Макро- и микромир. КСП Естествознание 5 класс

Краткосрочный план урока № 6
Школа:
Дата:«____»____________20___г.
ФИО учителя:

Класс: 5 «____» класс. Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока: Макро- и микромир

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
5.2.1.1 – различать и приводить примеры объектов макро- и микромира
Цели урока: Все учащиеся: Знают знания о смысле интегрированного курса естествознания, его значении в формировании мировоззренческих понятий об окружающем мире, основных объектах естествознания, основных направлениях науки; сущности понятий макро и микромира
;Большинство: называют процессы неживой природы (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы)
; Некоторые: Объясняюти умеют составлять схемы, пользуясь текстом учебника..
Критерии успеха Знают содержание интегрированного курса естествознание, состав наук, основные объекты естествознания, сущность понятия макро и микромира; фамилии выдающихся ученых.
-Умеет описывать и классифицировать тела, определять из каких веществ состоят.

Привитие
ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи Естествознание. информатика
Навыки
использования
ИКТ На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Предварительные
знания Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках, рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых навыков
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы

Начало урока  . Организационный момент
 Приветствие

 Что вы видите на рисунке? Как называется этот прибор?
 Для чего используется?
 Предположите тему урока, используя картинки
Ознакомиться с целями урока и с критериями оценивания
Критерии успеха выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог

Середина урока
Введение понятий «макромир, микромир» (на слайдах- схема, клетка, человек)

1) Комментированное чтение текста учебника
2) Запись определений «Дневник двойной записи»:
Естествознание- наука о природе, окружающем мире.
Естественные науки:…
3) Тела и вещества. Самостоятельная работа по заданиям:
— Выписать определение «Тела-..»
— Составить схему и дополнить примерами (устно)
Виды тел

— Выписать определение «Вещества-..»
— Составить схему и дополнить примерами:
Виды веществ

4) Прочитать определение явлений природы.
— Вспомните и загадайте загадки о явлениях природы.
2. Закрепление полученных знаний: чтение вывода по учебнику.
Ответы на вопросы в конце параграфа.
— Какие явления природы носят стихийный характер?

3. Изучение характеристики ученых, их трудов
Вводная беседа для формулировки предварительного задания:
• Что способствовало возникновению и развитию наук?
• Как изменялась деятельность людей с течением времени? Почему?
1) Чтение текста (с.11) по заданию: заполнить схему

2) Знакомство с фамилиями ученых, их работами
-Прочитать текст на с.11-12. Подготовить ответы на вопросы:
• Кто из ученых первым высказал мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца?
• Какую гипотезу выдвинул Николай Коперник?
• За что был сожжен на костре Джордано Бруно?
• Родиной какого ученого был город Отрар в Казахстане? Почему его называют ученым-энциклопедистом?
• Кто из ученых сделал один из первых географических глобусов и считал звезды огненными шарами?
-Выбрать дополнительный текст из предложенных учителем об одном из ученых. Прочитать текст, выбрать главное, рассказать друг другу.
Первые микроскопы, изобретённые человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590. Роберт Гук усовершенствовал микроскоп и вот что получилось.

Что же увидел Гук в свой микроскоп?
«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел…»
-Что увидел Гук в свой микроскоп? Я предлагаю обратиться к микроскопу.
-Что вы увидели через объектив микроскопа?
Сравним увиденное нами с тем, что видел Роберт Гук.

«…я ясно увидел, что срез состоит из очень многих маленьких ячеек ( клеток), имеющих перегородки. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник — я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки».
-Сделайте вывод о том, какое строение имеют растения.
-Гук наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение растений.
Долгие годы Гук и его коллеги ученые считали, что клеточное строение имеют только растения, так как микроскоп Гука был несовершенным. Одним из современников Роберта Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы. Мои последователи установили, что все живые организмы имеют клеточное строение.
Восстановите историческую справедливость.
-С фамилиями каких исследователей связны эти достижения?»

Задание 1
Восстановите историческую справедливость.
Ученый Достижение
Изобретение микроскопа,
Усовершенствование микроскопа, срез пробки- первое упоминание о клетке
Изучение одноклеточных организмов

Заполни таблицу.

Сейчас я вам предлагаю отправиться в микромир.
Демонстрация видео

Задание 2
Давайте снова обратимся к микроскопу и зарисуем то, что мы видим.
С помощью учебника выясните из каких частей состоит клетка.
Подпишем составные части клетки.

-Универсальной ячейкой жизни является клетка.
Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука).

Современный световой микроскоп выглядит так.
1930-е годы появился электронный микроскоп (США).

Вот, что можно увидеть в микроскоп.

Задание 3
Рассмотрите рисунок клеток растений, сравните их , сделайте вывод.

Вывод: Клетки имеют разную форму, но одинаковы по строению.

Задание 4
Рассмотрите рисунок клеток человека , какие клетки изображены на рисунке, где они находятся, какую функцию выполняют, сравните их форму.

Сделайте вывод, ответив на вопрос, почему клетки имеют разную форму?
Вывод: Форма клеток зависит от функций, которые они выполняют.
Жизнедеятельность клетки
-Ребята давайте вспомним, какими свойствами обладает любой живой организм? Что нам с вами необходимо для нормальной жизнедеятельности?
Дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ.
Показ слайдов о дыхании, питании, росте, размножении и обмене веществ.
Давайте сделаем вывод, выполнив задание 5.

Задание 5
Продолжи фразу
«Если клетка обладает всеми свойствами живого организма следовательно, ….»
Она сама живая т.е. является целостной биологической системой.
Вывод: Итак ребята давайте подведем итог нашего занятия.какую цель поставил в начале нашего путешествия Роберт Гук. Выяснить из чего состоят все живые организмы.
Так из чего же они состоят? (Из клеток)

Задание 6
Используя полученные знания, дайте определение клетке.
Клетка- составная часть всех живых организмов, обладающая всеми признаками живого. Форма клеток зависит от выполняемых ею функций.
Интерактивный тест
Рефлексия
? Чему мы научились на этом уроке?
? Выполнили мы задания, полученные от ученого ?
Задание на дом. Подготовить Учебник:
. Рабочая тетрадь:
.

Критерии успеха приводит примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
Конец урока
Задание для группы «Путешествие в микромир»
Задание 1. Восстановите историческую справедливость.
Заполни таблицу.
Ученый Достижение
Изобретение микроскопа,
Усовершенствование микроскопа, срез пробки- первое упоминание о клетке
Изучение одноклеточных организмов
Задание 2. Зарисуй и подпиши строение растительной клетки.

Задание 3. Рассмотрите рисунок клеток растений, сравните их , сделайте вывод

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4
Рассмотрите рисунок клеток человека, какие клетки изображены на рисунке, где они находятся, какую функцию выполняют, сравните их форму.
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Продолжи фразу
Если клетка обладает всеми свойствами живого организма следовательно, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Используя полученные знания, дайте определение клетке.
Клетка — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия в конце урока методом «Меню» или «Ресторан»:

Критерии успеха ;
дать элементарные представления о строении клетки, о значении ее частей, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Учащиеся научатся:
Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради.
№1:
НАШ ОТДЫХ
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места! Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.)
Прямо спину всем держать! (Выпрямляют спину.)
Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.)
И под ноги не смотреть! (Круговые движения головой.)
Раз и два, раз и два! (Шагают на месте.)

№2
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз. (5 раз)
Сколько палочек да точек,
Столько встанем на носочки. (4 раза)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (3 раза)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *