СОЧ Русский язык 10 класс (с русским языком обучения) ЕМН

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 10 класс
(для естественно-математического направления)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть………………………….3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть..3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Русский язык» (как первый язык)» для 10 класса естественно-математического направления……………………………..3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Русский язык» (как первый язык), «10» класс естественно-математического направления………………………..4
5. Правила проведения суммативного оценивания………………………..6
6. Модерация и выставление баллов…………………………………..6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..35
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» (как первый язык)» для 10-11 классов естественно-математического направления / общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «Русский язык» (как первый язык)» для 10 класса естественно-математического направления
Рекомендуемое Дополнение
Слушание и говорение: понимание основной и детальной информации текста; различие факта и мнения; определение основной мысли с учетом невербальных средств общения; прогнозирование содержания по проблеме, поднимаемой в тексте; участие в дебатах, аргументация собственной позиции, предложение разных путей решения проблемы; построение развёрнутого монолога (рассуждения на заданную тему, убеждение), включающего не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической, социальнокультурной и учебно-научной сфер; оценивание прослушанного материала с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражение собственного мнения.
Чтение: понимание главной, детальной, скрытой информации различных текстов (350-400слов), с соотнесением информации, заключенной в тексте, с информацией из других источников/личным опытом; выявление роли примечаний, иллюстраций, подзаголовков в передаче основной мысли текста; понимание применения специальной лексики, аббревиации, перифразы, аллюзии, эвфемизмов и других средств выразительности в тексте; определение типов, признаков и языковых особенностей текстов разных жанров, особенностей текстов научно-популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); формулирование вопросов и идей для исследования по прочитанному тексту; использование приемов просмотрового чтения, сканирования и детального чтения; извлечение и синтез информации из различных источников, сопоставление разных точек зрения; сравнение стилистических особенностей текстов (композиционных, языковых и жанровых) с учетом темы, основной мысли, проблемы, цели, целевой аудитории, позиции автора; интерпретация содержания предложения, абзаца, соотнесение его с темой, основной идеей, авторской позицией. При анализе текстов рекомендуется использовать тексты с разными стилями, в том числе рассмотреть подстили научного стиля.
Письмо: составление разных видов плана, в том числе назывного и вопросного; изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала, перефразирование исходного материала с сохранением основной мысли; представление информации в виде графика, таблицы, диаграммы, схемы, инфографики, в т.ч. с помощью ИКТ; создание текстов научно- Учить создавать тексты не только определенного типа речи, но и с элементами повествования,
3
популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; написание разных видов эссе, в том числе критического, анализ научной и публицистической литературы, выражение и обоснование своего согласия/несогласия с автором; написание текстов-описаний и текстов-повествований слов в различных жанрах с использованием средств воздействия на читателя; корректировка и редактирование всех имеющихся недочетов в тексте с учетом целей, целевой аудитории, ситуации общения и воздействия на читателя. описания, рассуждения.
Соблюдение речевых норм: соблюдение орфографических норм; использование лексики официально-делового стиля, публицистического и научного стилей, стилистических фигур в соответствии с целью и ситуацией общения; соблюдение словообразовательных и морфологических норм; использование знаков препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях.
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Русский язык» (как первый язык), «10» класс естественно-математического направления
Виды речевой деятельности (для языковых предметов) Уровень мыслитель ных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Рекомендуемое
Слушание и говорение Знание и понимание Навыки высокого порядка Понимать основную и детальную информацию текста; различать факт и мнение; определять основную мысль с учетом невербальных средств общения; прогнозировать содержания по проблеме, поднимаемой в тексте; участвовать в дебатах, аргументировать собственную позицию, предлагать разные пути решения проблемы; построить развёрнутый монолог (рассуждения на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической, социальнокультурной и учебно-научной сфер; оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражать собственное мнение. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие развернутого (РО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Чтение Понимать главную, детальную, скрытую информацию различных текстов, с соотнесением информации, заключенной в тексте, с информацией из других источников/личным опытом; выявлять роли примечаний, иллюстраций, Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие
4
подзаголовков в передаче основной мысли текста; понимать применения специальной лексики, аббревиации, перифразы, аллюзии, эвфемизмов и других средств выразительности в тексте; определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров, особенности текстов научно-популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); формулировать вопросы и идеи для исследования по прочитанному тексту; использовать приемы просмотрового чтения, сканирования и детального чтения; извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения; сравнивать стилистические особенности текстов (композиционных, языковых и жанровых) с учетом темы, основной мысли, проблемы, цели, целевой аудитории, позиции автора; интерпретировать содержания предложения, абзаца, соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией. краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Письмо Составлять разные виды плана, в том числе назывной и вопросный; излагать содержание прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала, перефразировать исходный материал с сохранением основной мысли; представлять информации в виде графика, таблицы, диаграммы, схемы, инфографики, в т.ч. с помощью ИКТ; создавать тексты научно-популярного подстиля (очерк, эссе, статья), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк); с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; писать разные виды эссе, в том числе критическое, анализируя научную и публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором; корректировать и редактировать все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
5
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося).
Количество баллов — 30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье -на письмо и соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
Задания могут содержать несколько структурных частей/вопросов.
7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительн ых навыков Кол-во заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Толерантность и межкультур ный диалог Слушание и говорение 10.1.1 Понимать основную и детальную информацию текстов разных жанров, различая факт и мнение; определять целевую аудиторию Знание и понимание 2 1 РО 10 мин.на одного учащегося 5 5
Чтение 10.2.6 Использовать приемы просмотрового чтения, сканирования и детального чтения 10.2.7 Извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения (научнопопулярные статьи, СМИ, энциклопедия) Навыки высокого порядка 5 2 РО 20 10 10
Письмо 10.3.3 Создавать тексты различных типов и жанров научнопопулярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического Применение Навыки высокого порядка 3 3 РО 20 15 15
8
стиля (заметка, пресс-релиз) Соблюдение речевых норм 10.4.1. Соблюдать орфографические нормы 10.4.2. Использовать лексику официальноделового стиля, публицистического и научного стилей, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
Итого: 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
9
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 1 четверть Слушание и говорение Задание 1
Прослушайте текст. Интерпретируя прослушанную информацию, подготовьте обзор текста, выделяя основную и детальную информацию прослушанного, различая факт и мнение.
Время на подготовку — 3 минуты, время на пересказ — 5 минут.
[5]
Транскрипт Толерантность как проблема воспитания
Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса — политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности идеал и жизненно важный принцип, полагая, что она одна даст шанс выжить цивилизации. Другие считают, что она «служит для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, т.е. нетерпимостью, встречающейся в нашей жизни.
Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.
В основе процесса воспитания заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного человека к более слабому. Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению.
(объем слов — 238 слов)
Чтение Задание 2.
Прочитайте текст, выполните задания.
[10]
Толерантность. Родители и дети
https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/1282/00023561-e65ee839.docx
Сегодня и сейчас — это время крайностей и противоречий. С одной стороны, во многом человечество достигло гигантских успехов, с другой — эти успехи превращаются в бедствия и самое страшное на сегодня — утрата душевных свойств человека: отношения к труду, мышлению, веры и т. д. Всем ясно и понятно, что наше общество болеет. Во многом обилие социальных проблем в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее
10
жизненные функции и снижая способность к привыканию в новых условиях. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому».
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.
Семья — это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием окружающих условий, но и в силу внутренних процессов развития. С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека.
Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только разрушают семью, но и служат основой накопления отрицательного отношения ребенка к семье. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей.
Естественно встают вопросы — как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей.
Рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье — это, на мой взгляд, определенное направление на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей.
Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом.
1. Разделите текст на смысловые части. [1]
2. Выделите в каждой части главную мысль и составьте план. [2]
3. Сформулируйте цель текста. Ответ аргументируйте. [2]
4. На какие идеи натолкнуло вас содержание текста? [1]
5 Какие выводы вы сделали для себя после прочтения текста? [ 1]
6.Запишите 3 идеи/вывода, аргументируйте их. [1]
7. Сформулируйте по тексту 2 проблемных вопроса. [2]
11
Письмо и соблюдение речевых норм Задание 3.
1. Напишите заметку в областную газету об использовании новых технологий для воспитания толерантности.
2. Напишите в журнал «Современная наука» статью на тему «Нужно ли проводить научные исследования по проблемам толерантности?».
3. Напишите эссе на тему «Как идеи толерантности влияют на преодоление расовых предрассудков?»
[15 ]
Объем -300-350 слов. Используйте лексику публицистического и научного стилей, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
12
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Подробно пересказывает текст, творчески интерпретируя информацию. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
4 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Пересказывает большую часть текста, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки. Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
3 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Пересказывает большую часть прослушанной информации, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
2 Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста. Пересказывает кратко текст, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1 Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; сбивчиво пересказывает текст, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0 Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
13
Чтение
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация для учителя
1 Учащиеся определяют смысловые части текста. 1 Учителю необходимо перед выполнением задания распечатать текст без деления на абзацы.
2 Учащиеся выделяют в каждой части главную мысль (составляют план текста). 2
3 Цель текста: убедить в необходимости и важности развития/воспитания толерантных отношений в семье, так как это залог благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Учащиеся аргументируют свои ответы. 2 Принимаются другие формулировки, соответствующие тексту и содержащие обоснование своего ответа. Если учащийся определяет цель текста, но не может аргументировать свой ответ, то этот ответ не засчитывается.
4 1. Общество, не способное принимать поведение и убеждения других людей, погрязнет в войнах, конфликтах и дестабилизации взаимоотношений. 2. Для светлого будущего человечеству следует закладывать уже в семье основы толерантных отношений. 3. Отношения, выстроенные на основе принятия поведений и убеждений других людей, даже если они отличаются от собственных, позволяют человеку сохранить психическое и физическое здоровье. 3 Принимаются другие варианты ответов учащихся, соответствующие тексту и содержащие обоснование своего ответа.
5 Примеры проблемных вопросов по тексту: 1. Насколько важно воспитание толерантности не только у детей, но и родителей? 2. Какова роль семейных традиций в воспитании толерантности у молодого поколения? 3. Согласны ли вы с мнением, что неприятие взглядов и ценностей молодежной субкультуры приводят к конфликтам поколений? 2 Проблемный вопрос должен соответствовать следующим критериям: 1. Многовариантность ответов. 2. Сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать). 3. Емкость (вопрос должен охватывать содержание всего или почти всего текста). Принимаются другие варианты ответов учащихся, соответствующие тексту и отвечающие требованиям проблемного вопроса.
Всего баллов 10
14
Письмо
Баллы Описание
9-10 Очень хорошо раскрывает тему и содержание, последовательно и ясно выражает свое мнение, делится впечатлениями. Выдерживает структуру и жанр, соответствующие заданию. Использует богатый словарный запас, сложные предложения с уточняющими членами предложения и вставными конструкциями. Стиль письма ярко выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
7-8 Представляет хорошее понимание темы, умение аргументировать и делать заключения, убедительно делится впечатлениями. Обосновывает ответ с большим разнообразием примеров и ссылок. Умело структурирует текст, выдерживает жанр. Использует разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
5-6 Недостаточно понимает идею. Содержание излагает ясно, есть выражение своего мнения и впечатления, но аргументы не всегда логически развиты, есть отклонение от структуры и жанра. Приводит некоторые примеры, но не всегда обоснованные. Использует ряд простых грамматических лексических форм.
3-4 Незначительно понимает идею. Структура неясная, стиль недостаточно выражен, нет четкого выражения своего мнения, не выдерживается жанр. Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы.
1-2 Представляет очень слабое понимание идеи. Ограниченное выражение своего мнения. Не соблюдает структуру, соответствующую заданию, есть отклонения от темы. Текст не соответствует жанру. Очень слабый словарный запас.
Соблюдение речевых норм
Баллы Описание
4-5 Соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка. Правильно использует лексику публицистического и научного стилей. Уместно по необходимости использует стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.
2-3 Соблюдает ряд орфографических и пунктуационных норм языка. Видны попытки правильно использовать лексику публицистического и научного стилей. Видны попытки различать и использовать стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося).
Количество баллов — 30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо и соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
Задания могут содержать несколько структурных частей/вопросов.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков Кол-во заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Физика в современном мире: возможное и невозможное в природе Слушание и говорение 10.1.4 Участвовать в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы Применение 1 1 РО 5-7 мин.на одного учащегося 5 5
Чтение 10.2.3 Понимать применение перифразы, аллюзии, эвфемизмов и других средств выразительности в тексте 10.2.4 Определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научно-популярного подстиля (очерк, статья, эссе) и публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) Навыки высокого порядка 6 2 РО 20 15 15
Письмо 10.3.5 Писать творческие работы (фрагмент/фрагменты текста), являющиеся определёнными композиционными элементами Соблюдение речевых норм 10.4.1 Соблюдать орфографические нормы 10.4.4 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях Применение Навыки высокого порядка 3 3 РО 20 10 10
Итого: 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
17
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть Слушание и говорение Задание 1.
Прослушайте текст. Интерпретируя прослушанную информацию, составьте диалог между ученым-физиком и студентом. Выразите свое отношение к проблеме текста, приведите аргументы, предложите разные пути решения проблемы. Время на подготовку — 5 минут, на дискуссию — 5 минут.
[5] https://futurist.ru/articles/73
Наверняка вы слышали, что гравитация — это не сила. И это правда. Однако эта правда оставляет много вопросов. На уроках физики говорили, что гравитация притягивает объекты к центру Земли. Как это возможно? Как гравитация может не быть силой, но при этом притягивать объекты?
Однако нужно усвоить, что правильный термин — это «ускорение», а не «притяжение». Гравитация не притягивает объекты, она деформирует систему пространства-времени, объекты следуют за образовавшимися в результате деформации волнами, иногда ускоряясь.
Благодаря теории относительности Эйнштейна, мы знаем, что пространство-время меняется под воздействием энергии. И самая важная часть этого уравнения — масса. Энергия массы объекта заставляет пространство-время меняться. Масса сгибает пространство-время, и получившиеся изгибы направляют энергию. Значит, вернее думать о гравитации не как о силе, а как об искривлении пространства-времени. Как резиновое покрытие искривляется под шаром для боулинга, так пространство-время искривляется массивными объектами.
Чтобы лучше понять, как работает гравитация и как она может ускорять объекты, рассмотрим расположение Земли и Луны относительно друг друга. Земля — довольно массивный объект по сравнению с Луной, и наша планета заставляет пространство-время изгибаться. Луна вращается вокруг Земли из-за перекосов в пространстве и времени, вызванных массой планеты. Таким образом, Луна просто путешествует вдоль образовавшегося изгиба в пространстве-времени, который мы называем орбитой.
Но почему не все астероиды и метеориты, проходящие рядом с нашей планетой, занимают какую-то орбиту? Почему не все объекты, оказавшиеся рядом с Землей, начинают вращаться вокруг нее? Каждый день множество комет и астероидов проходят мимо Земли и не занимают определенную орбиту. Точно так же каждый день множество объектов притягиваются к поверхности планеты и могут двигаться вокруг нее какое-то время. И путь, по которому проходит объект, зависит от факторов, как скорость, траектория и масса объекта.
(266 слов)
Чтение Задание 2.
Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения определения типа, стиля, жанра и языковых особенностей.
[15]
https://postnauka.ru/longreads/78162
18
Шаровая молния: важное, но спорное свидетельство
Впервые научное описание шаровой молнии дал в книге «Гром и молния» французский физик Франсуа Араго в начале XIX века. Это первая книга о молнии, электрическую природу которой открыли за полвека до этого. В книге Араго были описаны два десятка случаев наблюдения шаровой молнии. Ее свойства до сих пор сложно определить, потому что описания в основном принадлежали людям, которые не были учеными, и делались обычно не по горячим следам.
Ученым, которые решаются исследовать это явление, необходимо быть очень осторожными, чтобы принимать во внимание только действительно достоверные данные. Недавно было опубликовано первое полноценное научное наблюдение шаровой молнии, но и оно вызывает вопросы.
В 2012 году китайские ученые снимали линейную молнию на спектрограф и скоростную камеру и зафиксировали некоторое шаровое явление, появившееся в момент удара обычной линейной молнии в землю. Это очень важное свидетельство. Их результаты опубликовали в самом престижном журнале по физике — Physical Review Letters, и редакторы оставили в названии термин «шаровая молния», что говорит о признании серьезными физиками возможности существования данного явления. Статья называлась «Наблюдения оптических и спектральных характеристик шаровой молнии» (Observation of the Optical and Spectral Characteristics of Ball Lightning, PRL01).
100-
50-
0 —
400
A (nm)
Спектр шаровой молнии, вызванной ударом молнии в почву // wikipedia.org
Запись, на которой видно шаровое свечение, длится полторы секунды, что очень много. Появилось светящееся образование из канала линейной молнии непосредственно около поверхности земли. По их измерениям размеры шарового образования были вначале более десяти метров, а через целую секунду более пяти метров, и это очень много для шаровой молнии.
Светилась шаровая молния целую секунду почти равномерно, что совершенно невозможно без притока внешней энергии. Удалось зафиксировать спектральные линии, связанные с материалом почвы, куда ударила линейная молния, и снять спектр «шаровой молнии» (кремний, железо, кальций). Причем все время записи спектральные линии присутствовали, а это значит, что столько же времени существовала плазма, поддерживающая это свечение. Никаким горением такой спектр объяснить нельзя. Цвет шаровой молнии изменялся от фиолетового к красному. Двигалось светящееся образование со скоростью около девяти метров в секунду.
Хотелось бы поздравить китайских коллег с замечательным успехом, но в самой их работе есть довольно странный график колебаний светимости «шаровой молнии» с периодом
19
около 100 Гц все время яркого свечения, что пропорционально промышленной частоте линий электропередачи (50 Гц). Авторы честно пишут, что в двадцати метрах от места, где ударила линейная молния и появилось это плазменное образование, находится высоковольтная линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 35 кВ.
Двадцать метров — это не очень большое расстояние, и его по влажной земле может пройти канал молнии, достигнув опоры ЛЭП и повредив ее. В результате ток с ЛЭП может соединиться с местом контакта канала молнии с землей, где и существовала «шаровая молния». Получается, и в этом эксперименте нельзя исключить, что плазменное образование, называемое авторами шаровой молнией, не является полностью природным явлением, а, возможно, снабжается энергией тока, идущего от пробитой молнией ЛЭП. Тогда понятно, почему же плазма жила так долго: она питалась промышленной электроэнергией.
Жаль, что авторы не написали в статье, связались ли они с электроэнергетиками, которые должны были зафиксировать пробой ЛЭП, если он был. В любом случае это важное свидетельство в пользу плазменной природы если не самой «шаровой молнии», то шаровых плазменных явлений, которые может порождать линейная молния при ударе в высоковольтные ЛЭП или рядом с ними.
1. Определите тип текста. [1 ]
2. С какой целью автор написал текст? [1]
3. Для какой целевой аудитории написан текст? [1 ]
4. Определите стиль текста, аргументируя свой ответ. [2]
5. Определите жанровые особенности текста. [1 ]
6. Укажите языковые особенности прочитанного, обосновывая примерами из текста:
• Лексика [3]
• Синтаксис [3]
• Выразительные средства [3]
Письмо и соблюдение речевых норм Задание 3.
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём 350-400. Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы языка в простых, простых осложненных и сложных предложениях.
1. Напишите рассказ, который бы заканчивался словами: «Мы его запомнили как физика с мировым именем, но для всех он остался скромным, приветливым и несколько эксцентричным человеком».
2. Вы совершили экскурсию в музей физики «Экспериментаниум». Расскажите, что с вами произошло и чем запомнилась эта экскурсия.
3. Представьте, что вы в составе ученых-физиков Казахстана побывали на родине Альберта Эйнштейна. Опишите, какие чувства и ощущения вы испытали во время поездки.
[10]
20
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Очень хорошо понимает тему, идею прослушанного сообщения. Умеет поддерживать диалог, не отклоняясь от темы. Хорошо развивает своё понимание по проблеме текста. Может выступать в позиции «говорящего» и в позиции «слушающего». Словарный запас и грамматические структуры разнообразны и соответствуют поставленной задаче.
4 Представляет хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Цель общения достигнута, тема раскрыта. Использует хорошую аргументацию. Обдуманно поддерживает беседу, но иногда нуждается в поощрении. Показывает хороший словарный запас и использование грамматических структур.
3 Недостаточно понимает тему и идеи прослушанного сообщения, но не в полном объеме. Участвует в диалоге, пользуясь поддержкой. Использует некоторую аргументацию. Обдуманно поддерживает беседу, но иногда нуждается в поощрении. Старается использовать соответствующую лексику и грамматические структуры, иногда допускает ошибки.
2 Незначительно понимает тему и идеи прослушанного сообщения; цель общения достигнута, однако есть отклонения от темы. Использует некоторую аргументацию. Старается поддерживать беседу, но часто нуждается в поощрении. Использует слабый словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1 Представляет очень слабое понимание темы и идеи текста; цель общения не достигнута, тема раскрыта в ограниченном объеме, есть значительные отклонения от проблематики прослушанного текста. Использует словарный запас, недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
21
Чтение
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация для учителя
1 Тип текста Рассуждение с элементами описания 1 Схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
2 Цель текста Проинформировать читателей о редком природном явлении (шаровая молния). 1
3 Целевая аудитория — любой читатель, интересующийся явлениями природы, в частности, шаровой молнии, а также специалисты в области физики. 1
4 Стиль — научно-популярный. Автор, используя научную лексику, знакомит читателя в доступной и понятной неспециалисту форме с научными знаниям о шаровой молнии. Язык статьи максимально упрощен для большего понимания его аудиторией. 2
5 Жанр — научно-популярная статья. 1
6 Лексика В тексте преобладает общеупотребительная лексика, которая упрощает язык науки, делает его доступным, понятным для широкого круга читателей и привлекает внимание к поднятой в тексте научной проблеме (описаны два десятка случаев наблюдения; светилась шаровая молния; удалось зафиксировать; хотелось бы поздравить). Также в тексте используется научная терминология (спектрограф; скоростную камеру; линейной молнии; спектральные линии; заголовок статьи «Наблюдения оптических и спектральных характеристик шаровой молнии», и др.) Автор через повторение ключевых слов акцентирует внимание читателей на научном эксперименте. 3
7 Синтаксис На уровне синтаксиса в статье преобладают и представлены разные виды сложного предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные (Ученым, которые решаются исследовать это явление, необходимо быть очень осторожными, чтобы принимать во внимание только действительно достоверные данные. Недавно было опубликовано первое полноценное научное наблюдение шаровой молнии, но и оно вызывает вопросы. Данные синтаксические конструкции позволяют автору дать развернутую и содержательную информацию о природном явлении. Используя фразу «Авторы честно пишут…» подчеркивает достоверность и объективность проводимого эксперимента. 3
8 Выразительные средства 3
22
Для достоверности информации автор статьи приводит результаты исследования ученых-физиков, опубликованные в престижном журнале Physical Review Letters, диаграмму спектра шаровой молнии, вызванной ударом молнии в почву. Автор не даёт прямую оценку новому открытию. Но свое отношение к исследованию ученых передает через изобразительно-выразительные средства (Хотелось бы поздравить китайских коллег с замечательным успехом — эпитет). В заключительной части статьи автор использует выражение с экспрессивной окраской (Жаль, что авторы не написали в статье…), что показывает личную заинтересованность автора рассматриваемой темой. А фразеологизм в предложении «… описания в основном принадлежали людям, которые не были учеными, и делались обычно не по горячим следам» передает сожаление автора в связи с тем, что результаты рассматриваемого явления фиксировались несвоевременно и делались неспециалистами. Присутствуют имена числительные, указывающие на единицу измерения колебания светимости шаровой молнии; электрическое напряжение в ЛЭП (… есть довольно странный график колебаний светимости «шаровой молнии» с периодом около 100 Гц все время яркого свечения, что пропорционально промышленной частоте линий электропередачи (50 Гц). Эти числительные используются для убедительности и точности результатов проведенного научного эксперимента. В тексте наблюдается использование прилагательных, имеющих точное, узкоспециальное значение (линейная молния; плазменное образование; высоковольтная линия; шаровых плазменных явлений).
Всего баллов 15
23
Письмо и соблюдение речевых норм
Баллы Описание
9-10 Творческий подход к заданию, полное вовлечение аудитории, убедительное использование соответствующей формы текста. Строго выдержанная, наилучшим образом подходящая структура. Творческое использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Свободное и выразительное изложение, достигнуты сложные эффекты, высокий уровень грамотности.
7-8 Творческий подход к заданию, вовлечение аудитории; последовательное использование формы текста. Структура полностью соответствует заданию. Успешное использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Ясное и непрерывное изложение, способствующее достижению необходимых эффектов; случайные ошибки, не затрудняющие передачу смысла.
5-6 Ясное использование соответствующей формы, но не всегда последовательное. Некоторый творческий подход, попытка произвести особые эффекты на читателя. Структура в основном соответствует поставленному заданию, но недостаточно последовательна. Ясное, но немного однообразное изложение или несоблюдение некоторых языковых норм (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и скaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), что затрудняет передачу смысла.
3-4 Соответствующие форма и содержание. Некоторое понимание аудитории и попытка использования языка для достижения определённых эффектов. Структура может быть непоследовательна или не вполне очевидна; может отсутствовать четкая структура повествовательного или описательного характера. Ясное, но не всегда последовательное изложение; частое несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки).
2-1 Видна попытка сосредоточиться на некоторых подходящих для содержания идеях, или приемлемая работа, но не полностью соответствующая заданию. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Эпизодическое использование языка для создания эффектов. Изложение часто неясное; проблемы с несоблюдением языковых норм и со структурой (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), что препятствует вовлечению читателя и пониманию текста читателем.
0 Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная, минимальное понимание требуемой формы и содержания. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), что серьёзно мешает учащемуся создать общее впечатление.
24
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося).
Количество баллов — 30
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо и соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
Задания могут содержать несколько структурных частей/вопросов.
25
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков Кол-во заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Настоящее и будущее цифровых технологий Слушание и говорение 10.1.5 Строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер Применение 1 1 РО 5-7 мин.на одного учащегося 5 5
Б иотехнологии для жизни Чтение 10.2.8 Сравнивать стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые) учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора Навыки высокого порядка 6 2 РО 20 10 10
Настоящее и будущее цифровых технологий Биотехнологии для жизни Письмо 10.3.3 Создавать тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) Соблюдение речевых норм 10.4.1 Соблюдать орфографические нормы 10. 4.2 Использовать лексику официально-делового стиля, Применение Навыки высокого порядка 3 3 РО 20 15 15
26
публицистического и научного стилей, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения 10.4.4 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях
Итого: 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
27
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 3 четверть Слушание и говорение Задание 1.
Составьте монолог-рассуждение с элементами описания или повествования на тему «Биотехнологии улучшают качество жизни: «За» или «Против?»
Время на подготовку — 2 мин., время на ответ — 2-3 мин.
[5]
Чтение Задание 2.
Прочитайте и сравните два текста, указав сходства и различия. Выполните их сопоставительный анализ с точки зрения цели, целевой аудитории, типа, стиля, жанра, языковых особенностей. Обоснуйте свои мысли примерами из текста.
[10]
Текст А
Почему будущее не будет цифровым
Источник: https://blog.uamaster.com/why-future-is-not-digital/ — блог интернет-агентства
UaMaster
В знаменитой сцене в фильме «Выпускник» 1967 года друг семьи отводит в сторону персонажа Дастина Хоффмана, Бенджамина Брэддока и заговорчески шепчет: «Пластмассы. За пластмассами большое будущее». Сегодня это кажется архаичным, но в то время пластмасса действительно была новым и захватывающим материалом, обещающим большое будущее.
У каждого возраста есть вещи, которые кажутся инновационными и крутыми, но банальными для будущих поколений. Сегодня цифровые технологии — мощь и сила, после десятилетий развития она стала невероятно полезной. Но если присмотреться, уже можно видеть очертания неизбежного упадка. Пора начать подготовку к новой эре инноваций, в которой на первый план выходят разные технологии, такие как геномика, материаловедение и робототехника.
Сегодня есть несколько причин полагать, что грядут сумерки цифровой эпохи. Во-первых, это сама технология. В определенный момент будет просто невозможно сделать еще более мощные чипы и схемы.
Такие компании, как Microsoft и Google, разрабатывают собственные микросхемы для запуска своих алгоритмов, потому что уже невозможно дождаться нового поколения чипов. Чтобы максимизировать производительность, необходимо оптимизировать технологию для конкретной задачи. Во-вторых, технические навыки, необходимые для создания цифровых технологий, резко снизились, что связано с ростом популярности так называемых платформ без кода. Способность работать с цифровыми технологиями все чаще становится навыком среднего уровня. Появилась масса курсов и школ, которые регулярно выпускают специалистов среднего уровня.
Наконец, цифровые приложения становятся достаточно зрелыми. Если вы купите новый ноутбук или мобильный телефон сегодня, он в значительной степени делает то же самое, что и техника пятилетней давности. Новые технологии, такие как умные динамики, такие как Amazon Alexa и Google Home, добавляют удобство голосовых интерфейсов, но это, пожалуй, все.
28
Текст Б
https://liter.kz/ru/articles/show/35126-cifrovoi kazahstan vazhnaya rol novyh tehnologii
Цифровые технологии играют все более важную роль в развитии экономики стран современного мира. На сегодняшний день более 40% населения планеты имеет доступ к Интернету, и в каждых семи из 10 домашних хозяйств есть мобильный телефон.
Цифровые технологии дали ряд преимуществ. Это упрощение доступа населения и бизнеса к государственным услугам, ускорение обмена информацией, появление новых возможностей для ведения бизнеса, создание новых цифровых продуктов и другие. Чтобы быть в тренде современных технологий, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал государственную программу «Цифровой Казахстан». Ее главная цель -повышение качества жизни населения посредством прогрессивного развития цифровой экосистемы и конкурентоспособности экономики Казахстана.
«Первый приоритет — это ускоренная технологическая модернизация экономики. Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача», — подчеркнул Глава государства.
Нурсултан Назарбаев отметил необходимость развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании.
— Эти индустрии уже поменяли структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям. В связи с этим поручаю Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан», — сказал Президент Казахстана.
Кроме того, по его словам, следует адаптировать наше законодательство под новые реалии. Также важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре.
— Поручаю Правительству создать на базе одного из объектов ЭКСПО-2017 международный технопарк IT-стартапов. Он должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира. Для этого необходима соответствующая инфраструктура и благоприятные условия, включая налоговые льготы, упрощенные визовый и трудовой режимы. Мы также должны развивать свой научный и инновационный потенциал на базе вузов, Назарбаев Университета и ПИТ «Алатау», — заявил Глава государства.
1. С какой целью автор написал тексты? [ 1]
2. Для какой целевой аудитории написаны тексты? [1]
3. Определите стили текстов, аргументируя свой ответ. [2]
4. Определите жанровые особенности текстов. [1]
5. Укажите языковые особенности текстов: [3]
• Лексика
• Синтаксис
• Выразительные средства
6. Определите в текстах позицию автора. [2]
Письмо и соблюдение речевых норм Задание 3
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём — 350-450 слов. Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы языка. Используйте лексику соответствующего стиля, различные стилистические фигуры.
[15]
29
1. Напишите пресс-релиз о предстоящей Международной научно-технической конференции на тему «Будущее цифровых технологий».
2. Напишите заметку для интернет-журнала на тему «Немного о биотехнологии».
3. Напишите статью для журнала «Наука из первых рук» о роли биотехнологий в оздоровление человечества.
30
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. Строго выдержанная и подходящая структура. Творческое использование языка для произведения эффекта. Высокий уровень грамотности.
4 Очень хорошее понимание и раскрытие темы. Правильная структура монолога. Успешное использование языка для воздействия на слушателя. Соблюдение грамматических и орфоэпических норм, случайные ошибки, не затрудняющие понимания.
3 Хорошее понимание и раскрытие темы. Структура монолога соответствует заданию, однако недостаточно последовательная. Хорошее использование языка для воздействия на слушателя. Некоторое несоблюдение грамматических и орфоэпических норм.
2 Слабое понимание и раскрытие темы. Структура монолога слабо выражена, временами непоследовательна или не всегда соответствует заданию. В некоторых случаях попытки использования языка с целью воздействия на слушателя. Заметное количество грамматических и орфоэпических ошибок
1 Частичное понимание и раскрытие темы. Отсутствие соответствующей структуры монолога. Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на слушателя. Большое количество ошибок. Изложение часто неясное.
31
Чтение
Конкретная схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
Текст A Текст B
Цель текста
Проинформировать читателей о цифровых технологиях, казавшихся в определенный момент инновационными, но уже ставшими привычными для будущих поколений. Заинтересовать/привлечь внимание читателей к этой проблеме. Проинформировать о том, какие новые возможности для населения предоставляет государственная программа «Цифровой Казахстан». 1
Целевая аудитория
Любой читатель, заинтересованный будущим цифровых технологий. Любой читатель, который интересуется преимуществами цифровых технологий в области экономики, здравоохранения, образования и т.д. 1
Стиль текстов
Публицистический, неофициальный, так как представлен в форме статьи из блога и содержание текста воздействует на читателей. Публицистический, официальный, так как жанр — статья, информирующая читателей о том, как в Казахстане относятся к настоящему и будущему цифровых технологий; инициирование Президентом РК государственной программы «Цифровой Казахстан». 2
Жанр текстов
Информационная статья в блоге интернет-агентства UaMaster, посвященная вопросам будущего цифровых технологий. Информационная статья на сайте «Литер», посвященная роли цифровых технологий в развитии экономики Казахстана. 1
Языковые особенности текстов
Лексика
Автор использует общеупотребительную лексику, чтобы приблизить читателя к пониманию ситуации (у каждого возраста есть вещи; стала невероятно полезной; если присмотреться и т.д.). Автор для непринужденного общения с читателями использовал сленг (вещи, которые кажутся …крутыми). Также для раскрытия темы использована лексика, относящаяся к сфере IT-технологий (Microsoft и Google; чипы; микросхемы и т.д.). В целом, автор использует общеупотребительную лексику для понимания читателями содержания информационной статьи (играют все более важную роль; домашних хозяйств и др.). Автор прибегает к использованию сложных слов (3D-принтинг, онлайн-торговля, IT-стартапов), подчеркивающих, что в эпоху глобализации такие перспективные отрасли изменили в лучшую сторону структуру экономик развитых стран. Использованы заимствованные слова (в тренде, принтинг, банкинг, стартап), показывающие тесные 1
32
международные экономические связи Казахстана с другими странами в эпоху глобализации. Приведена Государственная программа «Цифровой Казахстан» для придания достоверности фактам. В заключительной части текста используются цитаты (поручения) Главы государства, что подчеркивает важность и необходимость цифровизации Казахстана
Синтаксис
В тексте автор активно прибегает к использованию сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, так как рассуждает, что может произойти в будущем с цифровыми технологиями, чем это вызвано (Сегодня это кажется архаичным, но в то время пластмасса действительно была новым и захватывающим материалом, обещающим большое будущее. У каждого возраста есть вещи, которые кажутся инновационными и крутыми, но банальными для будущих поколений). Использованы в рассуждении вводные слова для порядка мыслей и вывода (во-первых, во-вторых, наконец, пожалуй). В тексте использованы простые и сложные предложения. В тексте имеются предложение с рядом однородных подлежащих (Это упрощение доступа населения и бизнеса к государственным услугам, ускорение обмена информацией, появление новых возможностей для ведения бизнеса, создание новых цифровых продуктов и другие), что подчеркивает ряд преимуществ цифровых технологий для населения РК. 1
Выразительные средства
Фрагмент из фильма, приведенный в начале текста, убеждает читателя в том, что совершенное новое открытие со временем устаревает. Использованы эпитеты (вещи, которые кажутся …крутыми;умные динамики) Метафоры «сумерки цифровой эпохи»; «у каждого возраста есть вещи» помогают автору своеобразно и неординарно донести свои мысли и идеи. Язык текста формальный, официальный, поэтому автор редко использует средства художественной выразительности: метафора «цифровые технологии играют все более важную роль» использована, чтобы подчеркнуть их значимость в развитии экономики страны. 1
Позиция автора
Развитие цифровых технологий на сегодня приостановлено в связи с невозможностью создания новых чипов. Их можно только усовершенствовать. На смену цифровой эпохе должны прийти новые технологии, как геномика, материаловедение и робототехника. Цифровые технологии дают ряд преимуществ для качества жизни населения и развития экономики страны. Необходимость внедрения государственной программы «Цифровой Казахстан». 2
Всего баллов 10
33
Письмо
Баллы Описание
9-10 Очень хорошо раскрывает тему текста, последовательно и ясно выражает свое мнение, делится впечатлениями. Отлично выдерживает структуру и жанр, соответствующие заданию. Использует богатый словарный запас, сложные предложения с уточняющими членами предложения и вставными конструкциями. Стиль письма ярко выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
7-8 Представляет хорошее понимание темы, умение аргументировать и делать заключения, убедительно делится впечатлениями. Обосновывает ответ с большим разнообразием примеров и ссылок. Умело структурирует текст, выдерживает жанр заметки. Использует разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
5-6 Недостаточно понимает идею. Содержание излагает ясно, есть выражение своего мнения и впечатления, но аргументы не всегда логически развиты, есть отклонение от структуры и жанра. Приводит некоторые примеры, но не всегда обоснованные. Использует ряд простых грамматических лексических форм.
3-4 Представляет незначительное понимание идеи. Структура неясная, стиль недостаточно выражен, нет четкого выражения своего мнения, не выдерживается жанр заметки. Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы.
1-2 Представляет очень слабое понимание идеи. Некоторое выражение своего мнения. Не соблюдает структуру, соответствующую заданию, есть отклонения от темы. Текст не соответствует жанру. Очень слабый словарный запас.
Соблюдение речевых норм
Баллы Описание
4-5 Соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка. Уместно по необходимости использует термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
2-3 Соблюдает ряд орфографических и пунктуационных норм языка. Видны попытки различать и использовать термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
1 Допускает частые орфографические и пунктуационные ошибки, не различает термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
34
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут Чтение — 20 минут Письмо — 20 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося).
Количество баллов — 30
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе — на чтение и третье — на письмо и соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
Задания могут содержать несколько структурных частей/вопросов.
35
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков Кол-во заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Глобальны е проблемы энергетики Слушание и говорение 10.1.5 Строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер 10.1.6 Оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение Применение Навыки высокого порядка 1 1 РО 5 мин.на одного учащегося 5 5
Чтение 10.2.9 Интерпретировать содержание предложения, абзаца, соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией Навыки высокого порядка 6 2 РО 20 10 10
Письмо 10.3.3 Создавать тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) Соблюдение речевых норм языка Применение Навыки высокого порядка 3 3 РО 20 15 15
36
10.4.1 Соблюдать орфографические нормы 10.4.4 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях
Итого: 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
37
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 4 четверть Слушание и говорение Задание 1.
Прослушайте текст. Составьте на основе прослушанного монолог-рассуждение, оценивая достоверность, актуальность информации, выражая собственное мнение.
Время на подготовку — 2 мин., время на ответ — 2-3 мин.
[5]
Транскрипт
https://moluch.ru/archive/174/45823/
Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения
В настоящее время, атомная энергетика обеспечивает примерно 18 % от потребности в электроэнергии во всем мире и около 16 % — в России. При условии значительного возрастания эффективности применения ядерного топлива и безопасности атомных электростанций, можно реально достичь увеличения доли данного вида энергетики до 30-40 % в общем производстве электроэнергии к середине XXI века.
Касаемо термоядерной энергетики. Начиная с середины ХХ в. передовые государства тратят много сил и средств на то, чтобы взять под контроль реакцию управляемого синтеза легких элементов (УТС) — фактически неиссякаемый источник энергии. Единица массы такого топлива позволяет получить примерно в десять миллионов раз больше энергии, чем минеральное топливо и в сотню раз больше, чем уран.
Многообещающим направлением в решении проблем, связанных с экологической обстановкой в недавние годы стала водородная энергетика, которая предлагает использовать в качестве топлива водород. Огромным плюсом в пользу водорода является то, что получать энергию теперь можно без негативных последствий для окружающей среды. Для этого нужен специальный топливный элемент, который является электрохимическим генератором и напрямую преобразует химическую энергию в электрическую с единственным побочным продуктом реакции — водой.
В заключение необходимо отметить, что можно говорить о так называемой триаде энергетических проблем: дефицит основных источников энергии, вызванный их
исчерпаемостью и неравномерным распределением по планете, ухудшение экологической обстановки, постоянные конфликты за ограниченные ресурсы.
Решение вышеперечисленных проблем возможно за счет использования альтернативных источников энергии, что сократит загрязнение окружающей среды и решит вопросы, связанные с «энергетическим голодом».
Чтение Задание 2.
Прочитайте текст. Выполните задания.
[10]
Экологические проблемы энергетики
В современном мире все больше возрастает потребность людей использовать энергетические ресурсы. На данный момент эксплуатируются следующие виды источников энергетической индустрии:
• органическое топливо — каменный уголь, газ;
• вода;
38
• атомное ядро.
Атомная энергия и энергия воды превращается в электроэнергию, подается населению для жизнеобеспечения населенных пунктов. Высвобождение энергии происходит за счет процесса горения. В данном случае в атмосферу выделяются продукты горения, что ухудшает экологию местности.
Как влияет энергетика на экологию? В целом энергетическая отрасль влияет на экономику позитивно. Что касается окружающей среды, то энергетика на нее влияет негативно:
• способствует климатическим изменениям;
• происходит изменение гидрологического режима рек;
• загрязнение вод Мирового океана химическими веществами;
• влияет на появление кислотных дождей;
• атмосфера загрязняется газами, пылью, вредными выбросами;
• происходит радиоактивное и химическое загрязнение литосферы;
• исчерпываются невозобновимые природные ресурсы.
Это воздействие является причиной закисления почвы и воды, способствует возникновению парникового эффекта, обусловливающего повышение планетарной температуры, провоцирует другие необратимые процессы, кроме того, органическое топливо — это невосполнимые источники энергии, а это значит, что темпы их возобновления во много раз ниже темпов их потребления.
В результате антропогенной деятельности человечества за последние 30—40 лет планетарная температура поднялась на 0,6-0,7°С и является наиболее высокой за последние 600 лет. Поднялся средний уровень моря по сравнению с прошлым столетием на 10—15 см. За это же время отступили все зарегистрированные горные ледники.
Современные технологии способны оказывать негативное воздействие не только на климат, но и на здоровье людей. Согласно докладу группы экспертов, опубликованных в 2000 г., воздействие продуктов сжигания только твердого топлива в период до 2020 г. может обернуться ежегодной смертью 700 тысяч человек.
Среди других проблем энергетики существенной является небезопасность оборудования различного рода электростанций, будь то тепловая или атомная. Использование, к примеру, атомных реакторов ставит под угрозу существование всего человечества. Так авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году — это был лишь небольшой пример того, как энергетика губительна для всего живого в округе. Вполне вероятен более печальный сценарий при взрыве любой АЭС.
39
Стоит подчеркнуть, что не всегда своевременно происходит замена старого оборудования на новое. Также возникает проблема утилизации радиоактивных отходов, поскольку их нужно изолировать и надежно хранить, что требует огромнейших финансовых растрат.
Пожалуй, справедливо будет заметить, что от внимательности, компетентности и мастерства работников ТЭС, АЭС, ГЭС зависят не только человеческие жизни людей, проживающих вблизи объекта энергетической сферы, но и всех людей на планете, состояния окружающей среды в целом. Необходимо заниматься развитием альтернативных источников энергии, использование которых будет более безопасным, чем используемые ныне электростанции. Также требуется проводить информационное оповещение населения, чтобы убедить людей пользоваться электроприборами в экономном режиме, что позволит существенно экономить энергоресурсы. В связи с этим решение энергетических проблем повлияет на решение основных экологических проблем планеты.
1. Что отражает заголовок текста: тему или основную мысль? [1]
2. Определите основную мысль текста. [1]
3. Какова роль иллюстрации в передаче идеи 4 абзаца текста? [1]
4. Обоснуйте свое мнение. [1]
5. Предложите два возможных варианта решения экологических проблем энергетики, о которых не говорится в тексте. [2]
6. Перефразируйте своими словами предложение Так авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году — это был лишь небольшой пример того, как энергетика губительна для всего живого в округе. [1]
7. Выразите позицию автора по рассматриваемой проблеме: «Автор убеждён в том, что …» и далее саму позицию автора (цитата из текста). [3]
Письмо Задание 3.
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём — 350-450 слов. Соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы языка. [15]
1. Напишите статью для журнала «Новости науки» на тему «Глобальная энергетическая проблема 21 века».
2. Напишите заметку для школьного журнала на тему «Проблемы энергетики Казахстана».
3. Напишите фрагмент научной статьи на тему «Энергетическая проблема и пути ее решения».
40
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. Строго выдержанная и подходящая структура. Творческое использование языка для произведения эффекта. Высокий уровень грамотности.
4 Очень хорошее понимание и раскрытие темы. Правильная структура монолога. Успешное использование языка для воздействия на слушателя. Соблюдение грамматических и орфоэпических норм, случайные ошибки, не затрудняющие понимания.
3 Хорошее понимание и раскрытие темы. Структура монолога соответствует заданию, однако недостаточно последовательная. Хорошее использование языка для воздействия на слушателя. Некоторое несоблюдение грамматических и орфоэпических норм.
2 Слабое понимание и раскрытие темы. Структура монолога слабо выражена, временами непоследовательна или не всегда соответствует заданию. В некоторых случаях попытки использования языка с целью воздействия на слушателя. Заметное количество грамматических и орфоэпических ошибок
1 Частичное понимание и раскрытие темы. Отсутствие соответствующей структуры монолога. Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на слушателя. Большое количество ошибок. Изложение часто неясное.
41
Чтение
№ задания Ответ Балл Дополнительная информация для учителя
1 Заголовок «Экологические проблемы энергетики» отражает тему текста. Содержание заголовка отвечает на вопрос: о чем текст? 1
2 Основная мысль текста Следует развивать и использовать альтернативную энергетику, которая безопасна для здоровья человека, экологии планеты, чем используемые тепловые и атомные электростанции. 1
3 Иллюстрация передает, насколько могут быть губительны последствия аварии на АЭС для человечества и биоразнообразия. Последствия взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС отрицательно сказались не только на климате, но и на здоровье людей. 2
4 1 вариант. Многообещающим направлением в решении проблем, связанных с экологической обстановкой в недавние годы, стала водородная энергетика, которая предлагает использовать в качестве топлива водород. 2 вариант. С середины ХХ века в Европе тратят много средств на то, чтобы взять под контроль реакцию управляемого синтеза легких элементов -фактически неиссякаемый источник энергии. Единица массы такого топлива позволяет получить примерно в десять миллионов раз больше энергии, чем минеральное топливо и в сотню раз больше, чем уран. 2 Принимаются и другие ответы учащихся.
5 Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала нам, как атомная энергетика может уничтожить все живое на Земле. 1 Принимаются другие схожие формулировки, соответствующие содержанию предложения.
6 Авторская позиция. Автор убеждён в том, что от профессионализма сотрудников ТЭС, АЭС, ГЭС напрямую зависят жизнь человечества и сохранение экологии. Цитаты из текста: Пожалуй, справедливо будет заметить, что от внимательности, компетентности и мастерства работников ТЭС, АЭС, ГЭС зависят не только человеческие жизни людей, проживающих вблизи объекта энергетической сферы, но и всех людей на планете, состояния окружающей среды в целом. Необходимо заниматься развитием альтернативных 3 Принимаются другие схожие формулировки, соответствующие тексту. В отношении позиции автора учащемуся достаточно привести одну из 2-ух приведенных
42
источников энергии, использование которых будет более безопасным, чем используемые ныне электростанции. цитат из текста.
Всего баллов 10
43
Письмо
Баллы Описание
9-10 Очень хорошо раскрывает тему текста, последовательно и ясно выражает свое мнение, делится впечатлениями. Отлично выдерживает структуру и жанр, соответствующие заданию. Использует богатый словарный запас, сложные предложения с уточняющими членами предложения и вставными конструкциями. Стиль письма ярко выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
7-8 Представляет хорошее понимание темы, умение аргументировать и делать заключения, убедительно делится впечатлениями. Обосновывает ответ с большим разнообразием примеров и ссылок. Умело структурирует текст, выдерживает жанр заметки. Использует разнообразную лексику, стиль хорошо выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
5-6 Недостаточно понимает идею. Содержание излагает ясно, есть выражение своего мнения и впечатления, но аргументы не всегда логически развиты, есть отклонение от структуры и жанра. Приводит некоторые примеры, но не всегда обоснованные. Использует ряд простых грамматических лексических форм.
3-4 Представляет незначительное понимание идеи. Структура неясная, стиль недостаточно выражен, нет четкого выражения своего мнения, не выдерживается жанр заметки. Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы.
1-2 Представляет очень слабое понимание идеи. Некоторое выражение своего мнения. Не соблюдает структуру, соответствующую заданию, есть отклонения от темы. Текст не соответствует жанру. Очень слабый словарный запас.
Соблюдение речевых норм
Баллы Описание
4-5 Соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка. Уместно по необходимости использует термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
2-3 Соблюдает ряд орфографических и пунктуационных норм языка. Видны попытки различать и использовать термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
1 Допускает частые орфографические и пунктуационные ошибки, не различает термины, паронимы, аллегорию, инверсию, анафору.
44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *