного текста, выражает собственное мнение о проблеме, приводит некоторые аргументы. Использует логичную структуру. Демонстрирует достаточно большой спектр языковых структур и достаточно большое разнообразие лексики, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. В целом речь грамотная, допускает случайные ошибки. В общем, свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
7-9 Строит монолог в соответствии с темой, но не во всем относящийся к определенной целевой аудитории. Использует информацию из прослушанного текста, выражает собственное мнение о проблеме, не аргументируя его. Использует последовательную структуру. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур. Речь ясна, допускает ошибки, не вызывающие непонимание. В общем, свободно излагает простые идеи, сбивается при описании сложных идей, использует соответствующий стиль с редкими случайными ошибками.
40
4-6 Строит монолог, иногда отклоняясь от темы или от целевой аудитории. Использует информацию из прослушанного текста, но не выражает собственного мнения о проблеме. Структура текста не всегда логична и последовательна. Демонстрирует ограниченный спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. Допускает в речи ошибки, временами вызывающие непонимание. Свободно излагает только простые идеи, иногда использует соответствующий стиль.
1-3 Строит монолог, отклоняясь от темы или от целевой аудитории. Не использует информацию из прослушанного текста. Структура текста не всегда логична. Демонстрирует очень маленький спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. В целом речь прерывиста, часто повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание. Использует несоответствующий стиль.
Чтение
Задание 2.
А) Прочитайте два текста.
Напишите сравнительный анализ текста А и текста Б. Проанализируйте их сходства и различия в содержании, композиции, языке и стиле.
[6]
Текст А
Департамент внутренних дел Астаны предупреждает жителей и гостей столицы об участившихся фактах интернет-мошенничества по продажам несуществующих в реальности товаров и продукции, передает медиацентр столичного акимата со ссылкой на пресс-службу ДВД города.
«Пользователи интернета в поисках покупки наталкиваются в Сети на размещенные объявления о товарах по очень низким ценам, что их и завлекает. При этом пользователи не подозревают, что размещенные объявления являются приманкой. В ходе переписки покупатель и продавец согласовывают цену и способ оплаты, где зачастую деньги переводят через QIWI-кошелек в размере 100% предоплаты», — рассказал начальник отдела управления криминальной полиции столичного ДВД Астаны Талгат Булегенов. По его словам, после перечисления покупателями денежных средств на QIWI-кошельки, продавец пропадает с полученными деньгами, при этом аккаунт удаляет.
Чтобы не стать жертвой интернет-мошенничества, полицейские рекомендуют отказаться от сомнительных сделок в социальных сетях, не соглашаться на предоплату при покупке или продаже имущества через бесплатные интернет-порталы, производить оплату после поставки товара или подарка, не переводить деньги неизвестным лицам через анонимные платежные системы.
Текст Б
Здравствуйте форумчане!
Стыдно признавать, что меня здравомыслящего человека развели на деньги (причем немалые). Среди «главных героев» этого сайта моего «героя» пока еще нет, но надеюсь, что будет.
Моя история похожа на многие — знакомство на сайте в марте 2016. Сначала переписка на сайте, потом по почте. Представился как Mikhail Olegushka, полковник спецназа армии США, вдовец (жена умерла от рака 5 лет назад), 2 детей — сын и дочь. Так как он служит и не может быть с детьми, то дети находятся в Лондоне у тети — сестры покойной жены. Служит в Нигерии по контракту, контракт заканчивается, и он хотел бы закончить военную карьеру и перебраться в Россию, где у него в Подмосковье есть дом.
41
А потом на почту мне пришло письмо от, якобы, монгольской таможни, что он задержан за контрабанду 10 кг золота и мне предлагается в течении 3-х дней прилететь в Монголию на опознание. Пошли переписки, необходимо было какие-то документы оплатить; пошла оплата. Я тогда была как под гипнозом. Когда оплатила последний раз, вдруг как прозрела — я что с ума сошла?
Я чувствовала, что здесь всё не так: человек, якобы находится в тюрьме, но пишет регулярно. Спрашивала напрямую — в ответ он давил на жалость — дети без отца и без матери. Говорила, что денег у меня нет и я бедна, как церковная мышь. Опять слова о любви и пожалеть детей. В каждом письме стихи о любви — романтика!!! Мне уже было не до романтики — надо гасить кредиты.
На сайте «Романтический мошенник» он так многолик: Роджерс Берк , бывший капитан армии США , Тим Роджерс , Мишель Роджерс , старший офицер армии США , Джеймс Мюррей. Да и по служебной лестнице мгновенное повышение. Как вам мой «герой»?
Он может быть Дэниел Роджерс, Wood Rogers, и Бог знает как еще.
На этих страницах он разный, но такой узнаваемый: и в гражданской, и в военной форме, и с детьми, и без.
Сейчас я задаюсь одним вопросом: почему эта информация не всплыла тогда?
Схема выставления баллов
Баллы Описание
6 Демонстрирует отличное понимание типов текстов, определяя отличительные особенности, проявляет отличное понимание целевой аудитории, целей, содержания, композиции, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов. Уверенно применяет широкий спектр языковых структур.
5 Демонстрирует хорошее понимание типов текстов, определяет отличительные особенности, проявляет хорошее понимание целевой аудитории, цели, содержания, композиции, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов. Уместно применяет хороший спектр языковых структур.
4 Демонстрирует достаточное понимание типов текстов, определяет некоторые отличительные особенности, проявляет достаточное понимание целевой аудитории, цели, содержания, композиции, стиля и языка, как указано в схеме выставления баллов. Уместно применяет достаточный спектр языковых структур.
3 Демонстрирует некоторое понимание типов текстов, определяет малое количество отличительных особенностей языковых форм, проявляет некоторое понимание целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка как указано в конкретной схеме выставления баллов. Часто неуместно применяет ограниченный спектр языковых структур.
2 Демонстрирует очень незначительное понимание типов текстов, определяет очень малое количество отличительных особенностей, проявляет незначительное понимание целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в схеме выставления баллов. Неуместно применяет очень ограниченный спектр языковых структур.
1 Демонстрирует полное непонимание типов текстов, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, не определяет отличительные особенности текста. Неуместно применяет очень скудный спектр языковых структур.
42
Конкретная схема выставления баллов
Сходства между двумя текстами
Оба текста являются текстами из СМИ мошенничестве. (Интернета), на одну тему об интернет-
Общая цель — проинформировать читателя об определенных событиях, предостеречь от сомнительных действий мошенников в Интернете.
Тип обоих текстов — повествование.
Использованы цитаты в форме косвенной речи.
Отличия между двумя текстами
Текст A Текст B
Форма
• краткое информационное сообщение. • заметка • развернутое сообщение. • сообщение на форуме
Целевая аудитория
• широкий круг читателей • любой читатель, заинтересованный в новостях • более узкий круг читателей • читатели, участники форума о мошенниках в интернете
Цель
• предоставить информацию об участившихся случаях мошенничества в интернете. • предостеречь граждан от сомнительных сделок в социальных сетях. • рассказать о своей истории знакомства в интернете; • предостеречь читателей форума от знакомства с мошенником;
Содержание
• предоставление фактической информации о мошеннических сделках в интернете, передавая суть высказывания начальника ДВД. • предоставление набора фактов, собственных суждений о реальных событиях из жизни.
Стиль
• публицистический, официальный, сухой, лаконичный, без подробностей; • безэмоциональный тон, нет явной позиции автора. • публицистический, неофициальный, повествовательный, эмоциональный, очень подробный, разговорный характер; • способствует обсуждению, сочувствию.
Язык
• Ясный, простой язык с логически структурированными идеями. • Сложные предложения с рядом глаголов обозначающих речь, таких как • Эмоциональный, экспрессивный язык, с не всегда логично выстроенными суждениями. • Речь носит разговорный характер.
43
предупреждает, рассказал,
рекомендуют — для передачи информации в форме косвенной и прямой речи, например, весь второй абзац содержит только одно предложение — суть речи.
• Речь носит официальный характер. Присутствует общеупотребительная лексика, специальные термины, клише, характерные публицистическому стилю, имена собственные, аббревиатуры, сложные слова.
[4]
Схема выставления баллов
Баллы Описание
4 Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень аргументированности речи. Демонстрируется очень хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения сложных понятий. Язык повсеместно грамотный, возможны редкие случайные описки.
3 Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; достаточный уровень аргументированности речи. Демонстрируется хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения простых и некоторых сложных мнений. Язык в целом грамотный, возможны редкие ошибки.
2 Удовлетворительная переработка материала в поддержку своей точки зрения; речь не всегда логично аргументирована. Демонстрируется удовлетворительное понимание грамматических и лексических норм для выражения простых мнений. Грамотность языка удовлетворительна. Ошибки заметны, но обычно не препятствуют пониманию.
1 Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; Аргументы не последовательны, не логичны. Ограниченное понимание грамматических и лексических норм для выражения только очень простых мнений. Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.
Предложения неполные. Присутствуют эмоционально окрашенные слова, оценочная лексика, слова в переносном значении, сравнения, фразеологизмы, восклицательные и вопросительные предложения, ирония.
• Текст написан от 1-го лица. Ясно выражена позиция автора, его эмоции и чувства. Есть обращение к читателям.
44
Письмо Задание 3.
А) Прочитайте фрагмент текста. Исправьте в нем грамматические и речевые ошибки.
[3]
/…/
— Я все еще верил, что, как в кино, спасение придет в последующий момент… Пожалуйста, пусть оно придет! Выбор — между плохо и очень плохо! Какое решение верный?
— Не существуют ни верного, ни неверного решения. Есть лишь последствия того или иного варианта. Последствия, за которые отвечать тебе.
— Но зачем так сложно?! В любом случае, я в проигрыши. Что мне это даст, объясни?
— Я могу лишь сказать, что все это произошло лишь ради этого, одного единственного выбора. Теперь ты должен его сделать. Решай!
— Тогда я выбираю жизнь! — тихо сказал я и нажал кнопку.
Схема выставления баллов
Баллы Ответы Дополнительная информация
3 — Я все еще верил, что, как в кино, спасение придет в последний момент. Пожалуйста, пусть оно придет! Выбор — между плохо и очень плохо! Какое решение верное? — Не существуЕт ни верного, ни неверного решения. Есть лишь последствия того или иного варианта. Последствия, за которые отвечать тебе. — Но почему так сложно?! В любом случае, я в проигрыш Е . Что мне это даст, объясни? — Я могу лишь сказать, что все это произошло лишь ради этого, одного единственного выбора. Теперь ты должен его сделать. Решай! — Тогда я выбираю жизнь! — тихо сказал я и нажал НА кнопку. Если учащийся исправил в тексте от 6 до 7 ошибок — 3 балла; 4 — 5 ошибок — 2 балла; 2 — 3 ошибки — 1 балл.
Задание 3.
Б) Напишите рассказ, который бы заканчивался данным фрагментом (Задание 3. А). Используйте языковые средства для воздействия на читателя. Используйте сложные предложения.Соблюдайте грамотность речи.
[7]
45
Схема выставления баллов
Баллы Описание
7-6 Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. Строго выдержанная и подходящая структура, соблюдение норм повествовательного жанра письма. Тонкое понимание аудитории. Творческое использование языка для произведения эффекта на читателя. Высокий уровень грамотности. Выдержан объем текста.
5-4 Очень хорошее понимание и раскрытие темы. Правильная структура письма, соблюдение норм повествовательного жанра письма. Хорошее понимание аудитории. Успешное использование языка для воздействия на читателя. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, случайные ошибки, не затрудняющие понимание. Количество слов более или менее указанного на 50 слов.
3-2 Хорошее понимание и раскрытие темы. Структура письма, соответствующая заданию, недостаточно последовательная, наблюдаются некоторые отклонения от повествовательного жанра письма. Удовлетворительное понимание аудитории. Хорошее использование языка для воздействия на читателя. Некоторое несоблюдение орфографических и пунктуационных норм. Количество слов более или менее указанного на 100 слов.
1 Частичное понимание и раскрытие темы. Отсутствие соответствующей структуры письма, жанр не выдержан. Очень ограниченное понимание аудитории. Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на читателя. Изложение часто неясное. Заметное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Количество слов более или менее указанного на 150 слов.
46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *