СОЧ Основы права 10 класс ОГН

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Основы права» 10 класс
(общественно-гуманитарное направление)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Основы права»…………………..3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Основы права», 10 класс……4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей……………………………………………………….5
6. Правила проведения суммативного оценивания……………………….5
7. Модерация и выставление баллов………………………………….5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ…………………6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ……………….11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ………………16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ……………….21
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Основы права» для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования в рамках обновленного содержания
3. Ожидаемые результаты по предмету «Основы права»
Обучающийся
Знает:
— системы, нормы, источники Конституционного права;
— конституционные политические права;
— системы, нормы, субъекты административного права;
— трудовое право, его значение, задачи организации административной трудовой дисциплины, ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
— источники, отношения гражданского права, формы права собственности, сферу применения потребительского права;
— семейные отношения, права и обязанности родителей и детей;
— понятие, признаки уголовного права, уголовную ответственность, ее виды, защиту прав граждан, а также необходимость и возможность ее осуществления.
Понимает:
— роль и значение права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества,
— основные правовые принципы казахстанского общества,
— систему и структуру права, правовые отношения, правонарушения и юридическую ответственность, правовое регулирование социально-экономической сферы, юридическую деятельность как вид осуществления права.
Применяет:
— применяет доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов,
— правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Республики Казахстан;
— навык самостоятельного поиска правовой информации;
— правовые правила при участии в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, в повседневной жизни;
Анализирует:
— информацию, представленную в рамках спорных вопросов, возникающих в процессе правоотношений в той или иной сфере законодательства, правовые нормы;
— информацию правового характера, полученную из различных источников.
Синтезирует:
— полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с принятыми нравственными и правовыми нормами;
— знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте, для
3
оценки ситуации, выражения своего отношения, принятия решений, не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям.
Оценивает:
— особенности применения законодательства Республики Казахстан при решении конкретных проблем.
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Основы права», 10 класс
Уровень мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Знание и понимание Знает о правах и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; о взаимосвязи права и государства, о предмете правового регулирования отраслей права; об источниках права Республики Казахстан; — функции и правовой статус правоохранительных органов Республики Казахстан; — институты права как систему правовых норм Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Применение Определяет место и роль Конституции в правовой системе, усваивает основные правовые концепции и понятия, различает отрасли права, умеет при работе использовать современные толкования и концепции, связанные с правовыми нормами Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Навыки высокого порядка Умеет использовать усвоенные правовые знания в жизни, участвовать в дискуссиях, показывать свою точку зрения через анализ правовых источников; раскрывать суть и содержание права при решении проблемных ситуации Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
I 25% 75% 0
II 0 25% 75%
III 0 60% 40%
IV 40 % 30% 30%
Итого 6% 59% 35%
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за I четверть Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с краткими ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол-во заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл * Балл за раздел
Право и государство 10.1.4.2 Определять функции и правовой статус правоохранительных органов Республики Казахстан н Знание и Понимание 1 1 МВО 10 5 20
10.1.2.2 Демонстрировать знания о сущности и функциональном значении правового государства в мировой практике Применение 1 2 КО 10 5
10.1.3.2 Классифицировать права и свободы человека и гражданина (политические, гражданские, социальные, экономические и культурные) Применение 1 3 КО 10 5
10.1.1.3 Объяснять понятие системы права и его основные элементы (норма права, отрасль, подотрасль, правовой институт) Применение 1 4 КО 10 5
Итого: 4 — — 40 20 20
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
7
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Основы права»
1. Выполните тестовое задание.
1.1 Основными функциями прокуратуры являются:
A. Надзор за законностью, поддержание государственного обвинения при рассмотрении судом уголовных дел
B. Оказание квалифицированной юридической помощи, осуществление защиты при рассмотрении судом уголовных дел
C. Принятие нормативных актов
D. Рассмотрение уголовных дел в суде
1.2 Какой из перечисленных органов относится к правоохранительным:
A. Министерство внутренних дел РК
B. Министерство иностранных дел РК
C. Парламент РК
D. Правительство РК
1.3 Защита общественного порядка, законных прав и интересов граждан, борьба с преступностью является главной задачей органов:
A. Министерства внутренних дел
B. Министерства иностранных дел
C. Правительства
D. Прокуратуры
1.4 Какой орган дает толкование Конституции РК:
A. Верховный суд РК
B. Конституционный Совет РК
C. Парламент РК
D. Правительство РК
1.5 Укажите основные функции права:
A. Внутренние и внешние
B. Основные и дополнительные
C. Постоянные и временные
D. Регулятивные и охранительные
[5]
2. Опираясь на отрывок французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. ответьте на вопросы:
«Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на общей пользе….
Свобода сострит в возможности делать все, что не вредит другим; поэтому пользование естественными правами каждого человека не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают за иными членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законами….
Никто не может быть преследуем за свои взгляды, в том числе религиозные, если только их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом…
Свободное изложение мыслей и взглядов является одним из наиболее драгоценных прав человека; каждый гражданин, следовательно, может свободно говорить, писать, печатать при условии ответственности за злоупотребление этой свободой, в случаях, определенных законом».
8
2.1 Какие права принадлежат человеку от рождения?
[1]
2.2 Укажите причину, ограничивающую пользование человеком своими естественными правами
[1]
2.3 Укажите основные принципы свободы человека, провозглашенные в этом документе.
[1]
2.4 Как называется право, указанное в пункте 11?
[1]
2.5 Как называется государство, принципы которого закреплены этим документом?
[1]
3. Заполните таблицу, вписав по одному примеру прав и свобод в каждую позицию.
Гражданские Политические Социальные Экономические Культурные

[5]
4. Приведите по одному примеру для каждого элемента системы права:
НОРМА ПРАВА ИНСТИТУТ ПРАВА ОТРАСЛЬ ПРАВА

В чем сходство и различие между отраслью права и институтом права? Укажите одно сходство и одно различие.
[5]
9
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнитель ная информация
1 1-A 2-A 3-A 4-B 5-D 5 1 балл за каждый правильный ответ
2 1. Право на равенство и свободу 1
2. Нарушение общественного порядка или посягательства на права других людей 1
3. Свобода взглядов и слова, законность 1
2. Свобода слова 1
3. Правовое государство 1
3 Право на жизнь, право на неприкосновенность личной жизни 1 Возможны другие
Свобода слова, право на выборы 1 варианты ответов
Право на труд 1
Право на охрану здоровья 1
Право на творчество, право на доступ к культурным ценностям 1
4 Норма права — Рабочая неделя не должна превышать 40 часов. Институт права — Режим рабочего времени и времени отдыха Отрасль права — Трудовое право 3 Возможны любые верные варианты ответа
Сходство — оба понятия представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Различия — степень объема и масштаба, регулируемых ими прав (отрасль шире, чем институт) 2
Итого 20
10
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за II четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде предложения.
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за II четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл* Балл за раздел
Публичное право 10.2.1.1 — объяснять институты конституционного права как систему правовых норм Применение 1 1 КО 12 6 20
10.2.4.3 — характеризовать уголовные проступки и преступления по степени общественной опасности на конкретных примерах Навыки высокого порядка 1 2 РО 8 4
10.2.4.5 — оценивать уголовное правонарушение с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств Навыки высокого порядка 1 3 РО 12 6
10.2.5.2 — использовать основные нормы Закона о противодействии коррупции при анализе конкретной ситуации Навыки высокого порядка 1 4 РО 8 4
Итого 4 — — 40 20 20
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
12
Задания суммативного оценивания за II четверть по предмету «Основы права»
1. Соотнесите содержание статей Конституции Республики Казахстан со следующими конституционно-правовыми институтами.
Конституционно-правовой институт Статья Конституции РК
1.Законотворчество А. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. ст. 40
2.Выборы В. Гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. ст. 10
З.Референдум С. В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность ст. 6
4.Гражданство D. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам ст. 3
5.Глава государства E. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает конституционные законы и законы ст. 54
б.Собственность F. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. ст. 33
[6]
2. Укажите, в каком случае деяние будет считаться уголовным проступком, а каком -преступлением.
A. Иванов сел за руль автомобиля, не имея водительских прав в состоянии алкогольного опьянения.
B. Иванов сел за руль автомобиля, не имея водительских прав в состоянии алкогольного опьянения, в результате чего вызвал аварию, в которой пострадал человек.
A ._____________________________________________________________________________________
B ._____________________________________________________________________________________
Назовите два критерия, которыми руководствовался законодатель при разделении деяний на уголовные проступки и преступления.
1.______________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________
[4]
13
3. Укажите по одному смягчающему или отягчающему обстоятельству, которые могут учитываться судом при назначении наказания в следующих ситуациях.
3.1 Асан Т. в возрасте 24 лет нигде не работает и не учится. В состоянии опьянения разбил витрину магазина и был признан виновным в умышленной порче имущества. На суде признал свою вину, готов полностью возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекли впервые.
3.2 Али К. в возрасте 16 лет после посещения футбольного матча вместе с друзьями пошел в бар. Он затеял в баре драку с болельщиками другой команды. В ходе драки он разбил посуду и повредил мебель.
3.3 Токарь Иван И. неоднократно совершал кражи продуктов из супермаркета. В ходе следствия было установлено, что ему в течение двух месяцев завод не выплачивал заработную плату. На его содержании имеются двое малолетних детей, а жена не работает из-за болезни.
[6]
4. Опираясь на текст Закона РК «О противодействии коррупции», укажите в каком случае ситуацию можно рассматривать как коррупционное правонарушение. Ответ обоснуйте ссылками на законодательство.
«Коррупция — незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ».
A. Преподавателю высшего учебного заведения коллеги подарили на день рождения новую модель смартфона.
B. Следователь Главного следственного управления получил у подозреваемого в распространении наркотических средств 500 долларов за прекращение дела с дальнейшим освобождением от ответственности.
[4]
14
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 1-Е 2-F 3-D 4-B 5-A 6-C 6 1 балл за каждый верный ответ
2 а. уголовный проступок в. преступление 4
1. общественная опасность совершенного деяния 2. степень наказания
3 Смягчающие обстоятельства — совершение впервые, деятельное раскаяние. Отягчающие обстоятельства — совершение в состояния опьянения. По любому одному правильному обстоятельству
Отягчающие обстоятельства — группа лиц, активная роль. Смягчающие обстоятельства — несовершеннолетней возраст. 6
Смягчающие — тяжелые жизненные обстоятельства, наличие малолетних детей. Отягчающие — неоднократность преступления.
4 Нет, поскольку подарок коллег совершен не в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ 4 1 балл за ответ 1 балл за объяснение
В. Да, можно, так как налицо использование служебного положения должностным лицом — следователем — в целях получения материальных благ 1 балл за ответ, 1 балл за аргумент
Итого 20
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за III четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за III четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительных навыков Кол. заданий* № задания* Тип задания* Время на выполнение, мин* Балл * Балл за раздел
10.3.1.3 Определять субъекты гражданского права применение 1 1 КО 8 4
10.3.1.5 Выявлять особенности личных неимущественных прав на конкретном примере применение 1 2 КО 8 4
Частное право 10.3.1.8 Объяснять пути защиты прав собственности, анализируя правовую ситуацию (казус) Навыки высокого порядка 1 3 РО 8 4 20
10.3.2.1 Определять права и обязанности субъектов правовых отношений согласно Закону о правах потребителей Республики Казахстан Применение 1 4 КО 8 4
10.3.3.3 Исследовать реализацию прав ребенка в различных жизненных ситуациях Навыки высокого порядка 1 5 О 8 4
Итого 5 — — 40 20 20
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
17
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Основы права»
1. Продолжите заполнение таблицы «Субъекты гражданско-правовых отношений»:
Субъекты гражданского права Определение понятия Пример
Государство особый субъект, который участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти и сам принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права. Министерство юстиции РК
Юридическое лицо
Физическое лицо
[4]
2. Прочитайте задачу и ответьте на вопросы
Руководителю вокально-инструментального ансамбля «Нежный апрель», пользующегося огромной популярностью среди молодежи, стало известно о том, что по всей стране выступают с концертами несколько трупп, представляющихся под тем же названием. Участники этих групп были загримированы под участников ВИА «Нежный апрель», называли себя их именами и под фонограмму исполняли их репертуар, включая песни, написанные самими участниками ансамбля.
После появления самозванцев ансамбль «Нежный апрель» стал испытывать трудности с организацией гастролей, сборы за концерты значительно снизились.
1.1 Какие права были нарушены в приведенной ситуации (укажите не менее 2-х)
2.1 Укажите не менее двух особенностей этих прав.
[4]
3. Проанализируйте следующие ситуации и укажите, что объединяет каждую группу. Предложите способы защиты права собственности для каждой группы.
А. У вас украли велосипед. Потерялась любимая собака. На улице у вас вырвали из рук сумку.
Общее
Способы защиты нарушенного права
18
В. Ваш сосед громко играет на трубе с утра до ночи. У соседа по подъезду волкодав, который не дает гулять во дворе. Ваши родители не позволяют носить золотые украшения на дискотеку.
Общее
Способы защиты нарушенного права
[4]
4. Опираясь на знание «Закона о правах потребителей Республики Казахстан», заполните таблицу.___________________________________________________________________________________
Обязанности Права
Потребитель
Продавец
[4]
5. Приведите в соответствие принципы законодательства о правах ребенка с описанием конкретной ситуации. Ответы впишите в таблицу.
Принципы защиты прав ребенка Ситуации
1. Право на жизнь, выживание и развитие А. Ученик сделал клип для выступления на КВН, но учителю клип не понравился и он запретил его показ.
2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка В. Ребенок родился весом 750 гр., врачи перевели новорожденного в специальный бокс для недоношенных в персональную клинику
3. Недопущение жестокого обращения С. Воспитатель детского дома непослушных детей била линейкой и оскорбляла словами.
4. Уважение взглядов ребенка D. В связи с опасностью наводнения, в первоочередном порядке, были вывезены все дети из подтопленных поселков
1 2 3 4

[4
19
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополни тельная информа ция
1 1. Государство 2. Организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности: быть истцом и ответчиком в суде. 3. Граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. 4 1 балл за каждый верный ответ
2 1. Нарушено авторское право на песни 2. Нарушено право на имя/товарный знак 1 балл за каждый
Особенностями личных неимущественных прав являются: — отсутствие материального (имущественного) содержания — неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая неотчуждаемость и непередаваемость этих прав. 4 верный ответ
3 А. Общее во всех случаях — нарушено право собственности -вещь выбыла из владения. Способы защиты — Вы имеете право истребовать вещь из чужого незаконного владения 4 1 балл за каждый верный ответ
В. Общее — Нарушено право пользования или распоряжения собственностью, хотя она не выбыла из владения Способы защиты — можно предъявить иск, для устранения препятствий для восстановления правомочия собственника
4 Права продавца — требовать оплаты за товар или услугу Права покупателя — требовать достоверную информацию о товаре/услуге Обязанность продавца — обеспечивать надлежащее качество товара/услуги Обязанность покупателя — обеспечить своевременную оплату за полученный товар/услугу 4 1 балл за каждый верный ответ Возможны другие верные варианты ответа
5 1 — В 2 — Д 3 — С 4 — А 4
Всего баллов 20
20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за IV четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 20
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 4-х заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
21
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень мыслительны х навыков Кол. задан ий* № задан ия* Тип задания * Время на выпол нение, мин* Балл* Балл за раздел
Процессуальное право 10.4.2.1 Анализировать основные задачи и принципы гражданского процесса Навыки высокого порядка 1 1 РО 12 4 14
10.4.2.3 Выявлять особенности участия несовершеннолетних в гражданском процессе Применение 1 2 КО 10 5
10.4.3.1 Объяснять понятие, задачи и принципы административного процесса Применение 1 3 КО 12 5
Международное право 10.5.2.1 Определять органы и организации, осуществляющие защиту прав человека в современном международном праве Применение 1 4 КО 6 6 6
Итого: 4 — — 40 20 20
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
22
Задания суммативного оценивания за IV четверть по предмету «Основы права»
1. Решите задачу, опираясь на текст Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан статья 14 «Язык судопроизводства»
«Следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или язык, которым он владеет».
В виду недостаточного владения Д. русским языком, на котором велось судопроизводство, он в период предварительного расследования и в суде пользовался услугами переводчика, и обвинительное заключение вручалось ему на русском и иностранном языках. Между тем Д. была вручена копия приговора на русском языке.
1.1 Укажите нарушенный принцип уголовного судопроизводства в данной ситуации.
Какие права обвиняемого защищает данный принцип?
1.2 Является ли данный факт основанием для обжалования решения суда? Почему?
[4]
2. Определите, верны ли следующие утверждения.
Утверждения Правда/Ложь
1) Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе сам представлять свои права, свободы и законные интересы в гражданском законодательстве.
2) При допросе несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет обязательно участие педагога/психолога.
3) Законными представителями несовершеннолетних лиц в гражданском судопроизводстве являются их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено.
4) Иски могут быть предъявлены только к законным представителям, а не к самим несовершеннолетним.
5) Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
[5]
3 . «Упрощение процедуры рассмотрения административных дел обеспечит более справедливое судопроизводство». Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение данного суждения и выскажите свое мнение по этому вопросу.
[5]
4. Соотнесите название правозащитной организации с ее деятельностью. Ответы впишите в таблицу.
23
Организация Характеристика
1. «ООН-женщины» A. Специализированное учреждение ООН, которое оказывает содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры.
2. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) B. Международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. Ее задачи: улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных институтов.
3. ЮНИСЕФ C. Международная независимая некоммерческая медицинская гуманитарная организация, которая оказывает чрезвычайную медицинскую помощь людям, пострадавшим в результате военных конфликтов, голода, эпидемий, вынужденной миграции, природных катастроф более чем в 70 странах мира.
4. ЮНЕСКО D. Международная организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций, которая занимается решением в долгосрочной перспективе задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей.
5. Врачи без границ E. Структура Организации Объединённых Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин
6. Международная организация труда (МОТ) F. Должностное лицо ОБСЕ. Его задачи: сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ.
1 2 3 4 5 6

[6]
24
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 Язык, на котором ведется административный процесс 14 УПК РК «Язык судопроизводства» Bыдача Д. приговора та неродном языке повлекла за собой нарушение его права на защиту да, является безусловным основанием отмены решения суда. 1 1 1 1 1 балл за каждый верный ответ
2 1.- да 1 балл за каждый
2. — нет 3 — да 4 — нет 4 верный ответ
3 Аргументы «За»: 1 балл за каждый
— исчезнет возможность коррупции; — исчезнет судебная волокита и бюрократия. Аргументы «Против»: — сомнения в справедливости и объективности судебного разбирательства; — ускоренное производство приведет к ошибкам решений. Делает вывод, высказывая собственное мнение 2 2 1 верный ответ Возможны другие варианты ответа
4 1- E 2- F 3- D 4- A 5-C 6-B 6 1 балл за каждый верный ответ
Итого 20
25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *