СОЧ Русская литература 10 класс (с русским языком обучения) ЕМН

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения) 10 класс
(естественно-математическое направление)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемые результаты…………………………………………..3
4. Уровни мыслительных навыков…………………………………….4
5. Правила проведения суммативного оценивания……………………….5
7. Модерация и выставление баллов………………………………….5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..21
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по предмету «Русская литература» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию
3. Ожидаемые результаты. По навыку «Понимание и ответы на вопросы»
— понимает термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула
— понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражает своё отношение к услышанному или прочитанному
— самостоятельно находит в тексте и выразительно читает наизусть цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
— составляет план сочинения на литературные и свободные темы
— пересказывает текст произведения или эпизод, творчески переосмысливая содержание и используя образные средства
— даёт развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах;
По навыку «Анализ и интерпретация»:
— определяет жанр и его признаки (роман-эпопея, роман в стихах, психологический роман), особенности философской лирики;
— определяет тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;
— определяет роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев
— анализирует эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла;
— характеризует героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей
— анализирует художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы)
— определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста;
— анализирует средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объясняет их воздействие на читателя;
— пишет творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения.
По навыку «Оценка и сравнительный анализ»:
— даёт оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний;
3
— сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия;
— сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки;
— оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности и эмоционального воздействия на слушателя или читателя.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень мыслительных навыков Навыки Описание Рекомендуемый тип заданий
Понимание и ответы на вопросы Прогнозирование или объяснение информации соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. осуществить поиск, сделать подборку, выполнить тест, собрать факты, записать, сделать подкаст
Анализ и интерпретация текста Использовать и применять информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение формулировать вопросы, аргументировать, рассматривать предмет с разных точек зрения, делать выводы соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение находить информацию и интерпретировать через разделение материала или концепций на части, выявлять взаимосвязи между ними соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. построить диаграммы, схемы, разработать интеллект-карту, классифицировать, сделать выводы, обобщения, привести доказательства и т.п.
4
Оценка и Демонстрировать умение вынести суждение,
сравнительный комбинировать элементы, чтобы выразить мнение,
анализ получить целое, подготовить
обладающее новизной, рекомендации,
соответственно классу и написать
предмету и согласно описанию в критический отзыв,
учебной программе обосновать,
ранжировать и т.п.
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите учащихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20 баллов
Типы заданий:
Тип вопроса Описание
вопросы множественного выбора Учащие будут отмечать выбранный вариант ответа
вопросы, требующие развернутого ответа Учащиеся будут выполнять творческое задание на одну из предложенных тем по изученным произведениям.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 2 заданий, проверяемых соответствующие уровни мыслительных навыков. Вопросы множественного выбора направлены на проверку знаний и понимания литературоведческой терминологии, тем/проблем изучаемых произведений. Творческое задание требует развёрнутого ответа и направлено на проверку навыков интерпретации, оценки и сравнительного анализа.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема раздела Навыки Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков Кол-во заданий № задан ия Тип задания Время выпон ения, мин* Балл
Лишние люди Понимание и ответы на вопросы 10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула 10.1.2 Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному Навыки высокого порядка 4 1-4 МВО 10 4
Анализ и интерпрета ция 10.2.1 Определять жанр и его признаки (роман -эпопея, роман в стихах, психологический роман и др.), особенности философской лирики 10.2.2 Определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию 10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей 10.2.8 Анализировать средства и прием создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснить их воздействие на читателя Навыки высокого порядка 2 1-2 РО 30 8
Оценка и сравнитель ный анализ 10.3.1 Дать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных ответов 8
ИТОГО 10 20
примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
7
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русская литература»
Задание 1.
Выберите правильный ответ на вопрос
1. Какой период русской литературы назван «Золотым веком»?
A) Первая треть XIX века, поэты пушкинского времени
B) Вторая половина XIX века, от Тургенева до Чехова
C) Первая четверть XX века, поэты эпохи модернизма
D) Середина ХХ века, эпоха шестидесятников
2. Каковое определение соответствует термину «фабула»?
A) Границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие
B) Построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения в соответствии с замыслом автора
C) Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание произведения
D) Содержание литературного произведения, где события изображены в хронологическом порядке
3. Каков жанр произведения А. Пушкина «Евгений Онегин»?
A) Исторический роман
B) Любовный роман
C) Роман в стихах
D) Роман в письмах
4. Укажите правильный вариант рифменной схемы онегинской строфы.
A) абаб ввгг деед жж
B) аабб вггв деде жж
C) абаб вггв ддее жж
D) абба ввгг деде жж
Задание 2.
Сравните фрагмент из романа Пушкина «Евгений Онегин» со стихотворением Тютчева Определите их тему/ проблему, мотивы, жанровое своеобразие, композицию, художественные средства языка. Какой из двух текстов вы считаете актуальным? Аргументируйте свой ответ
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», 8 глава XI
Но грустно думать, что напрасно
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Ф. И. Тютчев. Наш век
Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд Глядеть на жизнь, как на обряд,
8
И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.
Приди на помощь моему неверью!..»
10 июня 1851
Задание 3.
Выберите одно из предложенных заданий и выполните анализ в виде связного текста. Проанализируйте фрагменты из писем Татьяны и Онегина
Как удалось Пушкину создать образ влюбленной девушки/влюбленного мужчины? Что значит любовь для героев? Какие приемы/средства использует автор? В каком поэтическом жанре написаны тексты? В чем схожи/отличны тексты по структуре/композиции?
.. .Ты в сновиденьях мне являлся Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое, Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором! Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
… Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство! И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!.. Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.
9
Схема выставления баллов Понимание и ответы на вопросы________________________
Номер вопроса Ответ балл
1 А 1
2 D 1
3 C 1
4 A 1
Схема выставления баллов
Баллы Анализ и интерпретация (мах 8)
7-8 Демонстрирует отличное понимание темы. Предоставляет подробный анализ жанрового своеобразия, структурных особенностей, использованных автором языковых/изобразительных средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы.
5-6 Демонстрирует хорошее понимание темы. Предоставляет хороший анализ используемых языковых и изобразительных средств/приёмов, комментирует их. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы. Не всегда приводит цитаты и/или комментарии.
3-4 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы Анализ ограничен и дан только по более очевидным аспектам текста. Не комментирует приёмы с использованием цитат.
1-2 Демонстрирует недостаточное понимание темы. Пытается проанализировать весь текст, но не учитывает литературные приемы.
Баллы Оценка и синтез (мах 8)
7-8 Выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Уверенно и в полной мере оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура.
5-6 Выделяет основные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Структура выдержанная, уместная.
3-4 Выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. С некоторым успехом пытается оценить авторский замысел. Недостаточно чётко излагает и аргументирует собственную позицию. Прослеживается структура
1-2 Выделяет незначительное количество признаков. Рассматривает замысел автора, но весьма ограниченно.
10
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20 баллов
Типы заданий:
Тип вопроса Описание
вопросы множественного выбора Учащие будут отмечать выбранный вариант ответа
вопросы, требующие развернутого ответа Учащиеся будут выполнять творческое задание на одну из предложенных тем по изученным произведениям.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 2 заданий, проверяемых соответствующие уровни мыслительных навыков. Вопросы множественного выбора направлены на проверку знаний и понимания литературоведческой терминологии, тем/проблем изучаемых произведений. Творческое задание требует развёрнутого ответа и направлено на проверку навыков интерпретации, оценки и сравнительного анализа.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема раздела Навыки проверяемая цель уровень мыслитель ных навыков кол-во заданий № задан ия Тип задания время выпол нения, мин* Балл
Герой нашего времени Понимание и ответы на вопросы 10.1.2 Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая выражать свое отношение к прочитанному Навыки высокого порядка 4 1-4 МВО 10 4
Анализ и интерпретаци я 10.2.3 Определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев 10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей 10.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста Навыки высокого порядка 3 1-3 РО 30 8
Оценка и сравнительны й анализ 10.3.2 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и отличия, влияющие на целостное восприятие образов 8
ИТОГО 11 20
примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
12
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Русская литература»
Задание 1.
Ответьте на вопросы
1. Какой композиционный прием использует автор в романе «Г ерой нашего времени»?
A) Прием ретроспекции
B) Нарушения хронологии событий
C) Композиционный «разрыв» событий
D) Зеркальность событий/образов
2. Почему, спустя пять лет, Печорин отказывается встретиться с Максим Максимычем?
A) Они чужие люди, которых не связывает ничего, кроме давней службы
B) Торопится уехать по служебному поручению
C) Капитан напоминает Печорину то, о чем ему тяжело вспоминать
3. Какое качество превалирует в Печорине?
A) Высокомерие, надменность
B) Желание любить и быть любимым
C) Легкомысленность
D) Привычка к самоанализу
4. Какой художественный прием используем автор в предложении: «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо…»
A) Аллегория
B) Сравнение
C) Метафора
D) Олицетворение
Задание 2.
Выберите одно из предложенных заданий и выполните сравнительный анализ в виде связного текста.
1. Сравните иллюстрацию
Н.Дубовского с соответствующим эпизодом романа М.Лермонтова «Герой нашего времени». Каким образом писателю и художнику удалось передать характер героев, идейный смысл, суть конфликта?
Как композиция рисунка, детали, расположение центрального образа помогают художнику достичь цели?
13
«Максим Максимыч»
.он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить.
— Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? — сказал Печорин.
— А… ты?.. а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик… — сколько лет… сколько дней… да куда это?..
— Еду в Персию — и дальше…
— Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас расстанемся?.. Столько времени не видались…
— Мне пора, Максим Максимыч, — был ответ.
— Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать… столько расспросить… Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..
— Скучал! — отвечал Печорин, улыбаясь.
— А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…
— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…
Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.
— Мы славно пообедаем, — говорил он, — у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное… Мы поговорим… вы мне расскажете про свое житье в Петербурге… А?
— Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч… Однако прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… — прибавил он, взяв его за руку.
Старик нахмурил брови… он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.
— Забыть! — проворчал он, — я-то не забыл ничего… Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться…
— Ну полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески, — неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога… Удастся ли еще встретиться, — бог знает!.. — Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.
— Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович… я их таскаю с собой… думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться… Что мне с ними делать?..
— Что хотите! — отвечал Печорин. — Прощайте…
— Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. — кричал вслед Максим Максимыч…
Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было
перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..
14
2. Проанализируйте иллюстрацию
М.Врубеля с соответствующим эпизодом романа М.Лермонтова «Герой нашего времени». Обратите внимание на портретные характеристики, композицию, детали и приемы, использованные писателем и художником. Каким образом авторы выразили свое отношение к героям?
«Княжна Мэри»
Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтоб вздохнуть под ее тенью, это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены. Действующие лица находились вот в каком положении. Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьезным разговором. Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бежняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липками бульвара… Но вот ее шляпка мелькнула через улицу; она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска, за нею прошла княгиня и у ворот раскланялась с Раевичем.
Только тогда бедный юнкер заметил мое присутствие.
— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!
1. Существуют ли «печорины» в современном мире искусства? Сравните главного героя романа М. Лермонтова с современным киногероем, героем комиксов и т.п. Какие приемы используют писатель/режиссер? Используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды романа/произведения искусства.
М. А. Врубель. Мери и Грушницкий. 1890-1891 гг. Источник: Иллюстрации к произведениям Лермонтова // Лермонтов:
15
Схема выставления баллов
Знание и понимание
номер вопроса ответ балл
1 В 1
2 C 1
3 D 1
4 В 1
Баллы Анализ и интерпретация (мах 8)
7-8 Демонстрирует отличное понимание темы. Предоставляет подробный анализ жанрового своеобразия, структурных особенностей, использованных автором языковых/изобразительных средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы.
5-6 Демонстрирует хорошее понимание темы . Предоставляет хороший анализ используемых языковых и изобразительных средств/приёмов, комментирует их. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы. Не всегда приводит цитаты и/или комментарии.
3-4 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы Анализ ограничен и дан только по более очевидным аспектам текста. Не комментирует приёмы с использованием цитат.
1-2 Демонстрирует недостаточное понимание темы. Пытается проанализировать весь текст, но не учитывает литературные приемы.
Баллы Оценка и синтез (мах 8)
7-8 Выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Уверенно и в полной мере оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура.
5-6 Выделяет основные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Структура выдержанная, уместная.
3-4 Выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. С некоторым успехом пытается оценить авторский замысел. Недостаточно чётко излагает и аргументирует собственную позицию. Прослеживается структура
1-2 Выделяет незначительное количество признаков. Рассматривает замысел автора, но весьма ограниченно.
16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20 баллов
Типы заданий:
Тип вопроса Описание
вопросы множественного выбора Учащие будут отмечать выбранный вариант ответа
вопросы, требующие развернутого ответа Учащиеся будут выполнять творческое задание на одну из предложенных тем по изученным произведениям.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 2 заданий, проверяемых соответствующие уровни мыслительных навыков. Вопросы множественного выбора направлены на проверку знаний и понимания литературоведческой терминологии, тем/проблем изучаемых произведений. Творческое задание требует развёрнутого ответа и направлено на проверку навыков интерпретации, оценки и сравнительного анализа.
17
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема раздела Навыки Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков кол-во заданий № задан ия Тип задания время выпол нения, мин* Балл
Человек и право Понимание и ответы на вопросы 10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула Навыки высокого порядка 4 1-4 МВО 10 4
Анализ и интерпретация 10.2.2 Определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию 10.2.4 Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла 10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей 10.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста Навыки высокого порядка 3 1-3 РО 30 8
Оценка и сравнительный анализ 10.3.1 Дать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное отношение к идее, героям в форме устных и письменных ответов 8
ИТОГО 11 20
примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
18
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература»
Задание 1.
1.1 К какому жанру относится пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»?
A) Драма
B) Комедия
C) Трагедия
D) Трагикомедия
1.2 Какой конфликт является ведущим в пьесе «Бесприданница»?
A) Конфликт «отцов и детей»
B) Конфликт материального и духовного мира
C) Между общественными и личными интересами
D) Любовный конфликт
1.3 Почему Лариса решила выйти замуж за Карандышева?
A) Другие не сватались к бесприданнице.
B) Из обиды на Паратова, выбрала его антипод.
C) Думала, что Карандышев искренне любит ее.
D) Полюбила его за скромность и чистоту души.
2. Соотнесите, чем была Лариса для каждого из героев?
Герой Ответ Описание
1) Кнуров М.П. а) возможность войти в круг избранных
2) Паратов С.С в) достойное украшение богатого человека
3) Карандышев Ю.К. с) способ весело провести последние холостяцкие дни
Задание 2.
Выполните одно из трёх заданий по вашему выбору. Напишите развернутый ответ по предложенной теме.
1. «Горячее сердце» в драме Островского и романе Достоевского. Назовите приемы/средства создания образов Ларисы и Сони. В чем вы видите сходства и отличия в образах героинь? Кто из них вызывает у вас большее чувство симпатии? Аргументируйте свой ответ, используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды.
2. Петр Петрович Лужин и Юлий Капитонович Карандышев. Сравните героев, объясните, что стало для них основным мотивом женитьбы. Какова их роль в произведении? Выразите личную оценку: кто из героев опаснее для общества.
3. Мать и мачеха в изображении Островского и Достоевского. За что вы осуждаете и в чем оправдываете Хариту Игнатьевну и Екатерину Ивановну? Используйте цитаты из текста и ссылки на ключевые эпизоды.
19
Схема выставления баллов
Знание и понимание
номер вопроса ответ балл
1 А 1
2 В 1
3 С 1
4 1В, 2В, 3С 1
Баллы Анализ и интерпретация (мах 8)
7-8 Демонстрирует отличное понимание темы. Предоставляет подробный анализ жанрового своеобразия, структурных особенностей, использованных автором языковых/изобразительных средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы.
5-6 Демонстрирует хорошее понимание темы . Предоставляет хороший анализ используемых языковых и изобразительных средств/приёмов, комментирует их. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы. Не всегда приводит цитаты и/или комментарии.
3-4 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы Анализ ограничен и дан только по более очевидным аспектам текста. Не комментирует приёмы с использованием цитат.
1-2 Демонстрирует недостаточное понимание темы. Пытается проанализировать весь текст, но не учитывает литературные приемы.
Баллы Оценка и синтез (мах 8)
7-8 Выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Уверенно и в полной мере оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура.
5-6 Выделяет основные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Структура выдержанная, уместная.
3-4 Выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. С некоторым успехом пытается оценить авторский замысел. Недостаточно чётко излагает и аргументирует собственную позицию. Прослеживается структура
1-2 Выделяет незначительное количество признаков. Рассматривает замысел автора, но весьма ограниченно.
20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20 баллов
Типы заданий:
Тип вопроса Описание
вопросы множественного выбора Учащие будут отмечать выбранный вариант ответа
вопросы, требующие развернутого ответа Учащиеся будут выполнять творческое задание на одну из предложенных тем по изученным произведениям.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 2 заданий, проверяемых соответствующие уровни мыслительных навыков. Вопросы множественного выбора направлены на проверку знаний и понимания литературоведческой терминологии, тем/проблем изучаемых произведений. Творческое задание требует развёрнутого ответа и направлено на проверку навыков интерпретации, оценки и сравнительного анализа.
21
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема раздела Навыки Проверяемая цель Уровень мыслитель ных навыков Кол-во заданий № задан ия Тип задания Время выпол нения, мин* Балл
Семейные ценности Понимание и ответы на вопросы 10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула Навыки низкого и высокого порядка 4 1-4 МВО 10 4
Анализ и интерпретаци я 10.2.3 Определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев; 10.2.4 Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла. 10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; 10.2.8 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя; 10.2.9 Писать творческие работы (эссе, сочинения на литературные и свободные темы, аннотации) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая свое мнение об актуальности произведения Навыки мышления высокого порядка 3 1-3 РО 30 8
22
Оценка и сравнительны й анализ 10.3.2 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень эмоционального воздействия; 8
ИТОГО 11 20
примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
23
Образец заданий и схема выставления баллов Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русская литература»
Задание 1.
Ответьте на вопросы
1.1 Как можно определить жанр романа «Война и мир»?
A) Социально-бытовой роман
B) Психологический роман
C) Роман-эпопея
D) Героическая эпопея
1.2 В каком значении использовано слово «мир» в романе?
A) Вселенная, земля
B) Народ, общество
C) Отсутствие войны
D) Область жизни
1.3 Какая героиня олицетворяет в эпилоге представление Толстого об идеальной семье?
A) Наташа Ростова
B) Княжна Марья
C) Графиня Ростова-мать
D) Вера Берг
1.4 О какой войне автор говорил: «…эта война не была нужна. Не было понимания войны. Не было подъема, того боевого духа, которые необходимы для победы»
A) Война 1805-1807 гг
B) Бородинская битва
C) Партизанская война 1812 г.
D) Сражение под Смоленском
Задание 2.
Выберите одно из предложенных заданий и выполните сравнительный анализ в виде связного текста.
24
1. Сравните иллюстрацию к роману «Ночь в отрадном» с одноименным эпизодом романа. Какой вы увидели героиню в романе и на иллюстрации? Удалось ли художнику передать магическую красоту лунной ночи и характер героини? Каким образом? Актуальна ли проблема, затронутая автором романа?
«Война и мир». Том 2. Часть третья. Глава II Эпизод «Ночь в Отрадном»
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтоб отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.
— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
— Ах какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
— Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже, — натужиться надо и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
25
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
— Ах, Боже мой! Боже мой! что ж это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.
1. Проанализируйте иллюстрацию «Наташа у постели раненого князя Андрея» с одноименным эпизодом романа. Обратите внимание на портреты, характеры героев, композицию, детали интерьера эпизода и рисунка; приемы, использованные писателем и художником. Как они помогают воплощению идейного замысла авторов?
«Война и мир». Том 3. Часть третья. Глава XXXII Эпизод «Наташа у постели раненого князя Андрея»
Наташа, та самая живая Наташа, которую из всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленах. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленах, испуганно, но прикованно (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
— Вы? — сказал он. — Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрогиваясь губами.
— Простите! — сказала она шопотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите
меня!
— Я вас люблю, — сказал князь Андрей.
— Простите…
— Что простить? — спросил князь Андрей.
— Простите меня за то, что я сде… лала, — чуть слышным прерывным шопотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрогиваясь губами, целовать руку.
— Я люблю тебя больше, лучше чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо, так чтоб он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем
26
некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор.
Петр камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора.
— Это что такое? — сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. — Извольте итти, сударыня.
В это же время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившеюся дочери.
Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости ни такого искусства ходить за раненым.
1. Вы просмотрели одну из экранизаций романа «Война и мир». Сравните свои впечатления от романа и фильма. Удалось ли режиссеру, актерам передать «загадочный русский характер» и идейный смысл романа? Каким образом? Выразите свое мнение, подкрепите его аргументами и цитатами из романа/ссылками на ключевые эпизоды фильма. Что дает современному зрителю экранизация классики?
27
Схема выставления баллов
Знание и понимание
№ вопроса Ответ Балл
1 С 1
2 С 1
3 А 1
4 А 1
Баллы Анализ и интерпретация (мах 8)
7-8 Демонстрирует отличное понимание темы. Предоставляет подробный анализ жанрового своеобразия, структурных особенностей, использованных автором языковых/изобразительных средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы.
5-6 Демонстрирует хорошее понимание темы . Предоставляет хороший анализ используемых языковых и изобразительных средств/приёмов, комментирует их. Использует специальную терминологию и приёмы для раскрытия темы. Не всегда приводит цитаты и/или комментарии.
3-4 Демонстрирует удовлетворительное понимание темы Анализ ограничен и дан только по более очевидным аспектам текста. Не комментирует приёмы с использованием цитат.
1-2 Демонстрирует недостаточное понимание темы. Пытается проанализировать весь текст, но не учитывает литературные приемы.
Баллы Оценка и синтез (мах 8)
7-8 Выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Уверенно и в полной мере оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Аргументирует собственную позицию. Строго выдержанная, уместная структура.
5-6 Выделяет основные особенности и приёмы создания образов в романе/стихотворении Оценивает замысел автора произведения; умеет определять значение поэтических образов в раскрытии идейного смысла произведения. Структура выдержанная, уместная.
3-4 Выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. С некоторым успехом пытается оценить авторский замысел. Недостаточно чётко излагает и аргументирует собственную позицию. Прослеживается структура
1-2 Выделяет незначительное количество признаков. Рассматривает замысел автора, но весьма ограниченно.
28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *