СОЧ География 10 класс ЕМН

Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «География» 10 класс
(естественно-математическое направление)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть…………………………3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть.3
3. Ожидаемый результат……………………………………………3
4. Уровни мыслительных навыков…………………………………….4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей……………………………………………………….6
6. Правила проведения суммативного оценивания за четверть…………….6
7. Модерация и выставление баллов………………………………….6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ………………..16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ………………..23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ………………..30
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа для 10-11 классов уровня общего среднего образования естественно-математического направления в рамках обновления содержания среднего образования.
3. Ожидаемый результат Знает:
основные категории географии, геоинформатики, геоэкологии, природопользования, геополитики, геоэкономики; особенности геоэкологических, экономико-географических, социально-географических, политико-географических и геополитических карт; географические особенности и современные проблемы природопользования; причины, факторы и источники антропогенного воздействия на геосферы; систему и основные направления природозащитных мероприятий; современную систематику видов и типов природопользования и общие принципы рационального природопользования; различия в уровне и качестве жизни населения, географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства отдельных регионов и стран; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; содержание современной политической карты мира; показатели развития мирового хозяйства; структуру государственной территории и типы государств; государственные границы, их типы и динамику; особенности современного геополитического и геоэкономического положения Республики Казахстан; участие Казахстана в региональных, международных политических процессах, в международном географическом разделении труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Понимает:
понимает современную экономико-географическую и политико-географическую картину мира; необходимость интеграции географии с другими науками; особенности и динамику геоэкологических, социальных, геоэкономических и геополитических процессов; единство и устойчивость географической системы «природа — население (общество) -хозяйство (экономика)»; пути стабилизации антропогенного давления на природную среду; роль научно-технического прогресса в защите окружающей среды; природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие географическую (окружающую) среду обитания человека на уровнях от глобального до локального; степень зависимости качества жизни от качества окружающей природной среды; географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации; значение и сущность современных интеграционных и геополитических процессов; роль и сферы влияния, характер взаимодействия субъектов геополитики, особенности геополитического зонирования мира, причины современных глобальных проблем человечества и пути их разрешения.
Применяет:
современные методы географических исследований и их комбинации; разнообразные источники географической информации; элементы дополнительной характеристики
3
тематических карт; навыки поиска, обработки, систематизации, интерпретации, преобразования, хранения, передачи и представления географической информации в требуемом контексте; приемы картометрии; различные формулы для произведения расчетов в требуемом контексте.
Анализирует:
причинно-следственные связи между процессами и явлениями, происходящими в географической оболочке и географической среде; взаимосвязи природы и общества и их пространственные особенности; особенности размещения, связей и иных пространственных отношений географических объектов, процессов и явлений; природные, социальноэкономические основы современного мирового хозяйства; количественные и качественные геопространственные данные; современные факторы размещения отраслей хозяйства; рейтинги и индексы стран мира.
Синтезирует:
синтезирует модели, исследовательские и творческие проекты, информационные материалы; разработки путей решения проблем функционирования и развития географических объектов; знания и навыки для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых объектов, процессов и явлений; знания и навыки для объяснения процессов и явлений, составления прогнозов, определения характера изменений и перспектив развития географических объектов, процессов и явлений.
Оценивает:
степень достоверности источников географической информации; параметры и экологическое состояние геосфер; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий и их последствия; эффективность природозащитных мероприятий; уровень научно-технического прогресса в защите окружающей природной среды и природопользовании; качество окружающей среды; качество жизни; показатели и место различных государств в рейтингах и индексах; географическое и геополитическое положение территорий любого ранга; страны мира по основным социально-экономическим показателям; морфологические особенности государственной территории.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий
Знание и понимание Объясняет основные категории геоэкологии. Объяснять цели и задачи направления «геоэкономика». КО — задания, требующие краткого ответа
Применение Применяет элементы метода географического мониторинга, применяет сравнительные, картографические и количественные методы согласно теме исследования, составляет по теме географические базы данных с применением программы Microsoft Excel, представляет в графической форме сущность, содержание и направления геоэкологических исследований; районировать территорию мира по уровню загрязнения и нарушенности, объясняет механизм возникновения глобальных экологических проблем объясняет цели и задачи направления КО — задания, требующие краткого ответа РО — задания, требующие развернутого ответа
4
«геоэкономика», классифицирует страны мира по хозяйственной структуре, классифицирует страны мира по уровню экономического развития, определяет основные объекты и субъекты геополитики, представляет в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и особенности, географическую характеристику, графически представляет рейтинг стран мира по одному из показателей (по выбору), определяет географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по выбору: на примере трех стран, расположенных в начале, середине и конце рейтинга), классифицирует проблемы в развитии человечества
Навыки высокого порядка Объясняет необходимость природопользования, определять ее виды (по типам хозяйствования) и представлять в графической форме, определяет и оценивает воздействие типов природопользования на окружающую среду, предлагает проекты экологически чистых производств, исследует уровень, причины и следствия загрязнения геосфер, классифицирует и представляет в графической форме антропогенные факторы, оказывающие воздействие на природу, предлагает пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу, проводить экологическое районирование территории Казахстана, анализирует современные факторы размещения отраслей мирового хозяйства, анализирует территориальные модели мирового хозяйства (с дополнительным охватом казахстанского компонента), оценивает роль в геополитике физико-географических, экономических, социальных, демографических, политических, военных, технологических факторов, анализирует функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ, объясняет деление мира по различным признакам на физикогеографические, историко-культурные, политикогеографические и геополитические районы, объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.), определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем, определяет территориальные проявления глобальных проблем. РО — задания, требующие развернутого ответа
5
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
I — 62% 38%
II 12 % 38% 50%
III 12% 38% 50%
IV — 50% 50%
Итого 6% 47% 47%
6. Правила проведения суммативного оценивания за четверть
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающийся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающийся работают самостоятельно, во время оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающийся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающимся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов -30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, вклющающих вопросы кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить, пустые места на схемах, картосхемах словами, элементами дополнительной характеристики тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
7
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровни мыслительн ых навыков Кол. задании * № задания * Тип задания * Время на выполнен ие* Балл* Балл за раздел
Методы географических исследований 10.1.1.1 Применять элементы метода географического мониторинга согласно теме исследования Применение 1 1 КО 3 4 16
10.1.1.2 Применять сравнительные методы согласно теме исследования Применение 1 4 РО 4 3
10.1.1.3 Применять количественные методы согласно теме исследования Применение 1 5 КО 5 4
Картография и геоинформатика 10.2.1.1 Применять картографические методы согласно теме исследования Применение 1 2 КО 3 2
10.2.2.1 Составлять по теме географические базы данных с применением программы Microsoft Excel Применение 1 8 РО 5 3
Природопользова ние и геоэкология 10.3.1.1 Объяснять необходимость природопользования, определять ее виды (по типам хозяйствования) и представлять в графической форме Навыки высокого порядка 1 3 КО 10 4 14
10.3.1.2 Определять и оценивать воздействие типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента) Навыки высокого порядка 1 7 РО 5 5
10.3.1.6 Предлагать проекты экологически чистых производств (на основе местного / регионального компонента) Навыки высокого порядка 1 6 РО 5 5
Итого 8 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
8
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Г еография»
1. а. Сопоставьте объекты исследования и виды географического мониторинга.
Объекты исследования:
1. Мировой океан; 4. Атмосферный воздух в городах;
2. Бассейн реки; 5. Лесной массив;
3. Земная атмосфера; 6. Питьевая вода.
A. Фоновый мониторинг •
С л B. Геосистемныймониторинг •
( -C. Санитарно-гигиенический мониторинг •
b. Назовите цель проведения мониторинга объектов.
2. Рассмотрите изображения картографических методов.
[3]
[1]
a. Укажите способ картографичекого метода, для определения суммарного количества осадков за январь на территории Казахстана.
[1]
b. Покажите на карте шоссейную магистраль Алматы-Екатеринбург.
9
[1]
3. Прочитайте текст.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не допускает снижения продуктивности природной среды. Нерациональное — это потребительское отношение к природе, то есть стремление получить от нее, как можно больше любыми способами, что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. В настоящее время существует эпоха нерационального природопользования.
Три ее формы: экономическая (ведущая), экологическая и культурно-оздоровительная. Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального
природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.). Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха
а. Изложите текст графически в виде концептуальной/ментальной карты или схемы.
[4]
10
4. Определите критерии, по которым можно сравнить горы, используя физическую и геотектоническую карты Казахстана.
a. Мугоджары имеют пологие восточные и крутые западные склоны, они тянутся с севера на юг на 450 км. Мугоджары низкие горы, сформировавшиеся в эпоху палеозоя, и соответствуют герцинской складчатости. Это древняя горная страна, сложенная осадочными и магматическими породами. Самое высокое место — Большой Боктыбай (657 м).
b. Джунгарская горная страна входит в пределы Казахстана своей северной и северозападной частью. Эта горная система подверглась вторичному горообразованию в палеогене. Протяженность Жунгарского Алатау с востока на запад 450 км, с севера на юг 100-150 км. Самая высокая точка — гора Бесбакан (4622 м).
1._____________________________________________________________________________[1]
2. [1]
3. [1]
5. Выполните задание, используя данные климатограммы.
a. Определите максимальный показатель температуры воздуха.
[1]
b. Определите минимальный показатель температуры воздуха.
[1]
c. Определите климатический пояс и укажите характеристику климата населенного пункта.
[2]
6. Прочитайте статью.
Озеро Балхаш стремительно мелеет и загрязняется. Такого мнения придерживаются казахстанские экологи и ученые, передает агентство со ссылкой на газету «Казахстанская правда». «Особенность этого голубого прекрасного «зеркала» в том, что половина его воды -пресная, половина — соленая. Сейчас соленой воды становится все больше, потому что уменьшается объем озера. Причина — увеличение водозабора из реки Иле пользователями, причем, основная стокообразующая часть бассейна расположена в КНР. По данным издания, в регионе Иле-Балхашского бассейна проживает около 3 млн человек. А программа по решению экологических, водных проблем Балхаша 2006 — 2009 годов не имела достаточного
11
финансирования, оказалась слишком короткой по срокам и никак не связана с областными и районными программами развития, — поясняется в статье. Несмотря на большое количество подписанных странами Центральной Азии соглашений, проблемы трансграничных водотоков не решаются. «Экологические проблемы в бассейне озера продолжают расти. Загрязняются воздух и вода, накапливаются токсичные и другие опасные отходы. Стихийные свалки мусора, отсутствие канализационных систем, застройка водоохранных зон жилыми домами, станциями техобслуживания, банями, кафе продолжаются по рекам Малая и Большая Алматинка, Есентай и многим другим в городах и областях бассейна», — отмечается в публикации. По мнению заместителя начальника Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Комитета по водным ресурсам Жолдаса Аманбаева, к внутренним проблемам относится тот факт, что износ ирригационных систем превысил 60% и за последние 15-20 лет ни реконструкций, ни ремонта на водохозяйственных объектах не проводилось.
Источник: ИА KazakhstanToday,19 октября (2010г)._________________________________________
a. Приведите примеры основных факторов, наносящих вред озеру: промышленные
[1]
коммунально-бытовые
[1]
b. Приведите пример дипломатического подхода в решении вопроса трансграничных рек.
[1]
c. Укажите два основных пути решения проблемы озера (предложите пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду).
[2]
7. Изучите инфографику.
a. Определите две административно-территориальных единицы (области), имеющих наибольший статус загрязненности воздуха.
[2]
b. Определите два основных источника загрязнения, наносящих вред воздуху городов.
[2]
c. Назовите социальные последствия загрязнения в городах и регионах страны.
[1]
12
8. В таблице приведены наиболее загрязненные города Казахстана.
№ Город Общая причина загрязнения Индекс загрязнения мг/м3
1 Усть-Каменогорск 62
2 Актобе 30
3 Петропавловск 28
=
Рис. 1
Рис. 2
a. Напишите причины загрязнения городов.
b. Укажите, функцию Microsoft Excel (рис. 1), для вычисления среднего индекса загрязения.
c. Укажите команду меню Microsoft Excel (рис.2) для выделения цветом ячейки г. Актобе.
[3]
13
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 a. Фоновый мониторинг -1,3 b. Геосистемный мониторинг — 2,5 c. Санитарно-гигиенический мониторинг- 4,6 1 1 1
b. Контроль состояния и изменений в объектах геосферы 1
2 а. способ изолиний, способ псевдоизолинии 1
b. B 1
3 1. Использована географическая терминология 2. Правильно выстроена структура карты: в логике — от целого к частному 3. Каждый элемент карты сопровождает изображение 4. В карте даны определения основных понятий темы 1 1 1 1
4 1. По высоте или возрасту: низкие, высокие или молодые, старые 2. Соответствие складчатости 3. Направление хребтов 1 1 1
5 a.+18°С b.-18°С c. Умеренный климатический пояс, тип климата-резко континентальный. 1 1 1 1
6 a. промышленные: медеплавительный комбинат г. Балхаш, увеличение водозабора из реки Или коммунально-бытовые: стихийные свалки мусора, отсутствие канализационных систем, застройка водоохранных зон жилыми домами, станциями техобслуживания. b. совместная договоренность с КНР по разрешению проблем с трансграничными водотоками, где КНР должен будет соблюдать нормы пользования и потребления вод из истока. c. совершенствование административной законадательной базы установка современных очистительных сооружений. 1 1 1 1 1 Принимаются и другие правильные ответы
7 a. Карагандинская, Туркестанская b. Индустриально-промышленные отходы, экология транспорта и.т.д. c. ОРЗ, онкозаболевания населения и.т.д. 2 1 1 1 Алматинская
14
8 a. горно-добывающая промышленность b. нажать на функцию среднее значение 1 1 1
с. выделить строку «Актобе» и нажать на команду «Заливка цветом».
Всего баллов 30
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить, схемы, картосхемы словами, элементами дополнительной характеристики тематических карт. При ответе на вопросы, требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровни мыслительн ых навыков Кол. задании * № задания * Тип задания * Время на выпол нение* Балл * Балл за раздел
Природопользова ние и геоэкология 10.3.2.1 Представлять в графической форме сущность, содержание и направления геоэкологических исследований Применение 1 2 КО 4 3 30
10.3.2.2 Объяснять основные категории геоэкологии Знание и понимание 1 1 КО 3 3
10.3.2.3 Исследовать уровень, причины и следствия загрязнения геосфер Навыки высокого порядка 1 6 РО 6 4
10.3.2.4 Районировать территорию мира по уровню загрязнения и нарушенности Применение 1 3 КО 4 4
10.3.2.5 Классифицировать и представлять в графической форме антропогенные факторы, оказывающие воздействие на природу Навыки высокого порядка 1 4 КО 5 4
10.3.2.6 Предлагать пути минимизации антропогенных факторов, оказывающие воздействие на природу Навыки высокого порядка 1 8 КО 4 3
10.3.2.7 Объяснять механизм возникновения глобальных экологических проблем Применение 1 5 РО 6 4
10.3.2.11 Проводить экологическое районирование территории Казахстана Навыки высокого порядка 1 7 РО 8 5
Итого 8 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
17
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету «Г еография»
1. Охарактеризуйте основные категории геоэкологии:
a) экология суши
b) экология пресных вод
c) экология морей
[3]
2. Заполните таблицу «Геоэкологические исследования».
Сущность Содержание Значение

[3]
3. Одним из самых вредных загрязнений окружающей среды химического характера является загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Рост добычи и, как следствие, увеличение масштабов транспортировки, переработки и потребления нефти и её производных приводят к глобальному ухудшению экологической ситуации. Нефть и продукты её переработки пагубно воздействуют на все без исключения. Загрязнители водоемов образуют нефтяные пленки, которые способны нарушить энерго-, газо-, влаго- и теплообмен, непрерывно происходящий между мировым океаном и окружающей атмосферой, что не только негативно сказывается на физических, химических и гидробиологических условиях водной среды, но и способно серьезно повлиять на климат и кислородный баланс в атмосфере Земли.
а. Нанесите на контурную карту мира основные районы, которые подверглись нефтяному загрязнению (укажите как минимум 4 района).
[4]
4. В процессе своего становления общество людей прошло 4 основных этапа отношений с природой:
1-переход к применению орудий труда обозначил начало более активных отношений в системе человек-природа;
2- выработка искусственной энергии при помощи природных ресурсов;
3-промышленная революция, научно-техническая революция;
4-целенаправленное сохранение окружающей среды, искусственное воспроизведение экосистем, видов — протоносфера.
18
а. Соотнесите процессы в развитии общества с видами антропогенного воздействия на природу.
Антропогенное воздействие на окружающую среду
Физическое Химическое Биологическое Эстетическое

[4]
5. Объясните механизм возникновения глобальных экологических проблем. Опишите факторы, способствующие появлению и прогрессированию данных проблем. Дайте развернутый ответ по каждому фактору.
a. Рост численности населения
[1]
b. Увеличение в потребности природных ресурсов
[1]
c. Нерациональное использование природных ресурсов
[1]
d. Антропогенное воздействие на природную среду
[1]
6. Рассмотрите изображение.
a. Определите основную причину возникновения кислотного дождя.
[1]
b. Опишите влияние кислотного дождя на окружающую среду, назовите последствия данного процесса.
[1]
c. Укажите основные пути решения проблемы (минимум 2 пути решения).
[2]
7. Регионы на территории Казахстана условно разделены на пять классов геоэкологической напряженности:
1) регионы с почти необратимыми изменениями в структуре геосистем;
2) регионы с резкими, но обратимыми изменениями в структуре геосистем;
3) регионы со значительными, но обратимыми изменениями в структуре геосистем;
4) регионы с заметными обратимыми изменениями в структуре геосистем;
5) регионы с обратимыми изменениями в структуре геосистем.
Примечание: Используйте атлас физической географии и экономической географии для ответа.
19
a. Назовите две причины геоэкологической напряженности 1 -го и 2-го класса.
[2]
b. Укажите регионы Казахстана геоэкологической напряженности относящиеся к 5 классу.
[1]
c. Дайте прогноз будущего экологического состояния регионов Казахстана геоэкологической напряженности относящихся к 5 классу. Подтвердите ответ аргументом.
[2]
8. Крупнейшая в мире американская компания Freeport-McMoRan Copper and Gold Inc, занимающаяся добычей меди и золота, прочно обосновалась в индонезийской провинции Папуа с 1960 г. Добыча меди осуществляет наибольшую экологическую нагрузку на состояние окружающей среды, т.к. для выработки 1 т. меди необходимо 115-135 т. медного калчедана. Это влечёт за собой накопление терриконов. По условиям последнего контракта ее присутствие в Индонезии продлится до 2021 года с перспективой удлинения этого срока еще на 20 лет. Однако на протяжении ряда десятилетий ее деятельность связывалась с нарушением прав человека, загрязнением окружающей среды и коррупционными контактами с индонезийскими военными и политической властью в стране.
a. Объясните понятие «грязные технологии».
[1]
b. Приведите пример экологических последствий «грязных технологий» на почвы.
[1]
c. Предложите пути минимизации данных проблем.
[1]
20
Схема выставления баллов
Дополнительн
№ Ответ Балл ая информация
Экология суши — рассматривает нарушение земель открытыми
горными работами, нарушение земель подземными горными 1
работами. Воздействие на ландшафты геологоразведочных работ,
классификация и характеристика ландшафтов.
Экология пресных вод — рассматривает попадание различных
загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод. Происходит при
1 прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду при отсутствии качественных мер по очистке и удалению вредных веществ. Экология моря — раздел геоэкологии, изучающий сообщества микро- и микроорганизмов, населяющих морские воды, взаимоотношения между ними, состояние моря и влияние деятельности человека на него. 1 1
Сущность: изучение взаимоотношений человека и природы 1
2 Направления: географическое, экологическое Значение: мониторинг и контроль качества окружающей среды 1 1
3 Основные районы нефтяного загрязнения: Персидский залив Средиземное море Мексиканский залив Каспийское море 1 1 1 1 Принимаются другие правильные ответы
Физическое-1 1
4 Химическое-3 1
Биологическое-2 Эстетическое-4 1 1
a. Рост численности населения — «демографический взрыв»
спровоцировал спрос в новых источниках энергии и интенсивное
развитие действующих предприятии для удовлетворения спроса. 1
b. Увеличение в потребности природных ресурсов — ежегодное
количество добываемых ресурсов растет за счет спроса и
нерационального использования природных ресурсов. 1
с. Нерациональное использование природных ресурсов — в
5 развивающихся странах практически отсутствует понятие Принимаются
«recycling» в производстве сырья или готового продукта. 1 краткие ответы
d. Антропогенное воздействие на природную среду — бурный рост
численности населения планеты, сопровождающийся бурной
интенсификацией его производственной деятельности, ведет к 1
резкому истощению природных ресурсов. Так, по прогнозам,
потребность в энергии в мире к 2050 г. возрастет в 5 раз. В то же
время ресурсы нефти и газа могут быть исчерпаны уже в ближайшие 80 лет.
21
а. Дым из дымоходов, заводов, транспортных средств или от 1
сжигания древесины и угля делает воздух токсичным. Выброс
диоксида серы и углекислого газа в атмосферу вызывает
глобальное потепление и кислотные дожди, которые, в свою
очередь, повышают температуру, провоцируя чрезмерные осадки
или засуху во всем мире, усложняет жизнь животных и растений;
b. Окисление водных ресурсов. Наиболее чувствительными
оказываются реки и озера. Происходит гибель рыб. Кислотные Принимаются
6 дожди действуют на растительный покров прямо и косвенно. 1 другие
Прямое воздействие происходит в высокогорных районах, где кроны деревьев оказываются в прямом смысле погруженными в кислотные облака. Избыток кислой воды разрушает листья и ослабляет растения. с. Реальным выходом будет сокращение выбросов деятельности предприятий, как в атмосферу, так и в воду. Прекращение деятельности предприятий либо установка дорогостоящих фильтров. Создание экологически безопасных производств. 1 1 правильные ответы
а. Нерациональное использование вод Аральского моря во время
ирригационных работ, развитие цветной металлургии в Рудном 1
Алтае, радиоактивное загрязнение на территории бывшего СИЯП, 1
загрязнение нефти на побережье Каспия.
b. Малонаселенные части территории Казахстана, полупустыни, Принимаются
7 пустыни, горные области. Территории ЗКО, северной части; 1 другие
с. 1 прогноз: ухудшится, т.к. в будущем ожидается рост численности населения, вместе с ним распашка земель, добыча подземных вод. 2 прогноз: не изменится, т.к. неблагоприятные климатические, почвенные, рельефные характеристики данных регионов не подвергнутся антропогенному воздействию. 1 1 правильные ответы
а. Под «грязными технологиями» понимается производство без Принимаются
соблюдения природоохранных мероприятий, чрезмерная добыча с 1 другие
нагрузкой на геосферу: применение опасных для окружающей правильные
среды реагентов и реактивов, приводящие к ухудшению состояния ответы
компонентов природного комплекса.
b. Нарушения в химическом и физическом составе и свойствах 1
8 почв, окисление сульфидов приводит к появлению многочисленных сульфатов: халькантита, галотрихита, мелантерита, сидеротила, алуногена и др., в состав которых входят Си, Fe, Mg, Al, Ca, S. , изменении системы горизонтов. с. Рекультивация земель: Провалы засыпают землей, выравнивают, вносят удобрения, высаживают деревья и сеют траву. 1
Всего баллов 30
22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить, схемы, картосхемы словами, элементами дополнительной характеристики тематических карт. При ответе на вопросы, требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель Уровни мыслитель ных навыков Кол. задании * № задания * Тип задания * Время на выполнен ие* Балл* Балл за разде л
Основы геоэкономики 10.4.1.1 Объяснять цели и задачи направления «геоэкономика» Знание и понимание 1 1 КО 3 2 19
10.4.1.6 Анализировать современные факторы размещения отраслей мирового хозяйства Навыки высокого порядка 1 6 РО 8 4
10.4.1.8 Классифицировать страны мира по хозяйственной структуре Применение 1 2 КО 5 6
10.4.1.9 Анализировать территориальные модели мирового хозяйства (с дополнительным охватом казахстанского компонента) Навыки высокого порядка 1 7 РО 7 5
10.4.1.11 Классифицировать страны мира по уровню экономического развития Применение 1 4 КО 2 2
Основы геополитики 10.5.1.3 Определять основные объекты и субъекты геополитики Применение 1 3 КО 5 3 11
10.5.1.6 Оценивать роль в геополитике физико-географических, экономических, социальных, демографических, политических, военных, технологических факторов Навыки высокого порядка 1 5 КО 3 2
10.5.1.10 Анализировать функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ Навыки высокого порядка 1 8 РО 7 6
Итого 8 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
24
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Г еография»
1. Определите объекты исследования геоэкономики.
Объекты исследования геоэкономики
/
1.
[3]
2. Сопоставьте страны, учитывая хозяйственную структуру, указанную в диаграмме. Страны: Казахстан, Германия, Россия, Италия, Эфиопия, Монголия
Страна 1 ————-
3. Заполните таблицу.
Страна 2
Страна 3
[6]
Основные объекты геополитики

[3]
3
25
4. Классифицируйте страны мира по уровню экономического развития.
Страны: Италия, Япония, Израиль, Новая Зеландия, Франция, Австралия
№ Группа стран Страны
1 «Большая семерка»
2 «Страны переселенческого капитализма»
[2]
5. Казахстан является одной из самых развитых стран Центральной Азии. Дайте оценку экономико-географического и геополитического положения Казахстана. Приведите не менее трех аргументов.
[3]
6. Размещение производства (отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) на территории отдельных стран, регионов и всего мира происходит не случайно, а под действием определенных условий. Те условия, которые оказывают решающее влияние на выбор места для развития определенных отраслей хозяйства или отдельных предприятий, называются факторами размещения производства.
a. Назовите «старые» факторы размещения производства.
[1]
b. Опишите влияния НТР на появление «новых» факторов размещения производства.
[1]
c. Укажите, какие виды производства зависят от «новых» факторов (приведите 2 примера)
[2]
7. Рассмотрите диаграмму.
qJ Мир
Либерия
S Сомали
Дем. Респ. Конго
я а. Афганистан
Лаос
33 Индия Китай
<2! Бразилия Бахрейн Албания >S Армения Узбекистан Румыния
л ст S
£ ° 2 2хо Белоруссия
Mi Украина
и & 2 , Литва
с О Казахстан Россия
— Австралия
* £ Швеция
о з. Япония
Норвегия
1 ^ „ США
о ^ Великобритания
g ш Бельгия
СП $ CL ФРГ Люксембург
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100%
a. Определите две причины зависимости от аграрного сектора в странах Африки.
[2]
b. Аргументируйте утверждение: «Развитые страны испытывают дефицит
сельскохозяйственной продукции».
[1]
c. На сегодняшний день 32% структуры ВВП Казахстана составляет промышленность, в том числе нефте-газодобыча и металлургия. Главным фактором роста казахстанской экономики остается внешний — высокие цены на экспортоориентированную продукцию (ЭП).
26
Укажите риск для экономики РК при изменении цен на ЭП на мировом рынке.
[1]
8. Прочитайте текст.
26 апреля 1994 года в городе Алматы президентом Казахстана Назарбаевым Н. А. и премьером Госсовета Ли Пэном было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе. Впервые в истории обеих стран был проведен процесс делимитации и демаркации государственной границы, устроивший обе стороны. До этого Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям — СССР, Японии, Вьетнаму и Индии и др., что часто приводило к пограничным конфликтам и даже локальным войнам.
Казахстан стал инициатором по урегулированию границ между Китаем и сопредельными странами СНГ. 26 апреля 1996 года на встрече глав пяти государств — Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Шанхае было подписано историческое Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе государственных границ. После ряда встреч «пятерки» Соглашение переросло в ШОС — Шанхайская организация сотрудничества.
Также были подписаны Соглашения о делимитации границ с Киргизией (2001), Узбекистаном (2002), Туркменией (2003) и Россией (2006). Общая протяженность государственной границы Республики Казахстан, включая границу с Китайской Народной Республикой и морскую границу (без Аральского моря), составляет около 14000 километров. Протяженность государственной границы Республики Казахстан с Кыргызской Республикой приблизительно 1240 километров, с Российской Федерацией 7190 километров, Туркменистаном 416 километров, Республикой Узбекистан 2350 километров, Китайской Народной Республикой 1780 километров.
a. Укажите два важных аспекта в процессе делимитации и демаркации государственной
границы для РК.
[2]
b. Определите границу, которая является самой протяженной в мире (7190 км). Укажите
значимость данной границы для экономики РК.
[2]
c. Назовите один неблагоприятный фактор географического положения Казахстана.
[1]
27
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 Геологистика, геоинформатика, геомаркетинг, геологистика, геокультура, промышленность 3 по 1 баллу за каждый правильный ответ
2 Страна 1 — Казахстан, Россия Страна 2 — Эфиопия, Монголия Страна 3 — Италия, Германия 6 по 1 баллу за каждый правильный ответ
3 Территория Ресурсы ФГП и геополитические процессы и явления 1 1 1
4 «Большая семерка» — Италия, Япония, Франция «Страны переселенческого капитализма» — Израиль, Новая Зеландия, Австралия. 1 1
5 Страна находится в самом центре Евразии, потому через нее проходят важные транспортные пути, соседство с Россией и Китаем помогает развивать внешнюю торговлю Омывается Каспийским и Аральским морями (озерами) которые используют для добычи нефти и рыболовной промышленности, Большая территория способствует наличию разным полезным ископаемым (около 110 элементов таблицы Менделеева) 1 1 1 Принимаются и другие правильные ответы
6 a. Факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации; b. Фактор наукоемкости. В эпоху НТР научно-техническая база становится все более важным фактором размещения производства. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям, которые тяготеют к крупным научным центрам — большим городам и городским агломерациям; возникают и специализированные «города науки». Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, напротив, рассредоточение их. Экологический фактор. Недостаток территории, воды, растущие расходы на очистку промышленных стоков и выбросов, общее ухудшение состояния окружающей среды в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах стали важными причинами ограничения дальнейшей концентрации в них производства и населения. В отдельных случаях часть «грязных» производств перемещается в другие районы или вообще демонтируется. c. Развитие технопарков (Силиконовая долина в США) и технополисов (Цукуба в Японии). Рурский промышленный район, который называют индустриальным сердцем Германии, и до, и после второй мировой войны считался одним из самых «грязных» в Европе. Но благодаря целой системе мер 1 1 2 Принимаются и другие правильные ответы
28
экологическая обстановка в нем стала гораздо более благоприятной-многие производства были закрыты или выведены из этого района.
7 a. Нехватка трудовых ресурсов и профессиональных кадров в других секторах экономики слаборазвитая инфраструктура и устаревшая технологическая база для развития промышленности b. Нет. В развитых странах развито интенсивное сельское хозяйство, которое полностью обеспечивает продуктами СХ население страны. Например, Австралия крупнейший производитель мяса баранины, а Швеция и Дания обеспечивают всю Европу молоком. c. Когда благополучие страны в значительной степени строится на нефтяных доходах, резкое и даже не очень резкое падение мировых цен может дестабилизировать экономику и спровоцировать кризис. 1 1 1 1 Принимаются и другие правильные ответы
8 a. Возможность недопущенния локальных войн и конфликтов, которые, могут быть из-за государственной границы Решение вопросов трансграничных рек. b. Казахстан-Россия В товарообороте есть большие возможности для отправки грузов с любого населенного пункта, для развития инфраструктуры, движения трудовых ресурсов c. Общая граница с Узбекистаном, которая граничит в свою очередь с Афганистаном — центр терроризма и наркотрафика, религиозного экстремизма. Отсутствие перевозки грузов морскими путями. 1 1 1 1 1 Принимаются и другие правильные ответы
Всего баллов 30
29
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность — 40 минут Количество баллов — 30 Типы заданий:
КО — задания, требующие краткого ответа;
РО — задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить, пустые места на схемах, картосхемах словами, элементами дополнительной характеристики тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
30
Характеристика задании суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель обучения Уровень мыслитель ных навыков Кол-во задании * № задания * Тип задания * Время на выпол нение* Балл* Балл за раздел
Регионы мира 10.6.1.1 Объяснять деление мира по различным признакам на физикогеографические, историко-культурные, политико-географические и геополитические районы Навыки высокого порядка 1 5 РО 8 5 18
10.6.1.3 Представлять в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и особенности, географическую характеристику Применение 1 1 КО 3 3
Методы сравнения стран 10.6.2.2 Объяснять методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: ВВП, ВНП, в том числе на душу населения, ППС (паритет покупательской способности), гендерное равенство и т.п.) Навыки высокого порядка 1 6 РО 5 3
10.6.2.3 Графически представлять рейтинг стран мира по одному из показателей (по выбору) Применение 1 2 КО 4 3
10.6.2.6 Определять географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по выбору: на примере трех стран, расположенных в начале, середине и конце рейтинга) Применение 1 3 РО 6 4
31
Решение глобальных проблем 10.7.1.1 Классифицирует проблемы в развитии человечества Применение 1 4 КО 5 4 12
10.7.1.3 Определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем Навыки высокого порядка 1 7 КО 3 4
10.7.1.4 Определяет территориальные проявления глобальных проблем Навыки высокого порядка 1 8 РО 6 4
Итого 8 40 30 30
Примечание: * — разделы, в которые можно вносить изменения
32
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Г еография»
1. Нанесите на контурную карту историко-географические регионы мира: Историко-географические регионы мира: Западная Африка, Юго-Западная Азия, Южная Азия
[3]
2. Используя данные таблицы стран лидеров по уровню ВВП (ППС) составьте круговую диаграмму. Рассчитайте в диаграмме данные остального мира. Используйте фоновые условные знаки.

№ Страна 2017 год в %

1 КНР 18,23
2 США 15,26
3 Индия 7,45
4 Япония 4,27
5 Германия 3,28
6 Россия 3,16
7 Индонезия 2,55
8 Бразилия 2,55
9 Великобритания 2,29
10 Франция 2,23
[3]
33
3. Укажите факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге ВВП. Дополните таблицу.
Страна ВВП 2017г млрд долларов США Географически й фактор Социальный фактор Экономический фактор Политический фактор
США 19396 2-место Выход к Атлантическом у и Тихому океанов. Обширная территория богатая полезными ископаемыми Население свыше 316 млн. Удельный вес высококвали фицированн ого активного населения свыше 65% Член и лидер ООН, НАТО и других международн ых организации
Казахста н 478 42-место Грамотность населения 99%. ЭАН свыше 12 млн жителей Зависимость от нефтедобычи. Ориентир на добычу сырья. Отсутствие центров переработки сырья
Чад 29 131-место Отсутствие выхода к морю. Наличие «бедных соседей» Нехватка техники и технологии в добычи полезных ископаемых. Скудные запасы полезных ископаемых Не имеет в мировой практике «права голоса»
[4]
34
4. Дополните схему «глобальные проблемы в развитии человечества»
5. Объясните деление мира по различным признакам:
a. По географическому положению
b. По историко-культурным признакам
c. .По уровню социально-экономического развития
[4]
[1]
[2]
[2]
6. Основными экономическими показателями страны, как субъекта экономики являются ВВП, ВНП и ВВП на душу населения
a. Объясните разницу между ВНП и ВВП
[1]
b. Расчитайте ВНП страны по расчету расходов, на основе данных: Потребительские расходы составляют 500 ден. ед. Расходы предпринимательского сектора — 125, экспорт составляет 20, импорт — 23 ден. ед. Государственные закупки товаров и услуг равны 28.
[1]
c. Объясните почему Китай, как первая экономика мира в 2017 году по уровню социальноэкономического развития относится к развивающимся странам?
[1]
7. Укажите 4 основных причины, приведшие к возникновению глобальных проблем
[4]
35
8. Определите проявление глобальных проблем человечества на территории Республики Казахстан
a. Экологическая проблема
[1]
b. Продовольственная проблема
[1]
c. Энергетическая проблема
[1]
d. Проблема войны и мира
[1]
36
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная информация
1 Наносит на контурную карту историко-географические регионы мира: Западная Африка: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Кот д’ Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. Юго-Западная Азия: Турция, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Йемен, Кипр. Южная Азия: Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивы, Пакистан, Шри-Ланка. 1 1 1 К каждому региону по одной стране 1 балл
2 Китай 65,6°; США54,9°; Индия 26,8°; группа стран от 4-10Япония-Франция 64,8°; доля остальных стран мира 147,9° 1 1 1
3 Указывает факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге ВВП. США экономический фактор: Член НАФТА, множество сотрудников в мировой торговле. Влияние на МВФ и ВБ. РК географический фактор: Не имеет выхода к морю. В центре материка Евразия и на пути нового Шёлкового пути. Политический фактор: Добрососедство и транспарентность в отношении с другими странами. Чад: социальный: Безграмотность населения. Большинство населения социально уязвимые. 1 1 1 1 Принимаются и другие правильные ответы
4 Общество и природа: экологические Внутриобщественные проблемы: проблема преодоления бедности, продовольственная проблема, проблема сохранения мира. 1 1 1 1
5 a. Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности. b. Историко-культурными называют районы, каждый из которых имеет свой, непохожий на другие, путь развития. Различия проявляются в своеобразии памятников культуры народов, населявших эти районы, особенностях их религий, обычаев, национального характера, традиционных видов хозяйства. c. По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: развитые капиталистические, страны с переходным типом экономики и развивающиеся. 1 2 2 Ответы могут быть краткими
37
а. ВВП конечная стоимость произведенного совокупного 1
продукта и услуг на территории одной страны за определённый
период, ВНП конечная стоимость произведённых товаров и
6 услуг, включая и тех, что произведены за пределами 1 Ответы могут
государства. быть краткими
b. 650 денежных единиц 1
c. В стране чрезмерно высокая численность населения, уровень
грамотности и ИЧР сравнительно не высокий.
Причины возникновения глобальных проблем:
-резкое и не всегда оправданное увеличение расходования 1
природных ресурсов.
-отрицательное воздействие производства на природную среду, 1 Принимаются и
7 ухудшение экологических условий жизни людей. другие
-усиление неравномерности в уровне социально- 1 правильные
экономического развития между промышленно развитыми и ответы
развивающимися странами.
-создание оружия массового уничтожения, угрожающего 1
существованию человеческой цивилизации.
а. Экологическая проблема. 1
В Казахстане сложилась сложная экологическая ситуация,
особенно в зоне СИЯП, Аральского моря, загрязнёнными
городами считаются Шымкент, Усть-Каменогорск, Риддер. 1
b. Экономика Казахстана на 8 % зависит от импорта продуктов
8 питания.
c. Энергетическая проблема. Казахстан являясь крупным экспортером энергоресурсов в свою очередь страна сама зависит от импорта нефти и газа на 25 %, импорт электроэнергии из РФ — 1,2 млрд. кВт/ч d. Проблема войны и мира. Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия. 1 1
Всего баллов 30
38

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *