Лабораторная работа «Описывать свойства и значение воды для живых организмов». Свойства воды: поверхностное натяжение, адгезия и когезия, температура кипения и плавления, теплоемкость. Биологическое значение воды и ее роль в качестве растворителя, в поддержании и регулировании температуры. Значение микро и макроэлементов (кальций, калий, железо, углерод, водород, кислород, фосфор, азота) для жизни. КСП Биология 7 класс

Краткосрочный план урока №17-18

Раздел долгосрочного плана:
7.1Е Вода и органические вещества
Школа:
Дата:
ФИО учителя:
Класс: 7 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Тип урока Урок-практикум
Тема урока Лабораторная работа «Описывать свойства и значение воды для живых организмов». Свойства воды: поверхностное натяжение, адгезия и когезия, температура кипения и плавления, теплоемкость. Биологическое значение воды и ее роль в качестве растворителя, в поддержании и регулировании температуры. Значение микро и макроэлементов (кальций, калий, железо, углерод, водород, кислород, фосфор, азота) для жизни.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке .7.4.1.1 описывать свойства и значение воды для живых организмов
7.4.1.2 описывать роль микро- и макроэлементов в жизнедеятельности организмов

Цели урока Учащиеся:
— определяют основные свойства воды (поверхностное натяжение, температуру кипения и замерзания соленой и пресной воды; вода как растворитель, адгезия и когезия);
— описывают значение воды для живых организмов (участие в качестве растворителя, в метаболических реакциях, в поддержании и
регуляции температуры живых организмов).
Цель обучения учащихся Учащиеся смогут:
— описывать свойства и значение воды для живых организмов
КО Учащиеся будут:
знать основные свойства воды (поверхностное натяжение, температуры кипения, замерзания соленой и пресной воды, вода как растворитель, адгезия и когезия);
понимать биологические функции воды (движение, испарение, контроль температуры, как среда для жизни);) правильно определять роль функций воды в разных реакциях, протекающих в живых организмах;
правильно проводить экспериментальную работу, соблюдая правила ТБ.
Описывать важность роли воды в жизнедеятельности живых организмов
Языковые цели
Учащиеся могут… делать заметки во время эксперимента (навыки разговорной, письменной речи и прослушивания), затем составлять письменный доклад по критической оценке своих исследований (навыки письменной речи).
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
• полярная молекула
• водородная связь
• межмолекулярная связь
• поверхностное натяжение
• растворитель
• температуры кипения и замерзания
• адгезия и когезия
• движение
• испарение

Полезные выражения для диалогов и письма:
Молекула воды является…
Вода – отличный растворитель для …
Поверхностное натяжение воды обеспечивает ….

Привитие ценностей Формирование чувства уважения друг к другу, сотрудничества при работе в парах.
Межпредметные связи Химия – формула молекулы воды, свойство как растворителя.
Физика – плотность воды, теплоемкость.
Навыки использования ИКТ Использование интерактивной доски
Предварительные знания — Строение и свойства веществ (Естествознание, 5.2А)
— Виды и источники энергии (Естествознание, 3С).

Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
0-1 мин

2-4 мин Организация атмосферы дружелюбия. Приветствие.
В целях определения темы урока и целей обучения …
(С) Ученикам даются стаканы с водой и после его рассмотрения задаются следующие вопросы:
Вода на запах …, на цвет …, форму … (чистая, прозрачная, бесцветная, жидкая и т.д.).
Теперь воду в стакане переливаем в другой стакан, что заметили … *– вода течет. * какими свойствами обладает вода? – не имеет определенной формы.
По результатам наблюдений ученики делают записи о физических свойствах воды. Затем при помощи молибута собирают молекулу воды и отвечают на следующие наводящие вопросы.:
• значит, вода …
• для чего необходима вода?
• Какова роль воды в природе?

критериев успеха. 1 слайд Презентации MS PowerPoint

2-4 слайды Презентации MS PowerPoint
Середина урока
5-11 мин

(W) 1. Учитель предлагает учащимся назвать свойств воды, используя знания из области химии. Запись свойств осуществляется на интерактивной доске. В случае, если ученики назвали не все свойства, учитель дополняет список сам и вносит необходимые пояснения. Возможен альтернативный вариант – демонстрирование на выбор фрагментов видео-роликов:
1) 5 свойств воды;
2) поверхностное натяжение воды;
3) свойства и функции воды.

(Р) 2. Учитель предлагает каждому ученику выбрать по желанию инструктивную карту (карты разработаны дифференцировано с учетом уровня владения учебными навыками), объединив детей в пары предлагает экспериментальным путем исследовать свойства воды. Каждый ученик вписывает результаты проведенных экспериментов в инструктивную карту.
Вода — растворитель
• Налить в стакан воды и положить только 1 кусок сахара, слегка помешать. Что вы заметили?
Сахар растворился.
После эксперимента учащиеся в своих группах проводят обсуждение о значении воды для живых организмов.

(С, М) В проецессе изучения свойства воды учащиеся проводят исследования используя ниже приведенные картинки.

1а 1ә

1б 1с
• В результате поверхностного натяжения капли воды смыкаются/соединяются между собой, за счет притяжения молекул воды (когезия), что обеспечивает возможность передвижения воды вверх по стеблю.
• Температура замерзания соленой воды ниже чем пресной воды, поэтому вода в океанах не замерзает.
• При высокой температуре вода испараяется, с результате чего охлаждается температура тела.

(Тж) Для подготовки презентации о значении воды в живых организмах, учащимся предлагается использовать следующие понятия:
• Обмен веществ
• Фотосинтез
• Вода — растворитель
• Терморегуляция
Каждая группа на доске презентует свою информацию, в то время как другие оценивают их методом «Светофора», по критериям: доступность, системность информации. Красный –не понятно, желтый не все понятно, зеленый – все понятно.
Также учащиеся используя данный метод самооценивают себя в группах.
Молекула воды является растворителем для многих биохимических процессов и это возможно благодоря:
• Транспорту питательных веществ, например глюкоза и сахароза передвигается по флоэме.
• Выделение продуктов распада, например аммиак, мочевина.
Большая часть реакций метаболлизма протекают в водной среде. Вода является продуктом метаболических реакций.
• Особое значение имеет вода образованная в результате метаболлизма дыхания для животных обитающих в пустынной зоне.
• Вода необходима для фотосинтеза растений.
• Для поддержания постоянства гидростатического скелета животных.
• В результате всасывания воды стенками клетки, образуется давление внутриклеточное давление.
• Для испарения воды требуется большой расход энергии, что способствует поддержанию постоянства температуры тела многих животных, т.к. вода испараяется в виде пара.
• При траспирации воды листьями растений, организм охлаждается.

Под руководством учителя учащиеся проверяют свои работы и за каждый правильный ответ ставят знак «√».

Инструктивный лист к лабораторной работе
Исследование свойств и значения воды для живых организмов.
Цель: изучить биологические свойства воды.
Оборудование: 4 стаканчика с водой, чашка Петри, кусочек марли, термометр, стеклянная палочка, жидкое мыло, фильтровальная бумага, йод, лед, 2 полиэтиленовых пакета, соль (сахар, крахмал, ложечка – в карточке для сильных учащихся).
Ход работы:
1. Проведите серию опытов, отражающих свойства воды. После каждого опыта вносите данные в таблицу 1.
Дополнительная информация (для заполнения 4 колонки можно использовать следующую информацию: регулирование температуры у животных/ транспирация у растений, переваривание и всасывание питательных веществ, выделение вредных продуктов обмена веществ) связаны со свойствами воды.
Биологические свойств воды

№ опыта Наблюдаемый результат Вывод о свойствах воды Значение для живого организма
1
2
3
4
5

Опыт №1. Возьмите химический стакан и добавьте в него 30 мл горячей воды. Сделайте замер температуры воды в стакане. Затем налейте немного воды на тонкий слой марли, расположенной в чашке Петри. Через минуту осуществите замер температуры воды, пролитой на марлю. Сделайте вывод о наблюдаемом свойстве воды. Запишите свойство воды в таблицу.
Пояснения к опыту. Изучение понижения температуры воды при испарении. Испарение сопровождается понижением температуры жидкости и приводит к её охлаждению. Это явление используется у животных при потоотделении, при тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепёке сидят с открытым ртом; возможно, оно играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев.
Опыт №2 (для учащихся со средним и слабым уровнем). В химический стакан с водой капните каплю йода. Пронаблюдайте, что происходит с йодом. Запишите наблюдаемое свойство воды в таблицу.
Пояснения к опыту. Вода является хорошим растворителем для многих биохимических молекул.
Опыт №2 (для сильных учащихся). Возьмите 2 стакана и налейте в них немного воды. В первый поместите кусочек сахара, во второй немного крахмала и размешайте. Сделайте вывод о растворимости/нерастворимости сахара и крахмала в воде. Сформулируйте и запишите свойство воды в таблицу.
Опыт №3. Положите на ровное место монету небольшого диаметра (например, 10 тенге). С помощью пипетки сначала нанесите на верхнюю поверхность монеты одну каплю воды. Предположите сколько капель воды примерно поместиться на поверхности монеты. Продолжайте нанесение капли воды до тех пор, пока вода не выльется за края монеты. Сделайте вывод о наблюдаемом свойстве воды. Запишите свойство воды в таблицу.
Пояснения к опыту. Поднятие уровня воды возможно из-за поверхностного натяжения. Благодаря поверхностному натяжению вода собирается в капли, а также молекулы воды притягиваются друг к другу (когезия) и это обеспечивает возможность передвижения воды вверх по стеблю
Опыт №4. Возьмите 2 стакана. Налейте в каждый из них воды, заполнив не менее половины стакана. В один из стаканов капните несколько капель жидкого мыла и с помощью стеклянной палочки размешайте. Сделайте 2 шарика из бумаги и поместите каждый из них в стакан. Пронаблюдайте за тем, что произойдёт с каждым бумажным шариком (в обычной воде и мыльной воде). Сделайте вывод о наблюдаемом свойстве воды. Запишите свойство воды в таблицу.
Пояснения к опыту. Моющие средства способны разрушать поверхностное натяжение воды.
Опыт №5. Возьмите 2 полиэтиленовых пакета и заполните их кубиками льда. В один пакет добавьте поваренную соль и смешайте. Во втором пакете лед должен полностью растаять. Измерьте температуру в двух пакетах. Наблюдаемые результаты запишите в тетрадь и сделайте вывод.
Пояснения к опыту. Температура замерзания соленой воды ниже, чем пресной воды, поэтому вода в океане не замерзает.
2. Напишите вывод (в выводе отметьте роль рассмотренных свойств воды в жизни живых организмов).
Функции воды в живом организме:
• Транспорт крови, межклеточного вещества, цитоплазмы, лимфы;
• Пищеварение, многие химические реакции в организме идут с растворенными в воде веществами;
• Регуляция тепла в организме;
• Участие в терморегуляции и транспорте веществ;
• Вода – хороший реагент, то есть участник химических реакций;
• Вода обеспечивает тургор клетки.

В ходе выполнения работы учащиеся приходят к пониманию, что многие жизненно важные процессы (регулирование температуры у животных/ транспирация у растений, переваривание и всасывание питательных веществ, выделение вредных продуктов обмена веществ) связаны со свойствами воды.
Благодаря поверхностному натяжению вода собирается в капли, а также молекулы воды притягиваются (когезия) и это свойство воды обеспечивает движение капли вверх по стеблю.
Температура замерзания соленой воды ниже, чем пресной воды, поэтому вода в океане не замерзает.
При высокой температуре вода испаряется, что обеспечивает охлаждение тела.
Вода является растворителем для многих биохимических молекул и обеспечивает возможность транспортировки питательных веществ, (например, глюкозы и сахарозы во флоэме), удаления экскреторных продуктов (например, аммиака).) 5-9 слайд Презентации MS PowerPoint
(плотность воды. 3.40 – 4.25 движение)
(
10 слайд
Инструктив-ный лист, лаюборатор-ное оборудование

Конец урока
38-40 мин Закрепление пройденного материала …
(Ж) Ответить на вопрсы:
1) Вода клетке нужна в качестве растворителя.
2) Животные обитающие в пустынях, существуют без воды.
3) Питательные вещества в клетку поступают только в растворенном виде.
4) Защищает от перегревания организм.
5) Если не будет слюны не сможем проглотить пищу.
6) Если не будет вода, фотосинтез будет осуществляться растениями.
7) Клетки эмбриона человека или зародыша на 90 % состоят из воды.
8) Благодаря имеющейся воде в организме, вещества равномерно в ней распределяются и выводятся наружу.
9) У птиц впадающих в зимнюю спячку образуются кристаллы льда.
10) Вода необходима головному мозгу человека, поэтому благодаря ей многие процессы протекают довольно активно.

Домашнее задание (только для учащихся, испытывавших затруднения на уроке):
1) Прочитать материал, используя информационный лист.
2) Сделать опорный конспект.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
• Мне было интересно…
• Мы сегодня разобрались….
• Я сегодня понял, что…
• Мне было трудно…
• Завтра я хочу на уроке… 11 слайд Презентации MS
PowerPoint
Информа-ционный лист
12 слайд
Презентации MS PowerPoint

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Выполнение заданий лабораторной работы основано на разном уровне владения учебными навыками учащимися. Более способным учащимся предлагается провести более сложные опыты, высказать предположения, объяснить роль свойств воды для живых организмов. Оценивание при рассуждении учащимися свойств воды, в ходе выполнения лабораторной работы. В ходе выполнения лабораторной работы:
1) при работе с горячей водой;
2) при использовании термометра;
3) при работе с йодом.
Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *