Сферы Земли и их составляющие. КСП Естествознание 5 класс

Краткосрочный план урока № 9

Школа:
Дата:«____»____________20___г.
ФИО учителя:

Класс: 5 «____» класс. Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: Сферы Земли и их составляющие
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
5.2.3.1– характеризовать сферы Земли и их составляющие
Цели урока: Сформировать и закрепить представления о следующих понятиях: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, ноосфера. Воспитывать бережное отношение к природе
Цели обучения Все учащиеся смогут:
Знает о представление о важнейшем способе изображения земной поверхности,
создающем условное плоское её изображение – картографическом, географической
карте; выявить черты сходства и различия в изображении земной поверхности на планах и картах;
Большинство учащихся будут уметь:
познакомиться с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Некоторые учащиеся смогут:
Объяснить от чего зависит распределение тепла и света на Земле
Критерии успеха Изучает понятия: земная кора, мантия, ядро;
получат представление о понятии о строение зели;

Привитие
ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка.
Навыки
использования
ИКТ На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные
знания обладать ответственным отношением к учебе; быть осознанным, уважительным и доброжелательным по отношению к другому человеку, однокласснику, его мнению
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
II. Проверка домашней работы.
С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку домашней работы.
Экватор это…?
2. Экватор делит Землю на два полушария, назовите их…
3. Карта это…?
4. Назови виды карт
5. Уменьшенная модель земли это …
6. Время полного оборота Земли вокруг своей оси равно ? ….дней … часов.
Этот отрезок называют….. ?
7. Назовите спутник Земли ?
Если да, то ставим «1», если нет – «0»
1.Земля – имеет форму шара.
2.Глобус – это уменьшенная модель Земли.
3.Ось, вокруг которой вращается Земля, называют экватором.
4.Экватор – воображаемая линия, которая делит Землю на Западное и Восточное полушария.
5.Линия, разделяющая Северное и Южное полушария называется осью вращения.
6.Экватор – это воображаемая линия.
7.Запад, север, юг, восток – стороны света.

Критерии успеха умеют выявлять закономерности, обобщать;

Середина урока
Учащимся предлагается выполнить в ходе объяснения в тетради следующую схему:

Наша Земля отличается от других планет Солнечной системы строением ее литосферы и рельефа. Нигде на других планетах нет таких мощных толщ осадочных и метаморфических пород, как на Земле, нет такого разнообразия больших, средних и малых форм рельефа. Рельеф оказывает большое влияние на климат, воды суши, растительность. Жизнь людей тоже связана с рельефом.
Литосфера. Как удивительно сложно ее строение. Наша земная кора не является монолитным панцирем. А разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на гигантские блоки. Границы блоков проходят по срединно-океаническим хребтам или по глубоководным желобам. Процессы, происходящие в литосфере, оказывают большое влияние не только на природу планеты, но и на жизнь человека. Одно из грозных явлений – землетрясения и извержения вулканов. На Земле ежегодно происходит где-то около 100 сильных землетрясений и более 100 000 небольших, более 800 действующих вулканов, которые извергают на поверхность планеты много лавы, пепла, газов и водяного пара. Можно сказать, что наша Земля постоянно дрожит.
Знания о строении и истории развития литосферы имеют большое практическое значение для хозяйственной деятельности человека. Ученые на основе этих данных прогнозируют места поисков месторождений полезных ископаемых, составляют прогнозы стихийных бедствий, которые связаны с процессами, происходящими в литосфере»

Голубое небо, пение птиц, разнообразие природы, а также быта населения, его деятельность – все это обусловлено главным образом атмосферой.
Атмосфера появилась на Земле очень давно – более 4 млрд лет назад. Она образовалась из вулканических газов. Современные живые организмы не могли бы дышать в древней атмосфере.
Для жизни на Земле наиболее важную роль играют кислород, углекислый газ, водяной пар и озон. Кроме газов в воздухе атмосферы имеются и твердые примеси, образующиеся в результате разрушения горных пород, извержения вулканов, пыльных бурь, сжигания топлива.
Атмосферу образно называют воздушным океаном, на дне которого мы живем. Роль ее в жизни Земли огромна.
— Атмосфера – это защита от солнечного и космического излучения.
— Атмосфера – это условие существования живых организмов.
— Атмосфера – это защита поверхности Земли от перегрева днем и переохлаждения ночью.
— Атмосфера – это условие образования звука, ветров, осадков.
— Атмосфера – это возможность выветривания горных пород.
— Атмосфера – это защита от метеоритов.
Атмосфера находится во взаимодействии со всеми сферами Земли»

Неповторимый облик нашей планеты создан процессами, которые происходят в ее оболочках. Масса воды, содержащаяся в земной коре, на ее поверхности и в атмосфере, образует сплошную оболочку – гидросферу.
Предполагают, что вода появилась на нашей планете одновременно с атмосферой, когда при вулканических извержениях из магмы выделялся водяной пар.
Гидросфера – совокупность вод Земли в твердом, жидком и газообразном состоянии.
На нашей планете нет такого места, где совсем не было бы воды. Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит некоторое количество водяного пара.
Воде принадлежит важная роль в истории развития Земли. Почти все процессы на нашей планете протекают при ее участии. Питает эти процессы энергия Солнца. Огромная часть солнечной энергии поглощается, перерабатывается и передается другим оболочкам Мировым океаном – основной частью гидросферы. Океан – это начальное звено Мирового круговорота воды, который объединяет не только разные части гидросферы. Он связывает между собой оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.
Вода – самое необыкновенное вещество на нашей планете. Ничто не может сравниться с ней по влиянию на природные и антропогенные процессы»

Наша планета – единственная из всех космических тел Солнечной системы – заселена живыми организмами. Область их расселения образует биосферу.
Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.
Сейчас живые организмы заселяют тропосферу, поверхность суши, верхнюю часть земной коры и гидросферу. Поэтому верхняя граница биосферы проводится на уровне озонового слоя, нижняя – в земной коре на глубине около 5 км. Однако границы биосферы не всегда были такими. Они менялись с течением времени. Жизнь на нашей планете зародилась в воде около 3,5 млрд лет назад. Примерно 500 млн лет назад она распространилась на сушу, а затем и в атмосферу. Важный этап в развитии биосферы связан с появлением и расселением по Земле человека.
В современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии.
Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения – посредники между Солнцем и Землей – это организмы – производители. С помощью фотосинтеза под действием солнечного света они создают первичные органические вещества. Животные питаются растениями или другими животными- это организмы-потребители. Грибы и бактерии разлагают остатки отмерших организмов. Они превращают органические вещества в неорганические, которые вновь потребляются растениями. Бактерии и грибы – это организмы-разрушители. При разложении органических веществ выделяется тепло, т.е. энергия, которая была когда-то поглощена от Солнца растениями. Если бы исчезли организмы-разрушители, была бы отравлена биосфера.
Таким образом, живые организмы переносят вещество и энергию из одних частей биосферы в другие. Такой перенос веществ и энергии образует биологический круговорот. Как и круговорот воды, он связывает в единое целое все части природы. Нарушение биологического круговорота человеком грозит катастрофическими последствиями.
Русский ученый В.И. Вернадский считал живые организмы самой могущественной силой на земной поверхности, преобразующей природу»

Кроссворд «Оболочки Земли» (на доске)

1. Верхняя твёрдая оболочка Земли.
2. Газ, придающий воздуху свежесть после грозы.
3. «Дыра» в атмосфере, через которую хорошо проходит солнечная радиация, губительная для всего живого на Земле.
4. Вредные лучи, в избытке попадающие на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.
5. Прерывистая водная оболочка Земли.
6. Воздушная оболочка нашей планеты.
7. Оболочка нашей планеты, заселённая живыми организмами.
8. Безвоздушное пространство.
9. В переводе с греческого «атмос» означает пар, а шар (что означает?).
Работа : материки и океаны Земли.
1 группа . Рассмотрите как формировались материки и океаны в истории развития Земли.

Материк Пангея, океан Панталасса

Лавразия Гондвана

океан Тетис
2 группа «Внутреннее строение Земли»
О внутреннем строении Земли мы знаем очень мало, самые глубокие скважины ~20км, а до центра Земли больше 6.000 км. Под твердой оболочкой Земли, по которой мы ходим располагается раскаленная лава.

земная кора
мантия
внутреннее ядро
внешнее ядро

Учебник:
Рабочая тетрадь:
Ресурсы

Критерии успеха умение самостоя-тельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Конец урока
По методу «Ассосация» и «Аквариум» проводит закрепление урока.

Работа в группах. Составление постера, взаимные вопросы групп, диалог в парах:
1,3,5 группы – «Внешнее строение Земли – атмосфера, биосфера, гидросфера»;
2,4,6 группы – «Внутреннее строение Земли – ядро, мантия, земная кора».
Этап рефлексии: по стратегии «Телеграмма» проводит рефлексию.
— О чем говорили на уроке?
— Что удалось без особых усилий?
— Что было трудно?
Критерии успеха оценивание собственной деятельности на уроке
умения грамотно и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.

К концу урока учащиеся научатся:
Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.
№1:
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.

№2
На носочках ходят мыши.
Так, чтоб кот их не услышал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *