СОЧ Русский язык 10 класс (с русским языком обучения) ОГН

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 10 класс
(для общественно-гуманитарного направления)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемые результаты по предмету «русский язык» 10 класс…………..3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «русский язык» 10 класс…….3
5. Проведение суммативного оценивания за четверть в разрезе четвертей….4
6. Модерация и выставление баллов………………………………….5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ…………………..6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ………………….16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ………………….35
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти, в соответствии с содержанием Интегрированной образовательной программы и учебного плана. Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) проверяет достижение запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения).
Цель учебной программы по русскому языку — усвоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических особенностях, основных нормах литературного языка (орфоэпических, орфографических, лексических и грамматических) и речевого этикета.
Содержание программы направлено на формирование умений необходимых для опознавания, анализа и классификации языковых фактов, их оценки с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения и умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Учебная программа способствует формированию различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.
3. Ожидаемые результаты по предмету «русский язык» 10 класс
Рекомендуемое Дополнение
Обучающийся — владеет устной и письменной речью на русском языке, использует способы речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации соответственно намеченным целям или для разрешения проблем; — творчески выражает свои мысли, идеи в устной и письменной форме, соответственно заданному контексту; — использует коммуникативные навыки для общения в разных жизненных ситуациях, выражая свое эмоционально ценностное отношение к окружающей действительности; — использует язык как инструмент познания окружающей действительности и средство для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем в соответствии с нормами устной и письменной речи;
Тестовая спецификация содержит описание суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый язык) в 10 классе СОШ ОГН
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «русский язык» 10 класс
Виды речевой деятельности (для языковых предметов) Уровень мыслител ьных навыков Описание Рекомендуем ый тип заданий
Рекомендуемое Дополне ние
Слушание и Говорение Понимать и воспринимать содержание разнообразных Для проверки уровня
3
Знание и понимание Навыки высокого порядка источников информации и типов текста с применением различных стратегий для слушания в соответствии с уровнем и предметом обучения согласно описанию, данному в учебной программе. Устно выражать мысли, идеи, поддерживать беседу на различные темы, согласно описанию в учебной программе. рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Чтение Понимать содержание разнообразных текстов с использованием различных стратегий чтения, согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественны м выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Письмо Создавать различные письменные тексты по широкому кругу тем согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
В 10 классе все указанные выше навыки являются одинаково важными для учащихся, изучающих русский язык.
5. Проведение суммативного оценивания за четверть в разрезе четвертей
В период проведения внутреннего суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СОЧ зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
4
Рекомендуйте учащимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы учащихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения СОЧ.
При завершении СОЧ попросите учащихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут Слушание и говорение — 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут Письмо 20 минут Количество баллов: 40
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслитель- ных навыков Кол-во. заданий* № задания* Тип задания * Время на выполне ние, мин* Балл* Балл за раздел
Имидж Казахстана: современный и исторический обзор Искусство и литература: различные формы художественного выражения 10.1.1 Понимать основную и детальную информацию текста, различая факт и мнение, определять целевую аудиторию, жанры (лекция, интервью, диспут, дискуссия) 10.1.5 Строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее 3-х микротем в пределах общественнополитической, социально-культурной и учебно-научной сфер Знание и понимание Навыки высокого порядка 4 1-4 РО 10 5
10.2.3 Понимать применение аббревиации, перифразы, других средств выразительности в тексте; 10.2.4 Определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров публицистического стиля (заметка, пресс-релиз) 4 1-4 РО 20 10
10.3.4 Создавать тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк) с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации Навыки высокого порядка 4 1-4 РО 20 15
7
10.4.2 Использовать лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
Итого: 12 30 мин 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
8
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 1 четверть Слушание и говорение Задание 1
Прослушайте текст.
1. Представьте краткий аналитический обзор содержания.
2. Определите тему и идею текста.
3. Укажите цель и целевую аудиторию.
4. Создайте развёрнутый монолог, в котором выразите свое отношение к проблеме,
поднимаемой автором текста. Приведите не менее 2-х аргументов для защиты своей
точки зрения.
Время для подготовки — 5 минут, время обзора текста — 2 минуты, время высказывания по теме — 2 минуты.
[5]
Можно ли утверждать, что в современном мире художественная литература воспитывает человека? Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации. Но и сейчас люди продолжают искать в искусстве ответы на вечные вопросы о добре и зле, праве и бесправии, смысле жизни и судьбе. Литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса.
Человек с самого раннего детства начинает искать такой идеал, такую действующую модель поведения, по которой он мог бы строить свою жизнь. Исследования психологов показали, что у маленьких детей самое первое сознательное ограничение инстинктивных желаний и импульсов начинается с попыток скопировать рассуждения и действия тех, кем они восхищаются, кто является для них объектом подражания. Чаще всего в качестве объекта почитания и подражания ребенок принимает кого-то из близких родственников -отца, мать, бабушку, старшего брата, дядю и т.п. В более позднем возрасте поиски объекта подражания выходят за пределы семьи. Идеальную модель поведения могут задавать не только реальные люди, но и герои известного романа, повести или рассказа, кино- или телефильма. Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не осознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Выбор персонажей произведений искусства в качестве значимых героев жизни определяется доминирующими ценностными ориентациями. Молодые люди, чьим руководящим принципом жизни является самостоятельность, в качестве важнейших характеристик героя выбирают независимость и способность на риск.
У молодежи сохраняется интерес к литературе, возможно, потому что молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. Но как часто современная литература предоставляет таких персонажей, которые могли бы выступить образцом для подражания?
https://psychojournal.ru/article/1087-vliyanie-hudozhestvennoy-literatury-na-formirovanie-
idealov-sovremennoy-rossiyskoy-molo
9
Чтение Задание 2.
Прочитайте текст и прокомментируйте стиль и язык.
1. Укажите форму/жанр текста.
2. Определите цель текста и целевую аудиторию.
3. Приведите доказательства стиля.
4. Укажите языковые средства и цель их использования.
Напишите свой ответ в виде связного текста. Обоснуйте свои мысли примерами из текста.
[10]
Крупнейшая международная выставка горно-металлургического комплекса Mining World Central Asia в 2018 году пройдёт в столице Казахстана, городе Астана, в рамках 25-го Юбилейного Всемирного Горного Конгресса 2018.
С 19 по 21 июня мероприятие объединит ведущих экспертов и специалистов, а лучшие казахстанские и мировые производители наглядно продемонстрируют эффективные технологии, современное оборудование и технику для развития и модернизации горнодобывающей отрасли.
На площадке MiningWorld Central Asia 2018 единовременно встретятся 250 компаний-участниц из 24 стран мира. В их числе такие ведущие представители отрасли, как Aramine, Atlas Copco, CFT Group, Dressta, MetsoMinerals, Mclanahan, FLSMidth, Sandvik Mining and Construction, Thrane, Outotec, Thyssenkrupp, Вист Групп и многие другие.
Общими национальными стендами будут представлены такие страны, как Австралия, Австрия впервые продемонстрирует свой национальный стенд на выставке,
Великобритания, Канада, КНР, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Чешская Республика.
Особенностью MiningWorld Central Asia в этом году является экспозиция ведущих горнодобывающих и горно-перерабатывающих предприятий Казахстана, таких как Актюбинская медная компания, KazMinerals, ERG, Kazakhmys, Kazzinc, которые также обладают статусами Партнеров мероприятия.
Организаторы выставки отмечают, что объединение выставки с таким масштабным и влиятельным событием, как Всемирный Горный Конгресс, пойдет мероприятию только на пользу, а разовая смена локации в 2018 году войдет в историю выставки как положительный опыт.
«Слияние двух ведущих отраслевых событий благоприятным образом повлияет не только на участников и посетителей, но также окажет позитивное влияние на имидж Республики Казахстан и развитие горно-металлургического комплекса региона в целом. Проведение подобного масштабного мероприятия в столице нашей страны — это отличная возможность продемонстрировать потенциал Казахстана как одной из ведущих стран сектора ГМК и действенный способ привлечь дополнительных инвесторов извне», -отмечают организаторы MiningWorld Central Asia 2018.
Тем более, что показатели отечественного рынка ГМК в 2017 году продемонстрировали значительный рост. Например, объем горнодобывающей промышленности вырос на 9,3%, обрабатывающей — на 5,1%, добыча руд цветных металлов и железной руды увеличились на 8,2% и 6,9% соответственно, а сектор металлургии показал положительную динамику, увеличив объем производства в черной металлургии на 6,6% и на 5,5% — в цветной.
Традиционно организаторами и партнерами событий являются казахстанская выставочная компания Iteca, ITE Group Plc (Великобритания), при официальной поддержке Министерства инвестиции и развития РК, Комитета геологии и недропользования МИНТ РК, Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК, АО Национальной горнорудной компании Тау-Кен Самрук, АО Казгеология, Акимата г. Астана и дипломатических миссий стран-участниц.
10
Письмо Задание 3.
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём 150-200 слов.
[15]
1. Напишите путевой очерк для школьной газеты на тему «Казахстан глазами школьников»
2. Составьте пресс-релиз одного из школьных проектов, формирующих имидж казахстанских школьников.
3. Напишите эссе для молодежного журнала на тему «Роль искусства в воспитании молодого поколения».
Используйте лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.
11
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи, цели и целевой аудитории прослушанного текста. Аргументированно и убедительно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
4 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, цели и целевой аудитории прослушанного текста. Аргументированно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки. Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
3 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, цели прослушанного текста. Пытается аргументированно выразить свое отношение к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
2 Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи, цели или целевой аудитории текста. Приводит неубедительные аргументы для выражения собственного отношения к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1 Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; Не приводит аргументов для выражения своего отношения к проблеме, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0 Задание не выполнено: не может выразить свое отношение к проблеме. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
12
Чтение
Баллы Описание
9-10 Демонстрирует отличное понимание вида текста, определяя все характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Широкий словарный запас используется уверенно и соответствующим образом.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание вида текста, определяя характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Хороший словарный запас используется соответствующим образом.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание вида текста, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Удовлетворительный словарный запас в целом используется соответствующим образом.
3-4 Демонстрирует некоторое понимание вида текстов, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Ограниченный словарный запас зачастую используется несоответствующим образом.
2-1 Демонстрирует очень ограниченное понимание вида текстов, определяя минимум характерных признаков формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Очень ограниченный словарный запас используется несоответствующим образом.
0 Демонстрирует отсутствие понимания вида текста, не выделяет отличительные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка. Словарный запас полностью не соответствует использованию.
13
Конкретная схема выставления баллов
Применяется вместе с общей схемой выставления баллов. Конкретная схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
Общий балл Ответ
10 Форма — пресс-релиз Целевая аудитория — любой читатель, интересующийся экономикой Казахстана, а также специалисты в области экономики и горной добычи. Цель — проинформировать читателей о предстоящей международной выставке горнометаллургического комплекса. Стиль — публицистический, официальный. Содержание — работа крупнейшей международной выставки Mining World Central Asia в 2018 году Язык В тексте используется большое количество имен собственных, обозначающих страны и компании-участницы выставки (Aramine, Atlas Copco, CFT Group, Dressta, MetsoMinerals, Великобритания, Канада, КНР, Норвегия). Этим подчеркивается масштабность и грандиозность события. Для достоверности информации автор широко использует статистические данные. Присутствуют имена числительные, указывающие на конкретные даты и информирующие о процентном увеличении объема добывающей и металлургической промышленности. В тексте преобладает общественно-политическая лексика (столица, конгресс, модернизация, потенциал, имидж). Это отражает целевое назначение текста. В тексте немного изобразительно-выразительных средств (влиятельное событие, ). Эпитеты помогают сформировать положительное отношению к предстоящему событию. На уровне синтаксиса много предложений с однородными членами («В их числе такие ведущие представители отрасли как: Aramine, Atlas Copco, CFT Group, Dressta, MetsoMinerals, Mclanahan, FLSMidth, Sandvik Mining and Construction, Thrane, Outotec, Thyssenkrupp, Вист Групп и многие другие»), позволяющими уточнить участников выставки. Слова организаторов выставки оформлены в виде прямой речи. Автор релиза, используя прямую речь, подчеркивает важность данного мероприятия для экономики Казахстана («Слияние двух ведущих отраслевых событий благоприятным образом повлияет не только на участников и посетителей, но также окажет позитивное влияние на имидж Республики Казахстан…»).
14
Письмо
Баллы Описание
13-15 Творческий подход к заданию, полное вовлечение аудитории, убедительное использование соответствующей формы текста. Строго выдержанная в соответствии с заданием структура. Творческое использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Свободное и выразительное изложение, достигнуты сложные эффекты, высокий уровень грамотности.
10-12 Творческий подход к заданию, вовлечение аудитории; последовательное использование формы текста. Структура полностью соответствует заданию. Успешное использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Ясное и непрерывное изложение, способствующее достижению необходимых эффектов; случайные ошибки, не затрудняющие передачу смысла.
7-9 Ясное использование соответствующей формы, но не всегда последовательное. Некоторый творческий подход, попытка произвести особые эффекты на читателя. Структура в основном соответствует поставленному заданию, но недостаточно последовательна. Ясное, но немного однообразное изложение или несоблюдение некоторых языковых норм, орфографические и пунктуационные ошибки заметны, но не затрудняют передачу смысла.
4-6 Соответствующие форма и содержание. Некоторое понимание аудитории и попытка использования языка для достижения определённых эффектов. Структура может быть непоследовательна или не вполне очевидна; может отсутствовать четкая структура повествовательного или описательного характера. Ясное, но не всегда последовательное изложение; частое несоблюдение языковых норм, неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых подходящих для содержания идеях, или приемлемая работа, но не полностью соответствующая заданию. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Эпизодическое использование языка для создания эффектов. Изложение часто неясное; нечёткая структура текста; неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки препятствует пониманию текста.
0 Работа не соответствует заданию, запутанная и бессвязная, минимальное понимание формы и содержания. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), препятствует пониманию текста.
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть Продолжительность — 40 мин
Слушание и говорение — 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут Письмо 20 минут Количество баллов — 30
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за «2» четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительн ых навыков Кол- во. задани й* № задания * Тип задания * Время на выполнен ие, мин* Бал л* Балл за раздел
10.1.4 Участвовать в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы 3 1-3 РО 10 5
Наука и этика: киборги и 10.2.4 Определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научнопопулярного подстиля (статья, эссе, очерк, конспект), публицистического стиля (заметка, пресс-релиз, путевой очерк) Знание и 5 1-5 РО 20 10
клоны Человек: права и обязанност и 10.3.4 Создавать тексты различных типов и жанров научно-популярного подстиля (статья, конспект), с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации 10.3.5 писать разные виды эссе, в том числе критическое, анализируя научную и публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором понимание Навыки высокого порядка 4 1-4 РО 20 15
10.4.2 Использовать лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
Итого: 12 30 30
Примечание. * — разделы, в которые можно вносить изменения
17
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русский язык» (Я1)», 10 класс
Слушание и говорение Задания 1
Прослушайте текст.
1. Составьте в парах диалог, ответив на вопрос «Должны ли культурные ценности ставиться выше универсальности прав человека?». Представьте различные точки зрения на поднятую проблему, обозначенную в тексте.
2. Выскажите собственное мнение по данной проблеме, аргументируя примерами из текста.
3. Предложите разные пути решения проблемы.
[5]
Время для подготовки — 5 минут, время высказывания по теме — 4-5 минут.
Традиционные культурные обычаи отражают ценности и убеждения членов сообщества на протяжении многих поколений. У каждой социальной группы в мире есть специфические традиционные обычаи и верования: некоторые из них являются благом для всех членов сообщества, тогда как другие вредны для конкретных групп. К этим вредным обычаям относятся, например, раннее замужество; предпочтение сына и влияние этого на статус девочек; традиция выкупа или воровства невест. Несмотря на то, что из-за своей вредоносной природы такие обычаи нарушают международные нормы прав человека, они оказываются живучими, потому что тот, кто их практикует, не только не ставит их под сомнение, но и считает моральной ценностью.
Ряд обычаев, которые негативно влияют на здоровье женщин и детей и нарушают международные стандарты прав человека, часто называют «вредными традиционными практиками». Это не означает, что все традиционные практики вредны и нарушают права человека, но если это происходит, мы должны заниматься их искоренением. Обычная практика во многих культурах — «договорные браки», при которых девушка, часто в очень юном возрасте, обязана выйти замуж (а мужчина жениться) за человека, выбранного ее семейством. Следует ли эту практику запретить ради защиты прав детей и молодежи, или это было бы неуважением культурной традиции?
Защита «всех прав человека для всех» предполагает отказ от вредных традиционных практик. Никому не может быть отказано в правах человека и в достоинстве по признакам традиции и культуры; к тому же традиции и культуры не высечены на камне — они меняются и эволюционируют, и те, что были актуальны еще двадцать лет назад, часто не имеют смысла в глазах сегодняшнего поколения. Существующие вредные традиции также напоминают нам о том, что борьба за права человека опирается на образовательные программы и мероприятия. От многих вредных традиционных практик невозможно избавиться лишь путем репрессий и осуждения: чтобы добиться эффекта, требуется образование и участие всех заинтересованных лиц. Даже если конечная ответственность возложена на государства, подписавшие международные договоры по правам человека, вредные традиции выживают благодаря действиям отдельных людей при поддержке семей и окружающих. Их изменение не может быть навязано «сверху», для этого необходима постоянная воспитательная работа с семьями и общинами, ибо только так можно примирить права человека с тем, что считается специфическими культурными правами и обычаями.
https://rm.coe.int/16804adf73
Чтение Задание 2.
Прочитайте и прокомментируйте стиль и язык, которым написан этот текст.
18
1. Укажите форму/жанр текста.
2. Определите цель текста и целевую аудиторию.
3. Приведите доказательства стиля.
4. Укажите языковые средства и цель их использования.
5. Напишите свой ответ в виде связного текста. Обоснуйте свои мысли примерами из текста.
[10]
Сторонники клонирования утверждают, что неосторожное использование термина “клонирование” ввело в заблуждение общественность, нанеся ущерб передовой науке. При репродуктивном клонировании измененная человеческая клетка помещается в женскую матку, в то время как терапевтическое клонирование происходит в лабораторных условиях, и в его результате не получается человек. В силу существования четкого различия между методами терапевтического и репродуктивного клонирования, а также единодушного неприятия репродуктивного клонирования в международном масштабе, существует незначительная вероятность “ходьбы по скользкой дорожке”, когда клонирование, способное излечивать, перерастет в клонирование, являющееся предметом всеобщего осуждения.
Сторонники выражают единодушное мнение о том, что технологию клонирования необходимо регулировать. Посредством законодательных процедур и мер безопасности общество может определять, какой вид клонирования является допустимым, а какой — нет. Репродуктивное клонирование можно определить, выделить, сделать предметом уголовного преследования и, при необходимости, наказывать за него, не ограничивая при этом терапевтического клонирования. Признавая обоснованность озабоченности экспериментами над людьми, сторонники терапевтического клонирования отмечают, что используемые в научных исследованиях «эмбрионы» представляют собой всего лишь зародышевые пузырьки недифференцированных стволовых клеток.
Эти зародышевые пузырьки все равно выбрасываются или уничтожаются клиниками по искусственному оплодотворению и медицинскими учреждениями. Благодаря терапевтическому клонированию эти клетки можно сохранить и использовать для продления человеческой жизни.
Сторонники утверждают, что терапевтическое клонирование обещает огромное будущее с точки зрения облегчения человеческих страданий и углубления знаний. “Получение клеток и тканей благодаря терапевтическому клонированию вселяет большую надежду в неизлечимо больных людей,”- говорит профессор Эва Шиклова, директор Института экспериментальной медицины Академии Наук в Праге. Эти исследования будут проводиться на основе здравого смысла и демократических принципов: результаты будут подвергаться научной экспертной оценке, и научная работа будет продолжаться только при условии информированности и согласия общества.
Письмо Задание 3.
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём 150-200 слов. Используйте лексику публицистического стиля, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.
[15]
1. На форуме было высказано мнение: «Клонирование — путь к бессмертию». Считаете ли вы данное высказывание справедливым? Напишите статью, которая будет содержать отзыв на данное мнение.
2. Блогер, размышляя о проблемах клонирования, задал вопрос: «Равносильно ли уничтожение клона, имеющего отклонения, убийству человека?». Напишите комментарий к блогу.
19
3. Напишите аргументативное эссе на тему «Почему даже те государства, в которых плохо обеспечены права человека, готовы подписывать международные соглашения по правам человека?». Выразите свою точку зрения и аргументируйте ее.
4. В редакцию журнала пришло письмо с вопросом: «Должен ли я уважать права других, если они не уважают мои права?». Дайте аргументированный ответ автору письма.
20
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Аргументированно и убедительно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
4 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Аргументированно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки. Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
3 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Пытается аргументированно выразить свое отношение к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
2 Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста. Приводит неубедительные аргументы для выражения собственного отношения к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1 Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; не приводит аргументы для выражения своего отношения к проблеме, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0 Задание не выполнено: не может выразить свое отношение к проблеме. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
21
Чтение
Баллы Описание
9-10 Демонстрирует отличное понимание вида текста, определяя все характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Широкий словарный запас используется уверенно и соответствующим образом.
6-7 Демонстрирует хорошее понимание вида текста, определяя характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Хороший словарный запас используется соответствующим образом.
4-5 Демонстрирует удовлетворительное понимание вида текста, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Удовлетворительный словарный запас в целом используется соответствующим образом.
2-3 Демонстрирует некоторое понимание видов текстов, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Ограниченный словарный запас зачастую используется несоответствующим образом.
1-2 Демонстрирует очень ограниченное понимание видов текстов, определяя минимум характерных признаков формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Очень ограниченный словарный запас используется несоответствующим образом.
0 Демонстрирует отсутствие понимания типов текста, не выделяет отличительные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка. Словарный запас полностью не соответствует использованию.
22
Конкретная схема выставления баллов
Применяется вместе с общей схемой выставления баллов. Конкретная схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
Общий балл Ответ
10 Форма — статья Целевая аудитория — широкая; любой читатель, интересующийся проблемами клонирования . Цель — проинформировать читателей о различии в видах клонирования, положительных сторонах терапевтического клонирования, сформировать мнение о его пользе Стиль — публицистический Содержание — Существуют два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое. Терапевтическое клонирование из-за путаницы в терминологии незаслуженно подвергается осуждению, в то время как его можно использовать для продления человеческой жизни и облегчения страданий больного Язык Наряду с узкоспециальными медицинскими терминами (зародышевые пузырьки, недифференцированных стволовых клеток, искусственное оплодотворение, женская матка, терапевтическое клонирование) используются и общенаучные (эксперимент, термин). Использование терминов необходимо, так как раскрывается научная проблема во взаимосвязи с жизнью общества. Это подтверждает общественно-политическая лексика: международный масштаб, меры безопасности, учреждения, будущее, принципы, информированность общества. Доказательством эмоциональности текста могут служить ИВС единодушное неприятие (подводят читателя к мысли о том, что «путаница» в науке имеет серьезные последствия). С этой же целью использована метафора нанести ущерб. Эпитет огромное будущее выражает надежду, что в скором времени положение изменится. Использованы фразеологизмы ходьба по скользкой дорожке вселяет надежду, здравый смысл, которые придают образность тексту. Повтор слова «сторонники» явно показывает позицию автора. Приводится мнение: «вселяет большую надежду в неизлечимо больных людей», которое служит подтверждением авторской позиции. Таким образом, представлен оптимистичный взгляд на будущее терапевтического клонирования с точки зрения облегчения человеческих страданий и углубления знаний. На синтаксическом уровне используются придаточные изъяснительные в ряде сложноподчиненных предложений: «Сторонники клонирования утверждают, что… Сторонники выражают единодушное мнение о том, что…» В тексте используется много деепричастных и причастных оборотов: «нанеся ущерб передовой науке, признавая обоснованность озабоченности экспериментами над людьми, используемые в научных исследованиях «эмбрионы». Они помогают автору раскрыть основную мысль текста.
23
Письмо
Баллы Описани
13-15 Творческий подход к заданию, полное вовлечение аудитории, убедительное использование соответствующей формы текста. Строго выдержанная в соответствии с заданием структура. Творческое использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Свободное и выразительное изложение, достигнуты сложные эффекты, высокий уровень грамотности.
10-12 Творческий подход к заданию, вовлечение аудитории; последовательное использование формы текста. Структура полностью соответствует заданию. Успешное использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Ясное и непрерывное изложение, способствующее достижению необходимых эффектов; случайные ошибки, не затрудняющие передачу смысла.
7-9 Ясное использование соответствующей формы, но не всегда последовательное. Некоторый творческий подход, попытка произвести особые эффекты на читателя. Структура в основном соответствует поставленному заданию, но недостаточно последовательна. Ясное, но немного однообразное изложение или несоблюдение некоторых языковых норм, орфографические и пунктуационные ошибки заметны, но не затрудняют передачу смысла.
4-6 Соответствующие форма и содержание. Некоторое понимание аудитории и попытка использования языка для достижения определённых эффектов. Структура может быть непоследовательна или не вполне очевидна; может отсутствовать четкая структура повествовательного или описательного характера. Ясное, но не всегда последовательное изложение; частое несоблюдение языковых норм, неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых подходящих для содержания идеях, или приемлемая работа, но не полностью соответствующая заданию. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Эпизодическое использование языка для создания эффектов. Изложение часто неясное; нечёткая структура текста; неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки препятствует пониманию текста.
0 Работа не соответствует заданию, запутанная и бессвязная, минимальное понимание формы и содержания. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), препятствует пониманию текста.
24
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут Слушание и говорение — 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут Письмо 20 минут
Количество баллов — 30 баллов
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
25
Характеристика заданий суммативного оценивания за «3» четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительны х навыков Кол-во. заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнен ие, мин* Балл * Балл за раздел
Туризм: экотуризм Экология души 10.1.6 Оценивать прослушанный материал с точки зрения достоверности, актуальности информации, выражая собственное мнение Навыки высокого порядка 3 1-3 РО 10 5
10.2.8 Сравнивать стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые) учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора 4 1-4 РО 20 10
10.3.6 Писать тексты-описания и тексты-повествования в различных жанрах, используя средства воздействия на читателя 10.3.5 Писать разные виды эссе, в том числе критическое, анализируя научную и публицистическую литературу, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором 4 1-3 РО 20 15
10.4.4 Использовать знаки препинания в простых, простых осложненных (обособленными членами, вводными словами, вставными конструкциями) и сложных предложениях
Итого: 11 40 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
26
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русский язык» (Я1)», 10 класс
Слушание и говорение Задания 1.
Прослушайте текст.
1. Представьте краткий обзор содержания.
2. Ответьте на вопросы. Насколько актуальна тема, поднятая в тексте? Согласны ли вы
с позицией автора?
3. Выразите свое отношение к проблеме. Считаете ли вы, что в современном мире есть
другие, более важные проблемы, которые требуют первостепенного разрешения?
Почему?
[5]
Время для подготовки — 1 минута, время обзора текста — 1 минута, время высказывания по теме — 3 минуты.
Современный мир находится под мощным антропогенным стрессом. Причем стресс испытывает не только человек, но и окружающая среда. От экологического стресса содрогается вся планета, и это проявляется в деградации почв и лесов, загрязнении атмосферы и нарушении водных режимов. Мы очень много говорим об экологическом кризисе, о деградации природы, но если внимательно присмотреться, глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовная ценность — человек, который стоит на вершине пирамиды. Экология человека — это, прежде всего, оздоровление духовно заболевшего человека и общества высокой культурой и нравственностью.
Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных народностей, а также сфер духовной жизни людей. Каждая общественноэкономическая формация характеризуется определенным типом культуры. При переходе от одной формации к другой, как правило, наследуется все ценное в культуре прошлого. Наше общество крайне нуждается в системе нравственного и культурного воспитания. Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.
Только дух человека — его совесть, культура и нравственность имеют приоритет над всем остальным. С воспитанием человека у нас дела обстоят неважно, хуже, чем с образованием. Современная молодежь ориентирована сегодня главным образом на материальные ценности, тогда, как известно, что нищете материальной можно помочь, нищете души — невозможно.
С давних времен в человеческом обществе существует традиция помощи слабым и обездоленным людям. В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно помогать другим людям, попавшим в трудную ситуацию. Кто из людей способен к милосердию? Красивый душой и сильный духом человек, в корень смотрящий и не растерявший на дорогах жизни свою душу, способность сопереживать и любить. Характерной особенностью милосердия является еще и активность действий. Мало в душе посочувствовать человеку, оказавшемуся в беде. Важно и помочь такому человеку активными действиями. Необходимо стремиться к тому, чтобы бескорыстная помощь окружающим людям стала нормой поведения в современном обществе. К милосердию нужно прийти. Человек, не заботящийся об улучшении себя, чем он может порадовать других?
http://detskivchas.ru/rasskazv/o miloserdii detyam/ https://cvberleninka.rU/article/v/ekologiva-dushi-kultura-nravstvennost-duhovnost
27
Чтение Задания 2.
1. Сравните тексты, описав их сходства и различия на основе темы, основной мысли, проблемы, цели, целевой аудитории, позиции автора.
2. Сравните стилистические и жанровые особенности текстов.
3. Сравните языковые средства представленных текстов.?
4. Напишите свой ответ в виде связного текста. Обоснуйте примерами из текста.
[10]
Текст А
19 мая 2018 года на территории Жонгар-Алатауского государственного национального природного парка в Саркандском районе Алматинской области прошел Фестиваль цветения яблони Сиверса, целью которого является пропаганда туристских достопримечательностей Жетысуского края, расположенных в предгорьях Джунгарского (Жетысуского) Алатау, привлечение внимания общественности к уникальной яблоне Сиверса как к региональному бренду.
Генетически яблоня Сиверса наиболее близка к прародительнице всех сортов яблонь в мире (на сегодня их насчитывается около 15 тысяч), что подтверждает гипотезу о том, что на территории Алматинской области Казахстана находится вероятная прародина яблок.
На территории Жонгар — Алатауского национального парка, задачей которого является сохранение уникальных природных комплексов, агробиоразнообразия региона, ежегодно в начале мая расцветают тысячи яблонь Сиверса, украшая склоны гор бело-розовой дымкой.
Любоваться цветением яблонь — большое эстетическое удовольствие. Привлечение туристов к созерцанию этого неповторимо красивого зрелища является большим вкладом в развитие туризма в Алматинской области в целом и развитие таких направлений, как экологический туризм, этнотуризм в Казахстане.
Фестиваль, который планируется сделать традиционным ежегодным мероприятием, должен способствовать привлечению туристов в Саркандский район, превращению яблони Сиверса в хорошо узнаваемый бренд. Таким образом, фестиваль цветения яблони Сиверса может стать местным аналогом праздника цветения сакуры в Японии.
Фестиваль организован Управлением туризма Алматинской области. Участники фестиваля, среди которых представители турфирм города Алматы и Алматинской области, СМИ, гости из зарубежья, местные жители, смогли посмотреть концерт, национальные конные спортивные игры, туристические виды игр, отведать блюда национальной кухни, попить кумыс, попробовать горный мед, познакомиться с уникальными целебными травами, произрастающими только в предгорьях Джунгарского (Жетысуского) Алатау, посетить выставку традиционных ремесел и увидеть экспонаты. Но самое главное — гости фестиваля посетили туристский маршрут №3 и осмотрели генетический резерват дикоплодовых насаждений яблонь Сиверса, увидели высокогорные живописные места национального парка и непосредственно цветение яблонь.
Текст Б
Казахстан можно сравнить с туристским бриллиантом. Туристский потенциал государства богат и разнообразен и имеет уникальные возможности для развития почти всех видов туризма, начиная с познавательного, связанного с посещением культурноисторических объектов, до приключенческого и других активных видов туризма и экотуризма. Пользуется популярностью среди туристов охота и рыбалка, в том числе национальные виды охоты.
Развитие экотуризма должно способствовать установлению гармонии между человеком и природой, вмещающей, как широкая колыбель, величие и красоту. Мы должны понять, что ощущение радости, которое дает нам общение с природой, переполненной чистыми и священными дарами, это биологически обусловленная потребность человека, как части
28
живой природы.
И, наконец, какую роль в развитии региона играет экотуризм? Туризм расширяет международные связи и влияет на экономику страны, создает рабочие места. Он требует охраны природной территории, оказывает большое влияние на экологическое воспитание населения, воспитывает патриотизм и гордость за свою страну, способствует гармоническому развитию личности. Только тогда, когда местные жители убеждаются в рекреационной привлекательности своего природного ландшафта, осознают, что он имеет эколого-эстетическую ценность и может приносить материальную выгоду, они приходят к мысли о его охране. Понимание того, что экономически хищническое использование природных ресурсов может вывести их территорию из сферы рекреационного пользования, является стимулом и побудительной причиной для ее охраны и рационального использования.
Письмо Задание 3.
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём 150-200 слов. Используйте простые осложненные (обособленными членами, вводными словами, вставными конструкциями) и сложные предложения, правильно расставляя знаки препинания.
[15]
1. Представьте себе, что вы журналист, специализирующийся по теме “Туризм”, Напишите статью “Будущее за экотуризмом”. В статье расскажите, как новое направление туризма будет влиять на формирование общества в ближайшие двадцать лет и какое преимущество принесет.
2. Туристическая фирма объявила конкурс на лучшее описание экотура в деревню. Опишите место, как прошёл экотур, свои впечатления.
3. Режиссер Андрей Тарковский говорил: «Беда нынешней молодёжи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — плохой симптом. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения». Напишите эссе, выражая и обосновывая свое согласие/несогласие с автором.
4. Живет ли в современном мире понятие о милосердии? Напишите дискуссионное эссе, в котором отразите различные точки зрения на эту проблему.
29
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
5 Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Аргументированно и убедительно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
4 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Аргументированно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки. Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
3 Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста. Пытается аргументированно выразить свое отношение к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
2 Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста. Приводит неубедительные аргументы для выражения собственного отношения к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1 Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; Не приводит аргументов для выражения своего отношения к проблеме, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0 Задание не выполнено: не может выразить свое отношение к проблеме. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
30
Письмо
Баллы Описание
9-10 Демонстрирует отличное понимание видов текста, определяя все характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Широкий словарный запас используется уверенно и соответствующим образом.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание видов текста, определяя характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Хороший словарный запас используется соответствующим образом.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание видов текста, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Удовлетворительный словарный запас в целом используется соответствующим образом.
3-4 Демонстрирует некоторое понимание видов текстов, определяя некоторые характерные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Ограниченный словарный запас зачастую используется несоответствующим образом.
1-2 Демонстрирует очень ограниченное понимание видов текстов, определяя минимум характерных признаков формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Очень ограниченный словарный запас используется несоответствующим образом.
0 Демонстрирует отсутствие понимания типов текста, не выделяет отличительные признаки формы, целевой аудитории, цели, содержания, стиля и языка. Словарный запас полностью не соответствует использованию.
31
Конкретная схема выставления баллов
Применяется вместе с общей схемой выставления баллов. Конкретная схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
СХОДСТВА ТЕКСТОВ
Письменная речь
Общая широкая тема — развитие экологического туризма в Казахстане
У текстов схожие цели — проинформировать читателя
Целевая аудитория обоих текстов широкая, люди, интересующиеся экотуризмом
Стиль обоих текстов — публицистический
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТЕКСТАМИ
Текст А Текст Б
Форма
• Заметка • Статья
• Тип речи- повествование • Тип речи — рассуждение
Цель
• Проинформировать читателя о прошедшем фестивале цветения яблонь • Заинтересовать читателя данной темой • показать возможности развития экотуризма в Казахстане
Узкая тема
• Проведение фестиваля цветения яблонь Сиверса в Жонгар-Алатауском государственном национальном природном парке • Положительные стороны экотуризма для развития экономики страны и воспитания патриотизма
Содержание
• Информация о времени, месте, цели и результатах проведения фестиваля • Представление плюсов экотуризма
Язык
Лексика: Лексика:
• Имена существительные с конкретным значением (гости, комплекс, гора, жители) • Имена собственные ( в Саркандском • Имена существительные с абстрактным значением (развитие, посещение, установление, гармония, величие)
32
районе Алматинской области)
• Имена числительные (19 мая 2018 года)
• Оценочная лексика (к уникальной
яблоне, большое эстетическое
удовольствие, неповторимо красивого зрелища)
• Специальная лексика (яблоня Сиверса, резерват)
• общеупотребительные слова
• ИВ С (украшая склоны гор белорозовой дымкой
Предложение:
• наличие сложных предложений, в частности СПП с придаточным определительным
• наличие однородных членов предложения (…посетили туристский маршрут №3 и осмотрели генетический резерват дикоплодовых насаждений яблонь Сиверса, увидели высокогорные живописные места национального парка и непосредственно цветение яблонь)
Текст:
• написан от третьего лица
• текст разделен на абзацы
• чёткая структура в соответствии с жанром
• полный текст
• Обилие глаголов настоящего времени несовершенного вида (имеет, играет, дает, расширяет, требует, оказывает, убеждаются)
• Общественно-политическая лексика (потенциал, объект, регион, патриотизм, население)
• Специальная лексика (рекреационная привлекательность, ландшафт)
• Общеупотребительные слова
• ИВС (с туристским бриллиантом, как широкая колыбель)
Предложение:
• Сочетание простых и сложных предложений
• Риторический вопрос (. какую роль в развитии региона играет экотуризм?)
• Наличие однородных членов предложения (Туризм расширяет международные связи и влияет на экономику страны, создает рабочие места)
Текст:
• написан от третьего лица
• текст разделен на абзацы
• четкая структура в соответствии с жанром
• полный текст
33
Письмо
Баллы Описание
13-15 Творческий подход к заданию, полное вовлечение аудитории, убедительное использование соответствующей формы текста. Строго выдержанная в соответствии с заданием структура. Творческое использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Свободное и выразительное изложение, достигнуты сложные эффекты, высокий уровень грамотности.
10-12 Творческий подход к заданию, вовлечение аудитории; последовательное использование формы текста. Структура полностью соответствует заданию. Успешное использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Ясное и непрерывное изложение, способствующее достижению необходимых эффектов; случайные ошибки, не затрудняющие передачу смысла.
7-9 Ясное использование соответствующей формы, но не всегда последовательное. Некоторый творческий подход, попытка произвести особые эффекты на читателя. Структура в основном соответствует поставленному заданию, но недостаточно последовательна. Ясное, но немного однообразное изложение или несоблюдение некоторых языковых норм, орфографические и пунктуационные ошибки заметны, но не затрудняют передачу смысла.
4-6 Соответствующие форма и содержание. Некоторое понимание аудитории и попытка использования языка для достижения определённых эффектов. Структура может быть непоследовательна или не вполне очевидна; может отсутствовать четкая структура повествовательного или описательного характера. Ясное, но не всегда последовательное изложение; частое несоблюдение языковых норм, неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых подходящих для содержания идеях, или приемлемая работа, но не полностью соответствующая заданию. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Эпизодическое использование языка для создания эффектов. Изложение часто неясное; нечёткая структура текста; неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки препятствует пониманию текста.
0 Работа не соответствует заданию, запутанная и бессвязная, минимальное понимание формы и содержания. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки), препятствует пониманию текста.
34
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут Слушание и говорение — 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут
Письмо 20 минут
Количество баллов — 30 баллов
Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
35
Характеристика заданий суммативного оценивания за «4» четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительн ых навыков Кол-во. заданий* № задания* Тип задани я* Время на выполнен ие, мин* Балл* Балл за разде л
10.1.4 Участвовать в дебатах, аргументируя собственную позицию и предлагая разные пути решения проблемы 4 1-4 РО 10 5
Свободное время как показатель развития общества» «Толерантность и диалог 10.2.6 Использовать приемы просмотрового чтения, сканирования и детального чтения; 10.2.9 Интерпретировать содержание предложения, абзаца, соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией Навыки высокого порядка 5 1-5 TI Я о о 20 10
межнациональных культур 10.3.6 Писать тексты-описания и тексты-повествования в различных жанрах, используя средства воздействия на читателя 4 1-4 РО 20 15
10.4.1 Соблюдать орфографические нормы
Итого: 13 40 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
36
Образцы заданий и схемы выставления баллов Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русский язык» (Я1)», 10 класс
Слушание и говорение Задания 1.
Прослушайте текст.
Представьте в парах диалог, в котором отразите следующие аспекты:
1. Выразите свое отношение к проблеме, отражённой в тексте, представляя различные точки зрения.
2. Приведите аргументы для защиты своей точки зрения, используя идеи из текста. Считаете ли вы, что технологический прогресс отрицательно влияет на свободное время человека?
3. Нужно ли «диктаторскими методами» внедрять в жизнь человека ценностное отношение к образцам высокой духовной культуры?
[5]
Время для подготовки — 2 минуты, время высказывания по теме — 3 минуты.
Возросший уровень технической оснащенности производства высвободил человека из непосредственного процесса труда, превращая его во многих отраслях производства в квалифицированного «наблюдателя» вместо непосредственного исполнителя. Совершенно ясно, что это прямо способствовало увеличению свободного времени работников без отрицательных последствий для уровня их материальной жизни. Наряду с этим развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени.
Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Господствующее место занял просмотр телепередач и фильмов, составлявший от 13 до 14 часов в неделю. Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной продукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида.
Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекультурными ценностями, поэтому закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте. Только через воспитание активного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение возможно повышение качественного состояния свободного времени.
Чтение Задания 2.
Прочитайте рецензию писателя Михаила Яснова на книгу и выполните задания.
[10]
1. Я прочитал эту повесть не просто с удовольствием, а с восхищением, которое переросло в благодарность автору. Героиню книги австралийского писателя Мориса Глейцмана «Болтушка» зовут Ровена Бэтс, или просто Ро. Самое забавное, что «болтушка» эта не может говорить. Она или пишет, или «разговаривает» жестами. Поэтому впервые в новую школу она пришла со стопкой писем, размноженных на ксероксе, и каждому из одноклассников раздала по письму. Пусть Ровена расскажет о себе сама: «Здравствуйте, -говорилось в письме, — меня зовут Ровена Бэтс. Вы, наверное, уже заметили, что я не могу
37
разговаривать. Но это ничего, мы всё равно можем дружить, потому что я умею писать, рисовать, кивать и мотать головой, показывать пальцем, морщить нос, и ещё я говорю на языке глухонемых. Раньше я училась в специальной школе, но правительство её закрыло. Говорить, как все, я не могу потому, что у меня чего — то там не хватает в гортани (не пугайтесь, шея у меня не дырявая и не протекает). А так, вообще, я нормальный человек, люблю читать, смотреть телик и водить папин трактор. Надеюсь, что мы подружимся. Искренне ваша, Ровена Бэтс».
2. Конечно, не все в классе сразу приняли Ровену. Нашёлся мальчишка, который тут же начал смеяться над тем, что она не такая, как все, но ему пришлось здорово пожалеть об этом. Как раз в этот момент он чистил аквариум и держал в руке лягушку. Послушаем Ровену: «Одним прыжком я пересекла комнату, выхватила лягушку, свободной рукой сдавила ему щеки, так что его красногубый рот сам собой раскрылся, и запихнула туда лягушку. Потом, схватив с учительского стола моток клейкой ленты, обмотала ее для прочности вокруг его рыжей башки… Несколько секунд все глазели на меня, оцепенев от ужаса и разинув рты». Ро — подросток, а подростки чрезмерно озабочены мнением окружающих, и особенно сверстников (даже подростки-не инвалиды). Такое необычное начало предвещает не менее бурное развитие событий.
3. Было бы здорово подружиться с такой девчонкой, правда? Но каждый, кто хочет быть рядом с ней, должен помнить: Ро не терпит жалости. Видеть сочувственные улыбки, слышать за спиной жалостливый шепот: «Бедное убогое дитя», «Тяжелый случай», и так всю жизнь? Ни за что на свете! На вечере, посвященном людям с ограниченными возможностями, или «подшефным», как их там называют, Ровена заявляет: «Мы не подшефные. Мы просто люди. Я такая же, как вы. Обычный человек со своими трудностями. У меня трудности с голосом и речью, а кому — то из вас, может быть, трудно зарабатывать на жизнь или печь бисквитный торт… Вы можете мне сочувствовать, если хотите. А я, если захочу, могу сочувствовать вам. Мне вот, например, очень жалко тех из вас, у кого нет настоящего друга».
4. Её отец тоже не такой, как все, но не в том плане, что Ро. У её отца — особенная душа. Огромная. И свой особенный взгляд на мир. И «яблочно-насекомо-садоводческий» лексикон. И ковбойская одежда вся оранжево-лилово-желтого цвета. И не совсем подходящая манера к месту и не к месту во весь голос распевать репертуар любимых кантри-исполнителей. И комплексов у отца Ро нет. Может сказать любому человеку в лицо все, что думает. Для Ро счастье иметь такого отца, потому что он относится к дочери не как к инвалиду, а как к обычной девочке.
5. Прочитав эту веселую книгу, вы задумаетесь об очень серьезных вещах: о том, как важно научиться понимать людей, которые от тебя отличаются, о том, как легко обидеть человека, если не чувствуешь, что твоя жалость унижает его, заставляет почувствовать свою неполноценность.
Кратко ответьте на вопросы:
1. Почему Ро так «жестоко» поступила с мальчишкой, который стал смеяться над ней?
2. Что было самым важным в отношениях Ро с отцом?
3. Почему Ровена не терпит жалости?
4. Укажите номер абзаца, в котором заключена основная мысль представленного текста. Аргументируйте ответ.
5. Прокомментируйте языковые средства, использованные автором рецензии. Как они помогают раскрыть основную мысль текста и авторскую позицию?
Письмо Задания 3
Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объём 150-200 слов. Соблюдайте орфографические нормы языка.
[15]
38
1. Напишите рассказ, который заканчивается словами: «Не делай другому того, от чего больно тебе».
2. Представьте себе, что вас в качестве журналиста пригласили на встречу с паралимпийцами. Опишите, как прошла встреча, атмосферу встречи, свои ощущения.
3. Напишите запись в блоге о том, как проводить свободное время с пользой. Дайте советы сверстникам, как использовать возможности хобби для самообразования и самореализации.
39
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы Описание
9-10 Демонстрирует отличное понимание текста, определяя все характерные признаки языка, точно отвечая на вопросы, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Отлично интерпретирует содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Широкий словарный запас используется уверенно и соответствующим образом.
7-8 Демонстрирует хорошее понимание текста, определяя характерные признаки языка, отвечая на вопросы, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Хорошо интерпретирует содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Хороший словарный запас используется соответствующим образом.
5-6 Демонстрирует удовлетворительное понимание текста, языка, отвечая на вопросы с ошибками. Удовлетворительно интерпретирует содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Удовлетворительный словарный запас в целом используется соответствующим образом.
3-4 Демонстрирует некоторое понимание текста, определяя некоторые характерные признаки языка, при ответе на вопросы допускает частые ошибки. Пытается интерпретировать содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Ограниченный словарный запас зачастую используется несоответствующим образом.
2-1 Демонстрирует очень ограниченное понимание текста, определяя минимум характерных признаков языка, как указано в конкретной схеме выставления баллов для соответствующего вопроса. Слабо интерпретирует содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Очень ограниченный словарный запас используется несоответствующим образом.
0 Демонстрирует отсутствие понимания текста, не выделяет отличительные признаки языка. Не интерпретирует содержание абзаца, соотнося с основной мыслью текста и жанром. Словарный запас полностью не соответствует использованию.
40
Чтение
Конкретная схема выставления баллов
Применяется вместе с общей схемой выставления баллов. Конкретная схема выставления баллов демонстрирует примерное содержание ответа на индивидуальный вопрос и написана специально для этого вопроса. Эта схема должна использоваться только в качестве примера для учителя. Другие приемлемые варианты ответа учащихся допускаются.
Общий балл Ответ
10 1. Подростки чрезмерно озабочены мнением окружающих, и особенно сверстников. 2. Он относится к дочери не как к инвалиду, а как к обычной девочке. 3. Человек с ограниченными возможностями — просто обычный человек со своими трудностями. 4. 5-й абзац. Так как это рецензия, именно в этом абзаце содержится ее основная мысль — рекомендовать эту книгу к прочтению. 5. Автор использует эмоциональную лексику, чтобы передать собственное состояние после прочтения книги (удовольствие, восхищение, благодарность). Эпитеты (особенная, огромная душа) помогают выразить отношение автора рецензии к отцу главной героини. Антитеза (веселая книга — серьезные вещи) направлена на оценку авторского стиля писателя: рассказать легко и доступно о «болевых» точках современного общества. Использованные автором языковые средства раскрывают основную мысль рецензии — рекомендовать книгу к прочтению.
41
Письмо
Баллы Описание
13-15 Творческий подход к заданию, полное вовлечение аудитории, убедительное использование соответствующей формы текста. Строго выдержанная в соответствии с заданием структура. Творческое использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Свободное и выразительное изложение, достигнуты сложные эффекты, высокий уровень грамотности.
10-12 Творческий подход к заданию, вовлечение аудитории; последовательное использование формы текста. Структура полностью соответствует заданию. Успешное использование языка для произведения особых эффектов на читателя. Ясное и непрерывное изложение, способствующее достижению необходимых эффектов; случайные ошибки, не затрудняющие передачу смысла.
7-9 Ясное использование соответствующей формы, но не всегда последовательное. Некоторый творческий подход, попытка произвести особые эффекты на читателя. Структура в основном соответствует поставленному заданию, но недостаточно последовательна. Ясное, но немного однообразное изложение или несоблюдение некоторых языковых норм, орфографические и пунктуационные ошибки заметны, но не затрудняют передачу смысла.
4-6 Соответствующие форма и содержание. Некоторое понимание аудитории и попытка использования языка для достижения определённых эффектов. Структура может быть непоследовательна или не вполне очевидна; может отсутствовать четкая структура повествовательного или описательного характера. Ясное, но не всегда последовательное изложение; частое несоблюдение языковых норм, неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого, орфографические и пунктуационные ошибки.
1-3 Видна попытка сосредоточиться на некоторых подходящих для содержания идеях, или приемлемая работа, но не полностью соответствующая заданию. Слабая структура, может быть расплывчатой или бессвязной. Эпизодическое использование языка для создания эффектов. Изложение часто неясное; нечёткая структура текста; неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого, орфографические и пунктуационные ошибки препятствует пониманию текста.
0 Работа не соответствует заданию, запутанная и бессвязная, минимальное понимание формы и содержания. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого, орфографические и пунктуационные ошибки), препятствует пониманию текста.
42

One thought on “СОЧ Русский язык 10 класс (с русским языком обучения) ОГН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *